Принципы и правила в чем разница

Соотношение принципов и правил

Принципы и правила в чем разница Принципы и правила в чем разница Принципы и правила в чем разница Принципы и правила в чем разница

Принципы и правила в чем разница

Принципы и правила в чем разница

Дидактика стремится прежде всего открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи меж­ду явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учите­лям понимание общей картины объективного развития дидак­тических процессов. Однако они не содержат непосредствен­ных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенство­вания ее технологии. Практические указания по осуществле­нию обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил. Рассмотрим их.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это ос­новные положения, определяющие содержание, организацион­ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его кон­кретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как кате­гории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретации правило — это основан­ное на общих принципах описание педагогической деятельно­сти в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руко­водящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории (см. рис. 34). Они являются как бы пере­ходным звеном от теории к практике. На основе правил обуче­ния нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ дейст­вия учителей в типичных ситуациях обучения.

Принципы и правила в чем разница

В еще более популярном толковании дидактические прави­ла — это конкретные указания учителю о том, как нужно по­ступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков ди­дактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они счи­тают, что скрупулезное исполнение правил может отрицатель­но повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внима­ние уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей — это по сути сборни­ки педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел медленными темпами.

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой ини­циативы учителей, но нельзя также совсем от них отказывать-

ся, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого твор­чества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.

Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблю­дение определенных требований, но, как это будет сделано, це­ликом и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Пра­вило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дис­циплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует на это нарушение — целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоз­дания, сложившихся отношений и многих других причин.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реа­лизуются через правила обучения, которые есть средство реа­лизации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщени­ем практического опыта многих поколений учителей. Практи­ческий опыт обучения более всего закрепляется именно в пра­вилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрица­тельную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить кото­рые бывает очень трудно.

Принципы и правила в чем разница

Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учите­лю о том, что нужно делать для возможно более полного вы-

полнения требований принципа. Ответа на вопрос, как дей­ствовать, они почти не содержат. Это обусловливает творчес­кий характер их применения.

Принципы и правила в чем разница

I. Что вы понимаете под принципами обучения? Из пред­ложенных ответов лишь один правильный. Укажите на него, доказав ошибочность остальных.

1. Принципы обучения — это исходные правила и законо­мерности, которые указывают на пути организации позна­вательной деятельности учащихся.

2. Под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организаци­онные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения.

3. Принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответ­ствии с потребностями общественно-экономической фор­мации.

II. В чем отличие дидактического правила от дидактиче­ского принципа? Найдите правильный ответ.

1. Правила конкретизируют принцип. Принцип носит ха­рактер общей закономерности; правило, вытекая из прин­ципа обучения, отражает действия, используемые в опре­деленной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.

2. Правило является выражением всеобщей закономер­ности. Дидактический принцип подчинен правилу и выте­кает из правила.

3. Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом отдельном случае формули­рует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.

Источник

#Sekta: информационный портал

Пишем статьи о питании, тренировках и здоровом образе жизни на основе научных исследований

Разница между правилами и принципами в Школе #sekta

Автор: Елена Дегтярь, PhD,
коуч по психологии питания и нутрициолог

Не есть после шести — это правило, есть за четыре часа до сна — это принцип. Переходить дорогу только на зеленый — это правило, переходить дорогу, когда рядом нет машин, — в целом, тоже можно назвать правилом, но по сути это принцип, ведь вы можете перейти и на красный.

Мы в #Sekta разделяем правила и принципы и в этой статье расскажем почему.

Свобода или ограничения

Принципы и правила в чем разницаВ программах #Sekta мы рассказываем о принципах здорового питания и подчеркиваем, что это не правила. Разница существенная хотя бы потому, что первые ограничивают, а вторые дают свободу.

Принципы — как кирпичики в конструкторе «Лего», из которых можно построить то, что впишется в жизнь, а не наоборот. Их можно адаптировать под запросы и потребности, в то время как правила требуют, чтобы человек подогнал свою жизнь под них.

Внешний или внутренний авторитет

Правила подразумевают внешний авторитет — кто-то знает лучше, как вам действовать. Принципы вам придется изучить самому, вникнуть и адаптировать их под свой образ жизни.

Например, вы узнаете, что здоровое питание — это цельнозерновые крупы, бобовые, свежее мясо, рыба, яйца, молочные продукты и сыры, много овощей, фруктов и семян. Кажется, что сложно, слишком много всего. Одних вариантов ужина — бесконечное множество — от суши до борща.

Вы можете выбрать, когда и сколько раз в день есть: два, три или пять, какого объема будут порции, что в них будет.

Но иногда вникать не хочется — хочется, чтобы сказали, как и что есть: «Просто объясните, “как правильно”, и я буду выполнять».

Это отлично работает в соблюдении законов или рабочего распорядка, но только не в питании и физической активности.

Ответственность или её отсутствие

Принципы требуют от человека готовности обучаться, вкладываться в процесс и экспериментировать, терпеть неудачи, наблюдать и делать собственные выводы.
Четкие правила снимают с человека ответственность за свои действия.

Принципы и правила в чем разницаКогда дают готовое меню с рецептами и тренировками, не нужно думать. Когда запрещают есть сладкое или отнимают мясо, вы просто делаете это. Не важно, испытываете ли вы дискомфорт: человек, следующий правилам, думает, что проблема в его силе воли, а не в неподходящих для него догмах.

Многие считают себя недостаточно компетентными, чтобы составить меню или расписание тренировок. Если человек не чувствует, не знает и не понимает свое тело, ему кажется, что тренер или диетолог знают лучше.

Нередко так и есть — эти люди посвятили годы, чтобы изучить человеческое тело и процессы, происходящие в нем. Но важно помнить об уникальности каждого человека.
Принципы функционирования у всех одинаковые, но есть и существенные различия.

Гибкость или строгость

Жесткая система правил не учитывает индивидуальную ситуацию: беспокойных детей или требовательного начальника, усталость или чувствительность к определенным продуктам.

Принципы и правила в чем разницаПонимание принципов дает возможность индивидуализировать процесс под свои потребности и особенности. Принципы дают гибкость, ведь им не нужно следовать неукоснительно.

За несоблюдение правил подразумевается наказание. В сфере диет и ограничительного питания — это чувство вины, недовольство собой и «У меня нет силы воли». Но человеку могут просто не подходить выбранные правила.

Баланс

Мы не решаем за учеников Школы, что и как им делать, но у нас есть рекомендации. Мы учитываем потребности каждого человека и учим не только принципам питания и тренировок, но и тому, как применять их в жизни без непрерывного анализа.
Мы хотим облегчить путь к результату, но не хотим решать за ученика, что ему делать.

Если установим жесткие правила, первая же неудача откинет человека к прошлым привычкам и отобьет желание что-то менять. Но если мы научим принципам, человек сможет руководствоваться ими всю жизнь и изменять их под разные обстоятельства.

Источник

Новое в блогах

Принципы и правила в чем разница

Правила и Регламент (понятия и смысл)

В зависимости от условий применения определение понятия «правило» может иметь разные оттенки, в общем случае:

Положение – Свод правил, законов, касающихся чего-либо.

Регламентации подлежат виды работ, которые регулярно повторяются, начинаются при определенных условиях и проводятся одинаковым способом.

Если какой-то рабочий процесс организован просто, прямолинейно, как конвейер, то его проще описать с помощью специального регламента. Если, напротив, результат зарождается в недрах рабочей группы (структурного подразделения) после плохо формализуемых взаимодействий (вдохновение, творческий акт, мозговой штурм и прочее), то проще воспользоваться шаблоном положения о структурном подразделении. Структура обоих документов останется практически одинаковой, только в регламенте будет акцент на формальных критериях выполнения работы на каждом этапе (при передаче работы и ответственности смежнику), а в положении больше будет сказано об общих целях и задачах подразделения. Что касается персональных инструкций, то они являются просто извлечением, иногда несколько более детализированным, из документов первых двух разновидностей.

Регламент — это управленческий механизм, который регулярно применяется для решения конкретных задач. Каждый регламент содержит описание оперативной отчетности, ответственного за его применение, исполнение и контроль получения промежуточных и окончательного результатов.

Регламент описывает последовательность действий, выполнение которых направлено на получение окончательного результата, который представлен в виде завершающего документа или пакета документов.

Практика применения регламентов предполагает три этапа:

— согласование документа с исполнителями и его коррекция для последующего применения;

— пробные запуски с целью определения длительностей основных событий, уточнения логических связей между ними, коррекции форм отчетности промежуточных и окончательных результатов;

— утверждение регламента как стандарта структуры, на этом этапе регламент должен быть включен в состав существующего стандарта как дополнение, замещение отдельных положений или применен как самостоятельный стандарт.

На основании утвержденных регламентов как стандарта формируется административная структура, штатное расписание и должностные инструкции.

В отличие от регламента процедура направлена на получение некоторого промежуточного результата. Как и регламент, процедура состоит из нескольких действий или шагов, но их количество меньше чем в регламенте, а характер связей между шагами проще. В состав регламента может входить действие, которое является процедурой.

Применение процедуры описывается в инструкции, которая напоминает регламент, но в отличие от него содержит описание, как правило, только одного документа для которого инструкция собственно и составлена.

Источник

Почему принципы жизни полезнее правил? Десять неочевидных вопросов.

Почему принципы жизни лучше правил?

Не надо выдумывать принципы жизни. Выдуманные принципы не работают. Принципы нужно извлечь из себя. Они у вас уже есть.

Принципы и правила в чем разница

В журнале Esquire есть популярная рубрика «Правила жизни». В ней люди разной степени знаменитости рассказывают, как они живут и какими правилами они руководствуются. В предыдущей статье я утверждал, что не существует по-настоящему эффективных и общепринятых правил жизни ( статья «Правила жизни, которых не существует» ). Однако, как мне кажется, есть то, что можно назвать принципами жизни. Многие знаменитости журнала Esquire, фактически, рассказывают о своих индивидуальных принципах жизни а не о правилах.

Поясню разницу. Я под «правилами» понимаю четкие и однозначные инструкции. Например: никогда никому не давать в долг, не заниматься сексом на первом свидании, не есть свинину, 10% доходов отдавать на благотворительность. Это правила.

Принципы жизни представляют собой различные законы, которые люди определили эмпирическим, в основном, путем.

Принципы жизни же – штука гораздо более общая, широкая и гибкая. Они представляют собой различные законы, которые люди определили эмпирическим, в основном, путем.

Законы и принципы от правил отличаются главным: общностью. Правила работают в конкретных условиях и ситуациях. Они ничего не объясняют, а просто дают конкретные директивы. При изменении условий правила перестают работать и они не дают даже никаких намеков, что делать дальше. А вот законы и принципы обладают широтой. Они позволяют вырабатывать эффективные стратегии поведения в разных ситуациях и условиях, даже в таких где никаких стандартных правил просто нет.

Примечание: Сразу хочу обратить внимание на одну важную вещь. Принципы должны быть «работающими». То есть их эффективность должна быть подтверждена практикой. Причем ВАШЕЙ практикой! Не важно, насколько убедительным выглядит принцип. Он должен работать в вашей жизненной ситуации вам на пользу. Иначе ему грош цена.

Все основные принципы жизни можно разделить на две больших категории:

Общие принципы описывают природные и системные процессы, которые теоретически работают всегда и для всех.

Индивидуальные принципы вы открываете для себя сами. Они – продукт вашего опыта, точнее его переосмысления, обработки и проверки. И именно поэтому они наиболее ценны и важны.

Индивидуальные принципы. Зачем они нужны и как их сформулировать?

Читать о принципах жизни других людей несомненно интересно, и, может быть даже, полезно. Характерно, что именно люди, обладающие жизненными принципами интересны вам и именно они добиваются успеха.

Следование чужим принципам приводит к печальным последствиям.

Однако, чужие принципы жизни могут быть не только вдохновляющими, но и опасными. Следование чужим принципам приводит к печальным последствиям. Они сравнимы с результатами неумелой трансплантации чужого органа в ваше тело.

Наиболее сильно и позитивно на нашу жизнь влияют принципы, которые вы сумели найти и сформулировать сами. Эти принципы есть результат вашего жизненного опыта и следствие вашей «кармы». Даже общие принципы мы по-настоящему воспринимает только тогда, когда они пропущены через наш жизненный опыт. Тогда они приобретают особую силу и значение.

Можете ли вы сформулировать те принципы, на которых строится ваша жизнь? Если «да», то попробуйте их записать. Очень часто при этом случаются сюрпризы. Мы думаем, что живем по одним принципам, а на самом деле мы существуем по другим. Кроме того, не путайте взгляды на жизнь с жизненными принципами.

Взгляды на жизнь – это ваши мысли по поводу жизни. Принципы жизни — это то, чем вы руководствуетесь (и часто это происходит неосознанно) при принятии решений, совершении поступков, жизненных выборов.

Если же вы не можете сходу сформулировать свои принципы жизни, то попробуйте ответить на несколько вопросов. Уверяю, что это увлекательно занятие.

Принципы и правила в чем разница

Принципы есть у всех: лично у Вас, у Ваших близких и друзей. Также есть принципы, по которым зарабатываются деньги и складываются отношения.

Хотите узнать принципы, по которым живут Ваши деньги?

Пройдите спринт-коучинг Михаила Казанцева и Александры Дербеневой!

Десять вопросов, которые помогут понять ваши внутренние принципы жизни.

Если записать ответы на все эти вопросы и немножко подумать, то вы многое в своей жизни сможете увидеть с неожиданной стороны.

В качестве примера того, как понимание принципов своей жизни влияет на ее качество и возможность перемен к лучшему, приведу случай одного из моих клиентов.

Анастасия – топ-менеджер крупной компании. Вот некоторые из ее ответов:

В результате этого простого упражнения Анастасия сформулировала несколько принципов своей жизни. Среди них были такие как:

До завершения этого упражнения, Анастасия однозначно предполагала дальнейшее развитие своей жизни исключительно в русле менеджмента и, обязательно, в крупной компании. А после его выполнения она сильно задумалась над этим. Ведь пребывание внутри корпорации, фактически, противоречило ее жизненным принципам. И не просто противоречило, а вызывало стресс и заставляло принимать неверные и невыгодные для себя решения.

Я показал только кусочек этого упражнения. Оно предполагает бОльшее количество вопросов и, самое главное, периодическое возвращение к ним на протяжении 2-3 месяцев. С каждым разом ответы на вопросы становятся все более смелыми, а принципы формулируются все более ярко и точно. Их финальная формулировка, чаще всего, воспринимается людьми, как инсайт. Обычно, мои клиенты говорят, что видят в принципах своей жизни, которые появились в итоге работы, мощнейший ресурс для воплощения в жизнь идей и изменений. Происходит это благодаря тому, что на основе индивидуальных принципов удается сконцентрироваться на том, что идет изнутри и максимально вам соответствует.

Не надо выдумывать принципы жизни. Выдуманные принципы не работают.

Принципы нужно извлечь из себя. Они у вас уже есть.

Источник

ЛЕКЦИЯ 8. Понятия «принцип» и «правило».Принцип природосо­образности

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Понятия «принцип» и «правило».Принцип природосо­образности. Принцип кулыпуросообразности. Прин­цип гуманизма.

Понятия «принцип» и « правило»

Слово «принцип» происходит от латинского слова ргтсхрь шп, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со­ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — ос­новными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, строители хоро­шо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или по­здно разрушится.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отсту­пать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика, как было сказано выше, отпочкова­лась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству опре­деленного типа личности: определяют стратегию, цели, содер­жание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъек­тов. Принципы в педагогике дают общее направление воспита­ния и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого перио­да развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвига­ют те или иные принципы или по-новому толкуют уже извест­ные.

Еще большие сложности возникают в этом плане у социаль­ной педагогики, ибо несмотря на ее зрелый мировой возраст

(более ста лет), в России эта наука делает свои первые шаги. Понимание социального воспитания как составной части раз­вития и социализации ребенка, подход к нему как субъектно-субъектному взаимодействию, определение социального воспи­тания как создания условий для целенаправленного системати­ческого развития личности позволяет выделить ряд общечело­веческих принципов, которые проверены многовековой прак­тикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться как основание для формирова­ния социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

Мы рассмотрим три принципа — природосообразности,_куль-туросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специ­фику и по-особому отражается в социально-педагогической де­ятельности.

Природосообразностъ — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, при­родного развития ребенка. Характеристики принципа природо­сообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. При­ведем примеры.

Впоследствии принцип природосообразности был взят в осно­ву построения различных педагогических и социально-педаго­гических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происхо­дить сообразно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746- | 1827), создавший учреждения и приют для сирот и беспризор­ных детей, считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспита­ния, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных спо­собностей ребенку необходима помощь. По его образному выра­жению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспита­ние, которое не было построено на принципах природосообраз-ности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И. Г. Песталоцци, также считал этот принцип важней­шим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития челове­ка, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утвер­ждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».

Принципы и правила в чем разница

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах оте­чественных классиков педагогики. К. Д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать прин­ципы и правила воспитания, но и вооружиться также основны­ми законами человеческой природы, уметь их применять в каж­дом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Раз­рабатывая программу по педагогике, К. Д. Ушинский обосно­вал необходимость предварительного изучения основ физиоло­гии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение,

«рассудочный процесс», чувства, волю), на основе которого можно переходить к изучению дара слова, нравственных, эсте­тических и религиозных чувств, дидактики.

Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в России был писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рожде­ния уже является прообразом гармонии правды, красоты и доб­ра. Если у Ж.-Ж. Руссо воспитание означало соответствие есте­ственному развитию ребенка, его природе, то у Л. Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П. П. Блонского, С. Т. Шацко­го, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной и др. Основ­ное внимание при воспитании и обучении детей советские уче­ные уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Особо следует выделить в России деятельность В. П. Кащен­ко (1870-1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу для де­фективных детей, который сочетал в себе педагогические, ле­чебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая прин­цип природосообразности, В. П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необхо­димо учитывать при воспитании и образовании «исключитель­ных» (с отклонениями в развитии) детей.

Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

• учет возрастных особенностей детей;

• учет половых особенностей детей:

• учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;

‘ опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

• развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Этот принцип является продолжением принципа природосо-образности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, ста­новится же он личностью, усваивая социальный опыт поведе­ния, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: лич­ность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры — это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необхо­димо принимать во внимание условия места и времени, в кото­рых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлю­щем смысле слова. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры — это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же не­обходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек — продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от при­родных задатков.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К. Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начи­нать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, куль­туры. В произведениях К. Д. Ушинского, а также других на­ших соотечественников (М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского) эта идея отражается как идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обуслов­ленное его историческим развитием, географическими и при­родными условиями.

К. Д. Ушинский, изучая системы воспитания передовых, стран того времени, пришел к выводу, что система воспитания

каждой страны (в большей или меньшей степени) есть выраже­ние характера самого народа. Отсюда он делает вывод: воспи­тание, созданное самим народом и основанное на народных на­чалах, всегда лучше других систем. По утверждению К. Д. Ушинского, народ и его культура создали идеал человека, ко­торому нужно следовать в воспитании. Поэтому он выдвигал требование «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется».

Принцип культуросообразности полагает престиж общечело­веческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечелове­ческие ценности полагают признание человека как самоценно­сти, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия суще­ствования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.

Приобщение ребенка к различным культурам общества: бы­товой, физической, сексуальной, интеллектуальной, полити­ческой, духовной — весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, раз­личных учреждений и объединений (школа, детские сады, вне­школьные учреждения, молодежные организации и др.), в ко­торых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру обще­ства и естественным путем интегрируется в общество.

Если же ребенок имеет отклонения в физическом, психичес­ком или социальном развитии, то проблема приобщения его к культурным ценностям народа значительно осложняется. На­пример, если ребенок лишен зрения, слуха или слепоглухоне-мой, тогда возникают очень большие сложности в приобщении детей к культуре, формировании у них культурного опыта. Поэтому для этих детей разработана своя методика и техноло­гия приобщения детей к ценностям культуры.

Однако восприятия культуры ребенком не происходит пас­сивно, он сам становится творцом этой культуры. Детские ан­самбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре. Развитие творческих способно­стей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, — особая задача. Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьюте­ром. Но пока это явление — не норма, а скорее исключение. И развитие таких детей — заслуга энтузиастов-педагогов.

Реализация принципа культуросообразности требует выпол­нения ряда правил:

• учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур;

• развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же проис­хождение, от лат. питапиз «человечный». Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как лично­сти, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критери­ем оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе. Гу­манность, человечность — идеал различных направлений гума­низма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой куль­туры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие «гуманизация», широко используемое в наше вре­мя, подразумевает деятельность отдельных людей и человечес­ких сообществ по реализации гуманизма как системы мировоз­зрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утвер­ждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвра­щаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вер­надский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлин-ский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и соци­альной педагогике получили свое развитие в период Возрожде­ния, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Идеалом гуманистического воспитания была свободная все­сторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-

1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были пред­приняты попытки разобраться в сущности и средствах гумани­стического воспитания: от наставления и примера до самоана­лиза и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просве­щенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовер­шенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

С позиций современного гуманизма, благо человека — это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зре­ния не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважи­тельного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на осно­ве ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуаль­ными, моральными и физическими ценностями.

Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения выдающихся классиков педагогики и социальной педагогики проникнуты любовью к детям. Приведем лишь несколько примеров. Уже упоминавшийся И. Г. Песталоцци, создавший приют для бес­призорных и стремившийся сделать его большой семьей, в пись­ме одному из своих друзей писал: «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они».

Любовь к детям — основной смысл жизни такого выдающе­гося педагога, как В. А. Сухомлинский, не случайно его слав­ный труд жизни называется «Сердце отдаю детям»; внимани-, ем, заботой, любовью проникнуты произведения Ш. А. Амо-| нашвили «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфо-| ния». Можно продолжить этот список людей, бескорыстно пре-; данных и любящих детей.

Задача социального педагога вместе с другими специалиста-) ми (учителями, воспитателями, психологами и др.) не только любить детей, но и научить их любить людей: своих мать и отца, братьев и сестер, друзей и всех тех, кто живет с ними. Любить, чтобы понимать и быть понятыми, любить, чтобы сотрудни­чать, любить, чтобы творить добро.

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют осо­бого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих про­изведениях А. В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворитель­ности. Милосердие, как уже отмечалось ранее, это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, че­ловеколюбия; благотворительность — деятельность, направ­ленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждаю­щемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А. В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Ми­лосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же — это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

1 Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995. — С. 41. 128

чески разделяет людей инвалидов и неинвалидов: «они» — большой мир нормальных людей и «мы» — убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура. Гуманизм — наоборот — это интеграция, объединение. Сли­яние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо труд­ности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Толь­ко решение этих проблем может происходить по-разному с уче­том особенностей того или иного человека. Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной пол­ноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А. В. Суворова, инвалид воспри­нимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма — как активный и даже главный реша­тель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окру­жающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в мило­сердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, дей­ствительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и кон­кретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворитель­ности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует преж­де всего достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодо­лении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняюще­еся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание — проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции де­тей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Пред­ставители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, при­знания их человеческого достоинства, поиска путей, помогаю­щих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к де­тям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе,

5. Зак. 7151 Галагуюк»

оптимистическую веру в способности ребенка, общение с де ми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения^ приоритет положительного стимулирования, терпимость к деЙ| тским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уваже«| ние права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную! точку зрения.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полага-1 ет признание ценности ребенка как личности, его прав на сво>| боду, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание ус-1 ловий для развития ребенка, его творческого потенциала,| склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной са-; мореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует: соблюдения следующих правил:

• достойного отношения общества ко всем детям, независи­мо от того, в каком физическом, материальном, социальном по­ложении они находятся;

• признания права каждого ребенка быть самим собой, ува­жительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

• помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основывать­ся на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;

• стремления не выделять детей с проблемами в особые груп­пы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под­готовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, дол­жна быть продумана система общения таких детей со взрослы­ми и детьми.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается принцип от приема?

2. В чем историческая обусловленность развития принципов социаль­ной педагогики?

3. Какова взаимосвязь педагогических принципов и принципов соци­альной педагогики?

4. Раскройте принцип природосообразности для социальной педагоги­ки.

5. В чем особенности принципа культуросообразности и его значение для социальной педагогики?

6. Какова сущность принципа гуманизма?

Литература

1. Гаврилова К. В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. — Минск, 1985.

2. Калмыкова 3. И. Педагогика гуманизма. — М., 1990.

3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1992.

5. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценно­стей. — Самара, 1997.

6. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

7. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов педвузов. — М., 1994.

8. Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *