Продукт или товар в чем разница
Разница между продукцией и товаром
Некоторые люди интересуются, есть ли разница между продукцией и товаром, ведь эти экономические категории достаточно часто употребляются как равнозначные. Вместе с тем, профессиональные экономисты утверждают, что, хотя между ними и есть нечто общее, все же они несут в себе разную смысловую нагрузку. Попробуем и мы разобраться, в чем между ними различия.
Определение
Продукция – это те материальные или нематериальные активы, которые были созданы производителем при осуществлении производственного процесса, причем на них были затрачены определенные ресурсы, повлиявшие на ее себестоимость.
Товар представляет собой экономическую категорию, в которую переходит продукция, когда производитель принимает решение продать созданные им материальные и нематериальные ценности. На себестоимость продукции накручивается определенный процент с целью покрытия непроизводственных затрат, и в итоге получается цена за единицу товара.
Сравнение
На первоначальном этапе компания-производитель изготавливает определенное количество продукции, на которую затрачиваются ресурсы. Затем эта продукция может быть реализована потенциальным покупателям, и тогда она переходит в статус «товара». На него устанавливается определенная цена, которая всегда выше себестоимости продукции, поскольку в эту разницу включаются затраты предприятия, которые нельзя непосредственно отнести на производственный процесс.
Бывает так, что произведенная продукция не продается покупателям, а остается в распоряжении предприятия для удовлетворения его внутренних потребностей. Такая продукция не переходит в категорию товаров, а становится материальными запасами, комплектующими или полуфабрикатами для дальнейшего использования.
Кроме того, товар никогда не может быть произведен организацией, но имеет возможность обращаться на рынке достаточно долгое время, если часто участвует в сделках купли-продажи. Цена товара всегда выше себестоимости продукции. Продукция может стать товаром, но товар никогда не может стать продукцией.
Каковы свойства товара и чем он отличается от продукта
Он обладает двумя свойствами:
1. Удовлетворять потребности людей;
2. Обмениваться на другие товары.
Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость.
Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости и стоимости.
А что отличает товар от продукта? Товар предстает прежде всего как продукт труда, изготовляемый не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Отсюда вытекают особенности натурально-вещественной и социально-экономической сторон товара.
Каждый товар обладает потребительной стоимостью, но она удовлетворяет потребности не самого его создателя, а других людей, то есть является общественной потребительной стоимостью. Она интересует создателя лишь постольку, поскольку связана со способностью товара обмениваться на другие товары. Данное свойство-товара (обмениваемость) получило название его меновой стоимости. На меновую стоимость наглядно указывает ценник, который сопутствует товарам при их продаже.
Что же лежит в основе меновой стоимости? Обмен товаров в определенной пропорции означает, что они количественно сравниваются. А количественное сравнение всегда предполагает наличие чего-то качественно общего, единого. Таким «общим знаменателем» для обмениваемых товаров является создавший их труд.
Двойственный характер труда, воплощенного в товаре
Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением специфических орудий и предметов труда, своеобразием производственных операций, профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом — определенной потребительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название конкретного труда. С другой стороны, труд — это затрата рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме, частица совокупного общественного труда. В этом своем качестве он называется абстрактным трудом, который и создает стоимость товара.
Идея о трудовом происхождении стоимости была выдвинута задолго до К. Маркса. К основоположникам трудовой теории стоимости относятся родоначальники классической буржуазной политической экономии: Уильям Петти — выдающийся английский экономист и статистик XVII века, Адам Смит — великий шотландец, живший в XVIII веке, Давид Рикардо — удачливый английский бизнесмен начала XIX века, в трудах которого классическая буржуазная политическая экономия достигла высшей ступени развития. Однако именно К. Марксу суждено было внести главный вклад в трудовую теорию стоимости — открыть и проанализировать двойственный характер труда, создающего товар. Это открытие имеет решающее значение для политэкономии.
Труд вообще и общественный труд (труд на других) существуют на всех этапах развития общества. И в первобытной общине, и в патриархальной семье люди, расходуя свою энергию, так или иначе трудились друг на друга. Однако стоимость здесь не возникала, товары не создавались. В стоимости, следовательно, воплощается не просто общественный труд, а общественный труд особого рода.
В чем же его специфика? В том, что общественный характер труда в условиях товарного производства является скрытым. Свое общественное значение труд обнаруживает лишь в сфере обмена, то есть уже после своего завершения. Абстрактный труд, создающий стоимость,— это специфически общественная форма труда, присущая лишь товарному производству и выражающая отношения обособленных товаропроизводителей.
Данное положение в равной мере относится и к материализации абстрактного труда — стоимости. Она не естественное, а сугубо общественное свойство товара, в котором, по выражению
К. Маркса, нет ни одного атома вещества природы. В основе стоимости лежит общественный труд, означающий, что люди трудятся друг на друга. Но, трудясь друг на друга, обособленные товаропроизводители тем самым вступают друг с другом в производственные отношения. Поэтому стоимость есть отношение между людьми. Но обнаруживает она себя, как и труд товаропроизводителя — свой общественный характер, лишь через обмен продуктов труда. Исходя из этого, Маркс, определяя стоимость как отношение между людьми, добавлял, что это отношение, прикрытое вещной оболочкой.
чем понятие товар отличается от понятия продукт?
Чем отличается товар от продукта
Рыночные отношения изменили мировоззрение людей, и в настоящий момент многие объекты называются товарами. Это не только материальные блага, но и произведения искусства, должности и даже человеческие отношения. В то же время, маркетологи и бизнесмены говорят о перспективных продуктах, обозначая данным определением многочисленные категории. В чём отличия между определениями и как установить разницу?
Что такое товар и продукт
Товар – предметы и ценности, участвующие в свободном, ограниченном или запрещённом обороте, предназначенные для продажи и последующего удовлетворения потребностей человека. Такие вещи всегда имеют формальное выражение и противопоставляются услугам. Универсальным товаром принято считать деньги, которые определяют стоимость предметов.
Продукт – услуга или товар, созданная для дальнейшей реализации и удовлетворения человеческих потребностей. Отличительные атрибуты данной категории – наличие стоимости, выражение (материальное либо нематериальное), интерес для рынка. Продукция, произведённая для собственного потребления (еда, одежда и проч.), не предназначенная для продажи, товаром не является.
Разница между товаром и продуктом
Таким образом, товар и продукт – это категории маркетинга, которые служат для выражения товарно-денежных отношений. Они имеют свою цену, которая чаще всего определяется рыночным методом. Отличия проявляются исключительно постольку, поскольку разнится объём понятий. В маркетинге продуктом называют и товар, и услугу. Таким образом, определение первого понятия шире. Отсюда вытекают другие различия.
Товар всегда овеществлён, продукт может быть представлен в нематериальном виде. Соответственно, товаром всегда можно владеть (грубо говоря – подержать в руках), продуктом – лишь в тех случаях, когда он является вещью.
Сегодня многие опытные маркетинговые практики, но плохо знающие теорию, утверждают, что УТП не существует. Причем, их практика довольно сильно отличается и опровергает теории, настолько, что они готовы поставить на теории «жирную точку».
Готов согласиться с тем, что УТП в товаре – долго, затратно, не эффективно и не нужно! Вот только дело в том, что авторитетнейший рекламист Р. Ривз ввел понятие «Уникальное торговое предложение», говоря об уникальности в рекламе, а не об уникальности товара (продукта).
Реклама – это искусство донесения уникального торгового предложения в головы большинства людей самым дешевым образом.
Rosser Reeves «Reality In Advertising» Alfred A. Knopf. New York 1961. ISBN 10: 0394442288
Что такое «уникальность»?
Латинское unicum — означает лишь нечто, представляющее собой исключение, изъятие из общих правил, норм.
Таким образом, уникальность – это вовсе не что-то чрезвычайное, восхитительно недоступное и недостижимое в этом повторяемом и легко копируемом мире. Это лишь то, что потребитель способен выделить и осмыслить в наблюдаемом объекте.
Такая разная уникальность
Итимология слов товар и продукт
Вначале, пару слов о товарах и продуктах их об их отличии. Первое, что наверное приходит на ум, так это то товар – это понятие откуда-то с рынка или из торговли, тогда как о происхождении слова «продукт» сказать сложно. В общем, так оно и есть.
В славянской группе языков слово «товар» заимствовано из тюркских языков. Этимологический словарь русского языка Фасмера указывает, что на уйгурском, «тавар» обозначает «имущество или скот». В современных татарском, башкирском, казахском и ряде других языков «тауар» имеет понятное нам значение «товар» – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи.
«Продукт» происходит от латинского prōductum «произведенное» или от producere «выводить, производить, то, что было произведено, создано или получено в результате какого-либо процесса или действия». Обратите внимание, в сути того, что именуется продуктом, нет указания на цель – произведено ради продажи или обмена.
Что отличает продукт, товар и товарное предложение?
Проще на примере: Что б такое придумать. Гайку представляете? Шестигранная такая, новая, блестит!
Продукт
Пока гайка лежит и блестит на складе – это произведенный продукт, ценный только для производителя. Его ценность для производителя представляет собой синтез результатов и издержек, где первые (результаты) определяются как абстрактная (!) полезность, а второе (расходы) – как единство конкретного труда, ден.средств и потраченных ресурсов, скажем на НИОКР. Совсем юные, не знающие что НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) могут запросто воспользоваться словарем для расширения кругозора. Так вот, то, сколько вложено в разработку продукта, плюс представление производителя о пользе – это формирует ценность продукта. Пока это реальная и осязаемая для производителя ценность и ценность абстрактная для рынка и потребителя.
Зачастую даже заинтересованный в гайках, потребитель не может оценить продукт на складе, в силу незнания о его существовании. Хотя, продукт на складе может быть очень ценным для покупателя. Например, эта гайка может быть из «нержавеки» (нержавеющей стали). Такой продукт мог бы обладать, в глазах потребителя, уникальным преимуществом. Мог бы, но очень далеко склад производителя от протребителя гаек…Как сделать из продукта товар? Как абстрактную ценность продукта превратить в реальную для потребителя ценность?
Товар
Уникализовать можно даже не уникальный продукт! Сделайте ему: отличительную коробку и этикетку, сформулируйте отличительную цену, сделайте рекламой промоушен его ценности – получите отличимый (в той или иной степени уникальности) товар. Правда в том, что для умного и сведущего потребителя, такая уникализация недостаточна для принятия решения в пользу данного товара.
Предложение
Уникальное торговое предложение
Если гайки есть у всех и у всех они нержавеющие, есть еще возможность сделать уникальную гайку, например: гайка самоконтрящаяся, гайка с шайбой, гайка-гровер (ой, не напрягайтесь, вам это не важно). Правда в том, что в последнее время, даже делая уникальные товары, до потребителя достучаться уникальностью товара очень тяжело. Эпоха товарного маркетинга прошла безвозвратно. Это Г.Форд мог покорить рынок уникальным товаром (одной моделью автомобиля, окрашенной в один цвет).
Сейчас, дело даже не в том, что все труднее сделать уникальный товар и даже не в том, что трудно сохранить его уникальным сколь-нибудь длительное время. Сейчас потребителю нужен не товар, а удовлетворенная потребность, удовольствие от покупки и потребления, сопричастность, изменение качества жизни. На смену уникальному товарному предложению приходит уникальность преимущества предложения продавца.
Теперь, пожалуй, можно легко согласиться с тем, что:
Уникальность – лишь достаточная степень отличия
«Дифференциация является одним из наиболее важных стратегических и тактических действий, в которых компании должны постоянно участвовать».
Левит, Теодор (1986). Маркетинговое воображение (Новое, расширенное изд.). Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 0029191807
Таким образом, если разрабатывать новые гайки, то они, до поры и до времени, останутся уникальными товарами. Через время, обязательно появятся их аналоги и настанет время уникализации рыночного предложения.
Тем не менее, поиск абсолютной уникальности предложения, зачастую, не имеет смысла. Для рыночного успеха нужно лишь определить требуемую степень отличия товара и предложения. Это отличие зависит от осознания потребителем степени различий и осознания им выгоды предложения ваших гаек от аналогичного предложения конкурента. Это отличие и будет достаточным уникальным и конкурентным преимуществом.
Концепция УТП, сформулированная Р. Ривзом
Еще раз и контрастно. Россер Ривз говорил о рекламе. Предложенную концепцию «УТП» Р. Ривз противопоставлял традиционной «витринной» рекламе, в которой за обилием красиво сформулированных фраз о товаре не лежит ровным счетом никакой основы, ничего, что могло бы отделить и возвысить рекламируемую марку из ряда аналогичных и товаров, с подобными потребительскими свойствами.
Ривз сетует на то, что «УТП» (USP) широко понимают неправильно. Он обрисовал три основных правила для рекламы, которая заключила в себе его идеи о УТП:
На самом деле, USP это точный термин, и он заслуживает точного определения. Итак, начнем с того, что USP – непременно совокупность трех составляющих:
Rosser Reeves «Reality In Advertising» Alfred A. Knopf. New York 1961. ISBN 10: 0394442288
Об уникальности товара в рекламе Р. Ривза
Ривз блестяще справился с этой задачей, в написанном им рекламном тексте звучало: «… Содержит специальные ингредиенты, которые быстро справляются с болью, быстро понижает давление, приносит скорое избавление от депрессии». Слышите? Опять уникальность товара!
Эта компания была признана одной из самых неоднозначных за карьеру Мастера, помимо рекламного исполнения, еще и, по моему, в силу того, что неуникальный товар трудно упаковывается рекламой в красивую обертку уникальности, если не содержит еще чего-то из торгового маркетинга.
Продукция и товар — что это такое и отличия
Постоянно люди слышат такие слова, как продукция или товар. Они указываются на ценниках и упаковках, встречаются в документах и деловых текстах, используются в повседневной речи, во время общения или переписки с друзьями. Не все могут сразу дать определение тому, чем же именно отличается товар от продукции. Для многих эти слова являются синонимами. Для того чтобы не допускать ошибку и сразу понимать, о чем идет речь, нужно провести сравнение и выделить отличительные и схожие черты этих понятий. Некоторые люди интересуются, есть ли разница между продукцией и товаром, когда речь идет о технике или продуктах питания, так как эти категории присутствуют в повседневной жизни и являются ее частью. Профессиональные экономисты утверждают, что, хотя между понятиями и есть нечто общее, все же они несут в себе разный смысл, который очень важно различать, когда сфера деятельности связана с продукцией или товаром.
Определение понятий
Продукция – так называется актив, который может быть, как материальным, так и нематериальным. Он был создан под руководством производителя. Для этой цели проводился специальный процесс – производительный. На продукцию затрачиваются определенные ресурсы, оказывающие влияние на ее себестоимость. Продукция является конечным результатом производственного процесса предприятий. Он выражается в определенных изделиях, предметах или данных. Они должны соответствовать определенным государственным или международным стандартам, а также ряду действующих технических условий.
Товар – готовая продукция. Это может быть вещь, деталь, продукт питания. Товар предназначен для широкого потребления и удовлетворения общественных потребностей. Товары поступают в продажу и приносят прибыль. Под это определение подпадают все составляющие, которые могут свободно продаваться. К товарам относятся как швейные принадлежности, так и заводы, предприятия, материалы для производства и строительства.
Сравнение
Если внимательно изучить приведенные определения, становится понятно, что произведенная продукция не всегда становится товаром. Некоторая часть ее необходима для следующих производственных процессов и циклов, чтобы в итоге можно было получить товар. Пример: молочное производство – молоко может поступить в продажу, но некоторая его часть поступит в новый цех, чтобы можно было произвести сметану, масло или сыр.
Продукция имеет себестоимость, в нее входят те затраты, которые понес производитель, чтобы ее произвести. Стоимость товара выражается в цене. Она включает дополнительно к себестоимости еще и расходы продавца, налоги, сборы и акцизы. Именно поэтому стоимость товара всегда выше, чем стоимость определенной продукции.
Товар любого вида представляет собой самостоятельную экономическую категорию. В нее постепенно переходит продукция. Происходит это, когда производитель принимает решение продать созданные им материальные и нематериальные элементы и ценности. В этом случае к себестоимости готовой продукции добавляется определенный процент. Делается это с целью покрытия непроизводственных затрат. В результате можно получить конечную стоимость, за которую и будет реализован товар. Любой производитель изготавливает определенное количество продукции, рассчитывает собственные затраты и приобретает материалы для работы. После завершения производственного процесса продукция может быть реализована сразу или пущена на дальнейшее производство. Иногда продукция остается на предприятии, чтобы покрыть внутренние потребности (используется в других цехах).
В некоторых случаях бывает так, что произведенная продукция не переходит в категорию товаров, а становится материальными запасами, комплектующими или полуфабрикатами. В этом случае она применяется на предприятии для дальнейшего использования. Если рассматривать особенности товаров, то становится понятно, что он не может быть произведен организацией сразу. На рынке же он может присутствовать дольше, чем продукция. Цена товара всегда будет выше указанной себестоимости продукции. Она, в свою очередь, может стать товаром, но товар никогда не может перейти в статус продукции.
Выводы
Продукция, как самостоятельная единица, всегда участвует в производственном процессе. Этого не происходит с товарами. Себестоимость имеется только у продукции, в товаре же закладывается цена. Переход из категории продукции в товар имеется и происходит достаточно часто, обратно – нет.