Принцип имущественной обособленности означает что

Принцип имущественной обособленности означает что

VII. Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской

75. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, если в пояснениях к ней не указано иное, формируется на основании следующих принципов (допущений):

допущение имущественной обособленности;

допущение непрерывности деятельности;

допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни.

76. Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства субъектов учета (субъектов отчетности) существуют обособленно от активов и обязательств собственников имущества (учредителей) этих субъектов и активов и обязательств иных собственников имущества (организаций).

При оценке соблюдения допущения имущественной обособленности субъектом учета (субъектом отчетности) принимается во внимание следующее:

а) государственные (муниципальные) учреждения распоряжаются активами, закрепленными за ними собственниками (учредителями) и приобретенными в ходе финансово-хозяйственной жизни, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2017, N 7, ст. 1031.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2016, N 49, ст. 6852.

При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности государственных (муниципальных) учреждений следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности государственных (муниципальных) учреждений в обозримом будущем. Изменение подведомственности, учредителя или типа государственного (муниципального) учреждения не являются свидетельством несоблюдения допущения непрерывности деятельности.

78. Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности означает, что объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями).

Источник

Принцип имущественной обособленности организации

«Бухгалтерский учет», N 5, 1999

Автор рассматривает методику применения принципа имущественной обособленности организации в российской учетной практике, основываясь на действующем гражданском законодательстве и нормативных документах по бухгалтерскому учету.

Основным признаком организации как юридического лица, выделяемым действующим гражданским законодательством, является имущественная обособленность. Статья 48 ГК РФ определяет юридическое лицо как организацию, «которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. «.

Эта норма ГК РФ предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей (собственников). Свое практическое выражение имущественная обособленность находит в том, что согласно п.1 ст.48 ГК РФ юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация).

Таким образом, ГК РФ прямо указывает на связь этого важнейшего юридического принципа с бухгалтерским учетом. Данное предписание гражданского законодательства раскрывается в действующих нормативных документах по бухгалтерскому учету.

Единственным исключением из этого правила служит предписание ст.12 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О лизинге», согласно которому предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон.

001 «Арендованные основные средства»,

003 «Материалы, принятые в переработку»,

004 «Товары, принятые на комиссию»,

005 «Оборудование, принятое для монтажа».

Право владения вещью есть юридически обоснованная возможность иметь у себя данное имущество, т.е. фактически обладать вещью. Но на этом возможности лица по отношению к находящемуся в его владении имуществу, предоставляемые этим правом, и ограничиваются. Из названной триады вещных прав лицу может принадлежать только право владения вещью.

Например, по договору хранения согласно п.1 ст.886 ГК РФ одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Согласно ст.892 ГК РФ хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования третьим лицам за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения.

Право пользования имуществом представляет собой основанную на законе возможность для организации хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств его потребления.

Согласно действующему законодательству организации, не являющейся собственником имущества, могут принадлежать как на возмездной, так и на безвозмездной основе права владения и пользования вещью. Например, права пользования и владения вещью могут быть получены по договору аренды или безвозмездного пользования имуществом (ссуды).

Согласно ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со ст.689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Отсутствие в данном случае права распоряжения вещью делает балансовый учет полученного во владение и / или пользование имущества противоречащим ст.8 Закона РФ «О бухгалтерском учете».

Инструкцией по применению Плана счетов для учета арендованного имущества предусматривается специальный забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства», предназначенный для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией.

Арендованные основные средства учитываются на счете 001 в оценке, указанной в договорах на аренду.

Аналитический учет по счету 001 ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя).

Право распоряжения имуществом означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, уничтожение и т.д.).

Наличие права распоряжения имуществом, и только оно, делает его обладателя собственником вещи. Согласно ст.1 Закона РФ «О бухгалтерском учете» имущество, принадлежащее организации на праве собственности, подлежит обязательному отражению на счетах балансового учета.

Таким образом, мы должны показывать имущество на балансе с момента приобретения права собственности на него и списывать с баланса в момент утраты права собственности на данное имущество.

Следовательно, могут иметь место ситуации, когда товар передан покупателю, но остается в собственности продавца или, наоборот, хранится на складе продавца, но при этом право собственности на него уже перешло к покупателю. Во всех этих случаях при отражении реализации товаров в бухгалтерском учете мы должны исходить не из права владения товаром, а только из наличия или отсутствия прав собственности на товар.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансовый результат от продажи имущества выявляется на счетах учета реализации. Действующий План счетов выделяет следующие счета реализации:

В соответствии с п.1 ст.4 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в облагаемый НДС оборот включаются любые получаемые организациями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Начисление НДС с суммы полученного аванса производится записью:

Д-т сч. 64 «Расчеты по авансам полученным», К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом».

Д-т сч. 51 «Расчетный счет», К-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Реализованные товары списываются с баланса:

Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», К-т сч. 41 «Товары» (40 «Готовая продукция»)

и приходуются на забалансовый счет 002 (запись: Д-т сч. 002). В дальнейшем фактическая отгрузка товаров покупателю отражается списанием их со счета 002 (запись: К-т сч. 002).

Последующая оплата отгруженных товаров и переход права собственности на них к покупателю фиксируется:

Д-т сч. 51 «Расчетный счет», К-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

При этом списание проданных товаров производится записью:

Д-т сч. 61 «Расчеты по авансам выданным», К-т сч. 51 «Расчетный счет».

Пункт 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 в качестве условий предъявления бюджету НДС по приобретенным товарам выдвигает их оплату и приобретение (оприходование). Так как в данном случае товары приобретаются (переходят в собственность организации) после их оплаты, НДС предъявляется бюджету уже после перечисления поставщику аванса:

Факт оплаты товаров, после которой право собственности на них переходит к покупателю, отражается записями:

Переход права собственности на товары фиксируется также их списанием с забалансового счета 002.

После оплаты товаров НДС по ним предъявляется бюджету:

Отразим реализацию и последующую оплату товаров в учете организаций А и В при условии, что моментом реализации, закрепленным в приказе об учетной политике организации А, является оплата товаров.

Пример 2. Исходя из условий примера 1 предположим, что товары реализуются на условиях их предварительной стопроцентной оплаты организацией В.

Источник

Принцип имущественной обособленности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность принципа имущественной обособленности и его история

Принцип имущественной обособленности экономического субъекта – это один из принципов бухгалтерского учета, который означает, что активы хозяйствующей единицы и источники их финансирования существуют обособленно от собственников экономического субъекта.

Согласно данного принципа собственники владеют экономическим субъектом, но не владеют его имуществом в целом. Данный принцип подчеркивает юридическую самостоятельность хозяйствующей единицы. Например, денежные средства в кассе хозяйствующей единицы не принадлежат ее собственникам.

Стоит отметить, что принцип имущественной обособленности является одним из самых значимых допущений бухгалтерского учета, примером заимствования теорией бухгалтерского учета основ гражданско-правовых отношений.

Данный принцип был заимствован из гражданского права. Авторство данного принципа имущественной обособленности принадлежит Ипполиту Ванье, который отразил требование имущественной обособленности в 1870 году в своих работах.

Но первое упоминание об этом принципе было отражено еще в римском праве, в так называемых Законах XII таблиц. Следующее упоминание о данном принципе появилось уже в средних веках нашей эры. В европейских странах базой для разработки принципа имущественной обособленности стала теория олицетворения, разработанная Иннокентием IV. В соответствии с этой теорией, сочетание некоторых действий физических лиц ведет к формированию некой юридической организации, имеющей собственные права, но в то же время существующей как самостоятельный субъект, юридически обособленный от ее создателей.

Стоит отметить, что первыми субъектами, применяющими принцип имущественной обособленности, стали банковские организации. Однако применение данного принципа не сразу получило широкое распространение в гражданском праве и бухгалтерском учете. Например, в Великобритании в конце XVII века в отношении всех юридических лиц страны была запрещена ограниченная имущественная ответственность их собственников.

Готовые работы на аналогичную тему

Вопросы имущественной обособленности регламентируются в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ №402 «О бухгалтерском законе», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Применение принципа имущественной обособленности в бухгалтерском учете

Данный принцип оказывает существенное влияние на организацию и методологию ведения бухгалтерского учета в хозяйствующих единицах. Принцип имущественной обособленности реализуется в требовании отражения в активе бухгалтерского баланса хозяйствующей единицы только того имущества, которое принадлежит экономическому субъекту исключительно на правах собственности. Имущество, не принадлежащее хозяйствующей единице (а принадлежащее, например, собственникам организации), но находящееся у него на правах использования, владения отражается на забалансовых счетах экономического субъекта.

Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при формировании учетной политики организация обязана руководствоваться следующим принципом: «активы и обязательства хозяйствующей единицы существуют обособленно от активов и обязательств других хозяйствующих единиц и физических лиц».

Исключением из этого принципа можно назвать предметы лизинга, которые учитываются как на балансе лизингополучателя, так и на балансе лизингодателя.

Источник

Принципы учетной политики

Учетная политика — это внутренний документ, без которого организации не прожить. На нее опираются бухгалтерский и налоговый учет, а еще финансовый менеджмент компании. Она прикрывает бухгалтера и директора во время налоговых проверок. Расскажем о принципах учетной политики и поделимся проверенными образцами.

Что такое учетная политика

Положение по бухгалтерскому учету объясняет: в учетной политике бухгалтер и директор фиксируют способы ведения бухучета в своей организации. Вопрос требует серьезного подхода, ведь от элементов учетной политики зависит порядок формирования объектов налогообложения, и все это влияет на финансы компании. Утвердите документ не позднее 90 дней после регистрации фирмы.

Для формирования учетной политики (УП) организация выбирает способы ведения бухгалтерского и налогового учета из нескольких стандартных вариантов или сама разрабатывает процедуры учета на основе требований законов и нормативных актов.

Если деятельность компании не меняется годами, можно не менять и учетную политику. Но при открытии новых видов деятельности, при смене налогового режима или при обновлениях в законах придется корректировать УП.

Ведите учет, платите налоги и зарплату, отчитывайтесь через интернет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Здесь уже есть образцы учетной политики.

Принципы учетной политики

Принцип имущественной обособленности означает что

Для построения УП руководствуйтесь основными принципами бухучета. Часть из них содержится во втором разделе ПБУ 1/98, другие закреплены разными документами в сфере бухучета — они выводятся из теории и практики учета.

1. Принцип целостности: учетные данные должны формировать единую систему, которая помогает управлять деятельностью компании.

2. Принцип имущественной обособленности: средства организации, обязательства и активы должны учитываться отдельно от средств ее учредителей и средств других компаний, если они переданы в пользование вашей фирме.

3. Принцип непрерывности: бухучет должен вестись непрерывно — от регистрации компании до ее ликвидации или реорганизации. Компания должна в своих действиях исходить из намерений продолжать деятельность, а значит, планировать погашение обязательств перед физическими и юридическими лицами.

4. Принцип полноты, или сплошной реᴦᴎстрации: операции и итоги инвентаризации требуется регистрировать в бухгалтерии вовремя и без пропусков или изъятий.

5. Принцип документирования: факты хозяйствования должны подтверждаться первичными документами, только на основании первички операции принимаются в учет.

6. Принцип начисления: хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерии в том же самом налоговом периоде, когда они произошли, даже если операция была оплачена раньше или позже.

7. Принцип количественного измерения: все хозяйственные операции нужно измерять в деньгах, штуках и других единицах.

8. Принцип контроля информации: должна быть возможность проверки всех хозяйственных операций.

9. Принцип непротиворечивости: должны совпадать сведения в аналитическом учете и сведения по остаткам и оборотам в синтетическом учете на последний день каждого месяца.

10. Принцип разделения текущих и капитальных затрат: учитывайте раздельно текущие расходы на производство или услуги и капитальные вложения.

11. Принцип интерпретируемости: сведения в учете должны быть ясными, чтобы третьи лица также могли их толковать и анализировать.

12. Принцип осмотрительности: организация должна быть готова признать в бухучете обязательства и расходы, активы и доходы без формирования скрытых резервов.

13. Принцип приоритета содержания перед формой: организация должна признавать факты хоздеятельности, исходя прежде всего из их экономического содержания, а не правовой формы.

14. Принцип рациональности: бухучет следует вести рационально, сообразно масштабам и условиям хоздеятельности и размерам организации.

15. Принцип последовательности применения: если организация приняла учетную политику, ее нужно применять из года в год, изменяя только в установленных случаях (смена основного вида деятельности, изменения в составе учредителей и пр.).

Принцип имущественной обособленности означает что

Выбор учетной политики

Выбор учетной политики предприятия и обоснование ее положений зависят от многих условий:

Разработать УП, которая отвечала бы всем принципам и не вызывала бы претензий у налоговиков, непросто. Учетная политика должна охватывать все важные вопросы и при этом быть лаконичной, иметь хорошую структуру.

В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть разработанные варианты учетной политики для разных налоговых режимов, которые полностью отвечают требованиям закона. Зарегистрируйтесь и просмотрите их. Работайте в нашем сервисе: ведите учет, начисляйте зарплату, легко сдавайте отчетность через интернет и пользуйтесь готовой версией УП. Первые две недели в сервисе бесплатны для всех новичков.

Источник

наук Республики Казахстан,

доктор юридических наук,

доктор юридических наук,

профессор, заслуженный деятель

науки Республики Казахстан

Настоящий учебник написан на основе анализа и теоретического осмысления Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятого 27 декабря 1994 г. Гражданский кодекс Республики Казахстан — один из наиболее важных и фундаментальных законов суверенного Казахстана (регулирует товарно-денежные отношения, являющиеся основой рыночного хозяйства). Гражданское право Республики Казахстан складывается на основе частноправовых принципов и направлено на стимулирование инициативы физических и юридических лиц. В новом гражданском законодательстве обоснованы и закреплены такие важные принципы, как прекращение прямого приказного вмешательства государства в частную хозяйственную деятельность, неприкосновенность собственности, широкое развитие частного предпринимательства, свобода гражданско-правовых договоров, эффективная защита имущественных прав и интересов граждан.

Большинство авторов учебника были разработчиками Гражданского кодекса Республики Казахстан и основной массы законов, регулирующих экономические отношения. Авторы также принимали участие в разработке Модельного Гражданского кодекса и другого модельного законодательства (о товариществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах, о банкротстве и др.) стран СНГ. Поэтому авторы, зная исторические и логические основы происхождения той или иной нормы гражданского законодательства, могут анализировать основные положения гражданского права как бы изнутри.

Отметим настойчивое и последовательное расширение круга общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. В настоящее время расширяются границы гражданского права, соответственно сужаются границы некоторых других отраслей права, обязанных своим появлением, либо получивших развитие только в условиях ранее действовавшей системы управления (например, колхозное, земельное, горное и семейное право). Некоторые из них обречены на полное исчезновение или поглощение их гражданским правом.

В силу этих причин в учебнике освещаются некоторые вопросы, не совсем традиционные для литературы по гражданскому праву, такие, как вещные права на природные ресурсы.

Настоящий учебник является 1-м томом учебного курса гражданского права, в котором освещаются общие положения гражданского права, а также вещные права и общая часть обязательственного права.

В томе 2-м учебника будут изложены отдельные виды обязательств, в том 3-й войдут материалы, посвященные вопросам наследственного права, интеллектуальной собственности и международного частного права.

руководитель рабочей группы

по подготовке проекта

Гражданского кодекса Республики Казахстан,

института частного права Казахской

государственной юридической академии,

член-корреспондент Академии наук

Республики Казахстан, доктор юридических

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ:

1. ГК — Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принятый Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 23—24 (приложение); 1995 г., № 15—16, ст. 109; № 20, ст. 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 2, ст. 187; № 14, ст. ст. 274, 277; № 19, ст. 370; 1997 г., № 1—2, ст. 8; № 5, ст. 55; № 12, ст. 183, 184; № 13—14, ст. 195, 205; 1998 г., № 2—3, ст. 23; № 5—6, ст. 50; № 11—12, ст. 178; № 17—18, ст. 224, 225; 1998 г., № 23, ст. 429); Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных юридических лиц» от 16 декабря 1998 г. («Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», 30 декабря 1998 г.); Закон РК от 16 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» («Егемен Казахстан», 3—7 августа, 1999 г.; «Казахстанская правда», 3—5 августа 1999 г.); Закон РК от 16 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» («Егемен Казахстан», 29 июля 1999 г.; «Казахстанская правда», 30 июля и 3 августа 1999 г.); Закон РК от 4 ноября 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности казенных предприятий» («Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», 9 ноября 1999 г.); Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть), принятый Парламентом Республики Казахстан 1 июля 1999 г. («Казахстанская правда», 17—27 июля 1999 г.); Закон РК от 29 ноября 1999 г. «О внесении изменений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть)» («Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», 30 ноября 1999 г.);

2. ГК КазССР — Гражданский кодекс Казахской ССР, принятый Верховным Советом Казахской ССР 28 декабря 1963 г. (Ведомости Верховного Совета и Правительства Казахской ССР, 1964, № 2). Отменен Законом РК от 1 июля 1999 г. «О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) («Казахстанская правда», 17 июля 1999 г.);

3. ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, принятая Государственной думой Российской Федерации 21 декабря 1994 г., часть вторая, принятая Государственной думой Российской Федерации 22 декабря 1995 г.;

5. ГПК — Гражданский процессуальный кодекс, принятый Парламентом РК 13 июля 1999 г. («Казахстанская правда», 28, 29, 30 июля 1999 г.);

6. Закон о банкротстве — Закон РК от 21 января 1997 г. «О банкротстве» (Ведомости Парламента РК, 1997, № 1—2, ст. 7; «Казахстанская правда», 25 января 1997 г.);

7. Закон об индивидуальном предпринимательстве — Закон РК от 19 июня 1997 г. «Об индивидуальном предпринимательстве» (Ведомости Парламента РК, 1997, № 12, ст. 185);

8. Закон об иностранных инвестициях — Закон РК от 27 декабря 1994 г. «Об иностранных инвестициях» (Ведомости Верховного Совета РК, 1994 г., № 23—24, ст. 280; «Советы Казахстана», 20 января 1995 г.);

9. Закон об общественных объединениях — Закон РК от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях» (Ведомости Парламента РК, 1996 г., № 8—9, ст. 234);

10. Закон о бюджетной системе — Закон РК от 1 апреля 1999 г. «О бюджетной системе» («Казахстанская правда», 2 апреля 1999 г.);

11. Закон о жилищных отношениях, Жилищный закон — Закон РК от 16 апреля 1997 г. «О жилищных отношениях» (Ведомости Парламента РК, 1997, № 8, ст. 84; «Казахстанская правда», 10 июня 1997 г.);

12. Закон о ТОО — Закон РК от 22 апреля 1998 г. «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» («Казахстанская правда», 30 апреля 1998 г.);

13. Закон об акционерных обществах — Закон РК от 10 июля 1998 г. «Об акционерных обществах» («Казахстанская правда», 21, 22, 23 июля 1998 г.);

14. Указ о хозяйственных товариществах — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 2 мая 1995 г. «О хозяйственных товариществах» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 7, ст. 49);

15. Указ о государственном предприятии, Указ о предприятии — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 г. «О государственном предприятии» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 9—10, ст. 66);

16. Указ о производственном кооперативе — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 5 октября 1995 г. «О производственном кооперативе» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 20, ст. 119);

17. Указ о государственной регистрации юридических лиц — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 17 апреля 1995 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 3—4, ст. 35);

18. Закон о ценных бумагах — Закон РК от 5 марта 1997 г. «О рынке ценных бумаг» (Ведомости Парламента РК, 1997, № 5, ст. 52; «Казахстанская правда», 11 марта 1997 г.);

19. Указ о банках и банковской деятельности — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 15—16, ст. 106);

20. Указ об ипотеке, Указ об ипотеке недвижимого имущества — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 23 декабря 1995 г. «Об ипотеке недвижимого имущества» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 24, ст. 165);

21. Указ о приватизации — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 23 декабря 1995 г. «О приватизации» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 24, ст. 163; «Казахстанская правда», 4 января 1996 г.);

22. Указ о налогах — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 6, ст. 43);

23. Указ о лицензировании — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 17 апреля 1995 г. «О лицензировании» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 3—4, ст. 37);

24. Указ о земле — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 22 декабря 1995 г. «О земле» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 24, ст. 159);

25. Указ о недрах, Указ о недрах и недропользовании — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 27 января 1996 г. «О недрах и недропользовании» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1996, № 2, ст. 182);

26. Указ о нефти — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 28 июня 1995 г. «О нефти» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 11, ст. 77);

27. Указ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 23 декабря 1995 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 24, ст. 163).

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Гражданское право как отрасль права

§ 1. Понятие гражданского права

Еще со времен римского права юридические нормы, регулирующие общественные отношения, условно делились на публичные и частные. Поэтому принято разделение всей совокупности правовых норм на публичное и частное право (jus publicum u jus civile или jus privatum). Во многих государствах такое деление применяется и поныне.

Публичное право регулирует отношения, затрагивающие государственные или общественные интересы. Этому праву свойствен метод приказного и запретительного регулирования отношений, а также возможность вмешательства в частные дела государства в лице управленческих, правоохранительных или иных властных органов.

Частное право, напротив, охватывает отношения, затрагивающие частные обособленные интересы, возможности и необходимость защиты которых определяется их носителями без вмешательства государства.

Гражданское право Республики Казахстан в полной мере опирается на основные принципы частного права, хотя и отличается своими особенностями, отражающими современное общественное и экономическое состояние страны, ее исторический опыт и национальные традиции.

В существующей правовой системе (совокупности всех юридических норм) Республики Казахстан гражданское право — одно из основных и ведущих звеньев, именуемых отраслями права. Как и другие отрасли, гражданское право опирается на Конституцию Республики Казахстан, ст. 1 которой провозглашает, что высшими ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

Значение гражданского права в системе всех отраслей права республики определяется, во-первых, ключевой ролью тех отношений, которые являются предметом его регулирования; во-вторых, — широкой сферой его применения; в-третьих, — его неразрывной связью с защитой имущественных и неимущественных прав и интересов личности.

В общую систему права Республики Казахстан входят, помимо гражданского, иные отрасли права — государственное, уголовное, административное и другие. Гражданское право отличается от них своими особыми признаками, характеризующими предмет и метод регулирования, а также основополагающими принципами.

Для гражданских имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, характерно то, что они возникают между имущественно обособленными субъектами, не связанными взаимными правами и обязанностями властно-подчиненного характера, каждый из которых обладает собственными частными интересами (так называемые горизонтальные имущественные отношения).

Под имущественными отношениями понимаются отношения по приобретению и использованию имущества: вещей, прав и обязанностей по поводу вещей и иных материальных благ. Как правило, предмету имущественных отношений можно дать денежную оценку.

Но предметом гражданского права служат и те горизонтальные имущественные отношения, которые по сути своей не являются товарно-денежными, например, наследование, оказание бескорыстных имущественных бытовых услуг и некоторые другие. Объем их по сравнению с товарно-денежными отношениями незначителен, но в повседневной жизни они весьма ощутимы.

Статья 1 ГК называет также личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Прежде всего это — отношения, вытекающие из создания объектов интеллектуальной собственности — произведений науки, искусства, технического творчества, средств индивидуализации участников гражданского оборота и т.п. Сами по себе эти объекты и права на них не имеют непосредственного имущественного содержания и денежной оценки. Но они, эти личные неимущественные отношения, тесно связаны с имущественными и потому попадают в сферу гражданско-правового регулирования, охраняясь средствами защиты гражданских прав.

К примеру, один из двух авторов изданной книги вновь опубликовал ее в другом издательстве под иным названием, и соавтором было обозначено другое лицо. Прежний соавтор предъявил иск о признании его соавтором переизданной книги и о лишении авторских прав вновь появившегося соавтора. Дело неоднократно рассматривалось в суде с привлечением нескольких экспертиз. Иск был удовлетворен. Следует отметить, что ни в исковом заявлении, ни в заключениях экспертов, ни в одном из судебных решений ни слова не говорилось о нарушении имущественных прав истца. Предмет спора был один: кто автор (соавтор) книги. Это право авторства было подтверждено и защищено. Однако, нет сомнений, что получивший судебное подтверждение своих авторских прав истец также с полным основанием может требовать от издательства свою долю гонорара за второе издание книги, а издательство вправе требовать от ложного соавтора возврата выплаченных ему денег. Ведь связь права считаться автором и права на авторский гонорар неразрывна.

Статья 1 ГК среди отношений, являющихся предметом гражданского права, называет также личные отношения, не связанные с имущественными. Например, отношения по поводу имени гражданина, его чести и достоинства, возможности выбора места жительства, неразглашения личных записей (дневники, письма), неприкосновенности изображения, телесной неприкосновенности и т.п. Подобные отношения регулируются гражданским правом при соблюдении некоторых условий: если они не регулируются другими отраслями права (например, уголовным правом), если это не противоречит существу личных неимущественных отношений (например, в сфере интимной близости).

Отнесение многих личных неимущественных отношений к предмету гражданско-правового регулирования объясняется и некоторыми дополнительными соображениями. Во-первых, без применения к ним гражданского права значительная часть таких отношений оказалась бы вообще без правового регулирования. Во-вторых, граница между личными отношениями, связанными или не связанными с отношениями имущественными, весьма условна (к примеру, и право на имя, и право на собственное изображение передаются иногда другим лицам за плату, как правило, в рекламных целях). В-третьих, наконец, личные права, даже не связанные с имущественными, в случае их нарушения могут, как правило, защищаться гражданско-правовыми средствами путем предоставления потерпевшему возможности требовать денежной компенсации за причиненные страдания и переживания, прекращения нарушений либо ликвидации их последствий. Без этого личные права, не связанные с имущественными, вообще остались бы без правовой защиты, как это нередко бывало в прошлом2.

Итак, первым определяющим признаком предмета гражданского права является имущественный и (или) неимущественный характер составляющих этот предмет отношений.

Но сходные с ними отношения могут быть предметом регулирования других отраслей права. Налоговые отношения, например, бесспорно носят имущественный характер, однако п. 4 ст. 1 ГК прямо говорит, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется. Поэтому для более точного определения предмета гражданского права необходим второй определяющий признак: степень властной подчиненности одного субъекта отношения другому. Если же они друг другу не подчинены и во взаимных правоотношениях не могут в силу власти, полученной от государства, давать обязательные для другого участника приказы и указания, то правоотношения строятся по гражданско-правовой модели.

Если же, напротив, государство наделило одного участника отношений властью издавать обязательные для другого участника (других участников) приказы и указания, то правоотношения строятся по модели иных отраслей права, прежде всего — административного, финансового, но не гражданского. Это, кстати, касается не только имущественных, но и некоторых личных неимущественных отношений (например, условий перемены гражданином имени, признания решения технической задачи изобретением, получения разрешения на занятие некоторыми видами деятельности).

В юридической литературе признак взаимной неподчиненности участников гражданских правоотношений друг другу называют нередко их равноправием. Это не совсем точно, так как взаимные права не являются равными (одинаковыми), так как они различаются по содержанию (у покупателя по договору купли-продажи право требовать передачи купленного имущества, а у продавца — право требовать оплаты проданной вещи) и поэтому не могут быть равными. Более точно говорить о взаимной независимости, неподчиненности участников гражданского правоотношения, но не о равноправии. Впрочем, следует учитывать, что оба термина истолковываются однозначно.

Для характеристики отрасли права важно определить не только предмет, но и свой гражданско-правовой метод регулирования. Этот вопрос наиболее глубоко исследован проф. В. Ф. Яковлевым в его капитальном труде «Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений» (Свердловск, 1972 г.).

Под методом регулирования принято понимать систему тех средств и способов, при помощи которых государство добивается нужного поведения участников данных отношений. В отличие от методов запретов и обязываний, общая характеристика метода гражданско-правового регулирования может быть обозначена как общедозволительность, т.е. государственная разрешаемость участникам гражданского оборота совершать любые действия, какие они желают, т.е. те, какие отвечают их интересам, кроме тех, конечно, действий, какие нарушают запреты закона либо правомерные интересы других лиц.

Метод в основном определяется предметом. Разрешено все, кроме того, что в установленном порядке запрещено государством. Разумеется, встречаются исключения из общего правила, но они касаются отдельных частных вопросов, не разрушая общую систему. Более конкретно отдельные способы, образующие в совокупности метод гражданско-правового регулирования, могут быть обозначены следующим образом:

А. Поскольку государство не навязывает своей воли участникам правоотношений, гражданское законодательство широко использует не императивные, а диспозитивные нормы, которым придается восполнительное значение, дополняющее волю сторон, но не формирующее ее;

Б. Поскольку государство применяет общедозволительный, но не обязывающий метод регулирования как в части возникновения (изменения, прекращения) правоотношений, так и в части их содержания, и стороны юридически взаимонезависимы, они могут вступать в правоотношения лишь по своей свободно выраженной воле и определять их содержание по взаимному добровольному согласию, выраженному в заключенном ими договоре. Поэтому инициатива участников является ведущим мотивом вступления в гражданские правоотношения, а свободный договор служит основным способом их регулирования;

В. Регулируя гражданские отношения, государство обеспечивает защиту прав и правомерных интересов их участников от нарушений путем восстановления нарушенного состояния либо имущественной компенсации потерь, вызванных нарушением. При этом выбор возможного средства защиты и его фактическое применение зависит от воли субъекта, пострадавшего от нарушения;

Г. Поскольку гражданское право обеспечивает защиту частного, но не публичного интереса, метод его защиты направлен на имущество нарушителя, а не на его личность;

Д. Поскольку стороны не подчинены друг другу либо более высокой общей государственной структуре, а исполнение обязанностей, равно как ответственность за нарушение, должны обеспечиваться принуждением, основным органом защиты является суд.

Таковы элементы метода гражданско-правового регулирования.

Опираясь на понятия предмета и метода гражданского права, можно вывести его определение:

Гражданское право как отрасль права — это совокупность юридических норм, регулирующих общедозволительным методом имущественные и близкие к ним личные неимущественные отношения между юридически неподчиненными друг другу имущественно обособленными субъектами.

§ 2. Отличие гражданского права от смежных отраслей права

Отличие гражданского права от смежных правовых отраслей проводится по тем признакам, какие определяют понятие и специфику гражданского права. Прежде всего — по предмету. Все отрасли права, не регулирующие имущественные отношения (например, уголовное право, административное право, процессуальное право) четко отграничиваются от гражданского права по предмету регулирования. Там же, где другие отрасли права охватывают имущественные отношения, размежевание проводится по методу правового регулирования. Общая граница определяется по основным признакам отличия частного от публичного права. Правоотношения, которые носят публичный характер и участники которых находятся в неравном положении (власти и подчинения), а метод регулирования носит не общедозволительный, а запрещающий либо обязывающий характер, относятся к публичным (но не гражданским) правоотношениям.

Переход к рыночной экономике, отказ государства от монополистической роли собственника, основного производителя, распределителя и поставщика выпускаемой в стране продукции и от запрета частных экономических отношений ведет к расширению сферы общественных отношений, регулируемых гражданским правом. Земельные отношения, ранее полностью подчиненные самостоятельной отрасли — земельному праву, с разрешением частной собственности на землю и выходом на рынок права землепользования превращаются в отдельный раздел гражданского права.

Гражданское право все глубже проникает в трудовые, семейные, природно-ресурсные отношения. Все это происходит в рамках процесса глобального разделения правовой системы государства на публичное право, защищающее государственные и общественные интересы, и частное право, обеспечивающее удовлетворение и защиту частных интересов.

Специально остановимся на размежевании между гражданским и предпринимательским правом.

Гражданское право определяет общие начала правового регулирования всех рассмотренных выше правоотношений как находящихся, так и не находящихся в сфере предпринимательской деятельности. Такая деятельность определена ст. 10 ГК в качестве инициативной деятельности граждан и юридических лиц, направленной на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), осуществляемой от имени, за счет, под риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Предпринимательская деятельность осуществляется по спросу рынка, для удовлетворения рынка и по условиям, определенным рынком.

Но гражданское право, как уже отмечалось, охватывает и внепредпринимательские отношения, удовлетворяющие бытовые, личные, семейные, материальные и духовные потребности субъектов гражданского права — как предпринимателей, так и не предпринимателей на любой стороне правоотношения. Тем не менее, в правовой научной и не очень научной литературе стран СНГ иногда высказывается мнение, что гражданское и предпринимательское (название условное, его именуют также как «хозяйственное», «торговое», «коммерческое») — это разные обособленные отрасли права.

Подобные высказывания являются продолжением острой полемики, которая десятилетиями велась в правовой литературе бывшего СССР, где при энергичной поддержке власти широко распространилась концепция так называемого «хозяйственного» права. Ее сторонники доказывали, что плановая экономика, которая в те годы была господствующей, требует принципиально иного правового регулирования, далекого от гражданского права, вместо которого пытались внедрить сконструированное ими «хозяйственное право». Такое право, по мнению сторонников концепции, отличалось тем, что включало все нормы, регулировавшие плановые хозяйственные отношения: и вертикальные — по управлению хозяйством, и горизонтальные — между непосредственными участниками хозяйственных отношений, и даже внутрихозяйственные — между подразделениями юридических лиц. В одной отрасли были смешаны и разные предметы, и разные методы, и даже разные субъекты. Гражданское право, по мнению сторонников концепции хозяйственного права, должно регулировать только отношения с участием граждан. Поэтому настойчиво выдвигалось предложение принять, наряду с Гражданским, Хозяйственный кодекс.

Изменилась экономическая и политическая система страны, экономика перешла на рыночную основу, однако, бывшие сторонники хозяйственного права и сейчас еще с изменившейся аргументацией пытаются доказать двухсекторность правового регулирования горизонтальных экономических отношений. Никаких вертикальных и внутрихозяйственных отношений уже нет. Ссылаются на то, что в некоторых развитых европейских и азиатских государствах (Германия, Франция, Япония и другие), наряду с гражданскими, действуют торговые кодексы. Аналогичные высказывания такого рода выдвигались отдельными зарубежными консультантами и в Республике Казахстан.

Ясно, что эти доводы не имеют под собой серьезного научного или практического основания. Зарубежные торговые кодексы, принимавшиеся, как правило, в XIX в., являлись сборниками законов, которые на гражданско-правовой основе определяли особенности правового регулирования отношений в отдельных сферах предпринимательской деятельности (прежде всего — рынок ценных бумаг, корпоративное и морское право). Во многих европейских государствах, в дореволюционной России не было и нет торговых кодексов.

§ 3. Принципы гражданского права

Под принципами гражданского права следует понимать его основные начала, т.е. основополагающие идеи, сформулированные законом или вытекающие из смысла его предписаний, содействующие правильному пониманию содержания и текстуального выражения гражданско-правовых норм, их адекватному толкованию, разрешению противоречий между ними, помогающие восполнять пробелы законодательства.

Принципы гражданского права Республики Казахстан коренным образом отличаются от принципов, на которых строилось советское гражданское право. Выражая характер существовавших тогда общественных отношений и ориентируясь на их укрепление и защиту, гражданское право советского периода было построено на таких принципах, как верховенство государственной собственности перед всеми ее негосударственными видами и формами, обязательность подчинения спускаемому сверху плановому заданию при заключении, толковании и исполнении гражданско-правового договора, недопустимость конкуренции в экономических отношениях и т.п. Все эти принципы отражали централизованную, командно-приказную систему регулирования экономикой и ушли в прошлое вместе с этой системой.

Сегодня уже можно назвать такие принципы гражданского права, как:

равенство правового статуса субъектов гражданско-правовых отношений;

свобода гражданско-правового договора;

невмешательство государства и всех третьих лиц в частные дела и личную жизнь;

защита предпринимателей и потребителей как основных субъектов гражданско-правовых отношений;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *