Прочитайте еще раз высказывание в начале параграфа как вы думаете что хотел
Вопросы по обществознанию 7 класс учебник Кравченко, Певцов Параграф 5
Как российское право влияет на поведение человека в обществе?
Как многообразие общественной жизни повлияло на возникновение права и его устройство?
1. Почему у людей возникла потребность в правовых нормах?
Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
2. Какими признаками должны обладать правовые нормы?
Правовые нормы:
исходят от государства или подтверждаются им
реализуются, контролируются, охраняются, обеспечиваются государством
носят общеобязательный, неперсонифицированный характер: не имеют конкретного адресата
распространяются на неопределённый круг лиц, предусмотренный в норме права или нормативно-правовом акте
обладают формальной определённостью, то есть письменно зафиксированы в источниках права
1. Что такое источник права?
Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм.
2. Какие источники права существуют? Какие из них получили наибольшее распространение в современной России?
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
правовой обычай;
нормативный правовой акт;
юридический прецедент;
договор нормативного содержания;
юридическая наука (доктрины и идеи).
3. Как вы понимаете значение термина «подзаконный акт»?
Подзаконный акт – это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Как вы думаете, почему испытания обвиняемых огнём, железом и водой называли Божьим судом?
1. Как устроена система права? В чём различие между институтом и отраслью права?
2. Какие элементы выделяются в норме права?
3. Какие существуют виды норм права?
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
4. Как вы думаете, к какой области права относится Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»?
1. Прочитайте ещё раз высказывание в начале параграфа. Как вы думаете, что хотел сказать его автор? Согласны ли вы с его суждением? Своё мнение аргументируйте.
2. Какие задачи выполняет право в обществе? Может ли существовать порядок без права?
1) Регулятивная- задача регулировать правовые отношения, предписывать поведение участников правоотношений т.е. как действовать в той или иной ситуации
2) Охранительная- защита от правонарушений (пресечение) и восстановление в правах при их нарушении
3. В чём заключаются слабые стороны судебного прецедента как источника права? Почему судебный прецедент не получил распространения в России?
4. Выберите несколько норм права и рассмотрите их с точки зрения структуры. Какие можно сделать выводы?
5. Вам поручено сделать доклад на тему «Система права». Составьте простой план, по которому вы будете раскрывать эту тему.
6. Приведите примеры запрещающих, обязывающих и управомочивающих норм права.
Обязывающие – это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы.
Примером служит: норма статьи 58 Конституции РФ:
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
Норма статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
Еще одним примером обязывающей нормы является ст. 92 Водного кодекса РФ, согласно которой
водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом.
Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.
Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.
В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.
Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой,
вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Еще один пример– норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона. В соответствии с ней
физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.
Уполномочивающими (дозволительные) – предусматривают возможность действовать в пределах требований данной нормы по своему усмотрению.
Статья 46 п.3. является примером управомачивающей нормы:
каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Также в качестве примера можно привести п. 2. Ст. 68 Конституции РФ:
7. На основе изученного материала составьте схему «Иерархия нормативных правовых актов».
8. Можно ли сказать, что человек 24 часа в сутки находится под контролем права? Своё мнение аргументируйте.
Выберите ответ на главный вопрос урока: «Как многообразие общественной жизни повлияло на возникновение права и его устройство?» Свой выбор аргументируйте. А. В системе права отражается многообразие жизни человека, общества и государства.
Б. Право возникло как средство регулирования поведения человека в обществе.
В. Право как система правил поведения человека в обществе служит предупреждению и разрешению социальных конфликтов.
Вопросы по обществознанию 7 класс учебник Кравченко, Певцов Параграф 10
Как правовая культура влияет на жизнь общества?
Правовая культура выступает одним из существенных факторов стабилизации общественного и правового развития. Охватывая жизнедеятельность всех социальных групп, она не только влияет на нравственно-духовную сторону жизни людей, но и способствует укреплению экономических основ общества, его правовому развитию, совершенствованию форм государственности.
Какую роль в формировании правовой культуры человека играет изучение Конституции РФ в школе?
1. Составьте схему «Структура правовой культуры».
2. Являются ли частью правовой культуры человека гражданственность и патриотизм?
Как правовая культура личности влияет на отношение к наркотикам?
Какие общественные организации, способствующие решению социальных проблем общества, вам известны?
1. В чём заключается значимость правовой культуры для общества и государства? Сформулируйте три-четыре положения.
Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.
2. Можно ли сказать, что герои— это люди высокой правовой культуры?
1. Рассмотрите фотографию в начале параграфа. Как вы думаете, какой элемент правовой культуры является важнейшим? Своё мнение аргументируйте.
Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе. Правосознание (правовое сознание) – это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.
2. Прочитайте ещё раз высказывание в начале параграфа. На примере покажите связь между моралью человека и уровнем его правовой культуры.
3. Пользуясь ранее составленной вами схемой, объясните, что такое правовая культура.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов.
4. Оцените уровень правовой культуры ваших одноклассников, соседей. Есть ли, по вашему мнению, у них проблемы с правовой культурой? Как эти проблемы можно решить?
5. Насколько, по вашему мнению, эффективны известные вам меры по развитию правовой культуры подростков? Что бы вы предложили для повышения их эффективности?
6. Вспомните сюжет повести А. С. Пушкина «Дубровский». Как правовая культура персонажей повести повлияла на их судьбу?
Казалось бы, мелочь, но именно она испортила отношения между Дубровским и Троекуровым, с чего все и началось.
Были и случайные события, например, когда Саша, младший брат Марьи Гавриловны, заметил и поймал мальчишку, который хотел передать кольцо Маши Дубровскому. В итоге Саша, хоть и хотел помочь сестре, невольно помешал передаче.
Владимир не узнал о готовящемся бракосочетании девушки со старым князем и не смог предотвратить его.
Выберите вариант ответа на главный вопрос урока: «Как правовая культура влияет на жизнь общества?» Свой выбор аргументируйте.
А. Правовая культура определяет поведение людей в обществе.
Б. От уровня правовой культуры зависит благополучие общества.
В. От уровня правовой культуры отдельных людей зависит благополучие всего общества.
Вопросы по обществознанию 7 класс учебник Кравченко, Певцов Параграф 5
Как российское право влияет на поведение человека в обществе?
Как многообразие общественной жизни повлияло на возникновение права и его устройство?
1. Почему у людей возникла потребность в правовых нормах?
Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
2. Какими признаками должны обладать правовые нормы?
Правовые нормы:
исходят от государства или подтверждаются им
реализуются, контролируются, охраняются, обеспечиваются государством
носят общеобязательный, неперсонифицированный характер: не имеют конкретного адресата
распространяются на неопределённый круг лиц, предусмотренный в норме права или нормативно-правовом акте
обладают формальной определённостью, то есть письменно зафиксированы в источниках права
1. Что такое источник права?
Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм.
2. Какие источники права существуют? Какие из них получили наибольшее распространение в современной России?
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
правовой обычай;
нормативный правовой акт;
юридический прецедент;
договор нормативного содержания;
юридическая наука (доктрины и идеи).
3. Как вы понимаете значение термина «подзаконный акт»?
Подзаконный акт – это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Как вы думаете, почему испытания обвиняемых огнём, железом и водой называли Божьим судом?
1. Как устроена система права? В чём различие между институтом и отраслью права?
2. Какие элементы выделяются в норме права?
3. Какие существуют виды норм права?
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
4. Как вы думаете, к какой области права относится Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»?
1. Прочитайте ещё раз высказывание в начале параграфа. Как вы думаете, что хотел сказать его автор? Согласны ли вы с его суждением? Своё мнение аргументируйте.
2. Какие задачи выполняет право в обществе? Может ли существовать порядок без права?
1) Регулятивная- задача регулировать правовые отношения, предписывать поведение участников правоотношений т.е. как действовать в той или иной ситуации
2) Охранительная- защита от правонарушений (пресечение) и восстановление в правах при их нарушении
3. В чём заключаются слабые стороны судебного прецедента как источника права? Почему судебный прецедент не получил распространения в России?
4. Выберите несколько норм права и рассмотрите их с точки зрения структуры. Какие можно сделать выводы?
5. Вам поручено сделать доклад на тему «Система права». Составьте простой план, по которому вы будете раскрывать эту тему.
6. Приведите примеры запрещающих, обязывающих и управомочивающих норм права.
Обязывающие – это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы.
Примером служит: норма статьи 58 Конституции РФ:
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
Норма статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
Еще одним примером обязывающей нормы является ст. 92 Водного кодекса РФ, согласно которой
водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом.
Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.
Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.
В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.
Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой,
вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Еще один пример– норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона. В соответствии с ней
физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.
Уполномочивающими (дозволительные) – предусматривают возможность действовать в пределах требований данной нормы по своему усмотрению.
Статья 46 п.3. является примером управомачивающей нормы:
каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Также в качестве примера можно привести п. 2. Ст. 68 Конституции РФ:
7. На основе изученного материала составьте схему «Иерархия нормативных правовых актов».
8. Можно ли сказать, что человек 24 часа в сутки находится под контролем права? Своё мнение аргументируйте.
Выберите ответ на главный вопрос урока: «Как многообразие общественной жизни повлияло на возникновение права и его устройство?» Свой выбор аргументируйте. А. В системе права отражается многообразие жизни человека, общества и государства.
Б. Право возникло как средство регулирования поведения человека в обществе.
В. Право как система правил поведения человека в обществе служит предупреждению и разрешению социальных конфликтов.
Вопросы по обществознанию 7 класс учебник Кравченко, Певцов Параграф 10
Как правовая культура влияет на жизнь общества?
Правовая культура выступает одним из существенных факторов стабилизации общественного и правового развития. Охватывая жизнедеятельность всех социальных групп, она не только влияет на нравственно-духовную сторону жизни людей, но и способствует укреплению экономических основ общества, его правовому развитию, совершенствованию форм государственности.
Какую роль в формировании правовой культуры человека играет изучение Конституции РФ в школе?
1. Составьте схему «Структура правовой культуры».
2. Являются ли частью правовой культуры человека гражданственность и патриотизм?
Как правовая культура личности влияет на отношение к наркотикам?
Какие общественные организации, способствующие решению социальных проблем общества, вам известны?
1. В чём заключается значимость правовой культуры для общества и государства? Сформулируйте три-четыре положения.
Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.
2. Можно ли сказать, что герои— это люди высокой правовой культуры?
1. Рассмотрите фотографию в начале параграфа. Как вы думаете, какой элемент правовой культуры является важнейшим? Своё мнение аргументируйте.
Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе. Правосознание (правовое сознание) – это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.
2. Прочитайте ещё раз высказывание в начале параграфа. На примере покажите связь между моралью человека и уровнем его правовой культуры.
3. Пользуясь ранее составленной вами схемой, объясните, что такое правовая культура.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов.
4. Оцените уровень правовой культуры ваших одноклассников, соседей. Есть ли, по вашему мнению, у них проблемы с правовой культурой? Как эти проблемы можно решить?
5. Насколько, по вашему мнению, эффективны известные вам меры по развитию правовой культуры подростков? Что бы вы предложили для повышения их эффективности?
6. Вспомните сюжет повести А. С. Пушкина «Дубровский». Как правовая культура персонажей повести повлияла на их судьбу?
Казалось бы, мелочь, но именно она испортила отношения между Дубровским и Троекуровым, с чего все и началось.
Были и случайные события, например, когда Саша, младший брат Марьи Гавриловны, заметил и поймал мальчишку, который хотел передать кольцо Маши Дубровскому. В итоге Саша, хоть и хотел помочь сестре, невольно помешал передаче.
Владимир не узнал о готовящемся бракосочетании девушки со старым князем и не смог предотвратить его.
Выберите вариант ответа на главный вопрос урока: «Как правовая культура влияет на жизнь общества?» Свой выбор аргументируйте.
А. Правовая культура определяет поведение людей в обществе.
Б. От уровня правовой культуры зависит благополучие общества.
В. От уровня правовой культуры отдельных людей зависит благополучие всего общества.