Проба генчи для чего
Пробы Штанге, Генчи и Серкина (тесты на кислородное обеспечение организма)
Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие).
Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО). Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2000 мл воздуха. Максимальный выдох также составляет около 2000 мл.
После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких. Благодаря ФОЁ в альвеолярном воздухе поддерживается относительно постоянное соотношение содержания кислорода и углекислого газа, так как ФОЁ в несколько раз больше ДО. Только 2/3 ДО достигает альвеол, который называется объёмом альвеолярной вентиляции.
Таким образом, взрослый человек (при дыхательном объёме 0,5 литра и частоте 14 дыхательных движений в минуту) пропускает через лёгкие
7 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать 120 литров в минуту. При спокойном дыхании соотношение вдоха и выдоха по времени составляет 1:1,3.
Процесс дыхания состоит из трёх неразрывных звеньев:
Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода поступило из наружного воздуха в кровь лёгочных капилляров и доставлено в ткани и клетки организма. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой и системой органов дыхания.
Например, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостаточности кислорода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов — переносчиков кислорода, при заболеваниях лёгких наступает тахикардия.
При исследовании дыхательной системы пользуются различными инструментальными методами, в том числе определением дыхательных объёмов — частоты, глубины ритма дыхания, жизненной ёмкости лёгких, выносливости дыхательных мышц и др.
Некоторые изменения функции внешнего дыхания, механизмы адаптации к воздействию каких-либо факторов могут выявляться лишь при использовании специальных проб или нагрузок, которые получили название «функциональные лёгочные пробы». С их помощью можно выявить скрытые формы сердечно-лёгочной недостаточности, не выявляемые при обычных исследованиях.
Пробы Штанге, Генчи (задержки дыхания на вдохе и выдохе, соответственно) и Серкина (трёхфазная задержка дыхания) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях продолжительность задержки дыхания уменьшается.
Показатели, полученные этими методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.
Пробы с задержкой дыхания выполнимы в любой обстановке, просты, не требуют аппаратуры.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.
Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в лёгких, то есть когда давление внутри лёгких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.
Сядьте. После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.
Свой результат оцените по таблице:
В некоторых источника результат менее 39 секунд считается плохим (неудовлетворительным). Нам кажется, что удовлетворительным (нормальным) показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает. При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд и меньше.
Кроме длительности задержки дыхания на вдохе, необходимо обратить внимание на изменение пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) и вычислить значение ПР (показатель реакции частоты сердечных сокращений). Показатель реакции равен отношению пульса после пробы, к исходному пульсу испытуемого.
ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)
У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2. В противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)
До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.
Сядьте. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Во время задержки можно пользоваться спортивным зажимом для носа или держать нос пальцами. Как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания.
Свой результат оцените по таблице:
Хорошим показателем является способность задержать дыхание на выдохе на 30 секунд и более. Тренированные люди способны задерживать дыхание более, чем на 60 секунд.
NB (от редакции сайта «Лаборатория Просветления»). В некоторых источниках плохим (неудовлетворительным) считается результат в 34 секунды и меньше, удовлетворительным — 35-39 и нормальным — выше 40 секунд. Нам кажется, что эти источники приводят цифры для тренированных людей. В реальности, у обыкновенного человека при полном глубоком выдохе позывы к вдоху начинаются на 20-25 секунде от конца выдоха (а не от его начала). Крайне часто — уже на 12-15. Мы много лет занимаемся задержками дыхания и знаем, о чём идёт речь.
Сразу же после проведения пробы (как только испытуемый начинает дышать), вновь подсчитывается пульс. Показатель реакции (ПР) равен отношению пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) после пробы, к исходному пульсу испытуемого.
ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)
Показатель реакции у здорового человека не должен превышать 1,2 (более высокая цифра означает неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода).
Проба Серкина (трёхфазная задержка дыхания)
Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха. Перед началом теста 3-5 минут отдохните и сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Нос лучше зажимать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения.
Свой результат оцените по таблице:
Каждую из проб можно проводить повторно, только рекомендуется выдержать интервал в пределах 5 минут.
Дополнение
Как определить свой уровень здоровья — определение уровня здоровья по длительности задержки дыхания на выдохе.
Небольшой тест — тест на тренированность сердца.
Проба (индекс) Руфье-Диксона для детей и взрослых. Гарвардский степ-тест — нагрузочные тесты для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
Проба генчи для чего
Актуальность внебольничных пневмоний (ВП) определяется тяжестью клинического течения, наличием тяжелых осложнений, длительной не трудоспособностью, склонностью к эпидемическому распространению, угрозой летальных исходов, поэтому требуется совершенствование лабораторных методов исследования с внедрением экспресс-методов верификации бактериальных и вирусных агентов, определение особенностей клинической картины вирусно-бактериальных пневмоний, обоснование включения в схему этиотропного лечения противовирусных средств [1]. Появление новых штаммов микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам растет. Современные лекарственные средства помогают избежать тяжелых осложнений и вылечить практически любые формы воспаления легких без последствий. Однако необходимо помнить, что для эффективного лечения и успешной профилактики осложнений терапией данного заболевания должен заниматься специалист. Все эти трудности формируют необходимость создавать новые медицинские препараты, а также совершенствовать уже имеющиеся знания о причинах и факторах риска пневмоний различной этиологии [2].
Пневмонии – это группа различных по этиологии, патогенезу, морфологической характеристике острых инфекционных(преимущественно бактериальных) заболеваний, характеризующихся очаговым поражением респираторных отделов легких с наличием внутриальвеолярной экссудации, обнаруживаемым при физикальном и рентгенологическом исследованиях, а также выраженными в различной степени лихорадочной реакцией и интоксикацией. Согласно международной классификации болезней пересмотра 1992 года пневмония классифицируется по этиологическому принципу (R.G.Wunderink, G.M. Mutlu):
Существенное значение в этиологии имеют так называемые атипичные микроорганизмы, на долю которых в сумме приходится от 8 до 30% случаев заболевания: Chlamydophila pneumoniae, Mycoplasma pneumoniae, Legionella pneumophila
К редким возбудителям относятся: Haemophilusinfluenzae, Staphylococcus aureus, Klebsiella pneumoniae, еще реже – другие энтеробактерии. Среди других возбудителей нередко упоминается респираторные вирусы: вирусы гриппа А и В, парагриппа, аденовирус и респираторно-синцитиальный, коронавирус, вирус птичьего и свиного гриппа, метапневмовирус и др.[3, с. 8].
Лечение ВП может быть условно разделено на три главных направления:
Этиотропная терапия направлена на подавление бронхолегочной инфекции и других внелегочных её очагов. Основу лечения составляют антибиотики и дезинтаксикационная терапия и от их своевременного и адекватного проведения зависит благоприятное течение и исход болезни. В качестве препаратов рекомендуется два класса антибиотиков группа пенициллина и макролиды, применяются также антибиотики широкого спектра действия.
Патогенетическая и симптоматическая терапия. Для оптимизации легочной вентиляции и поддержания бронхиальной проходимости рекомендуется полусидячее положение больного. При упорной задержке мокроты и нарастании дыхательной недостаточности необходима эндобронхиальная санация вплоть до санационной бронхофиброскопии. Назначают бронхорасширяющие, муколитические и отхаркивающие средства, а также противовоспалительные и жаропонижающие [4].
Целью нашего исследования явилось изучение функциональных, рентгенологических и лабораторных показателей у лиц молодого возраста на фоне развития внебольничных пневмоний.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе ФГКУ «416 ВГ» МО РФ. Оценены результаты функциональных и лабораторных показателей у 14 больных (мужчины, средний возраст 19±2) с диагнозом внебольничная пневмония. Лабораторные исследования проводились с помощью биохимического анализатора Ellips и гематологического анализатора SysmexXP-300. Материалом для бактериального посева служили мазок из зева, мокрота, смывные воды бронхов. Компьютерная томография проводилась на аппарате Toshiba Aquilion 16, рентгенография на Jumong M.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования все обследуемые пациенты были поделены на две группы: курящие и некурящие. С ними были проведены пробы Штанге-Генчи и Серкина. Результаты представлены в табл. 1,2.
Проба Штанге: обследуемый находится в положении сидя, делает глубокий вдох и выдох, а затем глубокий вдох и задерживает дыхание. Норма 40–60 с для не спортсменов, 90–120 с для спортсменов.
Проба Генчи: обследуемый находится в положении сидя, делает глубокий выдох и задерживает дыхание. Норма 20–40 с для не спортсменов, 40–60 с для спортсменов.
Проба генчи для чего
Функциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Данная диагностика заключается в изучении функционировании отдельных систем организма и комплексной оценке в целом [4].
Изучение функционального состояния организма для спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. В результате полученных данных дается оценка состояния здоровья, выявление особенностей деятельности организма, связанных со спортивной деятельностью, и для диагностики уровня тренированности [4].
Тренированность является комплексным врачебно-педагогическим понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Ее уровень зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, сочетающейся с высокой спортивной подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет весь учебно-тренировочный процесс, а также врачу спортивной медицины [4].
Поскольку термин «тренированность» приобрел более универсальный характер в современном спорте, потребовалось новое определение круга вопросов, которые решаются в процессе диагностики тренированности (оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем организма и т. д.). Наиболее подходящим оказался термин «функциональная готовность». Уровень функциональной готовности организма спортсмена может быть реально использован тренером для определения тренированности.
Актуальность данной работы заключается в необходимости знаний по контролю за состоянием организма спортсмена в тренировочном процессе, его адаптации и динамике.
Целью данной работы являлась оценка функционального состояния спортсменов разных видов спорта. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Определить уровень функционального состояния спортсменов.
Обосновать различия в показателях среди различных спортивных специализаций.
В исследовании функционального состояния принимали участие спортсмены различных специализаций (волейбол, футбол, баскетбол, лыжные гонки, греко-римская борьба, парусный спорт, легкая атлетика), в количестве 8 человек, в возрасте 21 года.
В качестве нагрузочного тестирования ССС определяли период восстановления частоты сердечных сокращений после нагрузки. Для этого было определено у каждого ЧСС в покое в положении сидя. Затем спортсмены делают 20 полных приседов в среднем темпе (дается 30 секунд). После выполнения сразу замеряется ЧСС. Также замер производится спустя 1,2 и 3 минуты.
В спортивной медицине для определения должной величины ЖЕЛ целесообразно пользоваться формулами Болдуина, Курнана и Ричардса. Эти формулы связывают должную величину ЖЕЛ с ростом человека, его возрастом и полом. Формулы имеют следующий вид:
где В — возраст в годах; L — длина тела в см.
Для изучения состояния систем спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются со стандартами здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие, либо отклонение от них. Последнее чаще всего является следствием функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, брадикардия). Однако в некоторых случаях одни и те же отклонения могут быть связаны с напряженным состоянием организма (например, утомлением, перетренированностью или заболеванием). О текущем состоянии спортсмена можно судить по динамике силы сжатия ручного динамометра. Многими исследованиями установлено (Келлер В.С., 1977, Озолин Н.Г., 2003), что утомление незамедлительно сказывается на уровне максимальной силы человека, проявляемой им при одноразовом сжатии ручного динамометра [1].
Ряд показателей деятельного состояния организма сопоставляют с так называемыми должными для данных условий величинами, которые определяются переменными. К их числу можно отнести возраст, длину или массу тела испытуемого, спортивную специализацию, квалификацию и т. д.
Для выявления данных о кислородном обеспечении организма можно провести пробы с задержкой дыхания, которые могут проводиться в двух различных вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генча). Результат оценивается по продолжительности времени задержки и по показателю реакции частоты сердечных сокращений. Последний определяется величиной отношения частоты сердечных сокращений после окончания пробы к исходной частоте пульс.
Основное направление измерения функционального состояния спортсмена – динамика работы сердечно-сосудистой системы. Для этого проверяется работа сердца и сосудов. Сердце человека можно сравнить с насосом. Когда оно сокращается, его камеры сжимаются, и происходит выброс крови в сосудистое русло – кровеносные сосуды. Затем камеры снова расслабляются и захватывают очередную порцию крови. И снова проталкивают ее в русло при очередном сокращении.
В условиях спортивной деятельности к аппарату внешнего дыхания предъявляются чрезвычайно высокие требования, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование всей кардиореспираторной системы.
Функциональное состояние системы внешнего дыхания оценивается как по данным общеклинического обследования, так и путем использования инструментальных медицинских методик. Обычное клиническое исследование спортсмена (данные анамнеза, пальпации, перкуссии и аускультации) позволяет врачу в подавляющем большинстве случаев решить вопрос об отсутствии или наличии патологического процесса в легких. Естественно, что только вполне здоровые легкие подвергаются углубленному функциональному исследованию, целью которого является диагностика функциональной готовности спортсмена.
ЖЕЛ является одним из важнейших показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Ее величины зависят как от размеров легких, так и от силы дыхательной мускулатуры. Индивидуальные значения ЖЕЛ оцениваются путем составления полученных при исследовании величин с должными. Предложен ряд формул, с помощью которых можно рассчитывать должные величины ЖЕЛ. Они в той или иной степени базируются на антропометрических данных и на возрасте испытуемых [3].
Наибольшие величины ЖЕЛ наблюдаются у спортсменов, тренирующихся преимущественно на выносливость и обладающих самой высокой кардиореспираторной производительностью. Из сказанного, естественно, не следует, что изменение ЖЕЛ может быть использовано для предсказания транспортных возможностей всей кардиореспираторной системы. Дело в том, что развитие аппарата внешнего дыхания может быть изолированным, при этом остальные звенья кардиореспираторной системы, и в частности сердечнососудистой системы, ограничивают транспорт кислорода. Данные о величине ЖЕЛ могут иметь определенное практическое значение для тренера, так как максимальный дыхательный объем, который обычно достигается при предельных физических нагрузках, равен примерно 50 % от ЖЕЛ (так например, у пловцов и гребцов до 60-80 %, по В.В. Михайлову). Таким образом, зная величину ЖЕЛ, можно предсказать максимальную величину дыхательного объема и таким образом судить о степени эффективности легочной вентиляции при максимальном режиме физической нагрузки [2].
Совершенно очевидно, что чем больше максимальная величина дыхательного объема, тем экономичнее использование кислорода организмом. И наоборот, чем меньше дыхательный объем, тем выше частота дыханий (при прочих равных условиях) и, следовательно, большая часть потребленного организмом кислорода будет расходоваться на обеспечение работы самой дыхательной мускулатуры [2].
Определение переменных величин является базовым исследованием спортсменов на всех уровнях подготовки.
Проба генчи для чего
Введение. Как отмечается в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», в середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем, одной из которых является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны. Нерешенные проблемы различного характера, в том числе научно-методического и медико-биологического обеспечения, сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный спортивный резерв [8]. В связи со сказанным, актуализируются вопросы, касающиеся создания благоприятных предпосылок для достижения юными спортсменами высоких результатов, в том числе в дзюдо.
В настоящее время в дзюдо определилась тенденция ранней специализации: так отбор детей в спортивные группы начинается с 5-6 лет, а официальные соревнования проводятся уже в возрастной группе 10-12 лет. Диагностика и прогнозирование функционального состояния юных спортсменов позволяют корректно и эффективно выстраивать тренировочный процесс, избегая перенапряжения растущего организма.
Вопросы диагностики и оценки функциональных возможностей борцов в детско-юношеском спорте рассмотрены в работах В.Б.Шестакова, С.В.Ерегиной, С.В.Калмыко, А.С.Сагалеева, А.С.Цыбикова, З.Г.Кахабришвили, В.Ю.Ахалкаци, Д.Г.Квиникадзе и др. Изучены механизмы адаптации организма юных борцов к специфическим нагрузкам (Н.Г.Сидоряк, В.А.Хорьяков и др.), раскрыты отдельные аспекты управления их подготовкой с учетом индивидуальных функциональных возможностей (М.А.Зеленин, Б.Д.,Юдин, С.С.Сагайдак, В.Н.Мурзинков и др.). В то же время, вопросы учета функционального состояния дзюдоистов в процессе спортивной подготовки на этапе начальной спортивной специализации, по нашим данным, специально не изучались.
Шестаков В.Б отмечает, что на этапе начальной спортивной специализации в дзюдо тренерам-преподавателям важно соблюдать четкое дозирование напряженности тренировочных и соревновательных нагрузок у дзюдоистов. Это требование связано с процессом интенсивного роста и полового созревания организма дзюдоистов, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, являющиеся для организма своего рода нагрузкой [10]. В свою очередь, корректное дозирование нагрузки возможно лишь при условии отслеживания динамики функционального состояния спортсменов, отражающей успешность адаптации их организма.
Цель исследования. Цель нашего исследования – оценить функциональное состояние дзюдоистов 10-13 лет
Материал и методы исследования. База исследования – МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №11» города Череповца. Контингент испытуемых составили спортсмены 2000-2003 гг.р., только мальчики, n=20. Исследование проводилось в октябре 2013 г., за 2 недели до участия в Межрегиональном турнире по дзюдо среди юношей «Кубок губернатора Новгородской области по борьбе дзюдо» в г. Великий Новгород.
Для проведения исследования нами были отобраны следующие диагностические методики: функциональные пробы оценки функционального состояния нервной системы и нервно-мышечного аппарата (усложненная Проба Ромберга, проба Яроцкого, теппинг-тест); функциональные пробы оценки функционального состояния системы дыхания (проба Штанге, проба Генчи); функциональные пробы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (Гарвардский степ-тест, проба Руфье).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты оценки представлены в таблицах 1-3.
Результаты оценки функционального состояния нервной системы и нервно-мышечного аппарата дзюдоистов
Проба генчи для чего
По данным научно-методической литературы в последние десятилетия отмечается угрожающее увеличение числа детей и подростков с той или иной степенью нарушения осанки. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей.
Известно, что сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний школьников Севера и выявляется у 2–8 % детей [3]. Прогрессирование деформации позвоночника приводит к изменению формы грудной клетки и таза, а также функциональным нарушениям в кардио-респираторной, нервно-мышечной, вегетативной, пищеварительной, мочевыводящей и других системах [1].
В периоды физиологических колебаний интенсивности роста деформация позвоночника прогрессирует значительно быстрее. Предотвращение прогрессирования сколиоза у детей в период незавершенного роста представляет особую сложность. Значительное количество научных и научно-методических разработок по вопросам профилактики и коррекции сколиотической деформации до настоящего времени не позволяют эффективно справляться с неуклонно растущей численностью детей с различными нарушениями осанки сколиозом и сохраняют научно-практическую актуальность данной проблемы. Таким образом, тема проведенного нами исследования является актуальной.
Цель исследования: оценить особенности физических качеств детей в возрасте 12–13 лет со сколиозом I-II степени.
Для достижения поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
1. Оценить уровень и гармоничность физического развития детей.
2. Проанализировать показатели физического развития детей в динамике реабилитации.
3. Исследовать функциональное состояние дыхательной системы в исследуемой группе в динамике реабилитации.
4. Оценить функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в процессе реабилитации.
5. Объектом исследования является процесс коррекции позвоночника у детей со сколиозом.
Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на процесс коррекции позвоночника детей 12–13 лет со сколиозом I-II степени.
Гипотеза – мы предположили, что занятия физическими упражнениями у детей подросткового возраста имеет различную эффективность в группах мальчиков и девочек.
Материалы исследования. Исследование проводилось на базе «Архангельской санаторной школы-интерната №1» в период учебного года с сентября 206 по май 2017 года. В исследовании приняли участие 26 детей (12–13 лет) с диагнозом сколиотическая болезнь, из них 14 девочек и 12 мальчиков.
I. Антропометрическое исследование (длина тела сидя и стоя, масса тела, окружность грудной клетки).
1. Измерение длины тела проводилось с помощью ростомера в см. Для измерения роста в положении «стоя» обследуемый встаёт по стойке смирно», касаясь вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая угол глаза и козелок уха была на линии, горизонтальной полу. Для измерения длины в положении «сидя» обследуемый садится на скамейку, касаясь вертикальной планки ростомера копчиком, лопатками, затылком.
2. Измерение массы тела проводилось на медицинских электронных весах, в кг.
3. Измерение окружности грудной клетки проводилось сантиметровой лентой, которую накладывали сзади под нижние углы лопаток, спереди – на уровне прикрепления 4 ребер к грудине. При наложении сантиметровой лентой, обследуемый отводит руки в сторону. Измерение проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе, во время паузы.
Оценка физического развития проводилась в соответствии с центильными таблицами физического развития детей. Оценку физического развития определяли по градациям – низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое, гармоничность развития оценивали по градациям – гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное.
II. Исследование функционального состояния дыхательной системы
1. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) производилось спирометром. Обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз, глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа. Точность измерения в пределах 100 мл.
2. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Обследуемый делает полный вдох и выдох и затем снова вдох (80–90 % от максимального), закрывает нос и рот. Определяется время, в течение которого исследуемый может задержать дыхание.
3. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Исследуемый после полного выдоха и вдоха снова выдыхает и задерживает дыхание.
Оценка дыхательных проб представлена в табл. 1.
Показатели пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе) в с
III. Исследование функционального состояния опорно-двигательного аппарата (динамометрия, силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса)
1. Динамометрия – измерение силы мышц, сгибающих ладонь и пальцы – проводится ручным динамометром. Обследуемый в положении «стоя» захватывает рукой динамометр циферблатом к ладони. Затем без напряжения в плече вытягивают руку в сторону и сжимают динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе). Исследования повторяют 2 – 3 раза, фиксируется лучший результат. Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей представлены в табл. 2 [2].
Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей (кг)
2. Для оценки состояния разгибателей туловища использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Испытуемый удерживал верхнюю часть туловища на весу, руки держа на поясе. Время удержания фиксировалось секундомером.
3. Для оценки состояния мышц брюшной стенки использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Исследуемый ложился на пол на спину, при этом руки фиксировались за головой, поднимал и удерживал ноги под углом 45 градусов. Время так же оценивалось с помощью секундомера. Силовая выносливость мышц менее 1 мин считается неудовлетворительной, от 1 до 2 мин – удовлетворительной, более 2 минут – хорошей [4].
Статистическую обработку материалов исследования проводили при помощи ПК с использованием электронных таблиц EXCEL XP. Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента. Различия считали достоверными при уровне значимости 95 % (р 0,05.
Показатель ЖЕЛ в группе мальчиков увеличился на 12 %, в группе девочек также наблюдается тенденция к увеличению.
Показатели дыхательных проб в группе мальчиков и девочек в динамике реабилитации улучшились. Таким образом, программа физической реабилитации способствовала улучшению функционального состояния дыхательной системы в обеих группах, но в группе мальчиков рост показателей статистически достоверен, а группе девочек наметилась лишь тенденция к улучшению, а по индивидуальным показателям результаты спирометрии у половины девочек не изменились и даже ухудшились.
Для функционального состояния мышечной системы мы исследовали кистевую силу правой и левой кисти с помощью динамометра дважды – в начале и в конце учебного года, силовую выносливость мышц спины по результатам пробы «рыбка» и мышц брюшного пресса трижды – в начале (обследование №1), в середине (№2) и в конце учебного года (№3). Среднегрупповые показатели по группе мальчиков представлены в табл. 5, по группе девочек – в табл. 6.
Показатели мышечной силы и выносливости в группе мальчиков в динамике реабилитации (n=12)
Кистевая сила справа (кг)
Кистевая сила, слева (кг)
СВМ брюшного пресса (с)
Примечание. СМВ – силовая выносливость мышц.
Показатели мышечной силы и выносливости в группе девочек в динамике реабилитации (n=14)
Кистевая сила справа (кг)
Кистевая сила, слева (кг)
СВМ брюшного пресса (с)
Примечание. СМВ – силовая выносливость мышц.
Таким образом, функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в динамике физической реабилитации в течение одного учебного года оказались различными в группах мальчиков и девочек.
Тренировочная программа способствовала незначительному повышению кистевой силы в группе мальчиков. Среднегрупповой результат силовой выносливости мышц спины был удовлетворительным, а стал хорошим, как и индивидуальные показатели у всех исследуемых. Прирост на конец учебного года составил 27,3 % (при р>0,05). По индивидуальным показателям постепенно увеличивалось количество мальчиков с хорошим уровнем силовой выносливости мышц спины с 6 до 9.
Среднегрупповой результат силовой выносливости мышц брюшного пресса расценивается как удовлетворительный. Прирост на конец учебного года составил 26 % (при р>0,01). По индивидуальным показателям у большинства мальчиков установлены хороший – у 4 и удовлетворительный – у 4 – результат тестирования. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 2 мальчиков, не было динамики – у 5 мальчиков, а у 2 произошло даже снижение первоначального результата.
В группе девочек среднегрупповой показатель кистевой силы правой кисти увеличился на 4,6 %; левой кисти – на 9,35 %. По индивидуальным показателям на первом обследовании у 7 девочек кистевая сила была сниженной, у 5 – нормальной, у 2 – выше нормы. На втором – у 5, 4 и 3 соответственно.
Силовая выносливость мышц спины увеличилась на 3,7 %. Среднегрупповой результат был и остался хорошим. По индивидуальным показателям низкий уровень не зарегистрирован, на первом обследовании было 8 девочек с удовлетворительным, 6 с хорошим результатом, на втором – 9 и 5, на третьем – 5 и 9 соответственно, т.е. к концу учебного года наблюдается увеличение количества девочек с силовой выносливостью мышц спины более 2 мин. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 8 девочек, а у 6 результат снизился. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц спины в группе девочек.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса увеличилась на 2,6 %, Среднегрупповой результат расценивается как удовлетворительный. По индивидуальным показателям на первом и втором обследовании было по 1 девочке с низким уровнем, на третьем – уже 3. Удовлетворительный уровень на первом обследовании был у 6 девочек, на втором – у 11, на третьем – у 5. Хороший результат зарегистрировали у 8 девочек на первом, и по 2 на втором и третьем, т.е. наблюдаем отрицательную динамику. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 7 девочек, у 5 результат практически не изменился, а у 2 результат даже снизился. Но, несмотря на то, что наблюдалось повышение результата, уровень силовой выносливости мышц брюшного пресса остался лишь удовлетворительным. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц брюшного пресса в группе девочек.
Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась. Эффективность тренировочной программы в группе девочек ниже, чем в группе мальчиков. Это, по-видимому, связано с возрастной особенностью детей исследуемой группы – девочки 12–13 лет с дефектом осанки стесняются выполнять физические упражнения перед мальчиками, а мальчики наоборот, стремятся показать себя с хорошей стороны, стараются и тщательнее тренируются. Поэтому, начиная с подросткового возраста, следует проводить лечебную гимнастику отдельно в группах мальчиков и девочек. Кроме того, наше исследование показало неравномерность увеличения силовой выносливости мышц – мышцы спины укрепляются сильнее, чем мышцы брюшного пресса. Это может способствовать дисбалансу связочно-мышечного аппарата и деформации осанки в сагиттальной плоскости.