Прицепы роспуски что это
Как выбрать прицеп-роспуск
Являясь производителями лесовозной техники уже более 25 лет, мы всегда окажем квалифицированную помощь в выборе прицепа, согласно специфики вашей работы!
Прицепы-роспуски – гибриды между полуприцепами и прицепами. Основным их назначением была и остается перевозка леса-кругляка, труб и других длинномерных конструкций. Эти грузы располагаются на так называемых конниках. Одна часть их находится на конниках роспусков, а другая – на конниках тягачей, таким образом масса грузов равномерно распределяется между колесами тягачей и прицепов. Чтобы обеспечить тяговое усилие, роспуски комплектуются дышлами фиксированной или регулируемой длины.
Лесовоз предназначен, как правило, для перевозки леса, где максимальная длина перевозимых хлыстов колеблется от 6 до 23 метров. Такие показатели достигаются при помощи лесовозного прицепа роспуска.
Лесовоз Урал с ГМ ОМТЛ-97 с прицепом-роспуском с телескопическим дышлом
Если рассматривать классификации имеющихся сегодня в продаже разновидностей дополнительных комплектующих для техники, используемой в ходе перевозки грузов, прицеп роспуск в ней в любом случае займет совершенно особенную позицию, демонстрируя высокую производительность и минимальные технические требования по совместимости с различными видами тягачей. Впрочем, основным его назначением была и остается перевозка леса-кругляка, труб и других длинномерных конструкций. Включение в автопоезд данного элемента в этом случае подразумевает его фиксацию к раме тягача при помощи специальных приспособлений.
Выбирать прицеп нужно тщательно, с учетом разноплановости грузов, которые буду перевозиться на прицепе, и специфики работы. Кроме этого, рекомендуется обратить внимание на ценник роспуска, который не должен быть низким необоснованно.
Из характеристик, влияющих на выбор роспуска, можно также назвать погрузочную высоту, тип коника (поворотный или нет), габаритные размеры, колесный просвет, максимальную допустимую скорость, возможность регулировки межконикового расстояния (за счет изменения установки «плавающего» дышла в раме) и тип тормозной системы — предпочтительнее колодочная, барабанного типа с пневматическим приводом от тягача.
С тягачом прицеп может соединяться двумя способами: беззазорный или сцепная петля за фаркоп. Управляется обычно с помощью трособлочной крестообразной сцепки, которая обеспечивает повышенную устойчивость на поворотах (следование в колее тягача), что очень важно на узких лесных дорогах.
Разумно использовать на прицепе шины того же типоразмера, что и установленные на тягаче. Если используются «высокая» резина и балансирная подвеска, то колея тягача и роспуска совпадают и автопоезд может заходить на делянку с любой удобной стороны без «затаптывания колеи», чем достигается легкая погрузка сортиментов.
Мы изготавливаем прицепы-роспуски, используем только качественные материалы, а расположения производства в лесном районе и опыт работников, позволяет получить не только высокое качество, но и работать прицеп-роспуск будет, так как ему положено.
Лесовозный прицеп оснащен усиленными конниками из стали 09Г2С. Для передачи тягового усилия прицеп роспуск оснащён дышлом, оно бывает, двух исполнений телескопическое и нет.
При выборе прицепа-роспуска стоит обратить внимание на такие характеристики как:
Лесовоз Камаз с ГМ и двускатным прицепом-роспуском
Кроме указанных параметров, уделите внимание предлагаемой производителем высоте погрузки, типу тормозной системы, габаритам, скоростным характеристикам, колесному просвету.
Мы предлагаем прицепы и полуприцепы различных видов и комплектаций, общей массой от 10т. до 24т.:
Наши специалисты всегда помогут подобрать необходимый прицеп.
Присоединение прицепа-роспуска
Прицепы-роспуски в лесном хозяйстве
Низкорамный трал – основа для специальной техники, применяющейся в различных сферах хозяйства. На базе трала разработаны средства транспортировки сортиментов, применяющиеся в лесном хозяйстве.
Устройство прицепа-роспуска
Устройство, предназначенное для перевозки хлыстов или сортиментов, называется прицеп-роспуск. Длина такого прицепа варьируется в диапазоне 12-27 метров. Его конструкция позволяет транспортировать длинные трубы, балки, целые деревья. В основе конструкции лежит цельносварная станина. Она соединяется с площадкой для укладки грузов с помощью болтов. Это дает возможность выдерживать огромные нагрузки.
Основная характеристика прицепа для перевозки лесоматериалов – количество осей. Это влияет на грузоподъемность транспортного средства. В продажу предлагаются лесовозы с 2, 3, 4 осями. Чем больше осей, тем более стабильной и устойчивой будет система, тем большие грузы она сможет перевозить. Также на этот показатель влияет качество скатов, подвеска.
Прицепы для лесного хозяйства изготавливаются с учетом того, что грузы необходимо перевозить по сложным грунтовым дорогам, бездорожью, трассам. Нередко конструкция оборудуется телескопическим дышлом, позволяющим регулировать положение прицепа при закреплении лесоматериалов.
Виды прицепов для лесхоза
С помощью роспуска можно перевозить хлысты, достигающие 23 метров. Автопоезд обычно составляют из тягача, изготовленного на основе полноприводного шасси, и полуприцепа-сортиментовоза или прицепа. Особые требования предъявляются к надежности и устойчивости тягача. Технологией предусмотрено соответствие устройства прицепной конструкции и автомобиля. Система удобна в эксплуатации и по раскисшему грунту, и по заснеженной дороге. Если в конструкции используется складывающееся дышло, при холостом пробеге выполняется самопогрузка роспуска на тягач автопоезда. Таким образом, можно улучшить маневренность комплекса, уменьшить расход топлива.
В комплект различных модификаций прицепов-роспусков входят колеса с шинами и ступицами, которые унифицированы с тягачом.
Современные прицепы для лесного хозяйства значительно превосходят своих предшественников в функциональных возможностях, надежности, качестве. Претерпели большие изменения рессорная подвеска хода, технологическое оборудование, появились специальные погрузочные устройства.
Прицеп, полуприцеп, роспуск: как выглядят и для чего используются
Вы открыли в себе талант огородника: картошки-морковки тьма, а перевозить в багажнике не хочется – химчистка салона нынче недешевое удовольствие. Или наоборот желаете отправить старый холодильник или шкаф на дачу, а машина маленькая? Проблема легко решается, если у вас есть прицеп! Однако, даже при частом использовании прицепных конструкций далеко не каждый водитель с уверенностью скажет, в чем состоят принципиальные отличия прицепа, полуприцепа и роспуска, идентичны ли эти понятия и какие типы грузов перевозят на каждом из этих транспортных средств.
В наши дни очень сложно себе представить доставку разных грузов без применения полуприцепов и прицепов. Дополнительное транспортное средство поможет сберечь время, которое может быть потрачено на поиски перевозчика, а также существенно увеличивает допустимые габариты перевозимого груза. Да и салон собственного автомобиля с помощью такого вот приспособления останется чистым и целым.
Между тем, для людей, далеких от контакта с грузовой техникой, понятия прицеп и полуприцеп мало чем отличаются друг от друга. Многие считают, что полуприцеп – это просто такой небольшой прицепчик. На самом деле эти два вида техники, предназначенной для перевозки грузов, имеют между собой принципиальные отличия.
Прицепом называется самостоятельное транспортное средство, не оснащённое двигателем. Его движение осуществляется посредством прикладывания механической силы другого передвижного устройства. У прицепа – две опорные оси, которые всю нагрузку при перевозке берут на себя. Проще говоря, такой транспорт можно назвать независимым – сцепка с тягачом здесь представлена в виде крюка и петли.
Напротив, полуприцеп имеет лишь одну ось, поэтому самостоятельно удерживать равновесие не может, а должен своей передней частью опираться на тягач. Таким образом вес груза в полуприцепах распределяется между колесами тягачей и колесами самых прицепов. Соответственно, чем больше полуприцеп, тем более мощным должен быть тяговый автомобиль. На время стоянки без сцепки такие виды грузовой техники оснащаются специальными выдвижными или откидными опорными элементами.
Принципиальная разница между прицепом и полуприцепом заключается в совместимости технических средств. К примеру, если прицеп можно сочетать практически с любым тягачом, просто задействовав имеющийся в его конструкции сцепной крюк. При этом не придется долгое время подбирать совместимые решения. С полуприцепом все иначе – к его выбору приходится подходить весьма тщательно, учитывая рекомендации производителя и усилие, поступающее на сцепную конструкцию. Более того, и сам момент стыковки в этом случае требует большого мастерства со стороны выполняющих его лиц.
Существует и еще одно немаловажное для водителей отличие двух транспортных средств, которое заключается в маневренности. В связи с тем, что прицеп – это самостоятельное средство, не имеющее двигателя, очень сложно управлять им в процессе движения. Водитель должен быть особенно осторожным на дороге, так как предугадать движение прицепа бывает непросто, на это влияет и степень загрузки, и скорость, и качество дорог. Полуприцеп, в свою очередь, является частью транспортного средства, поэтому водитель может быть уверен в том, что прикрепленное средство поведет себя так, как и управляемый автомобиль. Таким образом, маневренность на дороге у полуприцепа гораздо выше, нежели у обычного прицепа.
Особняком среди прицепных конструкций стоят так называемые роспуски – гибриды между полуприцепами и прицепами. Основным их назначением была и остается перевозка леса-кругляка, труб и других длинномерных конструкций. Эти грузы располагаются на так называемых кониках. Одна часть их находится на кониках роспусков, а другая – на кониках тягачей, таким образом масса грузов равномерно распределяется между колесами тягачей и прицепов. Чтобы обеспечить тяговое усилие, роспуски комплектуются дышлами фиксированной или регулируемой длины. Бывает, что сами грузы выступают в роли дышла.
Зачем нужен прицеп?
Таким вопросом часто задаются люди, у которых нет дачного участка, любимого «квадрика» и они вряд ли увлекаются охотой и рыбалкой. Но вопрос у них отпадает сам собой, когда возникает необходимость перевезти груз и они начинают понимать, что прицеп был бы очень кстати.
Для большинства людей легковые автоприцепы становятся незаменимыми помощниками во время переезда, ремонта квартиры или строительства дома. Владельцы прицепов имеют возможность без проблем перевозить самые различные грузы на любые расстояния, не ограничивая себя только размерами багажника автомобиля.
Прекрасным помощником легковой прицеп становится для любителей активного отдыха и путешественников. Он позволяет взять с собой все необходимое: палатки, различное снаряжение, спальные мешки, запас провизии на длительный срок, оставляя при этом салон автомобиля свободным. Можно взять с собой велосипеды, чтобы прокатиться на свежем воздухе или гидроцикл чтобы прокатиться по лесному озеру. Разве это было бы возможно без прицепа?
Для многих дачников легковой прицеп становится незаменимой «рабочей лошадкой» практически на весь теплый сезон. Весной люди везут на огород саженцы, рассаду и необходимые инструменты, а осенью собирают урожай и увозят его на переработку и в погреба. Тут прицеп позволяет не только легко перевести все нужное, но и помогает сохранить салон автомобиля чистым.
Какие права нужны для прицепа?
Не все водители знают, но в некоторых случаях для того, чтобы перевозить прицеп, потребуется открыть дополнительную категорию водительских прав. Так, если прицеп и автомобиль вместе весят не больше 3500 кг, водитель может управлять таким автопоездом с категорией «В». Но если прицеп у вас довольно массивный (свыше 750 кг) или суммарная масса его и машины превышает 3500 кг, то для управления таким автопоездом необходимо открыть ещё и категорию «Е». Для этого, в первую очередь, вам должно быть не меньше 21 года. Пойти учиться вы сможете и раньше, а вот сдавать экзамены и открывать данную категорию разрешается только по достижению вышеуказанного возраста. Сдавать теоретический экзамен на подкатегорию «Е» не нужно. А вот практику придется сдать, причем в два этапа. Первый этап – автодром. Водителю следует показать правильность выполнения таких фигур, как движение по прямой задним ходом, постановка задним бортом к платформе. Второй этап – «город», или вождение в реальных условиях.
Человек, имеющий категорию «Е», – это не просто водитель, который умеет крутить баранку. «Е» – это категория высшего разряда. Люди, получившие её, являются самыми настоящими профессионалами, ведь они управляют не просто машиной, а целым автопоездом. Так что удачи вам в освоении нового вида транспорта!
Ну и напоследок, ещё одно важное условие. При выборе прицепа, помните – полная масса прицепа не должна превышать буксировочных характеристик автомобиля установленных производителем.
Прицепы и полуприцепы-роспуски
|
Прицепы и полуприцепы-роспуски состоят из рамы 2 (рис. 4.12), дышла 1 с петлей или шкворнем (полуприцеп), оси (осей) с колесами, коника 3 со стойками 4 и подвески. Некоторые конструкции роспусков оборудуют системой управления колес.
Величина нагрузки на прицеп или полуприцеп-роспуск (при данном весе груза) изменяется в зависимости от длины дышла и величины свесов груза с коников.
Складывающееся дышло прицепа-роспуска (рис. 4.13) состоит из передней 3 и задней 5 балок, наконечника 1, пневмопровода 7 и электропровода 8.
|
В средней части дышло имеет шарнир с горизонтальной осью 10, обеспечивающий возможность его складывания. Шарнир оборудован фиксатором, открытие которого зависит от натяжения троса лебедки автомобиля.
Для изменения расстояния между кониками автомобиля и роспуска передняя часть дышла удлиняется за счет выдвижения наконечника 1, а задняя – за счет перестановки шкворня роспуска в другое отверстие в дышле.
В передней балке дышла имеются посадочные места для установки наконечника дышла, а в средней – гнезда для крепления троса лебедки. Задняя часть балки сужена, здесь устанавливаются фиксатор дышла и резиновые амортизаторы, которые предохраняют дышло от резких ударов в момент разгрузки роспуска.
Для размещения и удержания перевозимого груза, погрузки роспуска на шасси и перевозки его при порожнем пробеге автомобили-тягачи оснащаются специальным оборудованием, в состав которого входят коник, подкониковая рама, тягово-сцепное устройство, ограждение кабины, запорное устройство дышла, коробка отбора мощности и лебедка.
Коник представляет собой поворотное устройство, через которое нагрузка от размещаемого на нем груза передается на подкониковую раму и раму автомобиля.
Конструкция коника обеспечивает размещение и удержание груза при транспортировке, а также облегчает разгрузку. Коник (рис. 4.14) состоит из основания 8, двух откидных стоек 3 с наконечниками 4, шарнирно установленных на осях, стяжных 2и страховочного 5канатов с запорами.
|
Основание коника сварное, на концах его имеются отверстия для шарнирного соединения со стойками. Для перевозки круглого леса (бревен) основание вверху имеет зубья, которые исключают раскатывание бревен. Для перевозки труб опора имеет полукруглые вырезы, в которые укладывается нижний ряд труб. К нижней части основания приваривают опорный лист для уменьшения удельной нагрузки на подкониковую раму.
Стойки коника сварные, коробчатого сечения. Каждая из стоек удерживается в вертикальном (или наклонном) положении канатами 2, продетыми через окна в стойках и закрепленными с одного конца неподвижно осью в кронштейне. Другой конец каната связан со специальным натяжным запором 7, который при разгрузке откидывается, освобождая затяжку каната.
Соединение автомобиля-тягача и прицепа-роспуска может быть осуществлено и без обычного крюка и дышла. Этот способ состоит в том, что тяговое усилие между автомобилем-тягачом и роспуском передается при помощи длинномерного груза, закрепленного в кониках автомобиля-тягача и прицепа-роспуска.
Ограждение кабины выполняют на передней части подкониковой рамы для предохранения кабины от повреждения грузом при его погрузке и транспортировке. Для повышения устойчивости ограждение укрепляется укосинами.
|
В средней части ограждения сделана седловина, в которую укладывается дышло прицепа-роспуска при перевозке его на шасси тягача. Здесь же расположено запорное устройство (рис. 4.15), удерживающее дышло в транспортном положении.
Запорное устройство дышла состоит из пневмоцилиндра 1 и запорного механизма. Захваты 4 запорного механизма закрываются при подаче воздуха со стороны нижней крышки цилиндра 1, в результате чего шток цилиндра воздействует на систему рычагов 7 и тяг 5, связанных с захватами 4.
Коробка отбора мощности предназначена для отбора мощности на привод лебедки. Отбор мощности в лесовозных тягачах, как правило, производится от раздаточной коробки. Конструкция коробки отбора мощности лесовозного тягача MA3-5434 показана на рис. 4.16.
В корпусе, прикрепленном к раздаточной коробке, расположен вал 8отбора мощности, на шлицевом конце которого установлена муфта 9. Привод вала осуществляется с помощью вилки 4, которая перемещает муфту и соединяет первичный вал 1раздаточной коробки с валом 8отбора мощности.
|
Второй конец вала отбора мощности соединен с фланцем посредством штифта 7. При перегрузке штифт срезается с целью предохранения от поломок деталей лебедки и канатно-блочной системы.
Отключение вала отбора мощности производится за счет выпуска сжатого воздуха из пневмоцилиндра с помощью выключателя на щитке приборов в кабине. При этом с помощью вилки 4 муфта 9выводится из зацепления со шлицевым концом первичного вала 1раздаточной коробки.
|
Лебедка, установленная на раме автомобиля в ее задней части, предназначена для погрузки и снятия прицепа-роспуска на автомобиль-тягач и с него. Она приводится в действие от коробки отбора мощности с помощью карданного вала. Лебедка состоит из редуктора (рис. 4.17) и барабана с намотанным на него тросом.
Редуктор лебедки червячного типа состоит из однозаходного стального червяка 21 и червячного колеса 3 с бронзовым венцом.
Торможение барабана лебедки осуществляется лентой тормоза 15.
|
Для колес погружаемого на автомобиль роспуска при помощи лебедки и канатно-блочной системы устраивают две накатные площадки в виде наклонных плоскостей, укрепленных на заднем конце автомобиля по бокам (по ширине колес роспуска).
Погрузку роспуска со складывающимся дышлом на шасси лесовоза производят после установки тягача и роспуска строго на одной линии, включения коробки отбора мощности и заднего хода в коробке передач при нейтральной передаче в раздаточной коробке (рис. 4.18, а).
После плавного отпуска педали сцепления лебедка начинает наматывать канат, при натяжении которого замок шарнира дышла открывается, дышло складывается и плавно поднимается вверх (рис. 4.18, б). Колеса роспуска при этом должны попадать на накатные плоскости, а дышло – в вырез в ограждении кабины.
В этом положении его стопорят с помощью запорного устройства дышла (рис. 4.18, в).
Разгрузка роспуска производится в обратной последовательности при включенной первой передаче коробки передач.
Для повышения маневренности автопоездов с прицепами и полуприцепами-роспусками часто применяют крестообразную сцепку.
|
При крестообразной сцепке (рис. 4.19) на автомобиле-тягаче укрепляют тяговую балку 1 с определенными расстояниями между отверстиями, к которым присоединяются канаты 3 и 5.
Противоположными концами канатов охватывают тяговую балку 6 роспуска и закрепляют на его раме регулировочными рымами 7. Регулировать длину канатов можно и зажимами 2. К сцепному устройству автомобиля крепят также дышло 4 роспуска.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
«АВТОСАМОСВАЛЫ»
Целью данной лабораторной работы является ознакомление с классификацией и особенностями конструкции строительных, сельскохозяйственных и карьерных самосвалов; работой систем управления подъемных механизмов их кузовов.
Автомобилями и автопоездами-самосвалами называются специализированные АТС, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами.
Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (навалочных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке.
Строительные и сельскохозяйственные самосвалы изготавливаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной длиной, укороченной базой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.
Грузовые кузоваавтомобилей-самосвалов – цельнометаллические сварные из листовой стали и усилены стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу, повысить коррозионную стойкость, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке.
Подъемный механизм предназначен для обеспечения разгрузки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в исходное (транспортное) положение. Он также обеспечивает фиксацию кузова в любом промежуточном положении при его подъеме и опускании.
На самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические подъемные механизмы, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля. В гидравлический подъемный механизм входят: коробка отбора мощности, масляный насос, системы управления, гидроцилиндры, масляные баки, масляные фильтры и трубопроводы.
Коробка отбора мощностислужит для передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки к масляному насосу. Она представляет собой одноступенчатый зубчатый редуктор с механическим или пневматическим приводом. Коробка отбора мощности обычно устанавливается на коробке передач или раздаточной коробке.
Масляный насосподъемного механизма кузова служит для нагнетания масла под давлением в гидроцилиндры. На самосвалах наибольшее применение получили шестеренные масляные насосы высокого давления.
Система управления служит для управления приводными и исполнительными устройствами подъемного механизма автомобиля-самосвала. Она может быть механической, гидравлической, пневматической, электрической, комбинированной и может состоять из одного крана управления или из нескольких устройств (кран, клапаны, цилиндр и др.).
Гидроцилиндры – основные силовые исполнительные устройства подъемного механизма грузового кузова самосвала. Обычно они выполняются телескопическими и многозвенными.
Масляные баки подъемного механизма кузова служат для содержания масла.
Фильтры служит для очистки масла от посторонних примесей и металлических частиц, попадающих в масло при изнашивании деталей, особенно в период их приработки.
Фильтрация масла происходит при его прохождении через сетчатые элементы.
Соединительные трубопроводы представляют собой стальные трубки и резиновые шланги имеющие оплетку.
Автомобили-самосвалы КамАЗ
|
Платформа автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 (рис. 5.1) ковшеобразного типа с защитным козырьком 1, закрывающим пространство между кабиной и платформой. Основание 4 платформы – металлический каркас с приваренными к нему листами днища, равномерно расширяющийся к задней части, что создает лучшие условия для ссыпания грузов при разгрузке платформы.
Передний борт 3 платформы установлен с наклоном вперед. К усилителям переднего борта и козырька приварены щеки 2 крепления кронштейна верхней опоры гидроцилиндра.
Основание платформы связано с боковыми бортами и передним бортом раскосами, которые образуют каналы для перехода выпускных газов, обогревающих платформу.
Между первой и второй поперечинами основания размещена ловушка полуцилиндрической формы, которая позволяет предотвращать боковое смещение платформы.
Ловушка, соединяясь с ловителем-амортизатором 14, установленным на надрамнике 6, при опускании платформы дает возможность платформе занять требуемое положение в поперечном направлении (в случае бокового смещения платформы) и при движении автомобиля удерживает ее в этом положении.
На основании к листу днища платформы приварены балки 12 опор платформы и балки 10 дополнительных опор платформы, к которым крепятся амортизаторы 11. Амортизатор платформы представляет собой обрезиненнную пластину с болтами крепления и является опорой платформы в транспортном положении. К основанию платформы приварен кронштейн 5 крепления страховочного троса.
Сварная конструкция надрамника 6 платформы состоит из двух лонжеронов, снабженных в задней части усилителями, образующими с лонжеронами коробчатое сечение, трех поперечин и усилителя 7 надрамника. К лонжеронам надрамника приварены кронштейны крепления надрамника к раме и кронштейны 8 осей опрокидывания платформы.
|
Принципиальная схема подъемного механизма автомобилей-самосвалов семейства КамАЗ показана на рис. 5.2. В транспортном положении выключатель 9и переключатель 10находятся в выключенном состоянии, электропневмоклапаны 5, 6 и 7 закрыты, коробка отбора мощности 13отключена, масляный насос 14не работает.
При подъеме кузова сначала выключатель 9устанавливается в положение «Включен», а потом включается переключатель 10«Подъем». При этом последовательно срабатывают клапаны 5, 6 и 7 и сжатый воздух направляется соответственно в пневмокамеры 12коробки отбора мощности, 3 и 4крана управления 2 с предохранительным клапаном 15.
Клапан, обеспечивающий слив масла из масляного насоса 14в масляный бак 16, закрывается, а клапан магистрали, ведущей от крана управления в гидроцилиндр 1, открывается.
При соответствующем давлении масла начинается подъем кузова. При подъеме кузова на угол 60° открывается клапан ограничения подъема кузова 17 и давление в системе падает. Кузов начинает опускаться, клапан ограничения закрывается, вновь возрастает давление, и кузов опять поднимается. Чередование этих процессов в конце подъема кузова обеспечивает его встряхивание и быстрейшую разгрузку.
Фиксация кузова при подъеме в любом положении осуществляется переводом переключателя «Подъем» в положение «Выключено». В этом случае клапаны 5 и 6 прекращают подачу сжатого воздуха в пневмокамеры 3 и 4, выход масла из гидроцилиндра перекрывается магистральным клапаном крана управления, а масляный насос перекачивает масло в масляный бак.
При опускании кузова переключатель «Опускание» устанавливается в положение «Включено». В этом случае срабатывает клапан 5и открывается клапан, соединяющий кран управления с гидроцилиндром. Масло сливается в бак, и кузов опускается. После полного опускания кузова переключатель ставится в положение «Выключено».
В электросхему подъемного механизма включены предохранитель 11и сигнализатор 8(контрольная лампа).
|
Коробка отбора мощности (рис. 5.3) одноступенчатая, с пневматическим приводом управления. Она устанавливается на коробке передач и к ней прикрепляется масляный насос.
В картере 2коробки на неподвижно закрепленной оси 1на роликовом подшипнике 14установлена промежуточная шестерня 15,которая находится в постоянном зацеплении с шестерней привода промежуточного вала коробки передач и с большим зубчатым венцом ведущей шестерни 7, имеющей также малый зубчатый венец.
Шестерня 7 установлена на роликовом подшипнике 6на конце оси 13,другой конец которой соединен с диафрагмой 3, отжимаемой вверх пружиной 4. Ось 13, имея свободу продольного перемещения, удерживается от проворачивания винтом 5.
Включение и выключение коробки отбора мощности производится сжатым воздухом при помощи пневмокамеры. Поступая в камеру, сжатый воздух перемещает диафрагму вниз и передвигает ось с ведущей шестерней. При этом малый зубчатый венец шестерни 7 входит в зацепление с зубчатой полумуфтой 9, установленной в картере коробки на шариковых подшипниках 8, а ее большой зубчатый венец продолжает оставаться в зацеплении с шестерней 15. Зубчатая полумуфта через призму 10 и муфту 11передает вращение ведущему валу 12масляного насоса, шлицевой конец которого соединен с муфтой 11.
При выпуске сжатого воздуха из пневмокамеры диафрагма возвращается в исходное положение, шестерня 7 выводится из зацепления с полумуфтой 9, и вращение валу 12не передается. Включение коробки отбора мощности возможно только при выключенном сцеплении.
На автомобилях-самосвалах КамАЗ применяется электропневматическая система управления подъемным механизмом кузова. В систему входят (см. рис. 5.2) кран управления 2, ограничительный клапан 17 и электропневматические клапаны 5, 6, 7.
Кран управления (рис. 5.4) управляет потоком рабочей жидкости в гидравлической системе подъемного механизма.
|
В корпусе 1крана запрессованы седла 3, 13 клапанов 4, 14 и ввернуты гайки 8, 12, которые являются направляющими штоков 6, 11. На концах штоков закреплены диафрагмы 5, 10 пневматических камер. Клапан 4находится в закрытом положении под действием пружины 7, а пружина 9удерживает клапан 14 в открытом положении.
В нейтральном положении масло от насоса поступает в кран управления через штуцер 15,проходит через открытый клапан 14 и сливается в масляный бак.
При поступлении сжатого воздуха в пневмокамеру в полость над диафрагмой 10диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, перемещается вниз, и клапан 14закрывается. Одновременно сжатый воздух, поступивший через отверстие в корпусе крана в полость под диафрагмой 5, преодолевает сопротивление пружины, перемещает диафрагму влево и открывает клапан 4. Масло через открытый клапан 4и штуцер 2проходит в гидроцилиндр.
При выпуске сжатого воздуха из пневмокамер крана управления диафрагмы 5 и 10под действием сжатых пружин возвращаются в исходное положение. При этом клапан 4закрывается, а клапан 14 открывается.
При закрытом клапане 4магистраль гидроцилиндра перекрыта (кузов фиксируется в поднятом положении), а масло при работающем насосе через открытый клапан 14поступает в масляный бак.
В том случае, когда сжатый воздух поступает лишь в полость под диафрагмой 5, открывается только клапан 4, а клапан 14продолжает оставаться в открытом положении. Масло в этом случае из гидроцилиндра сливается в масляный бак через открытые клапаны.
В кране управления имеется предохранительный клапан 16, который перепускает масло в масляный бак при возрастании давления в системе выше допустимого (при подъеме кузова с перегрузкой), исключая при этом дальнейший подъем кузова. Величина давления срабатывания предохранительного клапана строго отрегулирована на заводе-изготовителе, и изменение ее в процессе эксплуатации не допускается.
|
Ограничительный клапан (рис. 5.5) служит для ограничения подъема кузова самосвала при его разгрузке.
|
Клапан закреплен на одной из двух поперечин крепления рамки гидроцилиндра. В чугунный корпус 1 ввернута втулка 4 с уплотнительным кольцом 8. В отверстие втулки проходит шток 7 с регулировочным винтом 5 на одном конце, другой конец которого обращен к клапану 3, перемещающемуся в корпусе. Регулировочный винт заканчивается сферической головкой и застопорен контргайкой 6. В закрытом положении клапан прижат к корпусу пружиной 2.
При нажатии гидроцилиндром 9 (рис. 5.5, б) на сферическую головку ограничительного клапана нагнетательная магистраль гидравлической системы подъемного механизма соединяется со сливной, чем предотвращается дальнейший подъем кузова.
Электропневматические клапаныслужат для распределения сжатого воздуха по пневматическим исполнительным камерам коробки отбора мощности и крана управления.
Электропневматический клапан (рис. 5.6) состоит из корпуса 3, крышки 1 корпуса, электромагнита 4, штока 5, пружин 6, клапанов 8.
Воздух из баллона подводится к выводу I в полость в крышке клапана. При включении электромагнита шток, выдвигаясь, прижимает верхний клапан 8 к седлу корпуса. При этом нижний клапан отходит от седла и воздух из полости в крышке клапана через канал в корпусе и вывод III поступает к пневматическим исполнительным камерам, установленным на коробке отбора мощности или кране управления.
При выключении электромагнита нижний клапан поджимается с помощью пружины 6 к седлу корпуса, а верхний клапан отходит от седла. Воздух из пневмокамеры выходит в атмосферу через вывод II.
Гидроцилиндр подъемного механизма кузова автомобилей-самосвалов КамАЗ (рис. 5.7) телескопический, трехзвенный.
|
В корпусе 10цилиндра находятся выдвижные звенья 11,наружные поверхности которых накатаны, покрыты хромом и отполированы.
Звенья перемещаются в латунных направляющих полукольцах 8и втулках 14. Ход звеньев вверх и вниз ограничивается стопорными кольцами 12и 7, а уплотнение обеспечивается резиновыми манжетами 15. Грязесъемники 16предохраняют внутреннюю полость гидроцилиндра от попадания снаружи пыли и грязи.
Снизу к цилиндру при помощи полуколец 5и хомута 6прикреплено днище 4. Цилиндр имеет две шаровые головки 13, которые закреплены в опорах 1гайками 3. Вкладыши 2из спеченных материалов обеспечивают работу шарнирных соединений без смазки. Патрубок 9обеспечивает связь внутренней полости гидроцилиндра с нагнетательной магистралью подъемного механизма кузова.
Масляный бак автосамосвалов КамАЗ (рис. 5.8) – штампованный, цилиндрической формы.
|
|
В верхней части его имеется заливная горловина и фланец 5 крепления фильтра. В нижней – закрытое резьбовой пробкой 2 отверстие для слива масла и всасывающий патрубок 1.
В заливной горловине установлена фильтрующая сетка 3. Горловина закрывается резьбовой крышкой 5 с отверстием, сообщающим полость бака с атмосферой и указателем уровня масла 4 с нижней и верхней отметками. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих отметок.
Для предотвращения попадания пыли и грязи через отверстие в крышке заливной горловины предусмотрена волосяная набивка 6. На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр 7.
Схема фильтра масляного бака самосвалов КамАЗ показана на рис. 5.9.
Из сливной магистрали масло поступает через патрубок 1 в полость корпуса фильтра 3 и через фильтрующие элементы 2, трубу фильтра 4 поступает в бак. При чрезмерном засорении фильтрующих элементов давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5, и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.
Автомобили-самосвалы МАЗ
Механизм подъема кузова автомобиля-самосвала МАЗ-5549 (рис. 5.10) состоит из масляного насоса 3, телескопического гидроцилиндра 7, клапана управления 9, пневмораспределительного крана 18 и бака для рабочей жидкости 1.
|
Привод насоса осуществляется от двигателя автомобиля с помощью коробки отбора мощности.
Механизмом подъема кузова производится его подъем, опускание, остановка в любом промежуточном положении, автоматическое ограничение угла подъема кузова, встряхивание его в конце подъема для лучшего ссыпания груза и автоматическое ограничение подъема кузова при перегрузке автомобиля. Управление данным механизмом осуществляется с помощью пневмораспределительного крана 18, рукоятка которого расположена в кабине автомобиля на панели приборов.
На автомобиле-самосвале МАЗ-5549, оборудованном кузовом универсального типа с задним бортом, установлен пневматический цилиндр 15 управления запорами заднего борта. Цилиндр служит для автоматического открывания заднего борта при подъеме кузова и закрывания запоров после его опускания.
Подъем кузова происходит следующим образом. Рукоятка пневмораспределительного крана ставится в положение «Подъем» (рис. 5.11, а). При этом воздухоподводящее отверстие IV золотника располагается против канала в корпусе крана, с которым соединен воздухопровод 15, идущий к пневмокамере коробки отбора мощности 13и далее к подпоршневой полости цилиндра 17запоров борта.
Одновременно соединительным каналом 9золотника соединяются каналы корпуса крана, к которым подсоединены остальные воздухопроводы, с атмосферой через канал III. Таким образом, воздух из пневмосистемы по воздухопроводу IIпоступает к крану и через кран – в пневмокамеру коробки отбора мощности и подпоршневую камеру бортового цилиндра, а воздух из надпоршневой камеры цилиндра уходит в атмосферу.
При этом происходит включение насоса 12и открывание запоров заднего борта.
По всасывающему маслопроводу 10масло из бака 7 подается насосом через обратный клапан 11в гидроцилиндр 1(по нагнетательному маслопроводу 6). Под давлением масла звенья гидроцилиндра последовательно выдвигаются, поднимая кузов.
По мере подъема кузова гидроцилиндр наклоняется, выбирая свободное провисание тросика 18привода клапана, и при достижении предельного угла 50° наклона кузова тросиком открывается клапан 4.Подъем кузова прекращается.
При этом масло из цилиндра через перепускной клапан по сливному маслопроводу 5начинает сливаться в бак, кузов опускается на некоторый угол и клапан закрывается, вследствие чего масло снова поступает в цилиндр и поднимает кузов (до следующего открывания клапана). Такое последовательное чередование открываний и закрываний клапана обеспечивает резкое встряхивание кузова в конце подъема, что в значительной степени облегчает ссыпание груза.
|
Для опускания кузова рукоятка крана переводится в положение «Опускание» (рис. 5.11, б), при этом воздухоподводящее отверстие IVзолотника находится напротив канала, с которым соединен воздухопровод 14, идущий к пневмокамере перепускного клапана 18.
Одновременно пневмокамера коробки отбора мощности и обе полости бортового цилиндра соединяются краном с атмосферой, благодаря чему перепускной клапан открывается, насос выключается, а поршень бортового цилиндра остается в прежнем положении. При этом кузов под действием силы тяжести начинает опускаться, вытесняя масло из цилиндра через перепускной клапан и сливной маслопровод в бак.
Для остановки кузова в промежуточном положении в процессе его подъема или опускания рукоятка крана переводится в положение «Стоп» (рис. 5.11, в). При этом воздухоподводящее отверстие IVзолотника располагается между каналами корпуса крана и, следовательно, воздух в воздухопроводы 14 – 16 не подается. При таком положении золотника все каналы в корпусе крана соединены с атмосферой, вследствие чего насос выключен, перепускной клапан закрыт, а запоры борта открыты. Слив масла из цилиндра в бак при этом невозможен, так как путь ему преграждают клапан управления и обратный клапан.
После опускания кузова рукоятка крана переводится в транспортное положение, при этом воздухопроводящее отверстие золотника располагается напротив канала в корпусе крана, соединенного с надпоршневой камерой бортового цилиндра, пропуская туда по воздухопроводу 16сжатый воздух. Поршень бортового цилиндра пере мещается и закрывает запоры цапф заднего борта. Одновременно пневмокамера клапана управления соединяется через клапан с атмосферой.
В случае перегрузки самосвала при подъеме кузова давление в гидросистеме возрастет выше допустимого, и масло через канал 1предохранительного устройства (см. рис. 5.11, а) откроет клапан 2и попадет в камеру под золотник 3, который, перемещаясь, открывает клапан управления 4. Давление в гидросистеме падает, и осуществить подъем кузова на полный угол невозможно до ликвидации перегрузки.
Коробка отбора мощности (рис. 5.12) – одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны.
|
Включение и выключение коробки отбора мощности производится с помощью пневматической камеры 15.
В случае подачи воздуха из пневматической системы автомобиля в рабочую полость пневматической камеры диафрагмой 16 сжимается возвратная пружина 12 и шток 22 перемещается в крайнее левое положение. При этом вилкой 4 включения ведомой шестерни, установленной на резьбовом конце штока, вводятся в зацепление ведомая 3 и промежуточная 1 шестерни коробки.
При выпуске воздуха из пневматической камеры с помощью возвратной пружины диафрагма и шток с вилкой возвращаются в крайнее правое положение. Ведомая шестерня выходит из зацепления с промежуточной шестерней и перестает вращаться.
Для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему механизма подъема кузова используется шестеренный масляный насос высокого давления (рис. 5.13).
|
Он состоит из алюминиевого корпуса, закрытого крышкой 12, и размещенных в нем двух шестерен ведущей 8 и ведомой 10, вращающихся в бронзовых втулках 7 и 9.
Вал ведущей шестерни приводится непосредственно от ведущего вала коробки отбора мощности.
Особенностью насоса является применение в нем плавающих бронзовых втулок, с помощью которых при изнашивании рабочих торцов втулок и шестерен автоматически устраняется перетекание жидкости по торцам шестерен внутри насоса и обеспечивается высокий КПД насоса на протяжении длительного времени.
Перемещение плавающих втулок и автоматическое устранение зазора по торцам шестерен 8 и 10 достигается воздействием на втулки 7 и 9 давления рабочей жидкости из камеры, соединенной с полостью нагнетания насоса.
Уплотнение камеры осуществляется с помощью уплотнительного резинового кольца 1, расположенного на стыке крышки 11и корпуса 12. Для разгрузки сальника 4в месте его установки имеется дренажный канал, сообщающий камеру с полостью всасывания.
На автомобилях-самосвалах МАЗ применен телескопический трехзвенный гидроцилиндр (рис. 5.14), непосредственно воздействующий на кузов.
|
Гидроцилиндр механизма подъема кузова закреплен на раме автомобиля с помощью опоры-люльки, благодаря которой гидроцилиндр имеет возможность самоустанавливаться даже при значительных перекосах рамы и кузова автомобиля.
Верхняя опора цилиндра в месте присоединения его к кузову имеет вид шарнира, что исключает возможность какого-либо защемления звеньев телескопического гидроцилиндра при подъеме или опускании кузова.
Гидроцилиндр механизма подъема кузова состоит из корпуса 26и размещенных в нем трех выдвижных звеньев 27 – 29. Выдвижные звенья направляются верхними 3, 6, 13и нижними полукольцами 31, 32, 35, а ограничение их хода – упорными кольцами круглого сечения 20, 23, 25, 34, 36. Таким образом, верхние направляющие кольца разгружены от осевых усилий.
Уплотнение выдвижных звеньев производится с помощью резиновых колец 15, 18, 22круглого сечения, размещенных между верхними направляющими и опорными втулками 16, 19, 24. Резиновые кольца снабжены защитными шайбами 14, 17, 21.В верхних направляющих звеньев установлены резиновые грязесъемники 4, 7, 12.
Наружные поверхности выдвижных звеньев цилиндра подвергаются поверхностной закалке, покрываются твердым хромом и полируются, чем достигается высокая износостойкость их и уплотнений. При необходимости верхние и нижние направляющие звеньев могут быть легко заменены.
Клапан управления (рис. 5.15) служит для опускания кузова, ограничения угла его подъема, остановки в промежуточном положении и встряхивания кузова в конце подъема. В клапане предусмотрено устройство, предохраняющее механизм подъема кузова от перегрузки.
В чугунном корпусе 20 расположен клапан 21 с встроенным в него предохранительным устройством.
|
В крышке 13 корпуса размещено седло 16, к которому клапан прижимается пружиной 12. Клапан 21уплотнен двумя резиновыми кольцами 8, между которыми имеется дренажное отверстие Б.К торцу корпуса 20 винтами 7 закреплен корпус 4пневматической камеры, с помощью которой осуществляется дистанционное управление клапаном из кабины водителя. В гайке 1закреплен тросик 23, связывающий клапан с цилиндром гидроподъемника. Болтом 24 регулируется длина тросика.
Через отверстие А в корпусе клапан соединен с нагнетательной магистралью. К резьбовому отверстию В в крышке присоединена сливная магистраль. Через отверстие Г в корпусе 4 производится впуск воздуха. При закрытом положении клапана нагнетательная и сливная магистрали разобщены. В закрытом положении клапан поджимается к седлу 16усилием возвратной пружины 12,а при подъеме кузова – дополнительно избыточным давлением масла.
Открытие клапана происходит при натяжении тросика 23или воздействии сжатого воздуха на диафрагму 5пневмокамеры.
В конструкции клапана предусмотрено специальное предохранительное устройство, состоящее из шарикового клапана 9с опорой 10, удерживаемого в закр