Присказка или зачин что первее
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »
Зачин в литературе
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок
Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.
Присказка
Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.
С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».
Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.
Зачин
Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.
Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».
Концовка
Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».
Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.
Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.
Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.
Стихотворные части сказок
Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.
Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.
Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.
Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.
Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.
О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия
Что означают присказки. Примеры присказки.
Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет!
1. Обычно предисловие в начале сказки:
— «Начинает сказка сказываться».
— «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».
— «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
— «В некотором царстве, в некотором государстве».
— «В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве».
— «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
— «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон».
— «Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.»
— «Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..»
— «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба»
2. Также может быть и в середине сказки:
— «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
3. И бывает в конце сказки:
— » И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
— «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»
— «Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..»
— «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».
— «Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины».
— «Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют».
— «Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать».
— «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».
— «Жил-был царь овес, он все сказки унес».
— «Стал по-старому поживать, лиха не знать».
— «Стал жить да бывать, хлеб жевать».
— «Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет».
Pilltime дает возможность многодетным семьям не ошибиться в приеме лекарства. Программа не только позволяет дать лекарство в правильное время и правильную дозу, но и проставить все нужные сроки для приема лекарств. Но самое главное, дает возможность создавать отдельные календари по каждому члену семьи и делиться ими друг с другом, с докторами и с любым человеком кто связан с подачей лекарства.
Что такое зачин. Примеры зачина.
Часто в школе, на уроках литературы, детей просят определить, что такое зачин и найти его в сказках, например. Мы постарались собрать все возможные определения, для того чтобы максимально точно ребенок мог понять, что же такое зачин и как его определить.
2. Устойчивая форма, с которой начинаются фольклорные произведения.
3. В сказке зачину может предшествовать присказка, в былине запев.
4. Это начало основной части сказки.
5. Зачин служит для описания конкретного места, где происходят дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Юные школьники должны понимать, что зачин в сказке очень важная часть. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.
Итак, если выделить основные пункты, по которым зачин отличается от присказки, они будут следующими:
1. Задача зачина, познакомить читателя с главными персонажами сказочного произведения.
2. Рассказать о том, когда были совершенны описанные действия.
3. Дать представление о том, где происходят события, в каком месте.
— «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве. «.
— «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. ».
— «Скачет сито по полям, а корыто по лугам. ».
— «Как во городе то было да во Муроме. «.
— «Как во славном во городе во Киеве. «.
— «В тридесятом царстве. «.
— «За горами, за морями, там, где мы бывали сами. «.
— «Против неба — на земле Жил старик в одном селе. «.
«Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.
Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)
Задачи для учащихся:
1.Знать композиционные части сказки.
2.Научиться находить их в тексте.
3.Составлять сказку по композиционным частям.
1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.
2.Умеют находить композиционные части в тексте.
3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.
I . Мотивационный этап.
1.Психологический настрой на урок.
Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.
Вопросы после просмотра:
Учитель: Какие мысли у вас возникли? Кто желает поделиться?
Учитель назначает командиров групп:
-Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.
-Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.
Повторение правил работы в группах.
— Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)
Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:
«+»-интересно и неожиданно;
«?»- не знаю, хочу узнать.
После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:
-Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»
-Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.
-Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.
-С какой целью вы хотите это узнать?
-Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.
-Запишем тему урока в тетрадь.
II . Операционный этап.
1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».
Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)
Грянул ворон во трубу.
Вышли в море паруса,
Встали тёмные леса.
2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….
3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.
1) А в лесной избушке
2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
-Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…
3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)
-Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)
-Чем сказка отличается от рассказа?
-В рассказе нет присказки, зачина и концовки.
-По каким признакам мы отличаем сказку?
-Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.
3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)
-Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.
4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.
5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.
6.Закрепление изученного материала.
Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)
Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.
И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Карточки с разрезанным текстом.
Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
3 уровень (талантливые и одарённые)
Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.
7.Представление выполненной работы спикерами групп.
1.Проверка усвоения темы.
-Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
— Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)
Поставьте оценку в свой тест.
все ответы верны – смайлик «улыбается»
один, два ответа не верны – смайлик «грустный»
3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»
По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Я выполнял задания…..
Я понял, что…..
Теперь я могу….
Я почувствовал, что….
-Повторить правило на странице 39-40.
-Читать страницы 40-48 сказку «Сивка-бурка», разделить сказку на композиционные части.
-Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.