Продуктивный диалог это что
Искусство продуктивного разговора, или Как добиться того, чтобы вас слушали
Сложно построить успешный бизнес без умения договариваться. Но кому-то этот навык даётся от рождения, а кому-то приходится долго учиться. Коуч Анастасия Петрусёва знает, как это сделать быстрее. В своей статье она рассказывает, как с помощью трёх шагов и одной техники выстроить продуктивный разговор и донести свою идею так, чтобы вас услышали. Примерное время на прочтение — 9 минут.
В современном мире навыки коммуникации, умение слышать и договариваться, находя win-win решения, станут ключевыми компетенциями профессионала. Когда будут покупать не «голую» экспертность и авторитет, но человеческое, душевное и близкое в эксперте. Самое время прокачать коммуникацию.
Продуктивный разговор: с чего начать
Но прежде чем постигать это искусство и внедрять всякие коучинговые штуки вроде инструментов активного слушания или подстройки, нужно ответить себе на вопросы:
Затем определите несколько важных для вас целей беседы — эдакие маркеры продуктивного разговора. Подумайте, чего вы ожидаете от конкретной коммуникации. Что сделает её эффективной? Что будет для вас лучшим результатом? Причём тут нужно понимать, что в каждой конкретной ситуации критерии продуктивности могут быть разными.
В одном случае вам нужно доминировать и вести за собой. Презентовать идею так, чтоб её приняли. Выйти с инициативой и поставить задачи. Тогда продуктивность беседы состоит в том, чтобы быть услышанным, правильно понятым и… поменьше бы возражений.
В иной ситуации — это может быть желание найти компромисс, сопоставить позиции так, чтоб родилось общее решение.
А бывает и так, что вам важно услышать и принять позицию другого. Понять переживания и мысли партнёра, позволить ему произнести не только слова, но и выразить чувства. Тогда ваша задача — дать собеседнику максимум пространства, в котором он сможет раскрыться.
В общем, таких целей может быть много. И в каждой — своя вариация пропорций того, сколько вас и сколько собеседника будет в разговоре и его результатах. Это выстраивание правильных границ.
Существует множество пособий из надцати шагов к продуктивному разговору и ведению переговоров, но, на мой взгляд, овладев следующими тремя, вы не только преуспеете в любой коммуникации, но и сможете выстроить гармоничные отношения с собой, людьми и миром.
Продуктивный разговор: пошаговый алгоритм
Шаг 1. Определяем границы
Любой разговор — это встреча. Разных мнений, энергий, пространств. Встреча всегда происходит на границе. Поэтому, чтобы управлять продуктивностью разговора, нам важно разобраться со своими границами.
Как это сделать?
Для этого в момент разговора проверяйте:
Определились с границами? Тогда переходим ко второму этапу.
Шаг 2. Создаём качественное пространство для продуктивного разговора
Здесь я имею в виду пространство энергетическое: смысловое, эмоциональное, душевное поле, которое возникает между нами, или атмосферу, которую мы привносим в беседу. Это может быть внимательность, чуткость, решительность, вдохновлённость, спокойствие. А может и тревожность, агрессия, апатия, равнодушие, уныние, раздражение.
Поэтому на разговор нужно настраиваться. Сделать это поможет вопрос: «Каким я хочу прийти и что принести с собой на встречу?». А дальше случается быстрая магия в духе «что посеешь, то и пожнёшь».
На консультациях я учу клиентов подбирать к разговору не слова или тезисы, а состояния. Доставать из гардероба состояний нужное, а затем примерять его, вспоминая самые яркие моменты, когда оно проживалось. Прошу обращать внимание на то, как это чувствуется в теле. Какая в этот момент осанка и жесты? Вам хочется сесть, говорить или двигаться? А что хочется надеть?
Перед важным разговором напитывайтесь нужным состоянием и несите его в общее пространство.
Шаг 3. Привносим себя в разговор целиком
В психологии и психотерапии есть термин «активное слушание». Это ряд инструментов, направленных на создание того самого пространства, — паузы, подстройка по темпу и тону голоса и ритму дыхания, повторение тезисов и отдельных слов собеседника, подражание, ага-угуканье, «слушающий» наклон головы. Цель такого слушания — продемонстрировать, что вы внимательно слушаете собеседника и полностью вовлечены в разговор.
Однако без работы с собственной личностью и состоянием разговор превращается в пустое обезьянничество. Все эти: «ага, угу, я тебя услышал, ой, как любопытно» без настоящего присутствия и искреннего любопытства выглядят фальшивкой. Поэтому я за то, чтоб вместо демонстрирования, найти состояние, в котором внимательность и вовлечённость будут естественными.
На мой взгляд, эффективное слушание — это когда я слышу другого на всех трёх уровнях:
Итак, во время беседы обращайте внимание на то, где вы на самом деле в этот момент: о чём думаете, что чувствуете, какие решения принимаете.
Техника вместо итогов
И в заключение предлагаю вам практику из невербального коучинга: «Вспомни себя целиком». Она поможет вам настроиться на важный разговор, прочувствовать себя на всех трёх уровнях и прийти на встречу уверенным в себе.
Сядьте ровно на стул, поставьте ступни параллельно друг другу на пол, мягко положите руки на бёдра.
Вспомните, что у вас есть позвоночник и голова. Обведите взглядом комнату. Прислушайтесь к звукам. Что вы видите и слышите сейчас?
Пусть тело «изменится» так, чтобы фраза «у меня есть позвоночник и голова» стала истиной.
Как вам хочется двигаться, когда вы обращаете внимание на позвоночник и голову? Позвольте себе это движение. Оживляя контакт с позвоночником и головой, мы соединяемся с мышлением — «миром идей».
А теперь вспомните, что у вас есть руки и кисти рук. И пусть внимание и ощущение пойдёт от плечей в ладони и пальцы. Ощутите пальцами разные поверхности, потрогайте вещи вокруг себя с разным нажимом и скоростью.
Пусть тело изменится так, чтобы фраза «у меня есть руки и кисти рук» стала истиной. Так вы соединяетесь с чувствами, миром отношений.
А теперь вспомните, что у вас есть ноги и стопы. Мысленно пройдитесь от бёдер до стоп. Прислушайтесь, как чувствуют себя ваши ступни и пальцы ног. Насколько плотно они стоят на полу.
Пусть тело изменится так, чтобы фраза «у меня есть ноги и стопы» стала истиной. Обратите внимание, что меняется в теле в этот момент. Важны любые микродвижения. Так вы соединяетесь со способностью действовать и миром материи.
А теперь вспомните, что вы дышите. И через дыхание соединяетесь с ритмом жизни.
Используйте этот алгоритм и превращайте любую вашу коммуникацию в искусство построения гармоничных отношений с собой, партнёрами, клиентами и миром.
Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале.
Зачем нужен продуктивный диалог и как его правильно провести?
Виды диалога
Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!
Прочтите надписи на цветах.
Как мы видим, в русском языке три вида диалога
— Мы приняли решение о введении нового закона.
— Вам необходимо оформить решение в письменном виде.
— Маша, твоя кофта слишком яркая!
— Такой цвет не подходит для школы.
— Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.
— Молодец, Маша, ты все правильно поняла!
— Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.
— О, ты также красива как и умна?
— Ах, вы мне правду ль говорите?
Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!
Видео
В каких случаях диалог не нужен?
Возможно, в больших залах, на очень торжественных, официальных мероприятиях можно обойтись без диалога. Если у вас продающая презентация или информация о принятии решения — диалог обязателен. Однако чем больше в презентации от формальной лекции или от развлечения на стадионе, тем меньше потребность в диалоге. Моноспектакли чаще всего не предусматривают диалога, как и нобелевские лекции. Хотя почему бы и нет? Я бы попробовал.
В любом случае никто не запрещает задавать вопросы залу — просто не ждите на них ответа. Такие вопросы без ответа называются (уверен, вы знали) риторическими. Знаменитое выступление Саймона Синека «Начните с почему» — более 44 млн просмотров — начинается с вопросов: «Почему некоторые люди способны достичь результатов, которые бросают вызов всем представлениям о возможном?» и «Почему Apple настолько инновационны?» Разумеется, никто не ждёт, что аудитория сейчас же бросится отвечать на эти вопросы, это просто приём, чтобы привлечь внимание, заинтересовать, заставить задуматься.
У риторических вопросов скверная репутация. Мы говорим «ну, это риторический вопрос», когда имеем в виду, что это какой‑то скучный, глупый, проходной вопрос. Но вообще‑то ничего плохого в риторических вопросах нет. Вопрос как форма привлекает больше внимания, чем утверждение. Просто не любой. В вопросе, увы, должно быть ещё какое‑то содержание.
Диалог и стили речи
Диалог – это суть человеческого общения. Оно может происходить на разных уровнях, в устном и письменном виде.
С точки зрения языка, удобно рассмотреть диалоговые проявления в разных стилях речи. Напомним, что традиционно выделяют 5 стилей:
В разговорной речи диалог представить легче всего. Это дружеская беседа, спор, бытовой обмен этикетными или ситуативными репликами (например, при встрече знакомых на улице, в магазине, общественных местах).
Письменный диалог принимает форму живой или электронной переписки. Это и обмен записочками, оставленными на холодильнике или зеркале, и милая болтовня в мессенджере.
В официальной обстановке диалог представляет собой обмен документами. Письменный ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, — это взаимодействие разных инстанций, организаций, учреждений, физических или юридических лиц.
Такой диалог строго задокументирован, каждая его часть (деловая бумага) составляется строго по образцу.
В публицистике диалоговое начало несёт в себе полемика (что это такое?). Полемичность – важная черта информационного сообщения, основной целью которого считается воздействие на читателя или слушателя.
Если статья, репортаж, выступление с трибуны не вызывают вопросов и противоречивых откликов, можно констатировать неуспех оратора или журналиста.
В науке диалогом называют научную дискуссию, прения после представления научного открытия сообществу специалистов.
О диалоге в художественной литературе стоит сказать отдельно.
Что такое продуктивное общение?
Большинство проблем с окружающими мы наживаем по одной причине – неумение правильно общаться. В результате отношения складываются не так, как нам хотелось бы, или не складываются вовсе. Однако ситуацию можно изменить, если помнить о некоторых простых правилах продуктивного общения, которые работают по крайней мере при первом знакомстве. Об этом можно прочитать в книгах американского психолога Джима Фаннинга, но данная информация наверняка будет полезна и нашим соотечественникам.
Будьте позитивными
Если начинаете с кем-то разговаривать, мысленно скажите собеседнику: «Я очень рад встретиться с вами».
Как ни странно, люди чувствуют даже мысленный позитивный посыл.
Чаще улыбайтесь, даже если нет особого повода. Что бы ни говорили об искренности улыбок, обычно они поднимают другим настроение.
Если есть повод порадоваться чему-то вместе, посмеяться над чем-то, сделайте это. Совместно пережитые положительные эмоции сближают людей.
Старайтесь делать собеседнику комплименты, хотя бы по мелочам
Если это женщина, то можно сказать, как она сегодня хорошо выглядит, какая у нее красивая прическа, платье или туфли. Если мужчина, то придется проявить фантазию, так как комплименты мужской внешности не всегда уместны. Но зато любому понравится, если вы хорошо отзоветесь о его профессиональной деятельности или других занятиях – например, скажете, что вам пришлись по душе статьи, книги или картины этого человека, его кулинарные способности (если он угощает вас лично приготовленными блюдами). Есть беспроигрышный вариант, если даже вы очень мало знаете собеседника – мимоходом сказать, что вам очень приятно или интересно с ним общаться.
Ищите точки соприкосновения
У большинства людей находятся какие-то общие интересы. Постарайтесь их нащупать.
Обязательно скажите, что разделяете интересы собеседника, даже если речь зайдет о какой-то совсем незначительной сфере типа любви к розам. Это всем и всегда импонирует, так как любой мечтает встретить родственную душу.
Не спешите также сообщать, что не разделяете интересов собеседника, какие бы они ни были, хоть любовь к ужастикам, например. Это всегда подсознательно настраивает против человека, даже если суждение преподносится в безобидной и корректной форме. Если не хотите обидеть, лучше просто слегка улыбнуться и промолчать.
Разговаривайте корректно
Ваш тон должен быть вежливым и спокойным, если ситуация не требует другого. Не обязательно высказывать собственную точку зрения или комментировать слова собеседника, особенно если ваше мнение отлично от его мнения. Тем более не стоит подчеркивать собственное превосходство. Если вас что-то не устраивает, и вы считаете, что собеседник неправ, подождите полторы минуты, прежде чем высказаться. За это время вы сможете подобрать более верный тон.
Старайтесь избегать сарказма, даже если он не направлен на вашего собеседника: часто люди принимают такие вещи на свой счет и обижаются.
Стоит также следить за беседой и вовремя сменить тон или тему разговора, если почувствуете, что он направляется в негативное русло.
Не стоит кого-то судить или, напротив, выставлять себя жертвой в глазах собеседника, даже если это не имеет отношения лично к нему. Люди не любят резких негативных высказываний, даже в чужой адрес.
Избегайте критики в адрес собеседника
Не говорите человеку, что с ним что-то не так. Даже если он начинает сам себя критиковать, не соглашайтесь. По возможности хвалите его. Это сразу добавит вам очков в его глазах.
Не перебивайте
Люди высоко ценят умение слушать. Если вы прервете речь собеседника, то он, скорее всего, подумает, что вам неинтересно то, о чем он говорит, или вы не уважаете его как личность. Сначала дайте вашему визави высказаться, а потом уж говорите о своем.
Старайтесь не затрагивать «скользких» тем
Старайтесь прощаться с собеседником как можно теплее и сердечнее
Скажите, что вам было очень приятно с ним познакомиться или пообщаться, и вы будете рады продолжению общения. Одарите на прощание теплым взглядом и улыбкой. Не нужно смотреть на часы и с озабоченным видом говорить: «Мне пора, до свидания». Иначе у человека создастся впечатление, что общение не доставило вам удовольствия и вы пытаетесь быстрее от него отделаться.
Разумеется, здесь речь идет только об общих принципах, не все из которых могут оказаться применимы к конкретным ситуациям, например, таким, как конфликт, деловая встреча или любовное свидание. Для каждой из таких ситуаций существуют свои определенные правила общения.
5 шагов, чтобы сделать более продуктивным разговор
Иметь более продуктивные разговоры – это просто
Выполнить простые пять шагов и стать более продуктивным в разговорах. Когда человек слушает, он запоминает только половину из услышанного. Как научиться слушать правильно, чтобы сохранить больше информации после разговора?
1. Очистите пространство физически и психически
Когда человек отвлекается, это может быть самым главным препятствием для поддержания разговора и просто невозможно быть в состоянии полностью выслушать человека. Самым простым в этой ситуации может быть то, что нужно удалить все отвлекающие факторы и обратить внимание на то, что говорит вам другой человек. Если вы находитесь на встрече, убедитесь в том, что ваш телефон отключен или находится в укромном месте. Если вы знаете, что будете иметь важное обсуждение, уберите подальше ваш ноутбук и телефон, чтоб у вас не было возможности отвлекаться.
2. Язык тела – обратите внимание
Больше 60 процентов коммуникаций невербальные. Быть хорошим слушателем – это не только обращать внимание на слова, которые говорит ваш собеседник. Важно обращать внимание на все сигналы, которые посылает язык тела, когда человек даже ничего не говорит. Чтобы, это понять, необходимо Xbox 360 купить в магазине и обратить внимание героев видео игр, и на их искусственную жестикуляцию, ведь многое может сказать жест руки, мимика и другие движения тела. Поддерживайте контакт глаз или попытайтесь зеркально отражать другого человека, он сможет чувствовать себя более расслаблено и непринужденно. Если вы будете помогать вашему собеседнику более эффективно общаться, вы сможете получить больше информации.
3. Не перебивайте
Когда вы прислушиваетесь к разговору другого человека, а затем перебиваете его, воздержитесь от этого. Чтобы задать актуальные вопросы, дождитесь естественной паузы – это является отличным способом поддержания и участия в разговоре.
4. Кратко
Когда человек о чем-то говорит, повторите некоторые фразы, задавая свои вопросы, это поможет человеку понять, что вы внимательно его слушаете. Возможно, вы поможете ему исправить какие-то допущенные ошибки или заблуждения, которые могут возникнуть в ходе беседы. Повторив сказанное и задав свой вопрос, вы можете реально получить и понять то, о чем говорит ваш собеседник.
5. Не спорьте!
Возможно вам не нравится что говорит другой человек, но если вы хотите по-настоящему узнать и понять его точку зрения, держите ваш рот на замке, а уши открытыми. Вместо возражений, сосредоточьтесь на том, что желает выразить своим сообщением другой человек.
Теперь у вас есть подсказки для того, как иметь продуктивные разговоры и вы знаете, что это просто!
Новое видео:
Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения
Мария Попова
Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения
Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать с диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом – даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.
Для того чтобы эти умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе «придут» сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, он сможет вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. При этом он надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему?
Наверное, стоит поискать объективные причины такого явления, как неумение детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других. Рассмотрим и сравним понятия «развитие речи» и «развитие речевой деятельности», так часто отождествляемые педагогами.
Говорят о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь диалогические навыки, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Но входит ли она в понятие «развитие речи»? Сначала некоторые определения.
Речь – способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения, представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи.Любая деятельность человека имеет следующую структуру:
Потребности и мотивы;
Условия и средства достижения целей;
Действия, операции, входящие в способы;
Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка и мысли, направленный на удовлетворение коммутативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
Под развитием речи подразумеваются:
Обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа под употреблением синонимов, антонимов и др.);
Развитие связной речи (обучение построению различных типов текста – описание, повествование, рассуждение).
Этим и занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Мы видим, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Считается, что он должен сначала овладеть переделенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Подавляющее большинство педагогов перекладывают обучение диалогу на школьный период. Они полагают, что, если обогатить словарный запас ребенка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог – особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.
Педагоги ДОУ надеются на то, что в начальной школе детей научат продуктивному диалогу. Педагоги среднего звена негодуют на работников начального образования – не научили воспитанников дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве, и пытаются сходу навязать детям диалог в 5-м и последующих классах. А ведь именно со среднего звена школы появляются такие модные формы и методы обучения, как проектные, исследовательские работы и т. д.
Так откуда же диалогу взяться самостоятельно? «Готовых» диалогичных детей не бывает. Здесь важно не путать с детьми, умеющими поддержать беседу о погоде и ответить на вопросы фронтального характера. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы,построить предложение, текс. Но что делать дальше, если он упорно «не говорит»? Что же еще необходимо для диалога? В первую очередь это мотивы, потребности говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем ее.
Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленький человек будет готов к нему. Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей дошкольного возраста, в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. Мы же ждем некоего взросления воспитанника, когда диалог станет доступен. А он ждет диалога от нас, взрослых. Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаждаем, не доверяя его субъективному опыту. Чего ждать потом от ребенка, если его останавливали, не поддерживали инициативу говорить, когда он хотел чем-то поделиться.
А далее мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они разучились (парадокс) при якобы развитой речи высказываться в группе, в классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности, с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность. И это – важнейшая задача педагога дошкольного учреждения.
Анализ познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте мы используем познавательно-исследовательскую деятельность с целью развития детей. Так как дети нашей группы.
Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.
Дежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.
Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.
Консультация «Проблемы современной семьи и пути их решения» Проблемы современной семьи и пути их решения Все дети нуждаются в эмоциональном контакте с родителями, и последним нужно уметь организовывать.
Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Педагогический совет Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: Обобщить и.
Педсовет в форме педагогического путешествия на тему «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» В работе с педагогическим коллективом в ДОУ используются разнообразные формы методической работы: педагогические советы, семинары, консультации,.
Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.
Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.