Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип сознательности и активности;

3) принцип наглядности;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип научности;

6) принцип доступности;

7) принцип прочности;

8) принцип взаимосвязи теории и практики;

9) принцип завершенности процесса обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

1) обращать внимание на личность ученика;

2) научить учащегося мыслить причинно.

Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:

1) понимание целей и задач предстоящей работы;

2) опора на интересы учащихся;

3) воспитание активности у учащихся;

4) использование проблемного обучения;

5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.

Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

1) использовать наглядные предметы;

2) изготавливать совместно учебные пособия;

3) использовать технические средства обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:

1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

3) должна существовать логическая урочная система;

4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

Принцип научности проходит при использовании следующих правил:

1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

3) необходимо использование научных терминов;

4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

5) необходимо поощрение исследовательской работы.

Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

2) учет возрастных особенностей учащихся;

3) доступность, использование аналогий.

Принцип прочности основан на следующих правилах:

1) систематическое повторение учебного материала;

2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

3) использование логики в обучении;

4) применение различных норм и методов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:

1) практикой доказывать необходимость научных знаний;

2) информировать учащихся о научных открытиях;

3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

4) приучать учащихся применять знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:

1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения

Источник

Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

14. Характеристика принципа воспитывающего обучения

Среди важнейших элементов образования известный педагог И.Г. Песталоцци выделял нравственное образование, целью которого в области морали, нравственности и этики является правильное всестороннее и гармоническое развитие задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности, и привитие ему определенных навыков.

Термин «воспитывающее обучение» впервые ввел в педагогику И. Ф. Гербарт, который утверждал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, н нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств.

В современном понимании воспитывающее обучение есть обучение, при котором достигается связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их как нравственной личности.

Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе преподавания не только учебных, но и воспитательных задач.

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.

Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между учащимися и учителем. Доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности, непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности.

Реализация принципа воспитывающего обучения предполагает опору на сильные стороны обучаемых. Это обусловлено тем, что обучаемые не одинаковы по уровню воспитанности. В этой связи многократное подчеркивание их недостатков может снизить их самооценку и уровень притязаний вместо позитивных сдвигов в личностном и интеллектуальном развитии.

Воспитывающий потенциал обучения возрастает, когда наблюдается согласованность в стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Если воспитательные воздействия в процессе обучения будут несбалансированными, негармонизированными, а разнонаправленными, а иногда и противоположными, то учащийся приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком произвольно.

Источник

Особенности системы принципов обучения

Принципы обучения нужно рассматривать системно. Система принципов обучения формировалась посредством раскрытия взаимосвязей и взаимообусловленности принципов и объединила их пары в общие названия, например: «научность и доступность», «систематичность и связь теории с практикой» и другие. Таким образом, система принципов выразила общий характер, определяющий содержание и течение педагогического процесса в образовательной практике.

Благодаря данной системе возможно строгое учитывание условий обучения и производительность их учета, основываясь на взаимообусловленных требованиях, правилах и подборе соответствующих методов. Она целостно отражает процесс обучения и дает возможность комплексно подходить к совершенствованию.

В систему принципов обучения входят интегративные черты: целесообразность, эффективностью, открытость содержания и возможность применения новых технологий. Функциональная и целенаправленная система принципов рассматривает получение результата образования, воспитывающего и развивающего воздействия на личность в качестве цели. Каждый принцип, как компонент всей системы, непосредственно влияет на планируемый исход и достижение общего результата. Оценка степени достаточности этих принципов возможна при расчете принципов обучения, составляющих базис современной системы принципов обучения.

Принципы развивающего и воспитывающего обучения

Основным системообразующим принципом считается принцип развивающего и воспитывающего обучения, который может помочь раскрыть сущностный характер современной концепции обучения.

Схожим считается принцип социокультурного соответствия. Остальные, входящие в систему, занимают разные его уровни, соответствующие условиям реализации педагогического процесса.

Любой из принципов считается действенным при условии работы всех в совокупности. На рисунке 1 показана схема взаимообусловленности всех принципов обучения. Современная система подразделяется на 4 уровня системности, каждый из которых рассматривается как двухуровневая структура, обеспечивающая наличие целенаправленности в достижении поставленных результатов.

Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что

Первый уровень включает в себя два парных принципа, которые были сформированы в качестве базиса системы воспитания и обучения. К ним относят такие как:

Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации

Данный принцип способен управлять коммуникативной стороной обучения, определять характер отношений в коллективе, предусматривать сотрудничество и сотворчество среди педагогов и обучаемыми, создавать доверительную обстановку и атмосферу доброжелательности, товарищеские отношения, поддерживать здоровую ученическую конкуренцию.

Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения опирается на организационную составляющую учебного процесса.

Две формы имеют свой потенциал развития и достаточные ограничения. Индивидуализация обучения и только коллективный способ обучения исключают возможность разнообразия общения и форм эффективного взаимодействия. Их сочетание является причиной вырабатывания групповой дифференциации в работе, основывающейся на самостоятельной познавательной и преобразующей деятельности.

Второй уровень предложенной системы состоит из парных принципов, характеризующих внутренние условия эффективного владения знаниями:

Три последних принципа были объединены неслучайно. Только такое сочетание имеет возможность урегулировать:

Изначально познание естественной наглядности, выраженной в предметах и объектах реального мира, является базисом для последующего познания наглядности, представленной в рисунках, картинках, которая переходит к освоению абстрактно-символической наглядности, а именно: схем, таблиц, график. Формирование принципа сознательности и активности обучаемых происходит неотрывно от принципа наглядности, так как служит его логическим продолжением. Именно он обнаруживает смысл деятельности подхода в обучении. Его суть – овладение знаниями и развитие посредством собственной активной деятельности детей, которая является причиной порождения сознательности и понимания целей деятельности. Стимуляция всех уровней активности необходима для неугасания творческой активности ребенка до окончания обучения при наличии растущего потока информации.

Принципы содержания учебного процесса, предмета и характера деятельности

Третий уровень состоит из принципов, которые раскрывают содержание учебного процесса, предмет и характер деятельности. К таким принципам относят:

Принцип научности способен структурировать содержание образования в его переход от описания к объяснению, от объяснению к прогнозу, от фиксирования фактов к их обобщению, от симбиоза логического анализа и определенного исторического подхода к переработке полученных знаний и овладения методами научного исследования. Предложенная структура помогает в постижении теоретических закономерностей познания мира от теории к практике и от практики к теории.

Движение может быть основано на различных формах работы: знакомства с фактами, выполнение практических заданий, упражнений. Наука рассматривается в качестве системы знаний, требующая систематичности, включающая в себя оперирование теоретическими понятиями и практикой для реальных преобразований в действительности.

Принцип системности включает в себя логичность, последовательность и преемственность в изложении знаний. Это способствует каждому следующему этапу основываться на предыдущем, продолжать и следовать ему. Известны определенные приемы, позволяющие заметно повышать уровень системности знаний. Они основываются на:

Четвертый уровень системы включает в себя ведущие принципы, на достижение которых направлена вся их система. Имеющаяся описанная последовательность принципов из системности демонстрирует их ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, причем она имеет возможность регулировать всю систему планирования и осуществления педагогического процесса и соответствует реальным условиям для успешной его реализации.

Источник

Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний

Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что

Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что

Принцип воспитывающего и развивающего характера обозначает что

В соответствии с ним в программах отражено поступательное развитие основных видов деятельности (игра, труд, познавательная деятельность). Дети осваивают свойства природных объектов и знания о них в различных видах деятельности. Ведущим является игровая д-ть ( с песком, снегом и т.д.). Знание о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды делают труд ребенка в природе осознанным и стимулируют активную социальную позицию.

Экологические знания имеют огромное значение для развития познавательной деятельности, развивают познавательный интерес, стремление к самостоятельному освоению различных способов познания мира.

Эколог. знания способствуют воспитанию этического и эстетического отношения к природе, воспитанию нравственных качеств.

Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления поставленных

задач: принцип гуманизма, позитивного прогнозирования, непрерывности, единства

воспитания и обучения, наглядности и активности в познании детьми природы.

Принцип индивидуального подхода к детям.Построение образовательного процесса на основе детских интересов с обязательным учетом природных задатков, способностей, индивидуальных особенностей, обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка.

Краеведческий принцип или Принцип регионализма.Многие педагоги при осуществле-

нии задач экологического образования ориентируются на содержание программ и методических разработок, единых для всей России. Поэтому они изучают с дошкольниками не свой край, а

усредненную природу средней полосы России. Экологическое образование дошкольников должно опираться, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным

мышлением детей данного возраста. Необходимо сначала познакомить детей с родным краем. Экологическое образование неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине – основа воспитания любви к Отечеству.

Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления поставленных задач: принцип гуманизма, позитивного прогнозирования, непрерывности, единства воспитания и обучения, наглядности и активности в познании детьми природы

Принцип гуманизации. Гуманизация экологического образования проявляется в том, что наряду с усвоением закономерностей и особенностей явлений и предметов природы, оно должно развивать и гуманистические идеалы, духовные и нравственные ценности у детей.

Принцип гуманизации реализуется через воспитание культуры потребления. Содержание экологического образования способствует и формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, о самоценности природы, воспитанию уважительного отношения ко всем формам жизни на планете.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у человека чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

Применительно к дошкольной ступени данный принцип означает, что в процессе экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на их основе – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе, в игре, в бытовых условиях.

Принцип позитивного прогнозирования, предполагающий проектирование результатов воздействия человека на природу, не приводящего к разрушению, а обеспечивающего заботу о предметах, объектов природы.

Принцип преемственности предполагает тесную связь дошкольного образования со всеми ступенями системы непрерывного образования: начальной школой, педагогическими колледжами, вузами, готовящими будущих специалистов, курсами повышения квалификации педагогов. Данный принцип обеспечивает непрерывность развития экологической культуры, легкость перехода человека на последующие ступени экологического образования.

Кроме того, принцип преемственности должен соблюдаться в отборе знаний внутри дошкольного возраста. Программа должна строиться на основе принципа спирали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *