Про что басня слон и моська
Мораль басни «Слон и Моська» Крылова (анализ, суть, смысл)
«Слон и моська». Рисунок М. М. Гужавина |
Басня «Слон и Моська» Крылова была впервые опубликована в «Драматическом вестнике» за 1808 г. (вышел из печати не ранее конца марта 1809 г.). Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Слон и Моська» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Слон и Моська» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Слон и Моська» заключается в том, что нередко пустые, никчемные люди хотят казаться более значимыми в глазах окружающих. Для этого они нападают на хороших людей, спокойно идущих своей дорогой. При этом никчемные люди (Моськи) часто осознают свою ничтожность и пустоту, но пытаются заявить о себе хотя бы так. Умные люди (Слоны) стараются не обращаться внимания на нападки глупцов (Мосек), понимая их цель. Однако порой такие эпизоды все же омрачают жизнь достойных людей.
«Слон и Моська». Иллюстрация К. И. Рудакова |
По мнению авторов книги «50 басен И. А. Крылова», мораль басни «Слон и Моська» заключается в следующем:
А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных «брехунов» Крылов изобразил в виде Моськи в басне «Слон и Моська».»
(книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
«Не имея в себе никаких достоинств, сами сознавая свое полное ничтожество, иные шумят, кричат, нагло нападают на действительную силу, будучи поощряемы тем, что могут делать это вполне безнаказанно, благодаря своему ничтожеству, и все лишь для того, чтобы другие сказали: «ай, Моська! знать, она сильна, что лает на слона!». « (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
«Слон и Моська». Иллюстрация К. И. Рудакова |
Педагог В. И. Водовозов дает преподавателям следующие советы о том, как объяснять басню детям:
«. «Слон и Моська». Она отличается довольно драматическим содержанием. Здесь мы находим очень полезную для детей насмешку над глупой запальчивостью, хвастовством и бесстыдным самохвальством. Заметим, что Моську представить довольно легко, но значение басни очень изменится, смотря по тому, кого вы будете разуметь под слоном. Если тут представлять одну грубую, материальную силу, то немного наставительного извлечете из басни.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Такова мораль басни «Слон и Моська» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Иван Крылов — Слон и Моська (Басня): Стих
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
Анализ / мораль басни «Слон и Моська» Крылова
Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».
Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен. Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности.
Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.
Слон и Моська (По улицам Слона водили…)
По улицам Слона водили,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
И лаю твоего совсем не примечает».
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Басня Крылова Слон и Моська
Мораль басни Слон и Моська
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
Анализ басни Слон и Моська
Анализируя басню Крылова «Слон и Моська», можно сделать вывод, что у нее несколько смыслов. Первый базируется на том, что сила заключается не в мышцах, а в способности выразить свое мнение словами. Вторая мораль не понравится Моськам, привыкшим наговаривать на себя лишнего и убеждать окружающих в своей уникальности. Людям, которые осознанно создают вокруг себя ареол славы, храбрости и смелости, намного важнее слыть таковыми, а не быть ими на самом деле.
Главный герой басни «Слон и Моська» именно Моська. Мелкая собачонка с такой же мелкой душой всеми силами старается привлечь к себе внимание. Но не слона, как может показаться на первый взгляд, а окружающих. Она не бесстрашна и совсем не храбра. Она лишь демонстрирует другим собакам, что ей под силу облаять даже громадного слона. Слону же, по большому счету, все равно, кто там мелькает у него под ногами. Моська прекрасно это понимает, потому и заливается в лае, хвастая подружкам своей наигранной смелостью.
Слон и Моська — басня Крылова
По улица водили Слона напоказ, за ним ходили толпы зевак. Тут выбежала Маленькая Моська и начала громко лаять на Слона. Она визжала, лезла с ним в драку, но тот не обращал на нее никакого внимания. Другие собаки Моське говорят, что надо перестать лаять, ведь от этого совсем нет толку. Но Моська отвечает, что она это делает, чтобы про нее все думали, что она сильна, раз лает на Слона.
Читать басню Слон и Моська онлайн
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
(Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Слон и Моська
Хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.
Басня Крылова Слон и Моська
Слон и Моська – басня Крылова, ставшая классикой жанра. Персонажи басни, вложенными в них остроумным Крыловым словами, отлично передают отношения людей, выставляемые напоказ.
Слон и Моська слушать
Басня Слон и Моська читать
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает».—
«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
Мораль басни Слон и Моська
Выясняя мораль басни Слон и Моська, мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.
В басне Слон и Моська – два главных персонажа. Основное действующее лицо – собака Моська, на это указывает то, что она единственная имеет имя. Слон же имени не имеет, оставаясь на втором плане. Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.