Принцип педагогической техники я знаю что ничего не знаю

Принципы педагогической техники.

— Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. – А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? – Да. А теперь мы с тобой перевяжем нить узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь ещё. Видишь какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.

Приёмы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Это каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: «В.Ф. Шаталов задаёт ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков даёт ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить из этого материала.»

Конечно, перечень приемов можно значительно расширить. В этом мы ещё убедимся.

Формулировка 1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».

И ещё момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?…), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников, и, соответственно, наши образовательные усилия.

Формулировка 2: использовать открытые задачи

(см. приложение 2 «В творческих задачах, с. 77)

Благо, как показывает наш опыт и эта книга, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах (см. приложение 2 разделы «Россыпь задач» и «Проект: новые задачи», с.80-83).

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приёмы педтехники. И результат такой подготовки известен.

Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

` Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ

& Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывал эффективности своего труда! Наверное наш идеал, как и всякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно.

Формулировка: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность самоорганизации учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ узнать что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки» Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Источник

Принципы педагогической техники

Проверено лично. Представляем книгу Анатолия Гина.

Школу делает школой учитель.
Учителя разные — ведь они вырастают из учеников.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы — только это педагогические краски, этюды, приемы.
Вот учитель—мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Мастерство — это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много — часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя-тремя “секретами”.
Эта книга — сборник педагогических приемов. В нее вошли только те из них, которые технологичны и применимы в условиях обычной современной школы.

Книга-методика «Приёмы педагогической техники» Анатолия Гина адресована учителям-практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся апробированные и четко сформулированные приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приемы обеспечения эффективной проверки знаний и т. п., а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, нескучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе и др. Кроме того, в ней раскрыты приемы организации труда учителя.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
— Видишь — вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? — Так.

— А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? — Да. — А теперь

мы с тобой перевяжем нити узлами — вот так. И получилась сеть.
С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак
или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? — Да. Приемы педагогической техники — сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники.
Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый
из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, — свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора.
И особенно не любят этого дети. Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: “В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова
учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала” Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. В этом мы еще убедимся.

ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые “закрытые” задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б. ), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии. ), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор — между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми — зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи. Благо, как показывают наш опыт и эта книга, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах.

ФОРМУЛИРОВКА: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система — техническая, экономическая, социальная или педагогическая, — тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. Учитель не имеет “термометра настроения” или “высотомера понимания”, но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить.
А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: “Хорошо организованная жизнь — это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки” 1. Сетка, сеть — образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники — сеть. А результат — хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Источник

Принципы педагогической техники Краткий теоретический минимум

– Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. – А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? – Да. – А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.
Приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, – свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора. И особенно не любят этого дети.
ФОРМУЛИРОВКА: В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: “В.Ф.Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала”.
Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. В этом мы еще убедимся.
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
“Я знаю, что я ничего не знаю”, – говорил мудрый грек. “Я хорошо знаю химию, литературу и историю”, – звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда же тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение – лишь воспитание исполнителей!
ФОРМУЛИРОВКА 1: Не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо “образование не достигает точки насыщения”.
И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые “закрытые” задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии. ), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.
ФОРМУЛИРОВКА 2: Использовать в обучении открытые задачи
Благо, как показывает наш опыт, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать”, – говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность”.
Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.
ФОРМУЛИРОВКА: Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ФОРМУЛИРОВКА: Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, – тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет “термометра настроения” или “высотомера понимания”, но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ
(высокого кпд)
Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (кпд). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его кпд) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.
ФОРМУЛИРОВКА: Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: “Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки”. Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Из книги Анатолия ГИНА
“Приемы педагогической техники”

Источник

Статья «Педагогическая техника в интерактивном обучении как средство обеспечения принципов обучения (на примере уроков истории и обществознания)»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

Одна из приоритетных задач современного образования – подготовка гражданина своей страны, человека, умеющего брать на себя ответственность, планировать будущее. Этого невозможно добиться без повышения качества образования, без использования инновационных подходов к организации процесса обучения.

Сегодня основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Это означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (с компьютером) или с кем-либо (с человеком).

Авторы различных методик, такие как Гин А., Суворова Н., Селевко Г. сходятся во мнении, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Такими целями могут выступать ключевые компетенции (умение сотрудничать, общаться и др.), общеучебные умения (анализировать, делать оценочные суждения и пр.), когнитивные (умения и навыки выполнения конкретных действий со знаниями), которые могут быть реализованы через определённую педагогическую технику. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, усвоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

· развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

· решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащегося необходимой информацией;

· развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

· обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;

· позволяет снять нервную нагрузку, переключить внимание, сменить форму деятельности и т.д.

В настоящее время разработано немало педагогических приемов, позволяющих учащимся учиться критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях. Эти способы и приёмы, обеспечивающие эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса, мы относим к педагогической технике. Педагогическая техника представляет собой сложную сеть, в которой

каждый приём обеспечивает поддержку другого, создавая нечто целое, создавая систему.

Поэтому необходимо при планировании процесса обучения и выборе интерактивных методик руководствоваться некоторыми принципами. А.Гин в «Приемах педагогической техники» выделяет пять основных принципов. Для их реализации подберем гамму конкретных приёмов.

Принципы обучения и их реализация с помощью приемов педагогической техники

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно представлять учащимся право выбора, с одним важным условием – право выбора всегда уравновешиваются осознанной ответственностью за свой выбор.

Например, на первом же уроке новой темы по предмету «Обществознание» преподаватель вывешивает “Базовый лист контроля”. В нем перечислены основные понятия, формулировки и т.д., которые обязан знать каждый учащийся.

Базовый лист может быть “двухэтажным”. Первая его половина – обязательный минимум для всех, вторая половина содержит добавочные вопросы или творческие задания для претендентов на “отлично”.

Таким образом, выбирая тот или иной объем работы, учащиеся несут ответственность за полученные оценки.

2. Принцип открытости.

“Я знаю, что я ничего не знаю”, – говорил мудрый грек. Печально то, что учащиеся подчас не знают главного: ОНИ НЕ ЗНАЮТ, ЧЕГО ОНИ НЕ ЗНАЮТ. Весьма смутно представляет сегодня выпускник школы границы своей информированности и уж совсем туманно – границы познания наук. Откуда же тогда взяться любознательности? Поэтому задача педагога – не только представлять знания, но еще и показывать их границы, сталкивать учащегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Главное достояние процесса обучения – не сумма аккуратно уложенных в голову учащегося ответов на стандартный перечень вопросов, а готовность к познанию и саморазвитию.

Мы знаем, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное, поэтому учителю нужно стремиться находить такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Например, на уроке при изучении темы “Сущность тоталитаризма” учитель говорит: «Вы уже знакомы из уроков литературы с романом М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Воланд – какой он? Зло наказывает зло? А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал своё понимание исторической роли Сталина?»

Иногда удивительное не просто привлекает внимание и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает еще один прием – «фантастическая добавка». Учащимся предлагается: “Представьте себе, что вы можете встретиться с В.И. Лениным накануне революции 1917 г. Что бы вы сказали ему? Попробуйте предсказать его реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях”.

Использование таких приемов иногда бывает очень эффективно, так как помогает ликвидировать оторванность, изолированность получаемых на уроках знаний от общего процесса познания окружающего мира.

3. Принцип деятельности.

В основе этого принципа лежит убеждение в том, что освоение учащимися знаний, умений, навыков только в деятельности. Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, учащийся должен с ним работать. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Можно привести следующий пример реализации этого принципа на уроках «Истории», «Обществознания» и др. Учащиеся получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают своё мнение. Эффективнее всего коллективная работа, тогда учащиеся ищут ошибку вместе, спорят, совещаются. Или возможна такая форма работы: преподаватель объявляет конкурс “шпаргалок” (опорных конспектов) по ранее изученной теме.

4. Принцип обратной связи.

Процесс обучения нужно регулярно контролировать с помощью развитой системы приемов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров, без этого успешный полет немыслим. Успешный урок так же немыслим без обратной связи. Только преподаватель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет “термометра настроения” или “высотометра понимания”, но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

Один из таких приёмов – это применение сигнальных карточек эмоционального состояния. В начале урока учащиеся поднимают карточку, символизирующую то настроение, с которым он пришёл на урок (красная – хорошее настроение, зелёная – спокойное, синяя – плохое, чёрная – угнетённое).

Синий и чёрный цвета говорят о неготовности к активной деятельности учащихся. Их можно привлечь к работе, поручив роли: эксперт, хранитель времени, «фома неверующий», «адвокат» и тп.

Процедура с карточками повторяется в конце урока в качестве рефлексии собственной деятельности. Это позволяет проследить как меняется настроение, уровень заинтересованности учащихся в течение урока и внести коррективы в деятельность педагога.

5. Принцип идеальности (высокого КПД).

Идеальность – одно из нужных понятий в использовании интерактивных методов обучения. Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов – едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность (КПД) действия тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогическому процессу это означает, что некоторые приёмы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшенные из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил преподавателя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда. Полезно максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Для этого можно применять различные приёмы педагогической техники. Например, учитель может увеличить свой “оценочный арсенал”. Шкала из трех отметок (“3”, “4”, “5”) – грубый инструмент. Вполне допустимо выставлять оценки по 10-ти бальной шкале, тогда учащиеся будут лучше представлять уровень своей подготовленности, и не будут упрекать преподавателя в необъективности. Естественно, учитель, используя этот приём должен заранее ознакомить учащихся с правилами соотношения баллов и оценок.

Для повышения активности и интереса учащихся на уроках нужно приучить их к регулярному оцениванию своего труда. Например, завершив работу, учащийся сам ставит себе оценку. За ту же работу оценку ставит и учитель. Записывается дробь (4/5; где “4” – оценка учащегося, а “5” – оценка преподавателя). С помощью такого приёма можно проследить низкий или высокий уровень самооценки у учащихся и, исходя из этого, регулировать данный процесс. Когда преподаватель доверяет учащимся, то доверие ценится, и редкий учащийся не прилагает усилий, чтобы не оправдать его в дальнейшем.

Реализация принципов обучения А.Гина с помощью методики «шести шляп»

Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свой­ство нашей психики также необходимо использовать в процессе обучения. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»!

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыс­лить». Обыгрывая этот оборот, Эдвард де Боно предлагает «пораз­мыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экс­курсии или изучения достаточно большой темы и даже для выполнения опережающего задания).

Группа учащихся делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести разноцветных шляп, сделанных из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Эту методику можно применять при изучении любого предмета, а также при подготовке к внеклассным мероприятиям.

Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументи­ровать, почему они являются позитивными. Нужно не просто ска­зать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструк­тивно, но и объяснить почему. Например: «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что. ».

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого. Это является одной из важных характеристик критического мышления. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Результаты применения принципов обучения на практике.

Суть представленной методики заключается в увеличении интереса учащихся к изучаемому предмету. Необычность подачи учебного материала и представление свободы выбора в решении проблемных задач способствует повышению качества знаний у учащихся, помогают осуществлять перенос учебных навыков в сферу практической деятельности.

Применение данной методики, других приемов педагогической техники, реализация перечисленных принципов обучения на уроках истории и обществознания принесло немало положительных результатов.

Например, можно проследить динамику роста качества знаний у учащихся за определенный промежуток времени. Использование интерактивных методов обучения способствовало повышению качества знаний в течение года на 12%.

Можно выделить ряд других критериев, по которым прослеживается эффективность представленной методики.

Оценка результативности учебного процесса на уроках обществознания

на примере учащихся 9 А класса (2010-2011 уч. год)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *