Признаки того что сотрудник хочет уволиться
17 признаков того, что сотрудник подумывает об увольнении
Большинство начальников сильно удивляются, когда сталкиваются с массовым уходом сотрудников, но то же самое касается и случаев, когда с работы уходит один из ценных работников.
Уход вашего сотрудника – или сразу нескольких сотрудников – может моментально дестабилизировать всю работу.
Тейлор и Керр поделились 17 признаками того, что ваш коллега планирует уволиться. Впрочем, не следует забывать, что эти возможные признаки и индикаторы не являются конкретным доказательством того, что сотрудник собирается покинуть компанию.
Вам следует следить за этими признаками, чтобы вы могли начать действовать, пока ещё не слишком поздно:
Изменения во внешнем виде
Если человек стал одеваться непривычно строго, то это может быть связано с тем, что он проходит собеседования в других компаниях прямо во время работы или после неё, рассказал Керр.
Впрочем, вполне возможна и обратная ситуация.
Они стали чаще брать отгулы
Люди, которые, возможно, собираются вскоре уйти со своей работы, начинают чаще брать отгулы по причине болезни. Также они могут использовать все свои выходные от и до, что может свидетельствовать о том, что они используют своё свободное время для поиска другой работы, рассказал Керр.
У них пропал интерес к работе
Вы заметили, что ваши коллеги перестали предлагать свои идеи и размышления во время совещаний, сократили свой вклад в новые проекты или внезапно перестали интересоваться любыми деталями своей работы?
Они утратили чувство юмора
Сотрудники, которые собираются уходить, могут перестать использовать своё чувство юмора.
Они выглядят виноватыми
Язык тела или выражения лица могут дать Вам подсказки о том, что ваши коллеги чувствуют себя виноватыми из-за того, что они ищут работу и знают, что в скором времени они отсюда уйдут, рассказал Керр.
Они постоянно выглядят так, словно у них был очень неудачный день
Вы чувствуете внезапный холод, когда разговариваете с определёнными коллегами?
Им просто неприятно здесь находиться
Они могут стать более раздражительными или начать выдавать больше саркастических комментариев, чем обычно по поводу рабочих проблем, проявляя недостаток веры в направлении, в котором движется компания, рассказал Керр.
Изменения в поведении
Если они стали вести себя по-другому – возможно, они внезапно стали более замкнутыми или стали чаще уходить вместе на обед – сотрудники могут уклоняться от работы или от других коллег.
Что-то важное изменилось в их повседневной жизни
Если в их семейной жизни произошли крупные изменения, это может привести к тому, что они могут начать искать новые возможности по целому ряду причин (чтобы быть ближе к дому, например, или чтобы работать в менее напряжённой обстановке), рассказал Керр.
Их продуктивность упала
Если ваш коллега внезапно стал опаздывать со сдачей отчётов или уровень его продаж упал настолько, что это выглядит крайне необычно, то что-то может идти не так.
Они стали по-другому реагировать на конфликты
Когда люди готовятся к уходу, они могут изменить свой подход к противоречиям.
Впрочем, человек, который ранее был более сговорчивым, может стать более конфликтным из-за разочарования или возмущения, рассказала она.
Они испытывают дискомфорт при обсуждении долгосрочных проектов и сроков
Если ваши сотрудники находятся в поисках места получше, они начнут испытывать заметный дискомфорт при обсуждении проектов, которые планируются через несколько месяцев, рассказала Тейлор. «Когда их напрямую касаются какие-либо долгосрочные проекты, они попытаются быть уклончивыми или смутными».
Слухи
Если ваши коллеги стали подходить к вам с жалобами о том, что что-то изменилось или «происходит что-то не то» касательно другого сотрудника или группы людей, то это может быть намёком.
Они покидают радис действия «коммуникативного радара»
Их расписание внезапно изменилось
Если внезапно они стали изменять часы в своём графике – дольше работают, приходят позже на работу, заметно изменяют свои рабочие часы – это может быть вызвано тем, что они ищут работу или проходят собеседования с другими работодателями, пытаясь в это же время найти баланс с текущей рабочей нагрузкой, рассказал Керр.
Вы спрашиваете о возможном наличии проблем, но почти ничего не слышите в ответ
Они выглядят закрытыми? Они не проявляют желания проработать эти проблемы с вами?
У вас есть плохое предчувствие
Если вы стали чаще чувствовать неловкость в определённые моменты или испытывать дискомфорт рядом с другими сотрудниками, который вы не можете никак объяснить, то это может быть признаком того, что эти люди собираются уйти.
Доверяйте своей интуиции. Существует большая вероятность того, что она вас не обманывает.
Признаки того что сотрудник хочет уволиться
Иногда стоит посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, насколько близки вы к увольнению. Трезво оценив себя, вы сможете разобраться в причинах конфликтов в офисе, начать искать другое место работы или по-новому проявить себя на старом.
Вас можно понять: вы оставляете все лучшее себе. Но есть проблема. Если ваши идеи хранятся где-то глубоко в ящике стола, то считайте, что их нет. У вас ноль идей. Если вы не проверяете на деле свои находки, то не можете знать, хороши ли они. К тому же о ваших гениальных планах никто не знает, а значит, безынициативного сотрудника уволят с большим удовольствием, как только найдется подходящая кандидатура на замену.
Банально, но это одна из самых частых причин увольнения. Ваши дела ложатся на плечи коллег, а они не будут долго это терпеть. Настрочат жалобу, подставят вас — что угодно, чтобы вас поскорее уволили.
Постоянный режим «онлайн» в соцсетях — признак того, что или вам скучно, или нет работы. Начальство, заметив эту пагубную привычку, наверняка приглядится к вам повнимательнее. И не факт, что сумеет разглядеть вашу ценность, которая буквально растворяется в твитах, месседжах, репостах и мемчиках. (Признайтесь, эту статью вы тоже читаете в рабочее время?)
Раньше достаточно было не вступать в открытые конфликты, чтобы считаться адекватным человеком. Сейчас неудачно брошенное слово может спровоцировать увольнение даже ценного сотрудника. Если вы не умеете держать себя в руках, у вас не развита эмпатия, вам плевать, какие чувства вы вызываете у коллег, вам наверняка не хватает эмоциональной компетентности. Хорошая новость — это качество можно развить в себе.
Иногда причина увольнения может быть эфемерна, например, потому что сотрудник «не ваш/наш человек». Факты «невашести»/»ненашести» индивидуальны для каждой компании. Но вы можете почувствовать на себе, что не вписываетесь в коллектив: вам не понятны их шутки, вас не зовут на совместные встречи, вы не разделяете ценностей компании, в конце концов. Все это может привести к попытке выжить вас из коллектива, чтобы найти своего по духу коллегу.
Мы уже упомянули об этом, но это важный пункт, поэтому скажем о нем отдельно. Что такое ценности? Это фундамент, на котором строится деятельность компании. Ценности могут быть разными. Например, ваша компания придерживается тренда экологичности, а вы не считаете нужным доносить свой мусор до бака и уж тем более сортировать что-то там. Или же ваша компания действует на рынке агрессивно и нечестно, и вам приходится переступать через себя, чтобы продавать товар. В такой ситуации, если вы не уволитесь сами, то вас рано или поздно «попросят».
Такой сотрудник всегда будет вызывать вопрос: «Я не сливает ли он информацию?» Согласитесь, сложно доверять вам, если по вечерам вы зависаете в баре с другом из конкурирующей фирмы.
В идеальном мире рабочие отношения не смешиваются с личными, но в реальности все не так. Если вы чувствуете неприязнь со стороны шефа, то будьте начеку, возможно, он уже ищет повод вас уволить.
KPI — это ключевые показатели эффективности. Если вы их не знаете, то и не можете оценить результаты своей работы.
То, что своим равнодушием вы убиваете собственную карьеру, — ваше личное дело. Но ведь вы еще наносите ущерб и другим. Вы в конце концов оставите без денег работодателей, а коллег — без хорошо оплачиваемых рабочих мест. Введению KPI яростно сопротивляются во всех компаниях. KPI — это ответственность, а ответственность любят не все.
Курильщик крадет свое и чужое рабочее время, упускает клиентов. Курильщик разносит слухи и сплетни — ведь нужно же о чем-то разговаривать во время курения. Курильщик плохо пахнет и производит не лучшее впечатление на покупателей. В общем, курение — это то, что можно и нужно в компании искоренять. Вопрос лишь в том, какими методами. Наверное, сам факт курения и не станет решающим фактором для увольнения, но вкупе с другими может вполне.
Основатель ГК «АвтоСпецЦентр» и «Ауди Центр Таганка» Владимир Моженков в книге «Бизнес по чуть-чуть» рассказывает о деяниях, за которые он всегда увольняет немедленно. Вот они.
— пьянство или наркомания;
— сокрытие важных данных при приеме на работу;
— разглашение коммерческой тайны конкурентам;
— умышленная порча имущества;
— совершение одной и той же ошибки два раза подряд;
— контакты с организованной преступность (это случается не так редко, как вы думаете);
— совершение противоправных действий за пределами компании;
— невыход на работу без объяснения причин;
— нарушение техники безопасности;
— создание конфликта с потребителем;
— обман руководства, утаивание важной информации;
— невыполнение личных планов три месяца подряд;
— получение денежных вознаграждений от клиента или партнера;
— совершение противоправных действий против сотрудников компании;
— пропуск обучающих занятий три раза подряд;
— демонстративное неисполнение правил компании.
В вашей компании могут быть свои внутренние правила увольнения. Не будет лишним узнать о них подробнее.
Признаки, что сотрудник готов уволиться, и как этого избежать
Текучесть персонала — серьезная и болезненная проблема для любой крупной компании, особенно когда ее покидают ключевые сотрудники, поскольку затраты на поиск и обучение новых могут привести к истощению ресурсов компании и снижению доходов.
Одна из частых причин, по которой увольняются успешные управленцы, — потеря вовлеченности в работу. О том, что это такое, почему сотрудники теряют интерес к своему делу, как разглядеть проблему на стадии зарождения и избежать ее, рассказывает Игорь Чугай, партнер STR Suite, сертифицированный консультант BIOSS. Он семь лет руководит проектами в области консалтинга по организационному развитию, трансформации, корпоративной культуре, вовлеченности, лидерству, оценке и менторингу.
Что такое вовлеченность и почему это важно
Горит на работе, готов свернуть горы — обычно именно так говорят о сотрудниках, которые вовлечены в свое дело и с энтузиазмом выполняют даже те обязанности, которые выходят за рамки их должностных инструкций.
Эти работники находятся в так называемом потоке — состоянии, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается, и получает удовольствие от того, что делает. Состояние потока (применительно к бизнесу) — термин, предложенный американским психологом Михай Чиксентмихайи и психотерапевтом, социологом и консультантом по управлению Жаком Эллиотом.
Сотрудники в потоке понимают, что они на своем месте, что работодатель полностью использует их знания и навыки, благодаря чему их работа вносит значимый вклад в успех бизнеса.
Вовлеченный персонал имеет для компании важное значение. Как показывают исследования, такие сотрудники увольняются на 87% реже. О смене работы задумываются только 25% вовлеченных работников.
А значит, работодатель не тратит значительные средства на привлечение и обучение нового персонала. Эти затраты серьезно подрывают ресурсы компании, особенно если ее покидают ключевые сотрудники.
Кроме того, вовлеченные сотрудники гордятся своей работой и получают от нее удовольствие, они всегда делают больше, чем от них ожидают и чем предписывает их должностная инструкция, чтобы помогать компании устойчиво развиваться и достигать долгосрочных стратегических целей, которые она перед собой ставит.
Скука, раздражительность, потеря мотивации
Как же определить, находится работник в потоке или нет и от чего зависит это состояние? Существует индикаторы, которые должны насторожить руководителя компании. Индикаторы «недозагруженности»: скука, раздражительность, потеря мотивации, отсутствие инициатив.
Первая причина, по которой люди выпадают из потока, это когда способности сотрудника выше, чем сложность работы, которую он выполняет. Поначалу работник может даже испытывать по этому поводу некоторое удовольствие: мол, я все знаю, все умею, у меня теперь будет больше времени на себя.
Но природу не обманешь. Не получая сложных задач, способствующих реализации его способностей, сотрудник через какое-то время начинает скучать, затем раздражаться, а потом полностью теряет мотивацию, желание менять что-либо в своей работе, перестает делать больше, чем должен, нестандартно подходить к выполнения своих должностных обязанностей и выступать с инновационными идеями.
Эмоциональные взрывы, низкая концентрация внимания
Есть и другая причина, по которой сотрудник оказывается вне потока. Это происходит, когда его способности и компетенции значительно недотягивают до уровня сложности той работы, которую он выполняет.
Индикаторы «перегруженности»: эмоциональные взрывы, например, он может излишне эмоционально говорить со своими подчиненными или даже нагрубить им, хотя ему это не свойственно. Он может стать нетерпеливым по отношению к своим коллегам, испытывать проблемы с концентрацией внимания.
Часто подобные ситуации возникают, когда человека назначают на новую, более высокую должность, которая предполагает гораздо больший горизонт планирования и принятия сложных стратегических решений в условиях неопределённости.
Если в сотруднике заложен высокий потенциал, он со временем адаптируются к новому уровню сложности и вернется в «состояние потока». Но иногда этого не происходит. Если разрыв между способностями и степенью сложности задач, которые приходится решать человеку, слишком большой, он начинает испытывать беспокойство, стресс.
Здесь есть важный момент: бывают задачи трудные, а бывают сложные, и между этими двумя понятиями существует огромная разница.
Трудно — это когда известно, как выполнять работу, просто это тяжело. Сложно — когда не ясно, как нужно делать, но надо попробовать. Если способности сотрудника находятся не сильно ниже сложности решаемых им задач на новой должности, он постепенно адаптируется к новому уровню сложности и и реализовывает свой потенциал и продолжает свое развитие вплоть до начала перехода на следующий уровень сложности.
Что делать, если сотрудник перегружен или недозагружен?
Иногда понять «на глаз» это сложно. В этом случае на помощь приходят специальные инструменты для оценки потенциала персонала. Один из них — CPA (Career Path Appreciation).
Этот метод позволяет понять, в какой точке способности сотрудника находятся сегодня и как будет расти его способность до окончания карьеры, а также задачи какого уровня сложности он способен выполнять сегодня и будет способен в будущем. Точность результатов диагностики составляет 94%. Очевидно, что способность или потенциал является не единственной, но ключевой составляющей успеха сотрудника.
Если же он незначительно выпал из потока, то стоит поинтересоваться, какие новые задачи он хотел бы взять на себя и поручить ему их, если по мнению руководителя он к ним готов. Возможно, эти задачи не будут связаны с его текущими должностными обязанностями, но будут для него интересны и позволят вернуться в поток: например, управление сложными кросс-функциональными проектами.
Пример. В должности коммерческого директора регионального филиала несколько лет работал один сотрудник. Когда этот человек только пришел в данную организацию, у него не было управленческого опыта. Однако он быстро всему обучился и успешно проработал на своей позиции несколько лет.
Потом заскучал на ней, стал терять мотивацию, работал по инерции и начал выпадать из потока. Руководитель компании это заметил. Он был уверен в высоком потенциале своего подчиненного, поэтому принял решение повысить его до генерального директора регионального филиала.
Тот вернулся в поток, у него выросла вовлеченность и возросла нематериальная мотивация и он смог реализовать свои способности в новой роли, добившись отличных результатов и послужив примером для своих коллег.
Позже этот работник стал главным операционным директором всей компании. Это хороший пример того, как грамотный руководитель может умело управлять вовлеченностью своих подчиненных через новые назначения и новые задачи.
Сотрудник избежит стресса, связанного с тем, что он не справляется со своими обязанностями, и вернется в поток.
Чтобы сотрудник постоянно находился в потоке, нужно, чтобы уровень сложности его работы не был сильно выше или сильно ниже его способностей. Иначе он будет находиться в состоянии хронического стресса или тревожности и в итоге покинет компанию.
Идеально, если сложность задач, которые решает работник, чуть выше его текущих способностей. Это поможет человеку всегда быть вовлеченным в рабочий процесс, работать с интересом и развиваться.
Как понять, что сотрудник скоро уволится
Почему увольняются сотрудники, по каким признакам распознать «беглеца», что делать руководителю: удерживать или срочно искать замену ‒ разбираемся вместе
Когда успешный сотрудник заявляет, что хочет уволиться ‒ это всегда неприятная новость. Компания вложилась в обучение сотрудника, все были довольны ‒ и вдруг заявление об увольнении по собственному желанию.
В Массачусетском технологическом институте подсчитали, что поиск и обучение новых сотрудников обходятся в 125‒140% годовой зарплаты.
По нашим подсчётам, увольнение рядового сотрудника стоит две-три зарплаты. Увольнение тимлида или менеджера обходится компании ещё дороже ‒ минимум шесть зарплат сотрудника.
Но потери можно снизить ‒ если вовремя понять, что сотрудник собирается уходить.
Почему увольняются сотрудники
Согласно соцопросам, в России чаще увольняются по следующим причинам:
Немецкий исследовательский институт INNOFACT AG в результате аналогичного исследования получил такие ответы:
Компания может потерять опытного сотрудника из-за компрессии зарплат.
Согласно исследованию Korn Ferry Hay Group, зарплата сотрудников на одинаковых должностях в России может отличаться на 83%. Новые сотрудники получают на треть больше «старых».
Почему так происходит? Старые сотрудники никуда не денутся, работают ‒ значит, довольны, а новые на такую зарплату не пойдут.
Причины увольнения могут быть разными. Задача руководителя ‒ исправить ситуацию, если он хочет удержать работника. Но лучше отслеживать текущие проблемы и оперативно их решать.
Как понять, что сотрудник хочет уволиться
Американская бизнес-школа Huntsman school of business по итогам исследования назвала 13 признаков того, что работник решил уволиться:
Сотруднику чаще звонят на личный телефон. При этом он разговаривает без свидетелей и называет собеседника на «вы». А если сотрудник вдруг поменял стиль одежды на строго официальный и часто отпрашивается в течение рабочего дня ‒ вероятно, он ходит на собеседования.
Другой настораживающий признак ‒ сотрудник обновил резюме и больше времени проводит на рекрутинговых сайтах.
Хуже, если работник при этом пересылает большие объёмы информации по почте, в облако или скачивает на флешку. Он может таким образом попытаться сохранить базу клиентов или другую информацию. А это уже прямое воровство у компании.
Конечно, только по изменению поведения делать выводы нельзя. Причин может быть много. Может быть, сотрудник ходит вовсе не на собеседования. Одевается по-другому, потому что сменил имидж. Но однозначно насторожить руководителя должны снижение интереса к работе и формальный подход к задачам.
Что делать руководителю
Если руководитель заметил, что сотрудник хочет уволиться, пора принимать решение ‒ удерживать сотрудника или подыскивать замену.
Чтобы удержать работника, наиболее эффективны краткосрочные меры:
Но лучше всего регулярно встречаться с сотрудниками и спрашивать, всё ли в порядке, чем помочь, в чём нуждается работник.
Существует и противоположная точка зрения: если человек решил уйти, он всё равно уйдёт, удерживать его нет смысла. Перед увольнением стоит поговорить с сотрудником о проблемах в работе ‒ это поможет предотвратить новые потери.
Что бы ни решил руководитель, ему необходимо время на обдумывание. И если изменения эффективности работника заметны по отчётам, то изменения в поведении можно увидеть только при ежедневном общении.
Если в команде доверительные отношения, сотруднику нет нужды искать другую работу для решения своей проблемы ‒ всё можно уладить в рабочем порядке. А если принято решение о смене работы, сотрудник позаботится о том, чтобы предупредить заранее и снизить затраты на обучение новичка.
Как правильно уволиться
Варианты и порядок увольнения
Когда работник увольняется, прекращается трудовой договор и трудовые отношения между ним и работодателем.
Причины увольнения бывают разные. Чаще этого хочет сам работник — тогда он увольняется по собственному желанию. Реже инициатором увольнения выступает работодатель. Бывают и другие основания увольнения — всего их более десяти.
В статье подробно расскажу о причинах и видах увольнениях, особенностях увольнения по разным основаниям.
Признаки того, что пора увольняться
Если зарплаты не хватает на нужный вам образ жизни, в рабочем коллективе негативная атмосфера и желания выполнять свои трудовые обязанности нет, возможно, пришло время сменить работу.
Обычно выделяют такие признаки того, что пора увольняться:
Все эти моменты отдельно или в совокупности рано или поздно приведут к мысли об увольнении.
В каких случаях стоит подождать с увольнением. На увольнение надо смотреть объективно и мыслить рационально. Например, если вас не устраивает только зарплата, но вы работаете давно и знаете, что работодатель в принципе может платить больше, имеет смысл обсудить с начальством денежный вопрос и доказать свою ценность, а не сразу увольняться.
Если зарплату обещали поднять, но прошел уже год и ничего не изменилось, скорее всего, так оно и будет — пора увольняться.
Не стоит увольняться из-за ссоры с коллегой, если работа в целом вас устраивает. Страсти улягутся — потом можно пожалеть, что лишились хорошего места из-за недоразумения. При этом если вы столкнулись с моббингом — травлей на работе — стоит поберечь свои нервы и уйти в другое место.
Реально оценивайте свои возможности — походите по собеседованиям и узнайте, что требуют другие работодатели. Подумайте, можете ли вы это делать и насколько хорошо.
Как решиться уволиться
Кроме вас, о вашем будущем никто не позаботится. Если нынешняя работа больше раздражает, чем приносит удовольствие, и вы понимаете, что так жить нельзя, подумайте об увольнении.
Смена работы — серьезный шаг, особенно если на нынешнем месте работы вы трудитесь уже давно. Вот что я предлагаю сделать, чтобы увольняться было не так страшно: