Примеры того что человек биосоциальное существо
Биосоциальная сущность человека
Биосоциальная сущность человека – это неразрывная взаимосвязь биологического начала, обусловленного процессами, проистекающими в природной среде и социальной составляющей в человеке. Люди отличаются от своих четвероногих «собратьев» необходимостью воспроизведения помимо собственной биологической сущности ещё и социального начала. Именно поэтому им приходится ублаготворять не только личные материальные потребности, но также и духовные. Удовлетворение последних обусловлено формированием внутреннего мира человека. Он вырабатывается под воздействием того социума, в котором существует субъект.
Что это такое
Биологическая популяция «гомо сапиенс» являет собой исключительную форму бытия, объединяющую биологическое начало и социальную сущность. Жизнедеятельность его организма базируется на основополагающих биологических процессах, таких как дыхание, питание, выделение, размножение, проистекающих в нём. Именно эти процессы предводительствуют в деле обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности в целом. Отсюда человек разумный представляет собой уникальную разновидность живых организмов. Поскольку он обладает разумом, речью, позволяющей транслировать знания, информацию, ведёт социальный образ бытия, имеет способности к созидательной деятельности.
Итак, в чём проявляется биосоциальная сущность человека? Состоит она в том, что человек разумный сотворён природой и характеризуется определёнными физиологическими потребностями, присущими иным биологическим организмам, при этом он также ведёт социальную жизнь, обладает речью, способен мыслить, и является «творением» социализации.
В противоположность иным видам, которые адаптируются к естественным условиям среды в ходе морфофизиологических трансформаций, люди модифицируют окружающую среду, используя орудия труда, производя одежду, сооружая жилища, культивируя растения, одомашнивая животных, налаживая производство, развивая науку.
Процесс индивидуального созревания человека зиждется на двух вариациях информации. Первая – биологическая информация, зафиксированная в качестве генетической в дезоксирибонуклеиновой кислоте (универсальный механизм хранения, имеющийся в любом организме, служащий для реализации и трансляции информации через поколения). В индивидуальном формировании индивидов благодаря биологической информации определяется специфическая совокупность анатомо-физиологических характеристик, качеств, свойств рознящих его от иных разновидностей живых организмов.
При этом, так как человек наделён речью и разумом, то у него имеется и вторая вариация информации, представленная сочетанием умений и знаний, которые создаются, сберегаются, используются и увеличиваются поколениями индивидов в ходе развития сообщества «гомо сапиенсов». Постижение их людьми происходит по мере их обучения, воспитания, взаимодействия в социуме. Описываемая особенность обусловлена социальной способностью организмов передавать собственные особенности формирования потомству, которая присуща исключительно человеческому социуму.
Сущность биосоциальной природы человека связана с тремя понятиями: личность, индивидуальность и индивид.
Последний термин подразумевает отдельно взятого представителя гомо сапиенс, то есть индивид – это определённый носитель всех биосоциальных черт человечества.
Индивидуальность является уникальным набором психофизиологических черт, а также социальных особенностей, обнаруживающихся в поведенческом паттерне, коммуникациях и деятельности.
Сочетание значимых социальных черт человека образуют личность. Таким образом, биосоциальная сущность человека проявляется: биологическими признаками и социальными навыками.
Биологически гомо сапиенс связан с остальными формами жизни, сходен с иными организмами, а именно:
– анатомо-физиологической структурой (есть костно-мышечный аппарат, нервная система);
– природными (физиологическими) потребностями (дыхание, питание);
– наличием различных инстинктов: самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода.
В качестве социального продукта индивид неразрывно взаимосвязан с социумом, поскольку человек может стать человеком лишь через взаимодействие с обществом. Социальная сущность человека обнаруживается в таких чертах, как готовность к социально-полезному труду, сознание, разумность, ответственность. Подтверждением необходимости взаимоотношений человека с социумом является существование одичавших (феральных) людей.
Дикими людьми именуются дети, выросшие в условиях предельной социальной изоляции, то есть с раннего этапа росшие в отсутствии взаимодействия с людьми (либо жили в изоляции, либо воспитывались животными). Такие малыши не имели коммуникаций, опыта социального поведенческого паттерна, не знали любви других людей.
При этом, если до вынужденной социальной изоляции малыши обладали некоторыми навыками социального поведенческого паттерна, то реабилитационный процесс происходит намного проще. Дети, которые провели в «животном царстве» первые годы жизни, освоить человеческую речь, прямохождение, осмысленную коммуникацию практически не в состоянии, даже проведя множество последующих лет среди людей и получая ласку, заботу, любовь сородичей.
Таким образом, в человеке социальная доминанта и биологическое начало пребывают в непростом взаимодействии, обуславливая психическое формирование и уникальность человеческой личности. Именно поэтому сущность человека является биосоциальной.
Для социума человеческий субъект ценен именно наличием социально важных качеств, характеризующих своей совокупностью личность. Личностью нельзя родиться. Разум, самосознание, ответственность являются составляющими личности. Каждая ступень формирования человеческого сообщества выдвигает собственные требования к качествам индивида как личности.
Подводя итоги, можно выделить такие признаки биосоциальной сущности человека, как инстинкты, физиологические потребности, эмоции, строение организма, продолжение рода, адаптационные механизмы – биологические признаки; членораздельная речь, общение, духовные потребности, деятельность в качестве созидательного навыка, сознание, мышление, целеполагание, творчество – социальные признаки.
Примеры
Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).
На нынешней стадии развития преобладающей является социальная доминанта, которая отвечает за формирование социального поведенческого паттерна и сказывается на вырабатывании правового мышления. При этом сохранение и воспроизведение гомо сапиенса как вида обусловлено биологической доминантой, определяющей в социуме течение естественного отбора, вынуждая индивидов вступать в «бои» за выживание в «содружестве» себе подобных, что приводит к приобретению «свежих» знаний и коллективного опыта. Социальная составляющая развития возникла только с появлением людей и возникновением первых общественных формирований (коммун).
Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.
Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.
При этом отсутствие жёсткого «сценария» биологических свойств предоставило человеку возможность приспосабливаться к разнообразным условиям бытия. Так, к примеру, с рождения детёныши животных управляются инстинктами и выживают исключительно за счёт «подсказок», дарованных природой (кого нужно бояться, что следует кушать).
Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.
И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.
Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.
Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.
Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Презентация по обществознанию «Человек как биосоциальное существо» (ЕГЭ)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Подготовка к ЕГЭ. Темы из кодификатора:
1.1. Природное и общественное в человеке.
1.6. Потребности и интересы.
Автор презентации: Полухина Л.Э. (учитель обществознания)
Описание слайда:
Разобрать философский вопрос о сущности человека: биологическое и социальное в человеке
01
02
03
04
05
Познакомиться с классификацией потребностей человека
Узнать такие понятие, как личность, индивид, индивидуальность и социализация
Изучить особенности и уровни способностей человека
Закрепить свои знания на практике (решение заданий формата ЕГЭ)
Описание слайда:
Проблема происхождения человека
Антропогенез – это процесс происхождения и развития человека, становления его как вида.
Можно выделить следующие основные концепции антропогенеза:
Описание слайда:
Теологическая теория (божественная)
Теория палеовизита (паранаучная)
Эволюционная теория (Ч. Дарвин)
Трудовая теория (Ф. Энгельс)
Описание слайда:
Проблема сущности человека: соотношение природного и общественного в человеке
Описание слайда:
Человек – биосоциальное существо
Человек – часть природы, представитель Homo sapiens
Человек может развиваться и становиться человеком только находясь среди других людей, т.е. в обществе
Описание слайда:
Рождаясь, человек принадлежит к высшим млекопитающим. Природа определяет его анатомию, физиологию, задатки, его инстинкты и биологические потребности.
Но человек является частью общества. И для того, чтобы стать полноценным членом общества, этого недостаточно. Человеку необходимо сформировать черты характера, способности, интересы, научиться говорить и развить мышление, удовлетворять свои социальные и духовные потребности.
Описание слайда:
Факт из общественной жизни
В Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, рычала. Когда девочка прожила более десяти лет в человеческом обществе, её развитие осталось на уровне 4-х летнего ребёнка.
О чем нам говорит эта история?
Описание слайда:
Отличия человека от животного
Описание слайда:
Сходства человека и животного
Описание слайда:
Индивид. Личность. Индивидуальность
Индивид – конкретный представитель человеческого рода, обладающий определенным набором биологических родовых свойств.
Личность – это человек, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Социализация
— это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Описание слайда:
Социализация продолжается в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации считается детство, но и взрослые индивиды вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям (смена социального статуса, места жительства, работы, круга общения и т.д.), привыкать к новым социальным ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие новой должности и т.п.).
Описание слайда:
Социализация включает в себя:
включение человека в социальные связи и отношения;
усвоение индивидом социально-культурного опыта;
принятие норм и ценностей общества;
участие в общественной жизни.
Описание слайда:
Факторы социализации
Окружение
Национальные традиции и обычаи
Образование
СМИ
Самовоспитание
Описание слайда:
Виды (уровни) социализации
Первичная (происходит в сфере межличностных отношений в малых группах; ей индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества).
Вторичная (происходит на уровне больших социальных групп; с помощью неё социализированный индивид интегрируется (включается) в новые секторы общества).
Описание слайда:
Подумайте…
— Кто такие «агенты социализации»?
— Какую роль они выполняют?
?
Описание слайда:
Соотнесите указанных на ваших карточках агентов с классификацией:
Описание слайда:
Минутка закрепления (работа с зданиями на листочках)
Описание слайда:
Потребности человека
Потребности в:
общении и
совместной
деятельности,
признании,
дружбе,
любви и др.
Потрбности в:
пище, воде, одежде, жилище,
сохранении теплого баланса, дыхании,
сне, отдыхе и др.
Потребности в:
знаниях,
творческой
деятельности
создании и
содерцании прекрасного
саморазвитии
СОЦИАЛЬНЫЕ
ДУХОВНЫЕ (ИДЕАЛЬНЫЕ)
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
Описание слайда:
Пирамида потребностей А. Маслоу
Физиологические (еда, вода, отдых)
Социальные (общение, любовь, дружба)
Экзистенциальные (безопасность и комфорт)
Престижные (признание и уважение со стороны других)
Духовные (самовыражение, самореализация, знания, творчество)
Вторичные (приобретенные)
Первичные (врожденные)
Описание слайда:
Свойства потребностей:
— все потребности взаимосвязаны
— невозможно удовлетворить все потребности
— потребности безграничны
Приведите пример, доказывающий безграничность потребностей человека
Описание слайда:
Разумные и ложные потребности
Разумные
(подлинные)
Потребности, удовлетворение которых способствует сохранению здоровья человека и развитию его личности (общение, сон и др.)
Мнимые
(ложные)
Потребности, удовлетворение которых ведет к ухудшению здоровья человека и деградации его личности (курение, алкоголь, наркотики и др.)
Описание слайда:
Интересы
Интерес — это осознанное, направленное отношение человека к объекту его потребности, который является для него значимым.
Например, если у Вас есть потребность в музыке, то, какой-нибудь знаменитый певец может стать объектом Вашего интереса.
а) они могут быть индивидуальными и групповыми;
б) зависят от социального положения (интересы богатых и бедных людей будут существенно отличаться);
в) являются стимулом в деятельности человека (мотивом).
Описание слайда:
От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Описание слайда:
Способности. Уровни развития способностей
Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность.
Описание слайда:
Задатки – это врожденные особенности человека, которые служат основой развития его способностей.
Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области.
Талант – это выдающиеся способности, которые позволяют человеку нестандартно мыслить, достигать высокий результат в своей деятельности и создавать что-то новое.
Гениальность — это высший уровень развития способностей, позволяющий осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной деятельности.
Описание слайда:
Подумайте…
Какие можно выделить условия/факторы развития способностей человека?
?
Описание слайда:
Закрепим наши знания!
Выберите верные суждения, характеризующие человека как индивида, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Человек имеет сложную нервную систему.
2) Писатель самореализуется в творчестве.
3) Молодой человек обладает крепким физическим и психическим здоровьем.
4) Для человека с флегматическим типом темперамента характерна спокойная и уравновешенная реакция на события и явления действительности.
5) Студент на парах получает навыки и знания для своей будущей профессиональной деятельности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».
воспроизводство рода
2) самореализация
3) питание
4) дыхание
5) движение
6) общение
7) отдых
Описание слайда:
Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
2) темперамент
3) особенности нервной системы
4) самооценка
5) опыт
6) особенности мировоззрения
Описание слайда:
Как вы понимаете смысл фразы В. Г. Белинского «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная презентация может стать эффективным инструментом для проведения урока по теме «Человек как биосоциальное существо» в 10 или 11 классе. Материал подобран с учётом требований ЕГЭ.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация. Обществознание. 10-11 класс. Тема 54(24). Политические партии и партийные системы.
Презентация. Обществознание. 10-11 класс.Тема 53(23). Демократические выборы
Календарно- тематическое планирование по предмету «Обществознание» 7 класс
Календарно- тематическое планирование по предмету «Обществознание» 6 класс
Календарно- тематическое планирование по предмету «Обществознание» 8 класс
Элективный курс: «Финансовая грамотность»
Контрольная работа по обществознанию 11 класс Тема: Проблемы социально-политической и духовной жизни
Рабочая программа по предмету «Обществознание»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379316 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.