Примеры того что человек не может жить вне общества
Примеры того что человек не может жить вне общества
Человек — существо общественное. Однако, часто возникает вопрос, может ли человек без общества? Проблема эта очень актуальна в сегодняшнем мире. Огромное количество людей долгое время ощущают себя «одинокими» в толпе и находятся в состоянии стресса, испытывая так называемый «коммуникативный голод».
Каждый отдельно взятый человек является членом социума, даже если он ведет довольно замкнутую жизнь. Если же кто-то активно участвует в общественной жизни, скорее всего, он просто иначе не представляет своего существования.
Людей по отношению к социальной активности делят на две группы:
Первые всю жизнь ищут внимания и популярности, вторые не любят быть на виду. Это – замкнутые и молчаливые в большом обществе люди. Лишь в узком кругу близких и друзей они общительны и открыты.
Можно ли утверждать, что одна крайность лучше другой? Лучше – золотая середина: не стоит предпочитать ни чрезмерную замкнутость, ни излишнюю открытость. Безусловно, человеку нужно личное пространство, недоступное для посторонних. И в то же время нормально адаптированный к обществу человек обладает навыками коммуникации и взаимодействия в коллективе.
Человек без общества – возможно?
Естественно, личность не может полноценно существовать вне социума. Однако, при слишком сильной подверженности влиянию общественного мнения, человек становится чрезмерно зависимым от стереотипов. В случае вынужденной изоляции он неминуемо опускается на уровень животного. То есть кроме социальных навыков необходимы самостоятельность мышления и устойчивость психики. Случалось, что человека не устраивала система отношений в обществе и он, являясь зрелой личностью, это общество покидал. Такой бунтарь с течением времени формировал свой собственный круг общения, куда входили единомышленники.
На протяжении всей истории существовал такой вид наказания за определенные проступки как изгнание из общества. Это очень тяжелое испытание. Человек, даже самый замкнутый, стремится к общению с себе подобными. Отвергнутый находится непрерывно в состоянии стресса, который может перейти в тяжелую депрессию со стремлением к суициду. В подобных же обстоятельствах оказывались выжившие после кораблекрушений.
Конфликт между обществом и человеком
Если личность не желает принимать для себя правила или традиции общества, возникает конфликт между обществом и таким человеком. Но люди — существа социальные, в первую очередь сформировавшиеся при взаимодействии с другими людьми. Мы растем и развиваемся, решая свои проблемы и помогая другим решать их жизненные задачи. Ценность личности в обществе состоит во взаимном обогащении опытом: моделями поведения и навыками коммуникации и взаимодействия. Вся работа психологов и психоаналитиков сводится к адаптации уже имеющегося опыта к решению проблем в жизни конкретного человека или коллектива.
Обычно конфликты в обществе происходят в определенных рамках, внутри которых и развивается ситуация. При этом инициатор конфликта может стремиться к компромиссу, а может и покинуть общество. Уехать из города (страны), постараться сформировать свою среду обитания. Также возможно игнорирование инициатора. Узнайте подробнее об игнорировании в другой нашей статье.
Выросшие вне социума
А как быть с теми, кто вырос вне общества? Например, если ребенок с раннего возраста воспитывался животными. Существует около тридцати случаев, когда ребенка выкормили и вырастили хищники. При этом общей особенностью оказывалась почти полная неспособность таких детей привыкнуть к обществу себе подобных. Если индивидуум вырос и созрел как личность в диких условиях (так называемые дети- «маугли»), у него практически нет шансов научиться человеческому языку и нормально общаться. Нередко такие дети сбегали обратно в свои изначальные условия обитания. Это еще раз доказывает важность именно первых лет жизни для формирования личности.
Напротив, если у ребенка был хотя бы небольшой опыт общения до одичания, для него остается возможность войти в социум.
Итак, видимо, человеческий мозг только обладает задатками речи и мышления. Развитие же личности возможно лишь при правильном «запуске» механизмов формирования всех тех связей, необходимых для нормальной жизни в обществе.
В случае же длительной изоляции взрослого человека, будь то тюрьма или необитаемый остров, полное одичание невозможно. Такой «Робинзон», конечно может утратить некоторые навыки общения или элементы мастерства в каком-либо виде практической деятельности. В некоторых случаях вынужденная изоляция могла довести, например, заключенного, до расстройства психики. Но большое количество исторических свидетельств указывают на то, что такие люди сохраняли интеллектуальные способности и не утрачивали речевые функции.
Выводы
Каков же будет ответ на вопрос о возможности существования человека вне социума? Ответ зависит от многих факторов. Здесь имеют значение конкретные условия, в которых личность формировалась, собственное отношение человека к изоляции от общества, а так же состояние общества. Обособленное существование человека возможно, очевидно, в том случае если личность самодостаточна и способна к саморазвитию. Однако, полная изоляция от общества в любом случае будет трудным испытанием для индивидуума.
Социология. «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой) (ЕГЭ обществознание)
Смысл данного высказывания в том, что развитие человека как личности невозможно без процесса социализации, который происходит непосредственно в обществе.
Для дальнейшего размышления на эту тему обратимся к теории. Социализация – процесс усвоения человеком социальных норм, качеств, духовных ценностей, в результате которого происходит становление личности. Именно с помощью социализации человек из индивида превращается в личность – индивида, обладающего совокупностью социально значимых качеств, реализуемых в общественной жизни.
С помощью специальных агентов социализации и происходит становление личности. К таким агентам относятся: семья, школа, церковь, армия и т. д. Как мы можем заметить, в каждом из них участвуют люди, поскольку без общения с людьми социализации невозможна. Более того, общение с другими людьми – это подлинная потребность человека – потребность, без которой человек либо не может прожить, либо которая необходима для его совершенствования. У человека есть несколько видов потребностей: физиологические, социальные, экзистенциальные, престижные, духовные. Потребность в общении относиться к социальным потребностям. Так что мы можем смело сказать, что человек вне общества не сможет удовлетворить одну из своих важнейших потребностей и пройти процесс социализации.
Сложно не согласиться с позицией автора. Действительно, человек нуждается в обществе, поскольку без него он не сможет удовлетворить свою важнейшую потребность (общение с людьми) и тем самым процесс социализации смениться на десоциализацию, что пагубным образом отразиться на человеке.
Для подтверждения своей позиции приведу несколько аргументов. Первый будет взят из СМИ. Во время эфира телепередачи «Вести недели» ведущими была рассказана история про человека, который был найден спасателями в горах. Спасатели пытались с ним заговорить, но он не понимал и половину того, что они ему говорили, поскольку как это выясниться позже, уже несколько месяцев не говорил с людьми и жил в горах. Это свидетельствует о том, что человеку очень трудно развиваться, да и вообще существовать вне общества. Следующий пример я возьму из литературы. А именно из произведения Куприна «Олеся». Главная героиня, ввиду того что жила и воспитывалась в лесу, хоть и могла членораздельно говорить, была довольно неглупой, однако из-за отсутствия образования не знала многих необходимых для жизни вещей. За что и поплатилась, когда, будучи, по сути, ведьмой, пошла в церковь. Из-за отсутствия социального опыта, который она должна была получить с помощью агентов социализации и общения с людьми, Олеся сильно пострадала. Данный пример показывает нам, что существования человека вне общества ограничивает его от многих жизненно необходимых знаний и ценностей.
Таким образом, можно сказать, что автор был прав, когда говорил, что человеку невозможно существовать без общества.
Человек немыслим вне общества (Лев Толстой)
В этом высказывании классик русской литературы говорит о тесной взаимосвязи человека и общества. Толстой утверждает, что вне социума человек не может существовать как полноценная личность.
Я согласен с данной мыслью великого писателя, поскольку тоже считаю непрерывной и необходимой связь человека с обществом, в котором он живёт. Чтобы оставаться человеком, ему нельзя жить в отрыве от социума, а необходимо взаимодействовать не только с природой, но и с другими людьми.
Обратимся к теоретическому смыслу данного изречения. Человеком называется биосоциальное существо, обладающее связной речью, разумом, сознательным мышлением. Это те главные признаки, которые отличают человека от животных. Общество – это обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с нею часть материального мира, которая состоит из совокупности людей, обладающих сознанием и волей. Внутри общества каждый человек проходит процесс социализации. Под этим термином понимается усвоение индивидом правил, норм и ценностей, принятых в социуме, к которому он относится. Агенты социализации – это социальные институты и группы, которые воздействуют на человека в рамках этого процесса, называются агентами социализации. Первичными агентами социализации являются семья и школа. Они закладывают основу личности. Вторичными – рабочие коллективы, армия, церковь и т.п. общественные институты. В результате постоянного взаимодействия не только общество формирует личность человека и изменяет его. Сам человек тоже развивает и меняет общество и самого себя.
В качестве убедительного примера из реальной жизни, сразу приходят на ум истории так называемых детей-маугли, которые в силу разных обстоятельств оказывались принятыми в звериное сообщество и воспитывались животными на лоне природы. Одним из них был мальчик из Уганды Джон Ссебунья. В возрасте четырёх лет он заблудился в лесу, где его подобрали и воспитали обезьяны. Когда через три года его нашли люди и вернули в человеческое общество, мальчик совершенно одичал и проявлял все повадки животных. Его возвращение к нормальной человеческой речи и поведению заняло очень много времени. Это доказывает, что вне общества человек не развивается, а возвращается к животному уровню развития.
В качестве житейского примера, можно взять любого маленького ребёнка, посещающего детский сад. Там он проходит первичную социализацию: знакомится со сверстниками, постигает азы межличностного человеческого общения. Этот этап очень важен. Без него, общаясь внутри лишь своей семьи, ребёнок не сможет полноценно развиваться. Если лишить его коммуникации с обществом сверстников, то он не получит важного жизненного опыта и будет испытывать затруднения на следующих этапах социализации. Таким образом, детский позволяет малышу сблизиться с обществом, стать полноправной его частью.
Подводя итоги своих рассуждений, хочу отметить огромную роль общества в жизни каждого человека. Только во взаимодействии с себе подобными человек способен гармонично развиваться и оставаться человеком. Если же он будет жить вне общества, то одичает и опустится до животного уровня.
10 Историй людей, которые годами избегали цивилизации
Независимо от того, решили ли они жить «вне системы», были ли разочарованы обществом или просто решили прекратить контакты с внешним миром – эти люди по собственному желанию десятилетиями жили в изоляции:
1. Сын и отец из Вьетнама, которые бежали во время войны и были обнаружены 40 лет спустя
Во время войны во Вьетнаме мужчина по имени Хо Ван Тхань (Ho Van Thanh) жил в деревне под названием Тра Кем (Tra Kem) с женой и тремя сыновьями. После того как конфликт между солдатами США и вьетнамскими солдатами обострился, Тхань стал всё больше и больше беспокоиться за безопасность своей семьи. Затем, однажды он с ужасом увидел, как его жена и двое сыновей были убиты в результате взрыва мины.
В панике сорокадвухлетний мужчина схватил своего оставшегося сына, двухлетнего Хо Ван Ланга (Ho Van Lang), и убежал в джунгли, чтобы спрятаться. Так и не поняв, что война закончилась, отец с сыном скрывались в джунглях в течение следующих сорока лет.
В августе 2013 года работники из соседней деревни заметили мужчин, одетых в набедренные повязки, изготовленные из коры деревьев, и уведомили властей. После пяти часов поиска, были найдены теперь уже 80-летний и 41-летний мужчины. Пожилой мужчина всё ещё немного помнил местный диалект, поэтому он смог сообщить, что случилось с их семьей много лет назад. Кроме того, он сообщил им, что он и его сын выживали благодаря выращиванию кукурузы и сбору фруктов и овощей. Они построили замысловатый дом на дереве и жили в нём. На фото выше изображён их дом.
Они оба прошли медосмотр и лечение, и будут пытаться интегрироваться в современное общество.
2. Мужчина в течение 27 лет прятался в лесах штата Мэн
На протяжении почти тридцати лет жители Северного Пруда (North Pond) в центральной части штата Мэн рассказывали истории об отшельнике, жившем в лесу, который иногда обворовывал близлежащие дома и лагеря в поисках продуктов питания и запасов. Эти рассказы стали легендой, сказкой для современности.
Легенда стала реальностью, когда в апреле 2013 года, государственный егерь поймал Отшельника Северного Пруда за кражей. Сорокасемилетний Кристофер Найт (Christopher Knight) был пойман с поличным, когда он украл продукты питания и отдыхал у лагеря на берегу озера. Поимка закончила его двадцатисемилетнее отшельничество, и подтвердило слухи о нём раз и навсегда. Хотя Найт извинился за воровство, власти предполагают, что он может нести ответственность за, как минимум тысячу краж, которые он совершал на протяжении многих лет.
На судебном слушании в августе 2013 года Найт не признал себя виновным по обвинению в семи взломах и шести кражах. Он говорит, что он ушел в лес в девятнадцать лет, и за это время он говорил только одним человеком, туристом, на которого он наткнулся где-то в 90-х годах. Найт утверждает, что поддерживал своё интеллектуальное развитие, читая книги, которые он крал из домов. В настоящее время он ожидает суда.
3. Русская семья в течение 40 лет пряталась в лесах Сибири
В 1978 году русские геологи отправились в удаленное место, расположенное в дикой природе Сибири, но вместо того, чтобы найти драгоценные полезные ископаемые, они обнаружили семью из шести человек, которая прожила там незамеченной в течение сорока лет.
Карп Лыков и его семья были старообрядцами, членами фундаменталистской русской православной секты, которая подвергалась преследованиям при Советском Союзе. Во время большевистской революции многие старообрядческие общины бежали в Сибирь, спасаясь от религиозных преследований, и Лыковы были среди них. В 1936 году коммунистический патруль расстрелял брата Лыкова прямо у него на глазах, поэтому он взял жену и двух малолетних детей и убежал с ними в лес.
Взяв с собой лишь самое необходимое имущество и некоторые семена, они постепенно удалялись от общества всё дальше и дальше, пока не остановились примерно в 160 километрах от границы с Монголией. У пары родилось ещё двое детей, и семья из шести человек жила за счёт того, что они могли вырастить и благодаря сбору ягод и корений. Они часто голодали, и стали расставлять капканы и, соответственно добавлять мясо в свой рацион лишь тогда, когда их сын достиг совершеннолетия и научился мастерить капканы. Тем не менее, у них была сильная нехватка пропитания, и мать семейства умерла от голода в 1961 году, отдав свою долю пищи детям.
Семья не имела ни малейшего представления, о таких событиях, как высадка человека на Луну или о том, что имела место Вторая мировая война. Они были очарованы такими мелочами как упаковка из целлофана. Со временем младшие дети выработали странный диалект, в котором посторонние с трудом распознавали русский язык. После того, как геологи установили с ними контакт, семья медленно начала им доверять, но будучи глубоко религиозными, они всегда отказывались покинуть свой изолированный дом. В конце концов, они начали принимать небольшие подарки в виде соли и других драгоценных продуктов питания, без которых они жили так много лет.
Всего лишь через несколько лет после установления контакта, трое из четырёх детей, умерли от почечной недостаточности из-за осложнений, вызванных их многолетним недоеданием. Один сын умер от пневмонии, яростно отказавшись от медицинской помощи, сказав: «Человек живет столько, сколько ему отпущено Богом».
Отец семейства умер в 1988 году. Агафья Лыкова, последний оставшийся член семьи, продолжает жить там в одиночестве. Ей почти семьдесят лет, и она никогда не выходила за пределы своего хозяйства.
4. Японский солдат отказывался поверить, что война закончилась
В 1944 году японская армия отправила лейтенанта Хиро Онода (Hiroo Onoda) и несколько других подразделений на малонаселенный филиппинский остров Лубанг (Lubang) для ведения партизанской войны во время Второй мировой войны. Хотя война закончилась вскоре после этого, Оноде и его соотечественникам на острове об этом так официально и не сказали, поэтому они продолжали оставаться на острове и бороться с местными жителями в течение следующих тридцати лет.
Онода продолжал жить в джунглях на протяжении десятилетий, питаясь кокосами и бананами. В октябре 1945 года японское правительство попыталось уведомить солдат, которые прятались в отдаленных джунглях, что война закончилась, но Онода и его соотечественники решили, что газеты и листовки, сброшенные самолетами, были пропагандой союзных сил. Мужчины тщательно изучили каждое слово листовки, но решили, что не сдадутся, пока их командир не прикажет им это сделать. На их поиски было отправлено несколько отрядов, но никто так и не смог их найти.
За эти годы все другие мужчины умерли, и оставшийся кроме Онода солдат решил сдаться и улизнул из их лагеря. Онода прожил в одиночестве в течение ещё двадцати лет, став легендой среди японских и филиппинских националистов, которые считали, что он умер. В 1974 году турист нашёл Оноду и попытался убедить его, что война действительно закончилась, но Онода упорно отказывались ему верить.
Турист, Норио Судзуки (Norio Suzuki), покинул остров и организовал встречу между Онодо и его теперь уже отставным командиром. Когда Онодо узнал правду, он был невероятно потрясён. Он был провозглашен героем в Японии, и был помилован за убийства и ранения филиппинцев, которые он совершил, проживая на острове в течение всех этих лет. После реинтеграции в общество, Онода решил, что ему больше по душе простой, одиночный образ жизни. Он переехал в Бразилию и жил на ранчо, посетив свой остров ещё один раз в 1996 году.
5. Мужчина, последний представитель своего племени, в одиночку живёт в бразильских тропических лесах
Почти двадцать лет назад бразильские чиновники обнаружили индейца, вероятно, последнего из племени, с которым не было установлено контактов. Он жил в одиночестве в бразильских тропических лесах. Чиновники долго решали, что же делать с мужчиной. Их попытки установить мирный контакт прошли не очень хорошо, и мужчина выстрелил из лука в грудь одного из спасателей. Предыдущие попытки интегрировать членов племён в современную цивилизацию также окончились плачевно: люди, жившие всю жизнь в изоляции, обычно умирали вскоре после того, как их интегрировали в общество.
Видя вырубку лесов и приход индустриализации в местность вокруг среды обитания одинокого человека, правительственные чиновники установили, что никаких попыток индустриализации или вырубки леса не должно предприниматься в 48 километровом радиусе от места обитания индейца. Мужчина, которому сейчас примерно сорок лет, до сих пор ведёт самое одинокое существование из всех известных на Земле.
6. Мужчина счастливо прожил 30 лет в одиночестве в удаленном домике на Аляске
После долгой карьеры на флоте и в качестве дизельного механика, Ричард Проеннеке (Richard Proenneke) выбрал довольно уникальный стиль своей пенсионной жизни. Он построил домик высоко в горах Аляски, в месте под названием Твин Лэйкс (Twin Lakes), где он и прожил в одиночку почти тридцать лет, питаясь подножным кормом.
В течение своего затворнического выхода на пенсию, Проеннеке несколько раз отваживался проехать через сорок восемь штатов, чтобы повидать свою семью, но по большей части, он проводил всё свое время в одиночестве, на удалённых диких просторах Аляски. Он охотился, рыбачил, и изучал природу острым глазом прирождённого учёного.
Проеннеке снимал свою уединённую жизнь на плёнку, которая позднее была отредактирована и превращена в серию документальных фильмов канала PBS, под названием «Один в дикой природе» (Alone in the Wilderness). Его записи были также адаптированы в несколько книг, и он сделал несколько ценных записей о метеорологических и природных данных того района Аляски, где он проживал.
7. Одинокая женщина с острова Сан-Николас
В 1835 году власти Калифорнии постановили, что все индейцы должны были быть перевезены с крошечного острова Сан-Николас (San Nicolas), самого отдаленного из островов Чаннел (Channel Islands). Расположенный примерно в 85 километрах к западу от побережья Лос-Анджелеса остров пострадал от войн между индейскими племенами. Во время эвакуации одна женщина отказалась покидать остров, потому что, как она утверждала, её маленький ребенок пропал без вести. Она исчезла из поля зрения, и её больше никто не видел в течение почти двадцати лет.
В 1853 году охотничья экспедиция наткнулась на ту же женщину. Она так и не нашла своего ребёнка и говорила на языке, который никто раньше не слышал, но она очаровала всех, кто видел её, своей широкой улыбкой и веселым нравом. Охотники привезли её на материк, и она была в шоке и восторге от современного мира. К сожалению, она прожила лишь семь недель после своей реинтеграции в общество, скончавшись от дизентерии.
8. Независимый исследователь пропал после того, как провёл пять лет в одиночестве
Эверетт Руэсс (Everett Ruess) родился в 1914 году, но никто не знает, когда он умер, потому что он провёл всю свою жизнь в одиночестве. Руэсс был художником, поэтом и писателем, который исследовал природу, совершая прогулки пешком и на лошадях в течение многих лет, проводя большую часть своего времени в Хай Сьерра (High Sierra), на побережье Калифорнии, и в пустынях американского юго-запада. Он исчез в конце 1930-х годов, когда ему было всего двадцать лет, во время путешествия через отдаленный район штата Юта.
Руэсс был одним из первых американцев, которые вошли в контакт с коренными американцам и жили среди них. Во время своих путешествий он исследовал жилища в скалах и обменивал свои художественные работы на еду и другие припасы. Он никогда не проводил в компании людей больше одного или двух дней, предпочитая оставаться в одиночестве. Он вёл дневники, которые впоследствии были превращены в книги, рассказывающие о его необычном образе жизни и отсутствии желания быть частью любой формальной цивилизации.
9. Кристофер МакКэндлесс ушёл на просторы дикой природы
Окончив с отличием университет Эмори (Emory University) в 1990 году, Кристофер МакКэндлесс (Christopher McCandless) пожертвовал оставшиеся на его счёте 24 000 долларов на благотворительность, освободился от семейных связей, и всего своего имущества, и отправился в приключение через всю страну. Называя себя Александр Супертрэмп (Alexander Supertramp), МакКэндлесс путешествовал без денег и без особых контактов с внешним миром. Он прибыл в пункт своего назначения город Фэрбанкс (Fairbanks), Аляска, 28 апреля 1992 года.
Всего четыре месяца спустя хрупкое тело МакКэндлесса было найдено в заброшенном автобусе Фэрбенкса на Стампид Трэйл (Stampede Trail). При весе в 30 килограммов, он умер от голода и от отравления ядовитыми грибами. Писатель Джон Кракауэр (Jon Krakaeur) написал книгу о трагическом уходе МакКэндлесса от цивилизации, получившую многочисленные награды. Книга, которая называется «В диких условиях» (Into The Wild), была впоследствии адаптирована в фильм, в котором снялся Эмиль Хирш (Emil Hirsch).
Кристофер МакКэндлесс является противоречивой фигурой. В то время как многие люди чувствуют симпатию к этому молодому человеку, который хотел жить уединенной жизнью, другие критикуют его неподготовленность и отсутствие элементарных знаний в технике выживания.
10. Женщина предпочитающая жить «вне системы» живёт в «доме хоббита»
В 1995 году небольшая группа людей купила крупный участок земли в Уэльсе с намерением превратить его в коммуну. В течение многих лет они мирно жили «вне системы», пока правительство не вмешалось и поставило под вопрос их законное право собственности на землю. Затем последовало юридическое сражение, которое продлилось десятилетие, но, в конце концов, было установлено, что они действительно владеют землёй и имеют полное право там жить.
Одной из этих выживальщиков была Эмма Орбах (Emma Orbach), женщина, закончившая Оксфордский университет, которая теперь живет в хижине в стиле дома хоббита, которую она сама для себя построила. Орбах развелась с мужем, который также был выживальщиком, и теперь живет в одиночестве, в круглом доме, который она построила сама. Она выращивает свои собственные продукты питания, производит своё собственное электричество, и гордится тем, что живёт без давления общественных правил. Орбах содержит своих собственных сельскохозяйственных животных, берёт воду из ручья, и изредка ходит в близлежащие магазины, чтобы позволить себе такое лакомство как шоколад.