Притча что побеждает 3 класс

Литературное чтение «Притча»

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение «Притча»»

Технологическая карта урока литературного чтения

Тип урока: Открытие нового знания.

Форма проведения урока: Интерактивная.

Формы работы на уроке: Фронтальная.

Средства обучения: Учебник Климовой, Виноградской, Горецкого по «Литературному чтению» 3 класс 1 ч., экран, компьютер.

Используемые технологии: Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения.

Понятия (способы действия), которые должны быть сформированы на уроке: Притча.

Выделять главную мысль притчи.

Ученик получит возможность научиться:

Формулировать главную мысль притчи.

Понимать учебную задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания. Формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать, договариваться.

Ученик получит возможность научиться:

Развивать умения извлекать информацию из текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Методические задачи урока:

Научится находить и формировать главную мысль притчи; научится самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

Развивать творческую активность обучающихся; познавательный интерес к предмету; развитие познавательных процессов (памяти, воли, воображения, внимания).

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, уважительное отношение к мнению одноклассников, культуру поведения на уроке.

Логика образовательной деятельности

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент)

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

— Ваши глазки все проснулись?

— Ваши губки улыбнулись?

— Приступаем к работе.

Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”

2. Актуализация знаний;

фиксация затруднения в деятельности

а) Дыхательная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.

На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.

б) Чтение скороговорок.

Еду по дороге с выбоенки на выбоенку. Справа выбоенка, слева выбоенка – какая же выбоенная дорога!

в) Складывание слов из слогов (зачин, концовка, самобранка, творчество)

Дети внимательно слушают учителя, затем выполняют его указания по исполнению дыхательной гимнастики, повторяя за ним.

Читают скороговорку сначала медленно, затем с каждым разом быстрее. После чего каждый раз читает скороговорку как можно быстрее.

Дети складывают слова из слогов на слайде.

Разработка дыхательного аппарата.

Отработка произношения звуков посредством скороговорки.

Отработка разделения слов на слоги, словообразование.

Общеучебные: формулирование познавательной цели.

Логические: анализ, синтез.

3. Постановка учебной задачи

«Спор ветра с солнцем»

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

О чем говорится в этом рассказе? Какой смысл он несет? Как думаете, к какому жанру можно отнести этот маленький рассказ? Кто еще как думает?

Верно, это притча. Но кто-нибудь знает, что называют притчей? Ничего, вы не знали определения, но наверняка слышали их от старших.

В рассказе говорится о том, что Ветер хотел сдуть с путника плащ, а Солнце сделало все иначе, оно его согрело, и путник сам снял свой плащ. Смысл в том, что добром можно добиться куда больше, чем злом.

Я думаю, что это рассказ, маленькая сценка. Я думаю это притча.

Дети отвечают, что не знают, что называют притчей.

Формирование представлений об окружающем мире, первоначальных этических представлений.

Общеучебные: поиск и выделение информации.

Логические: анализ, сравнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(открытие детьми новых знаний).

При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Так что же такое притча?

Внимательно слушают рассказ учителя.

Притча – короткий рассказ, заключающий мораль или поучение.

Получение новых знаний.

Формирование представлений об окружающем мире, первоначальных этических представлений.

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Откройте учебники на стр. 39. Сейчас мы с вами прочитаем две притчи и подумаем о том смысле и наставлении, что будут в наших притчах.

Хорошо читающие дети читают притчу «Что побеждает?» по очереди. Затем дети размышляют о том, какой же смысл в ней заключается.

Молодцы, это действительно так. Если мы будем делать зло, вредить кому-то, то в конечном итоге именно зло и победит, но если мы обратимся к добру. Будем помогать людям, относится к ним хорошо и не осуждать людей за что-то, то в наших душах победит добро. А как вы знаете, на добро отвечают добром, на зло – злом.

В притче говорится, что дедушка рассказал внуку историю о том, что в душах людей есть два волка. Поэтому важно кормить одного из них. Если человек обращается к злым поступкам, но он кормит злого волка, а если к добру, то доброго. Каждый человек сам выбирает, какого волка ему кормить и как поступать.

Рассуждать о морали притчи.

Общеучебные: поиск и выделение информации.

Логические: подведение под понятие, выведение следствий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Хорошо читающие дети читают вторую притчу «Что важнее?» Как вы думаете, что же все же важнее? Почему вы так считаете? Как думаете, почему счастье и здоровье уходили, когда не было любви в доме? Молодцы. Ваши ответы верны. Если в доме нет любви, то любая проблема или беда легко сможет разбить семью, разрушить ее. Именно поэтому так важно помнить о том, что благодаря любви можно пережить и переждать многое, но только в том случае, если ее испытывает каждый член семьи, потому что так каждый из них будет поддерживать друг друга чтобы ни случилось.

В первом доме оставили Счастье, но из-за того что Здоровье и Любовь ушли, Счастье тоже покинуло дом. Во втором доме оставили Здоровье, но и оно ушло вслед за Счастьем и Любовью. А вот в третьем доме оставили Любовь, а Здоровье и Счастье остались вместе с ней. Поэтому, если в доме живет любовь и понимание, то здоровье и счастье тоже их не покинет, потому что благодаря любви люди будут поддерживать друг друга.

Рассуждать о морали притчи.

Использовать в речи полные распространённые предложения.

Действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы.

Логические: установление причинно-следственных связей.

7. Включение в систему знаний.

Вы сегодня большие молодцы. Расскажите, что вы усвоили из наших притч?

О чем была самая первая притча, которую я прочла? Молодцы.

Источник

Притчи для детей

Притчи для детей

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Мудрый отец

Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки. Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно. — Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, — сказал старший мальчик. — Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, — возразил младший брат. — Сделать скамейку нетрудно для плотника, — гордо заявил старший мальчик. — А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, — решил младший. Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки. Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать. Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой. Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик. — Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, — похвалил отец. Потом он спросил старшего сына: — А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку. — Твои гвозди плохо вбиваются, — пробормотал мальчик и покраснел. — Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, — строго сказал отец.

Вопросы и задания:

Уважение к матери

Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом. — Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке. — Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына. Слуга спросил хозяина, как ему быть.

Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом. — Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть. Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге: — Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает». Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Чужая мать

Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.

Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.

Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.

Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:

— Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.

— Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха — возил людей. Сам устал и конь мой устал, — отказался возчик.

Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.

Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:

— Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.

Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.

Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.

— Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.

— Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, — вздохнула мать.

Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.

— Я не возьму рис, — отказался юноша. — Увидев Вас, я вспомнил свою мать.

Мать — родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.

Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?

Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?

Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?

Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.

Почему одному плохо

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка — помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.

— Бабушка, не ваш ли это посох? — спросила девочка. Схватила бабушка посох, обрадовалась:

— Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь? — Больше всего я хочу отдохнуть денек, — ответила девочка. — Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит. — Это хорошо, — обрадовалась девочка, — но кто меня кормить будет? — Об этом не беспокойся, — сказала бабушка и взмахнула посохом.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.

День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:

— Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают. — Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, — прозвучал чей-то голос. — Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай — не рай, — сказала девочка. В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один — кушать просит, другой — попить, третий — поиграть, а девочка и рада.

Вопросы и задания:

Кто нежнее?

Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.

«Ты нежная, словно роза в саду», — говорил отец, любуясь старшей дочкой.

Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.

Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.

Младшая дочка сказала: — Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.

Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.

Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.

Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая — нежная красавица, а младшая — самая обычная.

Обнял отец младшую дочку и сказал:

— Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.

— Мне кажется, я намного нежнее! — воскликнула старшая дочка.

— Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. — ответил отец.

Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?

Кто в вашей семье самый нежный?

Какими способами можно проявить нежность?

Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.

Кто больше любит?

Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись. — Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! — восклицал старший сын. — Твой ум, отец, умножает наши богатства! — заявлял средний сын. — Здравствуй, отец, — говорил младший сын. Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал. — Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, — приказывал отец. Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.

Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.

Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.

Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.

Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.

Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала. «Узнаешь, болея, кто любит сильнее», — сказал отец младшему сыну. Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил: — Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.

Вопросы и задания:

Что хранят книги?

Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу. Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться. — Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, — сказал мальчик. — Сначала научись читать, а потом говори, — ответил отец. Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя. Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира. — Эти плоды горькие! — воскликнул мальчик. — Я пробовал их в начале лета в лесу. — Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, — добавил мальчик. — Плоды инжира сладкие и полезные, — объяснил учитель. — В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир. — Откуда вы это знаете, учитель? — с удивлением спросил мальчик. — Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят, — ответил учитель. С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал: — Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи. — Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, — улыбнулся сын.

Диалог – презентация

«Страна Вежливости»

– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть? (Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил) – Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!» – Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны? – Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему? – А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам. – Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами. Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ») Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).

Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

— Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

— Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ

Прочитайте сказку СЕРДЦЕ МАТЕРИ, автор — М. Скребцова.

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Вопросы и задания к сказке:

«Спасибо» В.А. Сухомлинский

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились. – Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся. – Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности. – Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

Источник

Притчи для начальной школы

Притчи для детей на уроках в

Притча что побеждает 3 класс

РАДУГА И ВОРОБЕЙ

Встала над полем радуга.

— Сколько мне уже можно таким невзрачным быть?

Выкупаюсь я в ней и стану таким же красивым, как попугай! Полетел он к радуге, но та уходила все дальше и дальше. А после и вовсе исчезла.

Опустился воробей на землю и так огорчился, что даже не заметил, как угодил в разложенную на траве сеть.

— А-а, это всего-навсего воробей! – разочарованно воскликнул птицелов, увидев добычу, и выпустил воробья.

А стань тот, и правда, похож на попугая, до конца своих дней лишился б свободы! (90 слов)

Прочитай текст. Назови главного героя притчи.

Каким ты себе представляешь воробья?

Объясни значение слова «невзрачный». Подбери к нему синонимы.

Почему птицелов отпустил воробья?

Что спасло воробья?

Объясни смысл последнего предложения.

Чему учит притча? Сделай вывод о предназначении каждого живого существа на земле.

ПОСЛЕ ЗАТМЕНИЯ

Летела птица по небу, не замечая ни солнечного света, ни белоснежных облаков, ни земной красоты.

И вдруг – солнечное затмение!

Мрак объял всѐ вокруг.

Потемнев, исчезли облака.

Не стало видно ни земли, ни неба.

Испугалась птица и подумала, что ослепла.

Как же я теперь без всего этого жить буду? Как мне быть-то дальше?

А дальше – снова стало светло.

Просветлели и стали опять белоснежными облака.

И, наконец, показалась земля, которая еще никогда не казалась такой прекрасной!

Ахнула и запела от радости птица.

И, не в силах насытиться, словно впервые взирала на всю эту красоту…

…Как полезно и нам, людям, время от времени – такое затмение солнца!( 107 слов)

Что не замечала птица во время своего полета?

Какое природное явление случилось во время ее полета?

Почему птица заплакала?

Какой показалась земля птице после того, как появилось солнце?

-Как ты понимаешь выражение «не в силах насытиться»?

Почему людям тоже полезно затмение солнца?

СВЯТОЕ ОЗЕРО

Жили два брата-берега и сестра-река.

Один берег был высокий и поросший густым лесом, отчего считался богатым.

А другой, низкий и песчаный – бедный.

Попросил как-то бедный берег у богатого брата немного дров, чтобы развести костер и погреться.

Возмутился богатый берег:

— Если я каждый раз буду давать тебе даже понемногу, то так, глядишь, у самого ничего не останется. И стану я, как и ты, – бедным!

Услышало это небо, нахмурилось.

Сверкнула молния и ударила в большой дуб на высоком берегу.

Не раздумывая, река и бедный берег бросились на помощь брату.

И так старались, что она, заливая пожар водой, отдала себя до последней капли, а он, засыпая его песком, – все до последней песчинки.

Так они и погасили пожар.

Но это не принесло облегчения богатому брату.

Ведь осталась теперь перед ним лишь большая пустая низина.

И не стало у него ни сестры, ни брата…( 185 слов)

Почему берег остался совсем один?

— Прочитай окончание притчи

Дожди и трудолюбивые родники постепенно заполнили низину водой. И стала она озером, которое люди, узнав его историю, назвали «святым». А как иначе назвать плод жертвенной любви?

И когда кто-нибудь оставался здесь переночевать, высокий берег, виновато вздыхая, щедро одаривал его лучшими дровами, которых неизменно хватало до самого рассвета, несмотря на то, что ночи в этих местах всегда были длинными и холодными…

Ожидала, что он начнет плакать и огорчаться.

Но тот лишь вздохнул и перекрестился.

— Ты что – не понял, кто я? – удивилась болезнь.

И, хлопнув дверью, выскочила из дома.

А на смену ей – радость.

Ей даже и представляться не надо было.

Так она вся светилась.

Что ожидала болезнь от человека?

Как ты понимаешь выражение «смертельная болезнь»?

Кто пришел на смену болезни?

Чему учит эта притча?

Увидел новенький, только что изготовленный кувшин своего старого, потерявшего вид, собрата и решил:

«Никогда ничего не буду в себе носить, чтобы не стать таким же!»

И хоть позже, чем остальная посуда, бывший когда-то новым кувшин от времени тоже покрылся сетью морщин, потемнел и потерял весь свой прежний вид.

В конце концов, хозяйка, неуважительно отстраняя его от нужной миски, уронила на пол, отчего на дне у него появилась большая трещина.

И вот тут, понимая, что дни его сочтены, он вдруг остро пожелал почувствовать ту радость, которую видел у своих соседей.

Захотел тоже, как и они, послужить людям. Но… кому теперь он такой был нужен. ( 133 слова)

Почему кувшин решил ничего не носить в себе?

Интересная была у него жизнь?

Почему радовались кувшины, которые были заполнены молоком или сметаной?

Понимал ли их кувшин?

Каким он стал со временем?

Как ты понимаешь выражение « неуважительно отстраняясь от ненужной миски»?

Что пожелал почувствовать кувшин в последние моменты своей жизни?

Почему притча так называется?

Чему учит нас эта притча?

ТАЙНОЕ-ЯВНОЕ

Обворовал сосед соседа.

Набил две полные сумки кур и уток.

И пошел к себе домой.

Идет довольный, приговаривает:

— Чисто сработано – комар носа не подточит!

Услыхал это комар и возмутился:

Сел он на шею вора, да так больно укусил его, что тот выпустил из рук сумки.

От удара о землю они раскрылись, и из них выскочили перепуганные куры и утки.

Вся деревня тут же узнала о случившемся.

И все так хвалили комара, что он возгордился.

И совершенно напрасно. Ведь все равно тайное когда-нибудь становится явным!

-Как можно назвать соседа, который взял чужих кур и уток?

Почему он шел довольный домой?

Как ты понимаешь выражение «комар носа не подточит»?

Почему рассердился комар?

Почему напрасно хвалили комара?

В какой строке заключена главная мысль притчи?

ДВЕ ДОРОГИ

Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая.

— Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись.

— Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога.

Поговорили дороги и разошлись в разные стороны.

А на развилке той человек остался, который все это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!( 186 слов)

Что в конце хорошей дороги было?

Какая дорога была счастливее? Почему?

Чего боялась хорошая дорога?

А о чем мечтала плохая дорога?

По какой дороге лучше всего идти по жизни?

Какую дорогу выбрал бы ты?

РЫЖИЙ ЗАЯЦ

Увидела его издалека лиса и обрадовалась. Подумала, что это знакомая кумушка из другого леса пожаловала. Вот будет у кого последние заграничные новости узнать, да своими поделиться! А как поняла, что это заяц, то еще больше обрадовалась, потому что с утра еще не обедала.

Только самому зайцу стало тогда не до радости. Насилу лапы унес. Ведь жить всегда больше, чем есть, хочется!

Лисе только облизнуться и осталось. А заяц с тех пор и думать не смел поменять что-нибудь из того, что даровал ему Сам

Зачем заяц решил пошить себе рыжую шубку?

Почему заяц не обрадовался встрече с лисой?

ПРОСТАЯ ИСТИНА

Завидовала-завидовала поганка, что ее в отличие от благородных грибов, в лучшем случае, словно не замечают, и вот что придумала:

«Это всѐ потому, что я маленькая и невзрачная! Вот вырасту большой и красивой – всем отомщу!»

И принялась она пить дождевую воду. Пила-пила…

Захлебывалась уже. Но своего добилась: стала выше самого большого белого гриба. Потом намазала ржавчиной от консервной банки шляпку, сделав ее красней, чем у самого красного подосиновика. Да еще и белыми пятнышками для пущей красоты разукрасила!

Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри…( 138 слов)

Почему поганка решила стать другим грибом?

Кому она хотела отомстить?

Как поганка добилась своей цели?

-В какой гриб превратилась поганка?

Как поступили грибники, увидев поганку в новом обличии?

Почему они так поступили?

В каком предложении заключена главная мысль притчи?

ШИЛО В МЕШКЕ

Сделал человек зло.

Тайком сделал, ночью, так, что никто из людей не видел.

Одна только мудрость случайно заметила.

— А зачем говорить? – удивилась мудрость. – Все равно шила в мешке не утаить!

Но ответа не последовало.

Мудрость благоразумно села на корабль и уплыла в дальние страны.

А злое дело, сотворенное человеком, все равно вскоре стало заметно всем.

Как ты понимаешь выражение «Шила в мешке не утаишь»?

Почему мудрость не дала ответа на вопрос?

Когда понял человек, что правду всегда все узнают?

Чему учит эта притча?

УГОЛОК МИЛОСЕРДИЯ

Надело милосердие лохмотья, взяло дырявую суму со старым посохом и отправилось узнать – есть ли еще для него место в мире. Увидело оно огромный дом, и даже не дом, а целый дворец и обрадовалось:

— Хорошо стали жить люди, богато. Тут много места, наверняка найдется и для меня уголок!

В этот дворец его и на порог не пустили:

— Много вас тут шляется всяких! Ступай прочь, пока собак на тебя не спустили. Самим места мало!

Подошло милосердие ко дворцу поменьше, то есть, дому побольше. Там ему подали корку хлеба. Правда, так, что лучше бы не подавали. И тоже не пустили даже переночевать.

Третьим был совсем маленький дом, и даже не дом, а жалкая хижина.

— Ну, тут мне вообще нечего делать! – хотело обойти его стороной милосердие. Но хозяева сами вышли к нему, пригласили в гости, накормили, напоили. И стало оно там жить.

Не бедно и не богато. Но все, кто там гостил, говорили, что лучшего места на земле они еще не встречали!( 135 слов)

С какой елью отправилось милосердие по свету?

-Что ты можешь сказать о жильцах дворца?

-Как ты понимаешь предложение «Правда, так, что лучше бы не подавали»?

Почему милосердие хотело обойти третий дом?

Почему милосердие поселилось в этом доме?

ПРЕМУДРОСТЬ Шел дождь над морем.

«И зачем я иду здесь? – недоумевая, роптал он. – Тут и без меня вон сколько воды! Неужели Бог не понимает, что намного полезнее было бы направить меня в пустыню или туда, где горят леса?»

Так думал свысока дождь.

А далеко внизу, посреди бескрайнего моря, на чудом уцелевшем после кораблекрушения плоту лежали люди.

Они ловили пересохшими губами живительные капли дождя, собирали как бесценное сокровище пресную воду, чтобы ее хватило до спасительного берега. И без устали благодарили Бога за то, что он послал им этот дождь, который не даст им теперь умереть от жажды…( 94 слова)

О чем подумал дождь, когда шел над морем?

Зря ли шел дождь над морем? Кому он помог?

О чем ты задумался, читая эту притчу?

УТЕШЕНИЕ

Встретились былинка и пылинка.

Услыхал он этот разговор и сказал:

— У Бога даже лист случайно не падает с дерева. Все в Его воле и нет ничего в этом мире забытого и тем более лишнего.

Ахнула от неожиданности пылинка.

Просияла от радости былинка.

Посмотрели они с уважением на человека. И радостные разошлись по своим делам!( 63 слова)

О чем жалели пылинка и былинка?

-Найди предложение, в котором выражена главная мысль притчи.

Почему они радостные разошлись по домам?

Жила-была большая гранитная скала.

Казалось, никто и ничто не может сокрушить ее: ни ураганный ветер, ни жгучий мороз, ни палящий зной…

Она очень гордилась своей силой, говоря, что несмотря ни на что, как была, так и останется могучей скалой.

И все насмехалась над лежащим под ней песком.

И произошло то, что и должно было произойти.

Льющаяся сверху тонкой струйкой вода подточила скалу, ветер, мороз и зной доделали дело. И превратилась скала в горку гранитных камней.

Почему возгордилась скала?

Почему скала насмехалась над песком?

Что случилось со скалой через большой промежуток времени?

Почему так произошло?

-А что со временем произошло с песком? Как он относился к трудностям?

Какая главная мысль притчи?

ВАЖНЫЙ УРОК

Подал человек нищему денежку.

Да еще и ласковым словом приветил.

— Конечно, получает! – даже удивился такому простому вопросу внук.

— А ты подумай! – посоветовала бабушка.

Внук наморщил лобик, посопел, но ничего другого так и не придумал.

И тогда бабушка сказала:

На эту денежку нищий купит хлеба и молочка – все, что нужно для утоления голода, то есть, для тела. А тот, кто ее подал, сделал очень полезное дело для своей души, которая гораздо важнее тела. Так кто же, выходит, получает большую пользу от милостыни?

— Конечно, подающий! – даже удивился такому простому ответу внук.

Взял у бабушки денежку и тоже подал ее нищему!( 120 слов)

Какой поступок совершил человек? Как ты понимаешь выражение «ласковым словом приветил»?

Кто получил больше пользы от милости- дающий или просящий?

Как об этом рассказала бабушка своему внуку? Прочитай.

Простой ли вопрос задала бабушка внуку?

Какой важный урок усвоил внук?

ДВА СОВЕТА

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

— Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!

Послушался еж совета и пошел в город.

Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

— Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.

— Зачем? – не понял еж.

— А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!

И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!( 95 слов)

Почему лиса посоветовала ежу сбрить колючки?

Что можно сказать о еже, который послушал лису?

В каком предложении заключена главная мысль притчи?

ЛИСА И ОБЛАКО

Плыло над землей облако, похожее на зайца.

Увидала его лиса, подпрыгнула, не достала и побежала вдогонку.

Но тут облако вдруг стало похоже на волка.

И побежала лиса теперь от него прочь.

А облако уже на медведя похоже.

Еще быстрее помчалась лиса.

Бежала, бежала… И тут пошел сильный дождь.

Вымокла лиса до шерстинки.

Посмотрела на небо: а там ни медведя, ни волка, ни зайца… Только тут поняла она, как обманулась, и теперь не верит ничему призрачному, как бы оно ни было похожим на настоящее!

-Почему лиса побежала за облаком?

А почему стала убегать, когда облако стало похоже на волка и медведя?

Что ты можешь сказать о лисе?

Как дождь вразумил лису?

ТРУДНАЯ РАБОТА

Легла лень на завалинку.

А вставать неохота!

Смотрит – мимо работа идет.

— Дай-ка я ее к себе заманю, чтобы обо мне одной плохо не говорили! – подумала лень и крикнула:

Подсела она к лени и стала ее утешать, воды принесла, одеялком укрыла.

Долго рядом сидела: час… другой…

— Вот видишь, – упрекнула ее, наконец, лень. – Теперь и ты тоже ленивой стала! Вот уже сколько сидишь вместо того, чтобы работать!

— А я что делаю? – удивилась работа. – Разве то, что я за тобой, больной, ухаживаю, – не труд? Причем, поверь мне, не самый легкий!

И ушла с завалинки в дом, чтобы ее никто не видел. Даже про то, что вставать было лень, – позабыла!(123 слова)

Кто главные герои притчи?

Чем они отличаются друг от друга?

Как к ее просьбе отнеслась работа?

-Как работа заботилась о лени?

ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ

— Странно… Вы, правда, больны или нет?

Прочитай диалог между ложью и врачом. Какой вид речи преобладает в притче?

Какой диагноз поставил врач? Почему?

Прочитайте диалог по ролям. Сколько чтецов надо выбрать?

Чему учит эта притча?

Какой вы себе представляете ложь?

Попробуй пересказать притчу. Какой вид речи для этого ты используешь?

ПОЛЕЗНОЕ УПРЯМСТВО

Шли в дальний край два человека.

Один то и дело оборачивался и говорил:

— Смотри, сколько уже прошли!

А второй упрямо возражал:

— Не та дорога, что позади, а та, что впереди! И только дойдя до цели, наконец, согласился!

Между кем идет диалог в тексте?

-Прочитайте слова первого человека, затем слова второго.

С какой интонацией следует читать слова первого героя? А второго?

Подумайте, какими качествами обладали герои притчи.

Подумай, почему притча так названа.

ЗАВИСТЬ

Пришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить. Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает… Так и выскочила зависть из магазина!

Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали!

А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные…

Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала…

Какой вид речевой деятельности использовал автор в притче?

Почему зависть не смогла купить хлеб в магазине?

Что помешало ей напиться из колодца?

Прочитай последнее предложение. Объясни его смысл.

Попробуй кратко пересказать притчу.

Заслонила туча солнце.

Потемнело всѐ вокруг. Мрачно стало. Птицы петь перестали.

— Всѐ! Теперь мое время настало, моя власть – навечно! Но подул ветер. Прогнал тучу. Сразу посветлело. И снова запели птицы. Еще громче, чем прежде: радуясь солнцу и тому, что время тучи никогда не наступит навечно!

Прочитай внимательно текст притчи. Назови признаки, по которым ты определил, что это текст.

Из скольких частей состоит текст?

Рассмотри иллюстрацию. Найди предложение из текста к иллюстрации.

Найди ту часть текста, в которой говорится о том, что стало после того, как прогнали тучу.

Попробуй пересказать текст притчи.

Чему учит нас притча?

Захотел человек гору с пути убрать.

Всю жизнь положил на это. Но срыл-таки гору. Одно ровное место осталось.

Прошел он без помех через гору, оглянулся и подумал:

Не проще ли было просто взять да обойти ее.

Прочитайте внимательно притчу.

Какой вид речевой деятельности использует автор в притче?

Назови признаки текста.

Найди предложение, которое раскрывает смысл заголовка.

На что потратил свою жизнь человек? Прочитай.

Полезное ли занятие он нашел в жизни? Объясни.

Какой вопрос задал себе человек?

БЛЕДНАЯ ЗАВИСТЬ

Смотрела луна на солнце и никак не могла понять: «И почему его люди больше меня любят? Такое же круглое,

И не дождалась ответа.

Солнцу просто некогда было отвечать ей. Ведь ему нужно было за день успеть обогреть землю, дать свет людям, деревьям и вообще проследить, чтобы на земле везде продолжалась жизнь!

Найди признаки текста в притче.

-Раздели текст на части.

Найди и прочитай диалог и монолог.

Почему солнце ничего не ответило луне?

В каком предложении заключена главная мысль притчи?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *