Притча что побеждает 3 класс перспектива
Презентация к уроку литературного чтения на тему»Семейное чтение. Притчи «Что побеждает?», «Что важнее?».»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вежливость Не груби, не задавайся – Чаще людям улыбайся, Помогай, когда сумеешь, Быть внимательным старайся! Помни: добрые поступки Обязательно вернутся, И к тебе другие люди С добротою отнесутся!
Притча: «Что побеждает?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-862854
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения в 3 классе. Притчи
Конспект урока литературного чтения «Семейное чтение. Притчи», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: помочь в осмыслении притчи.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать притчи, находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы учителя на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслять нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Трудная задача».)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно. Чему учит нас автор?
Вежливость
Не груби, не задавайся —
Чаще людям улыбайся,
Помогай, когда сумеешь,
Быть внимательным старайся!
Помни: добрые поступки
И к тебе другие люди
С добротою отнесутся!
— Прочитайте стихотворение шепотом (постепенно повышая голос; с ускорением; с замедлением; вопросительно; утвердительно; выразительно).
• V. Работа по теме урока
1. Беседа
— Какие человеческие качества вы знаете?
— Какие из них положительные?
— Откройте учебник на с. 39. Что мы будем сегодня читать? Что такое притча? (Краткий иносказательный поучительный рассказ.)
2. Знакомство с притчей «Что побеждает?»
— Прочитайте название притчи. Как вы думаете, о чем она?
— Ознакомьтесь с притчей самостоятельно.
— Какие чувства вызвало у вас это произведение?
— Какой смысл заключен в нем?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с притчей «Что важнее?»
— Прочитайте название второй притчи. Как вы думаете, что важнее всего в жизни?
(Учитель читает притчу.)
— Какие чувства вызвало у вас это произведение?
— О чем в нем говорится?
— Согласны ли вы, что главное — это любовь?
— Прочитайте притчи выразительно.
2. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы. Какая из них больше всего подходит к нашему уроку?
• Где в семье лад, не нужен и клад.
• Дети — зеркало семьи.
• Наши дети — наша старость.
• Семья без детей, что дерево без корней.
• В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.
• Дружная семья гору сдвинет.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравились ли вам произведения?
— Чему научили вас притчи?
Домашнее задание
Читать юмористические рассказы. Найти и принести на урок рассказ В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано. »
Карточки для работы с притчами
Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?
— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
— А как я пойму его, ведь я не знаю его
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— Как и когда я должен вернуться к Тебе?
— Твой ангел скажет тебе все.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — …….
Закончите начатое предложение. Но ты для начала будешь называть его..
Какие высказывания помогли вам догадаться, что это мама
3. Кто главные герои притчи?
3. Кого Бог назвал ангелом?
4. Зачем Бог дает ангела человеку?
5. Что значит мама в моей жизни?
6. В чем нравственный урок притчи?
8. Обоснуйте свой выбор.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции,
ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
1.Кто главные герои притчи?
2. Что представляет собой каждый волк?
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление,
эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду,
истину, доброту и верность.
3. С чем сравнивает Старик внутренний мир человека?
С борьбой двух волков
4. Как Вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука
(Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)?
Каким я буду человеком Добрым или Злым зависит от
5. В чем нравственный урок притчи?
Эта притча заставляет меня задуматься: какой я –
добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро
Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанной притче, посовещайтесь и обоснуйте свой выбор.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро наживай, а худо изживай.
Добро не лихо — ходит тихо.
Добро поощряй, а зло порицай.
Добро сеять — добро и пожинать.
Доброе семя — добрый и всход.
За доброе жди добра, за худо худа.
К добру гребись, а от худа шестом суйся.
Тьма света не любит, злой доброго не терпит.
Умный от зла бежит, а глупый его догоняет.
Учись доброму — худое на ум не пойдет.
Худо тому, кто добра не делает никому.
7. Раскрась, ту картинку которая больше всего походит к прочитанной притче или нарисуй свою.
Литературное чтение «Притча»
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение «Притча»»
Технологическая карта урока литературного чтения
Тип урока: Открытие нового знания.
Форма проведения урока: Интерактивная.
Формы работы на уроке: Фронтальная.
Средства обучения: Учебник Климовой, Виноградской, Горецкого по «Литературному чтению» 3 класс 1 ч., экран, компьютер.
Используемые технологии: Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения.
Понятия (способы действия), которые должны быть сформированы на уроке: Притча.
Выделять главную мысль притчи.
Ученик получит возможность научиться:
Формулировать главную мысль притчи.
Понимать учебную задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания. Формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать, договариваться.
Ученик получит возможность научиться:
Развивать умения извлекать информацию из текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Методические задачи урока:
Научится находить и формировать главную мысль притчи; научится самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.
Развивать творческую активность обучающихся; познавательный интерес к предмету; развитие познавательных процессов (памяти, воли, воображения, внимания).
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, уважительное отношение к мнению одноклассников, культуру поведения на уроке.
Логика образовательной деятельности
Универсальные учебные действия
1. Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент)
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
— Ваши глазки все проснулись?
— Ваши губки улыбнулись?
— Приступаем к работе.
Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”
2. Актуализация знаний;
фиксация затруднения в деятельности
а) Дыхательная гимнастика.
вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.
На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.
б) Чтение скороговорок.
Еду по дороге с выбоенки на выбоенку. Справа выбоенка, слева выбоенка – какая же выбоенная дорога!
в) Складывание слов из слогов (зачин, концовка, самобранка, творчество)
Дети внимательно слушают учителя, затем выполняют его указания по исполнению дыхательной гимнастики, повторяя за ним.
Читают скороговорку сначала медленно, затем с каждым разом быстрее. После чего каждый раз читает скороговорку как можно быстрее.
Дети складывают слова из слогов на слайде.
Разработка дыхательного аппарата.
Отработка произношения звуков посредством скороговорки.
Отработка разделения слов на слоги, словообразование.
Общеучебные: формулирование познавательной цели.
Логические: анализ, синтез.
3. Постановка учебной задачи
«Спор ветра с солнцем»
Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».
О чем говорится в этом рассказе? Какой смысл он несет? Как думаете, к какому жанру можно отнести этот маленький рассказ? Кто еще как думает?
Верно, это притча. Но кто-нибудь знает, что называют притчей? Ничего, вы не знали определения, но наверняка слышали их от старших.
В рассказе говорится о том, что Ветер хотел сдуть с путника плащ, а Солнце сделало все иначе, оно его согрело, и путник сам снял свой плащ. Смысл в том, что добром можно добиться куда больше, чем злом.
Я думаю, что это рассказ, маленькая сценка. Я думаю это притча.
Дети отвечают, что не знают, что называют притчей.
Формирование представлений об окружающем мире, первоначальных этических представлений.
Общеучебные: поиск и выделение информации.
Логические: анализ, сравнение.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
(открытие детьми новых знаний).
При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Так что же такое притча?
Внимательно слушают рассказ учителя.
Притча – короткий рассказ, заключающий мораль или поучение.
Получение новых знаний.
Формирование представлений об окружающем мире, первоначальных этических представлений.
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Откройте учебники на стр. 39. Сейчас мы с вами прочитаем две притчи и подумаем о том смысле и наставлении, что будут в наших притчах.
Хорошо читающие дети читают притчу «Что побеждает?» по очереди. Затем дети размышляют о том, какой же смысл в ней заключается.
Молодцы, это действительно так. Если мы будем делать зло, вредить кому-то, то в конечном итоге именно зло и победит, но если мы обратимся к добру. Будем помогать людям, относится к ним хорошо и не осуждать людей за что-то, то в наших душах победит добро. А как вы знаете, на добро отвечают добром, на зло – злом.
В притче говорится, что дедушка рассказал внуку историю о том, что в душах людей есть два волка. Поэтому важно кормить одного из них. Если человек обращается к злым поступкам, но он кормит злого волка, а если к добру, то доброго. Каждый человек сам выбирает, какого волка ему кормить и как поступать.
Рассуждать о морали притчи.
Общеучебные: поиск и выделение информации.
Логические: подведение под понятие, выведение следствий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Хорошо читающие дети читают вторую притчу «Что важнее?» Как вы думаете, что же все же важнее? Почему вы так считаете? Как думаете, почему счастье и здоровье уходили, когда не было любви в доме? Молодцы. Ваши ответы верны. Если в доме нет любви, то любая проблема или беда легко сможет разбить семью, разрушить ее. Именно поэтому так важно помнить о том, что благодаря любви можно пережить и переждать многое, но только в том случае, если ее испытывает каждый член семьи, потому что так каждый из них будет поддерживать друг друга чтобы ни случилось.
В первом доме оставили Счастье, но из-за того что Здоровье и Любовь ушли, Счастье тоже покинуло дом. Во втором доме оставили Здоровье, но и оно ушло вслед за Счастьем и Любовью. А вот в третьем доме оставили Любовь, а Здоровье и Счастье остались вместе с ней. Поэтому, если в доме живет любовь и понимание, то здоровье и счастье тоже их не покинет, потому что благодаря любви люди будут поддерживать друг друга.
Рассуждать о морали притчи.
Использовать в речи полные распространённые предложения.
Действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы.
Логические: установление причинно-следственных связей.
7. Включение в систему знаний.
Вы сегодня большие молодцы. Расскажите, что вы усвоили из наших притч?
О чем была самая первая притча, которую я прочла? Молодцы.
Притча «Что побеждает» (6+)
Притча «Что побеждает»
Не хлебом единым … Притчи и христианские легенды / Сост. Н. Астахова. – М.: Белый город, 2012. – 127с.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Внук задумался над словами деда.
Старик улыбнулся и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочтите притчу вслух.
Задание 2. Кто главные герои притчи? (Старик и Внук)
Задание 3. Что представляет собой каждый волк? (Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность)
Задание 4. С чем сравнивает Старик внутренний мир человека? (С борьбой двух волков)
Задание 5. Как вы понимаете слова зависть, ревность, эгоизм, ложь?
Задание 6. Как вы понимаете слова мир, любовь, надежда, доброта, верность?
Задание 7. Подберите антоним к слову ложь, добро, верность, мир. ( Ложь – правда, добро – зло, верность – предательство, мир- война)
Задание 8. Какие пословицы вы знаете про добро и зло? ( Добро помни, а зло забывай, От добра добра не ищут. Мир не без добрых людей, Тому тяжело, кто помнит зло.)
Задание 9. Вставьте пропущенные слова:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную_____.
— В каждом человеке идет_______, очень похожая на борьбу двух ______. Один волк представляет _____ — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет _______ — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Внук задумался над _______деда.
Старик __________ и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты ________.
Пропущенные слова: борьба, волков, зло, добро, словами, улыбнулся, кормишь.
Задание 10. Найдите в тексте имена существительные ( Существительные: старик, внуку, истину, человеке, борьба, волков, зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, добро, мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность, словами деда, конце, он)
Задание 11. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: старик, добро, мир, волк, побеждает
Задание 12. Чему учит притча? (Эта притча заставляет задуматься: какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро)
Л.Н. Толстой. Басня «Лгун»
Толстой, Л.Н. Детям / Л.Н. Толстой. – М.: Росмэн пресс, 2011. – С. 132.
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочтите басню вслух.
Задание 2. Почему мужики в четвёртый раз не прибежали на помощь?
Задание 3. Какие пословицы вы знаете со словом «ложь»? ( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Ложь человека не красит. Маленькая ложь за собой большую ведёт. Кто любит лгать, того нельзя за друга принять)
Задание 4. Найдите в тексте имена существительные и глаголы. ( Существительные – мальчик, овец, волк, мужики, неправда, он, просторе, стадо;
Глаголы – стерег, стал, видят, сделал, случилось, набежал, кричать, подумали, обманывает, не послушали)
Задание 5. Подберите синонимы к словам мальчик, звать, помогите, прибежал, подумали, обманывает, видит, перерезал ( мальчик – парень, пацан, хлопчик; звать – кричать, говорить, голосить; прибежал – прискакал, примчался; подумали – поразмышляли, помыслили, порассуждали; обманывает – лжёт, врет, лукавит; видит – смотрит, глядит, лицезреет)
Задание 6. Вставьте пропущенные слова:
Мальчик ______ овец и, будто увидав волка, стал ______: «Помогите, волк! волк!» _______ прибежали и видят: неправда. Так ______он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал ____. Мальчик стал ______: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики ________, что опять по-всегдашнему обманывает, — не _______ его.
Волк видит, _______ нечего: на просторе _________ все стадо.
Пропущенные слова: стерёг, звать, мужики, сделал, волк, кричать, подумали, послушали, бояться, перерезал.
Задание 7. Шифрограмма. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: волк, стадо, мужики
Задание 8. Какие выводы из басни можно сделать? ( Один раз обманешь – другой раз не поверят. Очень легко потерять доверие окружающих людей, и очень трудно завоевать его опять)
Евгений Дубравный. Стихотворение «Ёжик»
Когда ночь отдыхать всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый старательный ёжик
Добывает усердно еду.
Лишь одна Патрикеевна знает
Как опасна ежонку вода,
И нередко его поджидает
То у речки, а то у пруда.
Всех застенчивее ёжик-
По росе ходит босой…
Ёжик любит всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с лисой.
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком угостим и росой…
Мы хотим, чтобы маленький ежик
Навсегда подружился с лисой.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочитайте стихотворение вслух.
Задание 2. Где живут ёжики? ( в саду, в лесу)
Задание 3. Чем питаются ёжики? ( мелкими грызунами, растениями)
Задание 4. Чем питается лиса? ( мелкими млекопитающими, мелкими грызунами)
Задание 5. Почему Ёжик не может с ней подружиться? ( Лиса питается зайцами и может его съесть)
Задание 6. Охарактеризуйте ёжика. Какой он? ( Застенчивый, мудрый, старательный, маленький)
Задание 7. Вставьте в текст пропущенные слова:
Когда ночь ______ всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый ____________ёжик
Добывает усердно еду.
Лишь одна Патрикеевна знает
Как ________ ежонку вода,
И нередко его __________
То у речки, а то у пруда.
Всех застенчивее _______-
По росе ходит босой…
Ёжик _____всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с _______.
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком _______ и росой…
Мы хотим, чтобы ________ ежик
Навсегда подружился с лисой.
(Пропущенные слова: отдыхать, старательный, опасна, поджидает, ёжик, любит, лисой, угостим, маленький)
Задание 8. Восстановите разрушенный текст:
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком угостим и росой …
Мы хотим, чтобы маленький ежик
Лишь одна Патрикеевна знает
Как опасна ежонку вода,
И нередко его поджидает
То у речки, а то у пруда. (2)
Когда ночь отдыхать всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду …
Это мудрый старательный ёжик
Всех застенчивее ёжик-
По росе ходит босой …
Ёжик любит всех до дрожи,
Только вот никак не может
Задание 9. Подчеркните рифмующиеся слова.
Задание 10. Шифрограмма. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: вода, ёжик, ночь, шорох
Задание 11. Найдите к началу строк их окончания:
Когда ночь отдыхать старательный ёжик (3)
Вдруг послышится знает (5)
Это мудрый всех уложит, (1)
Добывает усердно поджидает (7)
Лишь одна Патрикеевна шорох в саду… (2)
И нередко его ежонку вода, (6)
То у речки, а то ёжик- (9)
Всех застенчивее у пруда. (8)
По росе ходит не может (12)
Ёжик любит всех босой… (10)
Только вот никак поможем – (14)
Подружиться он до дрожи, (11)
Мы ежонку охотно с лисой. (13)
Молочком угостим ежик (16)
Мы хотим, чтобы маленький с лисой. (17)
Навсегда подружился и росой… (15)
Задание 12. Какие ещё стихи, рассказы или сказки вы читали о еже и лисе? ( Русские народные сказки «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Лиса и дрозд», С. Козлов «Ежик в тумане», А. Усачев «Жили – были ежики», Л.Н. Толстой «Еж и заяц» и др.)