Приставка мелик что значит

Мелик (армянский титул)

Мелик (армянский титул)

Приставка мелик что значит
ГосударстваХайаса · Урарту · Араратское царство
Великая Армения · Малая Армения · Цопк
Ани · Сюник · Васпуракан · Хачен · Киликия
Хамс · Эривань · Нахичевань · Карабах
Армянская область · Эриванская губерния
Первая Республика · Армянская ССР
Республика Армения · НКРВойны и сраженияВойны: Парфия · Турция· Грузия ·Азербайджан · Карабах
Сражения: Тигранакерт · Арташат · Рандея · Аварайр
Севан · Манцикерт · Битлис · Сардарапат
АпаранРелигииЯзычество · Митраизм
Армянская апостольская церковь
Павликиане · Тондракийцы · КатолицизмГеографияЗападная Армения · Восточная Армения
Армянское нагорье · КиликияДинастииХайкиды
Оронтиды · Арташесиды · Аршакиды
Арцруниды · Багратиды · РубенидыНационализмАрменакан · Гнчак · Дашнакцутюн · Фидаи
Цегакрон · АСАЛА · МиацумТематические статьиАрмяне · Этногенез · Культура · Язык · Имя
Геноцид · Армянофобия · Амшенцы · Диаспора
Армянский вопросХронология

Титул мелика передавался по наследству от отца к сыну. Мелики обладали либо полной, либо частичной независимостью, имели свой двор — дарпас, своё войско, свои крепости и военные укреплённые лагеря — схнахи, вершили свой суд и собирали налоги с подданных. При этом отношения между меликами и подданными были отношениями начальник — подчинённый, а не феодал — крепостной. Крестьяне не были закреплены за землёй, имели свободу передвижения и обладали собственностью. В новое время (XVII—XVIII вв) мелики стали носителями армянской национальной власти. Ряд меликов сохранили свои права и привилегии после присоединения восточной Армении к России.

Содержание

Меликства Карабаха

Пять меликств Карабаха (известные так же как Меликства Хамсы [2] ) Гюлистан, Джраберд, Варанда, Хачен и Дизак образовались при распаде Хаческого княжества, средневекового армянского княжества, существовавшее с X по XVI века на территории Нагорного Карабаха. Из этих пяти меликов только правители Хачена были коренными жителями Арцаха, тогда как остальные меликства были созданы недавними переселенцами из других регионов.

Так Раффи, армянский писатель, автор книги «Меликства Хамсы», описывал мекства Карабаха:

Власть меликов была наследственной: после смерти отца бразды правления и титул «мелик» переходили к старшему сыну, а другие братья назывались беками. Здесь вместо закона правили воля властителя и народные обычаи, сохранившиеся в первозданном виде. Мелики обладали неограниченной властью над своими подданными, они имели право судить, наказывать и даже приговаривать к смерти. Мелики были связаны друг с другом как политическими интересами, так и родственными отношениями, и, таким образом, все пять княжеств Хамсы вместе составляли единый целостный союз. Защищенные неприступными горами и дремучими лесами, они не позволяли ни одному мусульманину поселиться в своих владениях, и все население Карабаха состояло только из армян, число которых было весьма значительно.

Источник

Кто такие армяне мелики карабахские?

Кто такие армяне мелики карабахские?

Слово «мелик» переводится с арабского как владение. malakia ;;;;; (азербайджански – принадлежит- malik, имение – m;lk).\
В Азербайджане меликами назывались старшины селений, которые несли ответственность за сбор налогов. В последние годы в связи с оккупацией Арменией Карабаха и ежедневным участием в пропагандистских шоу Карена Шахназарова, сына помощника Горбачёва Г.Шахназарова на российском телевидении часто говорят о меликак как «князьях из Нагорного Карабаха».
Для обоснования исконности обитания армян в Карабахе и на других азербайджанских землях, которые в силу определенных исторических условий сегодня составляют территорию Республики Армения или же находятся под оккупацией ее вооруженных сил, армянскими историками создана версия истории о якобы существовании на Кавказе, начиная с древности, целой цепи армянских государств, не прерывавшейся в течение долгих столетий. В эту концепцию целиком вмещается и армянская версия об истории пяти христианских албанских меликств, которые у армянских авторов выступают в образе продолжателей армянской государственности на территории Карабаха.

Представляя Карабах как армянскую территорию, армянские авторы таким же образом присвоили себе термин «мелик» и свободно переносят присущую региону административную единицу «меликство» на историю «Армении». Следует отметить, что впервые значение термина мелик в полной мере раскрыл советский историк-востоковед И.Петрушевский, который разделил его условно на две категории. Чтобы внести ясность и понять смысл данного термина, приведем выражение самого И.Петрушевского, который писал: «Название «мелик» в первоначальном значении «царь» в первые века ислама прилагалось преимущественно к немусульманским государям, обладавшим светской властью, но не правом имамата.

. При Сефевидах и в период полунезависимых ханств термин «мелик» чаще всего встречается в двояком значении: 1) мелкого владетельного феодала, потомка старинных местных владетелей, подчинившихся шахской власти. 2) в ряде случаев «мелик»-старшина селения или группы селений; термин «мелик» в таком значении обычно упоминается рядом с термином «кендхуда». Более конкретное определение термину «мелик» с присущим ему социально-правовым смыслом дается в двухтомной книге «Колониальная политика Российского царизма в Азербайджане», в которой наряду с арабским происхождением слова, означавшего «царь», «повелитель», и отношением этого титула в древности к владетельным особам, а впоследствии и родословным правителям, говорится, что «в провинциях Закавказского края мелики были всегда потомственными правителями больших и малых участков; важность места обозначала степень значения мелика, и титул этот всегда служит доказательством древности происхождения фамилии (не говоря о самозванцах, которые могут быть во всех разрядах сословий)».

Основатель Гюлистанского меликства «Гара Юзбаши» Абов в начале ХVII в. переселился вместе со своими подвластными из удинской деревни Нидж в деревню Талыш (Карабах). Мирза Адигезал бек также пишет, что он был выходцем из Ширвана.

Чарабердское (Джарабердское) меликство возглавил сын мелик Исраела мелик Есаи, который, убив сюникского хана, в 1687 г. вместе со своими подданными переехал в Карабах. По словам Мирзы Адигезал бека, этот род пришел из Магавиза (Зангезур), «и действительно они происходили из старинной и знатной фамилии». Один из представителей этого рода мелик Аллах Гулу, показавший «образцы беспримерной отваги и доблести» в войне против Османской Турции, получил от Надира титул султана.

Как известно, в начале XVIII в. находившийся в составе Сефевидского государства Азербайджан был разделен на 4 бейлербейства: Тебризское (Азербайджанское), Ширванское, Чухур-Саадское и Карабахское. Вышеупомянутая албанская пятерица меликств входила в состав Карабахского бейлербейства с центром в Гяндже, охватывавшего обширное пространство между реками Курой и Аразом, примыкая на западе к Самхетским горам и озеру Гейча и находившегося под управлением представителей тюркской династии Каджаров.

В начале XVIII в. русский царь Петр I (1682-1725), воспользовавшись упадком Сефевидского государства, активизировал свою восточную политику, направленную на завоевание Азербайджана и южных берегов Каспия. Чтобы иметь опору среди христианского населения региона в предстоящем походе в прикаспийские провинции, Петр I установил тесные связи с меликами и духовенством Карабаха, обещавшими ему в нужный момент необходимую помощь. Очень интересные сообщения по этому поводу имеются у Есаи Гасана Джалала, который называл Карабах Агванской страной и которому, как албанскому католикосу Гандзасарского монастыря, было поручено грузинским царем Вахтангом VI собрать войско в Карабахе и присоединиться в Шамахе вместе с грузинскими войсками к русским. Участвовавший в этой кампании албанский каталикос писал, что карабахские мелики, «объединив вокруг себя всех храбрых и мужественных юношей Агванской страны, организовали большое войско, более 12000 человек и укрепились в неприступных местах», ожидая команды. Однако эти силы не были задействованы в связи с внезапным возвращением императора Петра I из Дербента в Петербург.

Однако в дальнейшем в период правления Надир шаха Афшара (1736-1747) отношения между карабахскими меликами и бейлербеями вновь обострились. Карабахские бейлербеи, происходившие из азербайджанского рода Зияд оглу и племени Каджаров, открыто и тайно противодействовали Надиру занять шахский престол. В противовес этому, чтобы ослабить бейлербеи, из карабахского вилайета были переселены в Хорасан части племен джаваншир, отуз икиляр и кебирли. Пяти меликам Карабаха было повелено объединиться в крепкий кулак и не повиноваться карабахским правителям, а также в случае необходимости обращаться непосредственно к самому Надиру.

Не вдаваясь в подробности дальнейших отношений христианских меликов Хамсы с карабахскими правителями Панах Али ханом и его преемником Ибрагим Халил ханом (1763-1806), отметим, что сепаратизм меликов на всем протяжении существования ханства использовался русским царизмом для реализации своей колониальной политики на Южном Кавказе и, в частности, в Азербайджане. Кабинет русской императрицы Екатерины II (1762-1796) в целях претворения в жизнь своей восточной политики, чтобы добиться на местах поддержки христианского населения региона и таким образом иметь противостояние против местных мусульманских правителей, хотел за счет исконных азербайджанских земель создать «армянское царство». А в период неудачного завоевательного похода русских войск во главе с графом В.Зубовым в 1796 г. в Азербайджан в планах царизма особняком стоял вопрос о карабахских меликствах и подвластных им жителях, которые в случае успеха этой кампании должны были перейти в российскую зависимость.

Источник

zhagat_dadian

August 2017

SMTWTFS
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Об армянском дворянстве

С приставкой «Тер-» тоже не все ясно, хотя известно, что она очень древняя и использовалась у армян как обращение к священнослужителю (отец), а у Киликийских, как обращение к дворянам (господин), но современен стала приставкой у фамилий потомственных священнослужителей, но так как приставка древняя и давалась где то до начала XIX века, как раз в этом же веке представители с этой приставкой заняли видное место по службе и уже давно были почти что приравнены ко дворянству, как духовенство. Одни из видных представителей – «князья» Тер-Хачатряны (в мужской линии род угас, потомки живут в Королевстве Нидерландов, хотя род вовсе некняжеский, может дворянский), Тер-Асатуровы (Тер-Асатуряны), Тер-Гукасяны (Тергукасовы) и Тер-Сукиасяны (Сукиасянцы, Сукианцы, Сукиасяны), Тер-Ясаянцы (возможно искаверканное от Есаянц, Исаянц), многие из них кроме признания статуса арзавурам-азнваканам (грузинское «азнаури»), выслужили дворянство Российской Империи по военной и государственной службе. Как правило, местная знать на какой-нибудь определенной территории – Лори, Карс, Тифлисская, Эриванская, Елизаветпольская губерния. Есть исключения княжеский род Тер-Овакимяны, потомки протоирея кн.Арсена Багратуни (Тер-Овакимян). Но так же могут быть и однофамильцы.

Так же дело обстоит с окончанием на «…янц», без исключения относились к высшим сословиям в дореволюционной Армении. Так же и с окончанием на «…уни», без исключения древние княжеские (царские) роды– Багратуни, Рштуни, Аршакуни, Арцруни, Арартуни (род пресекся), Айказуни (род угас в 331 г. до н.э.).

Но и это еще не все, среди простых армянских фамилий встречаются и дворянские, такие как к примеру, Мирзабекяны (Мирзабековы), фамилия переводится Мирза – князь, Бек – младший князь (титул давался младшим княжеским сыновьям в роду) из чего следует, что в роду был младший княжеский сын, который и стал основателем рода. Но и с этими фамилиями нужно быть осторожным во времена владычества персов, были среди армян распространены исламизированные имена: Мирзабек, Амирхан, Мирзахан (так что кроме князей, могут быть и потомками крестьян).
Достаточно известные те, кто находился на русской службе – князья Аргутинские-Долгоруковы (Аргутяны, Аргутянцы и возможно Аратюняны, после революции), князья Арапетовы (Айрапетяны), князья Мадатовы (Мадатяны), Ахвердовы (Ахвердяны, предположительно из династии Колонтаров, потомки Лорийского князя Мелик-Даи) и т.д. очень много среди русского и грузинского дворянства; обрусевшие роды – дворяне Ивановы (потомки братьев Ованесянов, дипломаты при Петре I), Лазаревы (Лазаряны), Серебряковы (потомки адмирала Казара Маркосовича (Лазарь Маркович) Арцатогородзяна (в переводе с армянского – серебреных дел мастер)) и т.д. и т.п.
Есть роды непризнанные во дворянстве, так как получили от иностранных правителе – Минасяны (потомки Мирзы Минасяна), фамилия распространена, могут быть потомки, как дворян, так и крестьян с этой фамилией. Особо хотелось бы выделить род потомков знаменитого мамелюка и адъютанта Наполеона I Бонапарта – Янис Петроза (Ованес Петросян), род из Карабаха получил от Наполеона дворянство, но позже титул был утерян, его прямые потомки сейчас живут в городе Шуши под фамилией Петросян или Ионесян (Ованесян. ).
Так что единственное, что может помочь так это приставки и окончания – «Мелик-», «Тер-», «…янц» и «…уни». С фамилиями без этих приставок дело обстоит сложнее и остается только верить в генеалогическое древо, документы или в крайнем случаи семейным преданиям. Не говоря уже о потомках по женским линиям…

Статья кн.Сергея Жагат-Дадиана.

I) Ахвердовы (Ахвердяны) – армянский старинный и знатный дворянский род Тифлисской губернии по некоторым сведением, берет начало от Лорийского князя Мелик-Даи XVI век. Вступили на русскую службу в царствование Императрицы Анны Иоанновны, в 1739 г. Первый из Ахвердовых в России был Исаия Васильевич, дослужившийся до чина капитана и уволенный в 1753 г. в отставку майором. Старший из двух сыновей его, Николай Исаевич Ахвердов, известный государственный деятель.
Род имеет несколько ветвей:
1) Известная ветвь Ахвердовых на русской службе, потомки Исая Васильевича.
Из семейных архивах* об этой ветви говорится так – «Ахвердовы – русский дворянский род, происходящий из Армении, прибывшие в Москву ок.1739 года принявшие подданство. Род внесен в родословную книгу Московской и Воронежской губернии.

Награды: ордена Св. Анны 4-й ст. (1905); Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1906); Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1906); Св. Анны 2-й ст. с мечами (1906).

2) Карабахский род беков Ахвердовых (скорее масульманского вероисповедания) из них известен Ахвердов Абдул-Рахим-бек, тюркский писатель и драматург.
Абдуррагим бек Ахвердов. Род. в 1870 — в г. Шуше, где получил среднее образование. Одно время был членом Государственной думы от Ганджинской (бывш. Елизаветпольской) губ., старый педагог, театральный деятель. Ахвердов в тюркской литературе выступил как идеолог либеральной буржуазии. В своей драме «Рассыпавшийся союз» дает удачную картину разложения русского дворянства. В ряде рассказов он показывает быт старого времени, типы «бывших людей». В одной из последних своих работ, «Маралларым», изданной азербайджанским Гизом (Баку, 1927), он черпает свой материал из советской действительности. Яз. Бек Ахвердова отличается простотой и ясностью. По своему направлению он принадлежит к группе тюркских литераторов, объединившихся вокруг «Молла Насреддин».

*Документ о русской ветви рода Ахвердовых, был взят из семейного архива рода князей Голицыных состоящих в близком родстве с моей прабабушкой Надеждой Васильевной Давыдовой через ее мать кн.Марию Андреевну Голицыну.

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРАФА М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВА.

Много времени тому назад, при грузинском царстве, местность Лори, ныне составляющая часть Борчалинского уезда, Тифлисской губ., играла довольно выдающуюся роль в крае. Этот уголок изобиловал дворянами, в числе коих были и армяне Калантаровы, носившие свою фамилию от деда их, бывшего когда-то местным «калантаром», что по-персидски значит правитель. Один из этих Калантаровых, по имени Дай, пользовавшийся в обществе большим почетом, был награжден высшим у армян титулом «мелика». Впоследствии потомки Дая отделились от остальных Калантаровых и стали именоваться Меликовыми. Для отличия от прочих дворян – Меликовых, живших в разных местностях и подчиненных владетельным ханам, они прибавили к новой фамилии слово «лору», т.е. лорийский, и таким путем образовались фамилия Лорис-Меликов. Во время одного набега персиян на Лори, Калантаровы и Лору-Меликовы вынуждены были бросить родину и со всем своим добром спасаться бегством в нынешнюю Батумскую область. Здесь они поселились в деревне Артвин, но не надолго; частые набеги персиян и лезгин заставили их бросить и эту деревню и расселиться по разным местам. Потомки Дая, Лору-Меликовы, на некоторое время спрятались в громадной пещере, расположенной в соседней местности, а затем перебрались в Тифлис.

Спустя еще некоторое время, примеру их последовали и остальные родственники – Калантаровы. По утверждении русского владычества в крае Калантаровы вернулись в Артвин и возобновили свои жилища и хозяйства, а Лору-Меликовы остались в Тифлисе. По приезде потомков Дая в Тифлис, все они были утверждены грузинским царем в дворянском звании с присвоением им фамилии «Лорис-Меликов». Частичка «ис» по грузински окончание родительского падежа, так что Лорис-Меликов в переводе значит Лорийский Меликов, а по армянски Лору-Меликов. В настоящее время местечко Артвин, населенное исключительно армянами, как сообщает корреспондент «Арцаганка», разделяется на два квартала, из коих один называется «Калантаровским», а другой – «Дайянц» и принадлежат Калантаровым и Лорис-Меликову. Многие из местных жителей и теперь не знают о существовании фамилии Лорис-Меликовых и называют членов этой фамилии просто Дайянцами, по имени Дая. Кроме Артвина, графу Лорис-Меликову принадлежат в целости и селения Акоры и часть трех селений: Чанахчи, Ворнак и Чочкани. Все эти имения достались ему по наследству и в приданное. Два года тому назад, в Чочкани построена армянская церковь на счет покойного графа. Население этих деревень всегда пользовалось особенною любовью покойного графа, отечески заботившегося об экономическом благосостоянии земляков.

II) Серебряковы (Арцатагародзяны) – старинный дворянский род по одной версии предок их турецкий армянин Арцатагордзян, серебряных дел мастер турецкого султана переселившегося в XVIII веке в Крым и получивший дворянство. По другой, более, правдоподобной потомок князей Арцруни. Его правнук русский адмирал и герой Крымской войны 1853-1856 Казар Маркосович Арцатагорин принял имя и фамилию Лазаря Марковича Серебрякова (1775-1862). Его потомки стали писаться Серебряковыми. Род Серебряковых внесен в родословную книгу Санкт-Петербургской губернии, жили в Крыму, где имели земли, а так же в нынешнем городе Пушкино под Петербургом.

Двоюродный брат моего деда Александра был Серебряков Михаил, который возводил свое происхождение как раз от адмирала Лазаря Марковича Серебрякова, то же продолжил дело своего прапрадеда и был морским военным офицером.

Моя бабушка со стороны отца Татьяна Даниловна Золотарева, она родилась, насколько мне известно, в Нижнем Новгороде. Ее отец Данил (Даниил?) Золотарев, возводил свой род к Золотарян-бею, турецкому военачальнику (XVII век), он или его потомки были одним из прибывших в Ново Нахичевань со слов генеалога К.Серебреницкого, могли происходить и быть вассалами рода кн.Аргутянов. Ее предки были офицерами, как и отец. Так же ее предок имел небольшую землю 36 десятин земли (мелкопоместный дворянин). Сам Данил был офицером в звании прапорщика (сотника). Служил на Кавказе, был женат на армянской княжне. Предположительно из рода Аргутинских-Долгоруких.

Источник

Значение и происхождение фамилии Мелик

Версия 1

В случае если в одном поселении жили несколько Ашотов, то определяли их следующим образом: например, Ашот – внук Зураба.

Другим, не менее распространенным способом идентификации личности было использование прозвищ, содержащих в себе указание на какую-либо особенность человека (например, хромой Ашот или Наира, имеющая десять детей).

Однако на протяжении длительного времени значительную часть армянского именника составляли древние национальные имена. В прошлом большинство народов Европы и Азии верили в судьбоносную силу имени. Поскольку имя (или личное прозвище) сопровождало человека на протяжении всего его жизненного пути, считалось, что оно способно предопределить будущее, повлиять на характер индивида. Поэтому во все времена существовали так называемые «обрядовые имена», которые родители давали своим детям, желая, чтобы в дальнейшем им сопутствовали успех и благополучие, здоровье и богатство, сила и ловкость.

Фамилия Мелик образована от аналогичного имени. Оно берет начало от арабского существительного «малик» со значением «царь».

Вероятно, именование Мелик отражает социальный статус его обладателя. Так могли прозвать знатного человека.

У каждого народа фамилии образовывались согласно местной национальной традиции. Характерной чертой армянских фамилий являются суффиксы –ян, –янц, –енц, –унц, –онц, –уни, выражающие принадлежность к определенному клану или родственную связь. Все эти форманты первоначально означали «из семьи таких-то» или «из рода таких-то». Соответственно, фамилия Мелик поначалу имела значение «из рода Мелика». Со временем специфические суффиксы утратили свое изначальное значение и стали восприниматься лишь как фамильные окончания.

Армянские фамилии занимают значительное место в русской ономастике. Это объясняется тысячелетними связями Армении и России. Высокая социальная активность армян стала проявляться в XVIII-XIX вв., когда многие представители этой народности занимали видные места в культурной и торгово-экономической жизни России. Однако, несмотря на тесные контакты Армении с Российской империей и вхождением в ее состав в 1878 году, фамилия Мелик, как и многие другие армянские фамилии, не подверглась процессу русификации и сохранила свою самобытность.

Как пишется фамилия Мелик на английском языке (латиницей)

Источник

Откуда произошли и что означают армянские фамилии

Приставка мелик что значитСлово «азганун» (фамилия по-армянски) в переводе означает «имя рода» («азг» — род, «анун» — имя). Встарину, если в одном армянском поселении жили несколько Тигранов или несколько Мгеров, то определяли их следующим образом: Тигран – внук Ашота, или Мгер – внук Саака. Другим, не менее распространенным способом идентификации личности в древнеармянском обществе было использование прозвищ, содержащих в себе указание на какую-либо особенность человека.

Значительная часть армянских фамилий ведет свое начало от имен данных при крещении, это форма образования фамилий пришла на территорию Армении вместе с христианством, которое армянский народ принял в IV столетии н.э (301 год).

Необходимость иметь фамилии появилась с возникновением городов и развитием торгово-экономической жизни в Армении. Самыми первыми официально закрепленные фамилии получили представители высшего света: Арцруни, Аматуни, Мамиконяны, Рштуни. По традиции перед знатными фамилиями ставили слова «азг» («род») или «тун» («дом»). В средние века это звучало как «Род Мамикоянов» или «Дом Арцруни».

В основном фамилии армян происходят от имени самого авторитетного человека в роду, к имени которого прибавлялись суффиксы, показывающие принадлежность. В древнеармянском языке это был большей частью суффикс «эанц», который затем трансформировался в «енц», а в современном армянском — в фонетическую форму «янц», а затем осталось только «ян».

Например, если о ком-то говорили, что он из рода Тиграна, то для того, чтобы показать принадлежность к этому роду говорили Тигранэанц или Тиграненц. Последняя «ц», которая в большинстве своем отпала в фамилиях армян, проживающих на территории Армении, сохранилась в фамилиях армян, переехавших в Россию в XIX веке.

В самой Армении фамилии с «ц» на конце можно услышать в Зангезуре: Адонц, Бакунц, Калваренц.Приставка мелик что значит Помимо наиболее распространенной формы образования фамилий от имен, часть армянских фамилий происходит от названий тех или иных профессий. Например, когда ремесло переходило из поколения в поколение, название ремесла переходило на имя рода.

Талантливый ювелир получал фамилию Воскерчян («воскерич» — ювелир), каменщик — Карташян («карташ» — каменщик), часовщик — Жамагорцян («жамагорц» — часовщик). Армянские фамилии также основываются на характерной черте человека – Чахатян («лысый»), Карчикян («маленького роста»).

Любопытной особенностью некоторых армянских фамилий является приставка «мелик», указывающая на дворянское происхождение (Мелик-Саргсян), а также «тер», которая использовалась духовными лицами и означала «отец», «владыка» (Тер-Петросян).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *