Природу бама сохраним что означает этот плакат
История (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики
«Александровский лицей»
Организация-разработчик : Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Санкт-Петербургский колледж управления и
экономики «Александровский лицей».
Самостоятельная работа является важной составляющей в изучении учебной дисциплины «История». Объем самостоятельной работы составляет 50% от аудиторных занятий.
Целью методических рекомендаций по самостоятельной работе является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
— способность занимать в обучении активную позицию;
— готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
— умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
— привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
— осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Приступая к изучению учебной дисциплины «История», студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, и методической литературой, имеющейся в колледже, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести тетрадь для конспектирования лекций и папку портфолио для выполнения практических работ.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы над закреплением полученных знаний и умений во внеаудиторное время.
В ходе учебных занятий студент должен вести конспектирование учебного материала. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
В методических рекомендациях приведен алгоритм выполнения различных видов самостоятельной работы, предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины «История». Результаты выполнения студентами самостоятельной работы оценивается преподавателем.
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Пример выполнения задания
1.1.1. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернет Сделать хронологическую подборку плакатов социальной направленности за гг .
Задание. Прокомментируйте полученный результат по следующим вопросам:
1) Какова главная идея плаката? Кратко сформулируйте ее одним-двумя предложениями.
2) Какие символы использованы художником для выражения главной идеи плаката.
3) Прокомментируйте надпись на плакате. Какую роль она выполняет на изображениях:
а) поясняет идею рисунка;
б) усиливает агитационный характер плаката;
5) Какое значение имел этот плакат?
Дорогу в будущее – проложим!
Смелый труд рыбацкий у страны в чести. Доброго улова, доброго пути!
И я стану механизатором!
Солнце нового урожая.
Игры XXII Олимпиады. Москва 1980.
Я сын Страны Советов!
Каждый день – ударный!
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
1.1.2. Используя документы и факты обосновать утверждение о
том, что в СССР сформировалась новая общность советский
«Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
В данном примере найти ответы на следующие вопросы:
2. Как автор эссе дает определение понятию «Новая общность – советский народ»?
3. Что означает, по мнению автора, понятие «советская цивилизация»?
4. Что явилось главной причиной сближения наций?
5. Перечислите основные положения национальной политики коммунистической партии.
В ходе социалистического строительства в СССР достигли высокого расцвета социалистические нации.
Исчезло сложившееся издавна деление страны на промышленные и сырьевые районы. Во всех республиках выросли крупные индустриальные центры. Была создана национальная интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.
Между советскими республиками сложились отношения дружбы и тесного сотрудничества в области экономики и культуры, шел интенсивный процесс обмена техническим и научным опытом. Представители всех республик участвовали в разработке природных богатств страны, и сооружении новых индустриальных центров. Совместными усилиями велись работы по освоению целины.
Политика Коммунистической партии, направленная на ликвидацию различий в уровне развития наций, привела. К усилению процесса их политического, экономического и культурного сближения.
Это сближение достигло такой высокой степени, что в каждой нации и народности появились общие черты и качества. Важнейшая из этих черт – единая для всех наций и народностей политическая система. Она возглавляется Коммунистической партией Советского Союза.
Другая черта – общность экономической жизни. В единой советской экономике органически взаимосвязаны хозяйства отдельных республик и областей. Экономика страны развивается по единому общегосударственному плану в интересах трудящихся всех наций и народностей. Каждая республика в своем развитии использует не только местные природные ресурсы, но и богатства всей страны.
Получила развитие социальная общность советских наций и народностей. Во всех республиках создана однотипная социальная структура и идет процесс стирания граней между классами и группами общества. В СССР возникла единая социалистическая культура, интернациональная по содержанию. Она впитала в себя лучшие черты и достижения культуры всех народов страны. Господствующей идеологией советских граждан стал марксизм-ленинизм – мировоззрение рабочего класса. Сближение наций, базирующихся на однотипной экономике и социальной структуре, имеющих общее мировоззрение – марксизм-ленинизм и одну цель – построение коммунизма, привело к появлению общих черт в духовном облике и психологии всех трудящихся СССР.
Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм.
В Советском Союзе сложилась новая историческая общность – советский народ, который представляет собой союз всех трудящихся СССР, характеризующийся социальным и идейно-политическим единством.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине
1.2.1. Подготовить подборку фотодокументов событий «Балканского кризиса
Задание. Рассмотреть фотодокументы и ответить на следующие вопросы:
1. Что лежит в основе конфликта последствия, которого изображены на фотографиях?
2. Причины «балканского кризиса» гг.
3. Основные события «балканского кризиса» гг.
4. Определите эпоху создания фотографий
5. Какие выводы можно сделать, рассматривая данные фотографии
6. Что вы знаете о Слободане Милошевиче? Какова его судьба?
7. С какой целью были сделаны данные фотографии?
8. В чем хотели авторы данных фотографий убедить своего читателя?
9. Что вы узнали нового из рассмотрения фотографий об эпохе, которой они принадлежат?
10. Как развиваются отношения между сербами и албанцами сегодня?
11. Какова роль НАТО в развитии этих отношений?
12. Влияние «балканского кризиса» гг. на международную ситуацию в Европе и мире
Последствия бомбардировок НАТО – здание Генштаба
Последствия бомбардировок НАТО – здание Гостелевидения
Последствия бомбардировок НАТО – здание правительства Сербии
Пропагандистский материал в предвыборной гонке 2000 года
Демонстрация в Белграде. 5 октября 2000 года
Воислав Коштуница, победитель президентских выборов. 5 октября 2000 года
Лидеры Демократической оппозиции Сербии
Полицейские в Белграде, готовые к борьбе с демонстрантами
Акции молодежной организации Отпор
Митинг в поддержку Слободана Милошевича, Белград
Здание Государственного телевидения Сербии. 5 октября 2000 года
Самая большая купюра времен гиперинфляции
Талоны на потребительские товары времен гиперинфляции
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе
Расшифровка «Мы создали БАМ, а БАМ создал нас». Кто такие бамовцы
Шефские бригады, ваучеры на машину и романтика тайги
«Мы строим БАМ, БАМ строит нас!» — так звучит один из популярных лозунгов бамовцев, строителей легендарной Байкало-Амурской магистрали. Железная дорога играла и играет ключевую роль не только в транспортной доступности региона, но и в памяти и самосознании бамовцев. Сегодня они — большинство населения Усть-Кута, Тынды, Северобайкальска, Новой Чары и других многочисленных городов и поселков БАМа на всей его протяженности — более 4000 километров.
Хотя история БАМа начинается намного раньше, именно позднесоветский БАМ, построенный в 1974–84 годах в основном силами молодых строителей, занял центральное место в публичной памяти и истории страны. Трудовая мобилизация на стройку шла в основном через комсомольские организации. Неслучайно БАМ стал известен как молодежная стройка. Сюда ехали инженеры, строители, представители других специальностей и разнорабочие в возрасте примерно 20–30 лет. Большинство бамовцев-первопроходцев попадали на стройку по так называемой комсомольской путевке. В отличие от строек раннего социализма, где использовался принудительный труд, мотивами приезда на БАМ в 1970–80-х годах были пропаганда и материальные стимулы.
Комсомольцы отправляются на строительство БАМа. Москва, 1974 год © РИА «Новости»
С 2013 года я провожу на БАМе антропологические исследования. Одна из моих собеседниц, Наталья, приехала на БАМ из южного Забайкалья. От своей знакомой она услышала о красотах северной природы и большой стройке, которая должна была начаться в этих местах, и, недолго раздумывая, отправилась в путь. Материальные блага для нее не были таким стимулом, как для некоторых других людей, приезжавших на стройку за длинным рублем, как тогда говорили, или за заветным ваучером. В Тынде она устроилась работать в организацию связи, встретила своего мужа, приехавшего из Белоруссии, и нашла новый дом. С радостью, энтузиазмом и ностальгией вспоминает она время строительства БАМа — крепкую дружбу с коллегами и соседями-бамовцами — и не жалеет о своем судьбоносном решении.
БАМ стал своеобразной витриной советского нацстроительства. Проектирование и возведение городов и станций было символически закреплено за так называемыми шефскими бригадами. Так, например, Усть-Кут строил Ставропольский край, Северобайкальск — Ленинград, Чару — Казахстан, Икабью — Грузия, Тынду — Москва. Национальный колорит союзных республик нашел отражение в архитектуре станций и названиях улиц, планировке бамовских городов и поселков. Например, планы застройки и серии многоэтажных домов и местные Арбат, Красная Пресня, улица Московских Строителей в Тынде символизируют связь города со столицей страны. Примечательно, что Северобайкальск, спроектированный ленинградскими инженерами, считается второй столицей БАМа.
Лейтмотив — вся страна строит БАМ — отражает не только то, как официально были представлены различные административно-территориальные образования СССР на стройке, но и многонациональный состав ее строителей. Хотя необязательно территориальная принадлежность бамовцев совпадала с этнической. Например, Чару строили бригады из Казахстана, в состав которых входили в основном украинцы и представители других славянских народов. По этническому составу среди мигрантов в целом преобладали как раз украинцы и русские. Большинство воспоминаний бамовцев из официальных источников связаны с положительным опытом межэтнических взаимодействий на стройке.
Свадьба на БАМе. 1980 год © РИА «Новости»
Одним из ярких сюжетов воспоминаний о БАМе являются бамовские свадьбы. Большую долю семей, возникших на БАМе, составляют смешанные браки. Бамовская дружба и взаимопомощь также, по словам моих собеседников, не знали и не знают национальных и иных границ. Повседневная культура труда и совместного досуга оказала большое влияние на укрепление солидарности среди мигрантов. Близкие по возрасту и социальному происхождению люди становились коллегами по организации и зачастую одновременно соседями по бараку, а позднее — и по жилому дому. Такое соседство и сотрудничество часто перерастало в дружбу или брак. Самосознание и самоназвание «бамовцы» перерастало рамки одного трудового коллектива или организации и постепенно стало ассоциироваться с более широким территориальным сообществом бывших советских мигрантов, приехавших в регион БАМа в 1970–80-х годах. Как выразилась одна из моих собеседниц, «есть такая национальность — бамовец». И это выражение свидетельствует о том, насколько важной стала принадлежность человека к сообществу строителей БАМа по сравнению с его национальной и культурной принадлежностью.
В советской истории, конечно, были и другие примеры социалистических строек и мегапроектов: Беломорканал, Магнитогорск, целина и другие. И тогда мигранты оседали в осваиваемых регионах и образовывали отдельные общности. Однако ни одна из предыдущих больших строек не рождала такой самобытной группы с устойчивой идентичностью, как бамовцы.
Железная дорога и ее строители стали настоящей социальной и культурной иконой и символом прогресса своей эпохи. В период строительства в стране и особенно в самой зоне БАМа возникали многочисленные театральные, музыкальные и изобразительные студии, которые играли спектакли, исполняли музыку и писали картины о БАМе и о бамовцах. Страницы центральных газет и местной прессы пестрили новостями о великой стройке: «второй Транссиб», «путь к океану», «путь в будущее» и другие образы и эпитеты стали прочно ассоциироваться с БАМом. Газетам вторили издания популярной литературы — хроники событий, описания повседневной жизни, фото- и художественные альбомы с красноречивыми названиями: «БАМ — стройка мужества», «БАМ строят сильные», «Сквозь годы, сквозь горы» и так далее. Знаковым событием в культурной жизни БАМа стал фестиваль музыки и искусств «Огни магистрали». На этом фестивале популярные советские певцы и вокальные ансамбли исполняли песни, посвященные БАМу и бамовцам. В 1979 году культовой фигурой мероприятия стал Дин Рид — американский актер, певец и общественный деятель, симпатизировавший Советскому Союзу и бывший тогда в своей первой поездке в СССР и в Сибирь.
Фестиваль «Огни магистрали». Концерт во временном поселке Чара. 1980 год © Калачьян Григорий / Фотохроника ТАСС
Большую роль для бамовцев играли и культурно-массовые мероприятия, которые отмечали вехи строительства. Знаменита так называемая стыковка «золотого звена». В сентябре 1984 года на разъезде Балбухта Читинской области были официально уложены последние звенья железнодорожного полотна. Они соединили западный и восточный участки дороги и открыли сквозное движение по БАМу — от Байкала до Амура. Это событие, которое было широко освещено в СМИ, имело не только практическое, но и грандиозное символическое значение. Символическое распитие шампанского из касок, объятия бамовцев, путеукладчик, завершающий свою работу, — популярные сюжеты фотовыставок и документальных фильмов о «золотом звене» БАМа.
Торжества по поводу укладки золотого звена БАМа. Станция Куанда, 1 октября 1984 года © Игорь Михалев / РИА «Новости»
Первопроходцы, получившие знаки отличия за строительство БАМа или статус ветерана труда, называют себя ветеранами БАМа. Существуют и «дети БАМа» — это второе поколение мигрантов, которое ярко помнит период строительства благодаря собственному детскому опыту и рассказам и переживаниям родителей. Примечательно, что термины «бамовцы», «дети БАМа», гораздо реже — «ветераны БАМа» сегодня имеют широкое толкование и уже переросли в некую региональную идентичность. Бамовцами себя могут называть люди, которые приехали по разным мотивам и делам в зону БАМа в советский или ранний постсоветский период. Бывают и ситуации, когда среди местных жителей возникают споры о том, кто может считаться настоящим бамовцем. Этот вопрос часто встает при распределении государственных субсидий и льгот и общественного признания.
Воспоминания бамовцев о советском БАМе окрашены эмоциями радости, энтузиазма и гордости, о нем говорят как о самом счастливом времени жизни. Это золотое время БАМа рисуется уголком социалистического рая. Вот как вспоминает о БАМе моя собеседница из Тынды:
«В стране нечего было ни есть, ни пить. Здесь было все — здесь был маленький коммунизм. То, что люди не могли себе позволить через активной работы, мы могли себе позволить. Да и, конечно, романтика — мы жили еще в вагончике, и мы все праздники проводили вместе. На улице — большой стол, на столе — уха, и все вместе праздновали».
На фоне возвращающегося общественного внимания к БАМу отчетливее видны потребности и проблемы людей, посвятивших свою молодость великой стройке. Часть из них не смогли или не успели воспользоваться льготами, выделяемыми в свое время строителям БАМа. Многие бамовцы (сегодня это старшее поколение) прожили свою жизнь в построенных собственными руками городах и поселках вдоль железной дороги, зачастую в скромных условиях временного жилья.
Итак, результатом строительства БАМа стала не только железная дорога, но и новая уникальная группа населения — бамовцы. Сегодня они — часть местных сообществ, которые сформировались в ходе взаимодействий с коренным населением региона, о чем мы расскажем в следующей лекции.
Даёшь БАМ!
Агитация и пропаганда привлекали на стройку века новых бойцов
На БАМ съезжались комсомольцы со всего Советского Союза. «Необходимо было поддерживать дух строителей, настраивать их на ударную работу, а также надо было увековечить все этапы строительства магистрали, – рассказывает краевед, учитель истории и обществознания тындинского лицея № 8 Сергей Мищенко. – Как раз эти задачи выполняла наглядная агитация: транспаранты, вымпелы, памятные медали и значки, листовки с описанием трудовых подвигов и, конечно, агитационные плакаты».
За агитационную работу на БАМе отвечал штаб ЦК ВЛКСМ и профсоюзы транспортных строителей. «Заданий как таковых мы не выдавали, просто направляли список тем и событий, которые нужно отметить особо: например, напомнить строителям о правилах безопасности на работе, – вспоминает начальник штаба ЦК ВЛКСМ Юрий Вербицкий. – Штатных художников и фотографов не было: все плакаты, эскизы для памятных медалей и значков создавались энтузиастами в свободное от работы время».
Многие плакаты отрисовывались вручную, что-то печаталось в ближайших типографиях: в Тынде, в Усть-Куте.
Такие плакаты и транспаранты, которые рисовались непосредственно художниками на БАМе, чаще всего призывали работников к труду с опережением графика, они гласили: «Дойдём до Умбелы!», «Даёшь БАМ – дорогу мужества!», «Есть Икабья! Даёшь Чару?», «Пассажирское движение до ст. Хани – подарок Родине в честь 65-й годовщины Великого Октября!»
«Все работы мы старались завершить с опережением графика на несколько месяцев и выполнить план к 27 октября, а не к 30 декабря. Мы готовили листовки «За себя и за того парня», это было особенно важно в год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тогда большинство бригад на БАМе включило в свои ряды героев войны, и за них выполнялись дополнительные нормы», – рассказывает Юрий Вербицкий.
Известные плакаты, которые распространялись по всей стране, – «Бам – стройка века!» Игоря Овасапова, Николая Бабина и Анатолия Якушина, «Даёшь магистраль века!» Игоря Коминарца и другие, созданные художниками московской студии-мастерской «Агитплакат», тоже попадали на магистраль. Чаще всего тираж плакатов привозили пассажиры агитпоездов «Комсомольской правды».
На заводах по всему Советскому Союзу, изготавливавших материалы, технику для строительства БАМа, на информационных стендах тоже размещались плакаты и лозунги. Они призывали рабочих: «Заказы для БАМа досрочно!»
При создании этих плакатов художники продолжали следовать традициям советского агитационного плакатного искусства, заданным в 20-е годы авторами «Окон РОСТА». Рисунок отличался простотой и лаконизмом: использовалось всего несколько цветов, изображались крупные очерченные силуэты людей. Такая техника была связана с тем, что раньше плакаты тиражировали с помощью трафарета, который не позволял передать мелкие детали. На плакатах, посвящённых БАМу, центральное место отведено фигуре рабочего и образу железной дороги.
Ещё один важный атрибут наглядной агитации – кумачовый транспарант с лозунгом. Без него не обходилось ни одно торжественное мероприятие на стройке – прежде всего митинги по случаю открытия нового участка БАМа.
По словам тындинского художника Бориса Слободюка, который тогда был руководителем бригады технологического отдела филиала «Гипрожелдорстрой», на оформление митинга (установку арки, создание транспарантов и плакатов) выделялись сутки.
«Мы приходили в свободный спортзал, там сшивалось полотно, на котором мы целым отрядом художников рисовали плакат: как правило, изображение рабочих на фоне стройки, писали лозунг. Затем он вывешивался на сцене или на улице и служил фоном для выступающих, – вспоминает художник. – У нас были две мастерские: в одной стояли пресс и станок для шелкографии. А во втором – рабочие столы. Нам и этого хватало, ведь работали за идею».
По случаю открытия нового участка магистрали печатались пригласительные билеты с символикой БАМа, рисовались новые карты магистрали.
Одна из таких карт, созданная Борисом Слободюком и его коллегой Виктором Поповым, занимает сейчас почётное место в Музее истории БАМа в Тынде. Карта шириной около полуметра, выполненная из шпона разных пород дерева, дополнялась вместе с продвижением строительства. В то время она находилась в кабинете начальника Главбамстроя Константина Мохортова и была необходима для демонстрации проведённой строителями работы и масштабов стройки при проведении совещаний. Общая стоимость затрат на создание этой карты составила около 5000 руб., что по тем временам было сопоставимо с ценой легкового автомобиля.
«За высокие трудовые показатели работников старались поощрять – как раз для этого требовались значки, медали, дипломы и листовки, а лучшие из лучших ездили в поездки дружбы в ГДР, Болгарию, Польшу», – рассказывает Юрий Вербицкий.
За время строительства БАМа было создано множество памятных нагрудных значков и медалей. Они изготавливались по случаю какого-то события, к примеру укладки «золотого звена».
«Я работал над эскизом для медали «От Байкала до Амура проложили золотую магистраль» по случаю окончания строительства в 1984 году. Но с печатью возникли проблемы: у нашего пресса не хватало мощности. Мне помогли товарищи – сделали пропуск на закрытый военный завод в Амурске, только там было достаточно мощное оборудование, там и был изготовлен тираж медалей», – вспоминает Борис Слободюк.
Отдельно стоит сказать о нагрудном знаке «Я – хозяин стройки» ЦК ВЛКСМ, который получали победители социалистического соревнования. «У нас было создано целое движение «Я – хозяин стройки», в которое входили передовики производства. Мы старались донести идею личной ответственности за тот участок, на котором строитель работает, за порядок в посёлке, в котором он живёт», – рассказывает Юрий Вербицкий.
Штабом ЦК ВЛКСМ готовились листовки формата А4 «Я – хозяин стройки»: каждая была посвящена работнику – передовику производства с его фотографией и описанием трудового подвига строителя. «Эти листовки отправлялись на его родину, чтобы родные знали и гордились его трудом, – говорит Юрий Вербицкий. – А когда шёл монтаж моста через Лену неподалёку от Усть-Кута, работы велись круглые сутки, практически каждая бригада, уходя со смены, устанавливала рекорд по количеству смонтированных пролётов моста. Я лично приезжал ночью с заготовленной листовкой такого содержания: «Слава … за трудовой подвиг …», и на месте машинистка печатала имена рабочих. И мы награждали людей, только что вышедших со смены».
«То, что сделали строители, – это, на мой взгляд, уникальный случай. Об этом надо помнить и сейчас, – говорит Борис Слободюк. – Только сообща, следуя единой идее, можно было воплотить в жизнь такой масштабный проект. И мы – художники – старались этому способствовать».