Пробрифовать что это значит
Что такое бриф: схемы заполнения и способы создания
Привет всем! С вами снова Анна – копирайтер и опытный фрилансер. В удаленной работе бывают неожиданные моменты. Договорились в переписке о том, что будет одностраничник в 3 экрана с блоком информации. Но тут заказчик начинает возмущаться: почему так мало, где форма для сбора заявок, я хотел синий цвет, а не желтый и т. д. Чтобы избежать претензий с двух сторон, придумали бриф.
Бриф – это документ, который заполняет заказчик. Составляется он исполнителем. Там прописаны требования и пожелания к проекту, чтобы избежать доработок и конфликтов. Сроки и цена заказа тоже туда входят. Но если оформили ИП и не хотите остаться с носом, то лучше оформлять договор. Бриф юридической силы не имеет.
Что такое бриф и его содержание
Бриф (от англ. brief “инструкция, сводка”) – это анкета с вопросами для заказчика. Она дает понять, что представляет собой продукт клиента, и какой проект должен получиться. Там прописывают:
Легко спутать бриф и техническое задание (ТЗ). Разница в том, что первый документ обобщен, а второй похож на подробное руководство к действию.
Изначально бриф существовал только в маркетинге.
Бриф помогает исполнителю лучше понять проект заказчика и его цели. Преимущества, УТП, особенности работы. Копирайтер без такой информации не сможет написать хороший продающий текст.
Кому нужен бриф
Благодаря опроснику заказчик получает желаемое, а исполнитель знает, что делать.
Когда нужно предлагать клиентам анкету:
Если у заказчика возникают сложности, помогите заполнить опросник. Потом перечитайте его вместе еще раз. Утвердите.
Виды брифов и различия между ними
Первые разновидности брифа были задуманы для рекламы:
Экспертным брифом пользуются в рекламе, копирайтинге, контент-маркетинге. Он знакомит с целевой аудиторией, помогает сделать захватывающий контент.
Копирайтерам, дизайнерам проще делить бриф на 2 типа:
Главное – составить правильный список вопросов. Но и тут нечего бояться. Представьте, что проект уже в работе. Перед вами пустой файл, и вы ничего не знаете о пожеланиях клиента, его продукте. Вопросы будут сами собой напрашиваться. Ваше дело их только записать.
Давать ли бриф новым клиентам
Это обязательное условие для сложных заказов. Как вы сможете написать продающий текст про незнакомого бизнесмена? Никак. А клиентский опросный лист будет вашей шпаргалкой. Так вы узнаете сильные стороны заказчика и выгодно их “обыграете” в статье.
Приготовьтесь объяснять, что такое бриф, а также помогать заполнять его. Если вы сами отвечали на все вопросы анкеты под диктовку клиента, дайте ему прочитать готовый документ. А то потом клиент заявит, что хотел другое. Приступайте к работе только после утверждения.
Как попросить клиента заполнить бриф
К образцу брифа можно приложить сопроводительное письмо. Напишите, что подробно заполненная анкета поможет быстро и точно определиться со сроками и ценой. Заказчику выгодно планировать бюджет заранее, поэтому он согласится.
Некоторые фрилансеры и digital-агентства рубят сгоряча, когда пишут: “Если вы будете заполнять бриф менее 10 минут, мы не сможем с вами работать”. Не советую так делать. Да, найдется пара человек, которых вы убедите. Остальных напугает грубость и непонимание, зачем писать что-то в этой анкете.
Когда заказчик отказывается заполнять анкету, даже понимая всю важность, позвоните ему и расспросите сами. У этого метода много преимуществ. Во-первых, вы получите более развернутые ответы. Некоторым людям проще излагать мысли устно, а не письменно. Во-вторых, вы сразу получите нужную информацию и утвердите без длительных переписок.
Структура
Иногда приходится создавать бриф с чистого листа. Шаблоны не подходят проекту. Вашим путеводителем станет готовая структура.
Заголовок в стиле “Бриф (название услуги)”. Внизу приписать всю важность заполнения и условия.
Информация о компании:
Бюджет проекта. Сколько клиент готов потратить и как собирается оплачивать.
Примечания. Заказчик в свободной форме пишет свои пожелания.
Остальные пункты зависят от вашей сферы деятельности. Копирайтеру важно узнать о стиле, объеме. Веб-дизайнеру важно понимать, какие цвета, разделы, формы блоков хочет видеть на сайте заказчик.
Примеры брифов
Чтобы анкета не отпугивала, а, наоборот, привлекала, надо поработать над дизайном и содержанием. Предлагаю несколько простых, но приятных примеров для вдохновения.
Пример 1. Этот опросник располагает к себе. Автор использует вначале “с любовью” и мягко объясняет, почему ответы клиента так важны. Строки не перегружены. Да, не хватает цветов, оригинальности. Но консервативные люди оценят за простоту и понятность.
А в конце есть благодарность и пожелание. Любому человеку хочется почувствовать внимание и доброту. Здесь есть все шансы на успех.
Пример 2. Автор разместил ссылки брифов на сайте. При наведении на любой желаемый опросник внизу появляется предложение скачать. Цветовая гамма, минимализм не отвлекают от сути.
В анкете много воздушного пространства, мало текста. Синдромы “много букв” и “я не знаю, где писать” не возникнут. Все четко и ясно.
Пример 3. Бриф на аудиоролик/сценарий. Да, стиль не современен, но зато есть полный комплект вопросов, который поможет воплотить задумку заказчика.
Как сделать бриф самостоятельно
У разных сфер деятельности отличается содержание. Некоторые специалисты предпочитают затачивать опросник под каждую категорию услуг. Например, один документ на создание логотипа, другой под дизайн сайта.
Детальное знание потребностей заказчика важно, но 12 – 13 вопросов хватит. Да, и заполнять несколько листов большинство людей откажутся.
Дорогие копирайтеры, если нет времени делать самостоятельно бриф, можно скачать шаблон для продающих текстов.
Составление списка вопросов для заказчика
Какую задачу, проблему хотите решить. Пункт описывает результат, который нужен заказчику. Добавьте 3 – 4 варианта и возможность дополнить ответ. К примеру, копирайтер может предложить:
Объем. Нужно говорить на языке клиента. Далекому от интернет-маркетинга человеку вряд ли что-нибудь скажут слова “лиды”, “охват”. Спросите у него, сколько новых покупателей он хочет получить.
Описание товара/услуги. Этот пункт должен быть подробным, чтобы удалось решить поставленную клиентом задачу идеально. По стандарту это могут быть характеристики продукта, способы использования, чувства: эйфория, уверенность, комфорт и т. д., которые он должен вызывать. Объяснение цены тоже важно. Дороже или дешевле, чем у конкурентов. Информация об акциях и скидках.
Я быстро накидала вопросы об услуге “Курсы похудения для молодых мам”. То есть после прочтения ответов должна сложиться четкая картина, с чем вы будете работать.
Сроки. Спрашиваете, когда клиент хочет получить готовый проект. Если он написал нереально короткий промежуток времени, то это надо обсуждать.
Описание целевой аудитории. Кто покупает товар или заказывает услуги у вашего клиента? Может быть, это мама с двумя детьми или одинокий преподаватель в годах.
Примеры любимых проектов клиента. Пусть он укажет 3 – 4 оформления сайтов, если речь идет о веб-дизайне. Вы узнаете предпочтения заказчика, остановитесь на подходящем стиле работы.
Бюджет. Важно обговорить это в самом начале. Иначе можно получить за проект 3 копейки. Клиенты высокого уровня сразу устанавливают рамки бюджета.
Ссылки на сайты конкурентов. Достаточно указать 3 – 4 главных соперника по бизнесу.
Особенные вопросы, связанные с типом услуги. Тем, кто занимается продвижением сайтов, важно узнать, нет ли у клиента похожих по тематике сайтов. Чтобы избежать санкций поисковых систем.
Дополнительная информация. Попросите заказчика заполнить это. Некоторые пожелания могут не вписываться в шаблонные пункты.
Где создать анкету
К созданию брифа стоит подойти тщательно. Я нашла для вас сервисы, которые упростят и ускорят работу.
Добавьте таблицу с двумя столбцами, подзаголовки в MS Word или Google Документах. Если вы работаете только онлайн, то выбирайте второй вариант. Удобнее отправить ссылку, а не выгружать файл десятки раз.
В этом сервисе можно делать любые анкеты. Заходите, пишете вопросы, варианты, оставляете пустые поля для развернутого ответа. Созданный шаблон можно встроить на свой сайт. Копируете HTML из Google Форм на страницу своего сайта. Выглядит это презентабельно. Можно создать один бриф под все виды проектов. Заказчик укажет, что ему нужно, и получит соответствующую анкету.
Делаете страницу или вставляете опросник на один экран лендинга. Используйте бесплатные плагины для WordPress, например, Formidable Forms или Breezing Forms. На сайте лучше ограничиться коротким опросником. Когда клиент заполнит его и отправит заявку, тогда можно отправить расширенную версию в Google Документе или файле MS Word.
Секреты оформления
Владельцы сайтов могут просто создать онлайн-анкету на странице. Еще как вариант – отправляйте на электронную почту.
Если вы работаете не в интернете, то раздавайте документ лично или по почте.
Негласные правила оформления:
Как заполнить бриф
Нет универсальной схемы заполнения брифа. Отвечаете сначала на легкие, потом сложные вопросы. Если что-то неясно, связываетесь с исполнителем. Не хотите писать? Вы можете попросить консультацию по телефону или Skype и в свободной форме рассказать о своих пожеланиях.
Заключение
Делать бриф, заполнять ли его – личное дело каждого. Но только при отлаженном сотрудничестве исполнителя и заказчика оба получат желаемое.
Что ожидает специалиста, который не раздает бриф клиентам? Отсутствие профессионального роста, крупных заказов и хорошего дохода. Опросник – это следующая ступенька карьерного роста и ответственного отношения к работе.
А как вы узнаете и записываете требование заказчика?
Подписывайтесь на блог. У нас есть все, чтобы сделать вас продвинутым специалистом.
17 декабря 2021 года ЦБ поднял ключевую ставку до 8,5%
Что случилось. На очередном заседании ЦБ поднял ключевую ставку до 8,5% — сразу на 1 процентный пункт. Это седьмое повышение подряд и самое резкое за последнее время. В следующий раз вопрос о ставке будет рассматриваться 11 февраля 2022 года.
Повышая ставку, Центробанк пытается удержать инфляцию — с марта 2021 года. Пока не очень получается. В пресс-релизе написано, что допускается возможность дальнейшего повышения. Вероятно, оно и случится в феврале.
Если нужна ипотека. Пока условия программ господдержки не менялись. Льготную ипотеку без детей можно взять под 7%, по семейной ставка будет до 6%. Обычная рыночная ставка сейчас около 8,5%, и она точно вырастет. Посчитайте: возможно, есть смысл брать кредит сейчас — пусть даже с меньшим первоначальным взносом. Ипотека без господдержки скоро подорожает. На снижение цен на квартиры рассчитывать точно не приходится. Только посмотрите, как подорожали стройматериалы за год: зачастую в несколько раз.
Если есть ипотека. Досрочное погашение может стать не таким уж выгодным. Если у вас ипотека под 8%, свободные деньги есть смысл тратить на ремонт или мебель, чтобы не брать кредит на эти цели. Ведь ставка по ипотеке зафиксирована, а вот потребительские кредиты и сами товары подорожают. Все можно посчитать.
Что делать. Вот что советовали читатели Тинькофф Журнала в разное время при повышении ставки:
Поделитесь и вы своими советами и планами в комментариях.
Придерживаюсь вложений в акции. Очень хорошо заходят акции на макарошки и пельмешки
Филипп, Поддерживаю! С точки зрения человека запасающего патроны, Вы всё правильно делаете.
Михаил, зачем вам патроны? От кого собираете отстреливаться и чем?)))
Филипп, Как зачем? Естественно что бы забрать ваши макарошки с пельмешками.
Михаил, кхе кхе))) уверяю вас, патрошки вам не помогуть)))
Я купила 2 квартиры в Краснодаре. Многие говорят, что недвижимость невыгодный инструмент. Однако, моя первая квартира подорожала на 3.8 млн (брала чуть больше 2 млн, сейчас стоит 5.8млн). Вторая квартира подорожала на 500 тыс. Брала за 3млн,сейчас такие на районе продают от 3,5млн
Помимо недвижимости вкладываю в фонды акций с глобальной диверсификацией по странам, плюс есть облигационный портфель с короткими облигами, который в ближайшее время закрою, он изначально собирался на ремонт и скоро выполнит свою функцию
В дальнейшем планирую продолжать инвестировать в фонды акций с широкой диверсификацией и возможно, куплю ещё одну квартиру.
Помимо глобальных целей, я тщательно планирую свой бюджет, вплоть до копейки. Не трачу лишнего, планирую меню, чтобы ничего не выбрасывалось, все долгохранящиеся товары и продукты беру впрок, если виду хорошую цену. Например, недавно купила порошка на пару лет вперёд, потому что на него была огромная скидка
Я всегда знаю, насколько мне хватает того или иного средства и закупаю всё на максималках по хорошей цене с учётом срока годности.
Галя, папира, байзедип и другие важные термины биржевого сленга
После этого текста ваши проблемы исчезнут: сможете «ворваться в комменты» где угодно — и в любой дискуссии сойдете за своего. Ловите трейдерско-русский словарь от «РБК Инвестиций».
Дисклеймер: мы не стремились собрать абсолютно все термины — например, отказались от жаргона профессиональных трейдеров, устаревшего сленга нулевых годов, а также широко известных понятий вроде «быков» и «медведей». Здесь — только самый ходовой современный новояз.
Байда — бумаги китайской компании Baidu, а вовсе не обозначение мусорных акций, как может показаться на первый взгляд.
Байзедип (англ. buy the dip — «выкупай провалы») — покупка акций на просадке (то есть когда они сильно подешевели). Может плохо кончиться (см. Падающий нож).
Бензопила (пила) — крайне сильные колебания цен внутри дня. При волатильности график акций может напоминать зубья пилы (если напрячь воображение) — оттуда и пошло.
Бетонная плита, или просто плита — очень большая заявка в биржевом стакане, способная повлиять на движение котировок.
Боковик (флэт) — движение котировок в узком диапазоне в течение определенного периода без существенного повышения или понижения цены.
Галя — ласковое название акций космической фирмы Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Одна из самых популярных бумаг США на российском рынке.
Дивы — дивиденды: выплаты, которые распределяются среди акционеров в соответствии с дивидендной политикой компании.
Дивгэп — резкое падение стоимости бумаг после закрытия реестра акционеров для выплаты дивидендов. Весьма неприятное событие для новичков.
Джоны (амеры) — американские трейдеры с Нью-Йоркской биржи, начинающие торговать в 16:30 мск (или в 17:30 мск при переходе на зимнее время). Не слишком любимы, потому что иногда обваливают акции, весьма перспективно выглядящие на торгах СПб биржи и премаркете.
Дядя Коля (Николай, Колян) — маржин-колл. Когда он «приходит» или «звонит», дело плохо — значит, у инвестора столь большой убыток, что брокер уведомляет его о необходимости пополнить счет для дальнейшего удержания позиции. Избежать встречи с Дядей Колей можно, если не открывать «шорты» и не торговать с плечом.
Забор — см. Сидеть на заборе
Зина — популярная фармацевтическая компания Zynerba. Пример крайне волатильной бумаги: в феврале 2021-го ее котировки выросли вдвое за несколько дней, а потом резко откатились вниз.
Зомби — предбанкротная компания. Ее акции, тем не менее, есть на бирже — и часто пользуются спросом ввиду дикой волатильности. Хрестоматийные примеры — Chesapeake Energy или Mallinckrodt.
Затариваться — агрессивно покупать активы в большом количестве в ожидании восходящего тренда.
Казино — обычно означает волатильную и малопредсказуемую бумагу второго-третьего эшелона. Такие акции еще называют «бешеными». Также в некоторых телеграм-каналах «казино» называют российский фондовый рынок в целом.
Котлета — все деньги на брокерском счете. Закупиться на всю котлету — вложиться во что-то одно на все деньги, игнорируя здравый смысл. Обычно не лучшая идея.
Кукловод (кукл) — маркетмейкер, профессиональный участник рынка, который формирует его и поддерживает его ликвидность. Нередко провозглашается главным злом, не дающим расти той или иной акции.
Лесенка — стратегия покупки активов, при которой бумаги приобретаются в портфель понемногу, следуя за восходящим трендом.
Лонгуст — инвестор, покупающий акции в «лонг» — то есть на долгосрочную перспективу в расчете на рост котировок. Заклятый враг шортиста.
Лудоманить — покупать акции на удачу без какого-либо анализа. Типичный пример — покупка бумаг под отчет.
Лось — самое нелюбимое у инвесторов животное, которое однажды встречает каждый. Означает убыток по акции. Соответственно, резать лося = фиксировать убыток.
Мамба — Московская биржа. Произошло от ее предыдущего названия ММВБ. Последнее время употребляется все реже.
Мася — максимально любовное названий акций знаменитого американского ретейлера Macy’s.
Муму — акции китайского мессенджера для смартфонов Momo.
Наждак — биржа NASDAQ.
Отскок — падение после роста или рост после падения цен. Отдельно стоит выделить «отскок дохлого кота» — небольшой рост после мощного падения, после чего бумага снова дешевеет еще сильнее.
Падающий нож — обозначает быстрое падение стоимости ценной бумаги. Попытка его «поймать» (купить в расчете на то, что ниже цена уже не опустится) может привести к приличным убыткам.
Паникбай (от англ. Panic buy) — импульсивные покупки, обычно происходят во время резкого роста котировок.
Папира (англ. Paper) — то же самое, что и акция.
Пациент — «скучная» бумага, долгое время торгующаяся в боковике.
Пробой — движение цены выше определенного уровня.
Пролив — обвал котировок из-за массовой распродажи бумаг.
Ракета — резкий рост цены за короткий промежуток времени или просто акция, от которой ждут сильного роста. О том, сбывается ли такой прогноз, многие часто умалчивают. Вовремя сесть в ракету (купить акции перед взрывным ростом) — мечта каждого инвестора.
Свин (свинья, свинота) — акции американской нефтегазовой компании Southwestern Energy. Получили такое прозвище из-за фонетического сходства с ее тикером SWN.
Сидеть на заборе — ситуация, при которой трейдер закрыл все позиции, сидит в кеше и наблюдает за происходящим на рынке со стороны.
Сиплый — S&P 500, главный фондовый индекс США.
Скальпить — быстро покупать и продавать акции внутри дня, пытаясь заработать на небольших колебаниях цен. Скальперов также называют «зайцами».
Слив — избавление от активов. Обычно сливают акции, но самым талантливым удается слить депозит.
Тата — на русскоязычных ресурсах обычно означает акции «Татнефти». Но иногда — Tata Motors, что еще более логично.
Туземун (от англ. to the Moon — «на Луну») — подразумевает мощнейший рост какого-либо актива, «прямо до Луны». Не факт, правда, что потом с грохотом не спустится обратно на землю.
Усредниться — докупить в портфель упавшие в цене акции. Используется для снижения средней стоимости бумаги в портфеле.
Федя — американская транспортная компания FedEx. Никаких исторических связей — используется просто по созвучию.
Хай — максимум цены. Истхай — исторический максимум. Купить на хаях — приобрести бумаги на пике (и, скорее всего, словить из-за этого убытки).
Хомяк (лемминг) — новичок в инвестициях, бросающийся покупать акции по рекомендациям многочисленных «гуру», вслед за толпой, паникуя или просто на эмоциях. Часто вообще не понимает, что делает.
Шорт — короткая позиция. Тот, кто ее открыл, — шортист. Надеть шорты = открыть короткую позицию. Шортокрыл, или шорт-сквиз — ситуация, при которой резкий взлет акций заставляет шортселлеров закрывать короткие позиции и выкупать бумаги, чтобы вернуть их брокеру. Это провоцирует еще больший рост котировок. А порванные шорты — неудачная короткая позиция: вместо ожидаемого падения бумага выросла в цене и принесла незадачливому шортселлеру убытки.
Яша — так в трейдерском новоязе называют флагман русского IT «Яндекс».
Разберем на примерах. Допустим, вы решили поговорить с завсегдатаем «Пульса» о перспективах акций Virgin Galactic.
НЕПРАВИЛЬНО: «Полагаю, что Virgin Galactic — очень перспективная компания. Да, ее акции волатильны, однако я считаю, что в будущем они обязательно сильно вырастут».
ПРАВИЛЬНО: «Имхо, Галя — ракета. Папира казино, но скоро точно полетит туземун».
Или же зашли в трейдерский чат в телеграме, где хотите обратить внимание участников на сильный рост бумаг Southwestern Energy в отсутствие очевидного повода.
НЕПРАВИЛЬНО: «Забавно, спекулянты разгоняют котировки Southwestern Energy. Ведь эта компания в предбанкротном состоянии, а гонящиеся за сверхдоходностью новички понесут большие убытки.
ПРАВИЛЬНО: «Лол, Свина пампят! Это ж зомби-компания, лемминги замучаются потом лосей резать».
Используйте словарь с умом, тщательно подбирайте выражения и получайте удовольствие от горячих обсуждений фондового рынка с другими инвесторами где угодно.
Применить полученные знания вы можете в нашем канале в «Тинькофф Пульс», инстаграме или телеграм-канале «Сам ты инвестор» — у нас везде открыты комментарии. Enjoy!