Пришвин изобретатель чему учит рассказ
Пришвин «Изобретатель» читательский дневник
«Изобретатель» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к произведению Пришвина и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит рассказ. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.
М. Пришвин «Изобретатель» читательский дневник
Жанр: рассказы о животных
«Изобретатель» главная мысль
все живые существа обладают разумом, сообразительностью и смекалкой
«Изобретатель» главные герои и их характеристика
План рассказа «Изобретатель»
Чему учит рассказ «Изобретатель»?
Рассказ учит быть сообразительным и находчивым, проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации. Учит любить природу и животных. Автор показывает, как важно развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.
«Изобретатель» отзыв
Пословицы к рассказу «Изобретатель»
«Изобретатель» краткое содержание
«Изобретатель» краткое содержание для читательского дневника
Детальный пересказ
Автор рассказа встретил на лесной тропинке утку с утятами, которых та вела к озеру. Из 16 утят он взял себе трех и принес их домой.
Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей. Жили во дворе вместе с курами и гусями, а не улетали потому, что им подрезали крылья.
Вскоре Дуся отложила 16 яиц, а Муся — 14, но вот высиживать их не захотела и ее яйца высиживала черная курица Пиковая Дама.
Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. И вот в теплую погоду Дуся повела своих утят к пруду, а Пиковая дама в огород за червями.
Но утята не хотели ковыряться в земле и отправились к пруду, к остальным уткам. И вот плавают утята все вместе, а Пиковая дама бегает по берегу и пытается привлечь утят жирными червяками. Но такая живность утят не интересовала.
Вечером Дуся привела утят домой и их всех посадили в большую корзину на теплой кухне. Утята были маленькие и ждали, когда их вытащат из корзинки на прогулку и только один утенок как-то смог выбираться из корзины самостоятельно.
Как он выбрался из корзины, стенки которой были высотой 30 см оставалось загадкой. Семья рассказчика назвала утенка изобретателем, а автор решил узнать, как утенок нашел способ вылезти из корзины.
Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину. И когда утка приподнялась, то ее спина оказалась вровень с краями корзины. Тогда-то утенок и вываливался из корзины на пол.
Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем.
Почему рассказ Пришвина «Изобретатель » так называется?
Название рассказа отображает необычную смекалку и сообразительность утенка, который придумал как вылезать из корзины, используя взрослую утку-наседку как трамплин. Неожиданное появление утенка на полу, рядом со своей мамой-уткой озадачило автора рассказа, он не мог понять, как маленькому утенку удается выбраться из глубокой корзины. Писатель стал наблюдать за утятами и вскоре узнал, как утенок вылезал и прозвал его Изобретателем.
Конспект урока к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: «Знакомство с рассказом М.Пришвина «Изобретатель»»
Трогательный рассказ ведется от лица автора, который взял на себя заботу о трёх диких кряковых утятах, забрав их домой и соорудив для них жилище. Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей.
Подросли они, стали жить вместе с другими птицами во дворе. С наступлением весны автор устроил им гнёзда – Дуся высиживала шестнадцать яиц, а Муся отказалась высиживать свои четырнадцать и вместо нее это делала чёрная домашняя курица.
Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. Переместили утят спать в теплую высокую корзину. Однажды утром Дуся, которая уже вылезла из корзины, подзывала к себе малышей-утят, а те отвечали ей на разный лад.
Однако, войдя в комнату, автор увидел, что на полу вместе с Дусей находится один из утят. Как такому крохе удалось выбраться из высокой корзины – оказалось загадкой. И автор решил ее разгадать.
Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину и вылезал из корзины.
Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем, научились вылезать из корзины.
Рассказ показывает замечательный пример, как нужно любить природу и заботиться о ее обитателях. Произведение учит тому, что всегда нужно искать выход, развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира. Утята очень забавные животные.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
М. Пришвин «Изобретатель» читательский дневник
Жанр: рассказы о животных
«Изобретатель» главная мысль
все живые существа обладают разумом, сообразительностью и смекалкой
«Изобретатель» главные герои и их характеристика
План рассказа «Изобретатель»
Чему учит рассказ «Изобретатель»?
Рассказ учит быть сообразительным и находчивым, проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации. Учит любить природу и животных. Автор показывает, как важно развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.
«Изобретатель» отзыв
Мне понравился этот рассказ про мальчика который взял трёх утят домой. И когда они выросли он их назвал Дуся и Муся. Дуся вывела 16 яиц, а Муся 14 яиц. Когда всех утят положили в корзину один из них выбрался из глубокой корзины. Его назвали Изобретателем.
Пословицы к рассказу «Изобретатель»
Рассказы о природе. С вопросами и ответами для почемучек
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята
. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
Подержал я у себя этих чёрных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.
С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц
и стала высиживать утят. Муся положила
четырнадцать
, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью.
И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу — Пиковую Даму.
Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.
Через несколько дней наступила очень хорошая, тёплая погода, и Дуся повела своих чёрненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.
— Свись-свись! — утята в пруду.
— Кряк-кряк! — отвечает им утка.
— Свись-свись! — утята в огороде.
— Квох-квох! — отвечает им курица.
Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.
«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».
В «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»
И они, конечно, глядят туда к пруду.
— Свои к своим! — И бегут.
— Плывите, плывите! — И плывут.
— Квох-квох! — упирается важная курица на берегу.
Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.
Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушённая, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!
— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.
А вечером она всех своих утят провела одной длинной верёвочкой
по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, чёрненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.
Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в тёплой кухне возле плиты.
Утром, когда мы ещё спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят.
В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны
На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему.
И всё-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утёнка.
— Слышите? — спросил я своих ребят.
Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утёнок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утёнок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзины высотой сантиметров в тридцать?
Стали мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утёнок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила?
Я перевязал ножку этого утёнка ленточкой и пустил в общее стадо. Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню. На полу вместе с Дусей бегал утёнок с перевязанной лапкой.
Все утята, заключённые в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался.
— Он изобретатель! — крикнул Лева.
Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене
. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.
И вот побелело окно. Стало светать.
— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.
— Свись-свись! — ответил единственный утёнок.
И всё замерло. Спали ребята, спали утята. Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.
— Кряк-кряк! — повторила Дуся.
Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.
Ну, так вот я и знал! Утка ещё не встала, и голова её ещё была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По её спине утёнок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.
Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утёнка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.
А первого утёнка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.
«Изобретатель» краткое содержание
«Изобретатель» краткое содержание для читательского дневника
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Изобретатель»
Детальный пересказ
Автор рассказа встретил на лесной тропинке утку с утятами, которых та вела к озеру. Из 16 утят он взял себе трех и принес их домой.
Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей. Жили во дворе вместе с курами и гусями, а не улетали потому, что им подрезали крылья.
Вскоре Дуся отложила 16 яиц, а Муся — 14, но вот высиживать их не захотела и ее яйца высиживала черная курица Пиковая Дама.
Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. И вот в теплую погоду Дуся повела своих утят к пруду, а Пиковая дама в огород за червями. Но утята не хотели ковыряться в земле и отправились к пруду, к остальным уткам. И вот плавают утята все вместе, а Пиковая дама бегает по берегу и пытается привлечь утят жирными червяками. Но такая живность утят не интересовала.
Вечером Дуся привела утят домой и их всех посадили в большую корзину на теплой кухне. Утята были маленькие и ждали, когда их вытащат из корзинки на прогулку и только один утенок как-то смог выбираться из корзины самостоятельно.
Как он выбрался из корзины, стенки которой были высотой 30 см оставалось загадкой. Семья рассказчика назвала утенка изобретателем, а автор решил узнать, как утенок нашел способ вылезти из корзины.
Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину. И когда утка приподнялась, то ее спина оказалась вровень с краями корзины. Тогда-то утенок и вываливался из корзины на пол.
Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем.
§ 3 Рассказ М.М. Пришвина «Изобретатель» В своем рассказе «Изобретатель» Пришвин также использует тему природы, повествуя о ней, он пытается рассказывать о человеке, о взаимоотношениях людей. А сюжет рассказа прост. Однажды возвращаясь с охоты, Пришвин взял на воспитание трех диких утят, об их дальнейшей жизни этот рассказ. Особенностью рассказа является то, что главные герои утки и курица получили имена: утки-мамы Дуся и Муся, курица – Пиковая Дама и смышленый утенок в конце рассказа тоже получает имя Изобретатель. Таким образом, автор выделяет этих птиц и это не случайно. На их примере он поведал о материнстве, о разном отношении мам к своим деткам, о разных характерах этих птиц.
Писатель показал, как утка Дуся и курица Пиковая Дама заботятся о своем потомстве, учат его и защищают. Совершенно по-другому отнеслась к этому утка Муся, она не захотела высиживать яйца и заниматься своими детьми, за нее это сделала курица. «Пустая голова»,– говорит автор про Мусю. Пришвин рассказывает реальную историю из жизни, в его описаниях животных, в понимании их характеров, прослеживается любовь к ним.
После появления на свет деток-утят, каждая мама по-своему начала воспитывать и обучать их. Дуся повела своих к пруду, а Пиковая Дама своих утят – в огород за червями. Автор показывает, как птицы «разговаривают» между собой – курочка на своем языке, непонятном для утят, утка на своем: «Кряк-кряк», это утка зовет утят. «Свись-свись» – это отвечают утята, на их языке это означает «свои к своим». Не случаен этот разговор в рассказе, этим приемом звукоподражания автор показывает, что птицы могут по разговору узнать родных, как люди. А также его использование помогает раскрыть психологическое состояние птиц: смятение утят, когда они слышат родные звуки из пруда и не понимают почему их мама-курица разговаривает по-другому, удивление курицы, которую не понимают, а потому и не слышат дети-утята, но зато они охотно откликаются на зов утки и бегут к своей утиной семье, которая их с радостью принимает. Пиковая дама сердится, беспокоится, не оставляет попыток обратить внимание утят на себя, но все безрезультатно. Они теперь единая утиная семья. Жизнь продолжается дальше.
Еще одной птицей с «интересным характером» стал изобретательный утенок. Пришвин в рассказе называет его в шутку «воин ростом с небольшой огурец», показывая тем самым, что утенок очень мал. Но, несмотря на возраст, он смог выбраться из большой корзинки, куда утку и её утят сажали на ночь. Автор заинтересовался, каким образом утенку это удается, и, решив выяснить, как это происходит, проследил за птицами. Сначала Пришвин недоумевает, как малыш смог выбраться, а затем восхищается его способностями. Утёнку удалось не только самостоятельно покинуть корзинку, но со временем обучить этому приему и всех остальных. Дети автора прозвали его Изобретателем. В начале утенка называют «изобретатель» и это название дается в кавычках, потому что он его еще не заслужил, но уже с намеком. Без кавычек и с заглавной буквы имя Изобретатель Пришвин пишет лишь в конце рассказа, тем самым показав, что утенок его заслужил по праву.