Приоритет в рейтинге абитуриентов что значит
Что значит 1 приоритет при поступлении в ВУЗ
В чём состоит приоритет поступления абитуриентов?
Пара прекрасных школьных выпускных подошла к концу. Теперь выпускники школ серьезно задумались над проблемой поступления в высшее учебное заведение.
Что необходимо знать школьникам, какие документы необходимы подать в комиссию и что такое приоритет при зачислении. Давайте разбираться.
Выбираем институт
Процесс выбора высшего учебного заведения не такой уж и простой, как кажется на первый взгляд. От него будет зависеть ваша дальнейшая учебная деятельность и подготовка по выбранной специальности, а от нее уже – работа в будущем.
Поэтому перед подачей документов в какой-нибудь институт необходимо определиться с направлением вашей деятельности. Хотите ли вы связать свою жизнь с медициной, а может вам нравиться заниматься животными, а может вы видите себя в будущем лучшим экономистом, либо вы готовы бороться и отстаивать права граждан, а возможно увлекаетесь техникой и готовы создать что-то свое и особенное.
Исходя из этих предпочтений, посмотрите на институты вашего города и ближайшего округа. У каждого крупного учебного заведения есть свой сайт, на котором представлена основная информация, список направлений подготовки, а также научная деятельность и студенческая жизнь.
Для себя вы можете выбрать 5 вузов, а в каждом из них подать документы на 3 специальности. Поэтому, читайте информацию, определяйтесь с выбором и начинайте готовить документы для поступления.
Документы
Для участия в конкурсе зачисления на выбранную специальность, необходимо подать перечень документов в приемную комиссию выбранного института. В перечень входят:
Приоритет
При составлении заявления в приемной комиссии вас попросят расположить специальности в порядке приоритета, то есть первой вы указываете специальность, на которую желаете поступить больше всего, либо ту, на которую поступить самые высокие шансы.
При равном количестве баллов по всем показателям будет учитываться приоритет специальности.
Зачисление
В двадцатых числах июля заканчивается подача документов в приемную комиссию и начинается их обработка. В начале августа институты выкладывают приказы о зачислении студентов в первую волну. Обычно первыми в этот приказ попадают льготники, олимпиадники, целевики и абитуриенты с большим количеством баллов ЕГЭ.
Зачисляются абитуриенты по рейтинговому списку, который сформировался в результате подачи документов всеми желающими. Посмотреть на этот список можно на сайте института, в который вы подали документы. Через него можно следить за своими шансами на поступление в тот или иной институт.
Не стоит расстраиваться, если вы не увидели своей фамилии в списке первой волны. Если вы имеете хороший балл и попадаете в рейтинговый список по местам, то вас зачислят во вторую волну. После этого необходимо будет подать заявление на согласие о зачислении.
Пишется оно в институте, в котором вы собираетесь остаться. В нем же вы оставляете оригинал вашего аттестата. При подаче документа о согласии, вы автоматически перестаете участвовать в конкурсе на другие специальности.
Если у вас хороший балл ЕГЭ, имеются дополнительные бонусы от олимпиады или ГТО, то вам не стоит переживать о поступлении. Конечно, шанс поступить в престижный ВУЗ да на бюджетное место всегда очень мал, так как заявлений много и в первую очередь рассматривают самые талантливые и успешные кандидатуры.
Не стоит отчаиваться, если вы не проходите в институт вашей мечты. Стоит реально и трезво оценивать ваши шансы на поступление на ту или иную специальность. Всегда нужно учитывать тот факт, что у вас будет возможность перевода в рамках одного института, если вы будете иметь успехи в учебе.
А также можно будет забрать свои документы по окончанию 1 курса, например, и попытать удачу в поступлении в тот институт, в который вы хотели поступить изначально. Не стоит расстраиваться и опускать руки, если ваша мечта не сбылась.
В каждом институте имеется своя прелесть и уникальность, в каждом из них вы можете проявить себя как в учебном плане, так и спортивном, научном и в студенческой деятельности. Например, стать старостой своей группы или записаться в студенческий актив.
Как устроен рейтинг абитуриентов
И почему вузам выгодно делать непонятные списки
Рейтинг абитуриентов — это список поступающих по результатам ЕГЭ. Рейтинг показывает шансы на поступление. Чем выше фамилия в списке, тем выше шанс учиться в желанном вузе.
Каждый вуз обязан опубликовать рейтинг на своем сайте в открытом доступе. Однако часто в списках сложно разобраться, так как сайт вуза сделан плохо. Хотя рейтинг должен однозначно отвечать на вопрос, поступаете вы или нет.
Что требует Министерство образования
Одна из главных причин, почему рейтинги такие непонятные — отсутствие четких требований Правительства. Основной документ для приемных комиссий вузов это приказ Министерства образования. О рейтинге поступающих там сказано немного и расплывчато.
Все прописано в V главе документа. Объясняем простыми словами, что требуется от вуза:
Вуз не должен требовать от абитуриента оригинал аттестата. Каждый вуз решает самостоятельно, разделять ли в разные рейтинги абитуриентов с копиями и оригиналами документов.
Что в реальности
Главный недостаток. Рейтинг абитуриентов учитывает всех поступающих: и с оригиналом аттестата, и с копией. По правилам абитуриент может отнести копии документов в 5 вузов на 3 специальности в каждом — максимум на 15 факультетов. В итоге рейтинг «раздувается» от копий и не дает реальной картины.
Рекомендованные списки. Если вы не принесете в вуз на какую-то специальность оригинал, то вы не сможете быть зачисленным. Если у вуза нет хорошего рейтинга, который отвечает на вопрос поступаете вы или нет, он будет выпускать списки «рекомендованных к зачислению». Такая бумага ничего вам не гарантирует.
Чтобы привлечь больше абитуриентов с оригиналами, вуз включает в список больше людей, чем реальных мест на факультете. Такая бумага выпускается 1-2 раза за всю приемную кампанию, хотя должна обновляться ежедневно.
Лучший вариант. Удобнее всего, если на сайте есть отдельный список поступающих с оригиналами или есть сортировка по типу поданных документов. Если такой рейтинг обновляют раз в день, то вы сможете знать, поступаете или нет.
Если вы еще не принесли оригинал в вуз, то посчитайте людей с оригиналами и сравните с количеством бюджетных мест по факультету. Так шанс на поступление будет понятен.
Когда рейтинг врет. Но способ подсчета выше не всегда работает. Например, когда вуз автоматически учитывает приоритеты студентов на специальности. Разбираемся на примере.
Абитуриент Петров принес документы на 3 специальности и указал их в порядке приоритетов: физика, астрономия, машиностроение. Вместе с заявлением он оставляет оригинал аттестата. Ему не хватает баллов, чтобы поступить на физику. Выше Петрова в рейтинге люди с более высокими баллами, но с копиями аттестата. Технически его определяют в соответствии с его вторым приоритетом — астрономией. В реальности: если Петров ничего не поменяет, а люди с копиями так и не принесут оригинал, он поступит на физику.
Рейтинг в этом случае не отображает реальной картины. Петров будет в рейтинге по своему второму приоритету, но поступит на первый. Все потому, что рейтинг учитывает одновременно абитуриентов с копиями аттестата, и с оригиналами.
К счастью, не каждый рейтинг работает, как описано выше. У каждого вуза свои информационная система и свои тонкости. Поэтому обязательно уточняйте, как работает рейтинг в приемной комиссии вуза.
Почему так сложно? Ведь вузы должны стараться сделать сайт максимально удобным для поступающих. И да, и нет.
Почему нет: из-за демографической ямы многие вузы не добирают студентов. А те, что набирают, хотят учить самых умных ребят. Непрозрачные рейтинги позволяют факультетам манипулировать поступающими и заставлять оставлять оригиналы. Запомните, слова людей из приемной комиссии — не гарантия поступления.
Иногда плохие списки — вина разработчиков, которые делают свою работу недобросовестно.
Почему да: бесконечно общаться со всеми абитуриентами и родителями физически невозможно. Вуз вывешивает рейтинг, думает, что он хороший. Но в итоге из-за недопонимания абитуриент забирает документы и несет их в слабый вуз, куда он точно поступит.
Каждый вуз выбирает свои методы борьбы за абитуриентов. Кто-то агитирует сильными преподавателями, хорошей репутацией и трудоустройством выпускников. Кто-то манипулирует рейтингами. Есть и такие, которые используют обе тактики.
С чем еще вы можете столкнуться. Информационные системы у каждого вуза свои, потому и рейтинги будут отличаться. Бывает, что вуз вообще не заморачивается и выкладывает вордовский файл. Разобраться в таком еще сложнее.
Что делать
Не забывайте, что оригинал вам обязаны выдать сразу по вашей просьбе. Требуйте его и не верьте в отговорки.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Приоритет при поступлении в вуз
Изучая правила приема вузов, абитуриенты сталкиваются с понятием «приоритет при поступлении», которое используется в разных ситуациях. Первая из них – когда идет речь о преимущественном зачислении льготников, вторая – если говорится о выборе направления подготовки, которое надо обозначить, подавая заявление. В чем же состоит разница и что значит приоритет при поступлении в вузы – обо всем по порядку.
Кому предоставляются преимущества при зачислении
Законодательство устанавливает три категории абитуриентов, имеющих льготные основания для поступления в вузы:
Абитуриенты первых двух категорий получают приоритет при поступлении в вуз – их зачисляют в первую очередь, еще до начала основного конкурса.
В первую группу входят победители и призеры Всероса, они зачисляются БВИ. По решению вуза такая же возможность может быть предоставлена и победителям олимпиад I–III уровней из перечня Минобрнауки. Олимпиадники могут подавать заявления в несколько учебных заведений, но использовать свое право на поступление БВИ им разрешается только в одном вузе. Эта привилегия доступна для них в течение 4 лет после участия в олимпиаде, но вузы имеют право сокращать этот срок до года, поэтому надо внимательно читать правила приема каждого учебного заведения.
Рейтинговые учебные заведения проводят для школьников свои интеллектуальные конкурсы, не все они входят в перечень РСОШ, утвержденный Минобрнауки. Тем не менее вузы-организаторы предоставляют их победителям особые права при поступлении (обычно зачисление БВИ), но только на специальности, соответствующие предметному профилю олимпиады.
Поступление БВИ возможно также для членов сборных команд РФ, принимавших участие в международных интеллектуальных конкурсах, если выбранное направление соответствует профилю состязания. Без экзаменов студентами вузов становятся и те, кто относится к категории льготников, указанных в п. 33 приказа Минобрнауки № 1147.
Вторую группу составляют абитуриенты, имеющие право претендовать на поступление в вуз по особой квоте, – это те, кто перечислен в п. 34 приказа Минобрнауки № 1147.
Внутри этой категории проводится отдельный конкурс, по итогам которого абитуриентов, набравших проходной балл, зачисляют на бесплатные места.
Третья группа – это те, кто получает приоритет поступления в вуз, участвуя в общем конкурсе. В случае равенства баллов и равноценности других оснований в первую очередь зачислят абитуриентов, которые входят в перечень, зафиксированный в 7 и 9 пунктах 71 статьи закона об образовании и в 35 пункте приказа № 1147 Минобрнауки. Это внушительный список из 13 категорий льготников, к которым относятся:
Кто именно относится к каждой из категорий, подробно перечислено в приказе № 1147.
Приоритет при поступлении в военные вузы или на направления для подготовки госслужащих отдается выпускникам кадетских корпусов, Нахимовских и Суворовских училищ. Преимущества при зачислении в армейские академии и институты получают дети штатных или демобилизованных военных, прослуживших минимум 20 лет.
В целом у этой делящейся на три категории большой группы льготников есть приоритет перед остальными абитуриентами, но и обладающих особыми правами тоже зачисляют в определенной очередности с учетом «веса» их преимущества.
Приоритет при ранжировании списков
С 20 июня по 26 июля в вузах идет прием документов. 27 июля публикуется ранжированный список абитуриентов по убыванию общей суммы конкурсных баллов. 28 июля завершается срок подачи оригиналов, а на следующий день, 29 июля, подписываются и выкладываются на сайтах приказы о зачислении. На этом, условно говоря, нулевом этапе поступления приоритет отдается абитуриентам с преимущественными правами на зачисление:
Вне конкуренции – абитуриенты, получившие право поступать без вступительных экзаменов. Они становятся студентами раньше всех остальных кандидатов. Но и списки поступающих БВИ тоже ранжируют, делают это в следующем порядке:
Дальше начинается борьба за бюджетное место среди поступающих по особым и целевым квотам, среди них проводятся отдельные конкурсы. В пределах каждой категории будут зачислены абитуриенты с более высокими баллами, подавшие подлинники аттестатов и заявления о согласии.
На оставшиеся бесплатные места проводится основной конкурс. Списки поступающих на общих основаниях ранжируются по убыванию суммы конкурсных баллов. При банальном математическом равенстве итоговых показателей приоритетом при поступлении пользуются абитуриенты с более высокими оценками:
Если и эти критерии равноценны, в ранжировании учитывается преимущественное право зачисления (социальная льгота).
Из списка выбывают те абитуриенты, которые не подали или забрали оригиналы и заявления о согласии. Если останутся свободные места, то снова происходит ранжирование списка до полного набора.
Приоритет специальности
При поступлении в вузы абитуриенты сталкиваются еще с одним приоритетом – специальности/направления. Его надо указать в заявлении о приеме или отдельной анкете – где именно, зависит от правил приема каждого учебного заведения, и об этом обязательно информируют всех поступающих. При подведении итогов конкурса зачисление будет проходить в соответствии с обозначенным приоритетом.
Что же такое этот еще один приоритет при поступлении? К преимущественным правам на зачисление, установленным федеральными законами, он не имеет никакого отношения. Это личный рейтинг направлений/специальностей/профилей/программ, который абитуриент составляет для того, чтобы указать приемной комиссии, куда он хотел бы поступить больше всего, а какие варианты рассматривает как запасные.
Абитуриент по своему усмотрению расставляет приоритеты для направлений подготовки или специальностей по условиям поступления (по льготам или без них), формам обучения (дневная или заочная, контракт или бюджет):
Если поступающий в первую волну проходит на специальность/форму обучения, указанную как первый приоритет, он автоматически выбывает из конкурса по остальным своим предпочтениям. В ситуации, когда до 3 августа не удалось пройти на самую желаемую специальность, а на запасные – вторую и третью – абитуриент рекомендован к зачислению, он не обязан отказываться от дальнейшего участия в конкурсе по своему первому приоритету. Автоматически его не зачислят туда, куда он прошел: без письменного согласия это запрещено. Можно дождаться выхода списков тех, кто попадает на бюджетные места во второй волне, и, если в этот раз всё сложилось, нести в приемную комиссию оригинал аттестата и заявление на зачисление. Если нет, то довольствоваться вариантами, оставшимися по второму и третьему приоритету.
Итак, при поступлении в вузы есть два вида приоритета. Первый, объективный, – это законодательно установленное для определенных категорий абитуриентов право на преимущества при зачислении. Второй, субъективный, – это выбор направления подготовки, который в зависимости от своих предпочтений делает сам поступающий. И если объективный приоритет – фактор, зачастую никак не зависящий от самого абитуриента, то, правильно воспользовавшись возможностями расставлять субъективные приоритеты, можно выстроить победную стратегию поступления в вуз.
Конкурс при поступлении в вузы – ранжированные списки
Конкурс при поступлении в вуз – это отбор абитуриентов для зачисления на бюджетные или платные места. Он проводится на основании учебных достижений поступающих и с учетом социальных льгот, которые могут быть у некоторых категорий абитуриентов. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Что учитывается в конкурсе
Главный критерий отбора будущих студентов любой формы обучения на бесплатных и контрактных отделениях – это результаты ЕГЭ, которые засчитываются вместо вступительных экзаменов. Чтобы участвовать в конкурсе на поступление в вуз, на Едином госэкзамене надо набрать проходные баллы – то есть достичь результатов, достаточных для того, чтобы высшее учебное заведение приняло документы. Но это далеко не всё, на что смотрят вузы при проведении конкурса. Итак, по порядку.
Для поступления на каждую специальность вузы в своих правилах приема устанавливают определенный набор предметов, чаще всего их три, иногда учебное заведение считает нужным увидеть результаты испытаний по четырем учебным дисциплинам. Для абитуриентов творческих, спортивных, военных направлений университеты, институты и академии могут проводить еще и дополнительные экзамены творческой или профессиональной направленности (ДВИ). Их результаты оцениваются, как правило, тоже по стобалльной шкале. В конкурсе абитуриент участвует с суммой баллов, набранных на ЕГЭ, а на «непростые» специальности к ним прибавляется оценка за ДВИ.
Внутренние экзамены вузов
Абитуриенты, не сдававшие ЕГЭ (те, кто получил аттестат по итогам ГВЭ*; поступает после колледжа или на второе высшее), вместо «единого» сдают нужные предметы прямо в вузе. Учебное заведение само проверяет и оценивает работы по стобалльной системе. С этими результатами абитуриенты, не имеющие баллов за ЕГЭ, участвуют в конкурсе наравне с остальными поступающими. Конечно, если в вузе есть ДВИ, и абитуриент их сдавал, эти результаты тоже идут в общую копилку.
*В 2021 году выпускники, сдававшие ГВЭ-аттестат, не могут поступать в вузы, даже по внутренним экзаменам. Эта норма касается только одиннадцатиклассников, традиционно имеющих право сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ.
Олимпиады
Есть и абитуриенты, которые могут поступить в вуз «вне конкурса» – без экзаменов. Они имеют право не сдавать ни ЕГЭ, ни внутренние испытания. Такие привилегии эта особая категория поступающих получает за победы в предметных и спортивных олимпиадах высшего ранга. «Вне конкурса» – определение условное, так как олимпиадников все равно вносят в общий ранжированный список абитуриентов.
Льготы и квоты
Еще у одной категории абитуриентов есть другие преимущества: эти кандидаты на статус студента могут пользоваться преимущественным правом на зачисление или поступать по целевой и особой квотам на специально выделенные для каждой группы места.
Абсолютно все абитуриенты: и сдававшие ЕГЭ, и проходившие вступительные испытания в вузах, и победившие в олимпиадах, и получившие целевое направление, и социально незащищенные – могут добавить к своим результатов 10 дополнительных баллов за личные достижения.
С этим багажом академических достижений и социальных льгот такие разные абитуриенты и участвуют в конкурсе при поступлении в вузы. Как же высшие учебные заведения составляют списки поступающих и отбирают лучших из лучших?
Условия поступления
Для начала вуз распределяет абитуриентов по группам, согласно условиям поступления, которые они указали в своих заявлениях. Условий приема на учебу может быть 7:
Вузы могут устанавливать разный уровень минимальных баллов для подачи заявлений в головной вуз и его филиалы, на бюджет и на договор.
Дальше – среди подавших заявления на определенное направление подготовки самое значимое деление: на поступающих на бюджет и на платную учебу. Внутри этих двух групп абитуриентов распределяют по комплексу других условий:
С учетом всех этих условий составляют ранжированные списки абитуриентов, раздельные для определенных условий поступления.
На примере. Семь абитуриентов пришли поступать в один вуз на журналистику:
Первые четыре абитуриента попадут в один общий для них конкурсный список (с учетом предварительных результатов раздельного отбора среди льготников и квотников); пятый, шестой и седьмой – в три отдельных: для поступающих в филиал; на заочную учебу; на платное обучение. После этого начинается самое интересное – ранжирование абитуриентов в списках.
Как ранжируются конкурсные списки
Все претенденты на очные бюджетные места попадают в один список, независимо от того, поступают они по льготам (особым правам) или на общих основаниях.
В итоге может получиться так, что все бюджетные места займут победители олимпиад и поступающие по квотам. Тогда у абитуриентов, претендовавших на поступление по ЕГЭ, остается вариант участия в конкурсе на платную или заочную учебу. Поэтому стоит подстраховаться и, если конкурсная ситуация напряженная, подать заявления еще и на альтернативные варианты обучения – заочно на бюджете (если заочка есть на специальности) или очно, но платно. Формы учебы не считаются отдельной позицией при подсчете количества поданных заявлений в одном университете или институте по обновленной формуле «5 вузов, от двух направлений в каждом».
Шансы на поступление можно оценить сразу после того, как 27 июля вузы публикуют конкурсные списки. Если на специальности всего 10 бюджетных мест, а первые шесть-семь позиций занимают поступающие без экзаменов, еще по одной у целевиков и абитуриентов-льготников, и все они подали согласие на зачисление, то лучше сразу подыскать другой вариант, не дожидаясь приказа о зачислении поступивших на приоритетном этапе приема.
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.