Принудительный выкуп акций у миноритариев непубличного общества
Принудительный выкуп ценных бумаг у миноритариев: консультативный доклад Банка России
Банк России предлагает наделить суд правом оценивать справедливость условий и стоимость выкупа акций у миноритариев в случае, когда мажоритарный акционер получает контроль над публичным обществом. Причем выступать в качестве независимого арбитра суд будет на предварительном этапе, до начала выкупа.
Это усилит защиту миноритарных акционеров и поможет предотвращать выкуп ценных бумаг в условиях искусственного установления контроля над компанией. Инициативы регулятора представлены в консультативном докладе «О реформировании подходов к осуществлению принудительного выкупа ценных бумаг публичных акционерных обществ».
Как показывает практика, именно порядок определения цены и обеспечение выкупа по справедливой стоимости являются ключевыми и самыми острыми вопросами в процедуре принудительного выкупа ценных бумаг. Сейчас он происходит после публичной оферты на основании требования мажоритария о выкупе и без решения суда.
Мажоритарии стремятся сократить расходы, занижая цену акций. В свою очередь миноритарные акционеры не могут привести доказательства, подтверждающие рыночную стоимость ценных бумаг, поскольку не имеют доступа к необходимым документам публичного общества, а также лишены возможности провести экспертизу стоимости ценных бумаг.
Предварительный судебный контроль обеспечит баланс интересов всех участников данных правоотношений.
В докладе также определены механизмы, позволяющие сократить издержки мажоритарных акционеров на выкуп ценных бумаг, а также расширить основания для возникновения права требовать принудительного выкупа.
Предложения и замечания к докладу, включая ответы на поставленные в нем вопросы, принимаются до 26 марта 2021 года включительно.
Принудительный выкуп акций
Ценные бумаги приобретаются для увеличения дохода и получения возможности участвовать в управлении компанией. Если акции растут в цене, их можно продать и получить прибыль. Но бывают случаи, когда с активами приходится расставаться не по своей воле. В этом материале читайте о том, что такое принудительный выкуп акций, и какие последствия он может иметь для инвестора.
Что такое принудительный выкуп акций
Крупный владелец активов ПАО (мажоритарий) может выкупить акции у собственников мелких пакетов (миноритариев). Согласие последних не требуется. Такой выкуп называется принудительным. Выкупаются акции, имеющие право голоса, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в голосующие акции.
Цели проведения
Большое количество акционеров может усложнять работу компании. Консолидация акций решает многие вопросы:
Какие условия нужно соблюсти для проведения принудительного выкупа акций
Консолидация активов возможна, если:
ВНИМАНИЕ! Прежде чем начать процедуру принудительного выкупа, мажоритарий должен объявить о добровольном или обязательном предложении.
Владелец активов, который намеревается выкупить акции компании в размере не менее 30%, делает добровольное предложение. Если его доля составила 30, 40 или 75%, акционер должен направить обязательное предложение.
Например, собственник имеет 26% акций. Он делает добровольное предложение, совершает сделки и увеличивает пакет до 32%. В этом случае возникает необходимость в обязательном предложении. После следующих покупок пакет увеличивается до 45%. Процедура повторяется. В очередной раз у собственника появится такая обязанность, когда порог процента акций в его пакете достигнет 75%.
ВАЖНО! Другие инвесторы имеют право не принимать добровольное или обязательное предложение. Они могут согласиться с ним, если условия покупки их устраивают.
Возможна другая ситуация. Мажоритарий владеет всеми ценными бумагами акционерного общества. Наступает реорганизация и происходит присоединение или слияние компаний. Инвестор может рассчитывать на выкуп активов в новом обществе, если он:
ВНИМАНИЕ! Мажоритарий может не выкупать акции, если у него нет таких намерений. Но он вынужден начать процедуру, если оставшиеся инвесторы сами захотят этого. Когда пакет одного собственника становится более 95%, остальным отправляется информация о том, что они могут потребовать выкупа своих акций. Об этом говорится в статье 84.7 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Например, мажоритарий имеет 73% акций. Он приобретает еще 24% и увеличивает портфель до 97%. 3% акций остается у других инвесторов. Они получают извещение о том, что могут требовать выкуп своих ценных бумаг.
Цена выкупа
Стоимость активов не должна опускаться ниже рыночного уровня. Для их оценки покупатель привлекает независимого специалиста.
ВАЖНО! Цена не должна быть ниже стоимости, которая указывалась в добровольном или обязательном предложении. А если впоследствии акционер приобрел активы по более высокой стоимости, ориентируются на нее.
Например, собственник сделал предложение о покупке акций стоимостью 12 рублей за штуку. После его принятия совершены покупки, а затем дополнительно было приобретено несколько штук по 13 рублей. При принудительном выкупе стоимость должна быть 13 рублей или выше.
Процедура пошагово
Процесс состоит из нескольких этапов:
СПРАВКА: процедура принудительного выкупа акций регламентируется ст. 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Действия держателя акций в случае объявления их принудительного выкупа
Даже если владелец миноритарного пакета не согласен с принудительным выкупом, у него нет права его остановить. Он может выяснить у регистратора общества или депозитария, есть ли у них данные о счете, на который будут зачисляться деньги. При желании можно сменить реквизиты. Необходимо сделать это до даты, указанной в требовании.
Если у регистратора или депозитария отсутствуют реквизиты для зачисления денежных средств, они поступят на депозит нотариуса. Тогда после процедуры нужно будет обратиться к нему. Информацию о нотариусе можно посмотреть в требовании о выкупе ценных бумаг.
ВАЖНО! Миноритарий имеет право подать иск в арбитражный суд о возмещении убытков, если считает цену активов заниженной. Сделать это нужно в течение шести месяцев после того, как стало известно о списании ценных бумаг.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Принудительный выкуп акций у миноритариев непубличного общества
Статья 84.7. Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества, ценных бумаг публичного общества по требованию их владельцев
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 84.7
1. Лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции публичного общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции публичного общества, по требованию их владельцев.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права.
В уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг должны быть указаны:
имя или наименование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и иные сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;
имя или наименование акционеров публичного общества, являющихся аффилированными лицами лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированным лицам;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
цена выкупаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены выкупаемых ценных бумаг требованиям пункта 6 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг;
(см. текст в предыдущей редакции)
сведения о лице, указанном в пункте 1 настоящей статьи, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;
сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и условия банковской гарантии.
В случае определения рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг оценщиком к уведомлению о праве требовать выкупа ценных бумаг, направляемому в публичное общество, должна прилагаться копия отчета оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг должно предусматривать оплату выкупаемых ценных бумаг деньгами.
В уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему уведомления, предусмотренного статьей 84.9 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Направление уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг осуществляется через общество. Полученное уведомление публичным обществом направляется владельцам ценных бумаг в порядке, установленном пунктом 2 статьи 84.3 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К уведомлению должна быть приложена банковская гарантия, соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 настоящего Федерального закона.
4. Требования владельцев о выкупе принадлежащих им ценных бумаг могут быть предъявлены не позднее чем через шесть месяцев со дня направления им уведомлений о праве требовать выкупа ценных бумаг публичным обществом.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Требования владельцев о выкупе принадлежащих им ценных бумаг направляются владельцами этих ценных бумаг лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, с приложением документов, подтверждающих списание выкупаемых ценных бумаг с лицевого счета (счета депо) владельца ценных бумаг для последующего зачисления их на лицевой счет (счет депо) лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
В требованиях владельцев о выкупе принадлежащих им ценных бумаг должны быть указаны вид, категория (тип) и количество ценных бумаг, подлежащих выкупу.
Владелец ценных бумаг обязан передать ценные бумаги свободными от любых прав третьих лиц.
5. Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, обязано оплатить выкупаемые в соответствии с настоящей статьей ценные бумаги в течение 15 дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
6. Выкуп ценных бумаг осуществляется по цене, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 84.2 настоящего Федерального закона. При этом указанная цена не может быть ниже:
цены, по которой такие ценные бумаги приобретались на основании добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, стало владельцем более 95 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наибольшей цены, по которой лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести эти ценные бумаги после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, стало владельцем более 95 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае неисполнения лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязанности оплатить в срок выкупаемые ценные бумаги владелец ценных бумаг по своему выбору вправе представить гаранту, выдавшему банковскую гарантию согласно пункту 3 настоящей статьи, требование об оплате цены выкупаемых ценных бумаг с приложением документов, подтверждающих направление в соответствии с правилами настоящей статьи требования о выкупе принадлежащих ему ценных бумаг, и документов, подтверждающих наличие записи об установлении ограничения распоряжения ценными бумагами, в отношении которых подано требование об их выкупе, по счету, на котором учитываются права владельца на ценные бумаги, или по счету иностранного номинального держателя.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае неисполнения лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязанности направить уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, владелец ценных бумаг, подлежащих выкупу, вправе предъявить требование о выкупе принадлежащих ему ценных бумаг с приложением копии представленного держателю реестра владельцев ценных бумаг распоряжения о передаче выкупаемых ценных бумаг лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи. Такое требование может быть предъявлено в течение одного года со дня, когда владелец ценных бумаг узнал о возникновении у него права требовать выкупа ценных бумаг, но не ранее истечения срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Со дня получения регистратором общества указанного распоряжения владельца ценных бумаг, зарегистрированного в реестре акционеров общества, регистратор общества вносит запись об ограничении операций, связанных с распоряжением ценными бумагами, в том числе передачей их в залог или обременением другими способами, по счету, на котором учитываются его права на ценные бумаги.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, обязано оплатить выкупаемые ценные бумаги в течение 17 дней со дня получения требования о выкупе ценных бумаг.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В течение трех дней после представления лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, документов об оплате выкупаемых ценных бумаг регистратор обязан списать выкупаемые ценные бумаги с лицевого счета владельца ценных бумаг без его распоряжения и зачислить их на лицевой счет лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ограничения распоряжения владельцем указанными ценными бумагами снимаются, если лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, не представило регистратору общества документы, подтверждающие оплату выкупаемых ценных бумаг в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
Принудительный выкуп акций у миноритариев непубличного общества
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Банка России от 25 января 2021 г. «Принудительный выкуп ценных бумаг у миноритариев: консультативный доклад Банка России»
Банк России предлагает наделить суд правом оценивать справедливость условий и стоимость выкупа акций у миноритариев в случае, когда мажоритарный акционер получает контроль над публичным обществом. Причем выступать в качестве независимого арбитра суд будет на предварительном этапе, до начала выкупа.
Это усилит защиту миноритарных акционеров и поможет предотвращать выкуп ценных бумаг в условиях искусственного установления контроля над компанией. Инициативы регулятора представлены в консультативном докладе «О реформировании подходов к осуществлению принудительного выкупа ценных бумаг публичных акционерных обществ».
Как показывает практика, именно порядок определения цены и обеспечение выкупа по справедливой стоимости являются ключевыми и самыми острыми вопросами в процедуре принудительного выкупа ценных бумаг. Сейчас он происходит после публичной оферты на основании требования мажоритария о выкупе и без решения суда.
Мажоритарии стремятся сократить расходы, занижая цену акций. В свою очередь миноритарные акционеры не могут привести доказательства, подтверждающие рыночную стоимость ценных бумаг, поскольку не имеют доступа к необходимым документам публичного общества, а также лишены возможности провести экспертизу стоимости ценных бумаг.
Предварительный судебный контроль обеспечит баланс интересов всех участников данных правоотношений.
В докладе также определены механизмы, позволяющие сократить издержки мажоритарных акционеров на выкуп ценных бумаг, а также расширить основания для возникновения права требовать принудительного выкупа.
Предложения и замечания к докладу, включая ответы на поставленные в нем вопросы, принимаются до 26 марта 2021 года включительно.
См. доклад в редакторе Adobe Reader
Обзор документа
Банк России предлагает наделить суд правом оценивать справедливость условий и стоимость выкупа акций у миноритариев в случае, когда мажоритарный акционер получает контроль над публичным обществом. Причем выступать в качестве независимого арбитра суд будет на предварительном этапе до начала выкупа.
Инициативы регулятора представлены в консультативном докладе «О реформировании подходов к осуществлению принудительного выкупа ценных бумаг публичных акционерных обществ».
Предварительный судебный контроль обеспечит баланс интересов всех участников данных правоотношений.
В докладе также определены механизмы, позволяющие сократить издержки мажоритарных акционеров на выкуп ценных бумаг, а также расширить основания для возникновения права требовать принудительного выкупа.
Как привести в исполнение право на выкуп акций?
Какими законодательными инструментами наделен акционер для получения права на выкуп его доли? С какими препятствиями можно столкнуться при требовании от компании бай-бэка (обратного выкупа)? Какими инструментами для защиты прав наделен миноритарный акционер? Как трактуют суды спорные случаи?
Когда обратный выкуп необходим?
Случаи обязательного выкупа акций по требованию акционеров предусмотрены ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». К ним относятся следующие ситуации:
Право требования выкупа возникает только тогда, когда акционеры голосовали против принятия соответствующих решений либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам.
Способы обхода обязательного выкупа
На практике существует довольно много попыток нарушить права миноритарных акционеров путем различного рода формальных обходов закона или, наоборот, грубого и прямого невыполнения требований закона.
Так, распространенным нарушением в части крупных сделок является неодобрение эмитентом соответствующих сделок как крупных путем, например, ничем не обоснованного дробления единой с экономической точки зрения сделки на несколько мелких. В результате общество просто отказывается от осуществления процедуры обязательного выкупа. Миноритарным акционером достаточно тяжело бороться с такими случаями, поскольку они порой лишены оперативного доступа к достоверным данным и финансовой информации.
Другим распространенным нарушением является несправедливое определение выкупной цены акций. Особенно актуален данный вопрос для непубличных акционерных обществ, поскольку результатом любой оценки является лишь более или менее верное предположение о реальной стоимости, а качество деятельности оценщиков обычно оставляет желать лучшего. Известно множество случаев, когда результаты оценки одного и того же актива разными оценщиками отличаются на порядок.
Что говорит судебная практика?
Отдельные эмитенты применяют креативные и циничные стратегии, когда недобросовестные мажоритарные акционеры пытаются использовать решения государственных судов как механизм обхода обязанности по выкупу акций у миноритариев.
Так, в 2018 году Объединенная вагонная компания (ОВК) с целью уклонения от исполнения обязанности выкупить акции у миноритарных акционеров пошла на крайние меры. Генеральный директор эмитента предъявил иск к собственной компании с требованием о признании недействительным решений общего собрания акционеров об одобрении крупной сделки. Одобрение акционерами этой сделки послужило основанием предъявления миноритариями требований о выкупе их акций.
Суд первой инстанции не согласился с требованиями гендиректора ОВК. Однако суд апелляционной инстанции удовлетворил их и признал решение общего собрания акционеров недействительным.
Таким образом, на примере этого дела можно констатировать, что даже такое неотчуждаемое право, как право на судебную защиту прав, может быть использовано для попытки нарушить имущественные права акционеров. Очевидно, что зачастую именно подобный формализм является главным прибежищем мажоритарных акционеров, которые пытаются использовать недостатки нормативного регулирования и другие приемы для поиска «относительно честного способа лишения граждан имущества».
При этом суды далеко не всегда встают на сторону миноритарных акционеров, что, разумеется, повышает риски инвестирования в акции российских компаний.