Принцесса турандот о чем
Турандот
Астраханского царя Тимура, его семейство и державу постигло страшное несчастье: свирепый султан Хорезма разбил войско астраханцев и, ворвавшись в беззащитный город, повелел схватить и казнить Тимура, его супругу Эльмазу и сына Калафа. Тем под видом простолюдинов удалось бежать в сопредельные земли, но и там их преследовала мстительность победителя. Долго скиталось царское семейство по азиатским просторам, терпя невыносимые лишения; принц Калаф, дабы прокормить престарелых родителей, брался За любую чёрную работу.
Эту печальную историю Калаф рассказывает своему бывшему воспитателю Бараху, которого случайно встречает у ворот Пекина. Барах живёт в Пекине под именем персиянина Хассана. Он женат на доброй вдове по имени Скирина; его падчерица Зелима — одна из невольниц принцессы Турандот.
Принц Калаф прибыл в Пекин с намерением поступить на службу к императору Альтоуму. Но сперва он хочет посмотреть на празднество, приготовления к которому, похоже, идут в городе.
Однако это готовится не празднество, а казнь очередного потерпевшего неудачу претендента на руку принцессы Турандот — царевича Самаркандского. Дело в том, что тщеславная жестокосердная принцесса вынудила отца издать такой указ: всякий принц может свататься к Турандот, но с тем, что в заседании Дивана мудрецов она загадает ему три загадки; разгадавший их станет её мужем, неразгадавший — будет обезглавлен. С тех пор головы многих славных принцев украсили стены Пекина.
Из городских ворот выходит убитый горем воспитатель только что казнённого царевича. Он швыряет на землю и топчет злосчастный портрет Турандот, одного лишь взгляда на который хватило его воспитаннику, чтобы без памяти влюбиться в бессердечную гордячку и тем самым обречь себя на погибель.
Как ни удерживает Барах Калафа, тот, уверенный в собственном здравомыслии, подбирает портрет. увы! Куда девались его здравомыслие и бесстрастие? Горя любовью, Калаф устремляется в город навстречу счастью или смерти.
Император Альтоум и его министры Тарталья и Панталоне всей душой скорбят о жестокости принцессы, слёзно оплакивая несчастных, павших жертвой её нечеловеческого тщеславия и неземной красоты. При известии о появлении нового искателя руки Турандот они приносят богатые жертвы великому Берджингудзину, дабы тот помог влюблённому принцу остаться в живых.
Представ перед императором, Калаф не называет себя; он обещает раскрыть своё имя, только если разгадает загадки принцессы. Добродушный Альтоум с министрами умоляют Калафа быть благоразумным и отступиться, но на все уговоры принц упорно отвечает: «Я жажду смерти — или Турандот».
Делать нечего. Торжественно открывается заседание Дивана, на котором Калафу предстоит потягаться мудростью с принцессой. Та является в сопровождении двух невольниц — Зелимы и Адельмы, некогда татарской принцессы. И Турандот, и Зелиме Калаф сразу кажется достойнее предыдущих претендентов, ибо он превосходит всех их благородством облика, обхождения и речей. Адельма же узнает Калафа — но не как принца, а как служителя во дворце её отца, царя Хорасана; уже тогда он покорил её сердце, а теперь она решает во что бы то ни стало не допустить его женитьбы на Турандот и самой завладеть любовью принца. Поэтому Адельма старается ожесточить сердце принцессы, напоминая ей о гордости и славе, тогда как Зелима, напротив, молит её быть милосерднее.
К радости императора, министров и Зелимы, Калаф разгадывает все три загадки Турандот. Однако принцесса наотрез отказывается идти к алтарю и требует, чтобы ей было позволено на следующий день загадать Калафу три новые загадки. Альтоум противится такому нарушению указа, беспрекословно исполнявшегося, когда надо было казнить неудачливых искателей, но благородный влюблённый Калаф идёт навстречу Турандот: он сам предлагает ей отгадать, что это за отец и сын, которые имели все и все потеряли; если принцесса назавтра отгадает их имена, он готов умереть, если же нет — быть свадьбе.
Турандот убеждена, что, если ей не удастся отгадать имена отца и сына, она будет навек опозорена. Убеждение это вкрадчивыми речами подогревает в ней Адельма. Своим острым умом принцесса поняла, что под сыном таинственный принц имеет в виду себя самого. Но как же разузнать его имя? Она просит совета у своих невольниц, и Зелима подсказывает заведомо безнадёжный способ — обратиться к гадателям и каббалистам. Адельма же напоминает Турандот слова принца о том, что в Пекине есть один человек, знающий его, и предлагает не пожалеть золота и алмазов, дабы за ночь, перевернув верх дном весь город, разыскать этого человека.
Зелима, в чьей душе чувство долго боролось с долгом, наконец скрепя сердце говорит госпоже, что, по словам её матери Скирины, отчим её, Хассан, знаком с принцем. Обрадованная Турандот тут же посылает евнухов во главе с Труффальдино разыскать и схватить Хассана.
Сераль Турандот. Здесь принцесса допрашивает привязанных к колоннам Бараха и Тимура, угрожая им пытками и жестокой смертью в случае, если они не назовут имя загадочного принца и его отца. Но обоим Калаф дороже собственной жизни. Единственное, о чем невольно проговаривается Тимур, это то, что он — царь и отец принца.
Турандот уже даёт евнухам знак начать расправу над Барахом, как вдруг в серале появляется Адельма с вестью, что сюда направляется Альтоум; узников спешно уводят в подземелье сераля. Адельма просит принцессу больше не мучить их и обещает, если ей позволят действовать по своему усмотрению, за ночь разузнать имена принца и царя. Турандот полностью доверяется приближённой невольнице.
Тем временем к Альтоуму прибывает гонец из Астрахани. В привезённом им тайном послании говорится, что султан Хорезма умер и что астраханцы зовут Тимура занять принадлежащий ему по праву престол. По описанным в послании подробным приметам Альтоум понимает, кто такой этот неизвестный принц. Желая защитить честь дочери, которой, он убеждён, нипочём не отгадать искомые имена, а также сохранить жизнь Калафу, император предлагает ей раскрыть тайну — но с условием, что, блеснув в Диване мудрецов, она затем согласится стать женой принца. Гордость, однако, не позволяет Турандот принять предложение отца; кроме того, она надеется, что Адельма исполнит своё обещание.
Бригелла, стерегущий покои Калафа, предупреждает принца, что, мол, поскольку стражники — люди подневольные, да к тому же всем хочется отложить деньжат на старость, ночью ему могут явиться привидения.
Первое привидение не заставляет себя долго ждать. Это — подосланная Адельмой Скирина. Она сообщает Калафу о кончине матушки и о том, что его отец теперь в Пекине. Скирина просит принца черкнуть несколько слов старику отцу, но тот разгадывает уловку и отказывается.
За такими разговорами проходит ночь. Наутро Калафа препровождают в Диван.
Диван уже в сборе, недостаёт только Турандот и её свиты. Альтоум, уверенный, что принцессе так и не удалось узнать имени отца и сына, искренне радуется и велит здесь же, в зале заседаний, устроить храм.
Уже установлен алтарь, когда в Диване наконец появляется Турандот. Вид у принцессы и свиты траурный. Но, как выясняется, это лишь жестокая мстительная шутка. Она знает имена и, торжествуя, возглашает их. Император и министры убиты горем; Калаф готовится к смерти.
Но тут, ко всеобщей радости и изумлению, Турандот преображается — любовь к Калафу, в которой она не смела сознаться даже самой себе, берет верх над жестокостью, тщеславием и мужененавистничеством. Во всеуслышание она объявляет, что Калаф не только не будет казнён, но и станет её супругом.
Не рада только Адельма. В слезах она бросает Турандот горький упрёк в том, что, ранее отобрав свободу, теперь она отнимает у неё любовь. Но тут вступает Альтоум: любовь не в его власти, но, дабы утешить Адельму, он возвращает ей свободу и Хорасанское царство её отца.
Наконец заканчиваются жестокости и несправедливость. Все довольны. Турандот от всей души просит небо простить её упорное отвращение к мужчинам. Грядущая свадьба обещает быть весьма и весьма радостной.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
На то есть свои причины. И для того, чтобы разобраться в них, стоит внимательно изучить укороченное изложение повествования.
Герои сказки
В процессе чтения человек сможет увидеть несколько действующих лиц. Вокруг них будут развиваться события рассказа.
На страницах произведения промелькивают следующие герои:
Барах (он же Хассан);
Именно эти ребята будут фигурировать в предложенной истории.
Краткий пересказ «Турандота»
Начинается все с того, что в мире никогда не бывает спокойно. Здесь бушуют разнообразные войны и сколки. Так, некий султан Хорезма решает отвоевать земли астраханского царя, которого звали Тимур. Первый герой – властное, деспотичное, сильное и жестокое существо. Поэтому он быстро пробирается в город (тот никто не охранял), а потом распоряжается устроить казнь. Под раздачу должен попасть не только Тимур, но и вся его семья – супруга Эльмаза и сын Калаф.
Но это только начало. Пленники переодеваются в обычных крестьян и бегут из города. Только Хорезма начинает преследовать их. Тимуровская семья долго скрывалась, мучаясь от голода и других неурядиц, в попытках отыскать себе скромное место для жизни в Азии. Калаф соглашался на любые работы, чтобы прокормить семью.
Эту страшную историю юноша поведал Бараху – воспитателю, с которым мальчишка провел все детство. Ребята столкнулись у ворот в Пекин. За это время «сенсей» женился на Скрине – женщине, которая уже овдовела. Ее дочь Зелима – рабыня принцессы Турандот.
Выясняется, что Калаф решил отправиться служить при дворце Альтотума, но, завидев праздничный городишко, решил немножечко отдохнуть. Уж очень хотелось поглядеть, как будут справлять торжество.
Только ситуация не настолько простая. Оказывается, что никакого праздника не будет. Скорее, наоборот – горе. Казнят любовника, царевича Самаркандского. Этот товарищ решил сосвататься к Турандот.
Девушка ввела весьма жестокий закон. Любой, кто захочет взять ее в жены, получит от девицы три загадки. Кто найдет ответы – получит ее руку. Если же хоть одна загадка не разгадана – казнь. Причем, быстрая и безоговорочная. Очень много молодых людей полегло в борьбе за внимание юной принцессы.
Царевич – это послушник Бараха. Мужчина вышел из города в слезах, не понимая, почему мир настолько жесток. В гневе тот начинает пинать портрет принцессы, в которую с первого взгляда влюбляется Калаф. А значит, парниша, скорее всего, скоро погибнет.
Барах старается удержать юношу от роковых ошибок, но тому уже все равно. Молодой человек поднимает портрет пассии, стирает с него пыль. Делает это заботливо, словно с живой девушкой. Разум и логика покинули паренька. Он решил бросить вызов судьбе и испытать удачу. А вдруг именно ему удастся добиться желаемого?
Читая краткое содержание произведения Гоцци Турандот, можно увидеть, что отец девицы Альтоум и его министры Тарталья и Панталоне сильно переживают из-за жестокости красавица. Гордыня уже сгубила немало хороших пареньков. Узнав о том, что появился еще один смельчак, Альтоум начал молиться богам. Пусть на этот раз обойдется без казней.
Начинается заседание Дивана. Принцесса появляется в зале с наложницами – Адельмой и Зельмой. Первая – это некогда бывшая татарская принцесса. Все дамочки сразу рассмотрели в Калафе «что-то особенное». У него отличные манеры, фигура и внешностью Адельма вспоминает – она где-то прежде видела гостя. Только тот прислуживал во дворце ее папеньки Хорасана. Уже тогда наложница полюбила парня. Теперь она хочет не допустить расположения Турандот к гостю. Зелима же действует как полная противоположность. Она всячески ублажает хозяйку.
Калаф справляется со всеми испытаниями принцессы. Но Турандот отказывается от бракосочетания. Ровно до тех пор, пока юноша не разгадает новые загадки. Альтоум отказывает в капризе – указ доченьки исполнен в полной мере, включая казнь. И на этот раз тоже никаких исключений не будет. Только Калаф сам соглашается исполнить каприз девицы. На это Турандот загадывает загадку, от которой теперь зависит жизнь жениха. Если до утра он не справится – казнь. А разгадает – свадьба. Загадка звучала как «Кто эти отец с сыном, которые все-все имели и потеряли?».
Одна из наложниц сразу смекнула, о ком речь. Но имя Калафа неизвестно. Турандот спрашивает, как ей быть. Зелима дает ложный след. Например, можно обратиться к местным гадалкам и ведьмам. Адельма вспоминает, что кто-то в городе знает его личность. Достаточно просто отыскать его и озолотить, причем щедро.
Принцесса начинает беседу с угроз, привязав мужчин к колоннам. Но пленники готовы умереть. Только Тимур сказал, что он царь, а незнакомый принц – его сынишка. Турандот доверяет приближенной наложнице.
В это время в Альтоуму прибегает гонец с вестью – Тимур может вернуться на трон, тиран-завоеватель погиб. В сообщении подробно описывают Калафа. Царь сращу узнает в нем умника, который смог справиться с заданиями дочери. Отец говорит Турандот имя Калафа в расчете на то, что в итоге девица сжалится над гостем. Но гордость не позволяет девушке принять отцовскую помощь. Она рассчитывает на Адельму.
Бригелла, местный охранник, говорит Калафц о том, что ночью могут прийти приведения. Он рассказывает – стажа не богата, она пытается воровать.
Сначала пришла подосланная Адельмой Скрина, которая говорит о том, что отец его живет в Пекине, а мать погибла. Она ссылается на то, что нужно написать папеньке весточку, но уловка не срабатывает. Тогда женщина говорит о влюбленности принцессы в незнакомца, но милашка просит помощи-подсказки. Снова безрезультатно.
Далее в кратком содержании сказки под названием Турандот начинается Заседание. Все ждут принцессу с наложницами. Альтоум радуется – девушка явно не справилась с заданием, теперь можно готовиться к свадьбе. Но все не так просто. Принцесса приходит на заседание. Свита находится в трауре. Но это лишь жалкое представление. Девушка называет имена, Калаф готовится к свадьбе.
Но внезапно девушка понимает – она влюбилась. Турандот готова выйти замуж за незнакомца. Только Адельма этому не рада. Она начинает обвинять хозяйку в том, что та отобрала свободу, а потом и любовь. Альтоум возражает – в дела любовные вмешиваться нельзя, а вот освободить девицу он может. И вернуть ее отцу земли – тоже. Так и поступили. А еще – сыграли потрясающую свадьбу.
Основная идея автора
Автор хотел показать то, что несмотря на жизненные трудности, жестокость и тщеславие, любовь и чистота смогут изменить мир. И ради того, чтобы быть счастливым, не стоит бояться предстоящих испытаний. Они обязательно окажутся вознагражденными.
Краткое содержание оперы Принцесса Турандот Пуччини
События происходят в Пекине в сказочное время.
Действие I
Дворец императора окружен народом, который взволнован тем, что уже какой-раз Мандарин объявляет указ правителя Альтоума, прозванного Сыном неба. Он извещает о том, что каждый желающий получить его дочь, Турандот в жены, обязан отгадать ее загадки. Тот же, кто не сможет это сделать, тому просто отрубят голову, которая будет красоваться на дворцовых стенах. Однако, услышав, о том, что принцесса безумно очаровательна, молодые люди прибывают один за другим и пробуют свои возможности, но, не справившись с заданием, погибают. Вот и сегодня состоится казнь принца из Персии.
Действие II
А тем временем в покоях сидят повар, предсказатель будущего и советник китайского правителя сетуют на свою жизнь. Им приходится практически каждый раз смотреть за казнью ни в чем не повинных юношей. А они очень хотели уехать из Пекина и жить просто и спокойно, любуясь в свободное время природными красотами. Да и горожане тоже устали от постоянных казней. И сегодня все ждут рассвета, так как может быть приехавший смельчак сможет отгадать замысловатые загадки Турандот и в стране установится мир и покой.
И вот перед нами возникает могущественный Альтоум, который просит молодого человека отказаться от этой затеи. Его придворные также говорят принцу, что он рискует своей жизнью. Однако Калаф говорит императору начать испытание. Наконец, появляется принцесса, держащей свитки с ответами. Она думает, что вот прибыла очередная жертва, и девушка, сможет опять насладиться очередной победой. Ведь она пылает ненавистью к лицам мужского пола, в особенности из дальних стран. И вот она задает вопросы, и Калаф достойно отвечает на них. Растерянная Турандот умоляет отца отменить указ. Однако император не слышит просьбу дочери. К всеобщему удивлению, юноша отказывается от девушки. Он не хочет, чтобы она, не желая быть его супругой, стала с ним жить. Принц, тогда предлагает отгадать Турандот его имя до восхода солнца. Если же она не сможет выполнить это задание, то он сам пожелает, чтобы ему отрубили голову.
Действие III
И вот принцесса повелевает, что этой ночью все должны бодрствовать. Все должны помочь дочери правителя узнать имя незнакомца. В худшем случае утром опять погибнут невинные люди. А Калаф в это время ходит по дворцу императора и раздумывает о том, что никто не сможет узнать его тайну, так как никто юношу не знает. Но, придворные схватили его отца и Лью, так как видели, что недавно они общались с молодым человеком, и поэтому в курсе, как того зовут. Девушка сознается в том, что ей ведомо это имя, но она никогда его не скажет. Принцесса угрожает ей расправой, однако Лью молчит, и тогда ее начинают пытать. И как бы ни пытался Калаф ей помочь, девушка убивает себя на глазах у всех.
Турандот интересуется, почему она так поступила, и получает ответ, что сильные чувства к любимому человеку натолкнули ее на самоубийство. Хан Тимур тяжело переживает гибель невольницы, горожане тоже ему соболезнуют. А молодые люди остались наедине друг с другом, где любовные чувства к Калафу проявились у принцессы. А юноша называет свое имя. С рассветом влюбленные объявляют о своем решении быть всегда вместе. Император с огромной радостью встречают молодых и воспевают любовь, которая помогает преодолеть все беды и невзгоды.
Произведение учит нас дорожить чувствами близких людей, не быть высокомерными и заносчивыми.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Оперы. Все произведения
Сейчас читают
В романе рассказывается о Хейзел Ланкастер. Хейзел недавно исполнилось 16 лет. Она живет в Индиане. Она болела раком щитовидной железы и у нее были метастазы легких. Молодая девушка дышала только через кислородный аппарат
Этот рассказ начинается с празднования победы салютом. Герои (моряк и доктор) вспоминают военные действия в Севастополе… Тут к ним приходит женщина – медсестра, которая работает с этим доктором.
Окончив школу, Сергей Крашенинников уезжает в маленький город к своему деду. Здесь он начинает работать в бригаде дорожных строителей. В ходе дорожного строительства
Творческая деятельность детского писателя была полна всевозможными переменами. Любовь к литературе у Погодина началась с 5-летнего возраста. Именно тогда им впервые была прочитана книга Сервантеса о Дон Кихоте
Загадки «Принцессы Турандот». Вспоминаем главный спектакль Евгения Вахтангова
«Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци стала последним спектаклем Евгения Вахтангова и одним из самых ярких событий культурной жизни Москвы 1922 года. Постановка была сделана на манер площадной комедии дель арте. Такого советская публика еще не видела. Рукоплескал на премьере в Третьей студии МХАТ, позже ставшей Театром Вахтангова, сам Константин Станиславский.
Этот спектакль разделил русский театр на до и после: его отголоски позже будут звучать в работах многих режиссеров и драматургов. Из тональности вахтанговской «Принцессы Турандот» выросли пьесы Евгения Шварца — «Дракон», «Золушка», «Тень». А легендарный советский режиссер Георгий Товстоногов, посмотрев однажды спектакль, назвал Евгения Вахтангова, к тому времени уже покойного, своим учителем.
От комедии до трагедии
Турандот, дочь китайского императора, не желает выходить замуж. Она развлекается тем, что велит казнить незадачливых женихов, которые не проходят проверку. Она загадывает им три сложные загадки, кто не угадает — может прощаться с жизнью. Однажды в городе появляется находчивый принц Калаф, которому удается растопить сердце жестокой красавицы. Театральную сказку «Турандот», в которой ужасное соединяется со смешным, Карло Гоцци написал в 1762 году. Пьеса, созданная в простом стиле комедии дель арте, стала важным ходом его борьбы с буржуазным реалистическим театром Карло Гольдони и Пьетро Кьяри. Как позже записал в своих воспоминаниях Гоцци, вскоре после венецианской премьеры «Турандот» враги потеряли былую популярность в Италии. Гольдони в поисках лучшей доли переместился в Париж, а Кьяри и вовсе перестал писать.
Немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер спустя полвека сделал из «Турандот» драму. Его версией вдохновился композитор Джакомо Пуччини, создавший трагическую оперу «Турандот». Он работал над ней последние четыре года своей жизни, но закончить так и не успел: его друг и коллега Франко Альфано дописал за него последний дуэт Турандот с Калафом и заключительную сцену III акта. Премьера состоялась в апреле 1926 года.
В халате и с юмором
Самой яркой постановкой «Турандот» на русской сцене стал спектакль Евгения Вахтангова. Спектакль на очень долгое время стал символом театра — на нашумевшую «Принцессу Турандот» идут, например, герои «Двух капитанов» Вениамина Каверина. Писатель даже не называет театр, в который отправляет своих персонажей: нет нужды. Даже в 1945 году, когда вышел роман, читатель-театрал понимал, о чем речь.
Однако история постановки с самого начала была сопряжена с серьезными трудностями.
Во-первых, работал над «Принцессой Турандот» Вахтангов очень больным: у него обострилась давняя язва. Постепенно он перестал вставать с постели, делая исключение лишь для репетиций. На генеральном прогоне ему было так нехорошо, что он не стал снимать с себя шубу, а голову обвязал мокрым полотенцем. Константин Станиславский после одной из первых репетиций, зная о болезни своего любимого ученика, сказал ему: «Вы можете засыпать победителем». Евгений Вахтангов не дожил до премьеры своего главного спектакля несколько недель.
Во-вторых, непросто дался режиссеру поиск формы спектакля. Изначально Вахтангов хотел поставить пьесу Фридриха Шиллера. Стали репетировать отдельные отрывки — и они решительно не понравились режиссеру: «Все не то!» Дошло даже до того, что он заявил, что ставить пьесу передумал. Актеры — в растерянности, Вахтангов — в отчаянии. Как сыграть всерьез пьесу, созданную на основе легкой полушутливой сказки, он не представлял. Однако над материалом нужно было работать, потому что замены не было.
Идея возникла словно яркая вспышка: спектакль нужно ставить в духе веселой комедии дель арте — итальянского народного театра, построенного на импровизации площадных представлений с масками, предшественника пантомимы и стендапа, появившегося в середине XVI века. Про пьесу Шиллера Вахтангов тут же забыл. Сразу же приступили к репетициям.
Сюжет — дело второстепенное, главное — подача. Артисты перевоплотились не в героев сказки, а в актеров театральной труппы, разыгрывающих свой спектакль про Турандот. Вахтангов разрешил им импровизировать прямо на сцене. Они могли высказывать свое мнение и комментировать действия коварной принцессы, которая загадывала хитроумные загадки, чтобы казнить потенциальных женихов. Да и зрителям тоже не возбранялось выкрикнуть с места — у актеров всегда находилась парочка остроумных реплик в ответ.
В своих героев артисты превращались прямо на глазах у публики, надевая какой-нибудь роскошный расшитый халат поверх современного костюма, — в лучших традициях дель арте. В диалогах персонажи обсуждали не только действие на сцене, но и актуальную повестку — все, что происходило на тот момент в стране. Это было прогрессивно: Вахтангов был уверен, что после 1917 года искусство, театральное в том числе, не может оставаться прежним, элитарным, оторванным от реальной жизни. Декорации были самые простые — тоже одновременно оммаж старинным уличным постановкам и дань новой эстетике. Привычные бытовые предметы, правильный свет и драпировка — вот и готов сказочный город.
С особым подходом
В постановке были заняты лучшие ученики Вахтангова. Роль капризной принцессы исполнила Цецилия Мансурова, а принца Калафа, безнадежно влюбленного в нее, — Юрий Завадский. Также были задействованы Осип Басов, Борис Захава, Борис Щукин, Рубен Симонов, Анна Орочко, Иван Кудрявцев. Многие из них тогда только начинали свою карьеру, а впоследствии получили звания народных артистов СССР.
Их неопытность режиссера не пугала, скорее, подстегивала — ему было очень интересно, что из всего этого выйдет. Для спектакля они прошли специальную подготовку. Приглашенные преподаватели занимались с ними речью, декламацией, пением, постановкой голоса. Комедия дель арте требовала особого подхода, гротескного поведения.
Вахтангов решил сделать характеры персонажей ярче, добавив одну интересную деталь. По сюжету явно прослеживается соперничество Турандот и ее невольницы Адельмы за внимание принца Калафа, и Вахтангов подсказал, что эти же чувства могут испытывать и актрисы, изображающие их. Правда, этот прием со временем исчез из спектакля.
Постановка пережила несколько редакций с новыми актерскими составами. В 1963 году ее возобновил когда-то игравший в спектакле Вахтангова Рубен Симонов — с Василием Лановым и Юлией Борисовой в главных ролях. В 1991-м новую версию «Принцессы Турандот» создал Гарий Черняховский. Художественный совет приостановил спектакль в 2006 году.
«Фантастический реализм» Евгения Вахтангова
Вахтангов был убежден, что каждая пьеса требует собственной формы театрального воплощения и задача режиссера — найти ее. Этот принцип сложился благодаря его работе с Константином Станиславским.
В 1911 году Вахтангов поступил в Школу драмы Александра Адашева. После ее окончания он попал в труппу Московского художественного театра. Талантливого актера заметил сам Станиславский, который какое-то время наблюдал за ним. А потом, когда Константину Сергеевичу понадобился помощник, чтобы тот мог вести практические занятия по методике актерского мастерства в Первой студии МХТ, первым претендентом стал Вахтангов. Тот согласился, не раздумывая.
Однако потом Евгений начал сомневаться в методах Станиславского. Снова и снова он задавался вопросом: не слишком ли Константин Сергеевич ограничивает актеров на сцене? Безусловно, актер — главный в спектакле, но необходимо, считал Вахтангов, отделить его от того образа, который он исполняет. Так постепенно у Вахтангова сформировалось собственное понимание театра, и сформулировал он его коротко — фантастический реализм. Однако заслуг Станиславского в своем становлении он ничуть не умалял и всегда называл его своим учителем. Можно сказать, что учение Константина Сергеевича стало тем камнем, на котором Вахтангов выстроил собственный театр.
Долгое время «Принцесса Турандот» была больше, чем просто визитной карточкой театра — постановка стала символом театральной школы Вахтангова. В память о спектакле около театра установлен фонтан «Принцесса Турандот», созданный скульптором Александром Бургановым.