Принцип развития означает что применительно к психологии

Принцип развития означает что применительно к психологии

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

2.1. Принцип развития в психологии

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв­ ления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, кото­рая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существо­ вало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детер­ минизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяс­ нены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи­ ческой природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основа­теля ассоциативной психологии Д. Гартли, который считал, что ас­социации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах фор­ мируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголос­ки механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например в теории энергетизма, которую признава ли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкреп­ ление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биоло­ гический детерминизм, который возник с появлением теории эво­ люции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем ус­ ловиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления при­ нимали этот вид детерминизма за аксиому.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благода­ ря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерми­ низма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет дли­ тельную историю.

Именно это и объясняет принцип системности, который пред­ ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психи­ ки предполагает ее активность, так как только в этом случае воз­можна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понима­ нии психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «хо­ лизма», так как каждая психическая система (прежде всего, есте­ственно, психика человека) является уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к принципу развития, который утвержает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адек­ ватным способом ее изучения является исследование закономерно­стей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наи­ более распространенных психологических методов относится имен­ но генетический.

разум волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное зна­ чение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низ­ шим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, глав­ным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психоло­ гии развития в первой половине XX в.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сход­ство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории река­питуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не су­ ществует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимо­сти от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще про­ падать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживае­мое при сравнительном анализе процессов познавательного разви­ тия, становления самооценки, самосознания и т. д. у маленьких де­ тей и первобытных народов.

Источник

Принцип развития в психологии.

Принцип развития означает что применительно к психологии Принцип развития означает что применительно к психологии Принцип развития означает что применительно к психологии Принцип развития означает что применительно к психологии

Принцип развития означает что применительно к психологии

Принцип развития означает что применительно к психологии

Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

Развитие (в широк смысле) – изменение системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований.

Особенности процесса развития:

1. необратимость(возвращение системы на исходный уровень по всем показателям не возможно)

2. обязательно одновременно включает прогресс и регресс(прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии, т.к. выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие)

3. неравномерность развития(качественные скачки сменяются постепенным количественным накоплением)

4. зигзагообразность развития (развитие сопровождается временным ухудшением функционирования системы, т.к. когда формируется принципиально новые структуры, то на начальных этапах функционирования она работает хуже, чем старая.

5. иерархический принц развития (при появлении нового уровня функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархических уровней новой системы (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление остаются при появлении понятийного).

6. единство тенденции к качественному изменению и тенденции к устойчивости(успешное развитие не возможно без сохранения достигнутого).

Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики.

Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, то есть освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов пси­хического развития ребенка:

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с рит­мом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каж­дая сторона в психике ребенка имеет свой опти­мальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Данный принцип, в том числе и законы развития, сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отече­ственной психологии за основу. Самая известная и наи­более распространенная версия принципа развития в отечественной психологии — деятельностные концеп­ции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современ­ных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.

Методы психологии развития

организационные методы\-сравнительный метод (сопоставление различных групп людей)- лонгитюдный метод-развитие личности человека на протяжении долгих лет.- комплексный метод- специалисты разных областей. Эмпиричисеские методы. Наблюдение-сплошное и выборочное. Самонаблюдение. Психодиагностические (тесты, опросники)

Анализ процессов продуктов деятельности.

Ограниченность формирующего эксперимента можно преодолеть при помощи методов срезов. Срез-кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития.

Принцип развития означает что применительно к психологии

Поперечный срез-сопоставление развития групп испытуемых, но не может выявить индивидуальные характеристики.

Продольные срезы-измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении долгого периода времени.

.методы обработки данных:-количественные ( статические)-качественные ( дифференциация по группам) интерпретационные методы

-Генетический (анализ материала в плане развития отдельных стадий, фаз)

— структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

Источник

Принцип развития означает что применительно к психологии

© ФГБУН Институт психологии РАН, 2016

Генезис принципа развития в современной психологии

А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко

Прежде всего хотелось бы кратко напомнить, какие методологические вопросы обсуждались и решались 38 лет тому назад. В своей прекрасной обобщающей статье «Методологические проблемы психологии развития» Л. И. Анцыферова провела глубокий анализ обсуждаемых проблем и предлагаемых решений. Книга состояла из статей 15 авторов, но каких! Только после стольких лет становится ясной истинна я ценность этих ученых и их работ. Это – Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, Я. А. Пономарев, А. В. Брушлинский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В. В. Давыдов, К. Э. Фабри, Н. С. Лейтес, И. И. Чеснокова, Т. И. Артемьева, Н. А. Логинова, П. Тульвисте, Г.-Д. Шмидт, Г. Томэ. Большинство работ данного издания часто цитируются и сегодня. В чем секрет такой большой популярности этой книги, ее востребованности и в современной психологии? Не только в известности и научном авторитете авторов, но и в представленном в ней глубоком содержательном анализе и разработке принципа развития. Напомним, какие проблемы рассматривались в данном издании, а затем сравним их решения с современными решениями.

Л. И. Анцыферова пишет: «Взаимное обогащение на новом методологическом уровне принципа развития и системного подхода особенно необходимо в области психологии, имеющей дело с психической организацией жизнедеятельности человека, – с системным объектом высочайшей степени сложности и пластичности, находящимся в постоянном становлении и преобразовании» (Анцыферова, 1978, с. 5). Далее она отмечает, что в психологии развития все более используются различные «системные» понятия: иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция, а само развитие начинает пониматься как системно-целостный процесс. Кроме того, сближение категорий развития и системности обусловлено общим характером необратимых изменений, который выделен для системных объектов. Анализ фаз, стадий, уровней развития был представлен в целом ряде статей: изучение пространственно-временной структуры жизненного пути человека – у Н. А. Логиновой и Г. Томэ, исследование интеллектуальной деятельности – у Я. А. Пономарева, анализ становления самосознания – у И. И. Чесноковой, аналитико-критическое обсуждение концепции личности Э. Эриксона – в работе Л. И. Анцыферовой, исследование онтогенеза животных – у К. Э. Фабри.

Л. И. Анцыферова указывает, что «психическое развитие есть всегда единство прогрессивных и регрессивных преобразований, но соотношение этих разнонаправленных процессов на разных этапах жизненного пути индивида существенно меняется» (там же, с. 6). Прогрессивное развитие как линия перехода от менее совершенного к более совершенному предполагает и регрессивные тенденции: актуализация психического развития ограничивает возможности ее становления в иных направлениях. Центральным вопросом прогресса развития становится необходимость изучения закономерностей перехода от низшего уровня к высшему. Обобщая исследования ранних стадий онтогенеза, А. В. Запорожец предполагает, кроме описания стадиального развития, учитывать и функциональное развитие внутри стадий, что ведет к количественному накоплению и качественному образованию новых элементов, составляющих потенциал развития. Подобные идеи развиты в работе В. Г. Асеева, который раскрывает положение о накоплении в процессе деятельности потенциальной сферы или функционального запаса, содержащего новые элементы. Эти идеи раскрывают механизмы развития, переход на качественно новые его стадии, утверждают единство и преемственность его процессов. На большом материале в работе К. Э. Фабри показано формирование поведения на основе зарождения элементов более высокого уровня внутри предшествующих стадий. Преемственность развития от живого созерцания к абстрактному мышлению продемонстрирована в статье В. В. Давыдова и А. К. Марковой.

Принцип иерархии занимал ведущее место в генетической психологии Ж. Пиаже. Х. Вернер подчеркивал дифференциацию и уровневую интеграцию как законы становления иерархической организации психического развития. Однако в решениях, предложенных данными авторами, не содержится представления о качественных преобразованиях при переходе от более простого к сложному, и прослеживается идея финальности развития (абстрактно-логическое мышление у Ж. Пиаже и мышление взрослого человека у Х. Вернера). В противовес этим финалистическим представлениям, в статьях А. В. Запорожца, А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева развивается представление об отсутствии конечного состояния в прогрессивном развитии: «С позиций концепции неограниченного развития принцип развития оказывается шире генетического принципа, понимаемого как раскрытие генеза некоторой сложившейся системы, развитие которой совершается лишь в пределах одного и того же класса сложности» (там же, с. 11).

Как подчеркивает Л. И. Анцыферова, важнейшим для раскрытия диалектики движущих сил психического развития человека является разведение сензитивных и критических периодов, представленное впервые в работе Н. С. Лейтеса. Именно в контексте единства борьбы противоположностей и гармонии может быть рассмотрено соотношение критических и сензитивных периодов. Кризисы развития традиционно трактуются как периоды снижения темпов, деструктивных проявлений, нарастания противоречий, нарастания внутреннего дискомфорта. Однако внутри данных процессов происходит взаимодействие двух тенденций – противоречия между новыми элементами и разными функциональными связями и гармонии между ними. Координация между элементами и их взаимодополнение создают новые возможности для развития.

Вопрос о движущих силах психического развития – составная часть сложной проблемы детерминации развития психики. Так, в работах В. Г. Асеева и А. В. Брушлинского раскрывается структурно-уровневая концепция детерминации психического развития. Это два уровня факторов: 1) предрасполагающие, создающие диспозиции, подготавливающие и 2) осуществляющие и реализующие. И те, и другие – основные, побочные, дискретные и постоянно действующие – создают постоянно напряженное поле (Асеев, 1978). Диалектика внутренних и внешних противоречиво действующих сил анализировалась А. В. Брушлинским при исследовании процесса творчества. Развитие творческого процесса – это преломление внешнего через внутреннее, бесконечное богатство и новизна внешнего порождает качественно новое внутри уже сложившегося (Брушлинский, 1978). Детерминация развития тесно связана с конкретными социальными условиями: «Процесс жизни человека все теснее сплетается с историческим процессом, диахроническое членение которого накладывает свою структуру на возрастное и стадиальное членение жизненного пути индивида» (Анцыферова, 1978, с. 18). Эта диалектика детерминации жизненного пути выражена в статье Н. А. Логиновой: личность является современницей эпохи и сверстницей поколений. Однако социально-историческая детерминация не означает непосредственную связь между изменением общественных отношений и преобразованиями психики. Развитие общества порождает новые виды деятельности, в свою очередь порождающие новые, необходимые виды мышления, памяти, восприятия (Тульвисте, 1978).

Источник

Принцип развития в психологии

Основы принципа развития

Принцип развития и его применение связано с принятием генетической позиции на предмет изучения. Психологические теории в этом случае используют представления о филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе. Другой стороной рассматриваемой проблемы является существование психического лишь в рамках процессуального развития. Л. Анцыферова предполагала, что необходимость отражения, прогнозирования, предвосхищения изменчивости условий различных форм социально обусловленной деятельности человека порождает фундаментальный, основной способ существования психики. Она проявляется как непрерывный (континуальный), постоянно развивающийся процесс.

Развитие в широком понимании представляет собой изменение или функционирование системы. Этот процесс сопровождается формированием нового, более высокого качества (возникновение качественного новообразования).

Особенность движущих сил развития заключается в том, что их нельзя ограничивать системными связями. Значительным вкладом деятельностного подхода в психологии становится раскрытие роли ведущей деятельности. Это событие позволило преодолеть теории 2 факторов, которые предполагали использование в качестве источников развития внешние условия (социальные) или внутренние (биологические). По этой теории в онтогенезе формируются основные новообразования психического развития.

В рамках теории опосредования психологическими орудиями предположения об актуалгенезе высших психических функций развивалось через разработку экспериментального генетического метода в психологию. Так, Л. С. Выготский назвал собственный метод экспериментально-генетическим. Это обусловлено тем, что он искусственным образом вызывает и формирует с позиции генетики процесс психического развития. В этом случае Выготский говорил о представлении всякой высшей формы поведения не в качестве вещи, а в качестве процесса.

Соответствующий методический прием, который нашел реализацию в принципе построения методик двойной стимуляции, позволил провести анализ становления высших психических функций в качестве процесса их опосредствования (преобразования).

Генетический путь рассмотрения можно отнести не только к содержательным основаниям, которые представлены в теории, но и к методам построения исследований. Например, лонгитюдный метод претендовал на проверку гипотез о развитии, предполагая другие схемы построения исследования, чем традиционные эксперименты. Поэтапное изучение развития и новообразований на каждой новой стадии характеризуется реализацией принципа развития в исследовании в общей и возрастной психологии, психологии образования и труда.

В более широком понимании принцип развития в психологии предполагает использование в качестве методологической опоры в рамках любой науки (теории). Здесь происходит обсуждение его движущей силы и влияющих на него факторов. Некоторые зарубежные концепции во главу угла ставят «конечную» причину, которая может являться предшествующим стремлением психического развития к некоторому окончательному состоянию. Такое конечное состояние в эпигенетической концепции Э. Эриксона представлено этапом индивидуальности, в теории когнитивного развития Ж. Пиаже – стадией операционального интеллекта (формальным завершением структуры группировок).

Современные исследования, посвященные раннему онтогенезу, позволяют определить большое число фактов, которые позволяют провести интерпретацию развития познания и личности субъекта в качестве становления антиципирующих когнитивных схем, которые направляют его активность. Однако, интерпретируя их результаты соотношения понятий, в частности, «восприятие-действие» в используемых объяснительных схемах местами меняется в соответствии с теоретическим пониманием движущих сил развития и общим представлением о социальной ситуации и исследовательских процедурах. В этих рамках происходило установление фактов, а значит, их реконструкция.

Действие принципа развития

Реализация принципа развития находит место в исследованиях психики взрослых людей, в частности, на уровне микро генетического анализа. Выявление микро этапов при развертывании психических процессов способно реализовать подход, который раскрывает функциональное становление, то есть их актуалгенез. Раскрытие недостаточной апелляции на принцип обратной связи, детерминирующее значение разного рода (уровня) предвосхищений, динамика новообразований (смысловой, целевой, операциональный уровень) представляют собой существенные завоевания российской психологии, что конкретизирует принцип развития в исследовании мышления.

Анализ динамики регуляции процессов способен предоставить свидетельство о его развитии. Тем не менее, не любое временное развертывание процесса характеризуется его развитием. Переструктурирование психологических систем является важным критерием развития, что продемонстрировал Л. С. Выготский в своем труде «Мышление и речь». Здесь он говорил о перестройке процессов при переходе от младшего школьного возраста к старшему, заостряя внимание на соотношении процессов развития и обучения. При освоении научных понятий происходит изменение не только внутренней структуры мышления детей, но и системной организации сознания в целом. Это находит выражение, в частности, через изменение отношения между памятью и мышлением.

Л. И. Анцыферова сформулировала несколько особенностей процесса развития, которые играют большую роль в психологии и педагогике:

В таких переходах можно выделить 3 стадии: дезорганизация и кризис, завершающиеся перестройкой, проявлением новой структуры; сензитивный период быстрого развития и реализации новых возможностей; критическая стадия, проявляющаяся снижением темпа развития, повышением уязвимости системы.

Проблемы принципа развития в психологии

Одной из недостаточно решенных и рассмотренных проблем является смена одних законов и определенных факторов детерминации развития на другие. А. Н. Леонтьев произвел основание следующей основной закономерности: смену законов биологической эволюции в филогенезе на законы развития истории и общества. В рамках онтогенеза развитие психики выстраивается через присвоение людьми общественно-исторического опыта.

Принцип активности был сформирован Л. И. Божович. Здесь проявляется связь принципов активности, развития и системности. Исследователь утверждала: «В ходе развития происходит качественное преобразование самой личности ребенка, при этом оно происходит с помощью его собственной активной деятельности и его своего активного отношения к среде».

Межфункциональные системные новообразования способны закреплять формирование специфических только для людей функциональных систем (речевое мышление, логическая память, категориальное восприятие, способность постановки целей и образования намерений). Самодвижение представляет собой более емкое понятие, объединяющее звучание принципа активности и развития.

Сложность обобщений в принципе развития психологии можно отнести к тому, что развитие выступает и в качестве предмета изучения, и в качестве базовой категории или объяснительного принципа.

Психология развития, включая акмеологию, выделяется в отдельную предметную дисциплину, которая взаимодействует с общей психологией, психологической генетикой, психологией личности. Осуществление анализа развития в качестве актуалгенеза психических явлений происходит с позиции абсолютно разных теоретических платформ в составе различных школ психологии. В составе самого принципа развития важно выделить смену его интерпретаций не только в различных концепциях психологии, но и в различных парадигмах, что до настоящего времени не является предметом специальных работ. Сегодня производятся новые открытия, и в применение к принципу развития вероятно изменение его понимания и переформулирования. Все больше говорится о саморазвитии и о самодетерминации в качестве новейших тенденций в понимании детерминации развития будущего.

Обобщение положений концепций психологии, которые демонстрируют реализацию в определенных принципов, можно считать закономерным и привычным путем выделения внутренней опоры частнонаучной методологии в исследованиях психологов. Менее привычен анализ того, в какой мере в соответствующей научной теории происходит реализация того или иного декларируемого принципа. Споры в психологии становятся важнейшим средством прояснения принципов, затрагивая как существенные, так и судьбоносные для всей психологии проблемы (например, объективность метода, отношение психологии к марксизму, психики к мозгу). Тем не менее, они могут носить и более парциальный характер прояснения определенным исследователем собственного понимания проблемы или нового подхода для того, чтобы решить ее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *