Про что дядя ваня чехова
Антон Чехов — Дядя Ваня:
Краткое содержание
Действие первое
Усадьба пожилого профессора-филолога в отставке Александра Владимировича Серебрякова. На террасе пьет чай доктор Михаил Львович Астров (ему около 40 лет): его вызвали к профессору в связи с обострением подагры. Впрочем, уже ясно, что он зря приехал: профессор на прогулке, его здоровье в норме.
Вместе со старой нянюшкой Мариной Астров подсчитывает, что застрял в этих краях на десять лет. «Заработался», стал налегать на водочку, стал чудаком – хорошо, хоть не дураком. Постарел, завел большие усы. Ко всему остыл, никем не дорожит. Да и жизнь, в сущности, «скучна, глупа, грязна». Только старушка няня ему чуток мила.
К беседе присоединяется 47-летний управляющий усадьбой Иван Петрович Войницкий (дядя Ваня). Он – еще и родственник профессора, брат его первой умершей жены. Усадьба – собственность не профессора, а семьи Войницких. Наследница ее – дочка профессора от первого брака Соня.
Войницкий когда-то боготворил профессора Серебрякова, считал великим ученым. Его усилиями профессор в городе ни в чем не знал нужды: Войницкий выжимал из усадьбы неплохой доход. Теперь он разочарован и обозлен: Серебряков болтун, бездарь, «мыльный пузырь», и в искусстве не смыслит.
Но при этом по всем статьям везучее его самого: сын дьячка – а стал ученым, всегда в почете, любимец женщин. Вот и теперь рядом с ним молодая (ей лет 27) красивая жена Елена Андреевна. А у Войницкого ни семьи, ни стоящего дела. Только старенькая любительница пофилософствовать мать Мария Васильевна. Приезд Серебрякова выбил из рабочей колеи его и домочадцев.
На минутку появляется профессор – и тут же удаляется в кабинет. За чай садится неунывающий разоренный помещик Илья Ильич Телегин (рябой Вафля), друг семьи, крестный Сони. Он убежден, что в мире и в доме все идет как надо. Хотя жена его сбежала с другим, овдовела, а он долгие годы содержал ее и чужих детей.
Вместе с Телегиным к столу подходят жена профессора Елена Андреевна и его дочка Соня. Войницкий с отчаяния влюблен в чужую жену, но та не отвечает на его чувства. Соня 6 лет неравнодушна к Астрову. Она в восторге от его увлечения возрождением лесов в уезде. Сам Астров хочет этим принести хоть какую-то пользу человечеству.
Улучив минутку, Войницкий в который раз объясняется в любви к Елене Андреевне, и в ненависти к ее мужу. Она отвечает, что муж ее «такой же, как и все», и ненависти не заслужил.
Действие второе
У Серебрякова бессонница, он изводит капризами жену и дочь. Грозится скоро умереть, оставить всех в покое. Только Марине понятны его жалобы: «Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко». Она уводит профессора спать.
Елена Андреевна изрекает: «Неблагополучно в этом доме», все презирают и тиранят друг друга. И она сама ничем не лучше. Пьяный Войницкий пытается удержать ее, но женщина уходит. К нему присоединяется столь же пьяный Астров.
Во хмелю оба еще могут мечтать, строить планы. «Когда нет настоящей жизни, живут миражами». Соня уговаривает дядю не пить, отправляет его спать. Потом просит Астрова не губить себя, свои таланты, внешность, наконец. И намекает, что к нему неравнодушна некая девушка. Астров клянется не пить. А на любовь у него нет сил: «испошлился», устал от работы на износ.
Вот разве что красота Елены Андреевны чуть-чуть волнует. Но это не всерьез. Да и она – всего лишь привлекательная бездельница. А «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он любит жизнь, но не «уездную, русскую, обывательскую». Как врач, он переживает, что не всех пациентов смог спасти.
Оставшись одна, Соня горюет, что не красавица. Приходит Елена Андреевна. Они чуток выпивают, откровенничают друг с другом. Елена Андреевна уверяет, что венчалась с ее отцом не по расчету. Она была очарована его ученостью. А теперь несчастна.
Делится, что ей очень понравился Астров. В нем есть внутренняя свобода, обаяние личности. Елена Андреевна, в прошлом выпускница консерватории, порывается сесть за пианино, излить душу в звуках, но нельзя: больной муж не любит музыки.
Действие третье
Профессор собирает домашних, чтобы что-то сообщить. Елена Андреевна мается от скуки. Соня советует ей заняться хозяйством, учительствовать для народа. Но в Елене Андреевне нет энтузиазма для таких дел. Больше всего ей хочется, как птице, вырваться на свободу, улететь в другую жизнь. Она предлагает Соне разузнать – любит ли «бедную девочку» Астров.
Астров и впрямь зачастил в их дом. Его привлекает внешность Елены Андреевны. Для приличия она рассматривает с ним карту уезда. Он рассуждает об оскудении природных богатств. Заходит разговор о Соне. Астров говорит, что не любит ее. Елена Андреевна просит его больше не приезжать – так Соне будет легче его забыть. Охваченный страстью, Астров обнимает и целует Елену Андреевну. Ей доктор нравится, но интрижка за спиной у мужа противна. Их застает Войницкий. Елена Андреевна требует, чтобы он помог ей и мужу покинуть этот дом.
Серебряков всем объявляет, что решил продать усадьбу. Жизнь в деревне ему не по нутру. Часть денег он переведет в процентные бумаги, а на остаток купит дачку в Финляндии. Войницкий в ужасе. Когда-то он отдал сестре свою часть дома. А теперь его с матерью вышвыривают вон. А как же годы беззаветного служения профессору, экономия каждой копейки для него. Он обвиняет профессора в своей неудавшейся жизни, зовет его врагом. Тот отвечает, что Войницкий – ничтожество, безумец. Войницкий убегает. Все хором просят профессора идти за ним и успокоить.
Войницкий в комнате хватает револьвер и дважды стреляет в профессора: мимо. Потом хватается за голову: до чего он дошел.
Действие четвертое
Войницкий с няней обсуждают отъезд профессора с женой в Харьков. Теперь жизнь потечет «по-старому». Астров требует, чтоб Войницкий вернул ему выкраденный пузырек с морфием. Ему недосуг потом вскрывать самоубийцу. Войницкому смешно: два выстрела – и оба с промашкой. И все забыли об этой выходке, будто он и впрямь безумец. Он спрашивает Астрова: как начать новую жизнь? Чем занять ее? Тот отвечает: поздно. Да и вообще: быть чудаком – нормально. Только Соне удается уговорить «бедного дядю Ваню» вернуть морфий доктору.
Перед отъездом Войницкого мирят с профессором. Войницкий обещает, что будет высылать деньги, как и раньше. Елена Андреевна прощается с Астровым. Ее забавляет
этот человек. Она сама тепло обнимает его. А Астров констатирует: Серебряковы внесли разлад и в этот дом, и в его жизнь. Он забросил пациентов и леса, а в доме все крутилось вокруг подагры и красавицы Елены.
Серебряков прощается фразой: «Надо, господа, дело делать!» Войницкий хочет занять себя работой. Вместе с Соней он садится за проверку счетов. Астров тоже отбывает. Соне грустно, но она уговаривает себя и дядю потерпеть. Потом за гробом Бог пожалеет их, несчастных, горемычных, и даст им отдых, «жизнь светлую и прекрасную» и «небо в алмазах».
Читательский дневник по пьесе «Дядя Ваня» Чехова
Сюжет
Деревенская усадьба первой покойной жены старого профессора Серебрякова. Долгие годы он жил на доходы от нее, теперь из экономии решил поселиться насовсем. С ним молодая жена Елена Андреевна. В доме их встречают старая Войницкая (мать первой жены), ее сын Иван Петрович (дядя Ваня), дочка профессора Соня. Именно они гордились ученым профессором, содержали его. Теперь Войницкому ясно, что Серебряков – бездарный и неблагодарный человек. В доме бывает его приятель врач Астров, человек умный, увлеченный возрождением лесов. Обоих мучает неудовлетворенность жизнью.
Войницкий безответно любит жену Серебрякова, а Соня – Астрова. Сам доктор от скуки тоже увлечен красавицей Еленой. Серебряков задумал заняться продажей дома, а после прикупить дачку в Финляндии. Войницкий пытается пристрелить его. В итоге Серебряковы уезжают в город. Жизнь входит в свою колею: Войницкий с Соней и старой няней хозяйствуют, сидят над счетами, шлют деньги профессору. Оба решили дотерпеть эту горькую жизнь без счастья, цели, в надежде отдохнуть, порадоваться после смерти.
Отзыв
Скептический, грустный взгляд на народ и интеллигенцию, провинциальную жизнь, русскую действительность. Тема призвания врача, поиска смысла в жизни, жажды приносить пользу людям, защиты природы. Душевная разобщенность, разочарованность героев, неприятие пошлости, эгоизма. У каждого своя правда. Не следует делать из человека кумира.
Тема семьи, воспитания, самопожертвования ради близких, неудачной супружеской жизни. Герои любят, но не любимы. Астров – человек стойкий, человечный, в каком-то смысле романтик. Старушка няня как символ примирения, жалости. Приспособленчество и мещанство – зло для человека с совестью. Героями, как и всеми людьми, движет мечта о лучшей жизни.
История написания
В 1889 г. Чехов написал комедию «Леший», однако через время решает полностью переделать произведение. Хотя спектакль уже был поставлен в таком виде и премьера проходила с успехом, писатель был неудовлетворен результатом. Так появляется новый текст пьесы «Дядя Ваня». Полностью автор завершает работу в 1896 г.
В обновленном варианте использовались выдержки из дневника писателя, который заносил в него наблюдения из жизни, а после переносил их в свои произведения. Помимо этого, он полностью поменял структуру повести. Так, история написания «Дяди Вани» началась с «Лешего», который показался автору не очень удачным, потому он после премьеры убрал пьесу из репертуара, сделав из нее нечто новое, то, что критики в своих рецензиях после назовут «лучшей работой Чехова». Однако это произойдет совершенно не сразу.
Новый взгляд писателя на театр не воспринимали в обществе: спектакль «Чайка», к примеру, в том же 1896 г. полностью провалился. Затем Чехов переделывает «Дядю Ваню» в повесть, но не успевает по времени и ее печатают уже как пьесу. Но, невзирая на неоднозначную и резонансную карьеру писателя, к нему постепенно стекаются предложения о постановке нового произведения.
Жанр и направление
Это произведение реалистического направления. В пьесе писатель пытается достоверно и понятно описать реальную действительность. Ее герои тщательно проработаны, а разные тонкие детали позволяют создать нужную атмосферу. Описанная автором ситуация могла на самом деле случиться в обычной жизни.
Но модернизм наложил свой след на драматургию Антона Павловича. Для своего времени писатель являлся новатором, его не воспринимали. Большинство зрителей видели только точный сюжет и были разочарованными, поскольку не видели интриги и конфликта.
Однако вместо этого Чехов, который стал родоначальником театра абсурда, предлагает зрителю глубокий социальный и психологический конфликт, где главные персонажи переживают внутри себя. На это указывают случайные движения и звуки, жесты и реплики. Только через время произведение автора стало понятно публике.
Как и с остальными пьесами писателя, точно определить жанр «Дяди Вани» сложно. Непосредственно Чехов определил это так: «Не комедия, не драма — просто сцены…». Сегодня произведение определено как трагикомедия. Оно наполнено множеством комичных диалогов, сцен, разборок между героями, но все это служит только прикрытием для трагического сюжета о разочаровании в жизни и сложной судьбе человека.
Конфликт и композиция
Композиция произведения является классической. Оно делится на четыре действия:
При этом к особенности конфликтов можно отнести их моральную серость. Сложно определить, какая сторона зло, а какая — добро. Произведение дает большой простор для фантазии. Обычно каждый зритель делает для себя собственный вывод.
Краткое содержание
Профессор Серебряков из-за материальных сложностей переезжает в поместье своей умершей первой супруги, в котором хозяйничают брат покойной жены — Иван Войницкий и дочка профессора от первого брака — София.
Иван переживает кризис мировоззрения, он разочаровывается в собственной жизни и в Серебрякове, поскольку до этого его боготворил и постоянно поддерживал финансами в ущерб себе и поместью. Сейчас же Ванечка считает профессора ничтожеством.
На фоне этого появляется любовный треугольник между Софьей, доктором Астровым и супругой Серебрякова — Еленой, который ничем не заканчивается, но еще сильнее раздражает Войницкого, который любит Елену.
Неожиданно профессор собирает семейный совет, где предлагает продать поместье Ивана, а на вырученные средства приобрести более доходный участок земли. Войницкий впадает в ярость и не хочет продавать владение сестры. Между ними начинается ссора, заканчивающаяся тем, что Иван стреляет в Серебрякова, однако промахивается.
Произведение завершается примирением Ивана и профессора, последний с супругой переезжает в Харьков. Софья и Войницкий остаются в поместье, пообещав и в дальнейшем помогать материально Серебрякову.
Главные персонажи
Характеристика главных героев построена в виде иерархии. Существуют лентяи, находящиеся на содержании, и обычные работяги, несчастные в кабальном труде:
Основная тематика
Описанная тема в пьесе вполне современна, поскольку публика постоянно заполняет театры, чтобы посмотреть ее. Чехов в своем произведении попытался раскрыть такие моменты:
Проблематика в пьесе
Проблематика в произведении также актуальна для современных людей. Чехов поднимает следующие проблемы:
«Дядя Ваня» показывает трудности человеческой жизни. Основная идея писателя является неизменной: жизнь — это активное мышление, проявление чувств, а не просто нахождение на обочине.
История создания и актуальность пьесы
Пьеса «Дядя Ваня» — это результат переделки комедии Чехова «Леший», успешно опубликованной в 1890 году и написанной годом ранее. После написания пьесы «Чайка» автор по какой-то причине решил переписать комедию, представив её в формате сцен из деревенской жизни в четырёх действиях и уже с новым названием. Окончательная работа над произведением была закончена в 1896 году. Примечательно, но и в первом, и во втором варианте пьеса имела успех. Её публиковали в известных изданиях, по её сюжету ставились спектакли:
Тема сюжета «Дяди Вани» актуальна как во времена Чехова, так и сегодня. Она рассматривает основные социальные и нравственные проблемы общества на примере разнохарактерных героев пьесы. Доказательством её популярности служит множество театральных постановок и экранизаций в России и за рубежом.
Действующие лица
Действие пьесы начинается со сцены чаепития в саду. После первых же фраз становится очевидно, что взаимоотношения между героями натянутые, в поместье нет мира и согласия. В усадьбе проживает несколько человек, тесно взаимосвязанных друг с другом:
Это главные персонажи пьесы, без которых краткое содержание «Дяди Вани» будет непонятным. На момент завязки сюжета в усадьбе собираются все действующие лица.
Краткое содержание произведения
Из города приезжает профессор, будучи не в состоянии финансово обеспечить себе вольготную жизнь. С ним приезжает и молодая супруга, признающаяся в том, что несчастлива в браке. Осознав, что значительную часть своей жизни он попросту загубил, Войницкий стремится наверстать упущенное, пытаясь заслужить любовь Елены Андреевны.
Соня влюблена в Астрова, но тот как будто её не замечает. В разговоре с Серебряковой он объясняет, что считает её падчерицу некрасивой, и в свою очередь признаётся в чувствах к ней, пытаясь склонить к близким отношениям.
Развязка наступает в тот момент, когда Александр Войницкий заявляет, что собирается продавать поместье. Объясняет своё решение тем, что хочет жить согласно своим потребностям. В планах у него купить дачу в Финляндии, а оставшиеся деньги положить под проценты, на которые и жить припеваючи. Эта новость потрясла и дядю Ваню, и Соню. Войницкий, долго сдерживающийся, наконец, высказывает своему зятю всё, что о нём думает.
До этого события Иван Петрович понимает своё заблуждение не только относительно гениальности своего зятя, но и взаимности своих чувств. Случайно застав Елену с Астровым, он понимает, что она не предаст своего супруга, хоть и мечтает о молодом муже.
Ситуация налаживается: Серебряков отказывается от продажи усадьбы, в обмен на это дядя Ваня обещает переводить ему достаточные суммы. Елена с мужем возвращается в город, с ними вместе покидает поместье и доктор Астров, разбивая сердце Соне.
Последствия надуманных идеалов
«Дядя Ваня» — история о том, что нельзя жить в мечтах. Необходимо совершать поступки в реальности, чтобы спустя годы не оглядываться назад в прошлое с горечью, жалея об упущенном времени. Не только Войницкий, но и остальные герои не смогли воспользоваться предоставленными возможностями, чтобы добиться целей. По большей части им мешали надуманные идеалы:
Оставшись одни, Соня и Иван Петрович ничего не меняют в своей жизни. Понимая, что их мечты о личном счастье не сбудутся, они с покорностью принимаются за привычную нудную работу. Дядя Ваня постоянно ноет, а Сонечка лишь поддакивает ему, соглашаясь, что в этом их судьба и смысл жизни, и что «им до смерти суждено не видеть радости, а лишь трудиться для других и потом покорно умереть». Но в этом только их вина.
Для читательского дневника может быть использовано такое краткое содержание. «Дядя Ваня» Чехова — классика отечественной и мировой литературы, заставляющая каждого задуматься о собственной жизни.
Анализ пьесы «Дядя Ваня» (А. П. Чехов)
Пьесы Чехова представляют собой нечто уникальное в русской литературе. Пожалуй, именно этот писатель довёл психологизм русской классической литературы до его исторического пика. Пьеса Чехова «Дядя Ваня» по праву считается одним из лучших творений писателя и одной из лучших русских драм, актуальность которой со временем нисколько не убывает. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
История создания
Творческая история написания «Дяди Вани» началась с другой пьесы Чехова – «Леший», рассказывавшей о жизни интеллигентов в провинциальном имении и их конфликте вокруг продажи леса. Однако Чехов оказался не удовлетворен итоговым результатом, а потому решил, взяв за основу «Лешего», создать принципиально другую пьесу.
Несмотря на серьезные различия, в «Дяде Ване» прослеживаются некоторые детали из «Лешего». Имение в глухой провинции, отставной профессор с финансовыми затруднениями, его противостояние по этому вопросу с одним из центральных персонажей, деятельность Астрова по спасению лесов. Всё это, пусть и не явно, но выявляет определённую связь между двумя пьесами.
Направление и жанр
«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.
Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали. Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя. О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей.
Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…». На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией. Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.
Композиция и конфликт
Композиция пьесы классическая. Она поделена на четыре действия.
Так же особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается их моральной серости. Довольно трудно понять, какая сторона конфликта является добром, а какая — злом. Пьеса даёт огромный простор для фантазии и рассуждений. Как правило каждый читатель приходит к своему выводу, непохожему на выводы окружающих.
Суть: о чём?
Профессор Серебряков вынужден из-за финансовых трудностей переехать в имение своей почившей первой жены, где заведуют его шурин – Иван Войницкий и помогающая ему дочь Серебрякова от первого брака — Софья.
Войницкий переживает мировоззренческий кризис, разочаровавшись в своей жизни и профессоре Серебрякове, которого он ранее боготворил и всячески поддерживал деньгами во вред себе и имению. Теперь же Иван считает Серебрякова ничтожеством и мошенником.
На фоне этого разворачивается и любовный треугольник между женой профессора – Еленой, доктором Астровым и Софьей, который, однако, ни к чему не приводит, а только лишь ещё больше раздражает Ивана, который явно неравнодушен к Елене.
Внезапно Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает продать имение Войницких, а на полученные деньги купить более доходный земельный участок. Иван приходит в ярость и отказывается продавать имение сестры. Между ним и профессором начинается словесная перепалка, которая заканчивается тем, что Войницкий дважды стреляет из ружья в профессора, но промахивается.
Пьеса заканчивается примирением Войницкого и Серебрякова, который с женой уезжает в Харьков. Иван и Софья остаются в имении, пообещав и дальше снабжать профессора деньгами.
Главные герои и их характеристика
Система образов в пьесе «Дядя Ваня» выстроена в виде строгой иерархии. Есть трутни и лентяи, которых содержат ничем не примечательные труженики, глубоко несчастные в своем кабальном труде. Многомудрый Литрекон объединил их в одну таблицу.
герои пьесы «дядя ваня» | характеристика |
иван войницкий (дядя ваня) | уже не молодой мужчина — добрый, покорный и слабовольный неудачник. на протяжении всей своей жизни только отдавал и был дойной коровой для всего семейства. отказался от своей части наследства, чтобы семья смогла купить имение для сестры. когда сестра вышла замуж, он управлял её имением, выжимая из него последние соки, чтобы обеспечить профессора деньгами. на момент начала пьесы иван предстаёт перед нами полностью разочаровавшимся в своей жизни человеком, он считает, что зря потратил свои лучшие годы на содержание профессора, которого считает бездарностью. по ходу пьесы эмоциональное состояние войницкого ухудшается, что приводит сначала к попытке убийства серебрякова, а потом к краже морфия у астрова с целью покончить жизнь самоубийством. в конце пьесы войницкий, по всей видимости, смиряется со своей судьбой и продолжает влачить своё незавидное существование. |
софья серебрякова | дочь профессора от первого брака. добра, скромна и трудолюбива. испытывает чувства к доктору астрову, который не отвечает её взаимностью. является последней отрадой дяди вани, поддерживающей в нём жизнь. в конце пьесы остаётся вместе с войницким в имении и произносит монолог о тяжёлой жизни, после которой их ждёт покой и рай. она некрасива, живет в глуши, работает за двоих и все деньги отдает отцу. но все же она старается сохранить веру в жизнь, хоть и с помощью алкоголя. |
михаил львович астров | врач и владелец имения. деятельный, умный и энергичный человек, занимающийся посадкой новых лесов. в то же время жалуется на усталость и притупление чувств. местность, где не с кем поговорить, действует на него удручающе. разочарован в жизни, не способен на глубокие чувства, чем и объясняет свою холодность к софье. |
елена андреевна серебрякова | жена профессора. красивая, но пустая и скучная женщина 27 лет. полюбила серебрякова из-за его авторитета и научной деятельности, однако вскоре поняла, что любовь эта была ошибкой. страдает в браке с капризным и холодным профессором, который годится ей в отцы. чувствуя напряжение в имении, елена очень тревожится, но не может ничего с этим поделать |
профессор серебряков | пожилой профессор. по словам дяди вани, мошенник и лжеучёный, однако прямых подтверждений этому нет. капризен и самодоволен, но оправдывает это своим почтенным возрастом. он часто ноет, жалуется и привлекает внимание. эгоист. оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников. принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу. |
Тематика пьесы «Дядя Ваня» весьма современна, ведь сотни зрителей вновь и вновь заполняют театральные залы, чтобы увидеть ее.
Проблемы
Проблематика пьесы «Дядя Ваня» не менее интересна современному зрителю и читателю:
Основная идея
Чехов изобразил в своей пьесе вырождение русской интеллигенции, которая из локомотива, двигавшего русское общество в будущее, превратилось в новых паразитов – мещан, которых не интересует ничего, кроме них самих. Смысл пьесы «Дядя Ваня» заключается в том, что ограниченность интересов и узость взглядов порабощают человека и опустошают его душу. Пошлый эгоизм, сытое мещанство, дистанцирование от вопросов и проблем общества — все это сводит человеческую личность к минимуму базовых функций.
Также Чехов показал трудность человеческой жизни, и то разложение, которому подвергается человек, который перестаёт бороться и покорно плывёт по течению. Главная мысль Чехова остается неизменной: жизнь — это активность в мышлении, чувстве и действии, а не праздное пребывание на обочине.
Критика
Как и многие творения Чехова, «Дядя Ваня» не был сразу понят и принят читателями и критиками, которые не оценили новаторства писателя.
Я внимательно перечел «Дядю Ваню» и с грустью должен сказать Вам, что Вы, по моему мнению, испортили «Лешего». Вы его окромсали, свели к конспекту и обезличили. У Вас был великолепный комический негодяй: он исчез, а он был нужен для внутренней симметрии, да и шалопаи этого пошиба, с пышным и ярким оперением, у Вас выходят особенно удачно. Для пьесы он был дорог, внося юмористическую нотку. Второй, по-моему, еще более тяжкий грех: изменение хода пьесы. Самоубийство в 3-м и ночная сцена у реки с чайным столом в 4-м, возвращение жены к доктору — все это было новее, смелее, интереснее, чем теперешний конец. (А.И. Урусов)
Незаконченность как идея пьесы есть в то же время и форма чеховского творчества. Краски все бледноватые, не докончены ни фигуры, ни сцены, ни положения. Это лишает талантливое произведение г. Чехова того успеха, которого оно по праву заслуживает. Драматическое произведение заключается в смене положений, ярких и определенных, и требует письма немного грубого и декоративного. Полутени пропадают, а остается впечатление утомительного однообразия. Из ст.: Кугель А.Р. Дядя Ваня // Театр и искусство. 1898. 2 авг. (Цит. по: Флемминг, с. 296).
Зато люди из творческой среды еще тогда поняли и восторженно встретили художественное своеобразие новой драматургии:
На днях смотрел «Дядю Ваню», смотрел и — плакал как баба, хотя я человек далеко не нервный, пришел домой оглушенный, измятый вашей пьесой, написал вам длинное письмо и — порвал его. Не скажешь хорошо и ясно того, что вызывает эта пьеса в душе, но я чувствовал, глядя на ее героев: как будто меня перепиливают тупой пилой. Ходят зубцы прямо по сердцу и сердце сжимается под ними, стонет, рвется. Для меня — это страшная вещь, Ваш «Дядя Ваня», это совершенно новый вид драматического искусства, молот, которым Вы бьете по пустым башкам публики. Все-таки она непобедима в своем туподушии и плохо понимает вас и в «Чайке» и в «Дяде». (М. Горький)
Я видел «Дядю Ваню», по моему мнению, это лучшая русская пьеса за последние 20 лет, я поставлю ее много выше «Чайки», мне она кажется даже чем-то совсем особенным; в «Чайке» чувствуешь театр, сцену, а в «Ване» сама жизнь и оттого сначала как-то даже дико и странно. А потом, как вглядишься, чувствуешь трепетанье живой жизни… Но пьеса слишком интеллигентна, средней публике, массе, едва ли по плечу… Н.И. Коробов, доктор, товарищ Чехова по университету, 17 января 1900 г.
Интересную реакцию маститых критиков из политической среды описал режиссер-постановщик пьесы — легендарный Немирович-Данченко:
Любопытно по невероятному упрямству отношение к «Дяде Ване» профессоров московского отделения Театрально-литературного комитета. Стороженко писал мне в приписке к одному деловому письмецу: «Говорят, у вас “Дядя Ваня” имеет большой успех. Если это правда, то вы сделали чудо». Но так как чудесам профессора не верят, то они говорили в одном кружке так: «Если “Дядя Ваня” имеет успех, то это жульнический театр».
Никак не могу уловить смысла этого эпитета. Вероятно, у Стороженко предположение, что публика наша проводится сначала в какие-то кулуары, где ее опаивают гашишем и одуряют морфием.
В предпоследний раз (10-й), в среду, в театре (переполненном) были великий князь с великой княгиней и Победоносцев. Вчера я с Алексеевым ездили к великому князю благодарить за посещение. Они говорят, что в течение двух дней, за обедом, ужином, чаем, у них во дворце только и говорили что о «Дяде Ване», что эта странная для них действительность произвела на них такое впечатление, что они ни о чем больше не могли думать. Один из адъютантов говорил мне: «Что это за пьеса “Дядя Ваня”? Великий князь и великая княгиня ни о чем другом не говорят».
Итак, «жульнический» театр (черт знает, как глупо) всколыхнул даже таких господ, которые и сверчка-то отродясь живого не слыхали.
А Победоносцев говорил (по словам великого князя), что он уже много лет не бывал в драматическом театре и ехал неохотно, но тут до того был охвачен и подавлен, что ставит вопрос: что оставляют актеры для семьи, если они так отдают себя сцене?!
Всякий делает свои выводы…
При жизни Чехова пьеса не обрела большой популярности, опередив своё время. Лишь в советское время литературоведы оценили по достоинству драматургию Чехова. Интересно, что даже Л.Н. Толстому не понравилась пьеса, хотя он очень высоко ставил творчество Чехова:
Толстому не понравился мой любимейший «Дядя Ваня», хотя он очень чтит и ценит вас как писателя… «Где драма?» — вопил гениальный писатель, — «в чем она?», «пьеса топчется на одном месте»…». Затем Толстой заявил, что Астров и дядя Ваня – дрянь люди, бездельники, бегущие от дела и деревни, как места спасения… А.А. Санин, режиссер, январь 1900 г.
В наши же дни «Дядя Ваня» и другие пьесы Чехова являются общепризнанными шедеврами русской драматургии.