Проанализируйте возможные причины того что родители не участвуют в коррекционной работе

Формы взаимодействия логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Проанализируйте возможные причины того что родители не участвуют в коррекционной работе Любовь Горшкова
Формы взаимодействия логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

-Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится».

Взаимоотношения и сотрудничество учителя-логопеда с родителями сейчас особенно актуальны. На протяжении многих лет система специального дошкольного образования была изолирована от семьи. Все проблемы обучения и воспитания детей ложились на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений. Долгое время родители исключались из процесса обучения и воспитания детей. В настоящее время доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Повышение результативности обучения возможно только при наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя-логопеда и при осознанном и заинтересованном включении родителей в логопедическую работу.

Однако часто родители не уделяют внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.Причины этого: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Именно поэтому необходимо проводить с родителями просветительскую работу. Эта работа зависит от конкретной ситуации. Просветительская работа может проводиться в различных формах: выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, занятия-практикумы, организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий. Очень важно правильно и грамотно организовать знакомство с родителями на первом родительском собрании. На этом собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий. Большое внимание необходимо уделить важности участия родителей в логопедической работе. Родителям необходимо сообщить, что логопедом будут проводиться практикумы и индивидуальные консультации, которые необходимо посещать всем родителям. Также необходимо рассказать, что дефекты речи не проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка.Это осуществляется с помощью: специальных «логопедических уголков», информационных стендов, тематических выставок книг.Там выставляется: справочный материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиями и т. д.).

При работе с семьей необходимо помнить, что родители – самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса. Задача логопеда – помочь родителям стать полноправными участниками логопедической работы. Многолетний опыт работы позволил нам определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков.

Сначала я определила для себя цели и задачи.

Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

Информирование родителей о речевых нарушениях ребёнка.

• Ознакомление с содержанием работы с ребёнком в логопедической группе.

• Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребёнка.

Работу выстроила поэтапно:

• Диагностика речевого развития детей.

• Анкетирование родителей.

• Ознакомительная работа с родителями.

• Сбор анамнестических сведений о ребёнке.

Родительские собрания.

• Памятки по выполнению домашних заданий.

Работа с тетрадями домашних заданий.

• Итоговая диагностика речевого развития детей.

• Награждение родителей грамотами в конкурсах.

• Анкетирование родителей «Оценивание работы логопедической группы».

Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями.

Традиционные формы работы учителя-логопеда с родителями:

родительские собрания;

• опросы, тестирование, анкетирование;

информационные стенды в группе и в кабинете логопеда;

• семинары – практикумы и т. д. ;

Современные формы работы учителя-логопеда с родителямис использованием ИКТ:

— газета дошкольного учреждения;

— общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;

— использование сайта детского сада.

Подробнее остановимся на некоторых, на наш взгляд, более эффективных формах работы.

1. Самая распространённая форма общения с родителями – беседа, ею пользуются все логопеды без исключения, и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения.

2. Важную роль в комплексной работе с семьёй играет анкетирование родителей.

3. Консультации предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций – «Выполнение домашнего задания», «Автоматизация звуков в домашних условиях», «Развитие связной речи у детей», «Знакомство с проведением артикуляционных упражнений» и др. Также на консультациях родители могут делиться опытом друг с другом.

4. Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и в конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Для этого в начале сентября, на родительском собрании логопед сообщает о целях и задачах своей работы, подробно рассказывает о фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушениях речи, о том, какой вид выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы с ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы. Логопед сообщает родителям о тех, кто уже не нуждается в помощи специалиста, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы.

5. Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации. Эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. В группе вывешиваем информационные стенды, папки – передвижки ставим в уголках для родителей. В работе с детьмитакже широко используются вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг, пособия памятки, образцы выполненных заданий. Единственный недостаток этой формы в том, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

6. Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.

7. На наш взгляд, самой эффективной формой работы являются открытые фронтальные занятия. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребёнка в коллективе, это даёт возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, конечно, не должно быть самоцелью. Гораздо важнее так качественно изменить содержание собраний, семинаров, бесед, чтобы родители услышали логопеда, захотели и смогли помочь своему ребёнку.

Рождение ребёнка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира.

Источник

Основные задачи, принципы, условия и направления взаимодействия учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы

Ни одна педагогическая система
не может быть в полной мере эффективной,
если в ней не задействована семья.

Е.В. Овчинникова

Цель: Формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих речевые нарушения.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых навыков у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Составляющими успешного взаимодействия учителя с родителями являются:

информированность это теоретическая подготовка, где мы должны дать родителям чёткий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции. Не маловажное значение играет информированность родителя о логопеде, как специалисте и направлениях его работы. Этому способствуют статьи, консультации с расписанием о времени проведения, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики.

положительный, эмоциональный настрой логопеда способствует охотному взаимодействию с родителями. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – это совершенно нормальное явление. Возникает ситуация, когда коррекционная работа не даёт положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого в неудаче. И вот тогда взаимодействие с родителями останется положительным, если мы предупреждаем об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребёнка к другому специалисту, и открыто признает, что сделал для ребёнка всё, что смог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя. Эти составляющие способны внести существенную лепту в успешное взаимодействие. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач для достижения единой цели, но и принципы работы, которые можно сформулировать следующим образом:

сотрудничество – видим в родителях равноправных партнёров по коррекционному процессу.

индивидуализация – ориентация на образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.

комплексность координация учителем-логопедом взаимосвязи с другими специалистами (психологами, дефектологами, врачами), так как преодоление речевого расстройства является комплексной проблемой.

Условия эффективного взаимодействия во многом определяются тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей.

Мы между собой должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Для этого мы помогаем родителям:

преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

относиться к ребёнку как равному;

понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехами, поддерживать в случае неудачи;

знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

установить доверительные отношения с ребёнком.

Родители предъявляют разные требования к своему ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей, мы-учителя-логопеды должны рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка.

Можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребёнка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и педагогическом плане задача.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Источник

Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений. Родительское собрание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 44»

141532, Московская область,

тел. 8(4962) 6-37-303 Солнечногорский район,

mdou44@mail.ru д. Радумля, мкрн. Механического завода № 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Подготовила и провела:

учитель-логопед Симина Н. В.

1. Характеристика речевого дефекта

2. Роль семьи в преодоление речевых нарушений

3. Организация коррекционной работы

4. Автоматизация звуков

5. Работа по домашним тетрадям

6. Индивидуальные беседы

Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты.

По результатам диагностики на логопункт зачислено 22 ребенка с заключениями: ФНР- 5 человек, ФФНР-11 человек и ОНР- 6 человек (продолжают обучение). Список озвучить.

Что же выявило обследование речи?

Конечно, у всех категорий детей присутствует нарушение звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один звук может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками. Нестойкое употребление звука, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их.

Для детей с ФФНР – помимо нарушения звукопроизношения характерны такие особенности, как недоразвитие фонематического восприятия (несформированность процессов дифференциации звуков речи, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки).

У многих детей в той или иной степени наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями. В большей мере это относится к детям с ОНР.

Диагностическим показателем речи детей является нарушение слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка.

Сроки же преодоления речевых недостатков зависят:

от степени сложности дефекта;

от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

от регулярности проведения занятий;

от участия родителей в коррекционном процессе.

Организация коррекционной работы Логопункта

Дети с ФНР зачисляются на логопункт сроком от 3 до 6 месяцев.

Дети с ФФНР – срок коррекционной работы 1 год.

Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными на логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

Продолжительность занятий для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста) составляет 20-25 минут.

Периодичность проведения занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевых нарушений,особых образовательных потребностей воспитанников и составляет от 1 до 3-х занятий в неделю:

ОНР-3 раза в неделю

ФФНР- 2 раза в неделю

На этапе автоматизации звуков особое внимание следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука», так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука», или искаженное произношение. В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идёт дольше.

У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.

Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же помочь родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец.

В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.

Особое внимание родители должны уделять выполнению тренировочных заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой на несколько дней (выходные) для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они могут быть новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.

Как заниматься по логопедической тетради дома

Заниматься с ребёнком дома желательно ежедневно!

Домашние задания выполняются не в один приём, а разбиваются на части (по10-20 минут работы).

Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.

В течение недели нужно повторять то, что ребенку было особенно трудно!

Упражнения по автоматизации звуков (чистоговорки, считалки, стихи и т. д.) повторяются каждый день, сидя перед зеркалом (на начальном этапе). Ребенок смотрит на себя в зеркало и следит за своими губами, языком во время проговаривания звуков, слогов, слов, предложений. При неправильном произношении взрослый просит повторить правильно.

Очень важно учить ребенка слышать свою речь «слушать себя», особенно во время занятий. Если ребенок не прислушивается к себе, взрослый корректно его поправляет.

В течение недели родители следят только за правильностью произношения тех звуков, которые исправил (поставил) логопед (см. речевой профиль).

Для занятий нам потребуется: папка, тетрадь 48 листов, деревянные шпатели 10 штук, носовые платки.

Источник

Роль семьи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Автор: Орадченко Наталья Юрьевна

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:

обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;

повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье

выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;

целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

учитывать пожелания родителей, их предложения;

познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

открытые занятия с детьми;

День открытых дверей;

приглашение родителей на праздники;

закрытые ящики и информационные корзины.

Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.

Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.

Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *