Постные дни в православии среда и пятница что можно есть
Православная Жизнь
Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.
Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.
С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.
С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.
Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».
Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).
Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.
Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.
Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.
Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.
Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.
Пост в среду и пятницу — смысл, правила, особенности
Узнайте все самое интересное и полезное о посте в среду и пятницу, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Что такое пост
Любой пост, включая пост в среду и пятницу, – это отказ от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц и продуктов, содержащих эти ингредиенты). А также воздержание от излишнего потребления пищи и лакомств, от увеселительных мероприятий и развлечений.
Духовный смысл поста заключается в подчинении тела душе, в подвиге воздержания.Человек это личность. И задача личности — овладеть своей природой. Если человек научится усмирять свое тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха. Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека.
Почему православные постятся в среду и пятницу
Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.
В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.
Пост в среду и пятницу
В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.
Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.
Как поститься в среду и пятницу мирянам
В каждом конкретном случае этот вопрос лучше всего уточнять у духовника или священника, у которого вы исповедуетесь. Для некоторых категорий людей пост ослабляется или исключается вообще. К ним относятся те, для кого особенно важен полноценный рацион питания, включающий продукты животного происхождения. Это больные люди, беременные и кормящие женщины, дети, путешествующие, военнослужащие, те, кто занимается тяжелой физической работой.
Существуют общие рекомендации, как поститься в среду и пятницу. Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности. Начать лучше с отказа от мяса в постные дни. Через какое-то время рекомендуется исключить яйца. Еще через определенный промежуток времени (может быть даже через несколько месяцев, это у всех индивидуально) отказаться от молочных продуктов и рыбы.
Важно рассчитывать свои телесные силы. Пост способствует очищению души и тела и не должен подрывать здоровье. Главное в посте это не просто отказ от скоромной пищи, но и духовные делания. Такие, как молитва, изучение Священного Писания, благотворительность, анализ своих страстей и борьба с ними.
Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы.»
Распространенные заблуждения о соблюдении поста
Не стоит тратить часы над изучением состава продуктов или на приготовление изысканных постных блюд. Лучше посвятить это время молитве или помочь ближним. Постная пища должна быть максимально простой, способной удовлетворить потребность человека в еде, а не в удовольствии.
Также распространенным заблуждением является приравнивание поста к диете. Многие женщины постятся, чтобы сбросить лишние килограммы. Важно не допускать такого отношения к посту.
Пост является не столько ограничением в еде, в первую очередь это время духовного воздержания. То есть усиленной молитвы, частого посещения богослужений, отказа от развлечений, ограничения просмотра телевизора и Интернета. Кулинарная составляющая в посте, которой зачастую уделяют слишком много времени, вторична.
Многие новоначальные (начинающие) христиане начинают строго поститься, придерживаясь монастырского устава. Но при этом начинают испытывать злобу и раздражение на близких и родных людей. Следует тщательно отслеживать такие проявления и на корню их уничтожать. Важнее душевное состояние православного христианина, а не строгость поста.
Святитель Иоанн Златоуст о посте:“…Самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то сами, не ведая того, причиним себе величайший вред.”
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Пост среда и пятница, что можно есть
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Помимо обычных традиционных постов, в православной церкви верующие постятся однодневными постами в среду и пятницу. Их обязательно соблюдать? — один из самых часто задаваемых вопросов священникам от обычных мирян. В основном это люди, которые только начали приобщаться к церкви и церковной жизни.
А ведь действительно, зачем нужен этот однодневный пост? А если человек постоянно следует многодневным постам, ему нужно держать со всей строгостью однодневные? Как соблюдать пост в среду и пятницу? Почему недостаточно традиционных? Чтобы ответить на все эти вопросы, заглянем в недра истории.
Пост в среду и пятницу — зачем нужен
Двухдневный пост люди следовали еще с давних времен. Даже до появления христианства. Первые просветители прекрасно понимали, что искоренить эту привычку из жизни новых и только принявших христианскую веру людей не получится. Именно поэтому церковь решила не бороться с иудейскими традициями, а просто их модифицировать под православную веру.
Так появился пост в среду и пятницу для мирян. Он был приурочен очень трагическим дням в истории христианства.
Люди, которые держат пост в среду, отдают дань памяти тому дню, когда святого Иисуса предал Иуда. А вот постясь в пятницу, верующие отдают дань памяти дню, когда Иисус был распят и приговорен к крестной смерти. Но у многих людей все равно возникает вопрос: «зачем постится так часто»? Кроме траурного назначения, постный день несет в себе круглогодичную охрану души верующего человека.
Только так крестьянин может показать дьяволу, что он никогда не теряет бдительности, всегда соблюдает все правила, помнит Бога и в любое время готов к духовной борьбе с нечистыми силами. Об этом постоянно говорят святые отцы. Также люди, которые постоянно постятся, держат себя и свое тело в постоянном тонусе, ведь его можно сравнить с регулярной тренировкой.
Пост в пятницу и среду: питание православных
Если следовать церковным канонам, каждый верующий обязан постится в среду и пятницу. Эти однодневные посты считаются очень строгими. В эти дни необходимо отказаться:
Такой постный день также может предполагать сухоядение, когда человек не употребляет в пищу еду, которая была приготовлена горячим способом. В современном мире существует аналогичный способ питания. Его называют сыроедение. При сухоядении верующим разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи.
Как можно определить степень строгости воздержания во время однодневного поста? Она определяется вашим духовником (любым православным священником) и непосредственно вами. Степень строгости обязательно должна учитываться с образом жизни верующего и его состоянием здоровья.
Очень строго постится, не рекомендуется, а иногда и запрещено:
Кроме того, на протяжении года есть недели, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Это:
Пост среда и пятница, что можно есть? Лучшие рецепты
На сегодняшний день часто слышны вопросы: как держать пост в среду и пятницу, о том можно ли есть рыбу, что и как можно готовить, что есть нельзя и всякое другое про постные дни. Для того, чтобы дать полные ответы на эти вопросы, лучше всего обратится к авторитетным православным источникам.
Также у людей часто возникает вопрос, когда необходимо начинать пост. Многие говорят, что с вечера. Но это далеко не так. Постный день начинается, как и обычный, после 24:00.
Попытаемся открыть все секреты и предоставить лучшие постные рецепты, чтобы всегда кушать сытно и вкусно. Для вас подготовили два рецепта для постной среды или пятницы. Они очень просты, но сытные и питательные.
Постный ужин готов! Как видите можно вкусно питаться, соблюдая при этом традиции православия.
Господь всегда с Вами!
Читайте еще:
21 thoughts on “ Пост среда и пятница, что можно есть ”
Давно уже в майонез кладут сухой яичный порошок, в промышленных производствах не используют яйца, ибо майонез стоил бы очень дорого! Храни Вас бог!
Инна, что за фантазии — постный майонез действительно постный. яиц там нет.
Постный майонез можно приготовить самим. Для этого вместо яиц используют густой мучной клейстер. Вот вам и постный майонез.
Я давно уже во все дни не ем мясо,яйца,но молочное и рыбу ем даже в пост,т.к.добыча молока не связана с убийством,а рыба не считаетс живой,воспринимаю её как съедобный набор клеток.В эту страстную пятницу я соблюдала пост,ничего не ев от завтрака до ужина,пила только,потому что работаю.Теперь я каждую пятницу держу пост,после завтрака и до ужина только пью(воду).Семечки можно тоже в пятницу,они почти не еда.А ЭТА пятница выпадает на 22 июня,поэтому в этот день даже в завтрак лучше не есть сладкое,поститься особенно строго,только пить воду или сок.Тем более в жаркую погоду не тянет объедаться.
Инна. В чем смысл кулинарных изысков если пост это ограничение. Если нельзя есть майонез — значит нельзя его бутафорить. Иначе это уже не пост а пиршество фарисейское где нет правды а форма есть. Вы пишете что православные держат сухоядение — если сухоядение у вас такое же бутафорское как и майонез почитайте о фарисеях.
Православные! Есть очень простое правило как определить что постишься правильно. Когда соблюдаешь пост правильно не чувствуешь превосходство над непостящимися и не тянет похвастать своим постом перед другими.
Постный фасолевый майонез
Ингредиенты:
1 баночка (400 г) консервированной белой фасоли
300 мл растительного масла (рафинированного, без вкуса и запаха)
по 1/2 ч. ложки сахара и соли
1 ч. ложка горчицы (сухой или готовой)
2 ст. ложки сока лимона (можно заменить 1 ст. л. уксуса)
Вместо консервированной подойдет и отваренная до мягкости белая фасоль. Блендер можно использовать стационарный или погружной.
Приготовление:
Для начала выдавливаю сок из лимона.
Перекладываю фасоль в блендер, предварительно слив с нее жидкость, и измельчаю в пасту.
В процессе измельчения добавляю 1/2 ч.л. соли.
Насыпаю 1/2 ч.л. сахара. И кладу ложечку горчицы.
вливаю в блендер тонкой струйкой растительное масло, не переставая взбивать соус.
Теперь наливаю выжатый сок лимона и еще раз прокручиваю майонез блендером.
Майонез из фасоли готов!
Читаю список кому очень строго постится не рекомендуется, а иногда и запрещено но не вижу там больных..Это реально важный вопрос..Как правильно питаться больным в среду и пятницу, что бы не навредить себе..
И еще интересный момент, в пост разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи….извините…вы знаете их стоимость?…они дороже мяса, молочного вместе взятых…Такое впечатление что дилерам только на руку иметь постящихся покупателей…100грамовый кулечек ореха 230руб…не говоря уже про мед и фрукты…
Ну зачем вести речь о ценах в данной теме? Ведь никто не принуждает поститься. Не хочешь- не постись и не ищи себе оправдания, а хочешь, так и возможность найдётся. Не орехи, так семечки, не фрукты заморские, так яблоки с морковью всегда можно себе позволить. Ну и если нет возможности поститься сухоядением, просто поститесь скоромной пищей. Богу куда важнее с какими помыслами, мыслями и деяниями мы это делаем, а не какими именно продуктами постимся.
А по поводу майонеза, абсолютно согласна с Германом. Всегда в пост позволялось временами лишь растительное масло. Пост- это ограничение, сдерживание, смирение! Так для чего «удовольствия» подменять тем же самым? Смысл то не столько в составе блюда, сколько в нашем сдерживании. Понапридумывали постный майонез, соевую колбасу, молоко. Но все это лишь маркетинговый ход и к посту не имеет никакого отношения. К диете- да! К посту- нет.
Братья и сестры, цель поста — ограничивать себя, то есть не объедаться, кушать скромную пищу, не развлекаться, ограничить супружеские отношения и больше молиться. Придумывать постные блюда, которые будут вкусными, а ещё и объедаться ими, это уже не пост… Храни всех Господь.
Яблоки, бананы, помидоры, тыкву и морковь и орехи и мед я планирую есть в среду и пятницу. Капусту и морковь натереть как салат. Вот и дёшево. Голь на выдумки хитра, во славу Божию.
Интересно, что бы сказал на эти посты сам Иисус Христос? Ему то они нужны от верующих? По мне, так, каждый человек имеет мозги, чтобы решать, как ему питаться, чтобы не навредить своему здоровью. Думаю это главное для любящего Бога.
Вы извратили веры!
В вашем понимании если не съел кусок мяса — то добродетельный христианин! При этом Вы полны жестокости, гордыни, нет сострадания к людям которые не могут так постится, полны презрения и осуждения. Ваша вера измерена куском мяса и сведена до секты «Кулинарная книга». Основа вашего поста — жратва. Вы только и заняты как «правильно» пожрать. Такие мысли как не осудить, быть милостивым, любящим, оказать помощь ближнему, проявить сострадание, молитва не приходят в голову..
Теперь о принуждении к посту. Мария пишет : «Ведь никто не принуждает поститься. Не хочешь- не постись и не ищи себе оправдания, а хочешь, так и возможность найдётся..» Как раз принуждение есть!
Пропаганда в среду и в пятницу есть мясо — это грех! если я христианка, как грешить? Не могу.. Но при этом я больна., мне физически плохо.. Такие как Мария «Правильные христиане» в ответ: да ты ищешь себе оправдания.. Ей плевать, что кто то не может купить меда и орехов, кто то страдает болями желудка, кто то работает на двух работах с ночными сменами, главное она «правильно» постится и отсюда высокомерное «не хочешь — не постить» отстань только от нас «правильных» христиан таких гордых и здоровых да богатых..
А сахара и варенья много тоже ни к чему.. И согласна абсолютно с теми, кто пишет, что пост это прежде всего воздержание во всём, ну и конечно, в первую очередь любовь в сердце должна быть ко всем и всегда..
Вообще, я бы сахар причислила к непостным продуктам, хоть он и из растительного сырья, но это уже по сути химия, пустые калории. Сахар образует много слизи в организме, особенно вместе с белой мукой. Уж лучше испечь хлеб из цельной муки, несладкий пирог, т п. Сахар ведёт к похоти и болезням, на нём активно размножаются трихомонады и прочая мерзость. Отказаться от животной пищи и при этом кушать пироги с вареньем ещё больший вред. Надо бы ввести запрет на белую муку и сахар, или хотя бы ограничение, если у кого туго с деньгами, нет возможности мёд купить..
Посты в среду и пятницу
«Не поститесь с лицемерами»
Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят – в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» – тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда – постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», – гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей…
Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия,
клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска,
референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП
Пост среды и пятницы – одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник.
Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I – начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
Перед нами – традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота.
Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» – следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них – это наша сегодняшняя христианская традиция.
Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории?
Пост лицемеров
В Евангелии мы неоднократно встречаем слово «лицемеры», грозно звучащее из уст Христа (Мф.6:2,5,16, 7:5, 15:7, 16:3 и др.). Он использует его, говоря о религиозных лидерах израильского народа той эпохи – фарисеях и книжниках: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф.23,13-15). Более того, Христос прямо осуждает их практику поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6,16).
В свою очередь, «Дидахи» – древний иудео-христианский памятник, отражающий литургическую практику раннехристианских общин, состоявших преимущественно из обратившихся ко Христу иудеев. Он открывается популярным иудейским «учением о двух путях», полемизирует с иудейскими предписаниями о ритуальных качествах воды, использует в качестве евхаристических молитв христианскую переработку традиционных иудейских благословений и т. д.
Очевидно, в предписании «Посты же ваши да не будут с лицемерами» не было бы нужды, если бы не существовало христиан (и, судя по всему, значительного числа), которые придерживались постной практики «лицемеров» – очевидно, продолжая следовать той самой традиции, которую они соблюдали до своего обращения ко Христу. Именно на нее обращен огонь христианской критики.
Долгожданный дождь
Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. Р. Х. был День Очищения (Йом Киппур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжелых бедствий – засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. – могли объявляться особые периоды поста. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшиеся как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий.
Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий – засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь – ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли – отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь – январь), однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом – как люди, на которых разгневался Вездесущий».
Образец благочестия
Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, – это раввины и книжники («те, кого можно поставить руководителями общины»), либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу.
Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…» (Лк.18,11-12). Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом.
Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) говорит, что в его время фарисеи «постились два дня, во второй и пятый день по субботе».
Два из семи
Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. д.
Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели.
Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон (пятницей и воскресеньем): во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения (оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года); во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.
Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день (т. е. в воскресенье), чтобы тем самым резко не переходить от отдыха и радости к труду и посту».
Иудейский пост той эпохи был очень строгим – он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени.
Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.
«Мы» и «они»
Вопрос об обязательности ветхозаветного наследия стоял в ранней Церкви очень остро: для решения вопроса о том, нужно ли обрезывать принимающих христианство язычников, даже потребовался созыв Апостольского собора (Деян.15). Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3), а также опасности «наблюдения дней, месяцев, времен и годов» (Гал.4,10).
Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» – возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк.2:18). Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов – мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» (Мф.15:2). Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни.
Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19-20).
Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахи» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно они, однако текст ясно подчеркивает полемическую антииудейскую составляющую: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, которая, очевидно, сама по себе не плоха, но устанавливают свои дни, рассматривающиеся как характерная и отличительная особенность христианства по сравнению с иудаизмом.
В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.
Богословие традиции
Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в., с течением времени требовало переосмысления. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. «Сирийская дидаскалия» вкладывает в уста воскресшего Христа, обращающегося к апостолам, следующие слова: «Итак, не поститесь по обычаю прежнего народа, но согласно Завету, который Я заключил с вами… Вы должны поститься за них (т. е. за иудеев) в среду, ибо в этот день они начали губить души свои и решили схватить Меня… И вновь вы должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня».
Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» (очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу). В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» (IV в.): «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься – в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал».
Церковь на посту
Тертуллиан († после 220 г.) в своем труде «О посте» обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост». Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» (militia Christi). Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня (до 15 часов по нашему времяисчислению), и в эти дни происходили особые богослужения.
Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения – это время смерти Спасителя на Кресте (Мф.27,45-46), поэтому именно оно рассматривалось как наиболее подобающее для окончания поста. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. е. состоят в воздержании от того или иного вида пищи, пост Древней Церкви был количественным: верующие полностью отказывались от пищи и даже воды. Мы встречаем в описании мученичества испанского епископа Фруктуоза († 259 в Таррагоне) следующую деталь: «Когда некоторые по братской любви предложили ему для телесного облегчения принять чашу из вина, смешанного с травами, он сказал: «Еще не наступил час прекращения поста»… Ибо была пятница, и он стремился радостно и уверенно завершить statio с мучениками и пророками в раю, который Господь уготовал им».
Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза (завтрак и обед), которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот.
Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. е. либо совершением Евхаристии, либо причащением Дарами, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного приобщения. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. е. очевидно совершать в эти дни Евхаристию. Хотя в других областях существовала и другая практика неевхаристических собраний, о которой говорит Евсевий Кесарийский († 339 г.): «В Александрии в среду и пятницу читается Писание и учителя истолковывают его, и здесь происходит все, что относится к собранию, за исключением приношения Тайн».
От добровольного к обязательному
В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.
Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его (пост) по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.
Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» (IV в.) мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» (кон. IV – нач. V в.):
«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».
Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года.
Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы.
Средство или цель?
Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрема Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».
Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором – ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута.
Воспоминание в христианстве – это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни.
Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории – Распятию и Воскресению Христа.
И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» – семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.