Про что басня свинья под дубом
Мораль басни «Свинья под дубом», краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл | Крылов
«Свинья под дубом». Художник И. Семенов |
Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г.
Сходные темы до Крылова разрабатывали Эзоп («Пешеходы и Явор»), Лессинг («Дуб и Свинья»), а также М. Базилевичева, В. Папышев и др.
В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом» Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть и смысл.
Краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом» (краткий пересказ, анализ, суть, смысл)
Краткий пересказ басни «Свинья под дубом»
Главная героиня басни, свинья, пасется под старым, вековым дубом. Ей очень нравится есть желуди, которые падают с этого дерева. Однажды свинья начинает подрывать корни у дуба. Ворон, сидяший на дереве, объясняет ей, что она вредит дубу, но та отвечает, что ее все это не волнует. Тогда дуб обращается к свинье, обвиняя ее в неблагодарности. Он пытается объяснить ей, что любимые ею желуди растут на дубе, а не падают с неба. К сожалению, свинья физически не может поднять рыло к небу и увидеть, как желуди растут на дубе. Она остается при своем мнении и, судя по всему, продолжает вредить дубу.
Мораль басни «Свинья под дубом»
«Свинья под дубом». Иллюстрация К. И. Рудакова |
Мораль басни «Свинья под дубом» заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.
Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:
Также басня «Свинья под дубом» несет в себе и следующую идею: невежественные, ограниченные люди могут порой представлять угрозу цивилизованному, культурному обществу. Невежды не способны ценить, беречь и уважать то, что важно для образованных, развитых людей. Невежды не уважают то, что сделано другими (это может быть культурное, научное наследие, созданное 10, 100 или 1000 лет назад).
При этом невежды не понимают, что они вредят не только другим, но и себе и своим потомкам (разрушив дуб, свинья может остаться без желудей). К сожалению, невежды часто гордятся своим невежеством и не способны прислушаться к мнению окружающих (ворон и дуб, судя по всему, оказываются не в силах переубедить свинью).
Вероятно, в этой басне Крылов имеет в виду не только тех, кто просто ругает науку и образование, но и тех, кто на деле препятствует их развитию.
Мораль басни «Свинья под дубом», по мнению критиков, заключается в следуюшем:
«Нередко встречаются люди, которые по невежеству своему никак не могут видеть и понять того, что для человека здраво рассуждающего вполне ясно. Такие люди видят только то, что у них, так сказать, под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая мысль выражена Крыловым в его басне «Свинья под дубом».» («Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
«Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Часто при этом бывает, что грубое невежество идет рука об руку с гнусной неблагодарностью. («Свинья под дубом»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
«Образ свиньи у Крылова превосходен: она наелась до отвала, выспалась и потом стала подрывать рылом корни у дуба, желуди которого ела. Пусть отвращение к этому образу глубоко проникнет в душу детей, чтобы они и потом, когда придется действовать в более широком кругу, крепко стояли за образование.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Одной из ярких иллюстраций к басне «Свинья под дубом» может служить пьеса «Недоросль» Фонвизина. Как известно, недоросль Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться». Мать Митрофана, госпожа Простакова, нанимает сыну учителей, но делает это только для видимости, потому что не видит смысла в образовании.
Таковы мораль и краткое содержание басни «Свинья под дубом» Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.
17. Басня Крылова Свинья под дубом. Русский язык, литература
Анализ и мораль басни — Свинья под дубом. Русский язык и литература
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды
Мораль басни
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Свинья под дубом
Только невежи ругают науку, не понимая, что имено ей обязаны благам.
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»
Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.
«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»
Анализ басни Свинья под дубом
Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.
Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.
В роли главного героя в данном произведении выступает свинья, которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной. Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.
Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»
Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.
«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»
Краткое содержание
Свинья поела желудей и легла спать под дубом. Когда проснулась начала рыть корни дуба. И не понимает свинья, что желуде растут на дубе.
Сюжетная линия
Произведение представляет собой иронический рассказ. Идеей написания стали жизненные проблемы, о которых в то время говорить открыто запрещалось. Действующими персонажами басни являются ворон и свинья. Автор представил образы с противоположными характерами, выступающие в роли порока и добродетели. С этим произведением дети знакомятся на уроках русской литературы в 5 классе.
История создания начинается с эпизода жизни свиньи, которая нашла ветвистый дуб с больши́м количеством желудей. Она начинает их есть. После отдыха она принимается рыть корни и искать новую пищу.
Ворон сидел на макушке дерева и все это время пристально наблюдал за действиями свиньи. В басне птица представлена как здравомыслящий персонаж. Такая характеристика помогает доказать читателям, что на любое глупое существо найдется умное и подскажет, как правильно поступить. Главное — это уметь слушать.
Ворон делает замечание свинье о том, что ее рытье может навредить всему дереву. Поврежденные корни высохнут, и дуб полностью погибнет.
Свинья не хочет слушать пернатого и говорит, что какова дальнейшая судьба дерева, ей вовсе не интересно. Она хочет есть и будет продолжать свои действия. Животное не осознает, что под высохшим дубом она больше не сможет полакомиться желудями.
Если разбирать произведение подробно и по плану, то можно увидеть, что эта история описывает особенность значения каждой мелочи в жизни человека.
Посредством аллегории и представленных образов писатель хочет донести до читателей, что нельзя губить начало. Благодаря использованию художественных приемов, баснописец аллегорически изображает людей, которые не желают принимать научные труды, но при этом используют их результат в жизни, не чувствуя при этом угрызений совести и благодарности.
Шутливая форма описания содержит в себе мораль. Говоря своими словами, басня «Свинья под дубом» — это олицетворение невоспитанности и примитивного мышления. А также в произведении высмеиваются и другие общественные пороки, например:
Люди, которые думают только о себе, не понимают, какой вред причиняют своими действиями окружающим.
Образ животного, который помогает раскрыть мораль басни «Свинья и дуб», представлен автором как наглый, упрямый и некультурный персонаж, думающий только о своем брюхе.
Суть басни
Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:
Мораль «Свинья под дубом» высмеивает тему эгоизма. Некоторые не замечают других вокруг себя и пользуются благами, которые предоставляет природа, самостоятельно, при этом ругая и упрекая других.
Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.
Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.
Иван Крылов — Свинья под дубом (Басня): Стих
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
____________
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Анализ / мораль басни «Свинья под дубом» Крылова
Впервые вниманию читающей публики «Свинья под дубом» Ивана Андреевича Крылова была предложена на страницах «Северной пчелы».
Басня написана примерно в 1823 году. Ее автору в эту пору 54 года, он занимается каталогизацией в Публичной библиотеке, его произведения переводятся на европейские языки, а сам он неоднократно награжден как лучший баснописец страны. Размер традиционен для И. Крылова – ямб, излюбленной рифмовке он также не изменяет: есть и перекрестная, и смежная, и опоясывающая. Произведение нравоучительно, есть в нем и социальная заостренность, сходный сюжет можно отыскать и у Эзопа. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт. Итак, «Свинья наелась жолудей» (слово написано в устаревшей орфографии). «До-сыта, до-отвала»: еще один пример устаревшего правописания слов и ударения в них. Следом она еще и «выспалась под ним» (один из типичных для басен И. Крылова приставочных глаголов, придающих особый колорит истории). «Глаза продравши»: просторечие, как и «рыло». Героиня подрывает корни дерева. Вступает второе действующее лицо, Ворон: оно засохнуть может. «Хоть век его не будь»: гипербола. Обнаруживается невежество Свиньи, которая не видит связи между деревом и его плодами, все время роется в земле, не поднимая голову. «Я от них жирею»: налицо животный эгоцентризм. В разговор включается и сам Дуб, наградивший героиню эпитетом «неблагодарная!» Приставочный глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство немногих сказанных им слов. «Эти жолуди на мне растут». Кажется, Свинья слышит только саму себя. Чем заканчивается сама история, остается только догадываться. Была ли Свинья пристыжена или пропустила справедливый упрек мимо ушей? Мораль басни переводит конфликт в область широкой метафоры, перенесенной на человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». А между тем, даже и они пользуются плодами «ученых трудов». Писатель добавляет, что такие люди находятся «в ослепленье», то есть, их можно и пожалеть. Впрочем, если Свиней становится много, то достанется не только Дубам, но и Воронам. И противостоять они этому, похоже, не в силах. Кстати говоря, оба положительных образа басни традиционно ассоциируются с долголетием, мудростью, знанием.
Дидактический посыл «Свиньи под дубом» И. Крылова широко используется в отечественной педагогике.
Крылов Иван басня «Свинья под дубом»
Читательский дневник по басне «Свинья под дубом» Ивана Крылова
Название произведения: «Свинья под дубом».
Жанр произведения: басня.
Главные герои: Свинья, Дуб, Ворон.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Свинья — ненасытная, наглая и глупая.
Ворон — умный, мудрый и правильный.
Дуб — щедрый, добрый, возмущался неблагодарностью свиньи.
Краткое содержание басни «Свинья под дубом»
Свинья ела жёлуди, потом спала под дубом, а проснувшись стала подрывать корни.
Мудрый ворон пытался образумить её, говоря, что без корней дуб может погибнуть.
Но свинья отвечала, что ей нет дела до дуба.
Пусть он совсем высохнет.
Ведь ей нужны только жёлуди, от которых она жиреет.
И тут подал голос дуб.
Он назвал свинью неблагодарной и предложил взглянуть вверх.
Ведь её любимые жёлуди росли на дереве.
План басни:
Основная мысль произведения «Свинья под дубом»
Мораль басни в том, что всегда нужно помнить о тех, кто нам помогает и быть благодарными.
Главная мысль басни состоит в том, что нельзя забывать о людях, которые когда-либо помогали нам чего-то достичь.
Основная идея басни в том, что нельзя быть неблагодарными.
Чему учит басня
Басня учит быть умными, благодарными за чужие способности и старания.
Учит быть не ленивыми, а рассудительными и любознательными.
Учит нас не зацикливаться на своих желаниях, но и думать про других.
Краткий отзыв о басне «Свинья под дубом» для читательского дневника
Прочитав эту басню, я подумала о том, что в мире действительно много неблагодарных людей.
Таких, которые забывают тех, кто им помогал.
Кто думают и помнят лишь о себе.
Которые не видят дальше своего носа.
Такой в этом произведении предстаёт свинья.
Она ест жёлуди, не думая о том, откуда они берутся.
Она готова уничтожить дерево из-за прихоти.
И не подозревает, что тогда лишится любимой пищи.
Это поучительная и интересная басня.
Автору удалось высмеять в ней эгоистов, людей, которые живут лишь ради удовольствий.
Которые не знают благодарности, не понимают откуда что берётся.
Мне понравился спокойный, уверенный в себе дуб.
Я поддерживаю его возмущение поступком свиньи.
И мне понравился рассудительный ворон, который предупреждал её, что она поступает неправильно.
Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, всегда ли мы оказываемся благодарными.
Не нужно бояться благодарить людей за помощь, за их труд.
Нужно помнить о том, что всё в мире взаимосвязано.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею.
Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:
Библиотека произведений автора пополняется.