Природоохранные акции для детей
Природоохранные акции в ДОУ
Татьяна Наумкина
Природоохранные акции в ДОУ
Природоохранные акции в ДОУ
Вряд ли кто–нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Идея экологии в воспитании не является в педагогике чем – то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматриваются примитивно, только как предохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы. Сегодня, каждый мыслящий человек, не может не задуматься над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура.
Экологическая культура – это одно из сложных психических образований – формируется через развитие нравственных черт личности.
Н. Ф. Виноградова подчркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности: познательной, аффективной (эмоционально – ценностной) и психомоторной. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.
Познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.
Следует указать на одно существенное обстоятельство, особенно важное для педагогов. В результате многих экспериментальных исследований обнаружилось, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.
На мой взгляд познавательный интерес к окружающему и максимально положительная эмоциональная насыщенность оптимально реализуется в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология- простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
Знания о природе, предложенные дошкольникам, должны представлять не сумму разрозненных фактов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира.
Используются разнообразные формы обучения детей,формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.
Что же такое экологическая акция?
Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акцияможет затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Любая акциявключает следующие этапы: подготовительный, познавательно- исследовательский, практической деятельности, подведения итогов.
1. Подготовительный этап (экологическая тревога):
— составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы, цели, периода, состава участников, условий;
— готовится оборудование и материал, план мероприятий.
2. Познавательно- исследовательский этап (экологическая тропа):
— организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы;
— решение логических, проблемных задач.
3. Этап практической деятельности (экологическая газета, знаки):
— изготовление плакатов в защиту объектов акции;
— «экологическая почта»— переписка с объектами акции;
— выставка рисунков, книг
— самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;
4. Подведение итогов (итоговые мероприятия):
— определение эффективности мероприятия (среди групп, сотрудников, родителей);
— объявление благодарности, награждение дипломами, «медалями» за активное участие (по завершению мероприятия или на празднике «День Земли»).
Примеры проведения акций
Название Мотивация Планирование и действия
Рисование на тему «Красавица речка»; выставка рисунков в публичном месте
«Птичья столовая» Традиционная – забота о зимующих птицах Наблюдение за птицами,ведение записей: какие птицы у нас зимуют;обсуждение: разным птицам – разные кормушки (бутылка – для мелких и смелых, открытая – для крупных и робких); рассматривание вариантов кормушек; сбор вместе с родителями заготовок; совместная с папами, дедушками, братьями работа по изготовлению и укреплению кормушек; передача их малышам (укрепить у окна)
Благодарственные письма старшим детям-помощникам – в школу; папам – на работу
«Батарейки» Рассказ о том, как выброшенная батарейка загрязняет окружающую среду Сбор отработанных батареек. Равное количество жетонов как за одну принесенную (а не выброшенную) батарейку, так и за десяток;работа с таблицей: сколько батареек принесли, сколько кротов, червей, жуков и других живых существ спасли Письмо в Биологический музей им. К. А. Тимирязева
«Аллея выпускников» Рассказ о том, как важно озеленять участки города, почему и чем это важно Выбор места для аллеи; посадка саженцев деревьев; изготовление именных табличек для своего дерева Открытие аллеи выпускников
Фотоотчет об акции «Бессмертный полк» В преддверии Дня победы, на территори нашего детского я и мои воспитанники проявили внимание к акции «Бессмертный полк». Проведя беседу.
Фотоотчет об акции «Покормите птиц» Предлагаю вашему вниманию фотоотчет акции «Покормите птиц». Цель: воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться о.
Фотоотчет об акции «Зеленый сад» Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому.
Фотоотчет по акции: «Берегите первоцветы» С наступлением весны оживает и расцветает вся природа. И в наших лесах и лугах появляются первые первоцветы, некоторые из них занесены в.
Фотоотчёт акции «Цветы победы» В преддверии Дня Победы мы с детьми подготовительной группы организовали поход к мемориалу и вечному огню, чтобы почтить память погибших.
Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников «Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников» 1. Введение Стремительно меняется мир вокруг нас. Изменение эти.
Участие в акции «Береги природу» 2017 год- объявлен годом экологии. И конечно же все педагоги идут в ногу со временем. Недавно администрацией нашего района была объявлена.
Участие в новогодней благотворительной акции 24 декабря в нашей образовательной организации ГБОУ Школе №2001 прошла новогодняя благотворительная Акция «Все дети верят в чудеса», для.
Природоохранные акции как форма экологического воспитания в ДОУ
Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к природе и всему живому. Наряду с беседами, прогулками, наблюдениями, мы включаем в работу природоохранные акции, так как это комплексные мероприятия, вовлекающие как детей, так и взрослых в процесс сохранения природы.
На начальном этапе, после изучения литературы, был составлен перспективный план экологических акций. В течение года проходят акции разного характера и направлений во всех возрастных группах, в ходе которых у детей формируется экологическое сознание и желание сохранить природу для будущего поколения.
В старшей и подготовительной группах работает экологическая почта, из которой мы узнаём о значении акции, решаем, что мы можем сделать и приступаем к изучению проблемы. Все результаты работы отражены на стене событий сада и в информационном журнале для детей и родителей. Хочу рассказать вам подробнее об акциях, которые проходят в нашем саду.
Природоохранные акции в детском саду
Всемирный день морей
К всемирному дню морей 25 сентября был разработан проект «Обитатели морей». В старшей группе появился макет морского дна, прошли эксперименты с солёной водой. Дети рисовали в ракушках разнообразные пейзажи акриловыми красками. Итогом работы стали викторина «На дне морском» и рабочая тетрадь для старших дошкольников «Морские обитатели».
День леса
В октябре отмечается день лесных животных. Во время акции дошкольники знакомились с произведениями о природе, о жизни животных в лесу. Прошло тематическое занятие-сказка в младшей группе «Путешествие в лес», блиц опрос «Загадки леса» в старшей группе, дети подготовительной к школе группы занимались издательством книжек-самоделок по мотивам рассказов Пришвина и Бианки о лесе.
Международный день энергосбережения
11 ноября — международный день энергосбережения. Педагоги старших групп реализовывали краткосрочный проект «Вместе светлее». Воспитатели всех групп оформили картотеки со стихами и разработали дидактические игры по теме. Были проведены тематические совместные с родителями спортивные соревнования «В гостях у электросчётчика», «В гостях у лампочки», итогом акции стали буклеты для родителей, презентация об альтернативных источниках энергии.
Берегите, дети, ёлку!
В преддверии нового года уже традиционной стала акция «Берегите, дети, ёлку». Совместно с родителями дети рисовали плакаты в защиту ёлочек. Прошла программа «Вести недели», где родители показывали друг другу способы изготовления ёлочек из разного материала. Итогом проекта стали буклет «Альтернатива настоящей ёлочке». В ходе такой акции дети смогли понять как красоту живого дерева, так и рукотворного предмета, сформировано желание сохранить ели растущими рядом: на участке сада и в лесу.
День заповедников и национальных парков
В январе отмечают день заповедников и национальных парков. В течение месяца прошли различные мероприятия, дошкольники совместно с родителями готовили рассказы и презентации о заповедниках родного края. Метод «Рекламы» показал себя как активный и своевременный. В ходе составления рекламы о каком-либо животном, обитающем в заповеднике, дети должны много узнать о повадках и образе жизни животного, а потом разрекламировать его. В итоге акции детьми был создан коллаж, макеты для групп. Так же на протяжении зимы проходят акции «Покормите птиц зимой».
День науки
Февраль начался с Недели научных открытий, приуроченной к дню науки 8 февраля. Младшие дошкольники знакомились со свойствами воды в лаборатории, дети старших групп изготавливали ледяные скульптуры, лавовую лампу, закрепляя свойства воды. Было оформлено пособие «Для чего нужна вода» и собрана картотека опытов и экспериментов с природным материалом, коллекция камней.
В подготовительной группе дети учились управлять предметами с помощью воздуха, пытались добыть электричество и узнали о плотности разных жидкостей. Естественно, на каждом окне появился свой огород и мы ели лук собственного производства. В ходе недели науки дошкольники расширили свои знания о взаимосвязях в природе, свойствах разных материалов, мы пробудили в детях живой интерес к познанию природы.
День китов и День полярного медведя
Так же в феврале прошли две однодневные акции. 19 февраля «День китов». В этот день мы смотрели презентации и мультфильмы о жизни китов и других северных обитателей. 27 февраля в «День полярного медведя» устроили снежные бои и изготавливали медведей из ваты, оригами, валянием, аппликацией, лепили и рисовали в нетрадиционной технике. Дошкольники сравнивали белого и бурого медведей с помощью колец Эйлера.
День кошек
Иногда идеи акций нам подсказывают дети. Так, оказывается, 1 марта «День кошек». Не теряя времени мы открыли кошачью библиотеку, где собрали энциклопедии, книги с рассказами о кошках. Дошкольники просмотрели познавательную передачу о кошках и играли в разнообразные подвижные игры «Кот и мыши», «Мышеловка» инсценировали сказку «Кошкин дом». День закончился изготовлением листовок «Зачем заводить кошку?», которые были розданы родителям во время вечерней прогулки.
День цветов
В марте прошла акция «Вестники весны», посвящённая дню цветов (21 марта)
К этому дню были собраны коллекции семян, высажены в горшочки семена петуньи, заготовлены к посадке луковичные растения. С помощью родителей оформлена выставка «Цветы России», гербарий лекарственных растений. Результатом такой работы стали мультимедийные презентации для разных групп, интерактивные игры и картотеки стихов, загадок, проблемных ситуаций по теме недели.
Всемирный день птиц
Как всем известно, 1 апреля — всемирный день птиц. Это прекрасное время для наблюдения за поведением пернатых. Старшие дошкольники знакомились с птицами по произведениям Бианки. Итогом стал КВН «Герои сказок Бианки» и оформление лепбука «Птицы». Группы пополнили коллекции птичьих перьев, настольные дидактические игры, костюмы для инсценировок знакомых произведений.
День земли
В апреле также традиционно отмечают день рождения Земли. В рамках данной акции проходят ряд эвристических бесед о том, как уберечь планету, открытые просмотры образовательной деятельности «Берегите воздух», «Вода — сокровищница», «Лёгкие планеты». На территории сада высаживаются новые деревья, организуется тематическая прогулка «В поисках сокровищ», в ходе которой дети выдвигают предположения о том, как можно помочь планете остаться чистой, конструируют экомобили. Совместно с родителями планируются мероприятия по уборке территории под лозунгом «Земля — наш чистый, светлый дом, не станем мусорить мы в нём», проходит педагогический час «Вторая жизнь ненужных вещей». Всё заканчивается большим праздником «День земли».
День черепах
В мае мы будем отмечать день рождения Тортиллы. Запланирован спектакль по сказке, сочинённой детьми о черепахе, доклады детей, у которых есть черепахи и изготовление черепах из разного материала.
Пройдут мероприятия в рамках акции «Не рвите одуванчики».
День охраны окружающей среды
В июне день охраны окружающей среды. Запланирован выпуск информационного журнала «Планета — общий дом», из которого родители узнают, что прочитать детям по данной теме, как использовать природные ресурсы и для чего беречь природу.
В июле у нас запланирована акция «Детский сад — цветущий сад», в ходе которой будет объявлен конкурс на лучшее оформление клумбы.
День бездомных животных
15 августа мы будем отмечать день бездомных животных. Мероприятия в рамках такой акции направлены на формирование гуманного отношения ко всему живому, становление экологического сознания.
После участия в акциях родители и дети начинают смотреть на проблему сохранения планеты по-другому, с позиции людей, которые могут предотвратить загрязнение окружающей среды, уберечь от вырубки ёлочки, помочь птицам пережить зиму и т.д. Дошкольники задают много вопросов, с интересом слушают рассказы о природе и участвуют в экспериментах.
Природоохранные акции в детском саду
Природоохранная акция «Берегите воду»
Цель. Привить навыки экономического расходования воды. Показать необходимость воды для всего живого. Продолжать знакомить с круговоротом воды. Воспитывать бережное отношение к воде.
Беседы «Волшебница вода», «Путешествие капельки», «Кто живет в реке и озере».
Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжевой «Жила-была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Сказка о человеке и Золотой рыбке».
Показ на панно сказки «Как капельки путешествуют».
Знакомство с правилами экономного отношения к воде.
Проведение цикла наблюдений у водоема (река Кирпили).
Сбор мусора на берегу реки Кирпили.
Выпуск экологической листовки «Давайте беречь воду».
Проведение рейда по детскому саду с целью проверки экономного использования воды сотрудниками и детьми детского сада.
Развешивание «Знаков – предупреждений» в умывальных комнатах.
Сбор мусора (пластиковые бутылки, пакеты и др.) по берегу реки.
Фоторепортаж о проведении акции.
Оформление альбома «Сбережем каждую капельку»
Природоохранная акция «Поможем зимующим птицам»
Акция «Поможем зимующим птицам» стала уже традиционна в нашем детском саду. Она проводится в декабре и продолжается на протяжении всей зимы.
Цель. Приучать детей заботится о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от знания, что, делясь крохами, можно спасти птицу от гибели. Дать детям элементарные знания, чем кормить птиц зимой. Воспитывать доброе отношение к птицам.
Беседы «Птичья столовая», «Жизнь птиц зимой».
Проведение наблюдений за птицами, посещающие наши кормушки.
Игры «Какая это птица», «Птицелов», «В зимней столовой», «Кто, как кричит» и др.
Чтение художественных произведений: В. Жуковский «Птичка», В. Бианки «Синичкин календарь», Разведчики, И. Полуянов «Гвоздик», «Синичьи кладовки», Г. Скребицкий «Мать и кормилица», Ю. Дмитриев «Снегирь».
Изобретение детьми новых конструкций кормушек для зимующих птиц.
Конкурс на лучшую кормушку (к изготовлению кормушек привлекались и родители).
Заготовка корма для птиц.
Развешивание кормушек на участках детского сада.
Подкормка птиц в течение зимы.
Награждение медалью «Друзья зимующих птиц». Отметить деятельность самых заботливых и ответственных детей.
Оформление дневника наблюдений «Кто обедал в нашей столовой»
Природоохранная акция «Первоцветы»
Знакомство с первоцветами занесенными в Красную книгу.
Рисование плакатов в защиту первоцветов.
Чтение литературных произведений: И. Беляков «Подснежник проснулся», А. Онегов «Ландыш», В. Степанов «Летающий цветок», О. Мариничева «Первоцветы», Е. Серова «Ландыш».
Разучивание стихов о весенних цветах.
Выпуск и раздача листовок родителям «Берегите первоцветы»
Природоохранная акция «Прилет птиц»
Рассматривание иллюстраций «Птицы»;
Чтение Г. Спетрев «Ласточка», Н. Сладков «Ранняя птичка», «Скворцы-молодцы», «Улетают журавли». Загадки о перелетных птицах. Консультация для родителей «Маленькие соседи на планете». Досуг для детей «расскажем сказку вместе».
Рисование «Птицы в детском саду»;
Беседа о перелетных птицах.
Игровая деятельность: «Что за птица», «Найди лишнее».
Совместное с родителями изготовление скворечников.
Выпуск альбома «Птицы в детском саду», посвященный прилету птиц.
Развешивание скворечников на территории детского сада.
Природоохранная акция «Цветущий детский сад»
Цель : Решать задачи экологического воспитания детей посредством совместной трудовой деятельности детей, педагогов и родителей.
Задачи. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, друг с другом, с родителями, формированием умений и навыков в трудовой деятельности.
Изготовление родителями ящиков для выращивания рассады;
Посев семян на рассаду;
Наблюдение за ростом рассады (дневник наблюдений);
Консультации для родителей «Ландшафтный дизайн», «Огород»;
Рассматривание журналов «Мой цветущий сад», «Вокруг цветов», «Мастер цветов», « Цветок» и т. д.
Игровая деятельность: игра «Цветочное лото»; игра «Я садовником родился».
Слушании е музыки: П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Разбивка цветников на территории детского сада, огорода.
Высадка рассады в цветники, фитоогород и огород.
« Фоторепортаж о проведении акции»
Проведение праздника цветов.
«День цветов» (июнь, все группы).
Цель: воспитывать желание сделать Землю красивой.
— Прополка и полив цветов на клумбах;
— Беседы о цветах. Загадывание загадок;
— Чтение художественной литературы;
— Игры «Садовник», «Угадай по описанию» и др.
— Правила сбора цветов;
— Украшение групп букетами садовых цветов.
2. «Жалобная книга природы» (июнь, все группы).
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
— Прогулка в близлежащий лес, наблюдение за состоянием объектов природы;
— Составление жалоб от растений, насекомых обитающих в нашем лесу;
— Закрепление правил поведения в лесу.
3. « Очаровательный сорняк» (июль, все группы).
Цель: рассказать о том, что все без исключения растения полезны.
— Сбор информации у родителей о то, что такое сорняк;
— Рисование букета сорных растений.
4. Экологическая профессия ( июль, старшие группа).
Цель: познакомить с профессиями связанными с природой.
— Чтение художественной литературы;
— Беседы о садовниках, лесниках, пожарных и др.;
— Посещение теплицы и знакомство с профессией озеленитель.
5. «Дождики» (июль, все группы).
Цель расширить и уточнить знания детей о дожде, как виде осадков.
— Наблюдение за дождем;
— Беседы о видах дождя: ливень, «грибной», «слепой», веселый, летний, грустный, затяжной.
— Знакомство с приметами, говорящими о скором дожде.
— рассказ о растениях (одуванчик, кубышке и др.) и их поведении перед дождем.
— Рисование на тему: «Кому от дождя хорошо?».
6. « Лесная аптека» (август, старшие группы).
Цель: продолжать знакомить с лекарственными растениями.
— Рассматривание иллюстраций и беседа с детьми;
— Посещение аптекарского огорода;
— Беседа о правилах сбора растений.
7. « Зеленый дом» (август, все группы).
Цель: увеличить численность комнатных растений в группах.
— Сбор отростков растений;
— высаживание растений в горшки;
— Ознакомление с «родословной» растений.
Экологический рейд по группам «Сохраним каждую капельку»
Экологический рейд по улицам города.
Цель: выяснить, что загрязняет воздух в нашем городе и что можно сделать, чтобы меньше наносить вреда природе (выхлопные газы транспорта, сжигание мусора, выбросы заводских труб).
Выпуск экологических листовок
«Давайте беречь воду»
«Как вести себя в природе»
«Сбережем нашу планету»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-026912
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.