Призраки гойя что это
Призраки Гойи
Дэн Бауэр
Хосе Ньето
The Saul Zaentz Company
Kanzaman
Antena 3 Televisión
«Призраки Гойи» (англ. Goya’s Ghosts ) — фильм Милоша Формана. Премьера состоялась 8 ноября 2006 года.
Содержание
Сюжет
Сюжет фильма разворачивается во времена правления Карла IV, придворным живописцем которого был знаменитый Франсиско Гойя. На заре наполеоновских войн святая инквизиция активизируется в Испании. В числе прочих в её застенки попадает Инес — дочь богатого купца Томаса Бельбатуа, которую можно было бы даже назвать музой Гойи, так как именно её лицо живописец с регулярностью изображал на картинах и фресках. Отец Инес в поисках спасения дочери обращается к Гойе, который в то время работает над портретом отца Лоренцо, влиятельного священника.
Инес выходит из застенков инквизиции только через 15 лет, с приходом в Испанию наполеоновской армии. Вместе с братом Наполеона, наместником в Испании, возвращается отец Лоренцо, который теперь не монах, а примерный семьянин, верный последователь Вольтера и Дидро, а также влиятельный чиновник наполеоновского режима.
Семья Инес убита. Она приходит к Гойе и просит помочь разыскать рождённую ею в заключении дочь. Теперь муза Гойи — изуродованная пытками полусумасшедшая женщина. Престарелый и оглохший, но всё ещё влиятельный живописец обращается за помощью к Лоренцо. Лоренцо отправляет Инес в сумасшедший дом, а сам начинает поиски своей незаконнорожденной дочери. Позднее Гойе удаётся выкупить Инес из сумасшедшего дома.
Гойя случайно находит Алисию, дочь Инес, — она очень похожа на свою мать, какой та была 15 лет назад. Зарабатывает она на жизнь проституцией. Лоренцо пытается дать ей денег и отправить ее в Америку, но не говорит ей, что он ее отец. Испугавшись, она от него сбегает. Позже по его приказу Алисия попадает в облаву в таверне, и её, как и других проституток, везут для отправки в Америку. Однако, в это время в Испанию входят британские войска, освобождают заключённых и восстанавливают власть церкви и короля. Заключительная сцена — казнь Лоренцо, который отказался покаяться перед церковью даже перед лицом смерти. В это время на балконе среди английских офицеров Алисия наблюдает за казнью, а в толпе Инес с подобранным во время облавы в таверне ребёнком одной из товарок Алисии. Лоренцо казнён, Инес с ребенком, идет за телегой, везущей тело её единственного мужчины, и держит его за руку. Вокруг бегают дети и поют песенку. Позади за ними идет Гойя. Во время титров идет видеоряд из полотен Франсиско Гойи.
Призраки
Гойи
Ну, ничего не могу с собой поделать — люблю я сумасшедших. С ними как-то веселее живется. Поверьте, стоит вам найти в искусстве своего «чокнутого» мастера, и скука вас уже никогда не потревожит. Ведь главная особенность таких великих сумасбродов в том, что однажды затеяв с вами разговор, они его уже не закончат.
У меня так и случилось. Только вот я никого не искал. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco José de Goya y Lucientes) − этот старый поехавший испанец — сам нашел меня.
Искусство − очень тонкий инструмент, и, вступая в диалог с тем или иным произведением, вы должны быть хорошо подготовлены. В противном случае, даже самое великое творение пройдет мимо и не оставит никакого следа в вашей жизни. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Сатанинские обряды, каннибализм, оргии, изображенные на полотнах испанского мастера, нашли благодатную почву.
Никто не рождается гением. Гениальность — это очень долгий путь, и каждый проходит его по-своему. Самое интересное в том, что по-настоящему талант Франсиско Гойи развился только под закат его жизни, в момент абсолютного отчаяния в жизни художника. Ему было уже больше 70-ти лет, он ушел с должности придворного живописца, уже не ходил на заседания испанской академии искусств, в которой был председателем, жил в полном уединении. И именно тогда, балансируя на грани безумия, страдая от старческой немощи и глухоты, он сделал то, что ему не удавалось совершить всю жизнь — отбросил все старые правила и создал абсолютно новый стиль в изобразительном искусстве. Художник впервые творил не ради денег, а для себя и никому не показывал свои полотна — миру они стали известны только после смерти мастера.
Его жизнь всегда была погоней за славой и богатством. Наверное, таким образом Гойя пытался воздать должное своей матери, происходившей из обедневшего дворянского рода и вынужденной выйти замуж за обычного ремесленника. Гойя был третьим ребенком в семье, и никто не возлагал на него особенных надежд. Его произведения никого не поражали, не выигрывали ни на каких конкурсах. Он был посредственностью, отчаянно пытавшейся пробиться к звездам. Труды не пропали даром, и постепенно он добился успеха. Это был бы отличный пример исполненной американской мечты, знаете, такой self-made man. Действительно, сын ремесленника в итоге стал придворным художником, сумел сколотить огромное состояние…
Если бы не последний этап в жизни Гойи, он так и остался бы одним из многих: его картины были бы известны только узкому кругу специалистов и висели бы в самых неприметных местах в картинных галереях. Долгое время он не создавал ничего собственного. Он шел протоптанной дорожкой, повторял приемы, изобретенные еще Веласкесом, только с меньшим талантом («Портрет королевской семьи»), и жил в почете и славе, ведь публика обычно не любит ничего нового.
В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. В 1793 году Гойю разбил паралич. Причины этого недуга остались неизвестны, мы знаем только одно: до конца поправиться мастеру так и не удалось. Он навсегда остался практически глухим. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Во Франции того времени кипела революция. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Это его серия офортов «Капричос». Разум мастера впервые оказался в состоянии глубокого сна, из которого часто рождаются гениальные творения. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни.
Стоит ли говорить, что офорты не имели успеха. Свет их не заметил, продажи провалились, но сам художник ликовал — впервые он получал настоящее удовольствие от того, что делает. Мастер реалистической живописи, будучи в преклонном возрасте, решил полностью изменить свой метод. И картины, до этого молчавшие, вдруг заговорили, даже не просто заговорили, а закричали! Ведь о том, что происходило тогда в Испании, можно было только кричать.
Французские войска оккупировали страну, восстание в Мадриде было жестоко подавлено. Тогда и возникла вторая серия офортов под названием «Бедствия войны».
Художник, всегда стремившийся показать этот мир прилизанно-прекрасным, использовавший в своих картинах только светлые и жизнерадостные тона, обратился к черному. Одной из самых интересных картин этого периода является «Третье мая 1808 года в Мадриде». Это то полотно, на котором умирает свет.
Сцена происходящего убийства отвратительна, и все безмолвные свидетели пытаются закрыть глаза руками, отвернуться, лишь бы ничего не видеть. Все вокруг тонет во тьме, и только один, приговоренный к смерти, напоминающий Христа, с недоумением смотрит на своих палачей. Его фигура ярко освещена, на нем одежда светлых тонов. Вот-вот произойдет выстрел, и свет исчезнет с полотен Гойи навсегда. Это было только начало преображения, масштаб которого по-настоящему виден в «Черных картинах» Франсиско Гойи.
«Все мы, все мы в этом мире тленны», − писал один известный русский поэт. Эту простую истину испанский художник постигал очень долго, и, постигнув, полностью отдался тому ощущению безысходности, которое рождает в людях предчувствие скорого финала. В начале 1820 года Гойя перенес еще одну тяжелую болезнь, после которой уже окончательно удалился от света. Странная насмешка судьбы: жизнерадостному художнику, всегда мечтавшему быть в центре внимания, нужно было полностью удалиться от мира и замкнуться в своей печали, чтобы создать то, за что его и запомнили потомки.
Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Только представьте себе, каково находиться в помещении, где на всех стенах изображены такие картины! Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец! Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия! Художник больше не работал кистями. В творческом экстазе он рисовал пальцами, рисовал не на холстах, а прямо на стенах, и все чудовища, дремавшие в его голове столько лет, вырвались наружу.
Полотно выполнено в изжелта-черных тонах. Жуткие старухи парят в воздухе то ли над болотом, то ли еще над какой-то безрадостной местностью. На зрителя смотрит только центральная фигура. На ее лице жуткая ухмылка, она будто спрашивает:
«Ты хочешь быть счастливым? Ну, давай, насмеши меня еще больше…»
Картина каждое утро смеялась над своим мастером, когда он спускался вниз к завтраку, а «Сатурн, пожирающий своих детей», наверное, способствовал улучшению пищеварения старого художника.
Уже на самом закате жизни, живя в Бордо и обучая свою маленькую дочь живописи, он вновь сумел изобразить счастье на своих полотнах. Это одна из его последних картин «Молочница из Бордо». Сколько светлого в ней!
Темные краски видны только в правом верхнем углу картины как напоминание о той буре, которая уже прошла.
Он умирал счастливым, отбросив регалии, за которыми гонялся всю жизнь. Рядом с ним не было придворных, только любимая женщина и любимая дочь, пошедшая по стопам отца и ставшая известной художницей, но это, как говорится, уже совсем другая история.
ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм «Призраки Гойи»
Разобравшись в сложных отношениях семейства Клингенфельдов во время проведения торжества, наш специальный отдел «ОгласКА», созданный для исследования и изучения малоизвестного, взялся за новый проект, новое дело. В этот раз, из архива были подняты материалы проекта Милоша Формана «Призраки Гойи», датированные 2006 годом. Отвергнутый в своё время многими критиками, но при этом номинированный на премию «Сатурн» в категории «Лучший иностранный фильм» проект был отдан в руки наших кинодетективов: Constance, MiB, Stefa, Scream 4, brune, George и TREADSTONE. Несмотря на трудности и внезапные обстоятельства, которые всё время возникали на пути, они изучили имеющиеся материалы, провели собственное расследование. После долгих раздумий, споров и, возможно, выпитого вина наша команда решила поделиться своим мнением и мыслями о деле тринадцатилетней давности.
На мой взгляд, фильм получился таким, словно его делали вместе мастер и его подмастерье. Любопытно, что в самой картине есть замечательная сцена, демонстрирующая процесс изготовления гравюры. Главную работу выполняет сам художник, а уж на подхвате снуют толковые помощники. Так и в «Призраках Гойи» есть совершенно потрясающие отрывки. Например, званый обед в доме купца Томазо Бельбатуа, на который приглашен отец Лоренцо, или мизансцена в королевском дворце, когда Гойя представляет королевской чете написанный им портрет Ее Королевского Величества. А еще открытые французами двери церковных казематов, из которых в числе прочих, щурясь на свет, выходит главная героиня, или же финальная сцена с ее же участием.
Однако при всех плюсах отдельных сцен, сюжет во второй половине фильма развивается как в посредственной мелодраме – главным участникам то хватает, то не хватает доли секунды для благополучной развязки. Такая тональность скорее подходит фильмам более легкого жанра. Не вполне соответствует и созданный Стелланом Скарсгардом образ Гойи с его офортами Капричос, показанными в открывающей сцене. Вряд ли слегка наивный и нерешительный человек, каким видится Гойя в начале истории, смог бы создать такие смелые и обличающие церковников сатирические работы. Пусть бы он так и остался невольным свидетелем и очевидцем, летописцем и заложником тех непростых времен. Конечно, это никак не умоляет прекрасную игру самого Скарсгарда.
О потрясающем гриме и актерских работах Натали Портман и Хавьера Бардема, уверена, напишут многие. Рекомендую фильм тем, кто принимает счастье и благополучие как данность, не задумывается о ценности простых человеческих радостей.
Scream 4
Вероятно, у человека не особо религиозного данный фильм по большей части будет вызывать жжение в определенных частях тела. Собственно, что и произошло с автором данных строк. Трудно переваривать всю дикость, жестокость и грязь происходящую на экране, но такова действительность, и с перенесением ее на экран Милош Форман справился как нельзя достойно, при этом совсем не оставляя никаких шансов зрителю на светлый и жизнеутверждающий финал истории. Что же касается самого Гойи, то фильм не старается сосредоточиться на нем, для этого ему не хватает большого количества каких-то личных деталей, он лишь выполняет установленные для него функции, но это и не столь важно, ведь фильм затрагивает куда более острые и животрепещущие темы, которые с большим успехом помогает раскрыть главная тройка актеров, перевоплотившаяся во второй половине фильма до неузнаваемости, кто-то в плане характера, а кто-то внешне.
Constance
Не самый мой любимый фильм Формана. Не потому, что считаю его слабым, чтобы не сказать случайно «конформным» или «старческим», умудрено старческим! Хотя толика того и другого здесь есть. А потому что он более безличный, чем привычный Форман, здесь меньше энергии, фарса, бурлеска, иронии, дерзости, меньше формановской универсальности, которую заменила философическая медитативность и взгляд со стороны. Но не стоит отказывать ленте в знаковости — ведь это фактически последний фильм режиссера. Гойя нужен Форману больше как наблюдатель, в меньшей степени участник событий; собственно, Гойя и считается первым репортером в мире благодаря своим военным рисункам, серии офортов «Бедствия войны» и т.д. Именно это и восхищает в нем Формана: «Ему удалось выжить и донести до нас свои великолепные работы именно потому, что он был трусом, самым храбрым трусом своего времени. Но гениям позволено быть трусами! Гойя старался угодить всем, чтобы его не трогали и давали спокойно рисовать» (из интервью). Эта медитативность и взгляд со стороны роднит ленту с фильмами Питера Гринуэя.
Лента Милоша Формана не та, что понравится миллионам, и не та, которую можно пересматривать раз за разом. Она наваливается на зрителя, словно мешки с цементом на спину, а мешки вовсе не из легких. Однако заложено в ней намного больше, чем кажется на первый взгляд. Главное, не сбросить тяжкий «груз» на половине пути и дойти до финала. Сгорит ли зло, запечатленное на холстах, если их сжечь? Так ли непоколебима вера под натиском физической боли? Оправдана ли излишняя жесткость церкви, лишь больше ставящая сомнения по поводу справедливого суда над провинившимися? Можно ли переступить через свои принципы в попытке угодить «верхам»? Да и вообще, на что готовы близкие люди ради своих любимых? И это только малая часть, зарытая в «двухчастной» картине.
«Призраки Гойи» не имели бы и малейшего шарма, не будь у него крепкого оплота в виде актерского состава. И если «перебежчик» Бардем и «спаситель» Скарсгард просто хороши, то Портман выдала превосходное воплощение сначала музы, затем жертвы и, напоследок, сумасшедшей матери в неудачных поисках своего дитя, которое может быть даже и не существует вовсе. Она по-хорошему ужасна и притягательно отталкивающая, благодаря мастерской работе гримеров и костюмеров, чья работа была по достоинству оценена профессионалами в этой сфере.
Главный посыл фильма уловить достаточно сложно, оправдать его существование тоже. Но не уделить ему внимания, раз уже на него наткнулись, никак нельзя, потому что просмотра он заслуживает в полной мере, хотя бы ради актеров и того, что они творят на экране.
TREADSTONE
Иногда простые слова, догадки и слухи могут разрушить целую жизнь. Настолько, что ничего уже не исправить. К таким мыслям приходишь после ознакомления с этим непростым делом, то есть, фильмом. Хоть времена инквизиции давно прошли, но жестокость людей, их необразованность и слепая вера все еще процветает. Достаточно вспомнить недавние обвинения в домогательствах известных лиц, чтобы понять, что и современное общество готово слепо следовать эмоциям и уничтожать жизнь тех, кого кто-то посчитал «не таким». Можно долго и в очередной раз говорить о персонажах и их значении в этой истории, но я же пойду другим путем.
Хочу заострить внимание на другом. На том, о чем фильм говорит без громких слов: «Что имеет настоящую ценность». И действительно, что? Древние писания, убеждения, территория, вера, титул или может все-таки жизнь каждого живущего в данный момент? Не общества в целом, а именно человека. Независимо от того, какого вероисповедания он, цвета кожи и ест ли свинину. Сложный вопрос, хотя ответ по мне очевиден, но как показывает фильм и наша история в целом, многие забывают о ценности жизни, прикрывшись мнимой «правдой», которая, между прочим, у каждого своя. Поэтому готовы растерзать других, так как те целуют не те иконы. И как представители церкви в фильме Формана, эти многие не особо задумываются над тем, какой жизни они лишают кого-то своим решением. «Призраки Гойи» о борьбе за жизнь. За свою, за чужую. О попытке вернуть жизнь тому, у кого ее отняли, просто прислушавшись к мнению со стороны. И в какой-то момент, зритель становится персонажем Скарсгарда, сторонним наблюдателем, которому не остается более ничего, как просто наблюдать за происходящим безумием.
Stefa
Хоть название фильма и содержит в себе фамилию великого художника Франциско Гойи, все же его нельзя назвать главным персонажем всей истории. Куда большее значение для восприятия действительности имеют место его муза Инесс, брат Лоренцо и само время, которое поражает своей жестокостью, алчностью и тщеславием. Фигура художника связывает это все, служит неким фоном. Испания 1772 год, инквизиция не щадит никого, «праведный» гнев, убийства и бесчинства. Тяжелый маховик безжалостно пройдется по «героям», изменяя и уничтожая их суть, но также даруя возможность приспособиться к действительности хаоса, волна которого накрыла человечество с головой.
Что можно ждать от режиссера культовых лент «Пролетая над гнездом кукушки» и «Человек на Луне»? Риторический вопрос, отвечать не нужно. Милош Форман (скончался в 2018 году) в свойственной ему манере смотрит на этот мир через призму кроваво-красного цвета, обнажая все пороки, что были свойственны людям 250 лет назад, и что не искорены и по сей день, а некоторые и вовсе окрепли, стали вполне обыденными.