Признаком того что человек относится к отряду приматов является наличие
Человек: классификация видов, строение и характерные признаки развития
Самая невероятная когда-либо рассказанная история – история о зарождении человечества. Человек, как вид, прежде всего характеризуется отношениями в обществе. Биология человека, как живого существа, подчиняется законам природы.
Проследим биологическую цепь развития человека
Систематическое положение | Особенности и признаки |
Тип Хордовые | Наличие хорды, жаберные щели у зародыша |
Подтип Позвоночные | Наличие позвоночника, сердца, замкнутый круг кровообращения |
Класс Млекопитающие | Вскармливание молоком, молочные железы, 5 отделов позвоночника, наличие легких, диафрагма, строение кожи, анатомические особенности сердца и кровообращения |
Подкласс Плацентарные | Наличие специального органа для вынашивания детеныша, наличие плаценты |
Отряд приматы | Развитый головной мозг, строение кисти, развернутый верхний плечевой сустав |
Семейство гоминиды | Прямое положение тела, отсутствие хвоста, маленькое потомство |
Род человек | Прямохождение, наличие развитой коры головного мозга, речь, трудовая деятельность |
Вид Человек разумный | Логика, воображение, умение абстрактно мыслить |
Относится к Царству Животные. Характерно питание не растворами, а готовой органикой. Употребление в пищу крупных кусочков. Наличие гликогена – запасного питательного вещества. Ограничение в росте, в отличие от растений.
Тип Хордовые
Почему человек относится к этому типу? В начале развития зародыша четко прослеживается наличие хорды. Хорда выполняет в основном опорную функцию. Нервная система представлена нервной трубкой. У зародыша человека имеются и жаберные щели, которые в процессе развития просто зарастают.
Подтип Позвоночные
Хорда постепенно преобразуется в позвоночник. Он защищает спинной мозг. Так формируется нервная система. У человека она состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг защищает наша черепная коробка. У всех позвоночных есть такой важный орган, как сердце. Кровеносная система замкнутого типа. Наземные позвоночные имеют пятипалые конечности.
Класс Млекопитающие
Первое, что позволяет отнести человека к классу млекопитающих – наличие у него молочных желез и вскармливание детенышей молоком.
Строение позвоночника. Всего у человека, как и других млекопитающих, пять позвоночных отделов, шейный отдел состоит из 6-7 позвонков.
Кожа из двух слоев, эпидермиса и дермы, выполняет защитную и терморегулирующую функцию. Характерно наличие потовых и сальных желез.
Все представители данного класса, как и человек, обладают альвеолярными легкими и диафрагмой. Это специальная мышца, которая помогает легким раздуваться. Собственно, диафрагма позволяет нам дышать.
К особенностям млекопитающих относится сердце, состоящее из четырех камер и кровообращение по большому и малому кругу. Благодаря этому, температура тела не зависит от внешних факторов.
Как и у остальных животных, вскармливающих своих детей молоком, зубы у нас имеют различное строение в зависимости от их функций. Есть резцы, клыки, коренные, моляры и премоляры.
Подкласс Плацентарные
Это животные, которые имеют внутриутробное развитие. Детеныш находится и развивается в специальном органе – матке. Матка окружена плацентой. В плаценте сосуды матери и ребенка сращиваются, что обеспечивает их связь для помощи в доставке питания для малыша. Кроме того, плацента выполняет защитную функцию.
Отряд Приматы
К отряду приматов относятся все обезьяны. У приматов уже очень хорошо развита кора головного мозга. И характерной особенностью является наличие извилин. Конечности пятипалые, большой палец противопоставлен остальным.
Есть специальная косточка – ключица, которая дополнительно фиксирует плечевой сустав, чтобы не было травм при движении конечностей. При этом у всех приматов передние конечности вращаются на 360 градусов.
Семейство Гоминиды
Относятся человек и человекообразные обезьяны.
Характерно прямое положение тела, отсутствие хвоста и маленькое количество потомства.
Интересно, что все гоминиды до двух лет развиваются примерно одинаково. Например, детеныши человека и шимпанзе очень похожи в своем развитии на этом этапе. Однако с двух лет у ребенка человека происходит качественный скачок в развитии.
Род Человек. Вид Человек Разумный.
Древнейшие люди, неандертальцы, кроманьонцы. Все эти виды соседствовали с друг другом, потом один вид сменял другой, двигаясь вперед в своем развитии. Их особенностью стало овладение трудовой деятельностью. Изготавливая первые орудия труда, одежду, предметы быта древние люди становились все более и более развитыми.
Характерным для вида является прямохождение. Этим человек обязан строению позвоночника и сводчатой стопе.
Развитие головного мозга. Большой объем мозга, наличие развитой коры больших полушарий тесно связано с высшей нервной деятельностью. Мыслительные процессы человека на порядок выше даже самых наших ближайших сородичей – человекообразных обезьян. Речь. То, что позволило человеку развить свой мозг до современного уровня.
На сегодняшний день все остальные предки Человека разумного вымерли.
Пройдя все этапы эволюции, современный Человек является результатом развития цепи биологических видов. Человек сложнейшее творение эволюционных процессов, и он по праву занимает вершину пирамиды прогресса.
Общие признаки человека и млекопитающих
Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
• семь шейных позвонков;
• волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
• хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
• диафрагма и альвеолярные легкие;
• ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
• одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
• теплокровность;
• молочные железы, забота о потомстве;
• сходство в развитии зародыша.
Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200—300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.
Вопрос 5. Какое приспособление обеспечило человеку преимущество в эволюции над приматами?
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, которую он сейчас занимает.
Тестовая работа по теме: «Антропология. Место человека в системе органического мира»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проверочная работа по теме: «Антропология. Место человека в системе органического мира»
Часть 1. Из четырех предложенных вариантов выберите один верный ответ.
1.Процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности, речи:
2.М. М. Герасимов предложил метод:
3.Человека относят к типу:
4.Присутствие на теле рудиментарного волосяного покрова свидетельствует о:
1)приспособленности к холоду
2)родстве человека с млекопитающими
3)нарушении кровоснабжения кожи
4)родстве человека с рептилиями
5.О принадлежности человека к семейству гоминид свидетельствует:
2)приспособленности к прямохождению
3)наличие внутреннего скелета
4)большое сходство с человекообразными обезьянами в генетическом аппарате
6.Доказательство происхождения человека от животных:
7.Питекантроп является представителем:
1)людей современного типа
4)обезьяноподобных предков человека
8.Неандерталец относится к:
9.Объем головного мозга у современных людей:
10.Единство всех человеческих рас как представителей одного вида Человек разумный доказывает:
1)существование единого центра происхождения рас
2)общность анатомических признаков
3)возможность плодовитых браков между представителями разных рас
4)общность физиологических процессов
Часть 2. Выберите три правильных ответа. В ответ запишите ряд цифр.
1.Атавизмами у человека являются:
2)сильная волосатость всего тела
5)аппендикс – отросток слепой кишки
6)верхнее и нижнее веко
2.Отличительные признаки, характерные для вида Человек разумный:
1)сводчатая пружинящая стопа
2)наличие S – образных изгибов позвоночника
3)преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
4)хорошо выраженный подбородочный выступ
5)сохранение противопоставления большого пальца на руках и ногах
6)трехкамерное сердце с неполной перегородкой
Часть 3. Почему Африку считают родиной эволюции человека?
Проверочная работа по теме: «Антропология. Место человека в системе органического мира»
Часть 1. Из четырех предложенных вариантов выберите один верный ответ.
1.К.Линней поместил человека в отряд:
2.Свидетельством того, что человек относится к подтипу позвоночных, является наличие у него:
4)большого пальца, противопоставленного всем остальным
3.Человек относится к классу:
4.Признаком того, что человек относится к отряду приматов, является наличие у него:
1)пальцев, заканчивающихся ногтями
3)пальцев, заканчивающихся когтями
5.Общий предок человекооьразных обезьян и человека:
6.Обезьяной, ходившей на двух ногах, является:
7.Синантроп является представителем:
1)людей современного типа
4)обезьяноподобных предков человека
8.Объем головного мозга у древнейших людей составлял:
9.Человеком современного типа является:
10.Социальным фактором, имеющим важное значение в эволюции предков современного человека, является:
3)борьба за существование
Часть 2. Выберите три правильных ответа. В ответ запишите ряд цифр.
1.Рудиментарными органами человека являются:
1)аппендикс – отросток слепой кишки
3)копчиковые позвонки – остатки скелета хвоста
4)верхнее и нижнее веко
5)остатки волосяного покрова по всему телу
1)служили оправданием колониальных захватов и работорговли
2)соответствуют данным современной науки
3)служат оправданием эксплуатации человека человеком
4)являются прогрессивными гуманистическими идеями
5)служат основой равенства и братства народов
6)полностью противоречат данным современной науки
Часть 3. Когда естественный отбор перестал быть ведущим фактором в эволюции человека?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-269725
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вариант 2
Часть 1.
При выполнении заданий 1–22 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
Наука, изучающая строение организмов, называется
Какой из организмов НЕ имеет клеточного строения?
1) амёба обыкновенная
2) вирус птичьего гриппа
К какой группе грибов относится бледная поганка?
Как называются корни, развивающиеся на стеблевой части побега?
4) корневые волоски
Покрытосеменными называют растения, имеющие
На рисунке изображён
Представителями класса Двустворчатые, обитателями морей являются
1) виноградные улитки, прудовики, слизни
2) беззубки, перловицы, дрейсена речная
3) устрицы, мидии, корабельные черви
4) осьминоги, кальмары, каракатицы
Признаком того, что человек относится к отряду приматов, является наличие у него
1) пальцев, заканчивающихся ногтями
2) четырехкамерного сердца
3) волосяного покрова
Средний мозг регулирует
1) двигательные акты
У человека имеется
1) 5 шейных позвонков
2) 7 шейных позвонков
3) 8 сросшихся шейных позвонков
4) 12 шейных позвонков
На спецодежде военнослужащих, спасателей, пожарных можно встретить специальные нашивки. Какую группу крови и резус-фактор имеет обладатель следующей нашивки?
1) первая группа крови, резус-положительная
2) четвёртая группа крови, резус-положительная
3) первая группа крови, резус-отрицательная
4) четвёртая группа крови, резус-отрицательная
Кровь из сердечной камеры, обозначенной на рисунке буквой Б, поступает в
2) правое предсердие
4) лёгочную артерию
Какой орган НЕ относится к дыхательным путям?
Какой фермент требуется в большом количестве для переваривания изображённого на рисунке продукта?
Что изображено на рисунке под номером 4?
4) барабанная перепонка
В период быстрого сна у человека
1) понижается кровяное давление
2) снижается температура тела
3) учащается дыхание и пульс
4) сохраняется средний темп дыхания и пульса
Какое лечение необходимо назначить человеку, заболевшему столбняком?
1) сделать прививку
2) ввести сыворотку
3) принимать антибактериальные препараты
4) принимать антивирусные препараты
Для дыхания в водной среде животные чаще всего используют
Грибы-сапротрофы используют для питания
2) углекислый газ и кислород
3) органические вещества отмерших тел
4) органические вещества, которые создают сами в процессе фотосинтеза
Изучите график зависимости смертности яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях температуры и влажности (по оси л: отложена влажность воздуха, по оси у — температура, в % указана смертность яиц соснового шелкопряда внутри ограниченного линией поля). Чему будет равна смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 25 °С и влажности воздуха 40 %?
Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.
Целое | Часть |
растение | крахмал |
животное |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Верны ли следующие суждения об особенностях черепа человека?
А. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым отделом.
Б. Подбородочный выступ отсутствует.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.
Какими признаками характеризуются представители класса Насекомые? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обитают во всех средах
2) органы выделения — мальпигиевы сосуды и жировое тело
3) органы дыхания — жабры
4) отделы тела — головогрудь и брюшко
5) среда обитания — водная
6) три пары ходильных ног
Известно, что амёба обыкновенная — представитель класса Корненожки.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Размер около 0,5 мм.
2) Форма тела постоянна.
3) Передвигается с помощью ложноножек.
4) Питается путём фаго- и пиноцитоза.
5) Способна к миксотрофному питанию.
6) Размножается продольным делением надвое.
Установите соответствие между половыми клетками человека и их строением: к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Б) большой объём цитоплазмы
В) запас питательных веществ
Г) больше по размерам
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите правильную последовательность, отражающую этапы прохождения нервного импульса по дуге безусловного рефлекса. Запишите цифры, которыми обозначены этапы, в правильной последовательности.
1) чувствительный нейрон
2) двигательный нейрон
3) вставочный нейрон
Вставьте в текст «Агроэкосистемы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) перенесите в приведённую ниже таблицу
8) растительноядные животные
Рассмотрите фотографии цветка тюльпана. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип цветка; тип симметрии цветка; тип околоцветника; число тычинок; число пестиков.
1) однополый мужской
2) однополый женский
Б. Тип симметрии цветка
1) актиноморфный — лучевая, или радиальная, симметрия (несколько плоскостей симметрии)
2) зигоморфный — двусторонняя, или билатеральная, симметрия (одна плоскость симметрии)
3) асимметричный — нет плоскостей симметрии
В. Тип околоцветника
4) неопределённое число тычинок
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть 2.
Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.
В 1938 году куратор Ист-Лондонского музея (ЮАР) Марджори Латимер в улове местных рыбаков обнаружила необыкновенную рыбу синего цвета. Ни в одном определителе не было ее описания, поэтому мисс Латимер не смогла определить видовую принадлежность этого животного. Из рыбы было сделано чучело, в котором профессор ихтиологии Джеймс Смит узнал представителя целакантов. Эти рыбы жили на Земле 400 миллионов лет назад и вымерли в конце мелового периода — 66 миллионов лет назад. В мае 1939-го профессор Смит опубликовал описание находки, дав ей латинское имя Latimeria chalumnae в честь мисс Латимер и места находки — реки Чалумна.
Важность этой находки заключалась в том, что родственники целакантов, пресноводные кистеперые рыбы, стали предками всех наземных позвоночных животных. Долго считалось, что целаканты практически не изменились за 400 миллионов лет. Поэтому при поимке латимерии появлялась возможность изучить внутреннее строение «живого ископаемого» и проследить эволюцию важнейших систем органов.
Второй экземпляр был пойман лишь в 1952 году. Оказалось, что латимерия живет в прибрежных водах на глубине 100-300 метров. Днем она прячется в пещерах, а ночью перемещается ближе к поверхности, где и питается. Ее парные плавники поддерживаются костными поясами, которые напоминают плечевой и тазовые пояса конечностей наземных четвероногих животных. Осевой скелет целакантов эволюционировал независимо от других позвоночных, поэтому у латимерии нет позвонков, а есть прочная трубка диаметром 4 см. У латимерии обычная для современных рыб боковая линия соседствует с комплексом кожных каналов, характерным лишь для ископаемых бесчелюстных. Самки латимерий вырастают в длину до 2 метров, самцы до 150 см при весе 50-90 кг.
В 1997 году в Индонезии на северном побережье о. Сулавеси был открыт второй вид этого рода. Исходя из места находки (город Монадо) существу присвоили название Latimeria menadoensis. Различия между видами незначительны, согласно генетическим исследованиям, виды разделились 30-40 миллионов лет назад. Интересно, что Latimeria chalumnae, пойманная в 1991 году, имела хромосомный набор из 48 хромосом и он заметно отличался от набора современных двоякодышащих рыб, но очень похож на 46-хромосомный кариотип земноводного Ascaphus truei.
Используя содержание текста «Латимерия» и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.
1) На побережье какого континента была выловлена первая латимерия?
2) В честь кого был назван первый пойманный целакант?
3) Сколько было хромосом у латимерии, пойманной в 1991 году?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) На побережье Африки (африканского континента).
2) В честь куратора музея Марджори Латимер, первой обнаружившей современного целаканта.