Притча о 10 девах о чем

Великий Вторник, или Как зажечь светильник своего сердца?

На Литургии Преждеосвященных Даров Великого Вторника читается евангельская притча о десяти девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

Притча о 10 девах о чем

Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий»
(Мф. 25:1–13).

Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос делает из этой притчи однозначный и вполне определенный вывод: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».

Что же такое бодрствование в евангельском понимании? Эта тема тесно смыкается с темой вышеупомянутой притчи, а именно «елея в светильниках». Елей – это символ милости, но не только Божией, но и нашей – символ милости к людям и творения им добра, символ стремления жить по заповедям Божиим, жить жизнью Церкви Христовой, бороться со своими страстями и похотями и преображать себя ради стяжания Духа Святого.

Но откуда начинается творение этих добрых дел? В чем их основа и начало? Ответ этот нам дает бедная вдова из Евангелия (см. Лк. 21:1–4), которая положила в сокровищницу храма все, что она имела, все пропитание свое. Положила из-за любви к Богу не только все, что имела, но и в высшем смысле пожертвовала собой ради Творца – своим насыщением, своим чревом, своим комфортом. Она не только положила в сокровищницу храма монеты, но, образно выражаясь, отдала Богу всю себя. И, конечно, я в этом уверен, ушла обласканная Господом как любящим Отцом.

Но для этого нужно встряхнуться, пробудиться от леностного сна, смахнуть с себя земную пыль, возжечь лампадку на престоле своего сердца и шагнуть навстречу Богу.

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 17-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь такую притчу: подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Эта притча — о небесном браке Бога с человечеством. Жених — Господь наш Иисус Христос. Он имеет единственную несравненную любовь к Своей Невесте — Церкви. Девы — те, кто исповедует веру во Христа, члены Церкви. Среди десяти дев — пять мудрых и пять неразумных. Внешне люди могут относиться к одному и тому же исповеданию, быть неотличимыми друг от друга, но Бог видит глубже. Девы оказываются мудрыми или неразумными в зависимости от своего внутреннего состояния. Истинная вера и жизнь по истинной вере — мудрость, грех и отступление от истинной веры — безумие. Безумием было со стороны юродивых дев взять светильники свои и не взять с собою елея. Они держали в руках светильники истинного исповедания, но не имели в своих сердцах елея благодати, потому что не потрудились, как говорит преподобный Серафим Саровский, стяжать ее «житейскими куплями».

«И как жених замедлил, то задремали все и уснули». Жених замедлил, то есть не пришел тогда, когда Его ожидали. Нам может порой казаться, что Христос медлит, но это не так. Хотя Он не спешит придти к нам по назначенному нами времени, Он не замедлит придти в назначенное Им время. «Все задремали и уснули» — как будто устали ждать Его. Не только те, кто лишь по имени принадлежит Церкви, но и многие благочестивые христиане могут ослабевать в ревности по Боге, когда нет с ними живого присутствия Христа. Нельзя сказать, что у них была потеряна вся любовь ко Христу, но все же они оставили первую любовь свою. Господь дает нам два важных предупреждения. Во-первых, нам необходимо постоянно трудиться над собой, опасаясь беспечности, потому что, когда придет Христос, может оказаться непоправимо поздно. И наша молитва: «Господи! Господи! отверзи нам» не будет услышана. Во-вторых, есть вещи, которые никто не может нам передать, если мы сами не позаботимся о том, чтобы приобрести их. Невозможно дать другому человеку свое смирение, свою чистоту, свою любовь, свою, Богом дарованную, благодать. Что пользы взывать к мудрым девам после нашей смерти и на Страшном Суде: «Дадите нам от елея вашего, яко светильницы наши угасают»?

«Се, Жених грядет в полунощи» — среди наших ночей, среди нашего сна, нашей дремоты, нашей неготовности к встрече с Ним. Все богослужения Церкви от начала до конца устремлены к Тому, Кто грядет. К непрестанному приходу в нашу жизнь Бога, Который требует от нас бодрствования: «Бдите, ибо не знаете ни дня, ни часа». Обыкновенно эти слова относят к часу нашей смерти и ко Второму Пришествию Христову, в то время как Бог присутствует в бесчисленных встречах с нами в нашей каждодневной жизни. У Бога нет ни дня, ни часа, потому что Он всегда рядом с нами. Это нас нет, это мы отсутствуем. «Бодрствовать» на библейском языке — совсем не то, что «ждать». Оттого что Бог непрестанно приходит в нашу жизнь, мы должны быть внимательны к тому, что происходит сегодня и сейчас, поднимая будничное до уровня вечного. Первые христиане хорошо сознавали это, встречая друг друга приветствием: «Маранафа!» — «Господь грядет!»

Несомненно, жить настоящим трудно. Мы склонны все отдавать прошлому или будущему, в зависимости от нашего склада, — рискуя пропустить встречу с Богом в сегодняшней нашей жизни, не услышать Его непрестанного зова среди «обыкновенного времени». Если бы мы слышали этот терпеливый, исполненный небесной любви зов, все было бы для нас благодатью, потому что поистине все — благодать, дар Божий. Все могло бы стать для нас приглашением к встрече со Христом, криком среди ночи нашей рассеянности, нашего отсутствия: «Се, Жених грядет, исходите в сретение Его». Мы увидели бы, что святые — это те, кто бодрствует, те, кто научился быть внимательным к людям и к событиям, посылаемым Богом, те, кто является носителем Бога. И всем, кто принадлежит Церкви, дан этот дар.

Источник

Окончание бесед. Последние притчи (Мф 25)

Марина Журинская о 25 Главе Евангелия от Матфея

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Предыдущая глава заканчивалась притчей, посвященной концу времен, — о тех, кому было поручено заботиться о людях и кто пренебрег этим поручением, решив, что времени впереди достаточно и господин придет еще не скоро. Эта глава начинается с притчи на ту же тему, но гораздо более известной; думается к тому же, что и более жгучей, потому что при всей ее распространенности в литературе (слова про мудрых дев и про горящий светильник встречаются достаточно часто) — в церковном искусстве она отображается невероятно скудно (встречала изваяния на фасаде собора в Западной Европе и буквально две росписи в русских храмах). Трудно и тревожно нам ее воспринимать, потому что речь идет не о «врагах» (с этим у нас просто: враги — это все, кто «не мы», а мы — это те, кто не враги; так что полная свобода в определениях), а о тех, кого уже призвали. То есть о тех, к которым и мы принадлежим. Наверное, поэтому и так неуютно.

Притча о 10 девах о чем

Притча о десяти девах (миниатюра из Россанского Евангелия), VI в.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. а мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

Не связан ли образ горящего светильника со словами «Духа не угашайте», сказанными апостолом Павлом в очень важной и значимой последовательности: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте» (1 Фес 5:15-20). Не правда ли, можно даже не обсуждать эту последовательность, а просто принять.

И вот теперь нам время озадачиться: позвали, получается, на брачный пир, вроде как бы своих? И не пустили? Из-за такой малости? Хороши также и мудрые девы, масла пожалели.

Трудно нам мерять Божественную справедливость по своим критериям. До конца нам ее вряд ли удастся понять, пока мы живы и находимся в системе своих пристрастий. Собственно говоря, развитие в себе чуткости к воле Божией — это задача на всю жизнь. Но Благая Весть на то и благая, чтобы служить нам опорой в этом великом деле (великом, потому что от него зависит наше пребывание в вечности). Правда, Евангелие — это не железнодорожный справочник и не сборник рецептов; оно дает направление, а двигаться мы должны сами.

Следующая притча повествует о том же: как будет действовать Сын Человеческий при Своем пришествии?

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».

Талант — это античная мера веса драгоценных металлов, весьма значительная; правда, стоимость его снижалась, но есть кое-какие основания говорить, что и во времена земной жизни Иисуса серебряный талант — это 50 кг серебра, а золотой — в 10 раз тяжелее. Короче говоря, малопредставимые суммы даже и в серебре.

Вот достаточно ли мы обращаем внимание на то, что господин раздавал таланты не по собственному произволу, а по способностям одариваемых? А между тем в Ветхом Завете не один раз упоминается, что Бог подобен горшечнику, работающему с глиной (а глина — символ праха земного, из которого сотворен человек), и квинтэссенция этой сквозной метафоры — утверждение в Рим 9:21: горшечник, который из одной и той же глины делает сосуды и для высокого употребления, и для низкого, властен над глиной. То есть в Писании имеет место профилактика самопревозношения, того самого, которое нынче так популярно под псевдонимом самореализации. А тот, кто зарыл талант, при таком рассмотрении может оказаться бешеным честолюбцем с неудовлетворенной гордыней. А между тем свой талант получил и он. Только ему мало было. И он, если подумать, становится в ряд недовольных: старшего брата из притчи о блудном сыне, работников первого часа, возроптавших на то, что и работники одиннадцатого часа получили свою награду. Можно добавить и иные исторические и современные примеры.

Притча о 10 девах о чем

Притча о талантах. Гравюра XVI в.

Вот — наглядная иллюстрация преломления смысла Евангелия в христианской культуре. Вернемся же к исходному тексту.

«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Две маленькие, но, как представляется, значимые детали: господин называет раба «добрым», подчеркивая, что тот не только проявил смекалку, но и действовал по сердечной склонности, по любви, и приглашает его «войти в радость», что опять-таки позволяет увидеть душевное единение в добре.

«Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне, вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Общая атмосфера радости и добра расширяется, тем более что господин не делает никакого различия между «пятиталанным» и «двухталанным»: каждый получил по силе, каждый действовал, как мог, каждый оправдал надежды, — теперь они равны.

«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпАл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпАл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

И с чего же начинает свою речь тот, кто не оправдал даже скромных надежд? С оскорбления. Увы, это так по-человечески: при отсутствии покаяния чувство вины трансформируется в неприязнь к тому, перед кем виноват. Считая господина неоправданно жестоким, малоталантливый тем самым решил, что он вправе пренебречь заданием. Сомнительное решение, что и говорить. И вполне резонно господин возражает, что коль скоро его почитают жестоким, то можно было бы (если умения нет) передать талант тем, кто умеет с ним обращаться (заметим, что здесь равно «проходит» и материальное, и идеальное понимание). Так что человек в полной мере проявил и отсутствие любви, и недальновидность. Именно за это и кара.

Притча завершается акцентированным привлечением внимания: «Сказав сие, провозгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!». И затем следует важнейшее: последняя притча в Евангелии от Матфея, притча о Страшном суде, страх перед которым настолько затемняет сознание человеческое, что нелишне обратить самое пристальное внимание на то, за что на самом деле следует награда, а за что — кара.

«Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

. Как же насущно для нас чтение Благой Вести, — поистине как хлеб.

Источник

Притча о десяти девах

Притча о десяти девах, ожидающих прихода жениха и вышедших навстречу ему, встречается только у евангелиста Матфея. Некоторые детали, впрочем, находят себе параллели и у ап. Луки ( Лк. 13: 25 ).

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно, говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» ( Мф. 25: 1–13 ).

Притча о мудрых и неразумных девах, символизирующих души человеческие, показывает, что и верующие в Сына Божия Господа Иисуса Христа и надеющиеся войти в Царство Небесное, несмотря на веру их, будут подвергнуты последнему испытанию на Страшном Суде и тогда приняты в Царство Небесное или отвергнуты навсегда.

Свое второе пришествие Христос изобразил здесь под хорошо известным евреям образом пришествия жениха в дом невесты во время ритуала бракосочетания. По древнему восточному обычаю, после сговора жених отправляется в сопровождении родных и друзей в дом невесты, которая ждет его в лучшем наряде, окруженная подругами. Свадебное торжество происходило обычно ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками, и так как время прибытия жениха не бывало точно известно, ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит. Невеста с закрытым густой вуалью лицом, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха. Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились «благословения» в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо, и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.

По объяснению святителя Иоанна Златоуста, Христос вывел входящих в Царство Небесное верующих под образом дев, превознося этим девство – не только целомудрие телесное, но, главным образом, духовное, истинное исповедание христианской веры и жизни по вере в противоположность ереси, богоборчеству и небрежению в отношении спасения своей души. «Светильником, – говорит Златоуст, – Христос называет здесь дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие, помощь бедным». Елей в Священном Писании обыкновенно служит образом Святого Духа, и в этой притче горящий елей означает духовное горение верующих, облагодатствованных Святым Духом Божиим, сообщающим им Свои богатые дары: веру, любовь, милосердие и прочие, выражающиеся в христианской жизни верующих,в частности, в любви и помощи ближним.

Ясно и убедительно объясняет притчу о десяти девах великий праведник преп. Серафим Саровский. Основная мысль преп. Серафима заключается в понимании цели христианской жизни как «стяжания благодати Всесвятого Духа», которую он выразил в замечательной беседе с купцом Н. Мотовиловым.

«В притче о мудрых и юродивых девах, – говорит преп. Серафим своему собеседнику, – когда у юродивых не достало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь, девство – наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия недоставало. Творя добродетель, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Иной есть путь, кажущийся благим в начале, но концы его – во дно адово».

Не всякое «доброе дело», по учению преп. Серафима, имеет духовную ценность, но ценны только те «добрые дела», которые совершаются во имя Христа. На самом деле, легко себе представить (и это часто бывает), что добрые дела совершают люди неверующие. Но про них апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13: 3 ).

Далее, чтобы разъяснить свою мысль об истинном добре, преп. Серафим говорит: «Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая – воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая – собственная своя, человеческая, т.е., если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа».

Вторая – собственная наша воля, научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг, научает творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего.

Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо «Святым Духом всяка душа живится». Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевшие, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже затворены».

Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и потому созвучная Небесному Царству. Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», – учит преп. Исаак Сирин. Ни формальная вера без жизни по заповедам Христа ( Лк. 6: 46 ; Иак. 1: 22 ; Рим. 2: 13 ), ни пророчества именем Христа или многие чудеса, творимые Его Именем, как видно из слов Спасителя ( Мф. 7: 21–23 ), недостаточны для наследования Царства Небесного. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его», – говорит ап.Павел ( Рим. 8: 9 ), и таким естественно будет услышать слова Сына Божия: «Истинно говорю вам, не знаю вас» ( Мф. 25: 12 ).

Источник

Притча о десяти девах. Суть и смысл

Первый вопрос, который здесь может возникнуть, состоит в том, а что такого особенного в данной притче, что ей нужно посвятить вот такое отдельное и подробное рассмотрение? Разве не является эта притча логическим продолжением других евангельских притч, посвящённых учению о Царстве Божием? Да, является. Более того, она есть как бы завершающая целую серию такого рода притч. И всё-таки, при всём этом, в ней имеется нечто такое, что выделяет эту самую притчу среди других. А дело как раз и состоит в том, что это единственная, пожалуй, притча, которая говорит именно о втором пришествии Иисуса Христа, тогда как остальные касаются, в основном, Его первой миссии. Подобное заключение я могу сделать на основании того, что рассказана данная притча была уже после ответа Христа о своём втором пришествии (Мф.24,3). Ввиду такой особенности притчи о десяти девах, она имеет ряд разных её толкований. Но я решил их всё-таки не касаться, и дать тексту притчи своё объяснение. Обосновывать я его буду, разумеется, на самой Библии, поскольку именно в рамках Писания подобного рода учения ранее всегда и рассматривались. Конечно, здесь имело место отражение той жизненной реальности, характерной для того времени, а потому такие притчи были более понятны древнему человеку, по крайней мере, в эпоху античности и часто не требовали подробной расшифровки. Сейчас наше мышление формируют уже другие категории, а потому эти древние повествования бывают не всем и не всегда понятны. Возникает как бы духовный барьер, не дающий взглянуть на всё это своими же, но современными глазами. Вот сейчас мы и сделаем такую попытку, чтобы всё же преодолеть это препятствие и увидеть то, что, в принципе, могло не получаться до этого.
Притча о десяти девах присутствует в Евангелии от Матфея в Главе 25, стихи 1-13, и относится к иерусалимскому периоду земной жизни Иисуса Христа. Это уже было накануне завершения Его земной миссии, а потому как бы характеризовала собой весь итог Его деятельности. В этом, пожалуй, состоит ещё одна особенность притчи. Чтобы это яснее понять, разберём её по каждому стиху в отдельности.

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Здесь перед нами предстаёт, можно сказать, центральное направление данной притчи – обоснование такого понятия, как Царство Небесное. В самом Евангелии от Матфея данный аспект упоминается не раз и рассматривается с разных позиций. В одной притче Царство Небесное обозначено как доброе семя (Мф.13,24), в другой – как закваска (Мф.13,33), в третьей – как некое сокровище (Мф.13,44), в четвёртой – как жемчужина (Мф.13,45-46) и т.д. Спаситель в своих притчах представляет данный аспект с довольно разных сторон, поскольку однозначно Царство Небесное охарактеризовать действительно нереально. Настолько непростое это определение, что и излагать его приходится именно в притчах, поскольку в иной форме его понять бывает очень сложно, а в чём-то даже и невозможно. Наш человеческий мозг полностью вместить в себя такое непростое содержание будет просто не в состоянии, так как всё это, что называется, не от мира сего (Ин.18,36). Но, в тоже время, мы сможем определить нечто общее, что все эти понятия между собой объединяет. В общей сложности получается, что Царствие Небесное здесь отождествляется с особой драгоценностью, которую человек не только обретает, но и сам он как бы созревает для того, чтобы как следует уяснить, что же именно такое, в конце концов, он сам и приобрёл. Только тогда он научится это по-настоящему ценить, а дополнительно и приумножать. Если человек не поймёт, что за ценность особенную он приобрёл, то значит, он её тогда обязательно потеряет. Точнее сказать, не в состоянии будет её правильно оценить, а, следовательно, и ею распорядится, поскольку это вовсе не такой дар, которым вот так просто можно было бы пренебречь. Как сказал сам Спаситель: «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф.13,12). И в нашей притче мы это тоже увидим.
Десять дев, которые несут светильники, символизируют собой последователей Христа («жениха»). Иначе не было бы смысла им идти ему навстречу. Образ дев здесь не случаен, поскольку сами девы как таковые были в античности символами непорочности и чистоты. Именно такими и выглядят здесь верующие, чтобы их «представить Христу чистою девою» (2Кор.11,2). В Ветхом Завете, например, Девой назван народ Израиля (Ам.5,2). Числовое слово «десять» символизируют духовную полноту, как, например, десять заповедей Божиих (Исх.20,2-17). Они, будучи законом, вели народ непосредственно к Христу (Гал.3,24). А вот горящие светильники обозначают «дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит.20,27). Да, тот самый дух, наличие которого в человеке выделяет его из всех остальных созданий, и позволяет человеческому уму проникать в такие области знания, которые не постичь никакому животному.
Наличие жениха означает, что эмблемой к притче стал древний свадебный обряд, или тот его момент, когда девы должны были встречать жениха перед домом невесты. В самой притче жених, что уже ясно – это Христос, как иногда сам себя Он называет в Евангелии (Мф.9,15). Невеста в притче не названа, но, понятное дело, что она есть. Иначе, какая же это свадьба? А невеста – эта сама Церковь Христова, или как в Откровении так назван Новый Иерусалим (Отк.21,9). Ожидание встречи с женихом и есть ожидание второго пришествия Иисуса Христа.

2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Здесь символически обозначено деление верующих на две условные группы – «мудрые» и «неразумные». Но сама их характеристика будет дана ниже. Для начала выясним указанный принцип деления: пять на пять. Действительно, а почему, скажем, не четыре на шесть? Здесь нет единого толкования, но я считаю, принцип «пять на пять» означает некое равновесие, которое говорит о равенстве свободного выбора. Каким быть верующему человеку, какой выбрать из двух путей такого становления, Господь Бог даёт одинаковые шансы для этого шага. Это, почти, как у Исава был свободный выбор между правом первородства и чечевичной похлёбкой (Быт.25,33). Или разумное поведение Марии, когда она слушала проповедь Христа, а её сестра Марфа, вместо того, чтобы сначала послушать благую весть, стала, напротив, заботится прежде об угощении (Лк.10,41-42). Притча, очевидно, говорит именно о таком же равном, но не равноценном выборе, что-то наподобие «50 на 50».

4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
Мудрые девы, в отличие от неразумных, получше запаслись маслом. Иными словами, речь здесь идёт о последователях Христа, которые больше укрепились в своей вере. Дополнительное масло было взято в специальных сосудах, причём у каждой девы был именно свой сосуд. Что это значит? В Библии человек, как сознательное существо, иногда уподобляется именно сосудам, которые Господь Бог, представляемый тут в виде самого Горшечника, изготовляет их для разного употребления (Ис.45,9; Рим.9,21-22). В нашей притче сосуд и выступает в качестве человеческого сознания, которое, в свою очередь, должно быть наполнено верой в своего Создателя. Не просто наполнено. А чтобы запаса этого хватило бы до самого Божьего Суда.

5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
«Жених», то есть сам Иисус, задержался в своём прибытии. Что значит – задержался? С одной стороны, никому не дано знать, кроме Бога, сроки второго пришествия Христа (Мк.13,32). Но здесь, надо заметить, самого точного времени наступления такого события, во всяком случае, в человеческом понятии, быть и не должно. Такое время может наступить только тогда, когда само человечество его, собственно говоря, и создаст. Точнее сказать, когда оно до этого момента фактически «созреет». Должна сначала наступить «мерзость запустения» (Мф.24,15), пока «не придёт прежнее отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего» (2Фес.2,3-4). С другой стороны, как об этом сказал апостол Пётр, «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3,9). То есть, Господь Бог специально даёт время людям подготовиться к этому пришествию, что такое великое событие не застало их, как бы сказать, врасплох.
Не дождавшись «жениха» все «девы» задремали. Для Господа Бога – тысяча лет, как один день (Пс.89,5), а человеческая жизнь в таком временном масштабе довольно коротка – «как трава дни его» (Пс.102,15). Долгое ожидание породило в результате некоторое умиротворение, типа ощущения – всё равно не дождёмся. Можно сказать, это результат усталости от такого ожидания. Это немного похоже на то, как ученики Христа уснули на горе Фавор перед явлением Преображения (Лк.9,32), или на Елеонской горе перед арестом Иисуса (Мф.26,45). После этого наступает уже сон, что следует понимать уже с приходом смерти, поскольку само Писание иногда отождествляет сон именно со смертью (Мк.5,39; Ин.11,11). Что поделаешь – короткая человеческая жизнь не всем даёт возможность дождаться второго пришествия.

6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».
Вот теперь наступает кульминация, развязка событий. Раздавшийся крик означает глас Архангела, который должен быть произнесён накануне второго пришествия Христа, когда он «сойдёт с неба» (1Фес.4,16). И происходит всё это именно в полночь, что тоже на самом деле не является какой-то случайностью. Ведь это – самое тёмное время суток и довольно крепкого сна.
Ещё в Ветхом Завете сказано, что День Господень – это «тьма, а не свет» (Ам.5,18). Апостол Пётр говорил, что придёт такой день «как тать ночью» (2Пет.3,10). А апостол Павел к этому добавляет: «Когда будут говорить: мир и безопасность» (1Фес.5,3). В греческом тексте написано, возможно, даже точнее «мир и утверждение». Это и есть то самое умиротворение, о котором было сказано немного выше, и означает, что всё произойдёт внезапно, тогда, когда меньше всего ожидаешь наступление подобного рода событий.
«Жених идёт» символизировать может только то, что второе пришествие Христа уже произошло, стало, можно сказать, свершившимся фактом. Слово «выходите» здесь, разумеется, также дано в переводе. В оригинальном тексте оно по смыслу звучит как «исходите», то есть как о переходе из одного состояния в другое. Речь здесь идёт, несомненно, о воскресении мёртвых, которое и должно наступить сразу после второго пришествия (1Кор.15,23). Получается, что здесь сказано не простом пробуждении от сна, а о переходе из смерти в жизнь.
«Выходите навстречу» говорит о том, что приход Христа есть желанное событие для его последователей, поскольку означает само приближение к Христу, к чему, собственно говоря, и следует стремиться. Как сказано: «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4,17). «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3,4).

8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
Светильники неразумных дев не в состоянии удержать нужную яркость пламени. То есть, запаса веры им не хватило на то, чтобы как следует встретить новое пришествие Христа. А запаса веры нет в том случае, когда человеческое сознание недостаточно наполнено Духом Божиим (Рим.8,9), поскольку «Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим.8,26). Здесь человеческую душу подкрепить оказалось нечем.

9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
Неразумные девы решили найти более лёгкий выход из своего положения – просто попросить масла у мудрых дев. Но ведь кто не имеет, у того и отнимется то, что имеет (Мф.13,12). Вот где сработал вышеназванный нами принцип, по крайней мере, в данной притче. Мудрые девы дали им вполне правильный ответ, суть которого заключается в том, что при встрече с Христом недостатка веры, как и Духа, не должно быть ни у кого. Как Иисус молился о Петре, чтобы не оскудела вера его (Лк.22,32). Но неразумным девам был ещё дан и совет – купить масла у продающих его. Продающие – это Писания и пророки. Как сказано в Евангелии, «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16,31). А вот что значит «купите», то речь здесь, скорее всего, идёт о необходимости чем-то пожертвовать, чтобы эту необходимую веру обрести. Как писал апостол: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. И так умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол.3,4-5). Словом, сделать всё необходимое для того, чтобы быть готовым являть себя в Духе Святом (2Кор.6,6).

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
Чтобы приобрести всё то, о чём было сказано выше, требовалось определённое время. Но неразумных дев ждать уже никто не стал. Задержка жениха давала им реальную возможность, чтобы запастись маслом, но они этим не воспользовались. Время ожидания закончилось, и кто оказался готов к брачному пиру (Мф.24,44), те и пошли на него. Туда пришли, как сказано, именно «готовые», то есть, «званные на брачную вечерю Агнца» (Отк.19,9). Двери на неё затворились не просто для тех, кто опоздал на такую вечерю, но оказался, другими словами, её ещё и недостоин.

11 После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».
Опоздавшими в итоге оказались именно неразумные девы, у которых к моменту прихода жениха гасли светильники. Но двери для них оказались закрытыми. Почему? А всё потому, что Господь предупреждал заранее, что настанет не только день Его пришествия, но и определённый час (Мф.24,36). Сам приход Христа станет не просто неожиданным, но и довольно быстрым, что сравнимо будет с небесной молнией (Мф.24,27). Брачный пир был готов, но прежде званные оказались, как уже было сказано, недостойны (Мф.22,8). Было много званных, а в итоге оказалось мало избранных (Мф.22,14).

12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
Слова «не знаю вас» означают «не признаю вас» или «не принимаю вас». Но чем же вызван подобный отказ? Мы уже прежде говорили о том, что у человека, поступившегося своей верой, отнимется и то, что он имеет. Об этом хорошо сказал и апостол Павел: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8,9). Потому что «без веры угодить Богу невозможно», и Он «ищущим Его воздаёт» (Евр.11,6). Произошло примерно так, как своим отцом от благословения был отвергнут Исав, который до этого отказался от своего первородства, и не мог уже переменить мыслей отца (Быт.27,34; Евр.12,17). Это также очень совпадает с тем, что сказано будет позже о Новом Иерусалиме, что «не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Отк.21,27). И это даже при условии, что ворота там запираться не будут (Отк.21,25). Не случайно Спаситель ещё прежде напоминал о том, чтобы люди именно бодрствовали, а не спали, чтобы не были внезапно застигнуты таким событием (Мф.24,44).

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
В этом стихе подведён весь итог рассказанной притчи. Интересно, что притча как таковая от басни обычно отличается тем, что в последней не даётся морального вывода из её содержания. Но данная притча выглядит здесь как бы некоторым исключением. Тут подчёркнуто именно то, что Христос ещё прежде высказывался о своём втором пришествии. Ну а если такое сказано, что называется, ещё раз, то оно означает, как писал апостол, «изменение колеблемого, как сотворённого, чтобы пребыло непоколебимое» (Евр.12,27). Иными словами, то, что в Писании было повторно сказано, такое уже не изменится никогда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *