Организация работы с родительской общественностью по вопросам социального партнёрства
Мария Юрьевна Кириллова Организация работы с родительской общественностью по вопросам социального партнёрства
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Перед дошкольным учреждение поставленная цель – создание условий для роста психолого-педагогической культуры родителей как социальных партнеров ДОО, оказывающих влияние на становление и развитие личности ребенка.
Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей(ФГОС)
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподержки между ДОУ и семьей.
• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Исходя из поставленных задач, налаживание контактов в нашем ДОУ организованы следующим образом:
• приглашение родителей с детьми и без них посетить ДОУ
• посещение семьи на дому
• встречи с родителями с целью выяснения условий посещения детского сада для ребёнка.
Дальнейшие контакты и связь между родителями и педагогами
• ежедневное непосредственное общение, когда родители приводят или забирают детей
• неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем
• доска объявлений для родителей
• дни открытых дверей для родителей, чтобы увидеть, как занимается их ребёнок или ознакомиться с работой ДОУ. В нашем ДОУ происходит постепенный переход с традиционных на нетрадиционные формы работы с родителями
О взаимодействии с родительским сообществом по вопросам организации питания обучающихся
Контроль за организацией питания детей в организованных коллективах остается одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Ростовской области. Помимо этого, активно ведется работа по привлечению родительской общественности к вопросам выявления и решения проблем качества питания в образовательных организациях.
Совместно с администрацией образовательных учреждений используются различные формы работы с родителями, включая участие в родительских собраниях совместно с органами образования и организаторами питания, выставки-дегустации блюд в школьных столовых, круглые столы, анкетирование родителей и детей для оценки удовлетворенности организацией школьного питания, беседы, консультирование.
Специалисты Управления приняли участие более чем в 150 родительских собраниях, заседаниях родительских комитетов. Проведено 47 «круглых столов» с организаторами питания и администрацией образовательных учреждений, 240 бесед с охватом более 11634 человек.
Родителям разъяснены принципы формирования примерного меню, основные санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей в школах, кратность питания ребенка на период его пребывания в учреждении. Освещены основные результаты надзорной деятельности Управления, принимаемые меры административного воздействия. Родительской общественности рассказали о проводимых лабораторных исследованиях пищевых продуктов и объектов окружающей среды, о контроле за своевременностью медицинских осмотров и обследований работников пищеблока, проведении производственного контроля организаторами питания.
В ходе бесед и по результатам анкетирования выявляются наиболее актуальные вопросы, возникающие у родителей, а также их пожелания по улучшению качества питания. Так, родителями было отмечено, что имеет место заблаговременное накрытие столов, в связи с чем блюда остывают и утрачивают свои вкусовые качества. Поступали предложения вывешивать ежедневное меню в холле школы для ознакомления родителей без входа в столовую, включить родителей (законных представителей) в состав комиссий общеобразовательных учреждений по контролю за организацией питания обучающихся, исключить из питания те или иные блюда, которые не очень нравятся детям и т.д. Все предложения рассматриваются специалистами Управления и администрацией школы, при необходимости принимаются оперативные меры реагирования.
Не остались в стороне от проводимых мероприятий и дети, которые участвовали в конкурсах рисунков, интерактивных уроках здоровья. Во исполнение поручения руководителя Роспотребнадзора по результатам II «Всероссийского форума продовольственной безопасности» в деятельность образовательных организаций внедрен разработанный ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора обучающий курс «Основы здорового питания» для обучающихся различных возрастных групп. Уроки здоровья «Разговор о правильном питании» для учащихся начальной школы, «Правильное питание в жизни человека» для учащихся средней школы, «Влияние питания на микробиоту человека» для учащихся старшей школы проводились как на уроках, так и во внеурочной деятельности в 535 (47%) муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях, охвачено около 200 тысяч школьников (49,7%).
Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области совместно с ФБУЗ на постоянной основе проводит обучающие мероприятия, совещания и семинары для организаторов питания, медицинских работников и руководителей. Всего было проведено более 50 таких мероприятий. Проведены консультации по оформлению и составлению меню, по нормам выхода готовых блюд, использованию и составлению технологических карт, профилактике пищевых отравлений и алиментарных заболеваний.
В текущем учебном году вопрос об организации питания детей в организованных коллективах неоднократно рассматривался на заседаниях межведомственных комиссий, санитарно-противоэпидемических комиссиях в муниципальных образованиях Ростовской области.
(c) Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, 2006—2020 г.
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. 18 линия, 17
Доклад на тему: «Формы работы с родительской общественностью»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Луговская СОШ»
Доклад на тему: «Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении»
Кайсарова Алла Владимировна
МБОУ Луговская СОШ
Заместитель директора по воспитательной работе
Глава 1. Основные направления сотрудничества семьи и школы….стр.7
Глава 2. Работа с родительской общественностью в образовательном учреждении на современном этапе. …………………………………………стр.9
Глава 3. Формы работы с родительской общественностью в рамках системы государственно-общественного управления………………………… стр.11
Список использованной литературы………………………………….стр.18
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Полноценные взаимоотношения ребёнка с родителями являются одним из важных факторов формирование его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющие, среди которых немалую роль играет умение родителей понять своего ребёнка, в трудных для него ситуациях поддержать его, оказать ему помощь. Психологическая поддержка – это знак внимания со стороны окружающих людей, позволяющих поверить в себя, в свои силы и возможности. Психологическая поддержка родителей важна для ребёнка любого возраста, а особенности подросткового возраста требуют от близких большей гибкости во взаимоотношениях со своим ребёнком, так как подросток, несмотря на своё стремление к самостоятельности и взрослости, должен знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь ему.
Многие психологические школы в своих теоретических подходах уделяют внимание роли и содержанию детско-родительских отношений. В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребёнка отводится центральное место. В первые годы жизни родители и особенно мать – лица, с которыми связаны самые важные переживания. Общение ребёнка с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий сказываются на его развитии впоследствии.
Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. На первых стадиях жизненного пути ребёнок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Степень доверия. Вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит от материнских отношений с ребёнком. Матери своим исполнением материнских обязанностей, сочетая в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях ребёнка с верностью. Вызывают у него чувство доверия. Возникающее у ребёнка чувство доверия служит базисом чувства идентичности, которое позднее образует три чувства: 1) что у него всё в порядке. 2) что он является самим собой, 3) что он становится тем кого другие люди надеются в нём увидеть. Преобладание базисного доверия над недоверием – первый шаг в психосоциальной адаптации.
Социально- культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.
Демографический определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется и тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня ее психологического здоровья и соответственно, ее воспитательных возможностей. Проблематичными для этой категории семей в сложившихся условиях представляются вопросы достижения сходства семейных ценностей, сохранения социально-ролевой адекватности действий ее членов, активности семьи в отношении перспектив. Все это в целом способствует развитию внутрисемейной эмоциональной неудовлетворенности, социальной пассивности и безразличия к реальной действительности. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Цель работы: рассмотреть основные формы работы с родительской общественностью.
Изучить литературу по теме
Проанализировать традиционные формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении.
Обозначить формы работы с родительской общественностью в рамках системы государственно-общественного управления.
Глава 1.Основные направления сотрудничества семьи и школы
§1.Традиционными в работе школы с родителями остаются следующие направления и формы работы:
Единство требований к учащимся.
Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей.
§2 Функции и задачи взаимодействия семьи и школы
Функции взаимодействия семьи и школы:
Задачи взаимодействия семьи и школы:
Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.
Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.
Привитие навыков здорового образа жизни.
Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.
Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
— гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
— уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;
— систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;
— умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее.
§3. Методы изучения семей
Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
Составление социального паспорта семьи.
§4. Формы работы с родителями
1. По-прежнему наиболее актуальным на сегодняшний день остаётся повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. Это встречи за «круглым столом», родительские собрания, родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, родители опекаемых детей), школа молодых родителей, индивидуальные встречи «разговор по душам» с классным руководителем, с директором школы.
День открытых дверей.
Совместные праздники и конкурсы.
Совместные походы и поездки.
Изменения в жизни общества в сторону демократизации требуют и от современной школы развития различных форм педагогического, родительского и ученического самоуправления и демократического совместного управления всеми образовательными и воспитательными процессами. Инициативные, грамотные и заинтересованные родители приносят большую пользу и оказывают серьезную помощь администрации и педагогам образовательного учреждения. Родители готовы быть самыми активными защитниками интересов школы, педагогического коллектива и учащихся во всех государственных структурах. Конечно, требует изменения подход родителей к своему участию в общественной работе в школе. Родительские комитеты, советы, клубы в своей деятельности могут использовать новые методы по организации работы объединений, например, метод проектов, осваивать имеющийся опыт различных общественных организаций, получать на реализацию проектов гранты, привлекать к сотрудничеству работодателей, органы местного самоуправления и так далее.
Определяя место и роль родительской общественности в школе, можно предположить, что при предъявлении родителями своего образовательного заказа, при предъявлении требований школе на новые формы взаимодействия, на взаимопонимание, на совместные действия в интересах ребенка, то есть при выдвижении неких требований на создание новой образовательно-общественной общности, включающей родителей, будут формироваться некоторые требования этой общности уже к родителям. Это позволит рассматривать родителя не только как благотворителя или спонсора, то есть человека, отдающего деньги на нужды школы, но и как партнера учителя и учащегося, например в проектной деятельности или в воспитании, как создателя различных социально значимых программ, как эксперта образовательной деятельности школы.
Особенно все это касается развития школьной структуры родительских комитетов и советов (от классных комитетов до общешкольных), включения родительского актива в межшкольное взаимодействие и построение информационно-образовательного пространства. В первую очередь эта новая роль родительской общественности потребует от учителей самоосознания, самоорганизации, самообразования. Именно это можно назвать условиями формирования родителя в Школе будущего.
Проблема самоосознания и самоопределения родителей очень важна, потому что сегодня только небольшое число родителей определяют себя как полноправных и заинтересованных участников образовательного процесса. Это связано и с отсутствием поддержки родительского самоуправления, и с боязнью руководителей образовательных учреждений делегировать реальные полномочия школьным органам самоуправления. Часто родители, называя проблему, связанную со школой, не стремятся ее обсуждать и искать пути решения, а ведь многие вопросы, волнующие родителей, возникают от недостатка информации.
Если рассматривать школу как некоторую открытую систему, взаимодействующую с другими школами, с сообществом родителей, предпринимателей, с властными структурами, как систему, способную воспринимать и генерировать новые идеи, то родительская общественность школы может выступить как объединяющий фактор для среды вокруг школы и создания системы общественного управления на различных уровнях.
Через создание новых взаимоотношений школы с родителями формируется положительный образ школы и педагога в глазах общественности, что особенно важно в настоящее время, когда одной из главных задач становится повышение престижа профессии учителя.
Переход на новые стандарты расширяет возможности общественного участия родителей в жизни школы. Родители могут непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться в управление школой.
Глава 3. Формы работы с родительской общественностью в рамках системы государственно-общественного управления.
В настоящее время в школах ведётся работа по развитию государственно-общественного управления, цель которого повышение качества образования, нахождение наиболее эффективных форм сотрудничества семьи и школы, повышение правовой грамотности родителей и педагогов, создание воспитывающей среды и здоровьесберегающих условий для детей и подростков различных социальных групп, реализация прав педагогов, обучающихся и родителей на участие в управлении образовательным учреждением. Создание условий для развития гражданской активности, накопления опыта реально социально значимых дел и обеспечение условий для формирования активной жизненной и гражданской позиции всех участников образовательного процесса.
§1. Мероприятия с родительской общественностью в рамках государственно-общественного управления.
Создание в школах общественных родительских организаций:
« Совет родительской общественности»;
«Союз родительской общественности »;
« Совет отцов», «Совет дедушек», « Совет бабушек» с делегированием им определённых полномочий.
2. Психолого-педагогическое просвещение:
постоянно действующие тематические и обучающие семинары-практикумы для председателей родительских комитетов;
«Круглые столы» для председателей и актива родительских комитетов школ района по обмену опытом работы в вопросах взаимодействия родителей и школы и развитию государственно-общественного управления;
консультационные пункты по вопросам воспитания на базе клубов по месту жительства и в образовательных учреждениях, а также по вопросам здоровья в учреждениях дополнительного образования;
проведение конференций по важнейшим проблемам воспитания детей и взаимодействию родителей и педагогов;
3.Сотрудничество с Муниципальным центром социальной помощи семье и детям и районной психолого-медико-педагогической комиссией.
4.Работа межведомственных комиссий с общешкольным родительским комитетом по вопросам организации горячего питания, сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения безопасности, социальной поддержки семей, профилактики наркомании и алкоголизма, работе с семьями социального риска, проблемам воспитания, в частности воспитания юношей как будущих мужчин и отцов;
§ 2 Документы, регламентирующие работу с родительской общественностью.
Работа с родительской общественностью на территории сельского поселения осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Указом Президента РФ об основных направлениях государственной семейной политики, Семейным кодексом РФ «Права и обязанности родителей», Положением о Совете родительской общественности, Планом работы Управления образования по развитию государственно-общественного управления образованием и реализуется на диагностической основе запросов, интересов, потребностей родителей по результатам опроса, анкетирования, обменом мнений и пожеланий общественности, совместного решения Совета родительской общественности и Управления образования.
§3 Работа с родительской общественностью осуществляется по направлениям:
участие в аккредитации образовательных учреждений;
участие в качестве наблюдателей процедуры Государственной итоговой аттестации;
участие в составе жюри творческих конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный»;
участие в работе комиссии по приёмке готовности школ к новому учебному году;
участие в работе «Круглого стола», семинаров, конференций, тематических родительских собраний;
деятельность в составе Районного совета родительской общественности;
совместные отчёты директоров и председателей общешкольных родительских комитетов по развитию форм государственно- общественного управления и вопросу «Взаимодействие школы и родительской общественности».
§4Реализация программы деятельности
Реализация мероприятий по работе с родительской общественностью проводится в соответствии утвержденным планом и основными направлениями государственно-общественного управления. План работы включает:
информирование родителей по вопросам организации образовательного процесса, нормативно-правовому обеспечению, о работе учреждений дополнительного образования, о деятельности органов социальной защиты, ПМПК;
оказание помощи родителям через подготовленные и изданные сборники материалов: «Работа педагога с родителями», «Основы педагогического взаимодействия школы и семьи» и др.
индивидуальная работа с родителями: организация «горячей линии», телефона доверия, ответы на вопросы родителей специалистами отделов;
организация постоянно действующих тематических семинаров для родительской общественности: «Совместная деятельность школы и семьи по формированию толерантного поведения учащихся», «Организация воспитательной работы в школе. Взаимодействие родителей, педагогов и социума», «Из опыта работы общественно- активных школ. Семья и школа как социальные партнеры» и др.;
организация и проведение расширенных межведомственных заседаний Совета родительской общественности с привлечением представителей заинтересованных ведомств (здравоохранения, социальной защиты, ГИБДД, прокуратуры, Управления по контролю за оборотом наркотиков и др.) по вопросам организации горячего питания, по обеспечению безопасности учащихся, по сохранению и укреплению здоровья детей, по гражданско- патриотическому и правовому воспитанию и просвещению;
организация и проведение конференций для председателей родительских комитетов и педагогов: «Роль семьи в воспитании детей», «Семья как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков», «Развитие школы – развитие ученика», « Межведомственное взаимодействие в вопросах воспитания детей», «Отцы и дети», «Школа и социум: проблемы взаимодействия, пути решения в рамках реализации приоритетных национальных проектов» и пр.;
участие школы в конкурсах проектов разных уровней по проблемам совместной работы с родителями, в конкурсе проектов среди общественных организаций «Открытая школа», участие в областных конкурсах социальных проектов в различных номинациях;
проведение Дней открытых дверей для родителей учащихся;
организация активной работы с социальными партнёрами;
организация и проведение творческих конкурсов, спортивных состязаний: «Папа, мама и я – спортивная семья»;
представление кандидатур для присвоения званий и наград лучшим отцам и матерям; лучшим семьям в различных номинациях.
привлечение представителей Совета родительской общественности и активов родителей школ к работе комиссии по различным направлениям: аккредитации образовательных учреждений, проведение конкурсов, семинаров, конференций, подготовке проектов, проведению мероприятий для детей и подростков;
распространение лучшего опыта классных руководителей по организации работы с родителями в образовательном учреждении;
проведение общешкольных родительских собраний с приглашением администрации сельского поселения, известных людей села и района, депутатов.
§5Ожидаемый социальный результат проделанной работы:
будет действовать устойчивая и развивающаяся система взаимодействия с родительской общественностью;
повысится активность родителей в жизни школы и участие в поселковых и районных мероприятиях;
сформируются различные формы государственно-общественного управления: родительские общественные организации, Советы школ, Попечительские советы, Управляющие советы, районный Совет родительской общественности, Союз родительской общественности и др.;
будет создана благоприятная среда, в которой сложившиеся формы управления станут действующим социальным институтом, способствующим развитию образования;
более эффективное взаимодействие в вопросах воспитания детей;
повысится активность родителей в совместной деятельности по созданию воспитывающей среды, здоровьесберегающих условий и повышению качества образования;
значительно снизится число конфликтных ситуаций в школах и обращений с жалобами в Управление образования и будут действовать механизмы по решению общих задач;
произойдёт смещение акцента в работе с родительской общественностью с вопросов материального обеспечения на вопросы повышения качества образования, проблем воспитания, решение социальных вопросов.
Необходимость целенаправленной подготовки человека к выполнению родительской роли находит все более широкое признание в мировом сообществе и рассматривается как условие развития здоровой семьи. Работа с родительской общественностью способствует улучшению психологического климата, более тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в интересах учащихся, что в целом способствует повышению качества образования, формированию гражданственности, демократизации государственного управления, удовлетворения потребностей и интересов потребителей образовательных услуг, повышения роли семьи и её статуса. Продуктивная эффективность совместного участия родительской общественности в управлении (современной) школой определяется диалектикой ответственного выбора декларируемых прав и личностно принимаемых обязанностей, в основе которых лежат подлинно демократические, общечеловеческие, гуманные ценности, предполагающие толерантность, уважение, свободу выбора, обуславливающие духовную, эмоциональную близость с ребенком и педагогически адекватные способы взаимодействия с ним. Сегодня в российской образовательной действительности налицо тенденции к росту реального участия родителей во всех сферах – педагогической, экономической, социальной – жизни школы, и обозначение этой тенденции представляется наиболее значимой переменой в характере отношений между родителями и школой.
Список использованной литературы
1.Байкова, Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе [Текст] /Гребёнкина, Л.К., Ерёмкина, О.В. – М.: Педагогический поиск, 2005.
2.Бойко, В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания. – Советская педагогика. 1988, №2.
3.Дереклеева, Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах.//Вербум-М. М., 2001.
4.Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
5.Петряевская, Л.Г. Образование родителей. // М., Владос, Гуманитарный издательский центр, 1999.
6.Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве.//Педагогика. 2000. №6.
7.Солавейчик. С. Педагогика для всех. М., 1987.
8.Справочник заместителя директора по воспитательной работе. //Центр «Педагогический поиск», М., 2002.
9.Степанов, Е.Н. педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
10.Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика.// Избранные педагогические сочинения Т.3. М.. 1981.
11.Фридман. Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000.
12.Цабыбин, С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волгоград, 2004.