Приведите примеры мыслей имеющие ту же логическую форму что и следующие
Предмет и значение логики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:04, доклад
Описание работы
Знание логики позволяет адекватно осмысливать окружающую действительность. Сознательное использование современным высоко квалифицированным специалистом арсенала средств науки логика дисциплинирует мышление, делает речь аргументированной, исключает неоднозначности в деловых разговорах и при составлении официальных протокольных бумаг, бессистемность в обработке информации, помогает добиваться жизненных и профессиональных целей с упорством и последовательностью, в достижении поставленной перед собой цели.
Файлы: 1 файл
vse-tri-stadii_-Praktikum_po_logike_12-03-2013.doc
Практикум по логике – цель его заключается в том, чтобы дать конспективное изложение основных вопросов этой науки и закрепить их разрешение практическими заданиями.
Изучение курса требует регулярных и систематических занятий на протяжении всего периода обучения, здесь невозможно, не уяснив предыдущего материала, переходить к последующему разделу. Тема «Умозаключение» покажется непонятной, если не усвоены темы «Понятие» и «Суждение». Раздел «Суждение» можно понять только тогда, когда усвоена тема «Понятие».
Известно, что овладение основами логики без практики невозможно. Решение задач и упражнений избавит от механического заучивания определений, законов и правил логики. В процессе решения упражнений следует научиться связывать логический материал со своими профессиональными интересами и попытаться на практике применять правила логики.
Применение логических операций и приемов в профессиональной деятельности специалистов придают ясность и четкость в рассуждениях и позволяют предельно точно уточнять предмет мысли, способствует умению абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиваться на структуре своей мысли, развивает аккуратность и внимательность.
Желаем успеха в изучении курса «Логика»!
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
С середины ХIХ века до настоящего времени идет интенсивное развитие специфической области логической теории – математической или символической логики, которая не только уточнила многие представления классической логики, но и чрезвычайно обогатила аппарат логико-математического анализа, расширила предмет этой науки. Согласно отечественному исследователю математической логики П.С. Порецкому, она «по предмету – логика, а по методу – математика».
Выявив закономерности решения некоторых математических задач, математическая логика сделала реальностью создание ЭВМ, которые стали играть ведущую роль в информационно – коммуникативную эпоху.
Для современных отечественных логиков главной задачей является профессиональное распространение основ древней науки, с учетом достижений последующих ученых, в частности: В.Ф. Асмуса, В.А. Бочарова, И.А. Герасимовой, Д.П. Горского, А.Д. Гетмановой, Ю.В. Ивлева, В.И. Маркина, А.А. Старченко и других.
Приступая к изучению любой науки, нужно, прежде всего, уяснить, что изучает данная наука, т.е. определить ее предмет.
Наиболее распространенным и устоявшимся определением логики является следующее: логика (от греч.logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и операциях правильного мышления (рассуждения). Мышление человека изучается многими науками: философией, психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой, логикой и другими. Следует отметить, что логика изучает мышление как средство познания и ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений.
Для того чтобы определить логическую форму, структуру мысли рассмотрим некоторые высказывания:
Все студенты являются учащимися.
Московский Кремль является национальным достоянием.
Даниловский монастырь является резиденцией Патриарха Всея Руси.
Если мы «отбросим» содержание этих высказываний, то «останется» то, что называется формой этих мыслей, которая может быть записана в виде:
Таким образом, логической формой, или структурой мысли, называется строение этой мысли, способ связи ее составных частей.
Например, содержательно разные высказывания «Если идет война, то есть человеческие жертвы» и «Если математика – наука, то она устанавливает законы» также имеют одинаковую логическую форму: «Если А, то В».
Следующие два вывода, различающиеся своим содержанием, совпадают по своей логической форме: «Если идет дождь, то асфальт мокрый. Сейчас идет дождь. Следовательно, асфальт мокрый» и «Если 13 – простое число, то оно делиться на себя и на единицу. 13 – простое число. Следовательно, 13 делиться только на себя и на единицу». Заменив высказывания, входящие в данные выводы, переменными, получаем, что в обоих случаях рассуждение идет по одной и той же схеме: «Если А, то В. А. Следовательно, В». Это – схема правильного рассуждения: какие бы конкретные высказывания ни подставлялись вместо А и В, если посылки истины, заключение также будет истинным.
Следует заметить, что интерес логики к логической форме не означает отвлечение ее от всякого содержания. Сама логическая форма обладает определенным абстрактным содержанием, его иногда называют «формальным», чтобы отличить от «конкретного содержания». Скажем, форма «Все S есть Р» указывает, что у всякого предмета, обозначаемого буквой S, есть признак, обозначаемый буквой Р.
Вместе с тем, благодаря формализации любая мысль может быть представлена в виде логической (или пропозициональной) функции, где S и Р (как в рассматриваемых примерах) обозначают логические переменные, а слова, определяющие данную структуру мысли, являются логическими постоянными. Логическими переменными могут выступать различные понятия, а также суждения. Благодаря такому представлению мыслей возможны различные логические теории, например, логика предикатов, логика высказываний, модальная логика и т. п.
Знание логики позволяет адекватно осмысливать окружающ ую действительность. Сознательное использование современным высоко квалифицированным специалистом арсенала средств науки логика дисциплинирует мышление, делает речь аргументированной, исключает неоднозначности в деловых разговорах и при составлении официальных протокольных бумах, бессистемность в обработке информации, помогает добиваться жизненных и профессиональных целей с упорством и последовательностью, в достижении поставленной перед собой цели.
Приведите примеры мыслей, имеющие ту же логическую форму, что и следующие:
Пример: Некоторые лекции скучны. Примером той же мысли являются соответственно: а) Некоторые люди скучны; б) Некоторые кинофильмы являются интересными; в) Некоторые цветы имеют запах.
Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму:
12. Ряд преобразований в экономике страны не являются оправданными.
13. Если ты не знаешь русского языка, то ты не обнаружишь эту ошибку.
14. Гегель решительно критиковал Канта.
15. Если программа тебе понятна, значит, она уже устарела.
Пример: а) Не все жидкости прозрачны; б) Ни один пингвин не живет в Африке; в) Не каждый политик лицемер; г) Все сказанное не принимается во внимание. Из приведенных четырех мыслей одинаковые формы имеют первая и третья: в них нечто утверждается не обо всех предметах класса, также вторая и четвертая: в них отрицается какое – то свойство у всех предметов класса.
Логика, являясь наукой о формах и законах правильного мышления (рассуждения), является также наукой о языке, поскольку она изучает способы выражения мыслей в естественных языках и создает особые формализованные языки, позволяющие более точно, чем естественные языки, выражать логические формы мыслей.
В целях овладения логико- языковым анализом необходимо иметь четкое представление о структуре и функциях языка, соотношении логических и грамматических категорий, а также принципах построения особого языка логики.
Язык – это система знаков, служащих для хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.
По происхождению языки бывают естественные и искусственные.
Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры человечества и отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.
Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка.
Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки.
Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, замещающий другой, отличный от него, объект.
Чтобы предмет стал знаком, необходимо, чтобы он заменял, замещал другой, отличный от него объект. Например, слово «МосГУ» является знаком, потому что эти следы типографской краски на бумаге замещают в нашем сознании другой предмет, а именно: Московский гуманитарный университет, высшее учебное заведение, юридическим адресом которого является: «111395, г. Москва, ул. Юности 5/1.» Но каким образом один объект замещает в нашем сознании другой объект? При помощи мысленного образа. Когда вы читаете сейчас слово «МосГУ», то в вашем сознании рисуется образ Московского гуманитарного университета в виде какого-то более или менее отчетливого представления.
Различаются знаки следующих трех типов:
Эти знаки не соотносимы и не сходны с представляемыми ими объектами.
Логика исследует знаки последнего вида.
Как правило, знаки имеют предметное и смысловое значение. Предмет, обозначаемый знаком, называется предметным значением или денотатом знака.
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 3 страница
В древности мыслители усматривали в логике «инструмент» познания действительности, «пульт управления» в дискуссиях, эффективное средство оптимизации мышления и речи. Логика складывалась как дисциплина не только теоретическая, но и практическая, и эта практическая – дидактическая направленность сохранилась в средневековый период, а затем и в логике Нового времени.
Поворотным пунктом исследования логических механизмов интеллектуальной деятельности можно считать идею математизации, выдвинутую в XVII в. немецким философом Г. Лейбницем (1646 – 1716). Согласно его точки зрения, перспектива развития логики заключается в полном переходе к идеальной (совершенно освобожденной от содержания) логической форме при помощи универсального символического языка аналогично языку алгебры. Данная идея – построения логики по образцу математических исчислений оказалась исключительно плодотворной.
С середины ХIХ века до настоящего времени идет интенсивное развитие специфической области логической теории – математической или символической логики, которая не только уточнила многие представления классической логики, но и чрезвычайно обогатила аппарат логико-математического анализа, расширила предмет этой науки. Согласно отечественному исследователю математической логики П.С. Порецкому, она «по предмету – логика, а по методу – математика».
Выявив закономерности решения некоторых математических задач, математическая логика сделала реальностью создание ЭВМ, которые стали играть ведущую роль в информационно – коммуникативную эпоху.
Для современных отечественных логиков главной задачей является профессиональное распространение основ древней науки, с учетом достижений последующих ученых, в частности: В.Ф. Асмуса, В.А. Бочарова, И.А. Герасимовой, Д.П. Горского, А.Д. Гетмановой, Ю.В. Ивлева, В.И. Маркина, А.А. Старченко и других.
Приступая к изучению любой науки, нужно, прежде всего, уяснить, что изучает данная наука, т.е. определить ее предмет.
Наиболее распространенным и устоявшимся определением логики является следующее: логика(от греч.logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и операциях правильного мышления (рассуждения). Мышление человека изучается многими науками: философией, психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой, логикой и другими. Следует отметить, что логика изучает мышление как средство познания и ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений.
Для того чтобы определить логическую форму, структуру мысли рассмотрим некоторые высказывания:
^ Все студенты являются учащимися.
Московский Кремль является национальным достоянием.
Даниловский монастырь является резиденцией Патриарха Всея Руси.
Если мы «отбросим» содержание этих высказываний, то «останется» то, что называется формой этих мыслей, которая может быть записана в виде:
Таким образом, логической формой, или структурой мысли, называется строение этой мысли, способ связи ее составных частей.
Например, содержательно разные высказывания «Если идет война, то есть человеческие жертвы» и «Если математика – наука, то она устанавливает законы» также имеют одинаковую логическую форму: «Если А, то В».
Следующие два вывода, различающиеся своим содержанием, совпадают по своей логической форме: «Если идет дождь, то асфальт мокрый. Сейчас идет дождь. Следовательно, асфальт мокрый» и «Если 13 – простое число, то оно делиться на себя и на единицу. 13 – простое число. Следовательно, 13 делиться только на себя и на единицу». Заменив высказывания, входящие в данные выводы, переменными, получаем, что в обоих случаях рассуждение идет по одной и той же схеме: «Если А, то В. А. Следовательно, В». Это – схема правильного рассуждения: какие бы конкретные высказывания ни подставлялись вместо А и В, если посылки истины, заключение также будет истинным.
Различие между логической формой и содержанием не является абсолютным. То, что в одном случае считается относящимся к форме, в другом может оказаться содержательным компонентом рассуждения, и наоборот.
Следует заметить, что интерес логики к логической форме не означает отвлечение ее от всякого содержания. Сама логическая форма обладает определенным абстрактным содержанием, его иногда называют «формальным», чтобы отличить от «конкретного содержания». Скажем, форма «Все S есть Р» указывает, что у всякого предмета, обозначаемого буквой S, есть признак, обозначаемый буквой Р.
Вместе с тем, благодаря формализации любая мысль может быть представлена в виде логической (или пропозициональной) функции, где S и Р (как в рассматриваемых примерах) обозначают логические переменные, а слова, определяющие данную структуру мысли, являются логическими постоянными. Логическими переменными могут выступать различные понятия, а также суждения. Благодаря такому представлению мыслей возможны различные логические теории, например, логика предикатов, логика высказываний, модальная логика и т. п.
Логика – это фундаментальная наука, используемая как в естественнонаучной, так и в гуманитарных областях человеческой деятельности. Возникшая спонтанно в разных цивилизациях как инструмент общественной практики, логика постепенно превращается в теоретическую науку и ее дальнейшее развитие не зависит от национальных, культурных и языковых особенностях тех или иных стран и народов.
Знание логики позволяет адекватно осмысливать окружающую действительность. Сознательное использование современным высоко квалифицированным специалистом арсенала средств науки логика дисциплинирует мышление, делает речь аргументированной, исключает неоднозначности в деловых разговорах и при составлении официальных протокольных бумах, бессистемность в обработке информации, помогает добиваться жизненных и профессиональных целей с упорством и последовательностью, в достижении поставленной перед собой цели.
Упражнение 1
Приведите примеры мыслей, имеющие ту же логическую форму, что и следующие:
1.
Чем больше вы скажите, тем меньше люди запомнят. (Франсуа Фенелон)
2.
Если бы каждый следовал десяти заповедям, было бы просто не о чем говорить.
3.
Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания. (Жюль Ренар)
4.
Логика – смирительная рубашка фантазии. (Хельмар Нар)
5.
Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало – своих родителей. (Альфред Конар)
6.
Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. (Дэвид Сарнофф)
7.
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)
8.
Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен. (Зигмунд Фрейд)
9.
Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов. (Шарль де Голль)
10.
Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью. (Франсуа Мориак)
11.
Образование – верный путь к благосостоянию.
12.
Все исторические законы имеют свой срок давности. (Мария Эбнер-Эшенбах)
13.
Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. (Николай Бердяев)
14.
Даром только птички поют. (Федор Шаляпин)
15.
Гораздо легче найти ошибку, чем истину. (Иоганн Вольфганг Гете)
Пример:Некоторые лекции скучны. Примером той же мысли являются соответственно: а) Некоторые люди скучны; б) Некоторые кинофильмы являются интересными; в) Некоторые цветы имеют запах.
Упражнение 2
Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму:
1.
Всякая точная наука основывается на приблизительности. (Бертран Рассел)
2.
Логика есть анатомия мышления. (Джон Локк)
3.
Если хочешь нажить врагов, попробуй что-нибудь изменить. (Вудро Вильсон)
4.
Большинство спектаклей в Большом театре заканчиваются овациями.
5.
МГУ – крупнейший ВУЗ России.
6.
Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии. (Фредерик Жолио-Кюри)
7.
Внешняя политика есть имитация войны другими средствами. (Уильям Гладстон)
8.
Мы поедем в г. Санкт – Петербург завтра или послезавтра.
9.
Некоторые ученые разделяют точку зрения о существовании НЛО.
10.
На выборах в США победят республиканцы либо демократы.
11.
Порой отечественные кинофильмы не являются шедеврами мирового киноискусства.
12. Ряд преобразований в экономике страны не являются оправданными.
13. Если ты не знаешь русского языка, то ты не обнаружишь эту ошибку.
14. Гегель решительно критиковал Канта.
15. Если программа тебе понятна, значит, она уже устарела.
Пример: а) Не все жидкости прозрачны; б) Ни один пингвин не живет в Африке; в) Не каждый политик лицемер; г) Все сказанное не принимается во внимание. Из приведенных четырех мыслей одинаковые формы имеют первая и третья: в них нечто утверждается не обо всех предметах класса, также вторая и четвертая: в них отрицается какое – то свойство у всех предметов класса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Значение логики
Логика присутствует повсюду, как на макроуровне общественной жизни, научных исследований, экономики и производства, так и на’ микроуровне жизни отдельного человека.
Глава 1. Предмет логики
Логическая культура мышления, т. е. способность результативно использовать логические приемы и способы рассуждения — очень важна. Человек не только способен точно и грамотно выражать свои мысли, но и делать верные выводы; убедительно обосновывать свои размышления, делать их понятными для других; доказать свою точку зрения, объяснив ошибочность рассуждений оппонента; зная правила и законы логики, можно быстро найти ошибку в рассуждениях оппонента. Объясняя, почему способ рассуждения является верным или нет, логика предоставляет возможность анализировать и незнакомые способы рассуждения. Поэтому важно не только знание правил и законов логики, но и умение применять эти законы и правила на практике.
Любая наука строится по законам логики. Логика — неотъемлемая часть философии, юридической науки, педагогики, языкознания и т. д. В современных условиях, когда наблюдается активное усложнение системы знаний и коммуникации, логика способствует оптимизации процессов выработки, хранения и передачи информации; она используется при создании и эксплуатации разнообразной электронно-вычислительной техники, в компьютеризации производства.
УПРАЖНЕНИЯ 2
Упражнение 1. Выявите логические формы следующих утверждений.
1. Все млекопитающие являются позвоночными.
1 Челпанов Г. И. Учебник логики. М.: Госполитиздат, 1945′. С. 5—6.
2 В упражнениях к учебнику использованы материалы из книги Целее Ю. В. Логи
ка. Сборник упражнений. М.: Книжный дом «Университет», 1 1998. ■
3. Ни одна звезда не является обитаемой.
4. Некоторые студенты являются спортсменами.
5. Если некоторые люди являются талантливыми, то неверно, что ни один человек не является талантливым.
6. Неверно, что все лекарства являются невкусными.
7. Все конфеты являются сладкими.
8. Если некоторые лекарства являются горькими, то неверно, что все лекарства являются горькими.
9. Неверно, что ни один человек не является студентом.
Упражнение 2.Приведите примеры мыслей, имеющих ту же логическую форму, что и сле
дующие. ‘
1. Число, которое делится на 4, ноне делится на 7.
2. Существуют задачи, которые трудно решить.
3. Лондон находится севернее Рима. -±.
4. Нет идеальных родителей.
5. Если ты поверишь этому, то поверишь всему, что он тебе говорит.
Упражнение 3.Установите, являются ли формально-логическими законами, св^зи по фор
мам между исходными суждениями и результатом в следующих рассуждени-
-■•■.- ях, т.е. являются м этм рассуждения правильными.. | : ■*
1. Некоторые участники этого преступления опознаны потерпевшим. Ни один из членов семьи Петровых не опознан потерпевшим. Следовательно, некоторые член^ семьи Петровых не являются участниками этого преступления. |
2. Некоторые биологи не являются философами. Следовательно, некоторые| философы не являются биологами. \
4. Если философ является дуалистом, то он не идеалист. Если философ не i деалист, то он диалектик или метафизик. Этот философ не метафизик, следовательно он диалектик или не дуалист.
6. Некоторые участники этого преступления опознаны потерпевшим. Ни одий из членов семьи Петровых не опознан потерпевшим. Никто из лиц, не участвовавших в соверше-
■ нии’этого,преступления, не привлечен к уголовной ответственности за его с эвершение.
1 Секст Эмпирик. Соч.: в 2 т. М: Мысль, 1976. Т. 2. С. 289.
Глава 1. Предмет логики
Следовательно, ни один из членов семьи Петровых не привлечен к уголовной ответственности за совершение этого преступления.
Упражнение 4.Не выявляя логической формы следующего рассуждения, установите, является ли оно правильным. Если это преступление совершил Петров, то он знал потерпевшего. Петров не знал потерпевшего, но знал его брата. Петрова видели на месте преступления примерно в то время, когда преступление было совершено. У Петрова обнаружены похищенные вещи. Следовательно, Петров не совершал этого преступления.