Проба генчи это что
Проба генчи это что
Актуальность внебольничных пневмоний (ВП) определяется тяжестью клинического течения, наличием тяжелых осложнений, длительной не трудоспособностью, склонностью к эпидемическому распространению, угрозой летальных исходов, поэтому требуется совершенствование лабораторных методов исследования с внедрением экспресс-методов верификации бактериальных и вирусных агентов, определение особенностей клинической картины вирусно-бактериальных пневмоний, обоснование включения в схему этиотропного лечения противовирусных средств [1]. Появление новых штаммов микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам растет. Современные лекарственные средства помогают избежать тяжелых осложнений и вылечить практически любые формы воспаления легких без последствий. Однако необходимо помнить, что для эффективного лечения и успешной профилактики осложнений терапией данного заболевания должен заниматься специалист. Все эти трудности формируют необходимость создавать новые медицинские препараты, а также совершенствовать уже имеющиеся знания о причинах и факторах риска пневмоний различной этиологии [2].
Пневмонии – это группа различных по этиологии, патогенезу, морфологической характеристике острых инфекционных(преимущественно бактериальных) заболеваний, характеризующихся очаговым поражением респираторных отделов легких с наличием внутриальвеолярной экссудации, обнаруживаемым при физикальном и рентгенологическом исследованиях, а также выраженными в различной степени лихорадочной реакцией и интоксикацией. Согласно международной классификации болезней пересмотра 1992 года пневмония классифицируется по этиологическому принципу (R.G.Wunderink, G.M. Mutlu):
Существенное значение в этиологии имеют так называемые атипичные микроорганизмы, на долю которых в сумме приходится от 8 до 30% случаев заболевания: Chlamydophila pneumoniae, Mycoplasma pneumoniae, Legionella pneumophila
К редким возбудителям относятся: Haemophilusinfluenzae, Staphylococcus aureus, Klebsiella pneumoniae, еще реже – другие энтеробактерии. Среди других возбудителей нередко упоминается респираторные вирусы: вирусы гриппа А и В, парагриппа, аденовирус и респираторно-синцитиальный, коронавирус, вирус птичьего и свиного гриппа, метапневмовирус и др.[3, с. 8].
Лечение ВП может быть условно разделено на три главных направления:
Этиотропная терапия направлена на подавление бронхолегочной инфекции и других внелегочных её очагов. Основу лечения составляют антибиотики и дезинтаксикационная терапия и от их своевременного и адекватного проведения зависит благоприятное течение и исход болезни. В качестве препаратов рекомендуется два класса антибиотиков группа пенициллина и макролиды, применяются также антибиотики широкого спектра действия.
Патогенетическая и симптоматическая терапия. Для оптимизации легочной вентиляции и поддержания бронхиальной проходимости рекомендуется полусидячее положение больного. При упорной задержке мокроты и нарастании дыхательной недостаточности необходима эндобронхиальная санация вплоть до санационной бронхофиброскопии. Назначают бронхорасширяющие, муколитические и отхаркивающие средства, а также противовоспалительные и жаропонижающие [4].
Целью нашего исследования явилось изучение функциональных, рентгенологических и лабораторных показателей у лиц молодого возраста на фоне развития внебольничных пневмоний.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе ФГКУ «416 ВГ» МО РФ. Оценены результаты функциональных и лабораторных показателей у 14 больных (мужчины, средний возраст 19±2) с диагнозом внебольничная пневмония. Лабораторные исследования проводились с помощью биохимического анализатора Ellips и гематологического анализатора SysmexXP-300. Материалом для бактериального посева служили мазок из зева, мокрота, смывные воды бронхов. Компьютерная томография проводилась на аппарате Toshiba Aquilion 16, рентгенография на Jumong M.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования все обследуемые пациенты были поделены на две группы: курящие и некурящие. С ними были проведены пробы Штанге-Генчи и Серкина. Результаты представлены в табл. 1,2.
Проба Штанге: обследуемый находится в положении сидя, делает глубокий вдох и выдох, а затем глубокий вдох и задерживает дыхание. Норма 40–60 с для не спортсменов, 90–120 с для спортсменов.
Проба Генчи: обследуемый находится в положении сидя, делает глубокий выдох и задерживает дыхание. Норма 20–40 с для не спортсменов, 40–60 с для спортсменов.
Пробы Штанге, Генчи и Серкина (тесты на кислородное обеспечение организма)
Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие).
Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО). Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2000 мл воздуха. Максимальный выдох также составляет около 2000 мл.
После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких. Благодаря ФОЁ в альвеолярном воздухе поддерживается относительно постоянное соотношение содержания кислорода и углекислого газа, так как ФОЁ в несколько раз больше ДО. Только 2/3 ДО достигает альвеол, который называется объёмом альвеолярной вентиляции.
Таким образом, взрослый человек (при дыхательном объёме 0,5 литра и частоте 14 дыхательных движений в минуту) пропускает через лёгкие
7 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать 120 литров в минуту. При спокойном дыхании соотношение вдоха и выдоха по времени составляет 1:1,3.
Процесс дыхания состоит из трёх неразрывных звеньев:
Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода поступило из наружного воздуха в кровь лёгочных капилляров и доставлено в ткани и клетки организма. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой и системой органов дыхания.
Например, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостаточности кислорода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов — переносчиков кислорода, при заболеваниях лёгких наступает тахикардия.
При исследовании дыхательной системы пользуются различными инструментальными методами, в том числе определением дыхательных объёмов — частоты, глубины ритма дыхания, жизненной ёмкости лёгких, выносливости дыхательных мышц и др.
Некоторые изменения функции внешнего дыхания, механизмы адаптации к воздействию каких-либо факторов могут выявляться лишь при использовании специальных проб или нагрузок, которые получили название «функциональные лёгочные пробы». С их помощью можно выявить скрытые формы сердечно-лёгочной недостаточности, не выявляемые при обычных исследованиях.
Пробы Штанге, Генчи (задержки дыхания на вдохе и выдохе, соответственно) и Серкина (трёхфазная задержка дыхания) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях продолжительность задержки дыхания уменьшается.
Показатели, полученные этими методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.
Пробы с задержкой дыхания выполнимы в любой обстановке, просты, не требуют аппаратуры.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.
Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в лёгких, то есть когда давление внутри лёгких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.
Сядьте. После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.
Свой результат оцените по таблице:
В некоторых источника результат менее 39 секунд считается плохим (неудовлетворительным). Нам кажется, что удовлетворительным (нормальным) показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает. При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд и меньше.
Кроме длительности задержки дыхания на вдохе, необходимо обратить внимание на изменение пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) и вычислить значение ПР (показатель реакции частоты сердечных сокращений). Показатель реакции равен отношению пульса после пробы, к исходному пульсу испытуемого.
ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)
У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2. В противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)
До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.
Сядьте. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Во время задержки можно пользоваться спортивным зажимом для носа или держать нос пальцами. Как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания.
Свой результат оцените по таблице:
Хорошим показателем является способность задержать дыхание на выдохе на 30 секунд и более. Тренированные люди способны задерживать дыхание более, чем на 60 секунд.
NB (от редакции сайта «Лаборатория Просветления»). В некоторых источниках плохим (неудовлетворительным) считается результат в 34 секунды и меньше, удовлетворительным — 35-39 и нормальным — выше 40 секунд. Нам кажется, что эти источники приводят цифры для тренированных людей. В реальности, у обыкновенного человека при полном глубоком выдохе позывы к вдоху начинаются на 20-25 секунде от конца выдоха (а не от его начала). Крайне часто — уже на 12-15. Мы много лет занимаемся задержками дыхания и знаем, о чём идёт речь.
Сразу же после проведения пробы (как только испытуемый начинает дышать), вновь подсчитывается пульс. Показатель реакции (ПР) равен отношению пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) после пробы, к исходному пульсу испытуемого.
ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)
Показатель реакции у здорового человека не должен превышать 1,2 (более высокая цифра означает неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода).
Проба Серкина (трёхфазная задержка дыхания)
Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха. Перед началом теста 3-5 минут отдохните и сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Нос лучше зажимать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения.
Свой результат оцените по таблице:
Каждую из проб можно проводить повторно, только рекомендуется выдержать интервал в пределах 5 минут.
Дополнение
Как определить свой уровень здоровья — определение уровня здоровья по длительности задержки дыхания на выдохе.
Небольшой тест — тест на тренированность сердца.
Проба (индекс) Руфье-Диксона для детей и взрослых. Гарвардский степ-тест — нагрузочные тесты для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
Проба генчи это что
По мере развития и расширения возможностей боевого и гражданского применения летательных средств, усложнения технических средств увеличивается уровень сложности решаемых летчиком задач и, соответственно, возрастают требования к их организму. Высокая цена возможных ошибочных действий способствует росту интенсивности труда, повышению требований к психофизиологическим, физиологическим и психическим функциям, наряду с высоким уровнем физической подготовленности [2]. Все это определяет необходимость поиска новых и дальнейшее усовершенствование имеющихся средств и методов повышения физических и функциональных резервов организма летчиков, сохранения их работоспособности в процессе профессиональной деятельности.
Поскольку в основе экстремальных факторов их профессиональной среды ведущую роль играет гипоксия, представляется целесообразным рассматривать адаптацию к гипоксии как основу повышения функциональной и физической подготовки курсантов. Умение же распознать кислородное голодание, принять правильное решение и выполнить грамотные действия по устранению гипоксии является залогом успешного выхода из аварийной гипоксической ситуации в высотном полете.
Установлено, что неспецифическая резистентность, развивающаяся в процессе адаптации к гипоксии, способствует существенному повышению устойчивости человека к стресс-факторам. Известно также, что применение средств и методов повышения функционального состояния и физической работоспособности военнослужащих следует осуществлять по принципу комплексности воздействия. Примером эффективности комплексного использования таких факторов может служить эффект применения нормобарической гипоксии и статической физической нагрузки, превышающий результаты их раздельного использования [3; 4].
В.И. Продиным с соавт. (1993) предложен способ психофизиологической подготовки летчиков к высотным полетам в наземных условиях путем моделирования развития кислородного голодания, аналогичного гипоксии в аварийной ситуации в высотных полетах. Данный способ может быть использован для обучения летчиков распознаванию гипоксического состояния по собственным ощущениям, для формирования навыков по устранению гипоксии посредством использования штатных высотных средств жизнеобеспечения. Для этого авторы предлагают ступенчатый подъем летчика в барокамере с определенной скоростью и экспозицией до 6000 м, перевод его на дыхание кислородом и резкий спуск [5].
Принимая во внимание все вышесказанное, полагаем, что применение гипоксической тренировки в сочетании с погружением вызывает особый интерес в подготовке курсантов, поскольку значительно расширяет функциональные возможности их организма. Физиологической основой данного эффекта является то, что при погружении пропорционально глубине увеличивается гидростатическое давление на легкие. В итоге на человеческий организм оказывается давление как атмосферное, так и гидростатическое. При этом происходит сжатие воздуха в легких, парциально уменьшается и объем газов в смеси атмосферного воздуха (кислород, углекислый газ и азот). Концентрация кислорода возрастает, он интенсивно поступает в кровь, насыщая ее. Наблюдается так называемый отсроченный эффект, когда снабжение клеток и тканей организма кислородом достаточное, и вдыхать не хочется длительное время. Чем больше глубина погружения, тем легче задерживать дыхание. Наблюдается также эффект перераспределения кровоснабжения организма. При увеличении глубины усиливается отток крови от конечностей, повышается снабжение кровью сердца, печени и мозга. После нескольких заныриваний и продолжительных задержек, апноэ стимулирует выработку новых красных кровяных телец и гемоглобина.
Гипоксические тренировки с погружением способствуют также повышению психологической устойчивости занимающихся. Наиболее важными следует считать обучение преодолению рефлекторного желания вдоха и способности расслабить тело и успокоить сознание в условиях стрессового воздействия водной среды, исключить панические неконтролируемые мыслительные процессы, которые резко сжигают резерв кислорода в крови [6].
Целью данного исследования являлось психофизиологическое обоснование использования гипоксической тренировки с погружением для повышения общефизической подготовленности курсантов летных училищ.
В исследовании принимали участие курсанты мужского пола (n=120), возраст которых составил от 18 до 23 лет. В ходе эксперимента применялись психофизиологические и физиологические методы с помощью программно-аппаратных комплексов «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт» г. Иваново) и «Валента+» (НПП «НЕО» г. Санкт-Петербург). Проводилась оценка следующих показателей:
— сенсомоторные качества (простая зрительно-моторная реакция, сложная зрительно-моторная реакция с дифференцировкой);
— когнитивные процессы (сложный устный арифметический счет, установление закономерностей – по интегральному показателю успешности);
— устойчивость к гипоксии (проба Штанге, проба Генчи, определение максимальных аэробных возможностей организма);
— функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (адаптационный потенциал, оценка резервов сердца – систолический и минутный объем крови).
Результаты констатирующего исследования подвергались математико-статистической обработке с целью определения достоверности различий по U-критерию Манна-Уитни в динамике проводимого эксперимента.
В основе разработанной методики гипоксической тренировки с подводным погружением лежало развитие врожденных способностей человека к свободному нырянию. Для этого используется целый комплекс различного вида упражнений как на суше, так и в воде, направленных на развитие физических и ментальных кондиций. Сочетание физического и психологического аспектов являлось главным условием реализации методики.
С физиологической точки зрения, для развития устойчивости к гипоксии тренировка должна быть направлена на повышение: эластичности легочной ткани; функционального состояния сердечно-сосудистой и лимфатической систем, позволяющего без вреда переносить заполнение сосудов грудной полости; устойчивости дыхательного центра к повышенному содержанию в крови углекислоты; способности организма работать при низких величинах потребления кислорода тканями [7].
В системе занятий общефизической подготовкой, наряду с выполнением всего комплекса физических упражнений, развивающих силу, ловкость, выносливость и волевые качества курсантов летных училищ, первостепенное внимание рекомендовалось уделять обучению правильному дыханию, а особенно глубокому освоению задержки дыхания на суше и в воде. Разработанная методика включала различные виды дыхания и специальные дыхательные упражнения: полное дыхание, очистительное дыхание, дыхание для увеличения рабочего объема легких, дыхание для расширения грудной клетки, дыхание, возбуждающее и затормаживающее воздействие вегетативной нервной системы, напряженная максимальная задержка дыхания при интенсивной мышечной деятельности.
Кроме того, в условиях полета при сильном эмоциональном напряжении часто наблюдается гипервентиляция. Данное явление способно вызвать в организме значительные функциональные изменения, в том числе обмороки и эпилептические реакции, и требует особой подготовки [8]. В связи с этим в методику были включены общеразвивающие упражнения с гипервентиляцией.
С целью определения эффективности разработанной методики нами была проанализирована динамика некоторых психофизиологических параметров курсантов, среднегрупповые значения которых в начале, середине и конце эксперимента представлены в таблице.
Динамика психофизиологических и функциональных показателей курсантов в процессе внедрения в тренировочный процесс методики гипоксической тренировки с подводным погружением
Проба генчи это что
Введение. Как отмечается в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», в середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем, одной из которых является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны. Нерешенные проблемы различного характера, в том числе научно-методического и медико-биологического обеспечения, сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный спортивный резерв [8]. В связи со сказанным, актуализируются вопросы, касающиеся создания благоприятных предпосылок для достижения юными спортсменами высоких результатов, в том числе в дзюдо.
В настоящее время в дзюдо определилась тенденция ранней специализации: так отбор детей в спортивные группы начинается с 5-6 лет, а официальные соревнования проводятся уже в возрастной группе 10-12 лет. Диагностика и прогнозирование функционального состояния юных спортсменов позволяют корректно и эффективно выстраивать тренировочный процесс, избегая перенапряжения растущего организма.
Вопросы диагностики и оценки функциональных возможностей борцов в детско-юношеском спорте рассмотрены в работах В.Б.Шестакова, С.В.Ерегиной, С.В.Калмыко, А.С.Сагалеева, А.С.Цыбикова, З.Г.Кахабришвили, В.Ю.Ахалкаци, Д.Г.Квиникадзе и др. Изучены механизмы адаптации организма юных борцов к специфическим нагрузкам (Н.Г.Сидоряк, В.А.Хорьяков и др.), раскрыты отдельные аспекты управления их подготовкой с учетом индивидуальных функциональных возможностей (М.А.Зеленин, Б.Д.,Юдин, С.С.Сагайдак, В.Н.Мурзинков и др.). В то же время, вопросы учета функционального состояния дзюдоистов в процессе спортивной подготовки на этапе начальной спортивной специализации, по нашим данным, специально не изучались.
Шестаков В.Б отмечает, что на этапе начальной спортивной специализации в дзюдо тренерам-преподавателям важно соблюдать четкое дозирование напряженности тренировочных и соревновательных нагрузок у дзюдоистов. Это требование связано с процессом интенсивного роста и полового созревания организма дзюдоистов, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, являющиеся для организма своего рода нагрузкой [10]. В свою очередь, корректное дозирование нагрузки возможно лишь при условии отслеживания динамики функционального состояния спортсменов, отражающей успешность адаптации их организма.
Цель исследования. Цель нашего исследования – оценить функциональное состояние дзюдоистов 10-13 лет
Материал и методы исследования. База исследования – МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №11» города Череповца. Контингент испытуемых составили спортсмены 2000-2003 гг.р., только мальчики, n=20. Исследование проводилось в октябре 2013 г., за 2 недели до участия в Межрегиональном турнире по дзюдо среди юношей «Кубок губернатора Новгородской области по борьбе дзюдо» в г. Великий Новгород.
Для проведения исследования нами были отобраны следующие диагностические методики: функциональные пробы оценки функционального состояния нервной системы и нервно-мышечного аппарата (усложненная Проба Ромберга, проба Яроцкого, теппинг-тест); функциональные пробы оценки функционального состояния системы дыхания (проба Штанге, проба Генчи); функциональные пробы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (Гарвардский степ-тест, проба Руфье).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты оценки представлены в таблицах 1-3.
Результаты оценки функционального состояния нервной системы и нервно-мышечного аппарата дзюдоистов
Пробы Штанге и Генчи
Функциональные дыхательные пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе) позволяют оценить обеспеченность организма кислородом.
Как проводить дыхательные пробы:
1. Перед замером необходимо сделать три обычных цикла вдох-выдох, примерно на 3/4 глубины полного вдоха.
2. Затем, если проводится проба Штанге, задерживается дыхание на вдохе. Проба Генчи проводится на полном выдохе.
3. С помощью секундомера подсчитывается время задержки дыхания.
4. По таблицам ниже определяется уровень кислородного обеспечения организма.
Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) | Оценка |
---|---|
50 секунд и выше | отлично |
40-50 секунд | хорошо |
менее 40 секунд | плохо |
Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) | Оценка |
---|---|
40 секунд и выше | отлично |
35-40 секунд | хорошо |
менее 35 секунд | плохо |
Более усложненный вариант функциональных проб Штанге и Генчи дополняется показателем реакции частоты сердечных сокращений. Определяется он следующим образом: до проведения дыхательной пробы у испытуемого дважды в положении стоя измеряется пульс. Сразу же после проведения пробы (как только испытуемый начинает дышать), вновь подсчитывается пульс. Показатель реакции равен отношению пульса после пробы, к исходному пульсу испытуемого.
Показатель реакции у здорового человека не должен превышать 1,2 (более высокая цифра означает неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода).