Про что это в образовании
Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.
А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.
Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.
В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».
В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.
Условно образование можно разделить на уровни:
Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.
Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс предполагает 3 ступени образования:
Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.
Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:
Ступени образования | Уровни образования | |
---|---|---|
1 | начальное образование (обязательно) | 1 |
2 | основное общее образование (обязательно) | |
3 | среднее (полное) общее образование | 2 |
4 | начальное профессиональное образование длительностью в 1 год | 3 |
5 | начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года | |
8 | высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности | |
11 | послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) | 6 |
То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?
Разные подходы к построению системы образования
Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:
Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.
Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.
Формы обучения
Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:
Отрасли (виды) образования
Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):
Сфера образования
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Совокупность образовательных стандартов и программ.
Органы управления образованием.
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
Обучение в учебных заведениях.
Образование в семье.
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
образовательная — сам процесс обучения;
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. |
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
Органы управления образованием;
Совокупность образовательных стандартов и программ;
Сеть образовательных учреждений:
дошкольное образование (ясли, детские сады),
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
Принципы образовательной политики в РФ:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.
Образование
Из Википедии — свободной энциклопедии
В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, например таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данным предметам. Специализация образования увеличивается по мере взросления обучающихся. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.
Образование должно отвечать на 7 базовых ключевых вопросов: 1. Зачем учиться? 2. Чему учиться? 3. Как учиться? 4. Кто будет учить? 5. Где учиться? 6. Сколько это должно стоить и кто за это будет платить? 7. Что мы получим в конце, как результат?
Профессиональное образование в России: основные понятия, направления, тенденции
По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.
Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.
Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.
В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.
От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.
В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).
Профессиональное образование как система
Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.
Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.
Российское образование делится на:
У общего и профессионального образования есть уровни:
дошкольное (детский сад);
начальное общее (1-4 классы);
основное общее (5-9 классы);
среднее общее (10-11 классы).
среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);
высшее (вузы, институты, академии):
подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).
У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:
дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);
дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).
Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:
профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.
В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото
Таким образом, систему профессионального образования составляют:
среднее профессиональное образование (СПО);
высшее образование (ВО);
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Профессиональная подготовка взрослых
По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.
Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.
Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.
Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.
В процессе задействованы две стороны:
тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;
тот, кто проходит обучение, — слушатель.
Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).
При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.
Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.
Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).
Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:
69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;
10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;
8% — профессиональное обучение;
6% — тренинги по психологии и эзотерике;
3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;
2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;
2% — сайты по рукоделию и разным хобби.
О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.
Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.
ДПО и ПО: отличия
В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Профессиональное обучение (ПО)
Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение
Каких работников готовят
Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).
Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.
Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.
Программы подготовки
Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.
Количество часов обучения не регламентировано.
Кто может обучаться
Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование
Нет требований к уровню образования
Как обучаться
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Итоговая аттестация
Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
Документ об образовании
Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,
где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).
У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».
Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.
Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.
Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).
Тенденции профессионального образования
Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:
обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;
повышения пенсионного возраста;
низкого престижа рабочих специальностей;
роста рынка онлайн-образования;
устаревания отдельных профессий.
Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.
Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.
В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.
Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).
В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.
В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.
По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:
Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год
Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год
IT — 2,2 млрд руб. в год
Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год
Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.
Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).
Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото
К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).
Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.
Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!