Примите меня пожалуйста в ваше профтехучилище потому что я не хочу учиться
Размещено на реф.рф
(См.: Гоголь. Ревизор.)
Читайте также
Подумайте о перечисленных ниже правах, выделенных на основании работ нескольких авторов. Проанализируйте отдельно каждый пункт; сделайте пометки возле тех, с которыми вы испытываете трудности. Поразмышляйте также в контексте. Например, вам показалось легким. [читать подробнее].
К этому упражнению не будет дано никаких комментариев, потому что ответы зависят целиком и полностью от вашего отношения к предложенным ситуациям, оттого, какая у вас возникает реакция, то есть нравится вам прием затуманивания или вам кажется, что нужно категорически. [читать подробнее].
Для этого упражнения вам понадобится помощь коллеги или друга — человека, которому вы можете доверять и который способен дать конструктивную оценку вашего поведения. Обдумайте следующие ситуации. Разыграйте их, начиная каждый раз с утверждающего высказывания. [читать подробнее].
Обдумайте следующие сценарии. В каждом из случаев: каким образом можно создать атмосферу, в которой будет достигнуто позитивное общение? Подумайте обо всех «за» и «против» для каждой ситуации. Сценарий 1 а) Комната для проведения тренинга обустроена как обычный. [читать подробнее].
Замените следующие аморфные высказывания на побудительные, позитивные просьбы. 1. Как могу я заниматься, когда вокруг такой шум и суета? Дайте мне хоть немного пространства! 2. Как насчет того, чтобы во вторник поработать сверхурочно? 3. Если бы только Эндрю мог. [читать подробнее].
Теперь вам понадобится помощь коллеги или друга. Попросите его или ее выбрать одну из следующих ситуаций и разыграть ролевую игру, в которой он или она обращается к вам с просьбой. Вы должны твердо отказывать, используя прием «заезженной пластинки», спокойно. [читать подробнее].
Это упражнение похоже на то, которое предлагалось вам в главе 3, только там я просила составить список того, что вам в себе не нравится, и поработать над этим. Это было намного легче, чем то, что вам нужно будет сделать сейчас, — составьте список своих профессиональных. [читать подробнее].
Следующие примеры диалогов демонстрируют недостаток навыков самоутверждения. Что в них не так? Какой подход был бы более удачным? 1. Критика. — Что вы имеете в виду, когда говорите, что я всегда опаздываю? 2. Комплименты. — Отпуск пошел вам на пользу— вы выглядите. [читать подробнее].
Подумайте немного о том, почему спонтанное решительное самовыражение может быть важным для вас в следующих ситуациях. 1. Ваш партнер согласился от вашего имени вместе пообедать с людьми, которых вы не любите. 2. Ваш босс говорит вам, что намерен ввести принципиально. [читать подробнее].
Упражнение 6. Определите, в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания
Определите, в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания.
6.1. Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику.
6.2. Семенов студент, ведь он сдает экзамены.
6.3. Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
6.4. В заметке, опубликованной в одной из газет под заголовком «В столице начали падать исторические здания», сообщалось, что неподалеку от Красной площади обрушилась галерея Гостиного Двора, находящегося на реконструкции. Других фактов разрушения исторических зданий Москвы в заметке не приводится.
6.5. В той же газете было помещено сообщение о 9-летнем мальчике, вернувшемся с родителями из Мексики, у которого в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины из-под кожи правого плеча была удалена личинка мексиканского овода.168
Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы
7.1. Основные принципы (законы) логики
Заметка озаглавлена: «В организмах россиян начали находить огромных личинок мексиканского овода».
6.6. М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
6.7. Это суждение не является простым, значит, оно относится к сложным.
6.8. Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя.
6.10. Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.
6. П. Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться (из заявления восьмиклассника).
6.14. Узнав от хозяина трактира, что поселившийся в ней человек (Хлестаков) «другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет. и ни копейки не хочет платить», Бобчин-ский и Добчинский решили, что этот человек и есть ревизор. (См.: Гоголь. Ревизор.)
5.10.Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, является обстоятельством, отягчающим ответственность.
Совершение преступления лицом, находящимся в обстоятельством, отягчающим ответственность.
5.11.Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника.
Некоторые обвиняемые не вправе отказываться от защитника.
5.12.Следствие по делу К. закончено.
Следствие по делу К. еще не закончено.
5.13.Преступник не может не оставить следов. Преступник может не оставить следов.
5.14.Не все правовые отношения связаны с вещами. Все правовые отношения связаны с вещами.
5.15.Некоторые правовые акты не являются нормативными. Все правовые акты являются нормативными.
5.16.Никакая идеология не может быть общегосударственной. Существуют общегосударственные идеологии.
Упражнение 6. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания.
6.1. Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику.
6.3. Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
6.4. Рабовладельческое общество является эксплуататорским, поэтому оно подавляет личность.
6.5. М. обязан явится в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
6.6. Правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать.
6.7. Солнце встает, так и утро настает.
6.8. Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.
6.9. Это суждение не является простым, значит оно относится к сложным.
6.10. Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя.
6.11. Если Р. занимался мошенничеством, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекается.
6.12. Перчатку потерять — к несчастью.
Зеркало разбить — к худу. 6.13. Студенту Н.
следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.
6.14. Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться (из заявления восьмиклассника).
6.15. Данное умозаключение построено правильно, так как его посылки — истинные суждения.
Упражнение 7. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
7.1.Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара Р-ну напавший на него М. стоял на крыльце вокзала, возвышающемся над землей на полтора метра, а Р. стоял на земле около крыльца. Другой свидетель утверждал, что М. стоял в тот момент не на крыльце, а на земле недалеко от здания вокзала, потерпевший же стоял между М. и крыльцом. Первый свидетель показал, что М. в момент нанесения удара стоял спиной к зданию вокзала, а другой — что он стоял лицом к вокзалу.
7.2.На допросе В. задали вопрос, где он ночевал в ночь на 14 сентября. Оказалось, что он ночевал в поле, в стогу соломы, недалеко от места обнаружения трупа М. На вопрос, слышал ли он ночью какой-нибудь шум или крик человека о помощи, В. ответил отрицательно. На повторном допросе В. показал, что когда он спал в поле, то слышал крик о помощи, доносившийся с той стороны, где лежал труп М. После этого он видел, как от того места убегал какой-то высокий мужчина.
7.3.Б. говорил, что, когда к нему пришел раненый П., он был дома. А согласно показаниям П., Б. тогда дома на было, и он пришел откуда-то позже.
7.4.Заключением комиссии института был признан глубоко психопатической личностью.
Обоснованность этого заключения вызвала серьезные сомнения, тем более что некоторые обстоятельства, изложенные в заключении, противоречили материалам дела.
7.5.Проверка заявления привлеченного к ответственности за драку о том, что он Гусев из Владивостока и родился в 1938 г., свелась к судебно-медицинской экспертизе, которая подтвердила указанный обвиняемым возраст.
Прибыв на место лишения свободы, Гусев заявил, что его настоящая фамилия Зайцев и что он года рождения. Новая экспертиза подтвердила и этот возраст. Когда Гусева-Зайцева доставили в другую тюрьму, он заявил, что он является Гусевым, а не Зайцевым. Только после этого была проверена его личность. По дактилокарте установили, что он является дважды судившимся вором — «гастролером» Зайцевым.
локомотивного депо, на котором обсуждалось поведение группы подростков, один из работников сказал: «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение всего коллектива, что их нужно судить по всей строгости закона».
7.7.Б. был взят на допрос. Он объяснил, что в ночь на 27 февраля он не был дома, а ночевал у своего отца. Пришел к нему рано, так как ушел из магазина часов в 8 вечера. Однако отец Б. дал другие показания. По его словам, Б. пришел поздно ночью, когда все уже спали. С собой он принес пол-литра водки и тут же вы пил ее. До этого случая он не был у отца почти год. О том, где он находился и почему пришел так поздно, Б.
7.8.«Видишь ты, — сказал один (мужик) другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — ответил другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — ответил другой. Этим разговор и кончился» (Гоголь. Мертвые души).
7.9.«Теперь я поведу тебя посмотреть, — продолжал он (Ноздрев), обращаясь к Чичикову, — границу, где оканчивается моя земля.
— Вот граница! — сказал Ноздрев. — Все, что сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вот синеет, и все, что за лесом, все мое» (там же).
7.10. «Как может быть хорошо женщине в выносимую жару, когда окна на солнце, — сказала Варвара Алексеевна.
Да ведь здесь тень с десяти часов, — сказал Мария Павловна.
От этого и лихорадка. От сырости, — сказал Варвара Алексеевна. » (Толстой Л.).
7.11. «А что, отец, — спросил молодой невесты у вас в городе есть?
Старик дворник ничуть не удивился.
Кому и кобыла невеста, — ответил он, охотно ввязавшись в разговор.
Больше вопросов не имею, — быстро проговорил молодой человек.
И сейчас же задал новый вопрос: — В таком доме, да без невест?» (Ильф И., Петров Е.
7.12.«. Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела» (там же).
7.13.«Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» (заявление в народный суд).
7.14.«Шофер Синелыциков неправ, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (из протокола).
7.15.Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради».
Том: «Я тоже на это надеюсь».
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. 33 Логических термина (Чайнворд) 1. Соединение простых силлогизмов. 2.
Разновидность умозаключения. 3. Элемент суждения. 4. Рассуждение, противоречащее логике. 5. Способ исследования. 6. Суждение, обосновывающее тезис доказательства. 7.
Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия. 8. Преднамеренное нарушение логического правила. 9. Логический класс. 10. Логический символ. 11. Логическая характеристика класса предметов. 12. Логическая операция. 13. Вид высказывания. 14. Один из элементов доказательства. 15. Условный знак, применяемый в логике. 16. Наука о мышлении. 17.
Одно из двух или нескольких простых суждений, из которых состоит разделительное суждение. 18.
Логический прием. 19. Предмет семиотики.
20. Совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки.
21. Один из терминов суждения. 22. В формула, для которой существует доказательство.
23. То же, что в п.6. 24. Один из видов условноразделительного умозаключения. 25. Вид умозаключения. 26. Знаковая система. 27.
Логическая ошибка. 28. Обоснованное предположение. 29. Положение, принимаемое противоречащее тезису. 31. Логический прием. 32.
В логике — необходимая связь мыслей в процессе рассуждения. 33. Принятый в математической логике знак отрицания.
2. Логический анализ текстов В приведенных текстах определите способ доказательства или опровержения, выделите тезис, аргументы, способ обоснования, укажите виды суждений, разберите их по составу.
1. «Ты спросишь, Граттий, меня, почему же так сильно я восхищаюсь этим поэтом? Потому, что дает он моей душе отдохнуть от судебного шума, успокоить мой слух, утомленный злословием споров на форуме. Неужели ты думаешь, что может хватить у меня материала, когда ежедневно мне приходится здесь говорить по делам’ столь различным, если бы свой дух не воспитывал я на поэзии? Может ли выдержать ум столь напряженный труд, если бы он не нашел облегченья в занятиях этой наукой? Я, по крайней мере, открыто скажу про себя, что этим занятиям я искренно предан. Пусть будет стыдно другим, если так зарылись они в свои книги, что не могут из них извлечь ничего на общую пользу, ни представить открыто что-либо на общественный суд;
а мне чего же стыдиться, почтенные судьи! За всю свою жизнь моя помощь в тяжелый момент или в трудном положении кому-либо из вас ни в деле гражданском, ни в уголовном не заставила ждать;
не удержала меня ни жажда досуга, не отвлекли удовольствия, не заставил промедлить, наконец, даже сон. Поэтому кто же мне бросит слово упрека, кто справедливо решится меня уколоть, если все то время, какое иной изведет для собственных дел, для праздничных зрелищ, для других удовольствий, наконец, просто для отдыха душою и телом, сколько иные истратят его на пиры без конца, на игру в кости иль мяч, — если это время я сам для себя употребляю для того, чтобы вернуться к занятиям дней моей юности? И это тем более мне должны вы позволить, что мой талант как оратора, каков бы он ни был, вырос из этих занятий, и в минуты опасности при судебных процессах он всегда приходил на помощь друзьям. Если кому-либо кажется он не очень серьезным, то все то высокое, что в нем должно заключаться, я знаю наверно, откуда, из какого источника я его мог почерпнуть.
Ведь если бы, с дней моей юности слушая многих ученых, читая много их книг, я не внушил бы себе убеждения, что в жизни нет ничего важнее, к чему бы надо стремиться, кроме как к славе, но славе, исполненной чести, и для достижения этого надо считать ни во что все телесные муки, все опасности смерти и Даже изгнания, — я бы никогда не отдал себя ради вашего блага на растерзание, на эти враждебные выходки в ежедневных, столь многих, столь сильных нападках этих низких, погибших людей. Этими мыслями полны все книги, полны наставления мудрых, полна вся история, опыт седой старины;
но все они были б сокрыты во мраке забвения, если б на них своих ярких лучей не бросила литература и их не осветила б. Сколько в работах и греков и римлян осталось нам как бы чеканных образов твердых мужей — не только, чтоб их созерцать, но и для того, чтобы им подражать.
Когда я управлял государством, всегда передо мной они были, всегда, мысленно образы этих великих людей созерцая, я укреплял свою душу и мысли» (Марк Туллий Цицерон. Речь за поэта Архия // Римская литература в избранных переводах. — М., 1939. —. С. 127—128).
Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает облеченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Для самолюбия заманчива возможность приказывать, решать, приводить в исполнение свою волю и, хотя бы в очень узкой сфере, карать и миловать;
для суетного самомнения отраден вид сдержанной тревоги, плохо скрытого опасения, искательных и недоумевающих взоров. Поэтому люди, относящиеся серьезно к идее о власти, получая эту власть в свои руки, обращаются с ней осторожно, а вызванные на проявление ее в благородном смущении призывают себе на память не только свои права, но также свои обязанности и нравственные задачи. Но бывают и другие люди. Обольщенные прежде всего созерцанием себя во всеоружии отмежеванной им власти, они только о ней думают и заботятся — и возбуждаются от сознания своей относительной силы. Для них власть обращается в сладкий напиток, который быстро причиняет вредное для службы опьянение. Вино власти бросилось в голову и Протопопову» (Речь А.Ф. Кони по делу В.Протопопова / / Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. — С. 171).
объяснений Протопопова о своей молодости. И правильно сделала! По закону земским начальником можно быть с 25 лет, как и мировым судьею, судебным следователем и присяжным заседателем. Этот возраст обеспечивает известный житейский опыт, вдумчивость и выдержку, необходимые для того, чтобы пользоваться властью, проявление которой отражается на судьбе других людей. Протопопов на пять лет — ему было в 1890 году 30 лет — ушел вперед от этого срока. Когда же признает он себя зрелым человеком, считая 30-летний возраст еще таким, к которому применимо мерило, созданное жизнию для молодости, смотрящей легкомысленною радостью существования, глазами? Не менее неосновательна и ссылка его на новизну дела и незнание, чем руководиться в своих действиях. Приступая к новому делу по собственному желанию, он должен был изучить закон, который считал себя призванным исполнять. Закон этот очень не велик. На подробнейшее изучение по нему своих прав и обязанностей достаточно одной недели. Да и содержание его в большей части ничего нового не представляет для того, кто выдержал экзамен из уголовного и гражданского судопроизводства и должен был знать, что такое Мировой Устав и Уложение о наказаниях. Характерные стороны народного быта тоже должны быть известны следовательно, знаком с народом не из книжек.
Не помешала же новизна дела мировым посредникам первого призыва с честью исполнить свои обязанности, (там же. С.185-186).
4.«. Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». На самом Съезде слово «культура»
было проходным образом произнесено только на третий день. И сейчас об этом говорил Михаил Сергеевич Горбачев.
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять.
К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточный» принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место. Посмотрите справочник Академии наук. Места русской культуре в нем почти нет.
О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, я не буду об этом говорить. Вовторых, это состояние библиотек и архивов. О последних, кстати сказать, было хорошо написано в предпоследнем номере «Советской культуры».
Тема 10. Основные законы формальной логики
Закон тождества гласит: в процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должно быть тождественно само себе: а = a; a а.
Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время в одном и том же отношении.
Противоречащими называются такие суждения, в одном из которых что- либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете отрицается.
Закон достаточного основания гласит: Всякая мысль должна быть достаточно обоснованной а (s а).
В качестве аргументов должны быть использованы только истинные суждения, и они должны быть достаточны для доказательства.
Упражнение 1. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными данные пары суждений.
1. Все студенты 3-й группы подготовились к семинарскому занятию. Ни 61
один студент 3-й группы не подготовился к семинарскому занятию.
3. В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления.
5. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.
6. Некоторые государства избрали в качестве политической формы правления президентскую республику.
7. Для некоторых стран Африки характерны переходные формы производственных отношений. Для всех стран Африки характерны переходные формы производственных отношений.
8. Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.
9. Организатором ограбления кассы был Николай Н. Организатором ограбления кассы был Анатолий П.
10. Большая часть машин находилась в парке. В парке не было ни одной машины.
Упражнение 2. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений.
1. Некоторые студенты первого курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент первого курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал.
2. Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.
3. Всякое письмо требует искусства. Не всякое письма требует искусства.
4. Каждый человек имеет свои особенности. Некоторые люди никаких особенностей не имеют.
5. Никакая идеология не может быть общегосударственной. Существуют общегосударственные идеологии.
6. Все, что он сказал, есть ложь и клевета. Не все, им сказанное, есть
7. Вечер прошел весело и интересно. Вечер прошел невесело и неинтересно.
8. Любая пирамида имеет вершину. Не всякая пирамида имеет вершину.
10. Все розы в этом букете алые. Некоторые розы в этом букете алые.
Упражнение 3. Установите, нет ли противоречий в следующих понятиях
1. Антагонистическое единство. 2. Бессодержательное мышление. 3. Разносторонний квадрат. 4. Жаркая зима. 5. Случайная закономерность. 6. Неоформленное содержание. 7. Фантастическая реальность. 8. Холодное лето. 9. Монархическая республика. 10. Неработающий работник. 11. Оправданный обвиняемый.
Упражнение 4. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания.
1. Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику.
2. Семенов студент, ведь он сдает экзамены.
3. Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
4. В заметке, опубликованной в одной из газет под заголовком «В столице начали падать исторические здания», сообщалось, что неподалеку от Красной площади обрушилась галерея Гостиного двора, находящегося на реконструкции. Других фактов разрушения исторических зданий Москвы в заметке не приводится.
5. В той же газете было помещено сообщение о 9-летнем мальчике, вернувшемся с родителями из Мексики, у которого в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины из-под кожи правого плеча была удалена личинка мексиканского овода. Заметка озаглавлена: «В организмах россиян начали находить огромных личинок мексиканского овода».
6. М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
7. Солнце встает, так и утро настает.
8. Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.
9. Это суждение не является простым, значит, оно относится к сложным.
10. Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его от-нести нельзя.
11. Если Р. занимался мошенничеством, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекается.
13. Студенту Николаеву следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.
14. Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться (из заявления восьмиклассника).
1. Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле.
2. Если вам нужно срочно увеличить вашу семью, наш фотограф сделает это моментально (объявление в фотоателье).
3. На общем собрании коллектива локомотивного депо, на котором обсуждалось поведение подростков, один из работников сказал: «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение всего коллектива, что их нужно судить по всей строгости закона».
6. «Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыноси
— Да ведь здесь тень с десяти часов, — сказала Мария Павловна.
Старик дворник ничуть не удивился.
— В таком доме, да без невест?» (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»).
8. «. Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя кажется, никого этим не радуем.
9. «Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» (заявление в народный суд).
10. «Шофер Синельников не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (из протокола).
11. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь».
— Уж будто вы не понимаете?
— Не понимаю. видит бог, не понимаю!
— А кто Володю без копейки оставил? Кто ему жалованье прекратил? Кто»? (М. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»).
14. «Зимой некто пришел навестить друга. Слуга у дверей объявил ему, что барин вышел со двора.
— Вышла вместе с ними.
— Так я зайду обогреюсь у печки немного.
— Это невозможно: у нас все дрова вышли».
Упражнение 6. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
1. В своем последнем слове подсудимый сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь».
2. Нам предложили почтить память умерших вставанием. К сожалению, это происходит редко.
3. «Молодая была уже немолода» (И.
4. «Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся» («Литературная газета»).
5. «У Фонвизина каждое действующее лицо имеет свое лицо» (из сочинения абитуриента).
8. Петров стал хуже учиться после того как стал заниматься в секции легкой атлетики. Значит, именно занятия легкой атлетикой стали причиной того, что Петров стал хуже учиться.
10. Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, поскольку я человек с высшим образованием.
11. Все заметно волнуются, невозмутимы лишь бывалые люди, а их среди нас не так уж и мало.
12. День начинался туманный, как в то незабываемое далекое ясное утро.
13. Ребенок был обучен грамоте, но при этом не знал ни одной буквы.
14. Он был лидером в своей группе, но никто этого не признавал.
15. «Чего же теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых?