Присказка и зачин чем отличаются
Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. а зачем нужна в сказке концовка?
Присказка
Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.
С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».
Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.
Видео
Зачин, присказка и концовка в сказке
Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.
Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »
Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».
Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.
Функции зачина
Чтобы до конца понять, что такое зачин в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:
Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.
Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: «в некотором царстве, в некотором государстве», «золотые маковки», «стоит древо», «сказка сказывается», «море-окиян» и многие другие «сказочные» слова.
Другие особенности структуры фольклорного произведения
Присказка, зачин сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.
В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.
Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.
В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую форму общения между собой. Достаточно вспомнить сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро Козлят» и другие.
Звукоподражания, живой диалог между героями сказки, эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »
Зачин в литературе
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Можно ли зачин назвать присказкой?
В композиции сказки, особенно волшебной, часто используется присказка — то что предшествует самой сказке: побасёнка, побаска, прибаутка, присказулька. Иногда в качестве присказки используется докучная сказка.
Присказка никак не связана с сюжетом сказки. Её цель — настроить слушателя/читателя на восприятие сказки, погрузить в волшебный мир и ожидание чуда.
Иногда присказки могут появиться в контексте самой сказки. Узнать еих можно по тому, что звучат они как устойчивые выражения и к сюжету самой сказки непосредственно не относятся.
Присказка может появиться даже в конце сказки, что придаёт ей логическую завершённость.
Классическим примером присказки в литературной сказке является вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный…»
Зачин — это непосредственно начало самой сказки, где сообщается о месте и времени действия, главных героях.
Вот зачин из сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое»:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Поскольку между зачином и присказкой существуют два существенных различия, считаю, что нет, нельзя назвать. Какие это различия? Пожалуйста: во-первых, присказка никак не связана с содержанием сказки, а во-вторых, одна и та же присказка может быть у совершенно разных сказок. Мы, кстати, часто сталкиваемся с одинаковыми присказками в русских народных сказках.
Что касается зачина, то он не просто напрямую связан с содержанием, но и является частью той конкретной сказки, к которой относится. Убери зачин — и сложно будет разобраться в происходящих событиях. А, если убрать присказку, содержание сказки не пострадает.
Мне кажется, на этот вопрос нужно отвечать отрицательно. Вот смотрите — между присказкой и зачином очень большая разница существует. Присказка может располагаться и в начале, и в самом конце сказки, а зачин — только в самом начале.
Присказка может быть совсем «оторванной» по смыслу от своей сказки, но заканчиваться словами, что сказка-то дальше будет, то есть увлекает читать дальше.
А зачин строгую роль выполняет — это самые первые строки сказки, в которых раскрывается, о ком будет эта сказка рассказывать (например, «жили-были …кто-то там»), или место указывает, где будут события развиваться (например, «в густом дремучем лесу…»), или на времена описываемые указывает (например, «когда-то давно, когда еще… чего-то не было или, наоборот, было»).
Потому можно с уверенность сказать, что сказка вполне обойдется без присказки хоть в начале, хоть в конце, а вот без зачина она не обойдется — он связан со сказкой теснейшим образом и имеет важное значение для всего сказочного сюжета.
Присказка и зачин в сказке отличие
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »
Зачин в литературе
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Зачин сказки, присказка и концовка
Что такое присказка
Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего литературного произведения.
Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.
Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства. А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно.
Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.
Функции зачина
Чтобы до конца понять, что такое зачин в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:
Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.
Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: «в некотором царстве, в некотором государстве», «золотые маковки», «стоит древо», «сказка сказывается», «море-окиян» и многие другие «сказочные» слова.
Начало сказок, их разнообразие
Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях русского народного творчества. С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: «Жили-были. » Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.
Концовка
Другие особенности структуры фольклорного произведения
Присказка, зачин сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.
В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.
Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.
В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую форму общения между собой. Достаточно вспомнить сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро Козлят» и другие.
Звукоподражания, живой диалог между героями сказки, эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.
Сказка «Конёк-горбунок»: как найти присказку, зачин, троекратные повторы?
Санитарный врач [41.6K]
Чтобы легко научиться определять зачин и присказку у сказки, нужно просто запомнить следующие простые правила:
В сказке Петра Ершова «Конек-горбунок» несколько присказок, потому что сказка разделена на части, такое бывает в литературной сказке, где автор сам себе хозяин. Итак присказкой будут следующие строчки:
2.Зачин — это самое начало сказки, в которой обычно представляют героев и место действия.
В сказке Петра Ершова «Конек-горбунок» целых три зачина, так как автор разделил сказку на три части и снабдил каждую часть своим собственным зачином:
вторая часть сказки также имеет свой собственный зачин
третья часть сказки также с зачином:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Сказка «Конек-горбунок» является авторской сказкой Ершова, но в ней можно найти характерные приемы для волшебных народных сказок. В произведении присутствуют волшебные герои, есть мораль, главный герой проходит испытания и в конце сказки добро побеждает зло. Кроме этого, в сказке «Конек-горбунок» есть присказка, зачин и троекратные повторы, характерные для народных сказок.
Присказкой называют небольшой рассказ (предисловие), который не связан с основным содержанием сказки. Она может быть расположена не только в начале, но в конце и середине самой сказки. Присказка представляет собой введение в сказку, она может быть небольшой и включать в себя всего несколько строк. В сказке «Конек-горбунок» несколько присказок, так как она разделена несколько частей.
Присказки в сказке «Конек-горбунок»:
Зачин — этоначало вступление к былине или сказке по средствам какой-либо традиционной фразы. В зачине может быть указано место и время, где и когда начинают происходить действия. В сказке «Конек-горбунок» следующий зачин:
Троекратные повторы характерны для народных сказок. Как правило, это действия, события или слова, которые повторяются по три раза.
Троекратные повторы в сказке «Конек-горбунок»:
У старика три сына, три ночи сыновья ходят в караул, Иван на третий раз ловит кобылицу, кобылица обещает подарить трех коней, три задания царя, три десятка кораблей проглотил кит, три котла для омоложения.
У присказки и зачина — много общих характеристик, поэтому, может возникнуть трудность, что же в сказке является присказкой, а что зачином. Но, если знать главное различие между двумя этими понятиями, все встает на свои места. Итак, чем же отличается присказка от зачина? Все просто, зачин — это начало повествования (сказки), а присказка — это подготовка к повествованию (поэтому иногда присказка может встречаться и в середине сказки), как, например, в «Коньке-горбунке»:
Присказкой открывается 2-я часть (приведу первые две и две последние строчки):
Зачин — собственно, нaчaлo cкaзкu:
Теперь, что касается троекратных повторов. Их в сказке множество. Начиная с трех сыновей, трех испытаний, купания в трех котлах, кобылица просила Ивана выпускать ее на волю «По 3 утренни зари», спальник три раза жаловался царю на Ивана, три раза братья отправлялись на дежурство, чтобы узнать, кто же вытаптывает их посевы и т.д.
Присказка заканчивается когда мы слышим от рассказчика (сказителя) — «то была присказка, сказка будет впереди…»
Зачин — В некотором царстве… жили-были…
Троекратные повторы — три испытания; — они даже рассказываются и записываются в похожих выражениях
(службишка — не служба и далее:)
2 — е чудо-юдо рыба-кит (перстень царь-девицы)
3 — е бух в котел и там сварился.
Конец — со слов «мед да пиво пили» до момента «тут и сказочке конец, кто слушал — молодец!»
В чем отличие присказки от зачина
Зачин — это… Присказка, зачин, концовка и повторы в сказках. Найди и выпиши зачины русских сказок: зачин в «Царевне-лягушке», «Коньке-горбунке», «Сивке бурке», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо». Зачины народных и литературных, волшебных сказок — примеры. 3 зачина, 5 зачинов. 4 класс, 5 класс. Как вы понимаете смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович»? Какую роль играет зачин — начало сказки? Что такое зачин в литературе. Какие есть зачины?
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин — что это такое? Примеры
Зачин — это традиционное начало сказки или былины. Примеры: «Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Как во городе то было да во Муроме…»
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.
Пример присказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»
Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».
Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.
Зачин в литературе
«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
«Царевна-лягушка» — волшебная сказка, в ней происходят чудеса и невероятные превращения.
В начале у сказки — зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Завершается сказка концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Тут и там в сказке встречаются повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, осыпали костями-огрызками.
Используются неизменные эпитеты: тугие луки, острая стрела, птицы летучие, животные рыскучие, солнце ясное, столы дубовые, повесил буйну голову, дремучие леса.
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: «Жил-был старик, у него было три сына».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына».
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
«Конек-горбунок» — литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1834 году. Это не народная сказка, поэтому у нее оригинальный авторский зачин:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Памятка по литературному чтению «Структура сказки»
Структура народной сказки
начало сказочного действия, обязательный элемент.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.
короткое вступление к сказке, прибаутка
(встречается не во всех сказках).
«Это пока не сказка, а присказка»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
«Не пей, братец, теленочком (жеребёночком, козлёночком) станешь!»
обязательная заключительная часть народных сказок
««И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить-поживать, да добра наживать; «
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Структура народной сказки
начало сказочного действия, обязательный элемент.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.
короткое вступление к сказке, прибаутка
(встречается не во всех сказках).
«Это пока не сказка, а присказка»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
«Не пей, братец, теленочком (жеребёночком, козлёночком) станешь!»
обязательная заключительная часть народных сказок
««И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить-поживать, да добра наживать; «
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по литературному чтению на тему «И вспомнил Олег коня своего» (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК Школа России
Ктп по литературному чтению
Презентация по литературному чтению 3 класс Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Рабочая программа учителя по литературному чтению для 1 класса
Конспект урока по литературному чтению на тему «Ученый Петя » А.Введенский
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс «Школа России»
Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе по теме: «Знакомство с буквой Ф»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
«Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка»
Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.
Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)
Задачи для учащихся:
1.Знать композиционные части сказки.
2.Научиться находить их в тексте.
3.Составлять сказку по композиционным частям.
1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.
2.Умеют находить композиционные части в тексте.
3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.
I. Мотивационный этап.
1.Психологический настрой на урок.
Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.
Вопросы после просмотра:
Учитель: Какие мысли у вас возникли? Кто желает поделиться?
Учитель назначает командиров групп:
-Выберите каждый для себя одного ученика — спикера, спикер выберет секретаря, секретарь — таймспикера.
-Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.
Повторение правил работы в группах.
— Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)
Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:
«+»-интересно и неожиданно;
«?»- не знаю, хочу узнать.
После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:
-Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»
-Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.
-Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.
-С какой целью вы хотите это узнать?
-Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.
-Запишем тему урока в тетрадь.
II. Операционный этап.
1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».
Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)
Грянул ворон во трубу.
Вышли в море паруса,
Встали тёмные леса.
2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….
1) А в лесной избушке
2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
-Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…
3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)
-Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)
-Чем сказка отличается от рассказа?
-В рассказе нет присказки, зачина и концовки.
-По каким признакам мы отличаем сказку?
-Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.
3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)
-Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.
4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.
5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.
6.Закрепление изученного материала.
Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)
Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет — много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт — тот ни с чем и уйдёт.
Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.
И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Карточки с разрезанным текстом.
Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
— Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
— Мы — столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
— Мы — богаты мужики! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
— Мы, волнушки, — старушки! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
— У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
— Приходите, грузди, ко мне на войну!
— Мы, грузди, — ребятушки дружны! Пойдем на войну!
И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
3 уровень (талантливые и одарённые)
Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.
7.Представление выполненной работы спикерами групп.
1.Проверка усвоения темы.
-Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
— Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)
Поставьте оценку в свой тест.
все ответы верны — смайлик «улыбается»
один, два ответа не верны — смайлик «грустный»
3.Итог урока — приём «Незаконченные предложения»
По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Я выполнял задания…..
Я почувствовал, что….
-Повторить правило на странице 39-40.
-Читать страницы 40-48 сказку «Сивка-бурка», разделить сказку на композиционные части.
-Сочинить присказку, зачин или концовку — по желанию на выбор.