Про что игра лимбо
Limbo
Гибель ребенка — табу для разработчиков. Даже Кратос, главный пророк ультранасилия в играх, дрогнул перед юной Пандорой. Вы можете убивать кого угодно и сколь угодно жестоко — но только не детей. Playdead этот запрет нарушили, причем примерно тысячу раз подряд. Главный герой Limbo — трогательный мальчик лет десяти — только и делает, что гибнет.
Помутнение
В лесу живет какой-то странный, недружелюбный народ. Аборигены часто топятся или вешаются.
По версии Playdead, детский круг ада представляет собой сумеречный лес. Наш мальчишка бежит сквозь него, сражаясь с населяющими чащу чудовищами.
Поначалу Limbo ошеломляет. Она непохожа на игру: в статике напоминает готическую картину, а в динамике — хмурый мультфильм. Limbo монохромна, и если кромешной тьмы в палитре хоть отбавляй, то на белый разработчики поскупились. Лишь избранным объектам в игре уготована честь рассеивать темноту. Во мраке горят глаза героя; белым отливают бабочки, порхающие над опушкой леса; в прямом смысле слова сияют белизной зубы плотоядных гусениц, висящих под сводами пещер.
Таким образом, мы видим лишь неясные очертания мелькающих на экране существ. Игрок все время присматривается, вглядывается в чащу («тот размытый черный силуэт — это коряга или лапа чудовища?»). Разработчики, не стесняясь, пользуются вашим замешательством, то и дело сбивая с толку, загоняя в ловушки. Главная же задача окутывающей Лимб мглы — скрывать от глаз игрока творящиеся на экране ужасы. Даже когда громадное чудище отсечет герою голову, вы увидите лишь его — разорванный! — силуэт. В итоге игра мастерски создает атмосферу смутной, но в то же время легко угадываемой жути, когда вы вроде ничего и не увидели, но точно знаете, что только что произошло что-то страшное.
Театр теней
Битва с пауком — кульминационная сцена игры. Как жаль, что расположена она в самом начале.
Именно такой подсмотренной, недосказанной жестокости посвящена первая часть игры. Арсенал для борьбы с монстрами невелик — паренек умеет только бегать, прыгать и хватать предметы. По сути Limbo — это двухмерный платформер с упором на физику; такое мы видели не раз. Другое дело, что мальчик слаб: бегает медленно, прыгает невысоко, а силенок хватает только на то, чтобы волочить легкие предметы по земле. Поэтому каждое столкновение — настоящая битва за выживание.
Жуткий лес населен самыми страшными тварями — от гигантских иссиня-черных пауков до белесых слизней, которые впиваются мальчику в голову и заставляют бежать к озеру — топиться. Чтобы выжить, вам придется идти на хитрость — прятаться, ждать, заманивать врагов в ловушки. Лес настолько враждебен, что, поняв устройство чащи, вы сможете заставить его пожирать самого себя. В расставленные повсюду капканы можно заманивать пауков, а зубастые «собачки» отлично подходят для выгрызания паразита из вашей головы.
Таким образом, лесные эпизоды выстраиваются в завораживающую готическую сказку о боли, в этакие «Приключения Нильса…» с зашкалившим показателем мрака. В данном нам интервью разработчики говорили, что вдохновлялись немецким экспрессионизмом, — глядя на то, как трепетный мальчик летит сквозь лес на омерзительной перепуганной мухе, отчаянно пытающейся стряхнуть его, в это легко поверить. Самая шикарная сцена, максимально емко передающая суть Limbo, — последняя схватка с гигантским пауком. Битва разворачивается в трех «актах» — в финальном эпизоде у монстра останется одна-единственная лапа. Корябая пол, он будет из последних сил ползти к мальчику, сделает отчаянный выпад, воткнется конечностью в землю, застрянет… а затем мальчик, вцепившись руками в клешню, вырвет лапу из дергающегося паучьего тела! Аплодисменты, мурашки по коже, кровавая слизь по всему экрану…
Червячок в голове заставляет мальчика бежать к краю пропасти, чтобы бросится в нее.
На этом, честно говоря, и хотелось бы закончить описание Limbo, вот только игра, к сожалению, еще не закончилась.
Все вышесказанное относится к первой трети игры. Выбравшись из леса, мальчик попадает на заброшенный завод и оказывается в плену… самых вульгарных платформенных штампов последних лет.
Еще в Portal (3 года назад!) нам ясно дали понять: использовать вспомогательный кубик в качестве универсального геймдизайнерского решения — пошлость. Playdead намек явно не поняли. Обрыдлый ящик участвует в доброй половине всех игровых задач, а в кульминационный момент прохождения с невероятным пафосом, в луче божественного света, с небес на землю спускается второй ящик, и нелепой возни становится вдвое больше.
Следующее клише и вовсе сводит на нет сногсшибательный эффект первых глав. Тут все настолько банально и предсказуемо, что даже писать не хочется. Две трети Limbo посвящены пространственным головоломкам и гравитационным аномалиям — в тысячный раз расписывать их суть мы не будем.
Не сумев догнать героя, один из этих парней в исступлении швырнет камень ему вслед. После прохождения игры у нас возникли схожие эмоции.
К несчастью, нашим традиционным нудежом о неоригинальном инди проблема Limbo не исчерпывается. Беда в том, что пространственные головоломки и немецкий экспрессионизм — понятия несочетаемые. То есть вот вы прыгаете, прыгаете, пространство крутится, герой падает, погибает — в голове в этот момент проносится: «А, ну да, надо было прыгать секундой раньше». Тот факт, что мальчик, падая, вообще-то нанизал себя на металлический штырь, сознание зафиксировать не успевает.
Мы были заворожены концепцией Limbo еще до ее выхода. Тогда игра казалась умной, злой, самобытной, настоящей инди. Обиднее всего то, что в первый час знакомства она действительно ею была.
Что же произошло, откуда вдруг повылазили все эти глупые штампы? Ответ на этот вопрос вскрывает главный недостаток Limbo. Чары ее визуального стиля до последнего не дают поверить, что игра страдает от по-настоящему серьезной проблемы. Разработчики неслучайно опустились до прямого цитирования других проектов. Просто мальчик слишком быстро растратил весь свой потенциал — надо же было чем-то забивать геймплейные пустоты.
Главная проблема Limbo — изначально слабая идея. У нее за душой есть лишь выдрессированный персонаж, в совершенстве владеющий физическими трюками. По точь-в-точь такому же пути шесть лет назад шел Эдмунд Макмиллен. Он просто взвалил на «плечи» главного героя неподъемный груз геймдизайнерских проблем. Эластичный Гиш сперва прогнулся, распластался, но потом все же сумел выпрямиться.
Несколько ужасных теорий, связанных с игрой Limbo
Еще в июле 2010 года датской компанией Playdead выпущена легендарная Limbo, которая и по сей день продолжает порождать кучу версий и теорий. Игра исполнена в жанре сурвариал хоррор и исполнена в мрачных серых тонах на движке формате Box2D. Сами разработчики предлагают окунуться в мир католического ада, называя игровой процесс «методом проб и смертей».
Главный герой игры просыпается в странном монохромном серо-черном лесу, наполненном всеми сокровенными детскими страхами: гигантскими пауками, смертельными ловушками и капканами, которые на каждом шагу подстерегают сорванца. И все! Больше ничего о сюжете нам не сообщают, оставив геймеров понимать его по-своему. Изрядно порывшись в интернете можно найти несколько самых пугающих и шокирующих теорий по Лимбо, проливающих свет на сюжет игры.
Первая теория
Вторая теория
Вторая теория достаточно мрачная и пугающая: главный герой мертв. Если дословно перевести название игры, то Лимб – чистилище, место, где души отбывают наказание перед отправлением в ад или рай. Отсюда следует теория о том, что главный герой давно мертв, а его душа отчаянно пытается выбраться на свободу. Об этом свидетельствуют две могилы, над которыми роятся мухи. Они принадлежат мальчику и его сестре с которой мы сталкиваемся в финале.
Другие теории
Бытует так же мнение о том, что герой является все-таки положительным персонажем и пытается помочь своей сестре даже после смерти, а лес – лишь тонкая грань, отделяющая его от мира живых.
А вот дождь, идущий в финале, и фраза, повествующая нам о том, что все должно неоднократно повторяться, намекают на совсем не радужный финал игры. А вдруг их душам суждено вечность бродить по кругу, чтобы встретиться лишь на миг, расстаться и повторить все раз за разом? Тогда библейское описание лимбо вполне поясняет происходящее, ведь ад неоднократно описывался, как постоянное повторение одних и тех же действий по кругу.
К сожалению сами разработчики воздерживаются от исчерпывающих ответов, не подтверждая или не опровергая не одну из теорий, поэтому геймеры по всему миру даже сегодня ломают головы над разгадкой сюжета Limbo – одной из самых пугающих и таинственных игр во всем мире.
Как мрачный платформер про пацана в лимбе стал символом инди-революции: 10 лет Limbo
21 июля 2010 года на Xbox 360 вышла игра Limbo от студии Playdead. Она застала старт «инди-революции» и стала одной из самых заметных и высокооцененных игр своего времени. Сегодня Limbo — признанная классика, а поиграть в нее можно буквально на всем: от консолей прошлого поколения до смартфонов. В честь юбилея великой игры вспоминаем, какой она была и как повлияла на игровую индустрию.
Limbo — это красивый, но в то же время бесконечно мрачный платформер-головоломка
Это одна из первых инди-игр, вставших между экспериментальностью (в механиках, повествовании, арте — во всем) и «большим» кинематографическим опытом. Игра полностью черно-белая, она максимально контрастна — только силуэты и размытые формы, лишь самые важные детали выходят на свет. А ее саундтрек почти целиком состоит из жутких эмбиент-звуков: шелест листвы, кваканье лягушек и жужжание мух в жутком лесу; грохот огромных механизмов на заводе; электрический треск ламп в покинутом городе. А уж когда игра все-таки заряжает музыку… тревога и черный липкий ужас моментально перемешиваются в голове и заполняют все тело.
Limbo — жуткая игра, отталкивающая по своей сути, но в то же время удивительно затягивающая. Она сфокусирована на геймплее, но ее прохождение больше напоминает просмотр артхаусного кино (разработчики вдохновлялись немецким экспрессионизмом) или разглядывание мрачных, «проклятых» картин.
Арт и работа со звуком превратили Limbo в мощный эмоциональный опыт. Геймплейно же это был размеренный платформер, делающий ставку на физические и гравитационные головоломки — тоже не самый расхожий для 2010 года формат. Зато подходящий к готической атмосфере игры. К тому же разработчики смогли выдержать баланс: в игре почти нет задачек, на которых можно капитально застрять, но и совсем очевидными многие пазлы в Limbo не назовешь. Да и пробежать Limbo можно за пару часов, так что опыт концентрированный. Впрочем, это тема все еще спорная — многим перетаскивания ящиков в игре надоедали раньше, чем она заканчивалась.
В Limbo была простая, но пробирающая до костей история
Игра рассказывала ее без слов — исключительно намеками и яркими визуальными образами. Главный герой Limbo — маленький мальчик — вошел в лимб, чтобы отыскать свою сестру. В средневековом католицизме лимб — это место для некрещеных младенцев и праведников, не принявших христианство. Такие люди не заслужили мук, но и спастись в раю они не могут. Это не самое позитивное, но и не страшное место, однако Playdead изобразили его по-настоящему жутким. Путь мальчика пролегает через лес к заброшенному мегаполису и обратно в «дикие земли». По пути он встречает «монстров», мертвых аборигенов, ловушки, паразитов, способных управлять людьми и другую жуть — отражения его страхов из прошлой жизни.
Истории о героях, которые отправляются в условный «ад», чтобы спасти кого-то родного — это классика. Их пересказали уже миллион раз, в том числе и в видеоиграх, но свой потенциал они все еще не исчерпали и в душу забираются очень легко. Потому что желание нырнуть в бездну ради любимого человека легко понять. Но у Limbo есть и второй слой. Как погиб главный герой? Раз его сестра здесь, она тоже мертва? Что произошло и где их родители? Что за сила разлучила их после смерти? Эти вопросы сами собой рождаются в голове во время прохождения и обогащают приключение еще более мрачным драматизмом.
Главный герой Limbo часто умирает — и это страшно
Подчеркнутая хрупкость пацана и бесстрастное отношение мира Limbo к нему — один из самых жутких и сильных приемов игры. Мальчик тонет, его режут на части капканы, протыкает насквозь огромный паук. Случается это все, как правило, очень быстро и бесцеремонно. А тот факт, что мы видим лишь силуэты — без лишних деталей — лишь усиливает происходящий кошмар.
Limbo стоит у истоков тренда на инди-игры со взрослыми авторскими историями
Задала его Braid, вышедшая на Xbox 360 в 2008-м — за два года до Limbo. В ней Джонатан Блоу тоже рассказывал личную, взрослую историю через метафоричный сюжет про паренька, ищущего принцессу в красочных королевствах. Xbox 360 вообще много сделала для инди-движения — она стала следующей большой платформой, после Steam, позволившей инди выйди в массы. Раздел Xbox Live Arcade какое-то время был настоящим домом для крутых независимых игр и даже весомым поводом для покупки Xbox.
В целом инди-игры существовали и до этого, но именно период в начале десятых стал для них переломным и сформировал отдельную индустрию внутри уже существующей. По каналам не только «Стима», но и через Xbox инди-разработка вышла на широкую аудиторию, раньше игравшую в Call of Duty и FIFA. Braid, Super Meat Boy, Limbo, Fez — это не только столпы инди-революции, но и крайне успешные проекты, принесшие большие деньги своим создателям. Та же Limbo в первые две недели продалась тиражом в 250 000 копий, а сегодня там вообще уже миллионы. Сейчас-то эти сотни тысяч — нормальные цифры для инди, а настоящие хиты типа Undertale быстро расходятся тиражом от миллиона копий.
Limbo — это отличная игра, грандиозный успех для маленькой студии Playdead и для всей игровой индустрии. Для разработчиков он конвертировался в Inside, вышедшую в 2016 году. Эта игра продолжила идеи Limbo, но взяла новую высоту по всем параметрам — от геймплея и нарративных приемов до художественного исполнения и музыки. С тех пор Playdead работает над новым, все еще безымянным проектом. А ее сооснователь Дино Патти в 2017 году организовал новую студию, в которой делает игру Somerville.
Ну а инди-игры в целом за прошедшие десять лет окончательно перестали быть чем-то маргинальным и захватили мир — сегодня они соседствуют на крупных выставках с блокбастерами и пользуются вниманием паблишеров и игроков. Не в последнюю очередь — благодаря Limbo.
Как мрачный платформер про пацана в лимбе стал символом инди-революции: 10 лет Limbo
21 июля 2010 года на Xbox 360 вышла игра Limbo от студии Playdead. Она застала старт «инди-революции» и стала одной из самых заметных и высокооцененных игр своего времени. Сегодня Limbo — признанная классика, а поиграть в нее можно буквально на всем: от консолей прошлого поколения до смартфонов. В честь юбилея великой игры вспоминаем, какой она была и как повлияла на игровую индустрию.
Limbo — это красивый, но в то же время бесконечно мрачный платформер-головоломка.
Это одна из первых инди-игр, вставших между экспериментальностью (в механиках, повествовании, арте — во всем) и «большим» кинематографическим опытом. Игра полностью черно-белая, она максимально контрастна — только силуэты и размытые формы, лишь самые важные детали выходят на свет. А ее саундтрек почти целиком состоит из жутких эмбиент-звуков: шелест листвы, кваканье лягушек и жужжание мух в жутком лесу; грохот огромных механизмов на заводе; электрический треск ламп в покинутом городе. А уж когда игра все-таки заряжает музыку… тревога и черный липкий ужас моментально перемешиваются в голове и заполняют все тело.
Limbo — жуткая игра, отталкивающая по своей сути, но в то же время удивительно затягивающая. Она сфокусирована на геймплее, но ее прохождение больше напоминает просмотр артхаусного кино (разработчики вдохновлялись немецким экспрессионизмом) или разглядывание мрачных, «проклятых» картин.
Арт и работа со звуком превратили Limbo в мощный эмоциональный опыт. Геймплейно же это был размеренный платформер, делающий ставку на физические и гравитационные головоломки — тоже не самый расхожий для 2010 года формат. Зато подходящий к готической атмосфере игры. К тому же разработчики смогли выдержать баланс: в игре почти нет задачек, на которых можно капитально застрять, но и совсем очевидными многие пазлы в Limbo не назовешь. Да и пробежать Limbo можно за пару часов, так что опыт концентрированный. Впрочем, это тема все еще спорная — многим перетаскивания ящиков в игре надоедали раньше, чем она заканчивалась.
В Limbo была простая, но пробирающая до костей история.
Игра рассказывала ее без слов — исключительно намеками и яркими визуальными образами. Главный герой Limbo — маленький мальчик — вошел в лимб, чтобы отыскать свою сестру. В средневековом католицизме лимб — это место для некрещеных младенцев и праведников, не принявших христианство. Такие люди не заслужили мук, но и спастись в раю они не могут. Это не самое позитивное, но и не страшное место, однако Playdead изобразили его по-настоящему жутким. Путь мальчика пролегает через лес к заброшенному мегаполису и обратно в «дикие земли». По пути он встречает «монстров», мертвых аборигенов, ловушки, паразитов, способных управлять людьми и другую жуть — отражения его страхов из прошлой жизни.
Истории о героях, которые отправляются в условный «ад», чтобы спасти кого-то родного — это классика. Их пересказали уже миллион раз, в том числе и в видеоиграх, но свой потенциал они все еще не исчерпали и в душу забираются очень легко. Потому что желание нырнуть в бездну ради любимого человека легко понять. Но у Limbo есть и второй слой. Как погиб главный герой? Раз его сестра здесь, она тоже мертва? Что произошло и где их родители? Что за сила разлучила их после смерти? Эти вопросы сами собой рождаются в голове во время прохождения и обогащают приключение еще более мрачным драматизмом.
Главный герой Limbo часто умирает — и это страшно.
Подчеркнутая хрупкость пацана и бесстрастное отношение мира Limbo к нему — один из самых жутких и сильных приемов игры. Мальчик тонет, его режут на части капканы, протыкает насквозь огромный паук. Случается это все, как правило, очень быстро и бесцеремонно. А тот факт, что мы видим лишь силуэты — без лишних деталей — лишь усиливает происходящий кошмар.
Limbo стоит у истоков тренда на инди-игры со взрослыми авторскими историями.
Задала его Braid, вышедшая на Xbox 360 в 2008-м — за два года до Limbo. В ней Джонатан Блоу тоже рассказывал личную, взрослую историю через метафоричный сюжет про паренька, ищущего принцессу в красочных королевствах. Xbox 360 вообще много сделала для инди-движения — она стала следующей большой платформой, после Steam, позволившей инди выйди в массы. Раздел Xbox Live Arcade какое-то время был настоящим домом для крутых независимых игр и даже весомым поводом для покупки Xbox.
В целом инди-игры существовали и до этого, но именно период в начале десятых стал для них переломным и сформировал отдельную индустрию внутри уже существующей. По каналам не только «Стима», но и через Xbox инди-разработка вышла на широкую аудиторию, раньше игравшую в Call of Duty и FIFA. Braid, Super Meat Boy, Limbo, Fez — это не только столпы инди-революции, но и крайне успешные проекты, принесшие большие деньги своим создателям. Та же Limbo в первые две недели продалась тиражом в 250 000 копий, а сегодня там вообще уже миллионы. Сейчас-то эти сотни тысяч — нормальные цифры для инди, а настоящие хиты типа Undertale быстро расходятся тиражом от миллиона копий.
Limbo — это отличная игра, грандиозный успех для маленькой студии Playdead и для всей игровой индустрии. Для разработчиков он конвертировался в Inside, вышедшую в 2016 году. Эта игра продолжила идеи Limbo, но взяла новую высоту по всем параметрам — от геймплея и нарративных приемов до художественного исполнения и музыки. С тех пор Playdead работает над новым, все еще безымянным проектом. А ее сооснователь Дино Патти в 2017 году организовал новую студию, в которой делает игру Somerville.
Ну а инди-игры в целом за прошедшие десять лет окончательно перестали быть чем-то маргинальным и захватили мир — сегодня они соседствуют на крупных выставках с блокбастерами и пользуются вниманием паблишеров и игроков. Не в последнюю очередь — благодаря Limbo.
Limbo
Но почему-то, когда маленького мальчика из Limbo в первый раз обезглавливают медвежьим капканом, вздрагиваешь и потом еще секунд пять сидишь в полнейшей прострации, слушая, как сердце отстукивает бешеный ритм где-то в районе правой пятки… И в этом вся Limbo — это игра невиданной пронзительности и мощи, которая по силе и яркости впечатлений оставляет позади большинство других игр.
В самом начале нам предстоит пересечь небольшое озеро на этой лодке. Аллюзия на путешествие через реку Стикс.
Маленький мальчик просыпается в жутковатом сумрачном лесу. Кто он такой, как сюда попал, с какой целью, что это за место — неизвестно. Разработчики с первых кадров дезориентируют игрока, ставят перед ним десятки вопросов, на которые нужно найти ответы. Мы сами, методом многочисленных проб и ошибок, должны выяснить основные законы этого мира, изучить его и попытаться в нем выжить.
Мрачные декорации плавно перетекают друг в друга: начав свой путь в сумрачном лесу, вы постепенно пробираетесь к странной заводской зоне.
На пути героя встают не только противники и ловушки, но и сама физика здешнего мира. Именно на ней основаны многочисленные пазлы. Некоторые здешние головоломки заставят вас поскрипеть извилинами не одну минуту. Головоломки Limbo такие же беспощадные, как и сама игра: рассчитывать последовательность действий приходится с точностью до миллисекунды, иначе мальчика размажет о стену с шипами, распилит огромная пила или придавит огромным валуном.
Справедливости ради стоит отметить, что только благодаря «застреванию» на пазлах не возникает ощущения того, что Limbo — это пусть и шикарная, но все же демонстрационная версия чего-то большего. Зная решение всех головоломок, игру можно пройти за какие-то час-полтора.
Зато это будет один из самых запоминающихся часов, которые вы проводили за играми! Час, состоящий из проникающего под кожу мрака и смерти, атмосферы безнадежности и ужаса, окутывающей с первых моментов игры, когда два огонька-глаза медленно открываются на сумрачной лужайке Лимба. Вне всяких сомнений, перед нами одна из самых ярких инди-игр этого года, а возможно, и целого десятилетия.
Классный сюжет — нет
Оправданность ожиданий: 90%
Интерфейс и управление: 8
Дождались? По-настоящему мрачный, жуткий и атмосферный платформер. Злой брат-близнец Braid. Просто одна из самых запоминающихся инди-игр.