Прочитай о поступках ребят что говорят эти поступки об отношении
Внеклассное занятие «Добрые и злые поступки»
Цель: формирование у детей доброжелательного поведения навыков управления нагативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Длительность занятия: 45 минут в 5-х классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или в начальных классах общеобразовательной средней школы.
Форма проведения: комбинированная: обсуждение художественного произведения, беседа, игры, тестирование.
Предварительная работа: чтение сказок с описанием добрых и злых героев.
— Ребята, на прошлых занятиях мы с вами читали рассказы и сказки, и говорили о таких важных для нашей жизни понятиях, как добро и зло. Напомните мне, пожалуйста, эти сказки. (“Слепая лошадь”, “Сказка о добром муравье” и др).
— А какие еще, вы можете назвать сказки, которые читали, где встречались добрые и злые поступки? (Подвести ответы детей к тому, что практически во всех сказках встречается добро и зло.)
— Сегодня, мы продолжим говорить о доброте и зле, и тема нашего занятия будет называться “Добрые и злые поступки”. Будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем интересный рассказ и т.д., где наша задача заключается в том, чтобы научиться различать добрые и злые поступки и стараться приучать себя к добрым поступкам.
2. Работа со стихотворением
— Итак, к нам в гости пришел мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что его наказали родители. (Cтихотворение “ Доброта”) [3]
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)
Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта”:
Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
3. Игра “Тайное свойство”
Дети становятся в полукруг и вытягивают руки перед собой. Учитель держит в руках монетку или камешек, который символизирует качество, а именно доброту. Учитель помещает сложенные в ладоши руки в руки каждого из детей и говорит: “Слава добрый”, “Катя добрый” и т.д. каждый ребенок закрывает ладошки, как будто ему дали вещь. Учитель действительно оставляет вещь в руках одного из детей. Один из детей пытается отгадать, у кого эта вещь, говоря при этом: “Слава очень добрый” и т.д. и ребенок, которого назвали открывает ладони и показывает. Дается три попытки.
4. Рассматривание иллюстрации
5. Работа с рассказом
— Хочется ко всему этому прочитать еще один рассказ, который называется “Старый дед и внучек”. [6]
“Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”
Вопросы к обсуждению.
— Почему заплакали муж и жена?
— Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?
— Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
— На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?
6. Игра “Хорошо—плохо”
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие | Хорошие |
порвал блузку; | защитил слабого; |
обидел друга; | проведал больного друга; |
поссорился с мамой; | обогрел и накормил |
толкнул ногой щенка; | помог младшей сестре одеться и др. |
ударил котенка и др. |
7. Работа с пословицами
— А сейчас каждому из вас достанется по одной пословице, её нужно прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл этой фразы.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и пожнешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Людям забота, как воздух нужна,
Cтать всем добрее поможет она.
Доброго чтут, а злого жалуют.
— С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Записать на доске)
“Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.”
“Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.”
— А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)
— Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
8. Проверочный тест
а) делает зимой для птиц кормушки;
б) всегда чувствует, кому нужна помощь;
в) стреляет в птиц из рогатки;
г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
д) не оказывает помощь в трудную минуту;
е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.
(Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек, какой он.)
9. Заключение (в тихом музыкальном сопровождении песни “Дорогою добра”)
В заключении нашего занятия хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.
Классный час «В ответе за свои поступки»
Классный час на тему: «В ответе за свои поступки»
Цель: содействовать формированию у детей умений анали зировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
— помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки;
— убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения;
— воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки;
— способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.
Личностные: стимулировать способность иметь собственное мнение;
высказывать своё мнение о прочитанном, увиденном и услышанном.
Регулятивные: оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников ; целеполагание;
Коммуникативные: развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
Познавательные: анализировать поступки по отношению к самому себе, к людям, к окружающему миру, к объектам.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для работы в паре, в группах, плакат, правила.
Ход классного часа.
Пусть везет тебе во всем!
Дети учатся думать, мечтать
На вопросы ответ получать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить.
— Как вы думаете, о чём пойдет разговор? (О поступках)
Тема классного часа: « В ответе за свои поступки ».
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
Чему мы будем учиться на классном часе? (Будем учиться анализировать свои поступки)
III. Работа по теме классного часа.
Как вы понимаете слово поступок? (Поступок-это какое-либо действие, совершенное человеком)
Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.
— решительное активное действие в сложных обстоятельствах)
— Как вы думаете, какие бывают поступки?
— По каким признакам можно определить поступок хороший или нет?
(хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям)
2. Игра «Сделай правильный выбор». Работа на интерактивной доске.
— Давайте поиграем в игру «Сделай правильный выбор». Выберите хорошие поступки.
Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.
Прочитайте, что у нас осталось? Старайтесь их не совершать.
Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Каждый день мы совершаем разные поступки. Действия мы совершаем в отношении к самому себе, к людям, к окружающему миру, к объектам.
Проанализируем поступки, которые мы совершаем в отношении к объектам.
Внимательно посмотрите и постарайтесь ответить на вопрос: «Как бы в этой ситуации поступил ты?»
Стоит в коридоре Миша – первоклассник, плачет и трёт кулачками глаза. Он на перемене бегал и потерял деньги.
1 ситуация Никита находит деньги, оглядывается, никого нет, кладёт их к себе в карман и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником.
Никита: Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
Первоклассник: Никто не обидел. Я деньги потерял.
Никита: А где ты их потерял?
Первоклассник: Не знаю.
Никита: Ну, так иди, ищи свои деньги! (Смеётся и убегает, но деньги не отдаёт).
2 ситуация Данил находит двести в коридоре, берёт их и крепко зажимает в кулаке. Повстречался с первоклассником, который громко плакал.
Данил: Что с тобой произошло? Ты почему плачешь?
Первоклассник: Я деньги потерял.
Данил: А сколько было денег?
Первоклассник: Двести рублей.
Данил: А я только что нашёл двести рублей в коридоре. Смотри, может это твои?
Данил: Как же нам быть? Давай, мы их разделим пополам. Тебе – сто и мне – сто! Ведь это я нашёл твои деньги!
Первоклассник: Ну, хорошо! (Дети делят деньги поровну и расходятся).
— Мы увидели две разные ситуации. Давайте обсудим их.
Ребята, а как вы бы поступили, если бы нашли деньги? Подумайте и попробуйте разыграть.
3 ситуация Эмиль находит деньги в коридоре, берёт их, идёт дальше и видит, стоит первоклассник у стены и плачет. Подходит к нему и спрашивает.
Эмиль: Ты что двойку получил?
Первоклассник: Нам не ставят оценки в первом классе.
Эмиль: Тогда почему ты плачешь?
Первоклассник: Просто я деньги потерял.
Эмиль: Не плачь! Так вот же они, я их в коридоре нашёл – двести рублей. Бери скорее!
Первоклассник: Спасибо тебе! И убегает.
Вывод: нельзя брать, портить ломать чужие вещи. Не трогай чужое!
Кто еще пострадал в этой сценке? (первоклассник). Теперь мы и обсудим с вами поступки, действия которых обращены людям.
4. Работа в группах.
На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группах и выберите ответ, который считаете правильным. Можете предложить свой.
1. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
а) просто не принесёте книгу;
б) принесёте книгу и попросите дать её ещё раз;
в) скажите, что забыли книгу дома.
2. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать.
а) дадите списать;
б) скажете, что нужно на уроке внимательно слушать учителя;
в) после уроков объясните товарищу решение задачи.
3. На улице плачет девочка.
а) попытаетесь ей помочь;
б) подумаете о том, что же могло произойти;
в) не обратите внимания.
4. Мы с другом играем в бадминтон. К нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
а) скажете, чтобы не приставал;
б) ответите, что не могу ему помочь;
в) скажете, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаете, что он может прийти с другом и поиграть.
5. Ваш одноклассник на вас обиделся.
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажите ему, что он не прав.
6. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл игру
а) не обратите внимания;
б) объясните, что нет ничего страшного;
в) скажете, что надо лучше научиться этой игре.
Чего не хочешь для себя – не делай другим. Куда повесим это правило?
5. Посмотрите мультфильм «Все для здоровья»
А теперь внимание на экран. Посмотрите мультфильм и подумайте, какие действия выполняют герои и на кого они направлены?
А вы что делаете, чтоб сохранить свое здоровье? ( заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины)
6. Работа с рисунками.
Я вам буду показывать рисунки, вспомните, о чем мы с вами говорили на уроках окружающего мира, на занятиях внеурочной деятельности «Земля – наш дом», и придумайте правила к рисункам.
Какие поступки совершали ребята на этих рисунках? (плохие) Почему? (губят природу, несут зло)
Плохие поступки по другому еще говорят проступки.
( Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)
Каждый человек совершает и поступки, и проступки. За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за проступки? (наказывают, ругают)
— Для чего вас ругают и наказывают? (чтобы не совершали впредь таких поступков)
Какой вывод сделаете? ( мы в ответе за свои поступки)
З а плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!
— Как вы понимаете, что такое ответственность?
— Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
— Чему мы должны научиться? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки, научиться отвечать за свои поступки).
Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.
Давайте послушаем одну историю
Как вы поняли смысл этой притчи?
Сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, к какому выводу вы пришли?
Сегодня я приду домой и …..
Посмотрите на плакат. Все поступки взаимосвязаны между собой. Соблюдай те правила, о которых мы говорили на уроке. Не совершайте проступки, чтобы за них не пришлось краснеть.
10 отвратительных поступков, которые ты совершаешь из вежливости
С одной стороны, вежливость – это положительное качество, которое показывает воспитанность человека, его умение находить общий язык с окружающими, знанием им манер и правил этикета. С другой – это ограничивающие убеждения, которые заставляют совершать тебя поступки, которые бывают совсем не к месту. Это особенно касается людей, которые по каким-либо причинам чрезмерно вежливы, добры и в некоторых случаях даже услужливы.
Именно поэтому люди всё чаще стали воспринимать вежливость, как высокомерное поведение или хитрый ход, направленный на получение желаемого. Но никто не говорит тебе, что нужно начинать хамить и вести себя как человек, далёкий от знания хороших манер. Просто постарайся не перегибать с вежливостью и следить за тем, чтобы она не работала против тебя. Вот несколько отвратительных поступков, которые ты время от времени совершаешь из-за желания быть вежливым.
1. Ты обманываешь человека
Когда человек спрашивает твоего мнения насчёт своего внешнего вида, своей работы или своего поступка, задумайся, как часто ты отвечаешь правду. Скорее всего, в большинстве случаев ты предпочтёшь соврать, чтобы не расстраивать собеседника. Ты вежливо ответишь что-нибудь нейтральное или похвалишь его, даже если предмет вашего обсуждения вызывает у тебя отвращение.
Ты обманываешь человека, чтобы показаться вежливым, но не задумываешься о том, как важно порой окружающим тебя людям слышать конструктивную критику в свой адрес. Старайся быть объективнее в своих оценках – сказать неприятную новость или сделать человеку замечание можно и будучи вежливым. А вот вводить окружающих в заблуждение, врать им и пользоваться их доверчивостью – настоящее хамство.
2. Ты не отстаиваешь своё мнение
Если ты вежливый и тебе сложно вступать с человеком в словесный конфликт или перепалку, то вряд ли у тебя получается отстаивать своё мнение в важных для тебя вопросах. Вежливость почти всегда ассоциируется с уступчивостью, умением искать компромиссы, нежеланием портить отношения с кем-либо. Поэтому, когда ты не согласен с кем-либо, вместо того, чтобы настоять на своём и добиться принципиально важного для тебя решения, ты предпочитаешь стоять в стороне и соглашаться с тем, что говорит или делает другой человек. Запомни: в некоторых случаях ты не должен искать компромисс, ты должен делать так, как ты считаешь нужным, оставаясь до конца верным своим взглядам и убеждениям.
3. Ты не говоришь о том, что тебя задело
Вежливые люди редко говорят о своих негативных чувствах, особенно когда это как-то связано со словами и поступками окружающих их людей. Тебе гораздо проще проглотить обиду, найти человеку оправдание, сразу же простить неподобающее поведение, чем честно сказать о том, что тебя задело. Рано или поздно люди, которые привыкли к этому, начнут откровенно пользоваться тобой, самоутверждаться за твой счёт или издеваться над твоими чувствами.
4. Ты довольствуешься малым
Ты слишком вежлив, чтобы попросить человека в общественном транспорте подвинуться и освободить тебе чуть больше места, ты слишком вежлив, чтобы поговорить с начальником о повышении, хотя ты давно делаешь больше, чем от тебя требуется, слишком вежлив, чтобы доставлять неудобства кассиру, прося её пересчитать сдачу. Ты привык довольствоваться тем, что тебе дают, и не пытаешься заполучить то, что тебе положено по праву. С таким подходом ты всегда будешь упускать шансы сделать свою жизнь лучше.
5. Ты не хвалишь себя
Если тебя с детства научили тому, что вежливый человек обязательно должен быть скромным, то во взрослой жизни ты, скорее всего, будешь всячески избегать похвалы как внутренней, так и внешней. Причём проявляется это в двух вариациях:
Тебе может казаться, что твои достижения обязательно должны заметить окружающие – но так бывает не всегда. Порой необходимо выгодно подать себя, лишний раз напомнить о том, с какой проблемой ты успешно справился и каких результатов в работе достиг. Так что умение хвалить себя – это бесспорный плюс, который подчеркнёт твой профессионализм, обратит на тебя внимание и поможет добиться успеха. Не стоит тихо отсиживаться в углу, ожидая, что похвала сама найдёт тебя.
Ты можешь отказываться от комплиментов, обесценивать свои заслуги и всячески скромничать, когда кто-то отмечает твои достижения. Делая это из вежливости, не желая выпячивать себя, обращать на себя лишнее внимание, ты делаешь только хуже. В скором времени тебя могут совсем перестать хвалить, и все твои успехи будут приниматься как должное.
6. Ты обесцениваешь свои чувства
Ты ставишь чужие чувства превыше своих собственных. Ты заботишься о том, чтобы быть вежливым со всеми, кто тебя окружает, но часто такая вежливость даёт им право пользоваться тобой. Они могут манипулировать твоим чувством вины, могут грубо с тобой обращаться, понимая, что ты не дашь им сдачи, могут пользоваться твоей добротой и свешивать на тебя кучу задач, которые им лень выполнять самим. Не все заслуживают, чтобы с ними вели себя вежливо. Ставь свои чувства превыше чувств других людей и не позволяй своей вежливости играть с тобой злую шутку.
7. Ты не отстаиваешь свои личные границы
Твоя вежливость может стать причиной постоянного нарушения личных границ. Когда человек перебивает тебя, задаёт тебе личные вопросы, делает то, что тебе неприятно – вместо того, чтобы отстоять свои границы и сделать ему замечание, ты продолжаешь вести себя вежливо, общаясь с ним как ни в чём не бывало. С каждым разом окружающие тебя люди будут вторгаться в твою жизнь всё больше и больше, понимая, что ты никак не препятствуешь этому.
8. Ты не отказываешь в помощи, даже когда знаешь, что придётся действовать себе во вред
Вежливые люди стараются прийти на помощь кому-то другому, даже если этот поступок негативно отразится на них. Они бросают все свои дела, отдают последние деньги, вкладывают все силы в то, чтобы чья-то жизнь стала чуточку лучше. А взамен – вместо благодарности и ответной услуги чаще всего они получают упрёки, их помощь воспринимается как должное, а доброта как выполнение своих обязательств.
Помни о том, что аргументированный отказ – это не проявление невежливости. Ты не обязан помогать всем окружающим, и если ты занят, без сил или просто не хочешь – прямо скажи об этом. Человек найдёт, к кому ещё обратиться.
9. Ты делаешь всё, чтобы не причинять дискомфорт окружающим
Вежливость в сочетании с потребностью чувствовать себя социально принятым приводит к тому, что ты оказываешься зависимым от окружающих тебя людей. Ты боишься причинить кому-то дискомфорт, постоянно подавляешь свои желания и потребности, идёшь против себя и своих убеждений, отказываешься от жизненных ориентиров. Твоя вежливость в таком случае выражается в стремлении быть как все и не давать другим людям повода возмущаться или нелестно о тебе отзываться.
10. Ты не тревожишь окружающих
Тебе кажется, что просить о помощи или жаловаться из-за ерунды – это невежливо, ведь у других людей есть свои проблемы и переживания. Но ты сам при этом всегда готов прийти на помощь и уделить человеку столько времени, сколько ему будет нужно.
Порой у каждого из нас бывают ситуации, когда нам просто необходимо заручиться чужой поддержкой, вниманием, заботой, сочувствием. Один на один противостоять тяжёлым жизненным проблемам не всегда целесообразно.