Прочитайте самостоятельно явление четвертого действия и ответьте на вопросы что высмеивает фонвизин

Прочитайте самостоятельно явление четвертого действия и ответьте на вопросы что высмеивает фонвизин

1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
Сцена с портным Тришкой показывает, какие порядки установлены в доме помещиков Простаковых. Читатель с первых строк видит, что Простакова – злая, невежественная женщина, которая никого не любит и не уважает, ни с чьим мнением не считается. К простым крестьянам, своим крепостным, она относится, как к скоту. У нее одна мера воздействия на окружающих – оскорбления, рукоприкладство. Причем, так же она ведет себя и со своими близкими, кроме сына Мирофана. Сына Простакова обожает. Для него она готова на все. Из первого действия становится ясным, что в доме у Простаковых всем руководит сама хозяйка. Все ее боятся и никогда ей не противоречат.

3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Так как Простакова является главной в доме, то все признают себя подчиненными ей. Ведь от ее решения зависит абсолютно все: судьба крепостных, сына, мужа, брата, Софьи и т.д. Я думаю, что Фонвизин неспроста сделал хозяйкой поместья именно помещицу. Это напрямую связано со временем создания комедии. Тогда в России правила Екатерина Великая. Комедия «Недоросль», по моему мнению, является прямым обращением к ней. Фонвизин верил, что навести порядок в стране, привлечь к ответственности невежественных помещиков, нечестных чиновников можно властью императрицы. Об этом рассуждает Стародум. Об этом свидетельствует то, что власти Простакова лишена по приказу вышестоящих органов.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.

5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
По моему мнению, наиболее удались Д.И. Фонвизину отрицательные персонажи, особенно, госпожа Простакова. Ее образ обрисован настолько четко, ярко, что невозможно не восхищаться мастерством автора комедии. А вот положительные образы не так выразительны. Они больше являются выразителями мыслей Фонвизина.

6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Язык комедии не совсем понятен современному читателю. Сложно понять некоторые рассуждения Стародума и Правдина, так как они напрямую связаны со временем создания произведения, теми проблемами, которые существовали в обществе во времена Фонвизина. Актуальна же комедия проблемами образования и воспитания, которые Фонвизин поднимает в комедии. И сегодня можно встретить Митрофанушек, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», и жениться выгодно, которые ищут выгоду абсолютно во всем и добиваются своего любой ценой; господ Простаковых, для которых деньги – самое важное в жизни, и они готовы на все, ради наживы.

Источник

Сочинение на 5.Ру

Что высмеивает Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль»?

Сочинение на тему: Что высмеивает Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль»?

По мнению теоретиков классицизма, объективно присущая миру красота должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде, по античным образцам, особенно во внешнем подражании им. Миссия искусства, в свою очередь, заключалась в содействии укреплению монархии. Фонвизин своеобразно, но эффективно способствовал становлению монархии в России, высмеивая в довольно утрированной форме пороки и недостатки, препятствующие развитию сильного государства. В этом плане нельзя не оценить злободневную на тот момент комедию «Недоросль,.

Действующие лица, и даже их фамилии, очень однозначны. Фамилии выступают прямыми характеристиками их обладателей. Взять, к примеру госпожу и господина Простаковык: их фамилия говорит нам о том, что никакой мудрости или остроты мысли у этих людей не найти. Госпоже Простаковой автор добавляет в характер некоторую долю жестокости, глупости, невежества, указывая на ее родство со Скотининым. Сам же Скотинин, брат госпожи Простаковой, до сумасшествия помешан на свиньях, просто души в них не чает. Он даже предлагает Софье быть его женой, обращаясь не к ее человеческим чувствам, а к тому что у него ей будет хорошо так же, как и свиньям в их хлеву Несмотря на то что его высказывания довольно безобидны, видно, что они скрывают в себе темные стороны души Скотинина. Фонвизин высмеивает глупость, убожество, сведение потребностей до примитивно-утилитарного уровня. Так же чрезмерно, как и Скотинин, выражает свою любовь его сестра, сгорающая от любви к своему сынку-недорослю Митрофанушке. Сравнивая и анализируя любовь брата и сестры, понимаешь, ради чего была написана эта комедия и что автор пытался высмеять.

Любовь Простаковой к сыну губит его. Потакая Митрофанушке во всем, она наносит огромный вред его физическому здоровью и умственному развитию, что как следствие приводит к его полной душевной глухоте. Например, отказываясь от обучения сына географии, объясняя это тем, что кучер все равно довезет, г-жа Простакова лишает сына минимальных познаний развитого человека об окружающей жизни, ограничивает его мир только привычными вещами. Постоянно восхищаясь умом своего Митрофанушки (я думаю, что если бы он не был ее сыном, то все оценивалось бы иначе), Простакова повышает его самооценку и искажает представление о мире и о себе. Такая однобокая, ущербная любовь губит. По мнению Фонвизина, общество не может существовать по-настоящему правильно, если его представители невежественны, грубы, неразвиты, думают только об удовлетворении низменных желаний, таких как: побольше поесть, послаще поспать, получше одеться. Государство сильно гражданами, провозглашающими истинную честь, справедливость, гражданский долг, претворяющими свои принципы в жизнь и укрепляющими таким образом авторитет монархии.

В конце хотелось бы отметить, что Д. И. Фонвизин высмеял общественные пороки немного грубовато специально для того, чтобы читатели смогли увидеть их более четка. Писатель постарался сделать так, чтобы люди не пытались оправдать то, что не поддается оправданию. Комедия актуальна и сейчас, так как эти пороки существуют до сих пор.

Источник

Сочинение: Какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?

Создавая свое известное произведение «Недоросль», Денис Фонвизин поставил перед собой цель — высмеять серьёзные общественные пороки. Читатель замечает, как раскрываются пороки общества на протяжении всей комедии. Так как данное произведение относится к направлению классицизма, то в нем присутствуют положительные и отрицательные герои. Именно в образах отрицательных персонажей писатель показал самые распространённые изъяны личности. Итак, рассмотрим, какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?

Семья Простаковых вобрала в себя множество общественных пороков. Так, в произведении Денис Фонвизин особое внимание обратил на невежество. Митрофанушка глуп и не образован, и он не стремится получить новые знания и навыки. Главному герою просто не в кого быть грамотным, ведь его родители такие же необразованные. Они даже не могут правильно разговаривать на родном языке. Семья Простаковых не придерживается никаких правил общения, они с лёгкостью перебивают друг друга в разговоре. Как призналась героиня, образование может принести пользу только для ее сына, однако ей это не нужно. Простакова считает, что главное в жизни — богатство, а остальное приложится. Госпожа Простакова даже не может проверить, качественное ли образование её сына. Ей всё равно, ведь цифры и буквы нужны лишь для получения доходного чина. Поэтому весьма не удивительным является тот факт, что Митрофан вырос недорослем.

Также в своем произведении Фонвизин не обходит стороной и такой порок, как злонравие. Этот порок заметен абсолютно в каждом поступке госпожи Простаковой. Так, в присутствии своего сына героиня затыкает своего супруга, а также она бьёт подчинённых. Можно вспомнить и то, что Простакова гналась за приданым Софьи и хотела насильно выдать её замуж. По мнению главной героини, поводом для брака должны являться деньги Если партия обеспеченная, то о любви и согласии можно забыть. Для госпожи достаточно того, что ей понравились имения Софьи. Митрофанушка берет пример с Простаковой и в финале отказывается от собственной матери. Эгоизм, бессердечность и равнодушие главный герой перенял от своих родителей.

Конечно же, одно из самых важных мест в известном произведении Фонвизина занимает порок алчности. Писатель показывает, как жажда наживы и богатства управляет внутренним состоянием персонажей, их желаниями и взглядами. Ради материальных благ герои готовы даже совершить преступление и украсть человека. Эгоизм и материальные блага управляют Скотининым. Ведь он соглашается свататься только из-за того, что у его невесты есть свиньи.

«…Нет, мне нравится не девчонка […] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота…», — заявляет Скотинин.

При этом никто из отрицательных персонажей даже не стремится своим честным трудом заработать деньги. Все они лишь желают присвоить их себе.

Можно утверждать, что известный русский писатель в своем знаменитом произведении поднял очень важные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Автор продемонстрировал тот факт, что в прошлом многие знатные люди не желали работать и учиться. Все только пользовались властью, которую они унаследовали от родителей. Именно поэтому государство не ощущало никакой опоры в лице правящего класса.

Источник

Что высмеивает автор в недоросль. Кого высмеивает Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе). Другие вопросы из категории

Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями, клишированными героями, олицетворяющими человеческие пороки и глупость.

Сатирическими являются не только герои Фонвизина, но и сам сюжет, который представляет собой борьбу невежественных и жадных людей за богатую невесту. Ни Скотинин, ни Митрофан не влюблены в Софью, но их жажда наживы гораздо выше человеческих чувств и страстей. Они готовы далеко пойти ради денег невесты. Пытаясь понравиться Софьи, они невольно обнажают свое невежество и глупость, особенно Митрофан, который полностью избегает учение и в свои 16 лет является бесполезным, глупым человеком, лишенным собственной воли.

Митрофан – самый сатирический и карикатурный персонаж во всем произведении. Он привык прятаться за спиной своей матери и подчиняться ей. Его ничего не интересует, у него нет никаких представлений о жизни, он не знает и не думает о том, чем будет заниматься в дальнейшем. Его дни беззаботны, и он хочет прожить всю жизнь ничего не делая и ни о чем не думая.

Карикатурным персонажем получился не только Митрофан, хотя ему отводится центральное место в произведении. Не менее отталкивающим и неприятным получился образ Скотинина и Простаковой. Фамилии персонажей олицетворяют своих персонажей. Простакова – это указание на невежество и глупость персонажей, неспособность их широко мыслить и глубоко чувствовать. При том сама Простакова считает себя умным и воспитанным человеком, представителем старого уклада жизни. Она грубая женщина, решающая вопросы варварскими способами – наказанием невиноватых и побоями. Простакову не волнует, может ли человек выполнить её указание, если она так сказала, что всё должно быть сделано. Скотинин – это грубость и скотское поведение. Даже его интересы связаны с домашним скотом.

Фонвизин высмеивает через комичное поведение своих персонажей жадность, глупость, невежество и грубость. Его отрицательные герои вызывают неприязнь своими суждениями и поступками. Они противопоставляются положительным героям – Правдину, Стародуму, которые вели честный образ жизни, ценили правду и мораль. Тот же Стародум не был способен зарабатывать деньги нечестным трудом, в то время как Скотинин и Митрофан готовы были жениться только ради наживы.

«Недоросль» показывает типичные портеры того времени, высмеивая их в надежде, что умные люди будут избегать ошибок глупцов. Это произведение как бы мотивирует делать все, чтобы не стать такими, как отрицательные герои Фонвизина.

Сочинение Сатира в Недоросле

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» относится к направлению классицизм, в рамках которого написано много сатирических произведений. «Недоросль» — одно из них. Сатира в классицизме была мощным инструментом, который позволял изображать отрицательные моральные качества и отличать их от положительных. Таким образом, сатира была важным инструментом, выполняющим воспитательную функцию.

Один из элементов сатиры в произведении — это говорящие имена и фамилии. Например, фамилия главной героини — Простакова. И действительно, она была очень простой женщиной. Госпожа Простакова была необразованной и не считала получение образования чем-то важным. В обучении сына она руководствовалась лишь тем, что в моде. Кроме этого, госпожа Простакова была очень хитрой. Это выражается в ее общении со слугами, с сыном, с уважаемыми гостями. Это говорит о том, что женщина не имела никаких моральных принципов.

Ее брат, Скотинин, очень любил домашних животных, что и выражено в его фамилии. Он мечтал жениться на Софье, чтобы разводить поросят.

Имя сына госпожи Простаковой — Митрофан, что означает «подобный матери». Митрофан действительно очень на нее похож. Он такой же глупый и пустой человек. Ему ничего не интересно. Митрофан хочет жениться, а учиться не считает нужным. К родителям он также относится без уважения, грубит матери, которая его очень опекает и все прощает.

Говорящие имена есть и у положительных героев произведения. Например, имя Софья означает «мудрость». И правда, Софья — одна из самых разумных героев пьесы. Этот прием помогает читателю заранее узнать отношение автора к героям и разделяет их на положительных и отрицательных.

Сатира автора выражается не только в говорящих именах, поступках и речи героев. Сатира прежде всего выражена в конце комедии, где она особенно едкая, острая. Положительные герои отстояли справедливость и стали счастливы, а отрицательные получили наказание. Прежде всего это касается, конечно же, госпожи Простаковой. Ее сын, которого она боготворила, бросил в адрес матери грубые слова и предал ее. Госпожа Простакова осталась у «разбитого корыта». Не достиг своей цели и ее брат, Скотинин. Софья стала женой Милона, которого она очень любила.

«Недоросль» считается образцом комедии эпохи классицизма, ведь в нем выражены все ее свойства. Самым ярким из них является сатира, которая превращает комедию-воспитание в произведение, которое затрагивает острые социальные темы.

Сочинение: Против каких пороков направлена комедия Недоросль? (по пьесе Д.И. Фонвизина)

(426 слов) В комедии «Недоросль» высмеиваются пороки разных слоев общества, от слуг до дворян. Д. И. Фонвизин в своем произведении ярко и дерзко изображает героев, обличая их дурные характеры и поступки. Посредством своих персонажей автор хотел изобразить своих современников с их изъянами, показать все недостатки современного ему общества.

Главным источником пороков в пьесе является семья Простаковых. В их доме обыденностью является грубое и жестокое отношение к слугам. Госпожа Простакова держит в страхе всех придворных, ничуть не стыдясь своего поведения и даже искренне веря, что она имеет на это полное право. Когда Правдин упрекает ее в жестоком отношении к слугам, говоря, что «тиранствовать никто не волен», она удивляется:

«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?».

Простакова своим дворянством буквально развязывает себе руки, считая, что она вправе безжалостно карать крестьян за любую провинность.

Ее сын Митрофан является олицетворением таких пороков, как невоспитанность и невежество. Он — избалованный маменькин сынок. В доме ему с малых лет потакали в любых его капризах, из-за чего он вырос изнеженным, грубым, ленивым и глупым. К нему уже несколько лет ходят учителя, но он так ничему и не научился. Так же, как и мать, он не считается со слугами, грубя им при первой же возможности. Свою няню, которая всей душой ухаживает за ним, он называет «старой хрычовкой», а учителей – «гарнизонна крыса». Ставшая давно крылатой, фраза Митрофанушки «Не хочу учиться – хочу жениться» ярче всего характеризует героя, показывая всю его нерадивость, праздность и скудоумие – последствия подобного воспитания.

Немаловажным пороком общества считает автор жадность. Госпожа Простакова и ее брат Скотинин готовы в прямом смысле поубивать друг друга за Софью с ее крупным наследством от дяди. Скотинин очень корыстный, даже не пытается скрыть того, что он хочет жениться на девушке по расчёту: «…Нет, мне нравится не девчонка […] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота…». Простакова же сначала не против женитьбы брата на Софье, но, узнав о ее деньгах, стремится женить на ней своего Митрофанушку. Оба героя по приезде Стародума, начинают стелиться перед ним, каждый рассчитывая на его благословение. Но узнав, что девушка уже обручена с другим, они все равно не сдаются, а планируют выкрасть Софью. Такое дикое поведение прямо говорит об их корыстолюбии и необъятной любви к деньгам.

В изображениях своих героев Д. И. Фонвизин показал читателям разные пороки общества, которые, к сожалению, актуальны и в наши дни. Пьесу часто называют «комедией воспитания», персонажи которой должны служить примером ужасных и безнравственных людей. Автор, демонстрируя подобных комических Простаковых и Скотининых, надеется, что читатели будут смеяться над такими людьми, а не уподобляться им.

Автор: Дарья Ефремчева

Рассуждение

Автор, используя в своем произведении сатирический прием, высмеивает зло настоящего или нелепость прошлого, порицает не только значимые пороки, но и мелочи, которые не дают человеку спокойно жить. Сущностью сатиры является обличение и смех, опираясь на них автор высмеивает человеческие недостатки, пороки. Сатирик видит в окружающих то, что в его понимании выходит за рамки принятых норм. И несмотря на то, что представление об идеале у каждого свое, существует некий, одинаковый для всех идеал правильной жизни.

Автор очень красочно и живо описывает своих персонажей и их характеры. Читатель сразу проникается неприязнью ко всем отрицательным героям, и с удовольствием может над ними посмеяться, а вот положительные личности вызывают симпатию и сочувствие. Тот же Правдин, который вел честный образ жизнь, ценил всегда правду. Стародум с его честностью, бедный, не сумевший заработать капиталов, но гордый своей кристальной честностью.

Самый карикатурный персонаж в произведении — Митрофан. Его ничего не интересует, он не знает и не думает о том, как будет жить, он туп, глуп и беззаботен, но жаден. Именно стремление к наживе заставляет его желать свадьбы с богатой невестой, при этом он совершенно равнодушен к девушке, ему никакого дела нет до чувств и желаний Софьи. Нелепая попытка произвести благоприятное впечатление на невесту оборачивается провалом, Митрофан и Скотинин во всей красе обнажают свое невежество.

Автор, как и следует выбранному жанру, не доказывает, а лишь указывает на пороки героев, не объясняет зло, а демонстрирует читателю, что за смехом скрываются жестокость, жадность, и беспросветная глупость из-за отсутствия образования.

В конце произведения Фонвизин особенно язвительно потешается над героями, каждый получает по заслугам. Все положительные герои счастливы, а отрицательные наказаны.

Сочинение на тему что высмеивает фонвизин в комедии недоросль

Уже в само название пьесы “Недоросль” вынесена тема воспитания. Конечно, ею далеко не исчерпывается все богатство произведения Фонвизина, но зато автору предоставлена прекрасная возможность показать невежество и необразованность многих его современников. Еще Гоголь замечал, что, хотя “Недоросль” и кажется карикатурой на все русское, тем не менее в пьесе нет ничего карикатурного. “Все взято живьем с природы”, все — чисто русское. Поэтому, какими бы смешными и нелепыми ни казались нам порой реплики героев, мы должны помнить, что над ними следовало бы скорее плакать. У нас нет оснований не доверять оценке Гоголя и, следовательно, как это ни ужасно, мы должны воспринять Простакову, Ско-тинина, Митрофана не только как литературные типы, но и как портреты, нарисованные с натуры. Вот перед нами Митрофан. Правдин спрашивает его, является ли слово “дверь” именем существительным или прилагательным. На что Митрофан не без своеобразной находчивости отвечает, что “дверь” — имя прилагательное, поскольку она приложена к своему месту. Находчивость находчивостью, по какое дикое невежество1 Митрофан не скрывает его, нисколько не стыдится. Он-то не видит никакого ужаса в том, что чего-то не знает, а все потому, что не осознает смысла самого процесса обучения. Действительно, зачем знать географию, если извозчик довезет тебя в нужное место? Эта логика Простаковой, порожденная невежеством и тупостью, ничем не пробиваема, одета в броню. Разве могут какие-то аргументы, пусть самые убедительные, воздействовать на человека с подобной логикой? Разве можно о чем-то серьезно говорить с тем, кто испытывает ужас, увидев, что “деушки читают”? Простакова и Скотинин — рьяные защитники патриархального уклада жизни. Они живут по законам, завещанным им родителями. А отец Скотининых, как мы помним, имел одно убеждение:”… не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет”. И все же Простакова, поддаваясь влиянию века, решила подчиниться печальной для них необходимости обучать своего ребенка. Неудивительно, что они подбирают сыну таких наставников, как Вральман, Цыфиркин и Кутейкин. Их не интересует профессиональный уровень учителей, они по-прежнему не признают грамоту. По этой причине все учителя у Митрофанушки — как на подбор. “По-французски и всем наукам” Простакова-младшего обучает Адам Вральман, немец. Им родители весьма довольны, ведь “он робенка не неволит”. Вряд ли он мог чему-нибудь научить Митрофанушку, даже если бы очень старался. Вральман оказывается кучером, что, в общем-то, не особенно удивляет читателя. Он в конце концов и возвращается в кучера к Старо-думу. Самое печальное, что такие ситуации действительно часто случались в те времена. В гувернерах мог служить кто угодно: кучер, парикмахер, дьячок, беглый солдат. Не лучше Вральмана и Цыфиркин с Кутсйкипым. Они также не отличаются особенными познаниями в тех предметах, которые преподают: Цыфиркин в “арихметике”, а Кутейкин в риторике. Не удивительно: один — отставной солдат, другой — незадачливый семинарист. Хотя они и могли бы чему-нибудь научить более способного ребенка, чем Митрофан. Но тот не желает впитывать знания. Да и как у него может возникнуть тяга к учению, когда мать всячески подавляет ее? По ее мнению, все, чему обучают сына, — не более чем “дурацкая наука”. К чему утруждать себя ею? Простаковы и скотинииы несут свою непросвещенность, как знамя. Опасно то, что они распространяют свое невежество дальше. Они учат и сына своему восприятию жизни. Если, к несчастью, у Митрофана будут дети, то невежество будет распространяться и дальше. Фонвизин высмеял невежество во всеуслышание и очень ядовито. Иногда возникает ощущение, что он слишком уж преувеличивает. Но только так и возможно автору бороться с человеческими пороками. Конечно, мы живем в гораздо более просвещенный век, чем давно минувший XVIII, но и в наше время есть люди невежественные. Им не мешало бы прочесть “Недоросля” и узнать в нем себя. Смотрите также сочинение на тему “Вот злонравия достойные плоды”. Похожие сочинения: “Вот злонравия достойные плоды!” (по комедии Фонвизина “Недоросль”) Сатирическое изображение помещиков в “Недоросле” Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Идеи русского просвещения в пьесе “Недоросль”

Сатира в сюжете

Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.

Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.

Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».

Проблема нравственного упадка

Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли».

Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.

Сатира в образах других героев

В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.

Конспект урока литературы «Традиции и новаторство в комедиях Мольера и Фонвизина

Выявить черты классицизма в комедиях Мольера и Фонвизина. Показать роль литературной традиции, преемственности в творчестве писателей-классицистов, зарождение реалистических тенденций. Объяснить значение терминов « традиция» и «новаторство», отметить актуальность поднятых в них проблем.

Тема нашего урока: «Традиции и новаторство в творчестве Мольера и Фонвизина». Скажите, что такое традиция?

Традицией называется то, что устоялось, сложилось с давних пор, передается из поколения в поколение.

Литературная традиция — это опыт, накопленный предшествующими поколениями поэтов и писателей, который развивают новые поколения. А что такое новаторство?

Это появление новых тенденций, идей, приемов изображения, новый взгляд на привычные вещи.

Наш сегодняшний урок будет посвящен сравнительному анализу двух замечательных комедий: «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Недоросль» Фонвизина. Это лучшие представители французского и русского классицизма — ведущего направления в литературе и искусстве XVII —XVIII вв. Что вы знаете о классицизме? Когда и где сформировалось это направление? Каковы исторические предпосылки его возникновения? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрите фрагмент фильма « Классицизм».

Отрывок из фильма « Классицизм»

Классицизм (от латинского «образцовый») — направление в литературе и искусстве, возникло во Франции в XVII веке, в эпоху становления абсолютизма. Образцом провозгласил античное искусство. Теоретики классицизма сформулировали ряд принципов и правил, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Классицизм рассматривал литературу и искусство как школу, которая воспитывает людей в духе верности абсолютизму.

Перечислите основные черты произведения, написанного в традициях классицизма.

1. Долг перед отечеством превыше всего: личных интересов, чувств героя.

2. Произведение должно воспитывать.

3. Герои делятся на положительных и отрицательных.

4. Ясность и убедительность идей и образов, правильность и лаконичность языка.

5. Положительные герои — представители высшего сословия, дворяне.

6. Соблюдение правил 3-х единств: места, времени, действия.

7. В основу характера героя положена одна черта, которая поглощает все остальные.

8. Запрет смешения комического и трагического.

Мы перечислили основные черты произведения, написанного в духе классицизма. Основными вопросами нашего урока, его коммуникативным ядром является следующее: Мольер и Фонвизин — лучшие представители классицизма в драматургии. Всегда ли они следуют его правилам, традициям? В каких случаях они выступают новаторами, отходят от правил? Почему их все-таки считают лучшими представителями этого направления? Для того чтобы разобраться в этих вопросах, обратимся к произведениям. Какова главная цель комедии Мольера?

Соответствует ли это классической традиции?

Да. В основу характера положена одна черта, подавляющая все остальные.

Одним из главных требований классицизма является воспитывающий характер произведения. Главная тема «Недоросля» — воспитание, образование дворян. Второй темой является идея служения отечеству. Третья тема комедии характерна для русского классицизма: тема крепостничества.

Обратимся к системе образов комедий. В чем здесь проявляются традиции классицизма?

Деление героев на положительные и отрицательные (перечисляются герои). В комедии «Мещанин во дворянстве» противопоставлены дворяне и буржуа, а в комедии «Недоросль» образованные и необразованные дворяне.

В комедии «Мещанин во дворянстве» дворяне — образованные, культурные люди. Можно ли их назвать положительными персонажами? Докажите.

Граф Дорант не может быть причислен к положительным героям, т.к. он — обманщик и лицемер, и в этом Мольер отходит от правил.

Что вы можете сказать об отрицательном персонаже Журдене?

Мы испытываем к нему симпатию. Он не лишен остроумия, жизненной хватки, ведет себя порой достойнее своих учителей.

Образ Клеонта типичен для классицизма?

С одной стороны — это образ резонёра, выразителя авторских идей, что типично для классицизма. С другой стороны — он не представитель дворянства.

Вновь обратимся к комедии «Недоросль». Соблюдены ли правила классицизма при изображении отрицательных и положительных персонажей комедии? Дайте им краткую характеристику. Какая черта лежит в основе характера каждого?

Положительные образы комедии — Стародум, Правдин, Милон — честны, благородны, образованы, они выражают прогрессивные идеи автора. Правдин — придуманный Фонвизиным образ. В то время еще не существовало таких ревизоров, в обязанности которых входит наблюдение за помещиками, как они обращаются с крестьянами. Для характеристики положительных персонажей Фонвизин использует говорящие фамилии. Стародум (думает по-старому, старой закалки петровских времен) главной обязанностью дворянина считает службу отечеству, отрицательно относится к порядкам при дворе Екатерины, обличает нравы вельмож, возмущается дикостью и косностью взглядов поместных дворян. Много говорит о воспитании: «ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время» Его роль можно разделить на две части: с одной стороны — это один из главных героев, определяющих развязку, финал, а с другой — подобие хора в древнегреческой трагедии, выразитель идей автора, резонёр. Это характерно для классицизма. Милон и Софья — представители образованной дворянской молодёжи. Такими, по мнению Фонвизина, должны быть все молодые дворяне.

Соблюдаются ли правила классицизма при изображении отрицательных персонажей? Выигрывает от этого комедия или нет? Дайте краткую характеристику персонажам.

Здесь Фонвизин выступает новатором. Отрицательные персонажи представлены более ярко, правдиво. Это типичные представители своего класса. Простакова, Митрофан, Скотинин даны в сатирическом освещении. Простакова — грубая, жестокая с подчинёнными, вероломная, лицемерная женщина. Умеет притвориться и благодушной, когда разговаривает с людьми, стоящими выше её по социальному положению. Беззаветно любит своего сына. Митрофан — «похожий на мать» (перевод с греческого), неуч, лентяй, обжора, неблагодарный грубиян (с Еремеевной, с дядюшкой Скотининым, а в финале — с матерью). Научился приспосабливаться к обстоятельствам, зная, кто в доме главный. Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофана стало нарицательным — синонимом круглого невежества. Вывод: образы отрицательных персонажей у Фонвизина правдивы, узнаваемы, типичны для общества того времени, а в изображении положительных персонажей автор выступает как классицист.

Как проявляются традиции классицизма и отход от них на уровне изобразительно-выразительных средств комедий? Охарактеризуйте речь дворян и мещан.

В комедии «Мещанин во дворянстве» классической является речь графа Доранта и маркизы Доримены (дейст. 3, явл. 8; дейст. 4, явл. 1). Они говорят правильным литературным языком, используют обращения, принятые в высшем обществе, умеют говорить комплименты, любезны со всеми без исключения. Речь Журдена, его жены, слуг пестрит просторечиями, вульгаризмами («гони их в шею», «ума-то у неё побольше, чем у тебя», «это что за галиматья»). Журден довольно груб со слугами и домочадцами, но старается быть изысканным с Дорантом и, особенно, с Дорименой (составление любовной записки к Доримене, разговор с Дорантом о долге, перепалка с женой и Николь. Дейст. 3, явл. 2, 3; дейст. 2, явл. 6 ). Речь слуг почти не отличается от речи хозяев. Здесь также проявляется отход от классицизма.

Как проявляются традиции классицизма и отход от них на уровне изобразительно-выразительных средств в комедии «Недоросль»?

Речи Правдина, Стародума, Софьи, Милона свойственна логическая законченность и книжность фраз, наличие галлицизмов. Их много в речи Правдина. Например: «Радуюсь, сделав ваше знакомство» (дейст. 1, явл. 7). «Je suis bien aise de faire votre connais sance». «Я называюсь Правдин» (дейст. 1, явл. 7). «Jeme nomme Pravdine». «Не оставляю замечать» (дейст. 2, явл. 1). «Je ne laisse pas de remarquer». Милон также не уступает Правдину: «горю нетерпением» (дейст. 2, явл. 1). «Je brûle d’impatience». «Я делал мою должность» (дейст. 4, явл. 6). «Je faisais mon devoir». «С холодной кровью» (дест. 4, явл. 6). «Avec sangfroid». Речь Стародума — внешне спокойная, обдуманная, временами вычурная («Ты — дочь моей сестры, дочь сердца моего. Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства»). В его речи много афоризмов («Золотой болван, всё болван», «Невежда без души — зверь»). Речь отрицательных персонажей пестрит народными выражениями, пословицами, поговорками. В ней можно встретить вульгаризмы, просторечия, неправильные формы слов. Митрофан: котора, кака, всё к чёрту, небось, таска, уж я те отделаю. Речь Простаковой различна при разных обстоятельствах. Со Стародумом и Правдиным она любезна, а с крепостными груба, бесцеремонна («старая ведьма», «лежит, будто благородная», «ничего уж содрать не можем, беда», «вор, скот, болван»), а о муже: «весь век, сударь, ходишь, развеся уши», «урод», «рохля». Вывод: речь отрицательных персонажей, как и сами образы, более соответствуют реальной действительности. Отрицательные герои будто взяты драматургом на сцену из самой жизни. Это типичные представители своего класса.

Мы провели сравнительный анализ двух комедий классицизма. Что же делает эти комедии интересными и для нас, современных читателей и зрителей? Над чем мы смеемся, от чего негодуем? Что для нас более привлекательно: эпизоды, в которых драматурги соблюдают традиции классицизма, или те, в которых авторы проявляют себя новаторами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *