Прицепы роспуски что это

Как выбрать прицеп-роспуск

Являясь производителями лесовозной техники уже более 25 лет, мы всегда окажем квалифицированную помощь в выборе прицепа, согласно специфики вашей работы!

Прицепы-роспуски – гибриды между полуприцепами и прицепами. Основным их назначением была и остается перевозка леса-кругляка, труб и других длинномерных конструкций. Эти грузы располагаются на так называемых конниках. Одна часть их находится на конниках роспусков, а другая – на конниках тягачей, таким образом масса грузов равномерно распределяется между колесами тягачей и прицепов. Чтобы обеспечить тяговое усилие, роспуски комплектуются дышлами фиксированной или регулируемой длины.

Лесовоз предназначен, как правило, для перевозки леса, где максимальная длина перевозимых хлыстов колеблется от 6 до 23 метров. Такие показатели достигаются при помощи лесовозного прицепа роспуска.

Лесовоз Урал с ГМ ОМТЛ-97 с прицепом-роспуском с телескопическим дышлом

Прицепы роспуски что это

Если рассматривать классификации имеющихся сегодня в продаже разновидностей дополнительных комплектующих для техники, используемой в ходе перевозки грузов, прицеп роспуск в ней в любом случае займет совершенно особенную позицию, демонстрируя высокую производительность и минимальные технические требования по совместимости с различными видами тягачей. Впрочем, основным его назначением была и остается перевозка леса-кругляка, труб и других длинномерных конструкций. Включение в автопоезд данного элемента в этом случае подразумевает его фиксацию к раме тягача при помощи специальных приспособлений.

Прицепы роспуски что это

Выбирать прицеп нужно тщательно, с учетом разноплановости грузов, которые буду перевозиться на прицепе, и специфики работы. Кроме этого, рекомендуется обратить внимание на ценник роспуска, который не должен быть низким необоснованно.

Из характеристик, влияющих на выбор роспуска, можно также назвать погрузочную высоту, тип коника (поворотный или нет), габаритные размеры, колесный просвет, максимальную допустимую скорость, возможность регулировки межконикового расстояния (за счет изменения установки «плавающего» дышла в раме) и тип тормозной системы — предпочтительнее колодочная, барабанного типа с пневматическим приводом от тягача.

С тягачом прицеп может соединяться двумя способами: беззазорный или сцепная петля за фаркоп. Управляется обычно с помощью трособлочной крестообразной сцепки, которая обеспечивает повышенную устойчивость на поворотах (следование в колее тягача), что очень важно на узких лесных дорогах.

Разумно использовать на прицепе шины того же типоразмера, что и установленные на тягаче. Если используются «высокая» резина и балансирная подвеска, то колея тягача и роспуска совпадают и автопоезд может заходить на делянку с любой удобной стороны без «затаптывания колеи», чем достигается легкая погрузка сортиментов.

Мы изготавливаем прицепы-роспуски, используем только качественные материалы, а расположения производства в лесном районе и опыт работников, позволяет получить не только высокое качество, но и работать прицеп-роспуск будет, так как ему положено.

Лесовозный прицеп оснащен усиленными конниками из стали 09Г2С. Для передачи тягового усилия прицеп роспуск оснащён дышлом, оно бывает, двух исполнений телескопическое и нет.

При выборе прицепа-роспуска стоит обратить внимание на такие характеристики как:

Лесовоз Камаз с ГМ и двускатным прицепом-роспуском

Прицепы роспуски что это

Кроме указанных параметров, уделите внимание предлагаемой производителем высоте погрузки, типу тормозной системы, габаритам, скоростным характеристикам, колесному просвету.

Мы предлагаем прицепы и полуприцепы различных видов и комплектаций, общей массой от 10т. до 24т.:

Наши специалисты всегда помогут подобрать необходимый прицеп.

Присоединение прицепа-роспуска

Источник

Прицепы-роспуски в лесном хозяйстве

Низкорамный трал – основа для специальной техники, применяющейся в различных сферах хозяйства. На базе трала разработаны средства транспортировки сортиментов, применяющиеся в лесном хозяйстве.

Устройство прицепа-роспуска

Устройство, предназначенное для перевозки хлыстов или сортиментов, называется прицеп-роспуск. Длина такого прицепа варьируется в диапазоне 12-27 метров. Его конструкция позволяет транспортировать длинные трубы, балки, целые деревья. В основе конструкции лежит цельносварная станина. Она соединяется с площадкой для укладки грузов с помощью болтов. Это дает возможность выдерживать огромные нагрузки.

Основная характеристика прицепа для перевозки лесоматериалов – количество осей. Это влияет на грузоподъемность транспортного средства. В продажу предлагаются лесовозы с 2, 3, 4 осями. Чем больше осей, тем более стабильной и устойчивой будет система, тем большие грузы она сможет перевозить. Также на этот показатель влияет качество скатов, подвеска.

Прицепы для лесного хозяйства изготавливаются с учетом того, что грузы необходимо перевозить по сложным грунтовым дорогам, бездорожью, трассам. Нередко конструкция оборудуется телескопическим дышлом, позволяющим регулировать положение прицепа при закреплении лесоматериалов.

Виды прицепов для лесхоза

С помощью роспуска можно перевозить хлысты, достигающие 23 метров. Автопоезд обычно составляют из тягача, изготовленного на основе полноприводного шасси, и полуприцепа-сортиментовоза или прицепа. Особые требования предъявляются к надежности и устойчивости тягача. Технологией предусмотрено соответствие устройства прицепной конструкции и автомобиля. Система удобна в эксплуатации и по раскисшему грунту, и по заснеженной дороге. Если в конструкции используется складывающееся дышло, при холостом пробеге выполняется самопогрузка роспуска на тягач автопоезда. Таким образом, можно улучшить маневренность комплекса, уменьшить расход топлива.

В комплект различных модификаций прицепов-роспусков входят колеса с шинами и ступицами, которые унифицированы с тягачом.

Современные прицепы для лесного хозяйства значительно превосходят своих предшественников в функциональных возможностях, надежности, качестве. Претерпели большие изменения рессорная подвеска хода, технологическое оборудование, появились специальные погрузочные устройства.

Источник

Прицеп, полуприцеп, роспуск: как выглядят и для чего используются

Прицепы роспуски что это

Вы открыли в себе талант огородника: картошки-морковки тьма, а перевозить в багажнике не хочется – химчистка салона нынче недешевое удовольствие. Или наоборот желаете отправить старый холодильник или шкаф на дачу, а машина маленькая? Проблема легко решается, если у вас есть прицеп! Однако, даже при частом использовании прицепных конструкций далеко не каждый водитель с уверенностью скажет, в чем состоят принципиальные отличия прицепа, полуприцепа и роспуска, идентичны ли эти понятия и какие типы грузов перевозят на каждом из этих транспортных средств.

В наши дни очень сложно себе представить доставку разных грузов без применения полуприцепов и прицепов. Дополнительное транспортное средство поможет сберечь время, которое может быть потрачено на поиски перевозчика, а также существенно увеличивает допустимые габариты перевозимого груза. Да и салон собственного автомобиля с помощью такого вот приспособления останется чистым и целым.

Между тем, для людей, далеких от контакта с грузовой техникой, понятия прицеп и полуприцеп мало чем отличаются друг от друга. Многие считают, что полуприцеп – это просто такой небольшой прицепчик. На самом деле эти два вида техники, предназначенной для перевозки грузов, имеют между собой принципиальные отличия.

Прицепом называется самостоятельное транспортное средство, не оснащённое двигателем. Его движение осуществляется посредством прикладывания механической силы другого передвижного устройства. У прицепа – две опорные оси, которые всю нагрузку при перевозке берут на себя. Проще говоря, такой транспорт можно назвать независимым – сцепка с тягачом здесь представлена в виде крюка и петли.

Прицепы роспуски что это

Напротив, полуприцеп имеет лишь одну ось, поэтому самостоятельно удерживать равновесие не может, а должен своей передней частью опираться на тягач. Таким образом вес груза в полуприцепах распределяется между колесами тягачей и колесами самых прицепов. Соответственно, чем больше полуприцеп, тем более мощным должен быть тяговый автомобиль. На время стоянки без сцепки такие виды грузовой техники оснащаются специальными выдвижными или откидными опорными элементами.

Прицепы роспуски что это

Принципиальная разница между прицепом и полуприцепом заключается в совместимости технических средств. К примеру, если прицеп можно сочетать практически с любым тягачом, просто задействовав имеющийся в его конструкции сцепной крюк. При этом не придется долгое время подбирать совместимые решения. С полуприцепом все иначе – к его выбору приходится подходить весьма тщательно, учитывая рекомендации производителя и усилие, поступающее на сцепную конструкцию. Более того, и сам момент стыковки в этом случае требует большого мастерства со стороны выполняющих его лиц.

Существует и еще одно немаловажное для водителей отличие двух транспортных средств, которое заключается в маневренности. В связи с тем, что прицеп – это самостоятельное средство, не имеющее двигателя, очень сложно управлять им в процессе движения. Водитель должен быть особенно осторожным на дороге, так как предугадать движение прицепа бывает непросто, на это влияет и степень загрузки, и скорость, и качество дорог. Полуприцеп, в свою очередь, является частью транспортного средства, поэтому водитель может быть уверен в том, что прикрепленное средство поведет себя так, как и управляемый автомобиль. Таким образом, маневренность на дороге у полуприцепа гораздо выше, нежели у обычного прицепа.

Особняком среди прицепных конструкций стоят так называемые роспуски – гибриды между полуприцепами и прицепами. Основным их назначением была и остается перевозка леса-кругляка, труб и других длинномерных конструкций. Эти грузы располагаются на так называемых кониках. Одна часть их находится на кониках роспусков, а другая – на кониках тягачей, таким образом масса грузов равномерно распределяется между колесами тягачей и прицепов. Чтобы обеспечить тяговое усилие, роспуски комплектуются дышлами фиксированной или регулируемой длины. Бывает, что сами грузы выступают в роли дышла.

Прицепы роспуски что это

Зачем нужен прицеп?

Таким вопросом часто задаются люди, у которых нет дачного участка, любимого «квадрика» и они вряд ли увлекаются охотой и рыбалкой. Но вопрос у них отпадает сам собой, когда возникает необходимость перевезти груз и они начинают понимать, что прицеп был бы очень кстати.

Для большинства людей легковые автоприцепы становятся незаменимыми помощниками во время переезда, ремонта квартиры или строительства дома. Владельцы прицепов имеют возможность без проблем перевозить самые различные грузы на любые расстояния, не ограничивая себя только размерами багажника автомобиля.

Прекрасным помощником легковой прицеп становится для любителей активного отдыха и путешественников. Он позволяет взять с собой все необходимое: палатки, различное снаряжение, спальные мешки, запас провизии на длительный срок, оставляя при этом салон автомобиля свободным. Можно взять с собой велосипеды, чтобы прокатиться на свежем воздухе или гидроцикл чтобы прокатиться по лесному озеру. Разве это было бы возможно без прицепа?

Для многих дачников легковой прицеп становится незаменимой «рабочей лошадкой» практически на весь теплый сезон. Весной люди везут на огород саженцы, рассаду и необходимые инструменты, а осенью собирают урожай и увозят его на переработку и в погреба. Тут прицеп позволяет не только легко перевести все нужное, но и помогает сохранить салон автомобиля чистым.

Какие права нужны для прицепа?

Не все водители знают, но в некоторых случаях для того, чтобы перевозить прицеп, потребуется открыть дополнительную категорию водительских прав. Так, если прицеп и автомобиль вместе весят не больше 3500 кг, водитель может управлять таким автопоездом с категорией «В». Но если прицеп у вас довольно массивный (свыше 750 кг) или суммарная масса его и машины превышает 3500 кг, то для управления таким автопоездом необходимо открыть ещё и категорию «Е». Для этого, в первую очередь, вам должно быть не меньше 21 года. Пойти учиться вы сможете и раньше, а вот сдавать экзамены и открывать данную категорию разрешается только по достижению вышеуказанного возраста. Сдавать теоретический экзамен на подкатегорию «Е» не нужно. А вот практику придется сдать, причем в два этапа. Первый этап – автодром. Водителю следует показать правильность выполнения таких фигур, как движение по прямой задним ходом, постановка задним бортом к платформе. Второй этап – «город», или вождение в реальных условиях.

Человек, имеющий категорию «Е», – это не просто водитель, который умеет крутить баранку. «Е» – это категория высшего разряда. Люди, получившие её, являются самыми настоящими профессионалами, ведь они управляют не просто машиной, а целым автопоездом. Так что удачи вам в освоении нового вида транспорта!

Ну и напоследок, ещё одно важное условие. При выборе прицепа, помните – полная масса прицепа не должна превышать буксировочных характеристик автомобиля установленных производителем.

Источник

Прицепы и полуприцепы-роспуски

Прицепы роспуски что этоРис. 4.12. Прицеп-роспуск

Прицепы и полуприцепы-роспуски состоят из рамы 2 (рис. 4.12), дышла 1 с петлей или шкворнем (полуприцеп), оси (осей) с колесами, кони­ка 3 со стойками 4 и подвески. Некоторые конструкции роспусков оборудуют системой управления колес.

Величина нагрузки на прицеп или полуприцеп-рос­пуск (при данном весе груза) изменяется в зависимости от длины дыш­ла и величины свесов груза с коников.

Складывающееся дышло прицепа-роспуска (рис. 4.13) состоит из передней 3 и задней 5 балок, наконечника 1, пневмопровода 7 и электропровода 8.

Прицепы роспуски что этоРис. 4.13. Складывающееся дышло прицепа-роспуска

В средней части дышло имеет шарнир с горизонтальной осью 10, обеспечиваю­щий возможность его складывания. Шарнир оборудован фиксатором, от­крытие которого зависит от натяжения троса лебедки автомобиля.

Для изменения расстояния между кониками автомобиля и роспуска пе­редняя часть дышла удлиняется за счет выдвижения наконечника 1, а задняя – за счет перестановки шкворня роспус­ка в другое отверстие в дышле.

В передней балке дышла имеются посадочные места для установки нако­нечника дышла, а в средней – гнезда для крепления троса лебедки. Задняя часть балки сужена, здесь устанавли­ваются фиксатор дышла и резиновые амортизаторы, которые предохраняют дышло от резких ударов в момент раз­грузки роспуска.

Для размещения и удержания перевозимого груза, погрузки роспуска на шасси и пере­возки его при порожнем пробеге автомобили-тягачи оснащаются спе­циальным оборудованием, в состав которого входят коник, подкониковая рама, тягово-сцепное устройство, огра­ждение кабины, запорное устройство дышла, коробка отбора мощности и лебедка.

Коник представляет собой пово­ротное устройство, через которое на­грузка от размещаемого на нем груза передается на подкониковую раму и раму автомобиля.

Конструкция коника обеспечивает размещение и удержание груза при транспортировке, а также облегчает разгрузку. Коник (рис. 4.14) состоит из основания 8, двух откидных стоек 3 с наконечниками 4, шарнирно установ­ленных на осях, стяжных 2и страхо­вочного 5канатов с запорами.

Прицепы роспуски что этоРис. 4.14. Коник автомобиля-тягача

Основание коника сварное, на кон­цах его имеются отверстия для шар­нирного соединения со стойками. Для перевозки круглого леса (бревен) основание вверху имеет зубья, которые исключают раскатывание бревен. Для перевозки труб опора имеет полукруглые вырезы, в которые укладывается нижний ряд труб. К нижней части основания привари­вают опорный лист для уменьшения удельной нагрузки на подкониковую раму.

Стойки коника сварные, коробчато­го сечения. Каждая из стоек удержи­вается в вертикальном (или наклон­ном) положении канатами 2, продеты­ми через окна в стойках и закреплен­ными с одного конца неподвижно осью в кронштейне. Другой конец каната связан со специальным натяжным за­пором 7, который при разгрузке откидывается, освобождая затяжку каната.

Соединение автомобиля-тягача и прицепа-роспуска может быть осуществлено и без обычного крюка и дыш­ла. Этот способ состоит в том, что тяговое усилие между автомобилем-тягачом и роспуском передается при помощи длинномерного груза, закрепленного в кониках автомобиля-тягача и прицепа-роспуска.

Ограждение кабины выпол­няют на передней части подкониковой рамы для предохранения кабины от повреждения грузом при его погрузке и транспортировке. Для по­вышения устойчивости ограждение укрепляется укосинами.

Прицепы роспуски что этоРис. 4.15. Запорное устройство дышла

В средней части ограждения сделана седловина, в которую укладывается дышло прицепа-роспуска при перевоз­ке его на шасси тягача. Здесь же рас­положено запорное устройство (рис. 4.15), удер­живающее дышло в транспортном по­ложении.

Запорное устройство дышла состоит из пневмоцилиндра 1 и запорно­го механизма. Захваты 4 за­порного механизма закрываются при подаче воздуха со стороны нижней крышки цилиндра 1, в результате чего шток цилиндра воздействует на систе­му рычагов 7 и тяг 5, связанных с захватами 4.

Коробка отбора мощности предназначена для отбора мощнос­ти на привод лебедки. Отбор мощности в лесовозных тягачах, как правило, производится от раздаточной коробки. Конструкция коробки отбора мощности лесовозного тягача MA3-5434 показа­на на рис. 4.16.

В корпусе, прикрепленном к разда­точной коробке, расположен вал 8от­бора мощности, на шлицевом конце которого установлена муфта 9. Привод вала осуществляется с помощью вил­ки 4, которая перемещает муфту и со­единяет первичный вал 1раздаточной коробки с валом 8отбора мощности.

Прицепы роспуски что этоРис. 4.16. Коробка отбора мощности автомобиля-тягача МАЗ-5434

Второй конец вала отбора мощности соединен с фланцем посредством шти­фта 7. При перегрузке штифт сре­зается с целью предо­хранения от поломок деталей лебедки и канатно-блочной системы.

Отключение вала отбора мощности производится за счет выпуска сжатого воздуха из пневмоцилиндра с по­мощью выключателя на щитке прибо­ров в кабине. При этом с помощью вил­ки 4 муфта 9выводится из зацепления со шлицевым концом первичного ва­ла 1раздаточной коробки.

Прицепы роспуски что этоРис. 4.17. Редуктор лебедки

Ле­бедка, установленная на раме автомобиля в ее задней части, предна­значена для погрузки и снятия прицепа-роспуска на автомобиль-тягач и с него. Она приводится в действие от коробки отбора мощности с по­мощью карданного вала. Лебедка со­стоит из редуктора (рис. 4.17) и барабана с на­мотанным на него тросом.

Редуктор лебедки червячного типа состоит из однозаходного стального червяка 21 и червячного колеса 3 с бронзовым венцом.

Торможение барабана лебедки осуществляется лентой тормо­за 15.

Прицепы роспуски что этоРис. 4.18. Схема погрузки прицепа- роспуска на автомобиль-тягач

Для колес погружаемого на автомобиль роспуска при помощи лебедки и канатно-блочной системы устраивают две накатные площадки в виде наклонных плоскостей, укрепленных на заднем конце автомобиля по бокам (по ширине колес роспуска).

Погрузку роспуска со складываю­щимся дышлом на шасси лесовоза про­изводят после установки тягача и рос­пуска строго на одной линии, включе­ния коробки отбора мощности и заднего хода в коробке передач при нейтральной передаче в раздаточной коробке (рис. 4.18, а).

После плавного отпуска педали сцеп­ления лебедка начинает наматывать канат, при натяжении которого замок шарнира дышла открывается, дышло складывается и плавно поднимается вверх (рис. 4.18, б). Колеса роспуска при этом дол­жны попадать на накатные плоскости, а дышло – в вырез в ограждении ка­бины.

В этом положении его стопорят с помощью запорного устройства дышла (рис. 4.18, в).

Раз­грузка роспуска производится в об­ратной последовательности при вклю­ченной первой передаче коробки пе­редач.

Для повышения маневренности автопоездов с прицепами и полуприцепами-роспусками часто применяют крестообразную сцепку.

Прицепы роспуски что этоРис. 4.19. Крестообразная сцепка прицепа-роспуска с тягачом: а – конструкция; б – схема поворота

При крестообразной сцепке (рис. 4.19) на автомобиле-тягаче укрепляют тяговую балку 1 с определенными расстояниями между отверстиями, к которым присоединяются канаты 3 и 5.

Противоположными концами канатов охватывают тяговую балку 6 роспуска и закрепляют на его раме регулировочными рымами 7. Регулировать длину канатов можно и зажимами 2. К сцепному устройству автомобиля крепят также дышло 4 роспуска.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

«АВТОСАМОСВАЛЫ»

Целью данной лабораторной работы является ознакомление с классификацией и особенностями конструкции строительных, сельско­хозяйственных и карьерных самосвалов; работой систем управления подъемных механизмов их кузовов.

Автомобилями и автопоездами-само­свалами называются специализированные АТС, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами.

Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (навалоч­ных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требу­ю­щих осторожности при разгрузке.

Строительные и сельскохозяй­ственные самосвалы изготавливаются на базе шасси основ­ных моделей грузовых автомобилей и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной дли­ной, укороченной ба­зой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.

Грузо­вые кузоваавтомобилей-самосвалов – цельнометалли­чес­кие сварные из листовой стали и уси­лены стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армиро­ванных пласт­масс, что позволяет умень­шить массу, повысить корро­зионную стойкость, снизить уро­вень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке.

Подъемный механизм предназ­начен для обеспечения раз­груз­ки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в ис­ходное (транс­портное) положе­ние. Он также обеспечивает фик­сацию кузова в любом промежу­точном положении при его подъеме и опускании.

На самосвалах наибольшее распространение получили гид­рав­лические подъемные меха­низмы, привод которых осуще­ств­ляется от двигателя автомоби­ля. В гидравлический подъемный меха­низм входят: коробка от­бора мощно­сти, масляный насос, сис­темы управле­ния, гидроци­линдры, масляные баки, масляные фильтры и трубопроводы.

Коробка отбора мощностислужит для передачи крутящего мо­мента от коробки передач или раз­даточной коробки к масляному насосу. Она представляет собой одно­ступенчатый зубча­тый редуктор с механическим или пневматическим приво­дом. Коробка отбора мощно­сти обычно устанавливается на ко­робке передач или раздаточной ко­робке.

Масляный насосподъемного механизма кузова служит для на­гне­тания масла под давлением в гидро­цилиндры. На самосва­лах наиболь­шее применение получили шесте­ренные масляные насосы высокого давления.

Система управления служит для управления приводными и ис­полнительными устройствами подъ­емного механизма автомо­би­ля-са­мосвала. Она может быть механиче­ской, гидравлической, пневматиче­ской, электрической, комбиниро­ванной и может со­стоять из одного крана управления или из несколь­ких устройств (кран, клапаны, ци­линдр и др.).

Гидроцилиндры – основные силовые исполнительные уст­рой­ства подъемного механизма грузо­вого кузова самосвала. Обычно они выполняются телескопическими и многозвенными.

Масляные баки подъемного механизма кузова служат для со­держания масла.

Фильтры служит для очистки масла от посторонних примесей и металличе­ских частиц, попадающих в масло при изнашивании деталей, особенно в пе­риод их приработки.

Фильтрация масла происходит при его прохождении через сетчатые элементы.

Соединительные трубопро­воды представляют собой сталь­ные трубки и резиновые шланги имеющие оплетку.

Автомобили-самосвалы КамАЗ

Прицепы роспуски что этоРис. 5.1. Платформа самосвала КамАЗ-5511

Платформа авто­мобиля-само­свала Ка­мАЗ-5511 (рис. 5.1) ковше­об­разного типа с защит­ным козырь­ком 1, за­крывающим про­странство между ка­биной и платформой. Ос­нование 4 плат­формы – металличе­ский каркас с прива­ренными к нему лис­тами днища, равно­мерно расши­ряю­щийся к задней части, что соз­дает лучшие условия для ссыпания грузов при разгрузке платформы.

Передний борт 3 платформы установлен с наклоном вперед. К усилителям переднего борта и ко­зырька приварены щеки 2 крепле­ния кронштейна верхней опоры гидроцилиндра.

Основание платформы связано с боковыми бортами и передним бортом раскосами, которые обра­зуют каналы для перехода выпу­ск­ных газов, обогревающих плат­форму.

Между первой и второй попе­речинами основания разме­щена ло­вушка полуцилиндрической формы, которая позволяет предотвращать боковое смещение платформы.

Ловушка, со­еди­няясь с ловите­лем-амортизатором 14, установленным на надрам­нике 6, при опускании платформы дает возможность плат­форме занять тре­буемое положение в поперечном на­правлении (в случае бокового смещения платформы) и при движении автомобиля удерживает ее в этом положении.

На основании к листу днища платформы приварены балки 12 опор платформы и балки 10 дополнительных опор платформы, к которым крепятся амортизаторы 11. Амортизатор платформы представляет собой обрезиненнную пластину с болтами крепле­ния и является опорой платформы в транспортном положении. К основанию платформы приварен кронштейн 5 крепления страхо­вочного троса.

Сварная конструкция надрамника 6 платформы состоит из двух лонжеронов, снабженных в задней части усилителями, обра­зующими с лонжеронами коробчатое сечение, трех поперечин и усилителя 7 надрамника. К лонжеронам надрамника приварены кронштейны крепления надрамника к раме и кронштейны 8 осей опрокидывания платформы.

Прицепы роспуски что этоРис. 5.2. Принципиальная схема подъемного механизма платформы самосвалов КамАЗ

Принципиальная схема подъемного меха­низма автомоби­лей-самосвалов семейства КамАЗ показана на рис. 5.2. В транспортном положении выключа­тель 9и переключатель 10находятся в выключенном состоянии, электропнев­моклапаны 5, 6 и 7 закрыты, коробка отбора мощности 13отключена, мас­ля­ный насос 14не работает.

При подъе­ме кузова сначала выключатель 9уста­навлива­ется в положение «Включен», а потом включается переключатель 10«Подъем». При этом последовательно срабатывают клапаны 5, 6 и 7 и сжатый воздух направляется соответственно в пневмока­меры 12коробки отбора мощ­ности, 3 и 4крана управления 2 с предохра­нительным клапаном 15.

Клапан, обеспечивающий слив масла из масляного насоса 14в масляный бак 16, закрывается, а клапан магистрали, веду­щей от крана управления в гидроци­линдр 1, открывается.

При соответ­ст­вующем давлении масла начинается подъем кузова. При подъеме кузова на угол 60° открывается клапан ограниче­ния подъема ку­зова 17 и давление в систе­ме падает. Кузов начинает опус­каться, клапан ограничения закрывается, вновь возрастает давле­ние, и ку­зов опять под­нимается. Чередование этих процессов в конце подъема кузова обеспечивает его встряхивание и быстрей­шую раз­грузку.

Фиксация кузова при подъеме в любом положе­нии осуществляется переводом переключателя «Подъем» в по­ложение «Выключено». В этом слу­чае клапаны 5 и 6 прекращают подачу сжатого воздуха в пневмокамеры 3 и 4, выход масла из гидроци­линдра пере­крывается магистральным клапаном крана управле­ния, а масляный насос перекачивает масло в масляный бак.

При опускании кузова переключатель «Опускание» уста­навливается в положе­ние «Включено». В этом случае сра­баты­вает клапан 5и открывается кла­пан, соединяющий кран управле­ния с гидроцилиндром. Масло сливается в бак, и кузов опуска­ется. После полно­го опускания кузова переключатель ста­вится в положение «Выключено».

В электросхему подъемного механизма вклю­чены предо­хранитель 11и сигнализатор 8(контрольная лампа).

Прицепы роспуски что этоРис. 5.3. Коробка отбора мощности самосвала КамАЗ-5511

Коробка отбора мощности (рис. 5.3) одноступенчатая, с пнев­матическим приводом управления. Она устанавливается на ко­робке передач и к ней прикрепляется масляный насос.

В картере 2коробки на непод­вижно закрепленной оси 1на роли­ковом подшипнике 14установлена промежуточная шестер­ня 15,кото­рая находится в постоянном зацеп­лении с шестерней привода проме­жуточного вала ко­робки передач и с большим зуб­ча­тым венцом веду­щей шестерни 7, имеющей также малый зуб­чатый венец.

Шестерня 7 установлена на ро­ликовом подшипнике 6на конце оси 13,другой конец которой соеди­нен с диафрагмой 3, отжи­маемой вверх пружиной 4. Ось 13, имея сво­боду продольного пере­мещения, удержи­вается от прово­рачивания винтом 5.

Включение и выключение ко­робки отбора мощности произ­во­дится сжатым воздухом при помо­щи пневмокамеры. Посту­пая в камеру, сжатый воздух пере­мещает диафрагму вниз и передви­гает ось с ведущей шестерней. При этом ма­лый зубчатый венец шестер­ни 7 вхо­дит в зацепление с зубча­той полу­муфтой 9, установленной в картере коробки на шариковых под­шипниках 8, а ее большой зубчатый венец продолжает оставаться в зацепле­нии с шестерней 15. Зубчатая полумуфта через призму 10 и муфту 11передает вращение ведущему валу 12масляного насоса, шлицевой конец которого соединен с муфтой 11.

При выпуске сжатого воздуха из пневмокамеры диафрагма возвращается в ис­ходное положение, шестерня 7 выводится из зацепления с полу­муфтой 9, и вращение валу 12не передается. Включение коробки отбора мощности возможно только при вы­ключенном сцеплении.

На автомобилях-самосвалах Ка­мАЗ применяется электроп­невматическая система управления подъем­ным механизмом ку­зова. В систему входят (см. рис. 5.2) кран управ­ления 2, ограни­чительный клапан 17 и электропневматиче­ские кла­паны 5, 6, 7.

Кран управления (рис. 5.4) управляет потоком рабочей жид­ко­сти в гидравлической системе подъемного механизма.

Прицепы роспуски что этоРис. 5.4. Кран управления подъемным механизмом платформы самосвалов КамАЗ

В корпусе 1крана запрессованы седла 3, 13 клапа­нов 4, 14 и ввернуты гайки 8, 12, которые являются направляющи­ми штоков 6, 11. На концах штоков закреплены диафрагмы 5, 10 пневматиче­ских камер. Клапан 4находится в закрытом положе­нии под дей­ствием пружины 7, а пружина 9удерживает клапан 14 в откры­том положении.

В нейтральном положении масло от насоса поступает в кран управления через штуцер 15,проходит через открытый клапан 14 и сливается в масляный бак.

При поступлении сжатого воздуха в пневмокамеру в по­лость над диафрагмой 10диафрагма, преодолевая сопротивление пру­жины, перемещается вниз, и клапан 14закрывается. Одно­времен­но сжатый воздух, поступивший через отверстие в кор­пусе крана в полость под диафрагмой 5, преодолевает сопротив­ление пружи­ны, перемещает диафрагму влево и открывает кла­пан 4. Масло через открытый клапан 4и штуцер 2проходит в гидроци­линдр.

При выпуске сжатого воздуха из пневмокамер крана управ­ления диафрагмы 5 и 10под действием сжатых пружин возвра­щаются в исходное положение. При этом клапан 4закрывается, а клапан 14 открывается.

При закрытом клапане 4магистраль гидроцилиндра пере­крыта (кузов фиксируется в поднятом положении), а масло при работаю­щем насосе через открытый клапан 14поступает в мас­ляный бак.

В том случае, когда сжатый воздух поступает лишь в по­лость под диафрагмой 5, открывается только клапан 4, а клапан 14про­должает оставаться в открытом положении. Масло в этом случае из гидроцилиндра сливается в масляный бак через откры­тые кла­паны.

В кране управления имеется предохранительный клапан 16, который перепускает масло в масляный бак при возрастании дав­ления в системе выше допустимого (при подъеме кузова с пере­грузкой), исключая при этом дальнейший подъем кузова. Величина давления срабатывания предохранительного клапана строго отрегулирована на заводе-изготовителе, и изменение ее в процессе эксплуатации не допускается.

Прицепы роспуски что это Рис. 5.5. Ограничительный клапан самосвалов КамАЗ: а – конструкция, б – схема установки

Ограничительный клапан (рис. 5.5) служит для ограничения подъема ку­зова самосвала при его разгрузке.

Прицепы роспуски что это Рис. 5.6. Электропневма­ти­ческий клапан само­свалов КамАЗ

Клапан закреплен на одной из двух поперечин крепления рамки гидроцилиндра. В чугунный корпус 1 ввернута втулка 4 с уплотнительным кольцом 8. В отверстие втулки проходит шток 7 с регулировочным винтом 5 на одном конце, другой конец которого обращен к кла­пану 3, перемещающемуся в корпусе. Регулировочный винт заканчивается сферической головкой и застопорен контргайкой 6. В закрытом положении клапан прижат к корпусу пружиной 2.

При нажатии гидроцилиндром 9 (рис. 5.5, б) на сферическую головку ог­раничительного клапана нагнета­тельная магистраль гидравли­ческой системы подъемного меха­низма со­единяется со сливной, чем предотвра­щается дальнейший подъем кузова.

Электропневматические кла­паныслужат для распределения сжа­того воздуха по пневматическим ис­полнительным камерам ко­робки от­бора мощности и крана управления.

Электропневматический клапан (рис. 5.6) состоит из корпуса 3, крышки 1 кор­пуса, электромагнита 4, штока 5, пружин 6, клапанов 8.

Воздух из бал­лона подводится к выводу I в по­лость в крышке клапана. При вклю­чении электромагнита шток, выдви­гаясь, прижимает верхний клапан 8 к седлу корпуса. При этом нижний клапан отходит от седла и воздух из полости в крышке клапана через ка­нал в корпусе и вывод III поступает к пневмати­ческим исполнительным камерам, установленным на коробке от­бора мощности или кране управ­ления.

При выключении электромаг­нита нижний клапан поджима­ется с помощью пружины 6 к седлу корпуса, а верхний клапан отходит от седла. Воздух из пневмо­камеры выходит в атмосферу через вывод II.

Гидроцилиндр подъемного ме­ханизма кузова автомобилей-само­свалов КамАЗ (рис. 5.7) теле­скопиче­ский, трехзвенный.

Прицепы роспуски что этоРис. 5.7. Гидроцилиндр подъ­ема платформы са­мосвалов КамАЗ-5511

В корпусе 10цилиндра нахо­дятся выдвижные звенья 11,на­руж­ные поверхности которых на­катаны, покрыты хромом и отпо­лированы.

Звенья перемещаются в ла­тунных направляющих полу­коль­цах 8и втулках 14. Ход звеньев вверх и вниз ограничивается сто­порными коль­цами 12и 7, а уп­лотнение обеспечи­вается резино­выми манжетами 15. Грязесъем­ники 16предохраняют внутрен­нюю полость гидроцилиндра от попадания снаружи пыли и грязи.

Снизу к цилиндру при по­мощи по­луколец 5и хомута 6прикреп­лено днище 4. Цилиндр имеет две шаровые головки 13, которые закреплены в опорах 1гайками 3. Вкладыши 2из спе­ченных мате­риалов обеспечи­вают работу шарнирных соеди­нений без смазки. Патрубок 9обеспечивает связь внутренней полости гидроцилинд­ра с нагне­тательной маги­стралью подъем­ного механизма кузова.

Масляный бак автосамо­свалов КамАЗ (рис. 5.8) – штам­пован­ный, ци­линдрической формы.

Прицепы роспуски что это Рис. 5.9. Масляный фильтр самосвалов Ка­мАЗ
Прицепы роспуски что это Рис. 5.8. Масляный бак самосвалов КамАЗ

В верхней части его имеется заливная горло­вина и фланец 5 крепления фильтра. В нижней – закры­тое резьбовой пробкой 2 от­верстие для слива масла и всасывающий патрубок 1.

В залив­ной горловине установ­лена фильт­рующая сетка 3. Горловина закрывается резьбовой крышкой 5 с отверстием, сообщающим полость бака с атмосферой и указате­лем уровня масла 4 с нижней и верхней от­метками. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих от­меток.

Для предотвращения попадания пыли и грязи через отвер­стие в крышке заливной горловины предусмотрена волосяная на­бивка 6. На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр 7.

Схема фильтра масляного бака самосвалов КамАЗ показана на рис. 5.9.

Из слив­ной магистрали масло поступает через патрубок 1 в полость кор­пуса фильтра 3 и через фильтрующие элементы 2, трубу фильтра 4 поступает в бак. При чрезмерном засорении фильтрующих эле­ментов давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5, и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.

Автомобили-самосвалы МАЗ

Механизм подъема кузова автомо­биля-самосвала МАЗ-5549 (рис. 5.10) состоит из масляного насоса 3, телескопического гидроци­линдра 7, клапана управления 9, пневмораспределительного крана 18 и бака для рабочей жидкости 1.

Прицепы роспуски что этоРис. 5.10. Принципиальная схема подъемного механизма платформы самосвала МАЗ-5549

Привод насоса осуществля­ется от двигателя автомобиля с по­мощью коробки отбора мощности.

Механизмом подъема кузова про­изводится его подъем, опускание, оста­новка в любом промежуточном поло­жении, автоматическое ограничение угла подъема кузова, встряхивание его в конце подъема для лучшего ссыпания груза и автоматическое ограни­чение подъема кузова при перегрузке автомобиля. Управление данным меха­низмом осуществляется с помощью пневмораспределительного крана 18, ру­коятка которого расположена в кабине автомобиля на панели приборов.

На автомобиле-самосвале МАЗ-5549, оборудо­ванном кузовом универсального типа с задним бортом, установлен пневмати­ческий цилиндр 15 управления запорами заднего борта. Цилиндр служит для автоматического открывания заднего борта при подъеме кузова и закрыва­ния запоров после его опускания.

Подъем кузова происходит следую­щим образом. Рукоятка пневмораспределительного крана ставится в поло­жение «Подъем» (рис. 5.11, а). При этом воздухоподводящее отверстие IV золотника располагается против кана­ла в корпусе крана, с которым соеди­нен воздухопровод 15, идущий к пнев­мокамере коробки отбора мощности 13и далее к подпоршневой полости цилиндра 17запоров борта.

Одновременно соединительным ка­налом 9золотника соединяются кана­лы корпуса крана, к которым подсое­динены остальные воздухопроводы, с атмосферой через канал III. Таким образом, воздух из пневмосистемы по воздухопроводу IIпоступает к крану и через кран – в пневмокамеру коробки отбора мощности и подпоршневую ка­меру бортового цилиндра, а воздух из надпоршневой камеры цилиндра ухо­дит в атмосферу.

При этом происходит включение насоса 12и открывание за­поров заднего борта.

По всасывающе­му маслопроводу 10масло из бака 7 подается насосом через обратный кла­пан 11в гидроцилиндр 1(по нагнета­тельному маслопроводу 6). Под давле­нием масла звенья гидроцилиндра последовательно выдвигаются, подни­мая кузов.

По мере подъема кузова гидроци­линдр наклоняется, выбирая свобод­ное провисание тросика 18привода клапана, и при достижении предельно­го угла 50° наклона кузова тросиком открывается клапан 4.Подъем кузова прекращается.

При этом масло из цилиндра через перепускной клапан по сливному мас­лопроводу 5начинает сливаться в бак, кузов опускается на некоторый угол и клапан закрывается, вследствие чего масло снова поступает в цилиндр и поднимает кузов (до следующего от­крывания клапана). Такое последова­тельное чередование открываний и закрываний клапана обеспечивает рез­кое встряхивание кузова в конце подъема, что в значительной степени облегчает ссыпание груза.

Прицепы роспуски что этоРис. 5.11. Схема работы механизма подъема кузова самосвала МАЗ-5549

Для опускания кузова рукоятка крана переводится в положение «Опу­скание» (рис. 5.11, б), при этом возду­хоподводящее отверстие IVзолотника находится напротив канала, с которым соединен воздухопровод 14, идущий к пневмокамере перепускного клапана 18.

Одновременно пневмокамера ко­робки отбора мощности и обе полости бортового цилиндра соединяются кра­ном с атмосферой, благодаря чему перепускной клапан открывается, на­сос выключается, а поршень бортового цилиндра остается в прежнем положе­нии. При этом кузов под действием силы тяжести начинает опускаться, вытесняя масло из цилиндра через пе­репускной клапан и сливной масло­провод в бак.

Для остановки кузова в промежу­точном положении в процессе его подъема или опускания рукоятка кра­на переводится в положение «Стоп» (рис. 5.11, в). При этом воздухоподво­дящее отверстие IVзолотника распо­лагается между каналами корпуса крана и, следовательно, воздух в воз­духопроводы 14 – 16 не подается. При таком положении золотника все кана­лы в корпусе крана соединены с атмо­сферой, вследствие чего насос выклю­чен, перепускной клапан закрыт, а за­поры борта открыты. Слив масла из цилиндра в бак при этом невозможен, так как путь ему преграждают клапан управления и обратный клапан.

После опускания кузова рукоятка крана переводится в транспортное по­ложение, при этом воздухопроводящее отверстие золотника располагается на­против канала в корпусе крана, соеди­ненного с надпоршневой камерой бор­тового цилиндра, пропуская туда по воздухопроводу 16сжатый воздух. Поршень бортового цилиндра пере­ мещается и закрывает запоры цапф заднего борта. Одновременно пневмо­камера клапана управления соединя­ется через клапан с атмосферой.

В случае перегрузки самосвала при подъеме кузова давле­ние в гидросисте­ме возрастет выше допустимого, и масло через канал 1предохранитель­ного устройства (см. рис. 5.11, а) от­кроет кла­пан 2и попадет в камеру под золотник 3, который, перемещаясь, от­крывает клапан управления 4. Давле­ние в гидросистеме падает, и осущест­вить подъем кузова на полный угол невозможно до ли­квидации перегрузки.

Коробка отбора мощно­сти (рис. 5.12) – одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны.

Прицепы роспуски что этоРис. 5.12. Коробка отбора мощности самосвала МАЗ-5549

Включение и выключение коробки отбора мощности произ­водится с помощью пневматической камеры 15.

В случае подачи воздуха из пневмати­ческой системы автомобиля в рабочую по­лость пневматической камеры диаф­рагмой 16 сжимается воз­вратная пружи­на 12 и шток 22 перемещается в крайнее левое по­ложение. При этом вилкой 4 включения ведомой шестерни, уста­нов­ленной на резьбовом конце штока, вводятся в зацепление ве­домая 3 и про­межуточная 1 шестерни коробки.

При выпуске воздуха из пневмати­ческой камеры с помощью возвратной пружины диафрагма и шток с вилкой возвращаются в крайнее правое поло­жение. Ведомая шестерня выходит из зацеп­ления с промежуточной шестер­ней и перестает вращаться.

Для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему механизма подъема кузова используется шестеренный масляный насос высокого давления (рис. 5.13).

Прицепы роспуски что этоРис. 5.13. Масляный насос самосвалов МАЗ

Он состоит из алюминиевого корпуса, закрытого крышкой 12, и размещенных в нем двух шестерен ведущей 8 и ведомой 10, вращаю­щихся в бронзовых втулках 7 и 9.

Вал ведущей шестерни приво­дится непосредственно от ведущего вала коробки отбора мощности.

Особенностью насоса является при­менение в нем плавающих бронзовых втулок, с помощью которых при изна­шивании рабочих торцов втулок и ше­стерен автоматически устраняется пе­ретекание жидкости по торцам шесте­рен внутри насоса и обеспечивается высокий КПД насоса на протяжении длительного времени.

Перемещение плавающих втулок и автоматическое устранение зазора по торцам шестерен 8 и 10 достигается воздей­ствием на втулки 7 и 9 давления рабочей жидкости из камеры, соединенной с полостью нагнетания насоса.

Уплот­нение камеры осуществляется с по­мощью уплотнительного резинового кольца 1, расположенного на стыке крышки 11и корпуса 12. Для разгрузки сальника 4в месте его установки имеется дренажный канал, сообщаю­щий камеру с полостью всасывания.

На автомобилях-самосвалах МАЗ применен телескопический трехзвен­ный гидроцилиндр (рис. 5.14), непо­средственно воздействующий на кузов.

Прицепы роспуски что этоРис. 5.14. Гидроцилиндр опрокидывающего механизма плат­формы самосвала МАЗ-5549

Гидроцилиндр механизма подъема кузова закреплен на раме автомобиля с помощью опоры-люльки, благодаря которой гидроцилиндр имеет возмож­ность самоустанавливаться даже при значительных перекосах рамы и кузо­ва автомобиля.

Верхняя опора цилиндра в месте присоединения его к ку­зову имеет вид шарнира, что исключает возможность какого-либо защемления звеньев теле­скопического гидроцилиндра при подъеме или опускании кузова.

Гидроцилиндр механизма подъема кузова состоит из корпуса 26и разме­щенных в нем трех выдвижных звень­ев 27 – 29. Выдвижные звенья направляются верхними 3, 6, 13и нижними полукольцами 31, 32, 35, а ограничение их хода – упорными кольцами кругло­го сечения 20, 23, 25, 34, 36. Таким об­разом, верхние направляющие кольца разгружены от осевых усилий.

Уплотнение выдвижных звеньев производится с помощью резиновых колец 15, 18, 22круглого сечения, раз­мещенных между верхними направ­ляющими и опорными втулками 16, 19, 24. Резиновые кольца снабжены за­щитными шайбами 14, 17, 21.В верх­них направляющих звеньев установле­ны резиновые грязесъемники 4, 7, 12.

Наружные поверхности выдвижных звеньев цилиндра под­вергаются по­верхностной закалке, покрываются твердым хромом и полируются, чем достигается высокая износостойкость их и уп­лотнений. При необходимости верхние и нижние направляющие звень­ев могут быть легко заменены.

Клапан управления (рис. 5.15) служит для опускания кузова, ограничения угла его подъема, остановки в промежуточном положении и встряхивания кузова в конце подъема. В клапане предусмотрено устройство, предохраняющее механизм подъема кузова от перегрузки.

В чугунном корпусе 20 расположен клапан 21 с встроен­ным в него предохранительным устрой­ством.

Прицепы роспуски что этоРис. 5.15. Клапан управления опрокидывающего механизма платформы самосвала МАЗ-5549

В крышке 13 корпуса размеще­но седло 16, к которому клапан прижи­мается пружиной 12. Клапан 21уплот­нен двумя резиновыми кольцами 8, между которыми имеется дренажное отверстие Б.К торцу корпуса 20 вин­тами 7 закреплен корпус 4пневмати­ческой камеры, с помощью которой осуществляется дистанционное управ­ление клапаном из кабины водителя. В гайке 1закреплен тросик 23, связы­вающий клапан с цилиндром гидро­подъемника. Болтом 24 регулируется длина тросика.

Через отверстие А в корпусе кла­пан соединен с нагнетательной магист­ралью. К резьбовому отверстию В в крышке присоединена сливная маги­страль. Через отверстие Г в корпусе 4 производится впуск воздуха. При закрытом положении клапана нагнета­тельная и сливная магистрали разоб­щены. В закрытом положении клапан поджимается к седлу 16усилием воз­вратной пружины 12,а при подъеме кузова – дополнительно избыточным давлением масла.

Открытие клапана происходит при натяжении тросика 23или воз­действии сжатого воздуха на диафраг­му 5пневмокамеры.

В конструкции клапана предусмот­рено специальное предохранительное устройство, состоящее из шарикового клапана 9с опорой 10, удерживаемого в закр

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *