Про что можно рассказать на публичном выступлении
Темы для выступления оратора
Темы для выступления оратора
Здесь представлены темы выступлений (ниже), которые можно использовать при различных выступлениях, докладах, семинарах. Темы пополняются.
Где можно заказать тему для выступления
Выбор темы, которая подойдет для выступления
Выступать можно с любой темой, обо всём на свете, лишь бы эта тема была близка оратору и интересна слушателям.
О чем можно рассказать?
Можно, к примеру, блеснуть эрудицией и подобрать тему о каком-нибудь уникальном животном, о жителях подводного мира.
Расскажите о домашних питомцах — и это будет очень удачное ораторское выступление, которое будет идти из самого сердца.
Можно найти интересную тему, которую будут слушать. А о чем любят слушать люди?
Любят слушать, к примеру, как кто-то был обычным, ничем не примечательным, человеком, но стал известным и успешным.
Также вас будут слушать о загадочном, о непостижимом или необычном.
Посмотрите это видео. Здесь хороший пример темы интересного рассказа, который можно рассказать на вечеринке или в кругу друзей.
Оратор может придумать тысячу интересных тем для своих выступлений
Подойдут готовые темы (которые ниже), а можно придумать тему самому. Придумывание речи для выступления самостоятельно приносит и удовольствие и гордость: «Я сам это придумал!»
Интересные темы для выступления перед классом
Но прежде, чем браться за темы выступления, полезно обучиться ораторскому искусству. В этом может помочь моя книга, которую рекомендую прочитать:
Интересные факты и истории. Для любого выступления
Здесь собраны разные выступления наших ребят на различные темы, которые выступали на занятиях ораторского искусства. Возможно, эти выступления пригодятся и вам.
Готовые выступления с необычными темами
Здесь есть разные необычные темы для хорошего выступления (монолога, доклада, реферата, перед классом). К примеру, если Вы спросите у публики: «Кушали ли они сушеных медуз?», равнодушных к вашему выступлению не будет. Такой же интерес вызовет вопрос: «А хотели бы вы попробовать мороженое из медуз?»
Попробуйте выступить с этими темами — внимание публики вам будет обеспечено! 🙂
О чем можно рассказать. Тема: самое-самое
Еще очень интересные темы:
Самый маленький динозавр
Безалкогольный виски для водителей,
Искусственный звездопад скоро будет на небе.
Столетнее яйцо деликатес, который едят.
Морская оса самое ядовитое животное
Собака, которую не нужно выгуливать
Существует День светофора
Отель, который полностью сделан из соли
Спорные темы и провокационные темы
Если есть хорошая тема — можно хорошо выступить.
О чем можно рассказать аудитории? Спорные темы хороши тем, что не оставят равнодушными слушателей. Вас будут слушать. И… часто для того, чтобы поспорить. Но оратор может одержать верх по двум причинам: он подготовился и он — оратор. Такие темы подойдут и для аргументирующей речи. Выступления перед классом
Возможные общие темы для выступлений оратора
Найти лучшую тему для выступления не так уж и легко.
Здесь собраны различные темы для различных выступлений. Возможно, пробежав глазами по ним, к вам придет идея для темы собственного выступления. Список этих тем постоянно пополняется.
Видео о нашей школе онлайн-обучения ораторскому искусству
Готовые темы выступлений, связанные с обучением, учителями, школой, образованием
Выбирайте готовые темы — и выступайте!
Темы нужно готовить, но выступать лучше так, как будто это — экспромт.
Как подготовиться и провести публичное выступление
Выбираем тему, составляем план и побеждаем страх сцены
Меня зовут Катя, и я спикер. До сих пор волнительно так про себя говорить, но я посчитала, сколько публичных выступлений у меня было за последний год, и решила, что это будет правильным названием.
Я хочу поделиться теми знаниями, которые у меня накопились за это время. Я часто работаю с новичками публичных выступлений и знаю, как это может быть волнительно на всех этапах подготовки. В этой статье речь пойдет о том, как выбрать тему, составить план, сделать презентацию, побороть тревогу, собирать и использовать обратную связь.
Типы выступлений и их особенности
Разберем, какие бывают выступления. Их можно разделить на онлайн и офлайн и по форматам: лекции, мастер-классы и подкасты-интервью. У каждого типа есть свои нюансы. Я постаралась сделать рекомендации максимально универсальными, выделив несколько особенностей для каждого типа.
По типу проведения. Первое крупное деление — онлайн и офлайн. С офлайном все понятно: вы будете выступать в месте, где на вас будут смотреть люди, и сразу сможете оценить их реакцию. Кому-то это помогает, кого-то пугает еще больше. Кажется, что на начальном этапе проще проводить мероприятия онлайн: можно хотя бы выключить камеру. Но в офлайне вы получаете эмоциональную обратную связь.
Онлайн бывает двух типов: живая трансляция, то есть лайв, и запись, как во время создания онлайн-курсов. Предзаписанные выступления пугают меньше: можно вырезать неловкие моменты и повторить фразу несколько раз с разной интонацией, пока не получится хорошо.
Для лайва нужно тщательнее готовить свою речь, как и для офлайн-выступления: следить за словами-паразитами, мыслями, мимикой и языком тела. Плюс чаще всего на лайве у вас будут более жесткие ограничения по времени.
По форматам. Лекции — максимально знакомый формат: выбираете тему и рассказываете про нее. Чаще всего, чтобы добавить выступлению структуру и проиллюстрировать свои мысли, необходимо подготовить слайды. Дальше вы работаете «говорящей головой», а в конце отвечаете на вопросы по теме.
Мастер-классы и семинары — логичное продолжение лекций и выступлений. Сначала вы даете теорию, потом практику. Чаще всего для мастер-класса нужны готовые для работы материалы. Если вы записываете онлайн-курс, то это файлы, на примере которых вы показываете, что и как делаете. Если это онлайн-трансляция, то вам нужно будет записывать экран в формате скринкаста и показывать работу в программе. Если это офлайн — то в зависимости от темы это могут быть маркеры, стикеры, блокноты, чарты, кисти, краски и даже пресс и гильотина для блокнотов. Материалов должно хватать на всех участников.
И последнее — живые интервью, записи подкаста. Мне нравится этот формат, потому что он непредсказуем. Тут есть две основные роли: модератор-ведущий и спикер, иногда не один. Задача модератора — построить разговор так, чтобы у слушателя создалась иллюзия непринужденной беседы, а не просто ответов на вопросы. Тут важно заранее продумать связки между вопросами и уметь увести спикера в нужную тему. Хорошо, если вы легко импровизируете, хотя иногда можно остановить запись и спросить спикера: «А как тебя лучше подвести к следующей теме?»
Спикеру чуть проще — он должен заранее получить список основных вопросов и подготовить ответы так, как ему удобнее: мысленно или письменно. Если я выступаю спикером на подкасте, то просто пробегаю вопросы глазами, вспоминаю истории, которые можно было бы рассказать, но особенно не готовлюсь.
Выбор и подготовка темы
Понятно, в каких форматах говорить, но не всегда понятно о чем. Часто я нахожу интересных людей для выступлений, но слышу: «Мне же не о чем рассказать». Можно найти много причин, почему так происходит, но я уяснила один факт: каждому есть о чем рассказать, надо только найти свою тему.
Для этого представьте себя на кухне с друзьями и подумайте, о чем бы вы могли увлеченно рассказывать полчаса-час подряд. У всех есть эта тема: кто-то говорит про работу, кто-то про отношения, кто-то про недавно завершенный проект, кто-то про лайфхаки.
Если переживаете, что тема может оказаться неинтересной, слишком общей или узкой, ее можно протестировать. Пока был актуален «Клабхаус», я собирала слушателей там. Объясняла, что готовлю выступление и мне надо проверить тему — в результате сразу получала вопросы и обратную связь, понимала, как много у меня материала, какие темы еще нужно осветить, а какие не очень интересны. Такие тестовые прогоны можно делать и в «Зуме», и в «Инстаграме», и в «Телеграме» с голосовыми чатами. Если еще и сделать запись, то у вас будет готова подробная основа выступления, из которой будет проще составить план.
Если некомфортно говорить публично без подготовки — запишите мысли на диктофон. Не думайте о структуре — просто наговорите мысли, которые приходят в голову по вашей теме. Переслушивая, можно выстроить логику, добавить какие-то вещи и поменять блоки местами. Первые пять-десять минут процесс записи может смущать, но потом станет легче.
Подумайте, о чем вы говорили на записи или на кухне, и попробуйте охарактеризовать это несколькими словами — так сложится название темы. Оно должно быть максимально четким и цепляющим. Например, то самое выступление, которое я репетировала в «Клабхаусе», получило название «Дизайн и деньги». Не сильно оригинально, но коротко и ясно.
Дальше теме нужно небольшое описание — лид. Я писала, что хочу рассказать о том, как дизайн-фрилансеру рассчитать стоимость проекта, как выставлять счет, как обосновывать цену, работать с друзьями и тому подобное. У вас есть примерно 10 секунд, чтобы заинтересовать потенциального гостя, пока он просматривает списки спикеров и их темы. За это время вам нужно донести свою мысль коротко и ясно.
План выступления
После того как вы определились с темой, нужно составить план. Обычно я начинаю с того, что выписываю все мысли, которые есть. Если вы делали тестовый прогон или диктофонную запись — выпишите ключевые мысли оттуда. Я могу даже несколько дней ходить и записывать все, что приходит в голову. Параллельно я собираю ссылки, которые могут оказаться важны для моей темы.
Следующим шагом я разбиваю этот поток сознания на этапы. Здесь помогает представить выступление как диалог. Вы рассказываете, а аудитория задает наводящие вопросы, по которым вы продолжаете рассказ:
Когда я понимаю, что не могу придумать ничего нового, начинаю сужать тему и искать дополнительную информацию. Например, кто первый сказал, что принт мертв? Погуглила и добавила трех человек, которые про это говорили. А почему раньше все использовали печатные карты, книги и рекламу? Потому что это был единственный информационный медиум, и так далее.
Не забудьте продумать связки между блоками информации: как вы переходите из первой темы ко второй. Чем мягче будет этот переход, тем больше ваша лекция будет затягивать слушателя, тем больше это будет напоминать художественный рассказ, а не сухое перечисление фактов.
Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать.
Презентация и обучающие материалы
Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд.
Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.
Представьте, что вашу лекцию будут не конспектировать, а фотографировать на телефон. Презентация должна быть такой, чтобы слушатель смог вспомнить, о чем вы говорили на выступлении, но при этом это не было бы транскриптом вашей лекции.
Если я веду мастер-класс или записываю скринкасты, то вместо презентации готовлю другие материалы. Когда я записывала уроки для онлайн-курса по программе Adobe inDesign, я готовила конспект мастер-класса, ключевые пункты, которые мне нужно рассказать, и файл для начала работы в программе. Дома я всегда выполняла урок в программе, которую собиралась показывать ученикам, чтобы понять, где есть затык, где что-то не получается, какими словами описывать те или иные вещи, чтобы не тратить время перед камерой. И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия. Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает.
В Британской школе дизайна я учу студентов готовить и собирать печатные книги с их проектами — это называется букбайндингом. Я всегда делаю дома тестовый образец, на котором могу понять, какие материалы нужны, где есть недочеты и как их исправить. Нет ничего более грустного, чем педагог, который не знает, что делать дальше, поэтому поймите слабые места своего урока дома.
Драматургия и работа с аудиторией
Я использую несколько типов повествования во время выступлений в зависимости от задачи, которая стоит передо мной и моей лекцией. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку. Вот тут все примерно то же.
Если вы читаете экспертную лекцию, то хорошо подходит последовательность боль — опыт — решение. Например, вы приезжаете с лекцией про софт-скиллы — то есть умение общаться в команде, вести переговоры и адаптироваться к изменениям. Боль в этом случае будет про то, что мало кто этими навыками обладает — и многие лишаются проектов. Ваш опыт — как лично вам недостаток навыков мешал в жизни, клиенты, которые от вас уходили, или ваши поиски решения. Решение — выжимка из вашего опыта, чему вы научились и что практикуете для развития этих скиллов. Также отлично подойдет для продающих презентаций — расскажите, как ваш продукт решает боли целевой аудитории.
Для рассказа о своем сообществе Ladies, Wine & Design, Moscow на фестивале креативных индустрий G8 в 2020 году я взяла другую схему: введение — ценности — просьба — заключение. Мне нужно было рассказать о тех крутых вещах, что мы делаем, и пригласить девушек к нам в сообщество. Я сначала рассказала про корни, откуда все началось, почему это важно основательнице и мне — введение. Рассказала, что именно мы делаем и почему — ценности. Пригласила девушек в группу, объяснив, что это им дает и чем мы можем быть им полезны — просьба. И в конце объяснила, почему так важно то, что мы делаем — заключение.
Если вас позвали рассказать именно про ваш опыт, я бы посоветовала такую схему: вступление — подводка — самый интересный случай — пожелание/заключение. Каждый из кусочков может повторяться, если вы поднимаете больше чем одну тему:
Привет, я Катя-дизайнер, много выступала в школьном кружке — подводка.
Потом решила дать свою первую лекцию — интересный случай.
Начала заниматься дизайном — еще одна подводка.
И начала презентовать свою работу клиентам — снова интересный случай.
Кстати, у вас тоже все получится — позитивное заключение.
Важно заканчивать на позитивной ноте. Я подсмотрела это у своего психолога, он никогда не отпускает меня расстроенной. Если же рассказ не предполагает умиротворяющего финала, дайте чек-лист с действиями.
Важный момент, который может расположить к себе в процессе выступления, — общий опыт. Очень хорошо работает связка «я был там, где вы сейчас, но я справился и сейчас вам расскажу». Люди глобально любят истории, а истории вокруг их болей и переживаний им нравятся еще больше.
Проверяйте свои пункты на «а зачем я слушаю это», крючки с аудиторией. Если ваша лекция может ответить на этот вопрос — это хорошая лекция.
Как подготовиться перед выступлением
До сих пор у меня все внутри трясется перед выходом на сцену или на камеру. Но волноваться нормально, все волнуются. Даже спикеры с годами опыта за плечами переживают и нервничают. Просто они не бегают в истерике по площадке, а находят способ справиться с тревогой. Кому-то помогает личный ритуал, кто-то пьет валерианку, кто-то повторяет материал. Есть множество способов снять волнение, но вам нужно найти тот, который подойдет именно вам. Можно тщательно репетировать свое выступление, расписывать полный сценарий или придумать себе ритуал, который будет вас успокаивать, стоять перед зеркалом и говорить себе, что вы красавчик.
Когда я выступала на фестивале креативных индустрий G8, для меня это было первым выступлением на широкую публику за последние много лет. Оно проходило в зале на 600 человек, но за пару недель мероприятие перенесли в онлайн и зрителей не было. Это было жутко. Пустой зал, камеры и понимание, что прямо сейчас в прямом эфире меня смотрит примерно 100 000 человек. Что я сделала? Рядом с камерами я рассадила своих друзей, чтобы у меня был зрительный контакт с людьми и поддержка близких.
Обратная связь
Как бы ни прошло ваше выступление — необходимо собрать обратную связь — как лично, так и в социальных сетях. Так вы сможете понять, насколько ваше выступление было понятно, какие точки запомнились хорошо, что, наоборот, было скучно и непонятно. Делайте скриншоты всего, что о вас пишут, просматривайте записи выступлений, читайте комментарии и анализируйте — какие шутки не зашли, где вы волновались, где все прошло хорошо, какие слайды больше всего понравились, где громче всего смеялись. Вы отрепетируете эти моменты перед следующими мероприятиями, и каждое ваше выступление будет лучше предыдущего.
Обязательно пообщайтесь с другими спикерами и гостями сразу после выступления, чтобы получить обратную связь не отходя от сцены. Если вы выступили хорошо — вас это замотивирует. Если плохо — вы сразу запомните свои косяки. Тут работает тот же принцип, что и везде: чем больше вы выходите на сцену, тем лучше у вас будет получаться.
Чек-лист для спикера
Всегда есть вещи, которые могут пойти не так. С частью вам нужно будет просто смириться, но проверить некоторые — в вашей власти. Вот что нужно не забыть до, после и во время выступления.
Во время выступления:
Хороший текст, от себя скажу с другой стороны баррикад, как организатор различных публичных мероприятий. Самое главное для меня в спикере это дикция и умение не боятся своего голоса. Очень часто лектор говорит не четко, с кашей во рту, глотая окончания. Ну ёлки-палки, раз ты спикер, возьми пару уроков у хорошего логопеда, пожалуйста. Вторая проблема, если с дикцией все ок, но человек говорит почти не слышно даже в микрофон, как бы сам пугается сказанного. Понятно, неопытный лектор, испугался публики. Но это жесть, потому что в момент не исправляется, а лекция идёт.
Все остальные проблемы с выступлением решить можно со временем.
Maria, соглашусь. Но это тоже во многом вопрос практики и обратной связи. Иногда просто послушать себя со стороны и комментария: «бро, тебя не слышно» — бывает достаточно.
С другой стороны я встречала людей, которые безумно боятся камеры / микрофона / зала, для них в выступлении нет вообще никакого кайфа, только нездоровый стресс. Если человек хочет развиваться в публичных выступлениях — он найдёт себе менторов или курсы и научится. Но иногда заставлять человека не надо, и можно мягко перевести его в формат подкастов, статей и заметок. Это тоже вполне рабочий вариант
Как выбрать интересную тему для выступления
Самый важный аспект любого выступления – его тематика. Часто подобрать точную тему речи бывает сложно, так как выбор направлений очень широк. Интересные темы для выступления можно найти во всех областях знания – главное, чтобы то, о чем идет речь, было понятно и близко слушателю.
Как сделать выступление интересным
Основной критерий, по которому можно определить качество выступления – его простота для восприятия аудитории и увлекательность. Добиться этого можно разными способами.
Важно также не забывать про чувство юмора – ораторская речь на любую тему с шутками станет красочной и интересной. При этом главное не переборщить с юмористическими вставками, иначе выступление не будет восприниматься серьезно.
Ключевым моментом для интересного изложения также является тема.
Что важно при выборе темы для выступления
Перед тем как выбрать узкую тему, на основе которой будет построен доклад, нужно учесть несколько важных фактов – без этого выступление не будет успешным у слушателей.
Повод выступления
Не только тема, но и информация по ней подбирается в зависимости от повода, который послужил причиной выступления. Это может быть официальное, торжественное, праздничное или печальное событие. Само сообщение, как и тема, зависит от повода встречи:
На веселых мероприятиях тема должна быть легкой и интересной, можно включать в речь различные шутки и смешные истории.
Цель речи
Предмет речи неразрывно связан с целью выступления – можно стремиться поднять публике настроение, донести до нее важные факты или в чем-то их убедить. Среди целей преобладают такие:
Каждая цель требует своих фактов и своих речевых навыков.
Нежелательные темы
Даже в рамках интересной и актуальной темы могут найтись факты, которые лучше обойти стороной. Они могут показаться аудитории скучными или стать обидными для слушателей.
В вязи с этим полезно отказаться от:
Аудитория
Важно представлять образ своего среднестатистического слушателя, чтобы правильно подобрать тему – нужно понимать, что интересно этому человеку, чем он увлекается, какого он возраста, пола и к какому социальному слою относится. Тематика должна соответствовать этим критериям, иначе она не будет воспринята должным образом.
Важно также не акцентировать внимание на слишком простых и общеизвестных моментах, о которых слушатели уже имеют представление.
Образование лектора и аудитории имеет важное значение – перед людьми определенной профессии лучше оперировать их специальными терминами, а перед детьми – изъясняться просто, обыденно и понятно.
Ключевым моментом являются интересы аудитории – важно, чтобы основной вопрос выступления с ними соотносился. Для того, чтобы прочувствовать слушателей, говорящий должен поставить себя на их место – например, представить, что он школьник, если доклад адресован детям до 16-17 лет.
Тогда нужно обратить внимание на те моменты, которые интересуют именно эту группу населения, а не самого лектора.
Важно подобрать актуальную тему для слушателей исходя из их демографических данных:
Может иметь значение и то, из какого города или страны слушатели и в своем докладе затронуть темы, волнующие представителей этой области проживания.
Аудитория также может быть близкой говорящему (обычно это родственники и друзья), деловой (коллеги) или незнакомой. Проблематика, как и наполнение доклада, может от этого меняться. С друзьями общение более личное, а с начальниками или подчиненными – исключительно деловое.
Как удачно выбрать тему речи
Во-первых, выбранная тематика должна быть интересна самому говорящему – в противном случае он не сможет ее хорошо и увлекательно для слушателей воспроизвести. Даже если тема специфическая и не очень интересная, нужно ее сузить до тех моментов, которые каким-то образом привлекают говорящего. Тогда найти контакт с аудиторией будет намного проще.
Во-вторых, лучше, если лектор очень хорошо знает предмет, о котором он говорит (либо нужно заранее глубоко изучить его перед выступлением). Иначе ораторская речь на любую тему не вызовет ответа даже у тех слушателей, которые ничего о ней не знают, потому что они ощутят, что лектор некомпетентный в той сфере, о которой он говорит.
Даже если человек не очень хорошо изначально знает тему, важно, чтобы ее для него было просто изучить и понять. Обычно это лучше получается, если направление речи связано с профессиональной деятельностью или интересами говорящего.
Не так важна область разговора – это может быть и поэзия, и театр, и политика. Лектор должен сразу спланировать, что интересного он по этой теме может сказать слушателям.
Лучше, если получится найти середину – выбрать тему, в которой говорящий разбирается и которая ему интересна одновременно.
Всегда успешна ораторская речь на тему, которая актуальна для всех, особенно если в этой области есть какие-либо спорные вопросы.
Чтобы актуализировать выступление, можно:
Это позволит подобрать информацию, актуальную для конкретной аудитории. Например, будущим студентам можно рассказать про поступление в вузы или рассказать смешную историю из студенческой жизни, а будущим матерям – о новорожденных и проблемах воспитания.
Лучше всего получается говорить о вещах, связанных с личным опытом человека – тогда он сможет более понятно это объяснить на личных примерах.
При этом важно следить за повествованием и не говорить лишних фактов или данных, которые на данный момент аудитории не нужны.
Наиболее интересные темы выступлений
Не так важна конкретная тема, сколько важно то, чтобы лектор ее грамотно преподносил – тогда практически любое направление будет увлекательным и понятным для слушателя.
Аудитория должна получить новые мысли и идеи касаемо вопроса, осознать разные позиции, с которых можно смотреть на проблему.
Формулировать проблему нужно лаконично, четко и интригующе. Всегда интересны темы, затрагивающие запоминающиеся факты:
Интересны для людей и темы, основанные на необычных фактах, к примеру:
Особую популярность снискали спорные интересные темы для публичного выступления, так как чаще всего они предполагают дискуссию, например:
Для школьников и студентов тем может быть очень много – они ограничиваются только предметом занятия. Всегда актуальны такие проблемы:
Существует много общих интересных тем для выступлений:
Для праздников подойдут более простые темы, которые можно разбавить анекдотами, смешными рассказами, шутками.
Можно подготовить интересное ораторское выступление на тему из любой области. Главное – четко определить целевую аудиторию и сформировать повествование таким образом, чтобы каждому слушателю это было доступно и интересно.