Про что сделать опрос
Учимся правильно спрашивать в опросах: советы и примеры
Опросы проводятся ежедневно по всему миру. Хорошо продуманные дают полезный фидбек от аудитории. Плохие — пустую трату времени как для клиентов, так и для менеджера.
Да, людям не нравится проходить скучные опросы. А кому это ок? И поэтому одинаково отвечают на каждый вопрос, чтобы поскорее закончить, а часто, и вовсе не доходят до конца.
Здесь я собрал 12 советов, которые помогут вам задавать правильные вопросы, улучшить вашу маркетинговую стратегию, бизнес-процессы и продукт. Итак, начнем!
1. Формулируйте вопросы простым языком
Помните, что приоритетом для вашего клиента, даже когда он отвечает, не является его заполнение. Почему? Есть миллион других вещей, которые они могли бы делать, но они смотрят на это как на помощь, которую оказывают для вашего бизнеса. Убедитесь, что вопросы написаны простым языком, который легко понять при первом чтении.
Подумайте о самом простом способе, которым можно было бы что-то спросить, и сформулируйте вопрос.
2. Оставляйте вариант “Не пробовал” или “Не интересуюсь”
Представьте, что один из вопросов звучит так: “Вам понравился продукт 3?”, но респондент никогда не использовал этот продукт. Допустим, этот вопрос с множественным выбором, и вы не дали возможность тем, кто никогда не пробовал продукт, ответить, что они его не использовали. Они будут искать вариант с надписью “Не пробовал” или “Никогда им не пользовался”. Но когда они тратят несколько секунд только для того, чтобы наконец понять, что ответить невозможно, как вы думаете, что они сделают дальше? Закроют опрос. Небольшого дискомфорта достаточно, чтобы респонденты отказались от опроса.
3. Задавайте нейтральные вопросы
Многие компании задают вопрос так, чтобы клиенты отвечали на них только для результата. Но это обман самого себя, потому что вам нужно найти способы лучше обслуживать своих клиентов, а не просто повысить показатель удовлетворенности.
Честность со стороны клиентов была бы лучшим средством для повышения качества ваших услуг. Тогда клиенты будут оставаться и привлекать новых:)
Как именно компании влияют на своих клиентов, чтобы они отвечали так, как им нравится? Это зависит от того, как сформулированы вопросы. Вот два вопроса, которые требуют одного и того же ответа, но формулировка разная:
Мы предоставляем вам наилучшую из возможных услуг. Как бы вы оценили нас по шкале от 1 до 10?
Как вы оцениваете наш сервис по шкале от 1 до 10?
В первом вопросе сразу говорят, что бизнес оказывает лучшее обслуживание. Респондентов скорее отпугнет такое заявление.
4. Предоставьте надежные варианты ответов
Здесь у клиента есть возможность оценить в зависимости насколько реально он доволен. Ваша обязанность как бизнеса, который задает вопросы — быть как можно более нейтральным и объективным. Лучше признаться в своих ошибках, извиниться и исправить их, чем пытаться скрыть их.
5. Задавайте конкретные вопросы
Люди разные, и их понимание вещей основано на разных аспектах, которые включают в себя их жизненный опыт, перспективы и так далее. Поэтому, задавая вопрос, убедитесь, что он не вызывает никакой путаницы. Конкретные вопросы также дают вам объективные ответы. Не страшно, если такой вопрос покажется вам длинным, лучше так, чем коротко и непонятно.
6. Избегайте двойных вопросов
Это проблематичный способ задавать вопросы, потому что респондент никак не может дать одинаковый ответ на две разные темы. Кроме того, слишком сложно составить выбор ответов, без конца сбивая с толку ответчика.
Пример двойного вопроса:
Насколько легко было перемещаться по нашему веб-сайту, чтобы найти продукт X и продукт Y?
Если у респондента была навигация по продукту X, но не по продукту Y, как вы ожидаете, что он ответит?
Лучше задайте два отдельных вопроса, как показано ниже:
Насколько легко было перейти на наш веб-сайт, чтобы найти продукт X?
Насколько легко было перейти на наш веб-сайт, чтобы найти товар Y?
7. Не делайте все вопросы обязательными
Часть клиентов могут столкнуться с вопросами, на которые они не хотят отвечать. Дайте им возможность пропустить этот вопрос. Ну и, если вы не можете принять решение — сделать вопрос обязательным или оставить его необязательным, всегда выбирайте последнее.
Когда вы заставляете человека отвечать на всё, есть большая вероятность, что ему это может не понравится и попросту проигнорирует большую часть опроса, ответив быстро, не задумываясь.
8. Не задавайте лишних вопросов
При подготовке вопросов убедитесь, что вы четко видите цели, что каждый ответ гарантирует, что ни один вопрос ради вопроса.
Несколько критериев, над которыми следует подумать:
Приведу пример, который отражает это:
Где ты обычно смотришь футбол?
Когда вы сформулируете вопрос вышеописанным образом, это будет выглядеть так, как будто вы пытаетесь подтолкнуть результаты в определенном направлении. Если агентство, занимающееся маркетингом бара на футбольную тематику, задает эти вопросы, может показаться, что они пытаются завысить число людей, которые смотрят футбол, чтобы продать владельцу бара неверную цифру.
9. Сосредоточьтесь на порядке вопросов
Не нужно задавать вопросы в случайном порядке, в разброс. Сделайте так, чтобы вопросы выглядели как воронка. Начните с общих вопросов, которые нагревают респондента на ответ. После того, как вы пересекли несколько общих — переходите к конкретным вопросам. Ну и, используете логические ветвления в опросах, допустим если человек ответил, что ему не нравится яблоки — пропускайте вопросы про яблоки.
10. Длинные вопросы формулируйте аккуратно
Только если ситуация требует длинного вопроса, чтобы эффективно изложить свою точку зрения, то это пойдет на пользу. В остальных случаях — чем короче вопрос, тем лучше.
Если вы всё же спрашиваете длинно, не задавайте их друг за другом.
Когда вы увеличиваете количество вопросов и их продолжительность, вы подвергаете себя риску. Риск, на который вам лучше не идти.
11. Не используйте разные шкалы рейтинга
Некоторые из вопросов необходимо делать в виде шкал, особенно, если это большой опрос. Но обратите внимание на их вид. Если вы использовали шкалу от 1 до 10, убедитесь, что вы следуете ей везде. Сравнение вашей шкалы от 1 до 10 со шкалой от 1 до 6 приведет в замешательство даже опытных пользователей опроса.
Кроме того, использование шкалы в обратном направлении — от 10 до 1, также не рекомендуется. Придерживайтесь метода использования шкалы таким образом, чтобы вы всегда были последовательны, даже в новых опросах.
12. Демографические вопросы и их проклятие
Демографические вопросы — это те, которые обычно запрашивают имя клиента, адрес, электронную почту, номер телефона и другую подобную информацию. Почему это раздражает? Большинство будет в подсознании понимать, что у вас уже есть эта информация, и будут думать об этом как о пустой трате времени.
Найдите способ заполнить эти данные самим, автоматически. Например используя скрытые переменные в URL-адресе опроса, аля https://url.io/survey?email=*почта-клиента*
Вывод
Современные реалии позволяют создавать потрясающие опросы с визуальными эффектами, которые вызывают интерес у клиентов и поддерживают их вовлеченность. Есть куча сервисов по созданию опросов, например тот же Surveysparrow, Webask или Google формы.
Пожалуйста, помните, что эффективность любого исследования зависит от вопросов, которые вы задаете. И, прежде чем отправлять опрос своим клиентам, протестируйте его с сотрудниками в вашей организации. Это поможет вам избавиться от неясностей, неправильного выбора, опечаток и ошибок. Вы также услышите другие комментарии/советы, которые помогут вам, сделав исследование более эффективным.
Опросы в stories Instagram
Вопросы для stories в Инстаграм
Один из способов поднять показатели вовлеченности (ER) в Инстаграм — использовать интерактивные публикации. К их числу можно отнести и опросы в stories. Рассмотрим несколько интересных примеров, что можно спросить у подписчиков, чтобы они «не прошли мимо».
Зачем проводить опросы в Инстаграм
Как создать опрос в Инстаграм
Опрос в stories в Инстаграм
Зайдите в stories и сделайте/выберите фоновую фотографию для опроса. Лучше чтобы фото подходило под тематику опроса и притягивало внимание. Далее нажмите на стикер со смайликом, выберите «Опрос» и напишите текст вопроса. Допускается два варианта ответа. Можно оставить «Да/Нет» либо написать свои, также вместо текста можно поставить смайлики.
Подписчики, которые приняли участие в опросе, смогут увидеть статистику ответов других проголосовавших.
Опрос в директ
Зайдите в Директ и в правом верхнем углу нажмите на «+» (для бизнес-аккаунтов) или на карандаш в квадрате (для обычных аккаунтов). Выберите пользователя или создайте группу пользователей, кому хотите отправить опрос. Нажмите далее.
В левом нижнем углу нажмите на значок фото (можно его сделать или выбрать из галереи вашего телефона). После порядок действий как для stories: выберите стикер в виде смайлика, нажмите «опрос» и напишите вопрос. Отправьте.
Какой вопрос задать в Инстаграм? Идеи и примеры
Идеи опросов в Инстаграм:
— Доброе ли утро?
— Море или горы?
— Есть ли жизнь после смерти?
— Вы жаворонок или сова?
— Пробовали ли вы?
— За Таноса или за Мстителей?
— Книга или фильм?
— Романтичны ли вы?
— Карьера или любовь?
— Верите в женскую дружбу?
— Спортзал или диван?
— Курите?
— Вы злодей или позитивный герой?
— Каблуки или кроссовки?
— Любимая погода (Ответы: дождь или солнце).
— Любовь по-расчету или любовь в шалаше?
— Шишкин или Ван Гог?
— Лыжи или сноуборд?
— Что предпочтете? (Ответы-смайлики: гамбургер или брокколи, стакан пива или бокал вина, кофе или чай и т. д.).
— Выкладывать больше видео или фото?
— Что предпочтете в пятницу вечером? (Ответы: клуб или сон).
— Как вы относитесь к татуировкам? (Ответ — смайл: палец вверх и вниз).
Идеи для вопросов в Инстаграм:
— Полезен ли для вас мой блог?
— Рассказывать ли дальше лайфхаки других стран?
— Если путешествие-мечта, то это для вас: (Ответы: Азия или Европа; Америка или Канада и т. п.).
— Какой цвет волос мне идет больше? (В stories выкладывается коллаж из двух фото, в ответах можно проставить цифры или стрелочки).
— Заводить ли новую фитнес-рубрику в моем блоге?
— Нравится ли вам оформление моего профиля?
— Какая марка авто надежнее? (Ответ: мерседес или тойота).
— Какой стране посвятить следующий эфир? (Ответ: Греция или Шри-Ланка).
— Ваша мечта жить в маленьком городе или миллионнике?
— Кот Бегемот — это позитивный персонаж?
Вопросы могут быть с ноткой провокации. Они всегда вызывают активную реакцию, но нужно знать меру в их применении и не злоупотребять.
— Как переводится слово? Какой артикль правильно использовать в этом случае? (Для аккаунтов, обучающих иностранным языкам).
— Как правильно: звОнишь или звонИшь?
— Кому принадлежит фраза ___? Чья это цитата? Например: «Я один, но это не значит, что я одинок.» (Ответы: Ницше или В.Цой).
— Столица Австралии? (Ответы: Сидней или Канберра).
— Приводится какое-то утверждение (можно вымышленное) и спрашивается верно ли оно. Например: «Больше половины людей ни разу в жизни не видели снега. Верно?».
— Какое-либо определение или термин и варианты выбора. Например: «Человек, который панически боится бактерий это: » (Ответы: гермофоб или гомофоб).
— Существует ли сейчас страна Северная Македония?
Такой вид вопросов актуален для коммерческих аккаунтов, которые хотят повысить мотивацию к покупке. Обычно таких опросов несколько по одной теме, которые идут поочередно друг за другом.
1 пример (подогрев к продаже):
Запускаем опрос «Какая модель больше нравится № 1 или № 2?». Можно повторить 3-5 stories с разными вариантами. Далее выбираете модели, по которым проголосовало большинство, и анонсируете по ним SALE (запуск распродажи).
Проголосовавшие видят ответы других пользователей и какой товар «лидирует», поэтому не стоит идти на хитрость и выдавать другой товар за выбранный участниками опроса.
2 пример (для заработка на рекламе):
Спрашиваете интересно ли рассказать про что-либо. Например: «Хотите узнать, как я похудела к новому году?» и добавить мотивирующую фотографию до и после. Или «Рассказать, где мне сделали такую прическу / изготовили такой шкаф?» и т. п.
Если большинство ответило «Да», в следующей stories выкладываете, например, фото чудодейственного средства, товара, человека или компании и ссылку на рекламируемый объект.
3 пример (для увеличения охватов и подписок):
«Провести розыгрыш?». Если большинство ответило «Да», то продолжаете подогревать. Далее спросите: «Что разыграть?» (Ответы: мужские или женские кроссовки; скидку на курс № 1 или курс № 2 и т. п.) По большинству ответов вы выбираете товар и оглашаете начало розыгрыша и условия.
Если товар будет желанным (т.к. за него проголосовало большинство), то и реакция может быть масштабной. Главное детально пропишите условия розыгрыша: что нужно сделать (подписаться, поставить лайк, отметить в комментариях друзей), даты проведения розыгрыша и т.д.
Подводя итоги
Опросы — это хорошая возможность узнать мнение подписчиков, их отношение и параллельно разнообразить свой контент. Подписчики лояльно относятся к опросам, ведь они могут высказать свое мнение путем простого голосования. Дополнительно это дает ощущение причастности себя к некой аудитории единомышленников (или наоборот — своей уникальности от большинства).
С помощью этого инструмента можно получить обратную связь. Для коммерческих аккаунтов и блогеров это весьма актуально (интересна ли подписчикам эта тема, на какую услугу есть наибольший спрос и т. д.). Статистика позволит увидеть количество «Зрителей» и «Проголосовавших» и даже их варианты ответов. Не стоит ждать 100% отклика аудитории, даже не все подписчики увидят этот опрос, но общую объективную картину происходящего вы получите.
Опросы — это дополнительный шанс разговорить «молчаливую аудиторию». Не все подписчики готовы сразу писать свое мнение в комментариях или в директ. Опрос в stories позволяет добиться хоть какой-то реакции и сделать подписчика на шаг ближе к полноценному диалогу.
Главное правило, которому рекомендуется придерживаться — знать меру. Лучше периодически прибегать к опросам, чем использовать их ежедневно. Если публиковать опросы постоянно, то постепенно активность будет снижаться, а когда потребуется выяснить мнение на реально важный вопрос, то необходимую реакцию получить будет сложно.
Провести опрос: 7 лучших онлайн-сервисов для создания опросов
Для многих компаний рано или поздно встает вопрос по сбору обратной связи среди своих сотрудников или клиентов. Разрабатывать свое решение дорого и долго, и тут на помощь приходят сервисы для создания онлайн опросов. О лучших из них мы и поговорим ниже.
#1. Testograf
Профессиональный инструмент для создания онлайн опросов и тестов. Конструктор сервиса порадовал хорошей организацией и понятностью в процессе создания опроса. Большой функционал сервиса и удобный интерфейс выделяют его в данном обзоре.
У сервиса нет бесплатной версии, но есть возможность протестировать весь функционал до оплаты, запросив полный демо-доступ. Средний тариф составляет 24 990 рублей в год, и он никак не ограничен количеством ответов и форм в течение года.
Преимущества Testograf
Оперативная поддержка пользователей по email и телефону.
Интуитивно понятный интерфейс сервиса.
Соответствие законодательству РФ по обработке перс. данных. Сервис зарегистрирован как оператор обработки персональных данных.
Предоставляет право собственности на данные клиента по договору.
Для использования доступен 31 тип вопроса. В том числе тестовые, матричные, рейтинговые и индекс NPS.
Возможна настройка логических ветвлений в зависимости от выбранного ответа.
Создание тестов с правильным вариантом ответа и количеством баллов за него.
Различные настройки по конструктора: авторизация через ВК, индивидуальные пароли, ограничения по IP адресу и устройству, промокоды, передача UTM меток и т.д.
Настройка дизайна опроса под брендбук компании, включая CSS стили.
Результаты в личном кабинете автоматически собираются в таблицы и диаграммы. С ними можно работать на сайте при помощи фильтров и скачивать в различные форматы.
Возможность распространения опроса по email, sms, прямой ссылке, встраиванию на сайт, виджету и pop-up.
#2. Survey Monkey
Инструмент подходит для создания опросов и голосований. У него хороший функционал, но нет возможности сравнения данных разных опросов между собой. Для использования на территории России будет проблематичен, т.к. нет нормальной поддержки и не отвечает законодательству РФ в сфере обработки перс.данных.
Функционал бесплатной версии ограничен 10 вопросами и 100 респондентами. Средний тариф стоит около 23 000 рублей в год и ограничен 5 000 ответов в месяц по всем опросам в аккаунте.
Плюсы Survey Monkey
Возможно изменение дизайна с изменением цветов, загрузкой логотипа, разные темы.
В конструкторе данного сервиса доступно 23 типа вопроса.
Работа с результатами включает аналитику по вопросам с возможностью применения фильтров и изменением отчетов.
Есть возможность A/B тестирования для различных сценариев.
Данные можно экспортировать в различные форматы.
Опросы можно распространять по прямой ссылке, встраиванию, email рассылке.
Есть синхронизации с различными сервисами.
#3. Google Forms
Один из самых популярных бесплатных сервисов опросов. Но не спешите радоваться, в его бесплатной версии есть и минусы.
Т.к. сервис бесплатный, то и право на данные будет принадлежать компании Гугл, что не устроит большинство компаний, которым важно право собственности на данные. Можно сказать, что сервис идеально подходит под некоммерческие задачи различного типа, от создания опросов для студенческих работ, до форм приглашения на свадьбу.
Плюсы Google Forms
Результаты синхронизируются в Гугл таблицы.
Есть шаблоны популярных форм заказа, приглашений и т.п.
Можно дать доступ к редактированию опроса другому пользователю.
Если Вы используете G-suite, то можно работать в системе под одним аккаунтом.
#4. Survio
Продукт Чешских программистов. Что не слышали, что в Чехии кроме пива есть и программисты?) Сервис позиционирует себя как бесплатный.
Есть бесплатная версия, но как всегда будет полезна лишь для ознакомления с конструктором, реальный опрос на ней не провести. Средняя стоимость тарифа составляет 30 500 рублей в год, и он ограничен 10 000 ответов в месяц для всех опросов.
Плюсы Survio
В конструкторе доступно 19 типов вопросов и различные шаблоны.
Есть возможность настройки дизайна, но в сравнении с другими сервисами очень ограниченные.
Есть возможность настроить доступность опроса в определенное время.
Возможно подключение Google Analytics.
Можно устанавливать различные настройки показа вопросов на странице.
В опросы можно загружать логотип и различные медиа файлы.
Доступна рассылка и возможность размещения опроса на сайте через i-frame.
Результаты можно просматривать на сайте и скачивать в различные форматы.
#5. Examinare
Сервис представлен на различных языках, но это скорее минус, т.к. русскоязычная версия «хромает». В целом хороший функционал, но разобраться в нем будет не просто.
Стоимость узнать довольно сложно, т.к. тарифов на сайте нет, можно только запросить ценовое предложение через поддержку.
Плюсы Examinare
Доступны различные способы размещения опроса, такие как прямая ссылка, email рассылка, встраивание, киоск.
В опросе доступна настройка логики. Переход к следующему вопросу в зависимости от ответа.
Результаты доступны на сайте с возможность скачивания в разные форматы.
#6. Typeform
Говорят, что тут можно создавать самые красивые опросы, но не все так просто. Сервис показывает дизайн опросов очень красивым – это да, но когда создаешь реальный опрос для клиентов или сотрудников сталкиваешься с кучей трудностей, и так красиво уже не получится. Так что красота только для простых опросов.
Стоимость среднего тарифа составляет 32 300 рублей. Также есть ограничение до 5 000 ответов в месяц по всем опросам.
Преимущества Typeform
Возможно размещение опросов разным способом: встраивание, прямая ссылка, pop-up.
Аналитика не может похвастаться большими возможностями, но в целом результаты понятны.
В качестве фона анкеты можно добавлять различные изображения
Возможность редактирования HTML опроса.
Typeform имеет много интеграций, но, к сожалению, все они зарубежные и мало будут полезны нашим пользователям.
#7. stepFORM
Конструктор анкетирования и опросов. Что бросается в глаза, так это маленькое количество шаблонов опросов и форм в сравнении с другими сервисами. Данному сервису всего 2 года, возможно у него все еще впереди)
В конструкторе есть бесплатный тариф, который даст возможность лишь ознакомиться с сервисом. На платной лицензии ежемесячно можно создать только 50 опросов, с ограничением в 2 000 ответов по всем формам. Стоимость в год 3 500 рублей.
Плюсы stepFORM
Есть калькулятор для расчета стоимости выбранных товаров. Будет полезен при добавлении формы на сайты онлайн магазинов.
Есть файловое хранилище с ограничением от 100 до 300 Мб.
Возможность email уведомления о новых ответах.
Есть возможность встраивания формы на сайт.
Настройка дизайна форм.
Есть синхронизация с Google Analytics и различными CRM системами.
Делать выводы каждый должен сам, я постарался изучить все сервисы максимально подробно и рассказать вам об их преимуществах. Рекомендую для начала выбрать какой-то один сервис, который по вашему мнению подходит под задачи компании больше всего и протестировать его, создав пробный опрос. Когда вы начнете работу с конструктором опросов, то сразу поймете, насколько он вам подходит и комфортно ли будет работать с ним на постоянной основе. Удачи с проведением опросов!
40+ способов сделать опросы точнее: чек-лист для ux-исследователей
Как задавать правильные вопросы, в правильном порядке и правильным способом.
Онлайн-опросы — это быстрый и супер удобный инструмент сбора самой разной обратной связи. Простейший опрос можно собрать буквально за несколько минут — и уже начать собирать ценные инсайты от реальных пользователей. И да, запустить и провести опрос — легкотня, а вот спроектировать его правильно — это задачка.
Если бы я получал доллар за каждый плохо спроектированный опрос, который меня просили заполнить, я бы неплохо зарабатывал. Если вы задаете не те вопросы, не в том порядке и не тем способом, то есть риск, что вместо кучи полезной информации и инсайтов, на которые вы надеялись, на выходе вы получите кучу мусорных данных.
Пол Саймон пел про 50 способов расстаться. Что ж, пятидесяти я не наскреб, так что расскажу про 40 способов улучшить UX ваших онлайн-опросов.
Планируем опрос
1. Пропишите, что бы вы хотели узнать
Залог хорошего опроса — подготовка. Пропишите все инсайты, всю информацию, которую планируете получить и подумайте, каким способом правильнее провести опрос. Возможно, вы поймете, что вам нужен вовсе не опрос. Опросы подходят для сбора количественной информации (рейтинги, цифры), но если вам нужны качественные данные, больше информации вы получите, например, из интервью с пользователями.
2. Определите аудиторию опроса
Один из этапов подготовки — определить аудиторию, которая будет участвовать в опросе, а заодно и тип устройств, с которых они будут его проходить. К примеру, если ваша аудитория скорее всего пользуется мобильными телефонами, нужно убедиться, что опрос будет хорошо работать на маленьком экране. Кроме того, продумайте, как вы будете отсеивать “ненужную” аудиторию: это можно сделать с помощью нескольких начальных вопросов.
3. Подумайте, сколько ответов вам нужно собрать
Определившись с аудиторией, подумайте, сколько ответов вам необходимо, чтобы считать опрос успешным — и нужно ли как-то стимулировать аудиторию участвовать в опросе. Если потенциальная аудитория у вас очень большая, возможно нужно будет сделать какую-то выборку.
Конечно, в разных опросах процент отклика может быть разным. Хороший ход — раздавать (или рассылать по электронной почте) приглашения на участие в опросе. Так вы будете знать количество приглашенных участников и сможете отслеживать (и регулировать) показатели отклика.
4. Найти баланс количественной и качественной информации
Опросы — идеальный инструмент для сбора количественных данных. Вот только количественные данные не отвечают на вопрос “почему”. Поэтому стоит собирать и количественную, и качественную информацию. К примеру, можно попросить пользователей оценить что-то, а потом спросить, почему они поставили такую оценку. Чтобы снизить объем лишней информации, можно задавать “качественные” вопросы, только когда респондент выбирает какой-то интересный вариант ответа в предшествующем “количественном” вопросе — например, ставит низкую или высокую оценку.
5. Не спрашивайте того, что можно узнать из аналитики
Инструменты вроде Google Analytics позволяют собрать кучу информации о пользователях без их участия. Не нужно включать в опрос то, что можно узнать из аналитики.
6. Выберите правильный инструмент для проведения опроса
Сейчас есть множество бесплатных инструментов для проведения опросов: Google forms, SurveyMonkey, SurveyGizmo, SurveyTown и Typeform. Но если вам нужны продвинутые функции (например, дизайн опроса, настройка порядка или пропуска вопросов), то скорее всего придется заплатить. В бесплатных версиях сервисов часто бывает ограничено количество вопросов или вариантов ответа.
Структурируем опрос
7. Не важно сколько у вас вопросов — важно сколько времени займет на них ответить
Сколько вопросов должно быть в опросе? Пять? Десять? Не стоит ориентироваться на количество, лучше подумайте сколько времени понадобится респонденту, чтобы ответить на ваши вопросы. Иногда быстрее ответить на три простых вопроса, чем на один сложный. Некоторые инструменты позволяют прикинуть примерное время на заполнение опроса, но, конечно, лучше провести пилотный опрос на настоящих респондентах.
8. Чем быстрее можно пройти опрос — тем лучше
Давайте признаем это: никто не любит заполнять всякие опросы. Так что позаботьтесь, чтобы ваш опрос был коротким и лаконичным насколько это возможно. Если вопрос можно не задавать — не задавайте. Как правило, чем длиннее опрос, тем выше показатель отказов. Определите необходимый минимум вопросов, которые можно задать безболезненно, не рискуя потерять большинство респондентов.
9. Расположите вопросы в логическом порядке
В фильмах и романах действие всегда развивается последовательно: одно вытекает из другого. Вопросы в вашем опросе тоже нужно расположить в логическом порядке. Не перескакивайте с темы на тему и постарайтесь сгруппировать схожие по смыслу вопросы: по секциям или по страницам. Вначале логично собрать общую информацию о респонденте. Так вы сразу узнаете — подходит ли он под ваши критерии аудитории, чтобы не заставлять “неподходящих” участников лишний раз отвечать на вопросы.
10. Короткий опрос должен помещаться на страницу; более длинные — разбить на несколько страниц
Если в вашем опросе вопросов пять или даже меньше — постарайтесь уместить их все на одной странице. Более длинный опрос нужно разбить на части: пусть на каждой странице будет определенная секция опроса. Можно добавить тематику каждой секции: например, “Личная информация” и т.п.
11. Задавайте дополнительные вопросы избирательно
Чтобы респонденты могли быстрее заполнить опрос, можно в некоторых случаях пропускать дополнительные вопросы. Допустим, вы просите респондентов оценить что-то по шкале от 1 до 10. В этом случае дополнительные вопросы можно задать только тем респондентам, которые поставили очень высокий или очень низкий балл.
12. Вынесите самые важные вопросы вперед
Велика вероятность, что респонденты не заполнят ваш опрос до конца. Как мы уже говорили, чем длиннее опрос, тем выше процент отказов. Поэтому имеет смысл выносить самые важные вопросы в начало.
13. Только самые важные вопросы могут быть обязательными
Создавая опрос, мы всегда ищем баланс: с одной стороны нам нужно собрать как можно больше информации, а с другой — сделать процесс максимально простым и быстрым для респондентов. Поэтому обязательными стоит делать только те вопросы, которые вам особенно важны. Если вопрос не столь важен, его лучше сделать опциональным, а, возможно, и вообще не включать в опрос.
14. Напишите хорошее вступление
Хорошее вступление зачастую может решить судьбу вашего опроса. Если у вас мало желающих или низкий процент ответов, возможно все дело в слабом вступлении. Задача вступления — объяснить, почему проводится опрос, сформировать ожидания (например, сколько времени потребуется на заполнение, о чем пойдет речь и т.п.) и. конечно, “продать” опрос респондентам. Вступление должно быть относительно коротким и отвечать на главный вопрос: “Зачем заполнять этот опрос?”
15. Поблагодарите и расскажите о последующих шагах
После опроса обязательно поблагодарите респондента за то, что уделил вам свое время. По возможности, расскажите ему о последующих шагах: например, когда и где можно посмотреть результаты опроса или получить вознаграждение. Благодарите респондентов за участие, даже если они вам по какой-то причине не подошли. Вежливость ничего не стоит, но дорого ценится.
Подбираем правильные типы вопросов
16. Не перебарщивайте с открытыми вопросами
В опросах лучше работают закрытые вопросы, типа “выбери вариант из списка”, “оцени по шкале от 1 до 10” и т.п. Открытые вопросы тоже бывают полезны, но с ними много возни: респонденту сложнее на них отвечать, а вам потребуется больше времени на обработку ответов. В качестве компромисса, можно использовать закрытые вопросы с полем для своего ответа или комментария.
17. Подбирайте правильные типы вопросов
Современные инструменты для проведения опросов предлагают огромное количество разных типов вопросов: чеклисты, выпадающие списки, выбор картинки, рейтинги, шкала Ликерта и т.д. При таким изобилии типов вопросов, как выбрать подходящий? Постарайтесь не усложнять. Обычно достаточно стандартных вопросов: множественный выбор и шкала Ликерта.
18. Предлагайте готовые варианты
Не просите респондентов вспоминать или придумывать и вводить свой ответ “с нуля”: людям гораздо проще выбирать из готовых вариантов. Конечно, не всегда получается составить исчерпывающий список вариантов ответа. Поэтому не забывайте об опции “Ввести свой ответ”, чтобы респондент мог ответить на вопрос по-своему.
Всегда, когда это возможно, предлагайте варианты ответа на выбор.
19. Если вариантов ответа несколько — радиокнопки; если вариантов много — выпадающий список
Если в вопросе менее 10 вариантов ответа, лучше представить их в виде списка с переключателями — так называемыми радиокнопками. Если вариантов более 10, лучше использовать выпадающий список с автопоиском (респондент начинает вводить ответ и подходящие варианты подтягиваются из списка автоматически).
20. Не предлагайте слишком много вариантов ответа
Постарайтесь не перегружать вопросы вариантами ответов: чем больше вариантов, тем дольше респонденты будут вчитываться и заполнять опрос. Здорово помогает автопоиск: человеку достаточно начать вводить ответ, а опрос сам предлагает ему подходящие варианты. Это работает, например, при выборе страны или профессии.
21. Если просите выбрать один ответ, убедитесь, что варианты взаимоисключающие
В некоторых вопросах респонденту легко выбрать один вариант ответа из списка: например, если нужно указать пол или страну проживания. Но бывают ситуации, когда респондент не может определиться и выбрать один ответ. Скажем, у человека может быть два номера телефона: личный и рабочий.
Такие ситуации стоит продумать заранее, чтобы не вводить респондентов в заблуждение. Для вопросов с одним вариантов ответа обычно используют радиокнопки. Если можно выбрать более одного ответа, варианты оформляют чекбоксами.
22. Не забывайте про средние значения на шкале Ликерта
Если вы просите участников оценить что-то по шкале Ликерта, постарайтесь добавить среднее значение везде, где это возможно. Это означает, что на вашей шкале будет нечетное количество вариантов. Если респондент придерживается нейтральной точки зрения по вашему вопросу, ему не придется колебаться между негативной и позитивной оценкой: он просто выберет средний вариант.
23. Не используйте сетки с радиокнопками на мобильных
Сетка с переключателями — например, шкала Ликерта как на картинке ниже — отлично смотрится на большом экране, а вот на мобильном пользоваться ею совершенно неудобно. Если вы предполагаете, что большинство респондентов будут заполнять ваш опрос с мобильного телефона, не стоит использовать в вопросах такое оформление. Лучше разбить такой вопрос на части, по рядам.
24. Используйте картинки везде, где уместно
Картинки — отличный способ сделать опрос более понятным. К примеру, можно проиллюстрировать некоторые вопросы скриншотами или даже использовать картинки в качестве вариантов ответа.
Формулируем вопросы и варианты ответов
25. Старайтесь придерживаться нейтральных формулировок
Написать хорошие вопросы для опроса — настоящее искусство. Вопросы должны быть простыми, понятными и максимально нейтральными. Даже небольшой намек на предвзятость и оценочность может повлиять на ответы участников. К примеру, не стоит спрашивать: “Что вам нравится в продукте X?”. Лучше спросить: “Как вы оцениваете продукт X?”
26. Не ждите, что люди будут читать инструкции
Люди не читают инструкции. Не читают в повседневной жизни — и в опросе читать не будут. Поэтому очень важно, чтобы вопросы были максимально понятными и автономными. Не нужно писать подробную инструкцию по всему опросу целиком — лучше расскажите как правильно заполнять вопрос непосредственно в тексте вопроса.
27. Формулируйте вопросы и инструкции кратко
Участники, как правило, не вчитываются в тексты опросов, а по-быстрому сканируют их, чтобы ухватить суть. Поэтому важно формулировать вопросы и инструкции предельно кратко. Здорово, если вы выделите самое важное — например, жирным шрифтом.
28. Задавайте по вопросу за раз
Иногда хочется объединить несколько вопросов в один, чтобы опрос казался короче. Например, “оцените визуальный облик и функционал приложения”. Проблема таких комбинированных вопросов в том, что респонденты не знают, на какую часть отвечать. Задавайте по одному вопросу за раз: “Оцените визуальный облик приложения” и “Оцените функционал приложения”.
29. Говорите на простом и понятном языке
Задавайте вопросы четко и недвусмысленно. Как правило, чем проще ваш язык — тем лучше. Если вопрос сформулирован размыто, каждый респондент может понять его по-своему. Чтобы убедиться, что все вопросы сформулированы понятно и четко, предложите человеку со стороны пробежаться по опросу и спросите, как он понял тот или иной вопрос.
30. Приводите примеры — так понятнее
Примеры помогут респондентам понять, каких примерно ответов вы от них ожидаете. Только убедитесь, что ваши примеры не повлияют на объективность ответов. Лучше привести несколько примеров, чтобы участники не концентрировались на одном варианте.
31. Перемешивайте варианты ответов, чтобы добиться объективных результатов
То, в каком порядке расположены варианты ответа, может повлиять на результаты опроса. Чтобы исключить этот фактор, используйте функцию перемешивания ответов. Конечно, если ответы расположены в строгом порядке или по алфавиту, перемешивать их не нужно.
32. Не забывайте про варианты “Другой ответ” или “Не актуально”
Не нужно заставлять респондентов отвечать на каждый вопрос — даже если ответить нечего. Для тех участников, которым не подошел ни один из предложенных вариантов, добавьте в опрос опцию “Другой ответ”, а к ней — текстовое поле для ввода.
33. Адаптируйте размер поля под текст ответа
По размеру поля для ввода респондент понимает, сколько примерно текста вы ожидаете в качестве ответа. Поэтому очень важно адаптировать размер поля под каждый вопрос. К примеру, поле для ввода электронного адреса должно быть достаточно широким, чтобы в него поместился даже длинный email. А если вы просите респондента ввести ответ в свободной форме, поля в одну строку будет явно недостаточно.
34. Проверяйте правильность заполнения, где это возможно
Если вы знаете, в каком формате должен быть ответ, сразу проверяйте правильность заполнения. Например, можно прописать требуемый формат для поля email или дата рождения.
Оформляем опросы
35. Формируйте доверие через брендинг
Чем солиднее выглядит опрос, тем выше вероятность, что респондент его заполнит. Здесь важны не только четкая структура и продуманный контент, но и визуальное оформление. Добавьте логотип компании или продукта и соблюдайте общие принципы дизайна интерфейсов: читаемый текст, гармоничные цвета, хороший контраст.
36. Сделайте акцент на тексте вопроса
Главное в опросе — тексты вопросов, поэтому их нужно визуально выделить. К примеру, можно увеличить размер текста или использовать жирный шрифт.
37. Если опрос длинный — показывайте прогресс
Если в вашем опросе много вопросов, придумайте как показать респонденту прогресс прохождения — например, в процентах или по количеству страниц. Важно, чтобы участники понимали, какую часть опроса они уже завершили и сколько еще осталось.
38. Если вопросов много — пронумеруйте их
Если опрос большой, вопросы лучше пронумеровать. Так респондентам будет легче оценить, на сколько вопросов они уже ответили и сколько их всего в опросе. Если опрос умещается на 1–2 страницах, нумеровать вопросы не нужно.
39. Проверьте как выглядит и работает опрос на разных устройствах
Дни, когда все сидели за десктопами, уже давно канули в лету. Сегодня участники могут открыть ваш опрос не только с компьютера, но и с мобильного телефона или планшета. А, значит, нужно убедиться, что опрос хорошо выглядит и работает на любом устройстве: с маленьким экраном, с сенсорным экраном и т.п. Если большинство ваших респондентов проходят опрос с мобильных, возможно, имеет смысл создать отдельную мобильную версию опроса.
Публикуем опросы
40. Сделайте пилотный запуск и внесите корректировки
Прежде чем публиковать опрос онлайн, сделайте пилотный запуск, чтобы проверить, правильно ли люди понимают ваши вопросы и не допустили ли вы какие-нибудь критические ошибки. После пилотного запуска опрос можно еще немного докрутить, а уже потом отправить всем респондентам.
41. Тщательно тестируйте логику вопросов
Когда вы запускаете опрос, у вас есть только одна попытка сделать все правильно. Если в логику вопроса закралась неточность или вы по ошибке отсеяли нужных респондентов, вся работа пойдет насмарку. Именно поэтому очень важно протестировать логику всех вопросов, прежде чем запускать опрос онлайн.
42. Продумайте приглашение
Люди не просыпаются с мыслью: “Вот бы сегодня пройти опрос!”. Люди вообще не очень любят опросы, поэтому чтобы добиться высокого процента ответов, нужно объяснить, почему опрос важен, и добавить четкий призыв к действию (call to action). Если вы делаете рассылку, продумайте тему и текст письма. Вступление должно быть кратким и понятным, чтобы участник сразу осознал важность опроса.
43. Тестируйте разные приглашения через A/B
Чтобы понять, какое приглашение сработало лучше, проводите A/B тесты разных вариантов. К примеру, можно поэкспериментировать с темами, форматами письма, или даже с разными стимулами и поощрениями.
44. Отправляйте напоминалки
Когда вы делаете рассылку с опросом, часть респондентов сразу переходят по ссылке и отвечают на вопросы. Далее активность постепенно снижается и через 3–4 дня новые участники вообще перестают заходить в опрос. Чтобы добиться более высокого процента ответов, можно послать письмо-напоминалку тем, кто еще не заполнил опрос. Главное — не заваливать людей письмами. Напоминалку можно послать где-нибудь через неделю после первого письма.
45. Отслеживайте ID
Большинство инструментов для проведения опросов позволяют отслеживать ID, чтобы вы могли связать приглашение с заполненным опросом. Таким образом, вы сможете отслеживать эффективность приглашений.
46. Объявите дату окончания опроса
Ничто так не мотивирует, как дедлайн. Даже если на самом деле вы не ограничены никакими сроками, можно назначить дату окончания, чтобы участники не откладывали опрос в долгий ящик.
Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes
Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.
Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.