Пробуждение умов что значит
Пробуждение сознания. Несколько признаков пробудившегося сознания
Как бы ни заявлять о своей продвинутости, какие бы правильные слова ни говорить, личностный уровень сознания выдаёт себя в отдельных выражениях, в концептуальных мыслях, в фальшивых интонациях, в нарочитой демонстрации себя. А чтобы не принимать желаемое за реальное и не позволять иллюзиям препятствовать своему внутреннему развитию, стоит обратить внимание на некоторые признаки пробудившегося сознания.
Вместо ментальной интерпретации — разотождествление и осознавание
Многим кажется, что для того, чтобы прийти к Пробуждению, необходимо победить эго и преодолеть ум. Но зачем уничтожать необходимое и можно ли воевать с нереальным? Эго – это всего лишь отождествление с выводами, которые сделал ум, и следующими за этим эмоциями. Но это не может затронуть то, кем мы являемся. Что бы ни происходило, Я всё равно Есть. Дух в нас никуда не исчезает. Просто Божественная Сущность пребывает на другой частоте, и Она обнаруживает себя как настоящий момент в состоянии созерцания.
Отождествляться с ложностями – значит спать наяву. Узнать себя как Присутствие Духа, как неизменное существование в «вечном сейчас» — значит проснуться. Понятно, что при этом происходит с эго и почему это «я» называют фантомным.
Ум возвращается к своей ценнейшей исконной функции: смотреть, различать, абстрагировать и вербализировать. А не затуманенная интерпретациями открывшаяся Сущность (Дух и Душа) в безмолвном созерцании выполняет свою функцию – осознаёт происходящее. Поэтому все попытки развить осознанность, находясь в границах личности, на частоте ума-эго, не приносят успеха.
Попробуйте смотреть и говорить из Я Есть, и вам откроется состояние сознания собеседника, сущностной смысл его проблемы, причина его страданий. Ответ возникнет не как ментальное умствование, а польются живые слова, которые необходимы, понятны и проникают в Душу. При этом наработанный опыт, накопленная информация, умения, профессионализм, способности непостижимым образом интегрируются.
В разотождествлении, когда действия наблюдаются, они тоже выполняются легко и без усилий. Мысли и эмоции рефлексируются. И если их не отклонять и не подавлять, а смотреть на них из пространства сознания, они, не выдерживая этой частоты, исчезают. Становится ясным, что все мысли и идеи о себе миражны и ложны. И только отождествление с ними обрекает на мучения.
Возвышенные чувства тоже осознаются, и возникает тихая, всеохватывающая радость, без ассоциаций и без сравнений. Душа проникает в то, что вызвало это переживание, и, не стремясь к пониманию, откликается своей сутью — Любовью. А осмысление появляется чуть позже. Но если вспыхивает экзальтированная восторженность, если это состояние описывается, это «звоночек», что сознание находится в ментале, и ум соотнёс его с тем, что есть в памяти.
Взаимоотношения и эмоциональные реакции
1. Субъектно-объектные отношения.
Вся наша реальность — это нескончаемые отношения с собой, с людьми, с Миром, с Богом. Будучи предельно разными, мы взаимодействуем во всевозможных связях: любовных, родственных, дружеских, деловых и учебных, активных и пассивных, приносящих радость и доставляющих страдания. Стремление сделать эти контакты максимально эффективными и гармоничными развило ряд наук, а в психологии появились самостоятельные отрасли, направленные на решение этой непростой задачи. Но все они оставляют человека в границах личности, в противопоставлении «я» и «другие». И это разделение увеличивает отгороженность, укрепляет самость, и отношения между живыми людьми строятся как между субъектами и объектами. В их основе лежит удовлетворение потребностей, так как они – движущая сила для личности – нашей социальной составляющей. А поглощённость своими интересами «перетягивает на себя одеяло» и рождает глубинные перекосы внутри самих взаимосвязей — жертвенность, зависимость, эмоциональное и ментальное подавление. Это и становится причиной ссор, обид, разногласий, разочарований, разрывов отношений, страданий.
2. Нерефлексируемые автоматические реакции.
Сознание личности, вибрируя на частоте ментала, контактирует даже не с объектами, а со своим представлением о них. Не говоря об устоявшихся мнениях о близких, при любом знакомстве автоматически возникает «нравится — не нравится», прощупывается социальный и материальный статус собеседника, свой он или чужой, оценивается, что в нём «хорошо», что «плохо», «правильны» или «неправильны» его воззрения. И сразу следует автоматическая реакция — критика или заинтересованность, уважение или отвергание. И всё это — не что иное, как проявление информационного метаболизма, отражение идей о себе, своего опыта, знаний, убеждений, верований.
Что происходит при пробуждении сознания
1. Когда нет «я» как формы – нет субъекта и объекта.
Если осознаётся, что все состояния, которые можно описать, всё то, что изменяется и исчезает, — порождение ума, это мотивирует постоянно возвращаться в Я Неизменное. И при любых обстоятельствах быть Им.
На частоте безграничной Сущности ум ни в чём не видит себя, ничего не интерпретирует, не наклеивает ярлыки и ни с чем не отождествляется. А Душа, наоборот, узнаёт себя в каждом творении: «Ты – это Я другой», потому что «другой» — то есть объект, тоже воспринимается не как форма, а как бескрайняя Божественная Сущность. Она не разделяет детей Бога на хорошие и плохие, не судит их деяния как правильные и неправильные. Её Природа – безусловное, абсолютное приятие.
Субъекта тоже нет, так как нет «я» с его мыслями, рассуждениями о себе, страхами и переживаниями.
Какой субъект и объект может быть в пространстве сознания Сущности, где всё есть Единый, по-разному реализовывающий себя в каждом творении?!
2. Вместо реакций ума-эго — неизменное Я Есть.
Пробуждение – это постоянное Присутствие своей Естьности – в действиях, разговорах, слушании, ходьбе… И всё становится процессом, проходящим в разотождествлении, невовлечённости и осознанности.
Что бы ни случилось, в радостях и горестях, болезнях и житейских проблемах, такое сознание не теряет частоту Я Есть, и поэтому внутренняя тишина, покой и глубинное умиротворение не нарушаются. Если кто-то извергает на такого человека свой негатив, это тоже не вызывает эмоциональной реакции: ум-эго молчит, и нет того, кто оценивал бы происходящее и бурно (или не очень) реагировал бы на него. А к неведению, к тому, что человек не понимает, что он с собой творит, к его заблуждениям и самообману, возникает сочувствие и сострадание.
3. Вместо удовлетворения социальных потребностей — творческая реализация.
Активность Души исходит из её ядра – Духа, Источника Божественной энергии. Поэтому самодостаточность и благодать – Её Естество. Свободная, ничем не обусловленная, далёкая от социальных жажд, Она не знает нужд. Она реализовывает свою уникальность на вибрации Любви и ничего при этом не ожидает. Для Неё всё просто происходит, Её доверие к Богу абсолютно, всё есть так, как оно есть, а действия исходят из запроса текущего момента.
А для человека на Пути любая ситуация и отношение к ней – это объективная информация о состоянии его сознания. Если Естьность устойчива, спокойствие стабильно, нет эмоциональных реакций на внешние обстоятельства, значит старые реактивные программы больше не работают, и мозг функционирует на новых нейронных связях. То есть сознание пробуждено. А если этого нет…
В пробуждённом сознании нет «я-деятеля»
Так как личность как проявление себя в социуме никуда не исчезает, а местоимения «я, мне, у меня» употребляются постоянно, очень легко попасть в их ловушку. Суть здесь в том, приписывает ли себе миражное «я», не могущее ничего создать, авторство произошедшего.
Духовная жизнь очень многообразна, и она даёт самости массу возможностей по-разному выражать себя. И развивается самый цепкий и коварный вид эго – духовная гордыня. Это пусть лёгкое, но превосходство от того, что я обладаю особыми способностями, или у меня огромные эзотерические знания, или я ченнелер (хотя, если говорить о большинстве публикуемых сообщений, они, соответственно сознанию принимающего, поступают из разных слоёв астрала). Чтобы разоблачить духовное эго, стоит обратить внимание на ситуации, где оно легко маскируется.
1. Движущиеся по Пути часто чувствуют необходимость в какой-либо форме делиться информацией и опытом своей духовной жизни, который может быть интересен и другим искателям. Речь не идёт о личностных заботах, рассуждениях, впечатлениях и переживаниях. И нужна абсолютная честность, чтобы распознать, нет ли здесь затаённого желания удовлетворить какую-то нереализованную потребность/ компенсировать тайное недовольство собой/ получить аплодисменты/ обратить на себя внимание.
Спросите себя, из какого пространства вы гурствуете? Нет ли при этом ощущения, что я чего-то достиг/ла, нет ли скрытого любования собственной продвинутостью или мудростью, а точнее, опытом и накопленными знаниями? Нет ли зацепки за подаренные Богом параспособности и не принимаете ли вы их за Пробуждение, то есть за открывшуюся Сущность/ за самоосознающее сознание? Не демонстрируете ли вы таким образом свою духовность, свою незаурядность?
Пробуждённому сознанию всё это не нужно. Оно свободно от интересов «я», самодостаточно, настоящий момент делает его спонтанным (без внутреннего цензора), творческим, и оно «светит всегда, светит везде» просто потому, что в Я Есть иначе быть не может.
2. Страстное желание, чтобы цель осуществилась, ожидание, волнение и страх неудачи часто становятся зацепкой, то есть блокировкой, и энергия не может свободно течь и воплотить задуманное. Но иногда причина неуспеха значительно глубже: Дух препятствует реализации идеи, чтобы человек углубился в причину этого и понял, что он ответственен только за процесс, а победный, да и провальный результат приписывает себе духовное эго. Трудно различаемое, оно плотным покровом закрывает Душу и поглощает Свет и Любовь, которую Она излучает.
Если вы распознали субличность, которая хочет самоутвердиться, понаблюдайте за ней из глубины Я Есть, и она растворится.
А Дух никак себя не манифестирует. Зачем Ему это? Демонстрирует себя только самость. Сущность/сознание — субстанция другого измерения. И переход в него осуществится только при отождествлении со своей Сутью.
Что значит полностью пробудиться – пробуждение сознания
“Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально”.
“Я убежден, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому — это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы”.
Эрих Фромм
Ложась спать после завершения дня, мы привыкли к тому, что на несколько часов перестаем жить в реальном мире. Сон позволяет нам восстановить свои силы и возвращаясь к привычной жизни утром мы удовлетворенно начинаем свой новый день. Но вы когда-нибудь, после того как встали с кровати, обращали внимание на качество своего бодрствующего состояния? Задумывались ли вы над тем, проснулись ли вы до конца или продолжаете спать наяву, совершая привычные действия «на автопилоте»? Многие из нас привыкли считать, что открыв глаза, мы автоматически полностью пробуждаемся и живем сознательной жизнью. Но так ли это? Вопрос действительно интересный.
Люди издавна обращали внимание на состояния сна и пробуждения, что находило свое отражение в культурном наследии многих поколений. В литературе разных эпох можно встретить упоминания о том, что “Жизнь есть сон”, а народные выражения “Спать на ходу” и «Встать-то я встал, а проснуться забыл» очень точно отражают суть проблемы. По всей видимости, именно поэтому в трудах многих восточных и западных философов можно найти различные высказывания о важности пробуждения для человека, основную суть которых можно передать словами: “по-настоящему живет только тот, кто действительно пробудился”. Все это позволяет сделать вывод, что полностью пробудиться ото сна действительно важно и по всей видимости не так уж и просто.
Что же это за сон такой? Что же нам мешает проснуться?
В качестве ответа можно привести высказывание ученого и философа наших дней Дарио Саласа Соммэра:
«нашему пробуждению мешает гипноз. И драматическая правда заключается в том, что гипнотические состояния являются неотъемлемой частью нашей жизни с момента рождения».
Известный учитель прошлого века Георгий Иванович Гурджиев говорил:
«Прежде всего, необходимо понять, что сон, в котором протекает человеческое существование, – это не нормальный, а гипнотический сон. Человек погружен в гипнотическое состояние, и это состояние постоянно в нём поддерживается и укрепляется. Можно подумать, что существуют силы, которым выгодно и полезно держать человека в гипнотическом состоянии, не давая ему увидеть истину и понять своё положение… Пробудиться же исключительно важно, но одному человеку здесь ничего не сделать и чтобы пробудиться несколько человек должны работать вместе. Поэтому человек, желающий пробудиться, должен искать других людей, которые тоже хотят пробудиться, и работать вместе с ними”.
Это явление в свою очередь очень хорошо объясняет Дарио Салас Соммэр, из видео-лекций которого можно почерпнуть много познавательного. Он определяет гипноз «как резкое падение уровня сознания, вызванное мгновенным или постепенным поглощением внимания человека». В своей книге «Гипсосознание», аудиоверсия которой довольно выразительно называется «Практика повышения уровня сознания», он поясняет, что гипноз — это состояние, когда разум человека словно заворожен, поскольку его внимание полностью поглощено какими-то постоянными или изменяющимися стимулами. Состояние загипнотизированных людей очень близко к бессознательному мышлению и для выхода из этого состояния и более полного пробуждения необходимо прилагать регулярные усилия, направленные на повышение уровня собственного сознания.
Конечно, для достижения этой цели необходимо жертвовать собственным психологическим комфортом, что можно сравнить с ситуацией, когда человек привык долго сладко спать, просит себя разбудить, но при этом ему не хочется просыпаться. Тут определенной помощью может быть глубокое понимание человеком всех проблем, связанных с состоянием полупробужденности, и его твердое намерение освободиться от гипнотичной паутины привычного мира. При этом бороться с “дневным” сном проще будет тому, кто заранее готов к преодолению трудностей, связанных с процессом пробуждения. Если такой человек примет решение, то он действительно сможет идти путем индивидуального развития, как это незабываемо передал Ричард Бах в своей книге «Чайка Джонатан Ливингстон».
Безусловно, это путь непростой. Наша цивилизация такова, что постоянно оказывает на нас сильнейшее гипнотическое воздействие. Но насколько глубоко мы понимаем этот факт?
“В жизни возбуждающие и стабилизирующие эмоциональные состояния постоянно сменяют друг друг».
Это доказывает, что гипнотическое состояние является неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Здесь имеет место подсознательное мышление, для которого характерно доминирование эмоциональных состояний над высшими функциями интеллекта.
В современном мире для человека становится почти невозможным избежать состояния гипноза и превратиться из анти-индивида в индивида. Это обусловлено, прежде всего, непреодолимым культурным и эмоциональным воздействием общества и некоторыми аспектами технического прогресса. Толпа поглощает индивида, гипнотизируя его и подчиняя своему постоянному эмоциональному влиянию.
Анатолий Милехнин утверждает, что «психофизическое поведение индивидов, составляющих толпу, по существу, не отличается от состояния человека, добровольно подвергающегося гипнозу».
Мы живем в эпоху толпы. Все организовано по принципу групп: политических, экономических, философских или религиозных, причем человек не может выйти из-под их влияния.
В книге «Психология толпы» Густав Ле Бон говорит о «законе ментального единства толпы». Он излагает интересные идеи, имеющие тесное отношение к нашей теме:
«. существует психологический закон ментального единства толпы. Наиболее поразительный факт психологии толпы состоит в том, что независимо от того, какие люди составляют толпу, независимо от их образа жизни, профессии, характера и интеллекта, лишь из-за того, что они становятся толпой, они обладают своего рода коллективной душой. Эта душа вынуждает их мыслить, чувствовать и действовать совершенно не так, как каждый из них думал, чувствовал и действовал бы в отдельности. Исчезновение сознания, преобладание бессознательной личности, подверженность манипуляциям со стороны толпы через внушение и заражение ее чувствами и идеями, склонность немедленно претворять в действия внушенные мысли — все это основные характеристики человека толпы. Он уже не индивид, а автомат, лишенный собственной воли».
Поведение массы, как его описывает Ле Бон, объясняется низким уровнем сознания, гипнотическим состоянием, лишающим человека способности критически рассуждать, оценивать и анализировать. Таким образом, уровень интеллекта человека не позволяет ему освободиться от гипнотического влияния группы, если только он не обладает разумом в совокупности с высоким уровнем сознания, приобретенным сознательно или спонтанно. Группы, особенно политические и религиозные, не допускают самостоятельного мышления своих членов. Кроме того, отдельные люди находятся под мощным и глобальным влиянием всего человечества.
Следовательно, можно сказать, что гипноз является “нормальным” состоянием человека. Только тех, чье поведение стало сознательным и кому удалось стать индивидом, можно считать истинными людьми.”
В книге «Мораль XXI века» Дарио Салас Соммэр пишет:
“Телевидение – огромная сила, которая унифицирует и объединяет людей в толпу. Все телезрители образуют некую субкультуру, создаваемую телесериалами, выпусками новостей, развлекательными программами и кинофильмами. Телезрители находятся на расстоянии друг от друга, но из-за того, что они получают одинаковую информацию, у них возникает некое ментальное единство и снижается способность мыслить. Не будем забывать, что телевизионный и компьютерный экран – самый лучший гипнотизер, поэтому ребенку, попавшему под его влияние, трудно освободиться от этого гипноза и контроля”.
Эта ситуация во многом напоминает сюжет фильма «Матрица». Люди привыкли жить в ментальных сумерках и перестали осознавать происходящее. Из-за быстрого ритма современной жизни и разнопланового гипнотического воздействия мозг людей переполнен огромным количеством неосознанной и пустой информации и значительную роль в этом играют телевидение, радио, интернет, пресса, кино.
Все это удерживает людей в сомнамбулическом сне и похоже, что все к этому привыкли. Но если кто-то принял решение проснуться, начал работать над этим и стал постепенно лучше осознавать окружающий мир и лично себя, то он может увидеть, что на самом деле у него почти нет ничего собственного, и многие мнения, убеждения, привычки и даже недостатки, которые он ранее считал своими, на самом деле не принадлежат его Высшему Я, а сформировались в его личности благодаря подражанию или же были заимствованы откуда-то уже в готовом виде. Такой человек может начать понимать, что его мозг оккупирован различными информационными имплантами, и по мере своего пробуждения он станет находить многочисленные подтверждения того, что ИНФОРМАЦИЯ без его воли и согласия сама формирует в его уме ментальную картину, что делает его похожим скорее на биологического робота, чем на человека разумного. И подавляющее большинство людей живут именно так.
Но влачить подобное существование совсем не обязательно. Тот же Дарио Салас говорит:
“Есть другое, более глубокое состояние бодрствования, незаметное внешне и связанное с мозговой активностью. Это последнее состояние мы будем называть истинным бодрствованием или пробужденностью, чтобы отличать его от физиологического бодрствования, которое будем называть кажущимся бодрствованием”.
Таким образом, пробуждение – это не момент, когда после “физического” сна мы открываем глаза, а состояние, когда просыпается наше сознание. С этой точки зрения человека можно назвать пробужденным именно тогда, когда он осознаёт себя и всё что с ним происходит в настоящем моменте, и тем, кто намерен сделать свою жизнь лучше, можно посоветовать обратить на это внимание. Состояние бодрствования в нашей жизни действительно имеет ключевое значение. В этой теме лучше разбираться через свой собственный опыт, и скорее всего просто чтение этой статьи, в которой приведены лишь цитаты и размышления после чтения книг Дарио Саласа Соммэра, для кого-то будет уже недостаточным. Индивидуальное стремление к истине и понимание действительности предполагает необходимость мыслить самостоятельно и эти книги лучше конечно читать самим, чтобы прийти к собственным личным выводам.
Возможно после этого вы тоже захотите вырваться из плена сна. Конечно, это путь требующий усилий, самоконтроля и в определенном смысле преодолеваемый со скоростью черепахи, но если вы заинтересованы в том, чтобы пробудиться, и чувствуете эту необходимость, то начинайте — черепаха движется вперед, только если высовывает голову наружу.
После первого опыта пробуждения, который случился в двадцать пять лет, я мог бы заключить: «Вот оно, вот вся истина — я познал абсолютную природу реальности». Я мог бы начать провозглашать всему миру то, что мне открылось. К своему счастью, где-то внутри себя я слышал тихий голос, который говорил мне: «Нет, это еще не все — это не вся истина. Продолжай двигаться дальше».
Этот тихий голос был своего рода спасителем, поскольку на этом этапе пути существует большая опасность, что человек начнет присваивать себе то, что ему открылось, заявлять свои права на это, таким образом создавая новое «просветленное „Я“», «просветленное эго» из открывшихся знаний.
Мне повезло, что я слышал внутри этот голос. Этот голос, который побуждает нас двигаться дальше, не останавливаться, может исходить и снаружи — от самой жизни, от жизненных обстоятельств. Так или иначе, очень важно не принимать первый опыт пробуждения за окончательный. Даже если нам кажется, что путешествие завершено, важно осознавать, что завершено только старое путешествие, путешествие, которое привело нас к этому начальному прозрению, путешествие, во время которого мы совершенно не осознавали, кто мы и что собой представляем. Теперь начинается новое путешествие — проявление единства, неразделенности на всех уровнях нашего бытия. И это путешествие может продлиться годы, прежде чем завершится.
Что значит быть неразделенным?
Я говорил вам о неразделенном состоянии, сравнивал пробуждение с пребыванием в состоянии неразделенности. Но я не хочу, чтобы кто-то из вас неправильно понимал, что значит быть неразделенным. Неразделенность является следствием пробуждения, это проявление нашего осознания своей истинной природы. Я уже говорил, что быть неразделенным — это совсем не то же самое, что быть совершенным или святым. И, кроме того, нет никаких гарантий, что после пробуждения в какие-то моменты вы не начнете опять воспринимать все с точки зрения разделения. Нет никаких гарантий, что вы больше никогда не вернетесь в состояние разделенности. На самом деле, быть свободным, быть пробужденным означает, что вас больше вообще не волнуют такие вещи — насколько вы пробудились или не пробудились.
В традиции дзен есть одна известная поэма, которая заканчивается таким описанием пробужденного состояния: «Не тревожась о несовершенстве». Так что быть неразделенным — это не значит быть совершенным. Состояние неразделенности не соответствует тем представлениям, которые у нас могут быть о святости или совершенстве. Если бы кто-то посмотрел на мою жизнь, я уверен, что он нашел бы много поводов сказать что-то вроде этого: «О, я совсем не так представлял себе просветленного человека. Это совсем не согласуется с моим представлением о неразделенном человеке». Я уверен, что моя жизнь не соответствует представлениям большинства людей о том, каким должно быть просветление. Многим я покажусь слишком обычным человеком. Но для меня часть пробуждения — это растворение в обычности, отпускание всех беспокойств.
Как бы вы ни воспринимали мою жизнь или чью-то еще жизнь, вы все равно не сможете понять, что такое состояние неразделенности, пока оно не начнет пробуждаться в вас самих. Единственное, что я могу вам посоветовать, это не верить никаким своим представлениям о святости или совершенстве, поскольку эти представления могут только стать препятствием. Каждый должен сам открыть для себя, что значит быть неразделенным — видеть и действовать из состояния неразделенности, из состояния единства. Что это значит — выйти за пределы любви и ненависти, за пределы добра и зла, за пределы правильного и неправильного? Все это можно узнать только на своем собственном опыте. Изучать опыт других людей бесполезно. Единственное, что имеет значение, это где находитесь вы. Как вы воспринимаете все и действуете в данный момент — с позиции раз- деления или из состояния единства?
Как я уже говорил, на каждого человека пробуждение действует по-разному, в зависимости от его обусловленности. Для удобства работы с учениками я использую такую модель: я рассматриваю, какое воздействие пробуждение оказывает на человека на трех разных уровнях его существа — на ментальном (уровне ума), на эмоциональном (уровне сердца) и на экзистенциальном (уровне физической или инстинктивной природы). Когда случается пробуждение, на каждом из этих уровней мы можем прийти к разной степени неразделенности. Только имейте в виду, что классификация на эти уровни метафорическая, она лишь помогает лучше понять, что происходит с человеком. Если не привязываться слишком сильно к этой концептуальной модели, она может быть полезна.
В момент подлинного пробуждения Дух полностью и одновременно освобождается от всех уровней существа. Внезапно наше видение радикально меняется, мы начинаем воспринимать все совершенно иначе, нежели раньше. Затем, после этого момента, пробужденное видение может сохраниться или не сохраниться полностью на разных уровнях. Это похоже на самосматывающийся шнур, который вытянули из гнезда на всю длину, а потом под действием особого механизма — определенных кармических тенденций — он опять затянулся внутрь. Он никогда не затягивается до конца — до того уровня, который был до пробуждения, но в какой-то степени все равно затягивается. И на разных уровнях нашего существа это может происходить по-разному, в разной степени.
Пробуждение на уровне ума
Для начала давайте рассмотрим, что происходит после опыта пробуждения на уровне ума. Что это означает — состояние неразделенности на уровне ума? Все знают, что значит быть разделенным на уровне ума, когда одна мысль противоречит другой, когда одна часть ума говорит: «Я должен это делать», а другая часть ума говорит: «Я не должен этого делать». Разделенный ум — это ум, находящийся в конфликте с самим собой.
У большинства людей ум постоянно пребывает в конфликте. Наши мысли бывают добрыми и злыми, правильными и неправильными, праведными и порочными, и даже просветленными и непросветленными. Все эти полярные мысли создают ощущение разделенности на уровне ума.
Когда мы пробуждаемся, когда пробуждение затрагивает уровень ума, проявляется на уровне ума, прежде всего мы начинаем видеть, что ни одна мысль не является истинной. Не поймите меня неправильно — я не говорю, что ум совершенно не нужен, что это что-то плохое. Ум, собственно процесс мышления, является инструментом — таким же инструментом, как многие другие. Это такой же инструмент, как, например, молоток, пила или компьютер.
Однако в том состоянии сознания, в котором находится большинство людей, ум ошибочно принимают за то, чем он не является. Ум воспринимают не как инструмент, а как источник собственного чувства «Я». Большинство людей постоянно обращаются к своему уму, спрашивая его: «Кто я?», «Что такое жизнь?», «Что истинно?» Они ждут от ума, чтобы он им сказал, что они должны делать и чего не должны делать. Но это смешно и нелепо! Вы же не идете в гараж и не спрашиваете у молотка, кто вы или что правильно, а что неправильно. Если бы вы так поступили, а молоток умел бы говорить, то он, наверное, сказал бы вам: «О чем ты меня спрашиваешь? Ты обращаешься не по адресу».
Но именно так мы поступаем с умом. Мы забыли, что ум — просто инструмент, нужный и полезный инструмент. Все начинается в уме. Машина, в которой вы едете, любое здание, в которое вы входите, любой магазин — все это сначала было мыслью в чьем-то уме. Потом эту мысль сочли полезной и нужной и воплотили в реальность с помощью определенных действий. Так что ум очень полезен и необходим.
Но человеческое сознание воспринимает ум не просто как инструмент. По сути, ум захватил реальность. Он стал сам себе реальностью до такой степени, что все наше самоощущение — кем мы себя считаем, наш образ себя — основывается на нашем мыслительном процессе.
Когда свет пробуждения начинает проникать на уровень ума, мы начинаем осознавать, что ум сам по себе не является реальностью. Это инструмент, которым может пользоваться реальность, но не сама реальность. Мысль — это всего лишь мысль. Мысль не заключает в себе истины. Вы можете подумать о стакане воды, но если вас мучает жажда, вы не сможете утолить ее мыслью. Вы можете думать о стакане воды до тех пор, пока не умрете. Но взять в руки настоящий стакан и выпить из него воду — это совсем другой опыт. Вы можете взять стакан и выпить воду, вовсе не думая ни о стакане, ни о воде. Так что мысль сама по себе пуста — в ней нет реальности. Самое большее, мысль — это символ. Она может указывать направление к истине, но многие мысли не делают даже этого. Большинство мыслей в человеческом сознании — это мысли, касающиеся других мыслей, это размышление о мышлении. Человек медитирует, и у него может быть только одна мысль: «У меня не должно быть никаких мыслей». Но, конечно, само это уже является мыслью. Очень легко попасть в ловушку размышления о мышлении.
Когда мы пробуждаемся на уровне ума, наше восприятие выходит за пределы ума. Мы осознаем, что ум сам по себе пуст, в нем нет реальности. И это — глубокое откровение. Легко сказать, что ум не содержит в себе реальности, а некоторым это даже легко и понять. Но увидеть, что ум не содержит реальности, это совсем другое. Увидеть, что наш образ самого себя и наш мир порождаются умом, — это радикально все меняет. Когда мы осознаем, что мышление как таковое не заключает в себе реальности, мы приходим к пониманию, что мир, как мы его воспринимаем умом, не может быть реальным. Это большое потрясение — «Я», каким мы себя всегда считали, реально не существует.
Пробуждение на уровне ума разрушает весь наш мир. Происходит нечто такое, чего мы никак не могли пред- видеть или ожидать. Разрушается все наше мировоззрение — все наши обусловленности, все наши убеждения, все общечеловеческие убеждения, восходящие к глубокой древности — все, что составляет наш мир, все общепринятые представления, считающиеся истинными, вплоть до того, что «я — человек», «существует мир», «мир должен быть таким-то и таким-то». Пробуждение на уровне ума все это разрушает, то есть разрушается весь наш мир.
Пробуждаясь на уровне ума, мы начинаем думать: «Боже мой, то, как я воспринимал мир, было иллюзией, всего лишь сном. Это не имело никакого отношения к реальности. То, как я воспринимал себя, тоже было иллюзией». Как бы вы себя ни воспринимали, каким бы ни считали — просветленным или непросветленным, хорошим или плохим, достойным или никчемным — достижение неразделенного состояния на уровне ума приводит к полному уничтожению всех этих эго-структур. Словами практически невозможно передать, насколько полным является это разрушение мира на ментальном уровне. Вы вдруг начинаете понимать, что истинных мыслей в принципе не существует — вы постигаете это на самом глубочайшем уровне, — что все модели, созданные человеком, будь то даже духовные модели, духовные учения, не более чем фантазии, грезы.
Будда сказал, что все дхармы пусты. Дхармы — это учения. Дхармы — это те истины, которые он изложил. И одной из этих истин было то, что все эти дхармы, все эти истины, которые он только что сообщил ученикам, пусты. Истина о вашей подлинной природе находится далеко за пределами любых самых великих дхарм, самых великих сутр, самых великих идей, которые когда-либо могли быть высказаны, записаны или прочитаны.
Этот опыт переживается человеком как разрушение. Я часто предостерегаю людей от ошибки: просветление — это разрушительный процесс. Просветление не имеет ничего общего с тем, чтобы стать лучше или счастливее. Просветление — это выход из заблуждения. Это обнаружение обмана. Все, что мы считали истинным, начиная с самих себя и кончая миром, полностью разрушается.
В результате этого процесса мы узнаем, что даже величайшие изобретения величайших умов человечества являются не более чем детскими фантазиями. Мы начинаем понимать, что все великие философии и все великие философы являются частью сна. Пробуждение на уровне ума подобно отдергиванию занавеса — как в сказке «Волшебник страны Оз». Дороти ожидала увидеть Великого Волшебника, а когда занавес раздвинулся, он оказался маленьким человечком, который управлял рычагами. То же происходит, когда мы постигаем природу ума. Наше видение радикально меняется. Совершенно неожиданно мы узнаем, что все, что мы считали истиной, на самом деле является частью состояния сна и служит для его поддержания.
Не существует такого явления, как просветленная мысль. Для нас это становится шоком. В действительности, большинство людей избегают познания этой истины. Мы говорим, что хотим знать истину, но так ли это на самом деле? Мы говорим, что хотим познать реальность, но когда она открывается нам, она так сильно отличается от того, что мы ожидали увидеть… Она не вписывается в наше мировоззрение, не соответствует нашим представлениям. Она выходит за все рамки. Более того, увидев ее, мы больше уже не можем воспринимать мир по-старому. Наш мир превращается в прах.
После всего этого мы остаемся буквально ни с чем. Мы остаемся с пустыми руками — нам не за что ухватиться. Как сказал Иисус: «У всякой птицы есть гнездо на дереве, у всякой лисы есть нора в земле, но сыну человеческому негде преклонить голову». Не остается ни одной концепции, ни одного мыслительного построения, на которое мы могли бы опереться.
Вот что означает полное освобождение. Только при полном освобождении истина нашей подлинной природы может засиять без искажений. Но обычно в момент первого проблеска истины такого полного освобождения на уровне ума не происходит. В течение какого-то времени после пробуждения еще продолжается разрушение наших ментальных конструкций. Конечно, если вы позволяете этому происходить — если вы понимаете, что разрушение вашего ума и вашего мира необходимо для проявления истины. Мы не сможем увидеть истинной природы вещей до тех пор, пока не перестанем видеть их в ложном свете.
Полное пробуждение на уровне ума — это очень глубокое явление. Когда я встречаю людей, переживших подлинное пробуждение, чаще всего я обнаруживаю, что их ум в какой-то степени присвоил себе то, что им открылось, и превратил это в очередную ментальную формулировку. Конечно, это мешает непосредственному восприятию истины. Рано или поздно мы должны осознать, что мы не можем концептуализировать истину. В случае такого осознания ум становится просто инструментом. Он начинает пользоваться чем-то за пределами мышления. Ум, мысли и даже речь начинают исходить из какого-то другого места. Ум становится инструментом самого Бытия. Мысли могут возникать из тишины, речь может возникать из тишины, общение может происходить из тишины — из такого места, которое находится далеко за пределами ума. Тогда ум служит просто инструментом, средством передачи, указания направления. Но сам он остается прозрачным — он ни на чем не фиксируется и не признает никаких новых убеждений или идеологий.