Про что эрго прокси
Эрго Прокси
Эрго Прокси | |||
---|---|---|---|
Обложка DVD российского издания | |||
エルゴプラクシー (Эруго Пуракуси:) Ergo Proxy (англ.) | |||
Жанр | постапокалиптика, киберпанк, антиутопия, драма | ||
Аниме-сериал | |||
Режиссёр | Сюко Мурасэ | ||
Студия | Manglobe | ||
Лицензиат | MC Entertainment | ||
| |||
Телесеть | WOWOW | ||
| |||
Премьерный показ | 25 февраля 2006 года — 12 августа 2006 года | ||
Серий | 23 |
Содержание
Сюжет
На постапокалиптической Земле существует город «Ромдо». Его жители — люди и авторейвы (киборги-андроиды)] (яп. オートレイヴ О:тоРэйву от англ. AutoLive — «автоматическая жизнь»). Людям внутри города положено считать это место раем: пригодная для жизни человека окружающая среда поддерживается благодаря Куполу, возведенному над городом. Таких городов в мире осталось лишь несколько. Авторейвы запрограммированы на служение людям. Городом правят Советники (форма правления близка к аристократической). Сложная экологическая ситуация вне Купола, конфиденциальный демографический контроль внутри города, а также множество других факторов служат оправданием строгому контролю за жителями.
Идиллия и порядок нарушаются многочисленными убийствами в городе. Рил Мэйер (Re-l Mayer) — девушка-инспектор из Бюро Расследований (по совместительству — внучка регента) вместе со своим авторейвом получает приказ расследовать это дело. Расследование осложняется эпидемией вируса «Когито» (лат. Cogito) среди авторейвов, в результате воздействия которого роботы получают душу и чувства, а также иммигрантами и вмешательством властных структур. В процессе расследования открываются некоторые тайны города, а также Рил узнает о феномене «Пробуждения» и существовании Прокси — не человека и не авторейва. Оказывается, пролить свет на эти тайны может лишь один человек — иммигрант по имени Винсент Лоу.
Персонажи
Основные персонажи
Остальные персонажи
Список эпизодов
№ | Название | Дата оригинального показа |
---|---|---|
1 | Пульс пробуждения/Пробуждение (はじまりの鼓動/Awakening) | 25.02.2006 |
2 | Раскаяние достойного гражданина/Раскаяние (良き市民の告白/Confession) | 4.03.2006 |
3 | Прыжок в ничто/Город-лабиринт (無への跳躍/Mazecity) | 11.03.2006 |
4 | Знак будущего, ад будущего/Футу-риск (未来詠み、未来黄泉/Futu-Risk) | 18.03.2006 |
5 | Воспоминания/Сумерки (召還/Tasogare) | 1.04.2006 |
6 | Возвращение домой/Возвращение в купол (帰還/Domecoming) | 8.04.2006 |
7 | РИЛ 124С41+ (リル124C41+/RE-L124C41+) | 15.04.2006 |
8 | Луч света/Пылающий знак (光線/Shining Sign) | 22.04.2006 |
9 | Осколки былой славы/Ангельская доля (輝きの破片/Angel’s Share) | 29.04.2006 |
10 | Существование/Цитотропизм (存在/Cytotropism) | 13.05.2006 |
11 | В белой тьме/Анамнез (白い闇の中/Anamnesis) | 20.05.2006 |
12 | Когда ты улыбаешься/Укрытие (君微笑めば/Hideout) | 27.05.2006 |
13 | Концептуальное заблуждение/Ложный путь домой (構想の死角/Wrong Way Home) | 3.06.2006 |
14 | Похожий на тебя/Офелия (貴方に似た誰か/Ophelia) | 10.06.2006 |
15 | Адская викторина/Кто хочет стать миллионером? ([生] 悪夢のクイズSHOW!/Who Wants to Be in Jeopardy!) | 17.06.2006 |
16 | Мёртвый штиль/Праздные дни (デッドカーム/Busy Doing Nothing) | 24.06.2006 |
17 | Бесконечная битва/Терра инкогнита (終わらない戦い/Terra Incognita) | 1.07.2006 |
18 | Осмотр места прибытия/Жизнь после бога (終着の調べ/Life After God) | 8.07.2006 |
19 | Улыбка девочки/Вечная улыбка (少女スマイル/Eternal Smile) | 15.07.2006 |
20 | Глаз в небе/Прощай, Винсент (虚空の聖眼/Goodbye, Vincent) | 22.07.2006 |
21 | На краю времени/Планета шампуня (時果つる処/Shampoo Planet) | 29.07.2006 |
22 | Узы/Билбул (桎梏/Bilbul) | 5.08.2006 |
23 | Прокси/Бог из машины (代理人/Deus ex Machina) | 12.08.2006 |
Музыка
Открывающая композиция — «Kiri» (Monoral), с третьей серии.
Закрывающая композиция — «Paranoid Android» (Radiohead), с первой серии.
Саундтреки
Ergo Proxy CD Soundtrack: Opus 01
Ergo Proxy CD Soundtrack: Opus 02
Интересные факты
Создатели
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Эрго Прокси» в других словарях:
Научная фантастика — 2000 год в представлении Альбера Робида Научная фантастик … Википедия
Московский аниме-фестиваль — Логотип Московского аниме фестиваля [1] … Википедия
Московский аниме фестиваль — проводится с 2003 года. Главным организатором выступает компания «MC Entertainment». На данный момент традиционным временем проведения фестиваля является ноябрь, а местом Центральный Дом Предпринимателя. Логотип Московсого аниме фестиваля [1]… … Википедия
Майелларо, Мэтт — Мэтт Майелларо Matt Maiellaro Имя при рождении: Мэттью Дуглас Майелларо Дата рождения: 17 августа 1966(1966 08 17) (46 лет) … Википедия
Ergo Proxy — Обложка аниме Ergo Proxy. エルゴプラクシー (Эруго Пуракуси:) Эрго Прокси (неоф. рус.) Жанр киберпанк, приключения, драма, фантастика, постапокалиптика, мистический триллер … Википедия
MC Entertainment — Год основания 2000 Ключевые фигуры Дмитрий Федоткин[1] … Википедия
Список аниме — Данный список является служебным и служит в первую очередь для координации по названиям существующих и планирующихся к выходу аниме, поэтому каждое из произведений упоминается в списке лишь один раз и под названием, соответствующим правилу… … Википедия
Телевизионные показы аниме в России по годам — Ниже представлен список премьерных показов аниме фильмов и сериалов на российском телевидении в календарном порядке. Содержание 1 До 1998 года 2 2000 год 3 2002 год 4 … Википедия
Апокалиптика — У этого термина существуют и другие значения, см. Апокалиптика (значения). Апокалиптика (от Апокалипсис) жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой либо глобальной катастрофы. Первые произведения этого жанра… … Википедия
2×2 — ЗАО «Телеканал 2×2» Страна Россия Зона вещания Россия … Википедия
Обзор аниме Ergo Proxy (“Эрго Прокси”)
Знакомо ли вам слово мейнстрим (mainstream)? Если переводить дословно, оно означает “основной поток”, т.е. направление, в котором движется та или иная сфера жизни или искусства. Оно тесно связано с понятием мода. Во все времена в аниме-индустрии царствовали свои модные тенденции. Студиям выгодно производить то, что с наибольшей вероятностью достигнет сердца зрителя и его кошелька. К сожалению, далеко не всегда мейнстрим соседствует с понятиями качества и развития. Действительно, о каком развитии может идти речь, если производство штампованных гаремников и комедий приносит хорошие деньги? Поэтому лишь очень немногие студии и режиссеры пытаются расширить границы возможного, создавая что-то новое, оригинальное и дерзкое. Да, это рискованно, да, велика вероятность того, что публика не поймет и не оценит их творение, и что все усилия окажутся напрасными. Однако именно за счет таких дерзких попыток индустрия аниме может развиваться дальше. Данный обзор посвящен тайтлу, в свое время поднявшему планку психологического жанра с серьезной философией до новых высот – Ergo Proxy (“Эрго Прокси”).
Краткие сведения
Ergo Proxy – научно-фантастическое аниме, выпущенное студией Manglobe в 2006 году. Состоит из двадцати трех серий, в основе лежит оригинальный сценарий за авторством Дай Сато (Dai Sato) и нескольких других хороших сценаристов.
Аниме повествует про далекое будущее. Тысячи лет назад в результате глобальной экологической катастрофы человечество оказалось на грани вымирания. Немногие выжившие были вынуждены скрыться в городах, окруженных гигантскими куполами, изолировавших горожан от неблагоприятной окружающей среды. Для ускорения возрождения человечества учеными были разработаны гуманоидные роботы – авторейвы (AutoReivs), которые помогают жителям в их повседневных делах. События Ergo Proxy разворачиваются в одном из крупнейших купольных городов – Ромдо, в котором с недавних пор происходят странные события: некоторые авторейвы заразились таинственным вирусом, получившим название “когито”, в результате чего обрели собственную волю. Рил Мэйер (Re–l Mayer), внучка текущего властителя Ромдо, получила задание расследовать ряд убийств, совершенных зараженными роботами, и собрать о вирусе как можно больше информации. А где-то на другом конце Ромдо недавно прибывший иммигрант Винсент Лоу (Vincent Law) делает все возможное, чтобы стать достойным гражданином…
Начнем с того, что в сериале присутствует несчетное количество отсылок к элементам культуры и философии, и в этом заключается его прелесть: кто-то может посмотреть сериал, так и не обратив на них внимание, а кто-то погрузится в бездонный мир информации. Имена персонажей, названия серий, цитаты – вся эта, кажущаяся на первый взгляд случайной, информация, несет в себе неслучайный смысл. Дабы не быть голословным, ниже я приведу некоторые интересные факты.
Интересные факты
1). Имена персонажей выбраны не случайно.
К примеру, Дедал – это очевидная отсылка к легендарному древнегреческому изобретателю и строителю.
Робот Кристева названа по имени философа Юлии Кристевы – философа, лингвиста, литературного критика и феминистки.
В Пино и её имени обыгрывается персонаж Пиноккио, с которым у неё есть некоторое внешнее сходство (Пино похожа на куклу) и общая история: превращение в человека.
В полном имени Рил Мейер, включающем ее ID: re-l124C41+, можно заметить игру слов, читающуюся как “Real one to foresee for one”.
Имя существ Прокси с английского переводится как:
Все эти трактовки напрямую связаны со смыслом сериала.
2). Существует теория, интерпретирующая Ergo Proxy при помощи карт таро.
3). Вирус “Cogito” и название “Ergo Proxy” являются отсылками к известному изречению Декарта “Cogito ergo sum” – “Мыслю, следовательно, существую”.
4). Четыре Советника, управляющих городом Ромдо, в башне Мейера – это статуи, повторяющие работы Микеланджело Буонаротти (Капелла Медичи, Флоренция).
5). Есть предположение, что прообразом для Рил Мейер послужила Эми Ли – вокалистка американской рок-группы Evanescence.
6). Куин (Queen) – предводитель беженцев, внешне – по причёске (коса до пояса), облегающей одежде и общей крутости – напоминает Лару Крофт, героиню серии игр Tomb Raider.
Думаю, перечисленного должно быть достаточно, чтобы понять, что Ergo Proxy – намного более глубокое аниме, чем кажется на первый взгляд. В нем сокрыто много, очень много различных отсылок и идей. Более подробную информацию про них вы найдете здесь.
Персонажи
Именно в персонажах, на мой взгляд, заключается самая сильная сторона Ergo Proxy, и это касается не только главных героев, но и второстепенных. Начнем с главной героини – Рил Мэйер (Re–l Mayer). Она представляет собой отличный пример капризной аристократической особы, наделенной властью и не знающей отказов. Поначалу она может раздражать своим высокомерным поведением, однако трудно отрицать тот факт, что именно таким и должен быть властный человек, внезапно попавший в незнакомую для него среду, где не всё подчиняется привычным для него законам и правилам. В этом плане Рил очень похожа на главного героя аниме Kuroshitsuji – юного аристократа Сиэля. Однако, со временем, под воздействием внешних факторов и окружающих её людей, Рил меняется, и перестает думать, что мир крутится вокруг её персоны. Даже несмотря на спорный характер, я всё равно считаю её хорошо прописанным и интересным персонажем, полностью справляющимся с ролью главного героя. Вероятно, вам не захочется ей сопереживать, однако наблюдать за ее развитием всё равно будет интересно.
Другой главный герой – Винсент Лоу (Vincent Law) – представляет собой слабака, который со временем перерастает в интересного и разностороннего персонажа. Даже несмотря на свою слабость, он не является очередным типичным слабаком-школьником, плачущим на каждом углу про то, какой он несчастный. Напротив, Винсент – это добрый и простой парень, который хочет узнать правду о своем прошлом. Его характер никогда не деградирует до такого состояния, когда он мог бы начать раздражать своей бесполезностью, и со временем он становится лишь сильнее и увереннее в себе.
Наконец, третьей главной героиней выступает девочка-авторейв Пино. Не влюбиться в столь солнечного персонажа просто невозможно. Она является олицетворением всего лучшего, что осталось в разрушенном мире Ergo Proxy. Пино на протяжении всего сериала не меняется и продолжает вызывать добрую улыбку. Такой персонаж был совершенно необходим, потому что наблюдение за серым миром Ergo Proxy, давящим гнетущей атмосферой и тяжелыми философскими рассуждениями, представляет собой нелегкую задачу, и наличие столь милой девочки делает ее намного приятнее. Стоит отдать должное сценаристам, которые смогли выдержать важный баланс: будучи своеобразным символом сериала, Пино появляется на экране ровно столько времени, чтобы продолжать умилять, но не успеть надоесть.
В отношении второстепенных героев хотелось бы подчеркнуть три важных пункта.
Во-первых, в развитии сюжета второстепенные персонажи играют ничуть не меньшую роль, чем главные герои. Их не так уж много, но каждый из них действительно важен, и добавлен в аниме не просто так. Проходных героев в Ergo Proxy нет. Прокси, с которыми пересекаются герои во время своего путешествия, олицетворяют эмоции и чувства: одиночество, любовь, самопожертвование, зависть, злость, отчаяние, и многие, многие другие. На примере людей и роботов нам демонстрируют многообразие характеров и людских стремлений, а также затрагивают важные философские вопросы вроде поиска смысла жизни. Для кого-то он заключается в служении своему хозяину, для кого-то – в походах по магазинам, а для кого-то – в бесконечной борьбе с голодом и захватчиками. Каждый, даже самый маловажный, персонаж выполняет предназначенную ему роль. В последнее время подобное практически не встречается.
Во-вторых, мне очень понравилось, что сценаристы не стали жалеть героев, и те в любой момент времени могли умереть. На то он и постапокалипсис, что никто в опасном мире не вечен, и каждый находится под постоянной угрозой смерти. Причем умирают герои не как-то пафосно, с возвышенными речами и действиями, а просто и быстро – так, как пристало умирать шестеренкам в механизме всеобщего благоденствия. Подобный элемент неожиданности с первых же секунд вынуждает присматриваться к новым персонажам с повышенным вниманием, ведь никогда не знаешь, когда они исчезнут навсегда.
В-третьих, среди персонажей нет строгого разделения на добрых и злых. В мире Ergo Proxy есть место лишь серым оттенкам, и потому первому впечатлению при просмотре доверять не стоит. Каждый герой преследует свои собственные цели и действует в соответствии со своими интересами. Всё зависит от точки зрения. Вот, казалось бы, откровенный злодей, преследующий главных героев, а на самом деле он всего лишь желает благополучия своему городу и обожает свою дочь. А вот добрый парень, лечащий больных людей, в свободное время генерирующий планы по уничтожению всего живого. Подобные неоднозначности в Ergo Proxy встречаются на каждом шагу, и для некоторых зрителей попытки разобраться в них могут показаться очень приятными.
Сюжет
Сюжетную составляющую Ergo Proxy можно легко поделить на четыре части, отличающиеся по динамике и насыщению:
1). Завязка. Серии 1-7. Зрителя вводят в курс дела, рассказывают про мир и постепенно расширяют его границы. Одним из многих интересных приемов повествования, использованных в Ergo Proxy, является то, что герои познают мир параллельно со зрителем. Зритель и персонажи находятся в абсолютно равных условиях.
2). Развитие действия, медленная часть. Серии 8-14. После довольно-таки бодрого старта сериал превращается в тягомотину. Серии практически целиком состоят из философских рассуждений, диалогов, флешбеков, и прочих лишних деталей. Количество по-настоящему важных событий можно посчитать по пальцам. Одиннадцатая серия является квинтэссенцией всего худшего, что есть в сериале: двадцать минут размышлений без пользы для сюжета или развития персонажей. Наиболее скучная часть сериала.
3). Развитие действия, быстрая часть. Серии 15-20. Тут в дело вступает разнообразие стилей и оригинальность, которые во многом покрывают нехватку динамики. Почти каждая серия здесь несет определенный смысл и тем или иным образом выделяется. К примеру, великолепными получились серии про викторину или парк развлечений. Даже, казалось бы, скучные серии вроде шестнадцатой про штиль, позволяют персонажам раскрыться с новых ракурсов. Лучшая часть сериала.
4). Развязка. Серии 21-23. Три серии, за которые представление о вселенной Ergo Proxy меняется с ног на голову. На зрителя сваливается такой поток информации, что с первого раза воспринять его будет очень непросто.
Как видите, в аниме есть удачные и неудачные промежутки. Ранее в обзоре, во время описания персонажей, я неоднократно упоминал про их развитие. Да, оно действительно имеет место быть. Однако проблема заключается в том, что герои меняются резко, буквально в пределах двух-трех серий. Это касается и Рил, и Винсента, и Дедала, и многих, многих других. И возникает закономерный вопрос: а был ли вообще смысл растягивать аниме на двадцать три серии, если во многих из них ровным счетом ничего не происходит? На мой взгляд, двадцать три эпизода – это слишком много. Некоторые серии я бы убрал за ненадобностью, либо же сократил их в несколько раз. Аниме оказалось неоправданно затянутым, и, как следствие, временами смотрится слишком тяжело. И дело тут не в сложности восприятия заложенного в него смысла, а в том, что эпизоды получились попросту скучными. Кому будет интересно двадцать минут наблюдать за разговором двух сущностей в голове у героя, да еще и наполненным флешбеками?
Для тех, кто посмотрел Ergo Proxy, но так и не понял происходящего, я приведу краткие разъяснения. Если вы еще не смотрели аниме, то вам лучше пропустить следующий абзац, дабы иметь возможность разобраться со всем самостоятельно. Это действительно интересно.
Из сильных сторон Ergo Proxy также хочется отметить ненавязчивость предоставляемой информации. При желании зритель может вообще не обращать внимание ни на философию, ни на различные культурные отсылки. Сценаристы Ergo Proxy на полную мощность использовали золотой принцип: “Покажи, а не расскажи”. Они показывают зрителю всё, но практически ничего не подают на блюдечке. Да, кому-то подобный подход покажется глупым, однако мне, как зрителю, который при просмотре аниме любит размышлять, он показался более чем оправданным. Далеко не вся информация в этом мире должна доставаться легко. К тому же, так приятно порой бывает додуматься до всего самостоятельно.
Рисовка
С первых же кадров в глаза бросается поддерживающаяся на протяжении всего сериала черно-белая гамма с редкими яркими элементами. В мире постапокалиптического будущего нет места вызывающим цветам и краскам. Подобный подход позволил с легкостью акцентировать внимание на важных деталях: к примеру, подчеркнутые синими тенями глаза Рил Мэйер или костюм Пино. Кроме того, это позволило сэкономить на рисовке и потратить освободившиеся ресурсы на более важные вещи. Одной из наиболее выдающихся черт Ergo Proxy является грамотное использование двухмерной и трехмерной анимации, что по меркам 2006 года можно назвать существенным достижением. Достаточно взглянуть на немногие сцены сражений, встречающиеся в аниме – их плавности и постановке позавидуют и многие современные тайтлы. Кроме того, в аниме встречаются и нестандартные графические стили и приемы. Среди слабых сторон рисовки можно выделить фоновые изображения, которые очень часто представляют собой лишь размытые стены или облака.
Музыка
Немаловажную роль в создании атмосферы постапокалиптического мира играет фоновая музыка – мрачная, тихая и минималистичная. Объединяясь с рисовкой, они создают внушающую страх и уважение картину. Созданием фоновых композиций занимался Ёшихиро Икэ (Yoshihiro Ike). Музыки в аниме немного – около двух часов, так что большую часть времени зритель вслушивается в тишину, что, впрочем, никак не мешает общему восприятию. Да, в любом другом случае малое количество запоминающихся фоновых композиций я бы назвал недостатком, но только не в Ergo Proxy. Даже наоборот – подобный нехитрый прием позволил в полной мере передать всю безысходность, ожидающую человечество за пределами начищенных стен купола. Опенинг Kiri в исполнении MONORAL бесподобен: чем дольше его смотришь и слушаешь, тем сильнее он нравится. Визуальный ряд в нем безупречен. В качестве эндинга был использован трек Paranoid Android, созданный в 1997 году всемирно известной группой Radiohead.
Оценки
Персонажи – 10.0. Очень редко встречается столь грамотное использование персонажей и их постепенное развитие.
Сюжет – 6.0. Глубокий, но очень медленный. Временами встречаются совершенно бесполезные серии, во время просмотра которых хочется спать.
Рисовка – 8.0. Для своего времени очень качественная. Особенно выделяется оригинальная цветовая гамма, позволяющая акцентировать внимание на важных деталях. Слабые фоны.
Музыка – 7.0. Великолепный опенинг, классный эндинг. Фоновая музыка атмосферна, но монотонна. Порой приходится слушать тишину.
Заключение
Ergo Proxy – это, пожалуй, одно из самых глубоких и сложных аниме, что когда-либо появлялось на свет: выдающееся с точки зрения вложенного смысла и философии, но далеко не самое успешное с точки зрения преподнесения заложенной в него информации. Из-за медленного развития сюжета смотреть Ergo Proxy становится попросту тяжело. Я неоднократно ловил себя на мысли, что мне тяжело заставить себя включить следующую серию. Вторая половина аниме добавляет разнообразия и динамики и смягчает гнетущее впечатление от первой половины, однако далеко не каждый зритель будет столь терпелив. Так что, перед началом просмотра ответьте себе на вопрос: “Зачем я смотрю аниме?” Если вы смотрите аниме, чтобы поразмышлять над смыслом жизни и серьезно задуматься, то Ergo Proxy будет великолепным вариантом времяпрепровождения. Если же вы хотите просто расслабиться, то лучше будет выбрать что-то другое. Ergo Proxy – это аниме, созданное не ради развлечения.