Принцип неприкосновенности личности предусматривает что

Статья 10 УПК РФ. Неприкосновенность личности

1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом.

3. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Комментарии к ст. 10 УПК РФ

1. Согласно ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

2. В настоящее время УПК не приведен до конца в соответствие с требованиями вышеуказанной статьи Конституции РФ. Хотя согласно п. 42 ст. 5 УПК лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, содержится под стражей (задержание по подозрению в совершении преступления), а значит, пусть всего 48 часов, но все же содержание лица под стражей пока еще возможно без судебного решения.

3. Арест же в настоящее время может применяться только по судебному решению.

4. Документ, в котором закрепляется решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, должен быть заверен подписями соответствующих должностных лиц и скреплен гербовыми печатями. В тех случаях, когда в места содержания под стражей представляются выписки из приговоров (определений, постановлений) суда о заключении под стражу, в них должны быть указаны полные установочные данные лиц, в отношении которых применяется эта мера пресечения. Такие выписки заверяются подписями соответствующих должностных лиц и скрепляются гербовой печатью.

5. В ИВС не принимаются для содержания лица, в отношении которых протоколы задержания, постановления об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде заключения под стражу и другие соответствующие документы оформлены с нарушениями требований УПК и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

6. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого не по судебному решению предварительному заключению под стражей. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания заключенных под стражей подлежат обязательному исполнению (ст. 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Источник

Статья 10 УПК РФ. Неприкосновенность личности (действующая редакция)

1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом.

3. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Комментарий к ст. 10 УПК РФ

1. Неприкосновенность личности усматривается в том, что никто не может подвергнуться задержанию или заключению под стражу иначе, как в случаях, предусмотренным законом, и при соблюдении процессуальных форм, предписанных законом. В ст. 5 Римской конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано:

«Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

a) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;

b) законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законный арест или задержание лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.

. Каждое лицо, подвергнутое аресту или задержанию в соответствии с положениями подпункта «c» пункта 1 настоящей статьи, незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантий явки в суд.

. Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно.

. Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию».

Источник

Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства

Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства

Действующим уголовно-процессуальным законодательством закреплены правовые идеи руководящего значения, которые определят построение всех стадий, форм и институтов уголовного судопроизводства, его наиболее существенные черты, характер и особенности, основные направления реализации и качества предварительного расследования, судебного разбирательства уголовных дел. Эти исходные, основополагающие правовые положения, принято именовать принципами уголовного процесса.

Принципы уголовного судопроизводства обладают следующими признаками, которые отличают их от других предписаний закона:

· Принципы закреплены в Конституции РФ и уголовно-процессуальном законе. Это означает их нормативно-правовой характер и придает им обязательную силу.

· Принципы обеспечивают единство судопроизводства по уголовным делам и служат гарантией законности деятельности его участников.

· Принципы действуют на всех стадиях уголовного процесса.

· Наиболее полно принципы раскрываются в стадии судебного разбирательства, именно в этой связи их называют и принципами правосудия.

· Нарушение принципов всегда рассматривается как нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену принятого решения.

Все принципы образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они во взаимосвязи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип презумпции невиновности гарантирует соблюдение принципа обеспечения обвиняемому, подозреваемому права на защиту. По своему существу принципы носят императивный, властно-повелительный характер, они содержат общеобязательные предписания, исполнение которых обеспечивается государством.

Законность, применительно к уголовному судопроизводству, означает требование осуществлять производство по уголовному делу в точном соответствии с предписаниями Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК соблюдение порядка уголовного судопроизводства обязательно для всех без 4 исключения судов, органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания, должностных лиц, а также иных участников уголовного судопроизводства. Требования законности при производстве по уголовным делам распространяются на действия, решения и процессуальные документы, отражающие ход производства по уголовному делу. Нарушение порядка собирания, проверки, оценки доказательств влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

В уголовном судопроизводстве данный принцип заключается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

Принцип уважения чести и достоинства личности.

Принцип неприкосновенности личности.

В соответствии с этим конституционным принципом «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В уголовно-правовом понимании суть этого положения в установлении юридических средств защиты от неправомерного применения таких мер, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Меры эти допускаются, как правило, только по судебному решению. Без него разрешено лишь 5 задержание на срок до 48 часов. При характеристике рассматриваемого принципа уголовного судопроизводства важно учитывать и то, что незаконность заключения под стражу или задержания может стать одним из оснований для полного возмещения и (или) денежной компенсации причиненного вреда в порядке, предусмотренном ст. 133-138 УПК.

Принцип неприкосновенности жилища.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в него против воли проживающих в нем лиц. Ограничение этого конституционного права возможно только, когда в конкретном федеральном законе определены обстоятельства, при которых какой-то компетентный государственный орган вправе проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, или когда такое проникновение разрешено постановлением судьи, вынесение которого допускается Законом об оперативно-розыскной деятельности либо УПК в связи с необходимостью выполнения оперативно-розыскных или следственных действий по выявлению и расследованию преступлений. Статья 12 УПК, в которой определяется содержание рассматриваемого принципа в сфере уголовного судопроизводства, исходит из того, что в ходе предварительного расследования возможны три вида следственных действий, связанных с проникновением в жилище, а именно: осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, которые проводятся по правилам, установленным законом (ст. 176, 177, 180, 182, 183 УПК). Указанные следственные действия могут быть в порядке исключения осуществлены на основании постановления следователя без судебного решения лишь в случаях, не терпящих отлагательства, и с последующим соблюдением особых правил (ч. 5 ст. 165 УПК).

Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает широкие права участников уголовного процесса, однако для того, чтобы ими пользоваться беспрепятственно, необходимо участникам процесса, во-первых, знать предусмотренные законом права, обязанности и ответственность, во-вторых, иметь возможность эффективно отстаивать свои права. В связи с этим закон обязывает должностных лиц разъяснять права участникам процесса и выяснять, понятен ли им смысл и содержание этих прав и обязанностей; обеспечение возможности осуществления этих прав; предупреждение о возможных неблагоприятных последствиях, которые могут возникнуть в связи с реализацией некоторых конкретных прав, но и осуществление мер безопасности. Разъяснение прав и обязанностей должно производиться сразу после того, как конкретное лицо признается участником процесса (ст. 6 42, 49, 53-60, 92, 168, 169, 170, 172, 198, 199 и др. УПК). Разъясняются права, обязанности и ответственность на каждой стадии, так как правовой статус участника уголовного процесса может меняться.

Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В дополнение к конституционному положению (ст. 23 Конституции РФ) о том, что ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допустимо только по судебному решению, уголовно-процессуальное законодательство установило существенные гарантии, ограждающие от произвольного ограничения или ущемления названного права. Так в УПК РФ детально регламентируются порядок и условия принятия решений такого рода (ч. 1-4 ст. 165 и ч. 1-3 ст. 186 УПК) и процедура их реализации (ч. 5-7 ст. 186 УПК). Отступления от уголовно-процессуальных правил выполнения действий, ограничивающих рассматриваемое конституционное право, допускаются лишь в виде исключения и под жестким контролем судей и прокуроров (ч. 5 ст. 165 УПК).

Принцип осуществления правосудия только судом.

В ст. 118 Конституции РФ сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом; создание чрезвычайных судов не допускается. Осуществление правосудия и иных полномочий при производстве по уголовным делам возлагается на систему судов, и подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела тем судом и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ и ч. 3 ст. 8 УПК). Никакие другие суды, государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности.

Принцип самостоятельности судов, независимости судей, присяжных заседателей.

Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и присяжных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону. Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.

Принцип равенства перед законом и судом всех участников уголовного процесса.

Равенство перед законом – это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном, ко всем государственным и негосударственным организациям, должностным лицам, гражданам и 7 другим лицам, которые вовлекаются в производство по уголовным делам в том или ином качестве. Суд, прокурор, следователь, дознаватель либо иной орган или должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не вправе оказывать предпочтение или как-то ограничивать кого-то, ссылаясь на обстоятельства, отмеченные в ст. 19 Конституции РФ. Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по каким-то причинам не могут достаточно активно защищать свои права и интересы.

Принцип открытого судебного разбирательства.

Конституция РФ устанавливает: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Содержание этого принципа необходимо рассматривать в двух аспектах. Вопервых, открытое разбирательство дел в суде означает, что в судебном заседании могут присутствовать любые лица, не участвующие в производстве по делу, достигшие определенного возраста и пожелавшие прийти на рассмотрение уголовного дела. Вовторых, открытое разбирательство дела предполагает возможность оглашения материалов судебного разбирательства.

Принцип языка уголовного судопроизводства.

Данный принцип отражает национально-государственное устройство Российской Федерации и служит гарантией национального равноправия граждан в уголовном процессе, свободного употребления ими родного языка. В ст. 10 Закона о судебной системе сказано, что судопроизводство в судах РФ ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Принцип презумпции невиновности.

В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14 УПК). При этом неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, подсудимого надлежит толковать в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

Этот принцип закреплен в ст. 45, 48 Конституции РФ и ст. 16 УПК. Он имеет две взаимосвязанные стороны: право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту и 8 гарантии осуществления данного права. Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту образует совокупность процессуальных прав, дающих им возможность защищаться от предъявленного обвинения, отстаивать иные права и законные интересы. Это право включает в себя права, регламентируемые рядом конституционных предписаний, предписаний, содержащихся в международно-правовых актах, в УПК, в иных федеральных законах, что соответствует положениям ч.2 ст. 45 Конституции РФ о том, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Принцип состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Состязательным судопроизводство может считаться, когда участвующие в производстве по делу стороны в состоянии активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску правды, истины, обеспечению законности, обоснованности и справедливости акта правосудия.

Принцип свободы оценки доказательств.

Принцип обеспечения возможности обжалования процессуальных действий и решений.

В УПК РФ реализация возможности обжалования действий (бездействия) и решений суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя регулируется многими нормами. Значение этого принципа проявляется в том, что он позволяет исправлять судебные и следственные ошибки и восстанавливать нарушенные незаконными действиями и решениями должностных лиц, ответственных за производство по уголовным делам, права и интересы участвующих в уголовном судопроизводстве лиц.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия по уголовным делам.

Правовым основанием этого принципа является ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, предусматривающая право граждан на участие в отправлении правосудия.

Принцип осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные уголовно-процессуальным законом; продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены УПК РФ, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок (ч. 2 ст. 6.1 УПК РФ). Понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» уголовно-процессуальный закон не закрепляет, однако из ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ следует, что этот срок включает «период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора». Для того чтобы определить разумность срока уголовного судопроизводства, ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ предписывает учитывать такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела; поведение участников уголовного судопроизводства; достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела; общую продолжительность уголовного судопроизводства. При этом в соответствии с.4 ст. 6.1 УПК РФ, обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в 10 качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства. Основанием для проверки разумности срока уголовного судопроизводства может служить заявление заинтересованных лиц. Согласно ч. 5 и 6 ст. 6.1 УПК РФ в случае, если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела. Заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее пяти суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела. Аналогичное право предоставлено участникам уголовного судопроизводства и при возбуждении уголовною дела и его предварительном расследовании. При нарушении разумных сроков уголовною судопроизводства в ходе ею досудебной части участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственною органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные ст. 124 УПК РФ (ч. 2 ст. 123 УПК РФ). Гарантией права на осуществление уголовного судопроизводства в разумный срок выступает право участников уголовного судопроизводства подать заявление в суд о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Это право может быть реализовано либо в течение шестимесячного срока со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство; либо в период времени с момента истечения четырех лет от даты возбуждения уголовного дела до даты прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда при условии, что лицо обращалось в установленном порядке с заявлением об ускорении рассмотрения дела (ч. 6, 7 ст. 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение.

«Брошюра адресована гражданам для использования в защите своих прав и исполнении ими установленных законом обязанностей. Может представлять практический интерес для работников различных организаций, осуществляющих правовую пропаганду среди населения, а также студентов и преподавателей, принимающих участие в оказании бесплатной юридической помощи гражданам в действующих при вузах юридических клиниках».

Источник

Чулпанский сельсовет

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ

Сейчас на сайте

Вход в систему

Муниципальная собственность

Наш новый сайт

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

ЗАШИТА ПРАВА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Неприкосновенность личности— принцип, согласно которому человек не может быть произвольно лишен свободы. Статья 9 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию».

В законодательстве Российской Федерации принцип неприкосновенности личности заключается в следующем:

— ограничение личной свободы возможно только по определенным
основаниям;

— заключение под стражу возможно лишь в соответствии с
процессуальным законодательством;

— до судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию
на срок до 48 часов.

Статья 22 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Какие права имеет задержанный или арестованный гражданин?

В соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержанный или арестованный гражданин обладает правами в соответствии со своим процессуальным статусом. Так, в соответствии с ст. 46 УПК РФ подозреваемый вправе:

1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о
возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола
задержания, либо копию постановления о применении к нему меры
пресечения;

2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в
отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений и
показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть

предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 настоящего Кодекса;

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного
пунктами 2-3.1 части 3 статьи 49 У11К РФ, и иметь свидание с ним наедине и
конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

4) представлять доказательства ;

5) заявлять ходатайства и отводы ;

6) давать показания и объяснения на родном языке или языке,
которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) знакомиться с протоколами следственных действий,
произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в
следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его
защитника либо законного представителя;

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда,
прокурора, следователя и дознавателя;

11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными
настоящим Кодексом.

С момента предъявления человеку обвинения он приобретает процессуальный статус обвиняемого, его права закреплены в ст. 47 УПК РФ, согласно которой обвиняемый вправе:

1) знать, в чем он обвиняется;

2) получить копию постановления о привлечении его в качестве
обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения,
копию обвинительного заключения или обвинительного акта;

3) возражать против обвинения, давать показания по
предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний. При
согласии дать показания обвиняемый должен быть предупрежден о том, что
они могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу,
в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 УПК РФ;

4) представлять доказательства ;

5) заявлять ходатайства и отводы ;

6) давать показания и объясняться на родном языке или языке,
которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в

случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том
числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и
продолжительности;

10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях,
производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо
законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и
подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной
экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с его заключением;

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со
всеми материалами уголовного дела и выписывать оттуда любые сведения в
любом объеме.

Может ли задержанный или арестованный гражданин делать выписки

из материалов уголовного дела или снимать копии с них?

Безусловно, да, если речь идет о подозреваемом лице. Такое право подозреваемого, подвергнутого задержанию или аресту, закреплено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

— снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

— приносить жалобы на действия (бездействие) и решения
дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их
рассмотрении судом;

· возражать против прекращения уголовного дела;

· участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах
первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом
вопроса об избрании в отношении него меры пресечения:

— знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания:

— обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать

копии обжалуемых решений;

— получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и
представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

· участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением
приговора;

· защищаться иными средствами и способами, не запрещенными
настоящим Кодексом.

Участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.

Кто имеет полномочия задерживать и на какой срок?

Отвечая на вопрос о том, кто в правоохранительных органах и на какое время может задерживать, хотелось бы отметить, что следует отличать административное задержание от уголовного.

Статья 27.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определяет, что административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица, оно может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

5) должностные лица таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил;

Уголовно-процессуальный порядок задержания регламентирован ст. 91-92 УПК РФ.

Производить задержание вправе орган дознания и следователь в случаях:

— когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после совершения;

— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как совершившее преступление;

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены следы преступления.

Может ли задержанный настаивать на уведомлении о его задержании родственников или руководства по месту службы (учебы)? Задержанный сам осуществляет это действие?

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель или следователь обязан не позднее 12 часов с момента задержания уведомить родственников либо предоставить это сделать самостоятельно самому подозреваемому. В отношении несовершеннолетних это правило непреложно. Однако при необходимости в интересах следствия сохранить в тайне факт задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться (ст. 96 УПК РФ).

На какой срок может быть задержан гражданин, и каковы основания для задержания?

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.3 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не дает четкого определения понятию «задержание», однако регламентирует исчерпывающий перечень оснований к задержанию.

Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ори наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или
непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище
будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать человека

б совершении преступления, он может быть задержан, если пытался

скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Каков порядок задержания подозреваемого? Имеет ли задержанный право на конфиденциальное свидание с защитником? Сколько может длиться свидание?

Порядок задержания определен в статье 92 УПК РФ.

Так, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен бьпъ составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части 2 статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае свидание не может быть длиться менее двух часов.

Каковы обязанности должностного лица, осуществившего задержание?

Должностное лицо, применившее меры административного или процессуального принуждения в соответствии с КоАП РФ, УПК РФ, Федеральным законом «О полиции», обязано разъяснить права и обязанности задержанному или иному лицу, в отношении которого применяются меры принуждения, а также при необходимости обеспечить ему возможность реализации своего права на защиту.

В каких случаях следует обращаться в прокуратуру, и каков механизм этой процедуры?

Обо всех нарушениях закона граждане вправе сообщить в прокуратуру, подав соответствующее обращение. Должностные лица органов прокуратуры в пределах своей компетенции обязаны принять исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав.

При этом гражданам следует помнить, что обращаться в другие органы власти, которые в силу действующего законодательства не наделены полномочиями по контролю за административной, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, бессмысленно.

Нередко граждане ошибочно обращаются по данным вопросам в неуполномоченные на то органы власти: Администрацию Астраханской области, Государственную Думу Астраханской области, в центральные органы власти Российской Федерации, которые не обладают соответствующими полномочиями и поэтому поступившие к ним обращения граждан перенаправляют в органы прокуратуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *