Приснодева что это значит
приснодева
Смотреть что такое «приснодева» в других словарях:
приснодева — матерь, пречистая дева, пречистая богородица, владычица, божья матерь, дева мария, богоматерь, богородица, пресвятая дева, царица небесная, пречистая Словарь русских синонимов. Приснодёва см. Богородица Словарь синонимов русского языка. Практич … Словарь синонимов
Приснодева — Приснод ева, ы (Богородица) … Русский орфографический словарь
Приснодева — (1 ж) (Богородица) … Орфографический словарь русского языка
приснодева — вечно девственная … Cловарь архаизмов русского языка
богородица — богоматерь, всецарица, божия матерь, пресвятая дева, госпоженка, богородительница, девоматерь, владычица, царица небесная, дева мария, богоотроковица, матерь, божья матерь, пречистая, пречистая богородица, пречистая дева, приснодева, мария,… … Словарь синонимов
Богоматерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Божия матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Божья Матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Дева Мария — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Мария (богородица) — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Приснодевство
Присноде́вство — богословский термин, прилагаемый Православною Церковью к Божьей Матери и указывающий на то, что Она была Девой до Рождества, сохранила его в Рождестве и после Рождества Господа Иисуса Христа.
Яко нашего воскресения сокровище, / на Тя надеющияся, Всепетая, / от рова и глубины прегрешений возведи; / Ты бо повинныя греху спасла еси, / рождшая Спасение наше. / Яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, / и по рождестве паки пребываеши Дева.
Перевод: Как нашего воскресения сокровищница, / на Тебя надеющихся, Всепрославленная, / из рва и глубины согрешений возведи. / Ибо Ты спасла повинных во грехе, родив Спасение: / прежде рождения Его – Дева, и при рождении – Дева, / и после рождения / также пребываешь Девою.
Богородичен отпустительный
В чём состоит значимость православного учения о приснодевстве Божьей Матери?
Представители некоторых протестантских деноминаций опровергают учение о приснодевстве Богородицы, считая, что после Рождества Иисуса Христа Она стала жить «обычной» супружеской жизнью с Иосифом, в результате чего стала Матерью ещё нескольких детей. Другие хотя и не настаивают на этой точке зрения как на (якобы) истинной, однако и не отвергают её, полагая, что как бы ни разрешался данный вопрос, он не имеет существенной значимости для спасения верующих.
Иначе относится к этом вопросу Православная Церковь, определив учение о приснодевстве Божьей Матери, как один из важнейших догматов.
В чём же заключается его важность? Во-первых, исповеданием этого догмата подчеркивается особое достоинство Богородицы, Её преданность Богу. Заметим, что хотя во времена Ветхого Завета сохранению девства до брака и придавалось большое значение, принимать бессрочный обет девства ради посвящения всей своей жизни служению Богу, как это сделала Дева Мария, принято не было. Напротив, в дохристианский период пожизненное девство могло служить поводом для укоров и самоукоров ( Ис.4:1 ). Напомним, что на III Вселенском Соборе Богородица была торжественно названа Венцом девства. В этом отношении Её жизнь служит образцовым примером ( 1Кор.7:34 ) и прообразом монашеской жизни. Опять же, в том, что зачатие и Рождество Господа Иисуса Христа произошло без нарушения девства Его Пречистой Матери, можно видеть особое указание на одобрение Богом этого обета.
Стало быть, допустить, вслед за протестантами, что принятый Девой Марией обет хранить девство неповрежденным был впоследствии Ею нарушен — а) бросить тень на Богородицу как на Пресвятую и Пречистую, усомниться в её святости и чистоте; б) бросить тень на православное монашество.
приснодева
Полезное
Смотреть что такое «приснодева» в других словарях:
Приснодева — Приснод ева, ы (Богородица) … Русский орфографический словарь
Приснодева — (1 ж) (Богородица) … Орфографический словарь русского языка
приснодева — вечно девственная … Cловарь архаизмов русского языка
богородица — богоматерь, всецарица, божия матерь, пресвятая дева, госпоженка, богородительница, девоматерь, владычица, царица небесная, дева мария, богоотроковица, матерь, божья матерь, пречистая, пречистая богородица, пречистая дева, приснодева, мария,… … Словарь синонимов
Богоматерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Божия матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Божья Матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Дева Мария — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
Мария (богородица) — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
EX-Фарисей
Вдохновился я написать давно задуманное, как всегда, случайно. На рынке одна торгующая женщина говорила другой о «второй пречистой» (Рождество Богородицы, 21 сентября), что она ее празднует. А другая ответила, что ей «до лампады» все эти праздники. Тут я вспомнил, что мы с женой венчались в храме Рождества Богородицы Киево-Печерской Лавры на Дальних пещерах. К тому же, мы не попали к одному из крёстных отцов моего православия в Одессе на «храм» в честь того же праздника. Ну, думаю, звёзды сошлись. Луна и Солнце тоже шепчут, что пора серьёзно разобраться с темой. ))) Шутка. Думаю, надо определиться по своему личному отношению к культу Богородицы не впадая в крайности, и по тому культу и поклонению, которое присутствует в Православии и Католичестве.
Понимая обширность предмета, в первой статье будут рассмотрены причины и мотивы формирования почитания и даже поклонения Деве Марии как Богородице. Во второй – смысл почитания и причины его допустимости.
Дева ли?
Приснодева ли?
Ох уж эта тема чистоты, доставшаяся нам в наследство от иудеев! И это высокомерное отношение плотскому зачатию! Размазывая по стенке плотское совокупление ради рождения детей, тот же Брянчанинов, и все апологеты вечнодевства Марии забывают, что сказал Бог Адаму и Еве до грехопадения о размножении, и слова апостола Павла Тимофею (1 Тим. 2:15) – уже после него. Как жена может «спасаться через деторождение», если оно порочно, в принципе? Случайные зачатия по похоти, коих большинство, имеют в себе греховный элемент. Но само плотское зачатие ребенка не есть грех.
Что дает неприкасаемое девство для славы Марии, которой доверено стать соучастницей и чистым сосудом теофании? Просто дополнительный ореол… «монашеской чистоты». Ведь культ девы и попыток обоснования ее приснодевства напрочь отсутствует в апостольском предании и апостольской традиции. Он начинает появляться только в третьем веке, веке расцвета монашества, когда монашество оказывается на острие христианства. И если монашество – вершина, то и Мария, как мать Господа, должны быть девой, в принципе.
Никакой реальной нужды в девстве после рождения Иисуса у Марии не было. Даже если она бы родила еще с десяток детей, её славы Богородицы у нее не отобрать. Да и Иосифу Архангел сказал: «Не бойся взять в жёны Мариам». Не было сказано: прикрой ее замужним статусом. А взятие в жёны предполагает и рождение детей, и в этом нет греха. Потому убийственно дико звучат слова Брянчанинова в комментарии на слова Иоанна Дамаскина из статьи «Изложение учения православной церкви о Божией матери»:
«Святые ангелы и святые человеки благоговеют пред Приснодевою; дерзкие и хульные суждения о ней свойственны только духам отверженным, огласившим и небо и рай богохульством, свойственны растленным человекам, вступившим в единение с духами отверженными. Весьма справедливо замечает святой Иоанн Дамаскин, что не только дело, одна мысль о растлении девства Приснодевою может принадлежать лишь самому безнравственному, растленному уму. Как мог праведный Иосиф, услышавши от ангела великое свидетельство о Богоматери, видевшей дивные чудеса, совершавшиеся при рождении Богочеловека, покуситься на грубое беззаконие, на преступление ужасное, приписываемое ему протестантами! Как мог праведный восьмидесятилетний старец увлечься юношескою похотью, и в очах Богочеловека растлить Его Матерь! Нет, нет! Такое ужасное распутство и злодеяние для святого старца невозможно.»
Т.е., в голове монахов нет любви между мужчиной и женщиной и её следствия – рождения детей. Все, что есть в любви между мужчиной и женщиной,- это грязь, похоть и распутство. И это вывернутое наизнанку мировоззрение, навязано всему православию. Оно привело к тому, что Марию представили как пожизненную девственницу. Но так ли это на самом деле?
Кстати, отвлекусь, католики пошли еще дальше в создании ореола славы для Богородицы, и выдумали её непорочное зачатие. Но бредовые домыслы, которых придерживаются только католики, не имея к этому никаких оснований, не вижу смысла доказывать. Просто потому, что это недоказуемо в принципе, отсутствует даже намек на непорочное зачатие в Священном Писании, а также ставит все тот же вопрос. Так, а что, все остальные зачатия порочны? Неужели все любящие друг друга супруги совершают грех, рождая ребенка?! Тут опять смешивается похоть с заложенной Богом физиологией. Сорри, за подробности, но для того, чтобы мужчина мог оплодотворить женщину, он должен просто её захотеть, иначе нечем будет оплодотворять. А хотение далеко не всегда определяется похотью глаз или плоти. Это так бывает только у кобелей. Многим мужчинам нужно еще чувство влюбленности, впрочем, как и женщине. Грехом я бы назвал только удовлетворение похоти с кем попало. Такое тоже встречается со стороны обоих полов, и это нередкий мотив. Но чистых зачатий (по любви друг к другу, и даже совокупление ради зачатия ребёнка) вполне достаточно в мире людей, чтобы не пытаться выделять зачатие от Иоакима и Анны как нечто особенное. Или кто-то при этом присутствовал и может свидетельствовать, что у родителей Марии не было страсти при её зачатии? Честно говоря, это больше смахивает на:
По-моему, догмат о непорочном зачатии, при серьёзном осмыслении, не создаёт дополнительный ореол славы Санта Марие, а наоборот, унижает её девство.
Но я отвлекся, вернемся к приснодевству.
Итак, упоминаемые братья и сёстры Христа, рождены Марией от Иосифа, или в русле церковного учения являются детьми Иосифа от первого брака? Церковное предание, которое подтасовано под возникшие потребности объяснения, говорит, что Иосифу было 80 лет, когда он брал в жёны Марию, и к ней, как к жене не прикасался, в силу благоговения и даже возраста.
Какие аргументы говорят в пользу церковной версии?
Т.е., лично я вполне допускаю вариант нетронутости Марии Иосифом в плане половых отношений после рождения Иисуса. Я не являюсь его противником, хотя и не вижу в нём никакой нужды для того, чтобы признать Марию святой и блаженной. Просто потому, что не считаю плотское зачатие детей грехом. Но надо познакомиться и с «протестантскими аргументами» против приснодевства.
Серьёзный перепад в возрасте между мужем и женой не запрещался, но порицался в еврейской традиции, поскольку женщина была достаточно зависима от мужа в плане обеспечения. Кроме того, муж не мог выполнять свои обязанности в области половых отношений, что могло подтолкнуть женщину к прелюбодеянию. Т.е., брак при соотношении возраста 80/14 – это явная аномалия, которая могла вызвать осуждение. Но в писании об этом ни слова, и даже намека нет.
Упомянутое выше возвращение за Иисусом в Иерусалим вместе с Марией для 93-летнего старика – это перегруз. При таком возрасте он бы пошел домой, отправив для сопровождения Марии старшего сына. И если он пошёл обратно, то может и не был так стар.
Путешествие из Назарета в Иерусалим, километров 80 по каменистым тропам для такого старого человека вообще проблематично. Я уж не говорю о путешествии в Египет и обратно в возрасте 80-85 лет. Посмотрите на православные картинки, как Иосиф идет в Египет и ведет осла, на котором сидит Мария с Иисусом. Даже до современной границы с Египтом по прямой линии около сотни километров, а до древней границы и все 200 будет. Каково такое путешествие для 80 летнего старика? И это не по асфальтовой дороге в кроссовках Найк, а по каменистым дорогам в обмотках или сандалиях, а то и босиком. И дороги эти далеко не прямые. Можно, конечно, сказать, что Господь дал силы, но в Писании так все написано, что для Иосифа не было проблемой сходить в Египет. Значит, не такой уж он был дряхлый старец, не способный к рождению детей, как пытается убедить Брянчанинов.
Корректный перевод последнего стиха 1 главы от Матфея даёт возможность усомниться в приснодевстве.
В Синодальном он звучит так: «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». В РБО так: «Но он не прикасался к ней до тех пор, пока она не родила Сына. Он назвал Его Иисусом»
Греческое словосочетание “эос у” (“до тех пор, пока”) не разрешает проблемы, так как оно необязательно подразумевает какое-либо изменение. И тут с аргументами Брянчанинова можно согласиться. То есть на греческом не ясно: либо они не имели половых отношений до тех пор, пока она не родила, а затем имели, либо же продолжали воздерживаться и после рождения сына. Следует отметить, что хотя обет безбрачия в частности и аскетизм в целом, считались похвальными среди язычников, были и остаются исключением в иудаизме и вероучении Нового Завета (Мт. 19:10-12, 1 Кор. 7:1-40, Кол. 2:18-23, 1 Тим. 4:3).
В результате сделанного выше предположения, у меня возник свой вариант (который открыт для уничтожающей критики филологов-профи). Если допустить, что это не относительное, а таки указательное местоимение, которое здесь весьма уместно, то получится очень интересный вывод. Если быть дотошным в последовательном переводе греческих слов, то первая часть стиха получилась такой: И не знал её до тех пор, пока этого родила Сына… Если гармонизировать, то получится так: И не знал её до тех пор пока родила этого (или того) Сына. Он назвал Его Иисусом. И это уже совсем другое дело. Раз родила «этого», то могли быть и «те». Конкретизация не нужна, если писателю Евангелия доподлинно известно, что Мария родила только Иисуса. А если ему известно иное? Тогда и применяется уточнение, которое превращает «до тех пор, пока» в изменение состояния после окончания этих «пор». Значит, кроме Этого Сына, у Марии были и те дети.
Косвенно, об этом свидетельствует и название Иисуса Первенцем (Лк. 2:7). Хотя, иногда первенцем все и заканчивается. Но в еврейской традиции, если сын рождается один, то он называется любимым. Так Отец представляет Сына в крещении и на Фаворе, указывая, что он Единородный. А здесь применилось слово первенец, а не единородный или любимый. Потому, есть некоторые основания считать, что он Первый из нескольких.
На момент явления Ангела с благовестием, Мария уже была обручена. Иосиф вообще ничего не знал. Т.е., предполагался обычный традиционный брак. Не старца и приготовившейся к монашеству девицы, а девушки и мужчины для создания обычной семьи. Аномальность перепада в возрасте умалчивается всеми писателями Евангелий.
Судя по всему, братья и сестры Иисуса схожего с ними возраста. Если дети у Иосифа были от первого брака, то в момент женитьбы на Марии некоторые из них могли быть в малом возрасте. И удивительно, что они не поехали вместе с Иосифом в Вифлеем на перепись, а потом и в Египет. У них денег на гостиницу не было заплатить, а чем Иосиф платил бы у себя на родине за присмотр за его детьми? Если допустить, что все дети были совершеннолетними, то на момент проповеди они были бы уже все замужем и женаты, с детьми и внуками, и вряд-ли во время проповеди вместе с матерью несколько раз к нему приходили бы. Скорее всего, что приходили к нему младше его, неженатые и незамужние, вместе с Марией, матерью своей.
Я хотел просто сказать всем вышенаписанным, что стоит избегать исповедовать приснодевство Марии, как недоказуемое утверждение. Его отсутствие не отбирает честь родить Сына Бога, но зато подталкивает нас самих считать, что зачатие наших детей дело грешное, раз от него отказалась Мария после рождения Иисуса. Приснодевство подчеркивает ущербность нормальных брачных отношений человечества, ставя брак ниже монашества. Хотя брак честен и ложе непорочно, а монашество просто иное к семейному жительству.
Потому я предпочитаю Марию называть просто Девой Марией, святой Марией, даже Богородицей, но с приснодевством всё мутно. А если мутно, лучше не относить это к предмету своей веры. Для славы Марии предостаточно быть матерью Господа. И именно таким титулом ее наградила праведная Елисавета.
Богородица ли Дева Мария?
Если мы отвечаем на вопрос, кто Иисус по ипостаси, то правильный ответ будет – Сын Божий. Человек рождает человека по природе. Бог-Отец породил Сына, значит Сын тоже имеет Божественную природу. Значит, Мария родила Бога. Таким образом, она – Богородица.
Мне скажут, что Сына уже родил Отец. И как это Мария родила Бога? Что Сын еще раз родился? Кстати, вопрос, по сути, смахивает на недоумение Никодима по поводу рождения от Духа, когда он беседовал с Христом. Потому и я скажу, что если человек в состоянии родиться из материнской утробы, а во взрослом возрасте от Духа, то и Бог может родиться от Бога, а потом от Духа и человека. Просто люди очень часто подменяют суть слова «родиться» семантическим значением «возникнуть». И забывают, что возникновение – это действие пространственно-временного мира. Это стереотип мышления из мира вещей, с помощью которого тварь пытается мыслить Творца. К Богу возникновение неприменимо, ибо Бог вне мира вещей. Даже рождение Сына от Отца – это изменение формы бытия Бога, но не Его сущности, которая неизменна. Т.о., рождение – это обретение новой по качеству жизни для Сына в теофании, также, как для человека рождение от Духа (свыше). Потому мы и применяем слово рождение к Иисусу, хотя знаем, что Он Сын Божий, рождённый от Отца непостижимым для нас образом вне времени.
Потому, и Мария родила Бога, дав ему человеческую природу так, что природа стала богочеловеческой. Т.е., поскольку произошло Боговоплощение, то воплощается Бог в процессе рождения от человеческой женщины. Следовательно, Бог родился для новой формы жизни в человеческом теле, но это не то же самое, что Бог родился-возник. Такое человеческой женщине невозможно.
Я не особо пользуюсь словом Богородица в наименовании Девы Марии, просто потому, что такой титул подталкивает людей к поклонению ей. Но, если мыслить категориями неоплатонизма, то Дева – Богородица, и в этом нет ничего крамольного, если мы понимаем рождение как теофанию, а не возникновение.
Титул Богородица работает только в одной неоплатонической системе координат. Простому человеку, готовящему почву для семени веры в чтении Писания или совершенствующемуся в вере, ни к чему навороты богословия. А представить себе вневременное рождение никакая тварь не в состоянии. Потому лучше пользоваться при упоминании земной матери Господа титулом Дева Мария. Это ближе к сути, и соответствует апостольской традиции. Некоторые начинают писать местоимения, относимые к Богородице, с большой буквы (даже Синодальный перевод Писания), что вообще недопустимо, поскольку так мы оказываем почтение одному Богу. Это затрудняет общение между христианами, которые находятся в других традициях использования категорий, не допускающих именования Девы Богородицей. Но самое главное, титул Богородица как бы подталкивает к поклонению ей, хоть Сын возник не из неё, а только вочеловечился. Но поклонение Богородице для христиан недопустимо, что признается и православными и католическими богословами.
А молиться ей можно? А почитание допустимо? Скорее всего, да, но это очень ёмкий вопрос, который я постараюсь раскрыть в следующей статье.
Приснодева что это значит
Сама я протестантка, но с уважением отношусь к Православной Церкви (довольно часто бываю на службе в Сретенском монастыре); а относительно толкования Нового Завета вообще считаю, что лучше толкования Иоанна Златоуста нет (у протестантов в том числе). Много хорошего могу сказать о Православии и истинно Православных христианах, но многие моменты в Православии остаются для меня не понятными. Например, у меня есть такой вопрос: На каком основании Православие и Католицизм развили почитание Девы Марии и других Святых? Где в Библии написано, что Дева Мария была Приснодевой?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Высокое почитание Пресвятой Богородицы имеет основание в том факте, что Она является реальной Матерью реально воплотившегося Бога. Поэтому явившийся к ней архангел Гавриил, чтобы известить Ее об этом великом событии, называет ее «благодатной». Слово это во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется. Можно твердо и решительно сказать, что почитание Ее началось еще при жизни. Разве слова Ее ближайшей родственницы св. Елизаветы не выражают те же чувства, какими мы, православные, благоговейно обращаемся Матери нашего Спасителя: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк.1:43-44). Мать великого Пророка и Крестителя Иоанна не от себя, но, исполнившись Святого Духа, обращается к Ней теми же словами, которые присутствуют в наших молитвах: «благословенна Ты между женами» (1:42). В святом Евангелии возвещается о будущей славе Пресвятой Богородицы: «отныне будут ублажать Меня все роды» (1:48). Наши церковные службы, молебны, иконография – все это есть исполнение этого евангельского пророчества.
Через Нее Господь явил великие благодеяния: воплотился и искупил нас от вечной смерти. Наши благодарные души исполнены чувства любви и Богу, и к Его Матери, Которая Своими высочайшими добродетелями послужила делу нашего спасения. Как Матерь нашего Небесного Родителя, Она и наша Матерь. Мы все люди братья и сестры не только во Христе, но и в силу того, что имеем нашу общую Матерь. Разве можно о ком-либо сказать, что он слишком сильно любит свою мать, слишком ее почитает. Тем более, когда речь идет о Матери Небесного Царя.
О Приснодевстве Марии. Она – единственная в Новом Завете, Кого евангелист называет Девой, употребляя это слово как звание: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:26-27). Обратим внимание: из евангельского текста ясно, что Дева Мария, хотя уже обручена, но желает остаться в девстве. На слова архангела Гавриила: «зачнешь во чреве, и родишь Сына» (1:31), Она говорит: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (1:34). Она – жена Иосифа по закону. Если бы предполагала иметь в этом браке детей, то предвозвещенное архангелом рождение Сына не вызывало бы удивления. Ответ, данный Ей небесным посланником, избавил Ее от смущения, вызванного приветствием: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1:35).
В Новом Завете признается брак честным и ложе непорочным (Евр.13:4), но девство ставится выше: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:11-12); «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1 Кор.7:9); «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр.14:4). Немало учениц Христовых прошли путем девства. Неужели первая и самая совершенная Христианка, украшенная всеми возможными добродетелями, может быть ниже их. Все богопросвещенные святые отцы (среди них и св. Иоанн Златоуст) говорят о Приснодевстве Пресвятой Богородицы.