Принципы и правила в чем разница
Соотношение принципов и правил
Дидактика стремится прежде всего открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил. Рассмотрим их.
Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
В педагогической интерпретации правило — это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории (см. рис. 34). Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения.
В еще более популярном толковании дидактические правила — это конкретные указания учителю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.
Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей — это по сути сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел медленными темпами.
Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой инициативы учителей, но нельзя также совсем от них отказывать-
ся, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого творчества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.
Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований, но, как это будет сделано, целиком и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Правило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует на это нарушение — целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоздания, сложившихся отношений и многих других причин.
Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно.
Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного вы-
полнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Это обусловливает творческий характер их применения.
|
I. Что вы понимаете под принципами обучения? Из предложенных ответов лишь один правильный. Укажите на него, доказав ошибочность остальных.
1. Принципы обучения — это исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся.
2. Под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения.
3. Принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответствии с потребностями общественно-экономической формации.
II. В чем отличие дидактического правила от дидактического принципа? Найдите правильный ответ.
1. Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.
2. Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.
3. Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом отдельном случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.
#Sekta: информационный портал
Пишем статьи о питании, тренировках и здоровом образе жизни на основе научных исследований
Разница между правилами и принципами в Школе #sekta
Автор: Елена Дегтярь, PhD,
коуч по психологии питания и нутрициолог
Не есть после шести — это правило, есть за четыре часа до сна — это принцип. Переходить дорогу только на зеленый — это правило, переходить дорогу, когда рядом нет машин, — в целом, тоже можно назвать правилом, но по сути это принцип, ведь вы можете перейти и на красный.
Мы в #Sekta разделяем правила и принципы и в этой статье расскажем почему.
Свобода или ограничения
В программах #Sekta мы рассказываем о принципах здорового питания и подчеркиваем, что это не правила. Разница существенная хотя бы потому, что первые ограничивают, а вторые дают свободу.
Принципы — как кирпичики в конструкторе «Лего», из которых можно построить то, что впишется в жизнь, а не наоборот. Их можно адаптировать под запросы и потребности, в то время как правила требуют, чтобы человек подогнал свою жизнь под них.
Внешний или внутренний авторитет
Правила подразумевают внешний авторитет — кто-то знает лучше, как вам действовать. Принципы вам придется изучить самому, вникнуть и адаптировать их под свой образ жизни.
Например, вы узнаете, что здоровое питание — это цельнозерновые крупы, бобовые, свежее мясо, рыба, яйца, молочные продукты и сыры, много овощей, фруктов и семян. Кажется, что сложно, слишком много всего. Одних вариантов ужина — бесконечное множество — от суши до борща.
Вы можете выбрать, когда и сколько раз в день есть: два, три или пять, какого объема будут порции, что в них будет.
Но иногда вникать не хочется — хочется, чтобы сказали, как и что есть: «Просто объясните, “как правильно”, и я буду выполнять».
Это отлично работает в соблюдении законов или рабочего распорядка, но только не в питании и физической активности.
Ответственность или её отсутствие
Принципы требуют от человека готовности обучаться, вкладываться в процесс и экспериментировать, терпеть неудачи, наблюдать и делать собственные выводы.
Четкие правила снимают с человека ответственность за свои действия.
Когда дают готовое меню с рецептами и тренировками, не нужно думать. Когда запрещают есть сладкое или отнимают мясо, вы просто делаете это. Не важно, испытываете ли вы дискомфорт: человек, следующий правилам, думает, что проблема в его силе воли, а не в неподходящих для него догмах.
Многие считают себя недостаточно компетентными, чтобы составить меню или расписание тренировок. Если человек не чувствует, не знает и не понимает свое тело, ему кажется, что тренер или диетолог знают лучше.
Нередко так и есть — эти люди посвятили годы, чтобы изучить человеческое тело и процессы, происходящие в нем. Но важно помнить об уникальности каждого человека.
Принципы функционирования у всех одинаковые, но есть и существенные различия.
Гибкость или строгость
Жесткая система правил не учитывает индивидуальную ситуацию: беспокойных детей или требовательного начальника, усталость или чувствительность к определенным продуктам.
За несоблюдение правил подразумевается наказание. В сфере диет и ограничительного питания — это чувство вины, недовольство собой и «У меня нет силы воли». Но человеку могут просто не подходить выбранные правила.
Баланс
Мы не решаем за учеников Школы, что и как им делать, но у нас есть рекомендации. Мы учитываем потребности каждого человека и учим не только принципам питания и тренировок, но и тому, как применять их в жизни без непрерывного анализа.
Мы хотим облегчить путь к результату, но не хотим решать за ученика, что ему делать.
Если установим жесткие правила, первая же неудача откинет человека к прошлым привычкам и отобьет желание что-то менять. Но если мы научим принципам, человек сможет руководствоваться ими всю жизнь и изменять их под разные обстоятельства.
Новое в блогах
Правила и Регламент (понятия и смысл)
В зависимости от условий применения определение понятия «правило» может иметь разные оттенки, в общем случае:
Положение – Свод правил, законов, касающихся чего-либо.
Регламентации подлежат виды работ, которые регулярно повторяются, начинаются при определенных условиях и проводятся одинаковым способом.
Если какой-то рабочий процесс организован просто, прямолинейно, как конвейер, то его проще описать с помощью специального регламента. Если, напротив, результат зарождается в недрах рабочей группы (структурного подразделения) после плохо формализуемых взаимодействий (вдохновение, творческий акт, мозговой штурм и прочее), то проще воспользоваться шаблоном положения о структурном подразделении. Структура обоих документов останется практически одинаковой, только в регламенте будет акцент на формальных критериях выполнения работы на каждом этапе (при передаче работы и ответственности смежнику), а в положении больше будет сказано об общих целях и задачах подразделения. Что касается персональных инструкций, то они являются просто извлечением, иногда несколько более детализированным, из документов первых двух разновидностей.
Регламент — это управленческий механизм, который регулярно применяется для решения конкретных задач. Каждый регламент содержит описание оперативной отчетности, ответственного за его применение, исполнение и контроль получения промежуточных и окончательного результатов.
Регламент описывает последовательность действий, выполнение которых направлено на получение окончательного результата, который представлен в виде завершающего документа или пакета документов.
Практика применения регламентов предполагает три этапа:
— согласование документа с исполнителями и его коррекция для последующего применения;
— пробные запуски с целью определения длительностей основных событий, уточнения логических связей между ними, коррекции форм отчетности промежуточных и окончательных результатов;
— утверждение регламента как стандарта структуры, на этом этапе регламент должен быть включен в состав существующего стандарта как дополнение, замещение отдельных положений или применен как самостоятельный стандарт.
На основании утвержденных регламентов как стандарта формируется административная структура, штатное расписание и должностные инструкции.
В отличие от регламента процедура направлена на получение некоторого промежуточного результата. Как и регламент, процедура состоит из нескольких действий или шагов, но их количество меньше чем в регламенте, а характер связей между шагами проще. В состав регламента может входить действие, которое является процедурой.
Применение процедуры описывается в инструкции, которая напоминает регламент, но в отличие от него содержит описание, как правило, только одного документа для которого инструкция собственно и составлена.
Почему принципы жизни полезнее правил? Десять неочевидных вопросов.
Почему принципы жизни лучше правил?
Не надо выдумывать принципы жизни. Выдуманные принципы не работают. Принципы нужно извлечь из себя. Они у вас уже есть.
В журнале Esquire есть популярная рубрика «Правила жизни». В ней люди разной степени знаменитости рассказывают, как они живут и какими правилами они руководствуются. В предыдущей статье я утверждал, что не существует по-настоящему эффективных и общепринятых правил жизни ( статья «Правила жизни, которых не существует» ). Однако, как мне кажется, есть то, что можно назвать принципами жизни. Многие знаменитости журнала Esquire, фактически, рассказывают о своих индивидуальных принципах жизни а не о правилах.
Поясню разницу. Я под «правилами» понимаю четкие и однозначные инструкции. Например: никогда никому не давать в долг, не заниматься сексом на первом свидании, не есть свинину, 10% доходов отдавать на благотворительность. Это правила.
Принципы жизни представляют собой различные законы, которые люди определили эмпирическим, в основном, путем.
Принципы жизни же – штука гораздо более общая, широкая и гибкая. Они представляют собой различные законы, которые люди определили эмпирическим, в основном, путем.
Законы и принципы от правил отличаются главным: общностью. Правила работают в конкретных условиях и ситуациях. Они ничего не объясняют, а просто дают конкретные директивы. При изменении условий правила перестают работать и они не дают даже никаких намеков, что делать дальше. А вот законы и принципы обладают широтой. Они позволяют вырабатывать эффективные стратегии поведения в разных ситуациях и условиях, даже в таких где никаких стандартных правил просто нет.
Примечание: Сразу хочу обратить внимание на одну важную вещь. Принципы должны быть «работающими». То есть их эффективность должна быть подтверждена практикой. Причем ВАШЕЙ практикой! Не важно, насколько убедительным выглядит принцип. Он должен работать в вашей жизненной ситуации вам на пользу. Иначе ему грош цена.
Все основные принципы жизни можно разделить на две больших категории:
Общие принципы описывают природные и системные процессы, которые теоретически работают всегда и для всех.
Индивидуальные принципы вы открываете для себя сами. Они – продукт вашего опыта, точнее его переосмысления, обработки и проверки. И именно поэтому они наиболее ценны и важны.
Индивидуальные принципы. Зачем они нужны и как их сформулировать?
Читать о принципах жизни других людей несомненно интересно, и, может быть даже, полезно. Характерно, что именно люди, обладающие жизненными принципами интересны вам и именно они добиваются успеха.
Следование чужим принципам приводит к печальным последствиям.
Однако, чужие принципы жизни могут быть не только вдохновляющими, но и опасными. Следование чужим принципам приводит к печальным последствиям. Они сравнимы с результатами неумелой трансплантации чужого органа в ваше тело.
Наиболее сильно и позитивно на нашу жизнь влияют принципы, которые вы сумели найти и сформулировать сами. Эти принципы есть результат вашего жизненного опыта и следствие вашей «кармы». Даже общие принципы мы по-настоящему воспринимает только тогда, когда они пропущены через наш жизненный опыт. Тогда они приобретают особую силу и значение.
Можете ли вы сформулировать те принципы, на которых строится ваша жизнь? Если «да», то попробуйте их записать. Очень часто при этом случаются сюрпризы. Мы думаем, что живем по одним принципам, а на самом деле мы существуем по другим. Кроме того, не путайте взгляды на жизнь с жизненными принципами.
Взгляды на жизнь – это ваши мысли по поводу жизни. Принципы жизни — это то, чем вы руководствуетесь (и часто это происходит неосознанно) при принятии решений, совершении поступков, жизненных выборов.
Если же вы не можете сходу сформулировать свои принципы жизни, то попробуйте ответить на несколько вопросов. Уверяю, что это увлекательно занятие.
Принципы есть у всех: лично у Вас, у Ваших близких и друзей. Также есть принципы, по которым зарабатываются деньги и складываются отношения.
Хотите узнать принципы, по которым живут Ваши деньги?
Пройдите спринт-коучинг Михаила Казанцева и Александры Дербеневой!
Десять вопросов, которые помогут понять ваши внутренние принципы жизни.
Если записать ответы на все эти вопросы и немножко подумать, то вы многое в своей жизни сможете увидеть с неожиданной стороны.
В качестве примера того, как понимание принципов своей жизни влияет на ее качество и возможность перемен к лучшему, приведу случай одного из моих клиентов.
Анастасия – топ-менеджер крупной компании. Вот некоторые из ее ответов:
В результате этого простого упражнения Анастасия сформулировала несколько принципов своей жизни. Среди них были такие как:
До завершения этого упражнения, Анастасия однозначно предполагала дальнейшее развитие своей жизни исключительно в русле менеджмента и, обязательно, в крупной компании. А после его выполнения она сильно задумалась над этим. Ведь пребывание внутри корпорации, фактически, противоречило ее жизненным принципам. И не просто противоречило, а вызывало стресс и заставляло принимать неверные и невыгодные для себя решения.
Я показал только кусочек этого упражнения. Оно предполагает бОльшее количество вопросов и, самое главное, периодическое возвращение к ним на протяжении 2-3 месяцев. С каждым разом ответы на вопросы становятся все более смелыми, а принципы формулируются все более ярко и точно. Их финальная формулировка, чаще всего, воспринимается людьми, как инсайт. Обычно, мои клиенты говорят, что видят в принципах своей жизни, которые появились в итоге работы, мощнейший ресурс для воплощения в жизнь идей и изменений. Происходит это благодаря тому, что на основе индивидуальных принципов удается сконцентрироваться на том, что идет изнутри и максимально вам соответствует.
Не надо выдумывать принципы жизни. Выдуманные принципы не работают.
Принципы нужно извлечь из себя. Они у вас уже есть.
ЛЕКЦИЯ 8. Понятия «принцип» и «правило».Принцип природосообразности
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Понятия «принцип» и «правило».Принцип природосообразности. Принцип кулыпуросообразности. Принцип гуманизма.
Понятия «принцип» и « правило»
Слово «принцип» происходит от латинского слова ргтсхрь шп, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, строители хорошо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или поздно разрушится.
Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.
Социальная педагогика, как было сказано выше, отпочковалась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.
Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные.
Еще большие сложности возникают в этом плане у социальной педагогики, ибо несмотря на ее зрелый мировой возраст
(более ста лет), в России эта наука делает свои первые шаги. Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации ребенка, подход к нему как субъектно-субъектному взаимодействию, определение социального воспитания как создания условий для целенаправленного систематического развития личности позволяет выделить ряд общечеловеческих принципов, которые проверены многовековой практикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться как основание для формирования социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
Мы рассмотрим три принципа — природосообразности,_куль-туросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.
Природосообразностъ — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. Приведем примеры.
Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746- | 1827), создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообраз-ности, проходит по ложному пути.
Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И. Г. Песталоцци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».
Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К. Д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая программу по педагогике, К. Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение,
«рассудочный процесс», чувства, волю), на основе которого можно переходить к изучению дара слова, нравственных, эстетических и религиозных чувств, дидактики.
Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в России был писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж. Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его природе, то у Л. Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.
Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной и др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Особо следует выделить в России деятельность В. П. Кащенко (1870-1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В. П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в развитии) детей.
Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:
• учет возрастных особенностей детей;
• учет половых особенностей детей:
• учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;
‘ опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
• развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
Этот принцип является продолжением принципа природосо-образности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.
Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры — это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.
Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры — это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек — продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков.
В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К. Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. В произведениях К. Д. Ушинского, а также других наших соотечественников (М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского) эта идея отражается как идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.
К. Д. Ушинский, изучая системы воспитания передовых, стран того времени, пришел к выводу, что система воспитания
каждой страны (в большей или меньшей степени) есть выражение характера самого народа. Отсюда он делает вывод: воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем. По утверждению К. Д. Ушинского, народ и его культура создали идеал человека, которому нужно следовать в воспитании. Поэтому он выдвигал требование «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется».
Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.
Приобщение ребенка к различным культурам общества: бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной — весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений (школа, детские сады, внешкольные учреждения, молодежные организации и др.), в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру общества и естественным путем интегрируется в общество.
Если же ребенок имеет отклонения в физическом, психическом или социальном развитии, то проблема приобщения его к культурным ценностям народа значительно осложняется. Например, если ребенок лишен зрения, слуха или слепоглухоне-мой, тогда возникают очень большие сложности в приобщении детей к культуре, формировании у них культурного опыта. Поэтому для этих детей разработана своя методика и технология приобщения детей к ценностям культуры.
Однако восприятия культуры ребенком не происходит пассивно, он сам становится творцом этой культуры. Детские ансамбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре. Развитие творческих способностей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, — особая задача. Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьютером. Но пока это явление — не норма, а скорее исключение. И развитие таких детей — заслуга энтузиастов-педагогов.
Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил:
• учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур;
• развитие творчества детей с отклонениями в развитии.
Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. питапиз «человечный». Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность — идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.
Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлин-ский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.
Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).
Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-
1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.
С позиций современного гуманизма, благо человека — это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.
Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.
Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения выдающихся классиков педагогики и социальной педагогики проникнуты любовью к детям. Приведем лишь несколько примеров. Уже упоминавшийся И. Г. Песталоцци, создавший приют для беспризорных и стремившийся сделать его большой семьей, в письме одному из своих друзей писал: «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они».
Любовь к детям — основной смысл жизни такого выдающегося педагога, как В. А. Сухомлинский, не случайно его славный труд жизни называется «Сердце отдаю детям»; внимани-, ем, заботой, любовью проникнуты произведения Ш. А. Амо-| нашвили «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфо-| ния». Можно продолжить этот список людей, бескорыстно пре-; данных и любящих детей.
Задача социального педагога вместе с другими специалиста-) ми (учителями, воспитателями, психологами и др.) не только любить детей, но и научить их любить людей: своих мать и отца, братьев и сестер, друзей и всех тех, кто живет с ними. Любить, чтобы понимать и быть понятыми, любить, чтобы сотрудничать, любить, чтобы творить добро.
Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А. В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие, как уже отмечалось ранее, это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность — деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.
Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А. В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же — это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.
1 Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995. — С. 41. 128
чески разделяет людей инвалидов и неинвалидов: «они» — большой мир нормальных людей и «мы» — убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура. Гуманизм — наоборот — это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.
Таким образом, по мнению А. В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма — как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.
К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.
Гуманное отношение к этой категории людей требует прежде всего достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.
То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание — проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе,
5. Зак. 7151 Галагуюк»
оптимистическую веру в способности ребенка, общение с де ми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения^ приоритет положительного стимулирования, терпимость к деЙ| тским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уваже«| ние права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную! точку зрения.
Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полага-1 ет признание ценности ребенка как личности, его прав на сво>| боду, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание ус-1 ловий для развития ребенка, его творческого потенциала,| склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной са-; мореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует: соблюдения следующих правил:
• достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
• признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;
• помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;
• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;
• стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослыми и детьми.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем отличается принцип от приема?
2. В чем историческая обусловленность развития принципов социальной педагогики?
3. Какова взаимосвязь педагогических принципов и принципов социальной педагогики?
4. Раскройте принцип природосообразности для социальной педагогики.
5. В чем особенности принципа культуросообразности и его значение для социальной педагогики?
6. Какова сущность принципа гуманизма?
Литература
1. Гаврилова К. В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. — Минск, 1985.
2. Калмыкова 3. И. Педагогика гуманизма. — М., 1990.
3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.
4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1992.
5. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. — Самара, 1997.
6. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.
7. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов педвузов. — М., 1994.
8. Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет