Прима секунда терция что это

Элементарная теория музыки. Часть IX. Интервалы.

Фундаментальная и краеугольная тема в теории музыки. Без понимания интервалов просто невозможно усвоить и осознать что-либо из последующих тем. Если вы не прочтёте и не «примите в сердце свое» эту статью как следует — забудьте о дальнейшем продвижении в музыке.

Интервалы.

Интервал — музыкально-логическая разница в высоте между любыми двумя звуками.

Я не просто так вставил сложное определение «музыкально-логическая». Дело в том, что понятий «тон» или «полутон» (уже, думаю, вам известных) недостаточно для определения музыкальной высоты одного звука по отношению к другому. Почему? Потому, что для мозга человека важна не столько абсолютная высота (столько-то тонов или полутонов, как метров или сантиметров), сколько относительная — как взаимосвязан «вот этот звук» с «вот этим» или каким по счёту он будет от первого. Мы вообще создания относительные — всё постигаем в сравнении. Музыку — в первую очередь.

Итак, любые два звука представляют собой интервал. В этой и последующих статьях мы рассмотрим интервалы в пределах одной октавы — т.н. простые интервалы. Типология их весьма разнообразна, поэтому начнём с самой главной категории, их определяющей — количественная (или ступенная) величина интервала.

Количественная величина интервала.

Отвечает на вопрос «Сколько ступеней охватывает интервал?». Именно ступеней, не чего-либо ещё. Например, интервал «До-Ми» охватывает 3 ступени.

До — (Ре) — Ми

1 — (2) — 3

Прима секунда терция что это

Считаем включительно, вместе с первой и последней ступенью. Никакие диезы и бемоли тут роли не играют. Естественно, сам интервал будет звучать просто как два звука. Любой.

Описанный выше интервал называется «терция» — он говорит, что интервал охватывает три ступени. Даже само слово «терция» похоже на слово «три».

По количественной величине простые интервалы делятся на следующие виды:

Примы, Секунды, Терции, Кварты, Квинты, Сексты, Септимы, Октавы

Каждое название говорит нам о кол-ве ступеней, входящих в этот интервал. Рассмотрим их подробнее.

Прима.

Прима — интервал, составляющий одну ступень. То есть, это тупо унисон. В записи выглядит довольно забавно:

Прима секунда терция что это

Не все инструменты могут сыграть такие звуки одновременно. Мы вот, на гитаре, можем. Привет пианистам!

Секунда.

Секунда — две ступени. Подумайте об англ. слове «second» в значении «второй». В нотах спорит по забавности написания с примой:

Прима секунда терция что это

По сути, строение мажорной гаммы — это серия секунд. Ведь интервал от одной ступени до соседней всегда секунда.

Терция.

Терция — три ступени. Обратите внимание на написание — терция всегда выглядит, как две аккуратные ноты, стоящие в упор друг к другу. Обе ноты при этом располагаются либо на линейках, либо между ними. Это помогает определить интервал визуально.

Прима секунда терция что это

Основополагающий интервал в западной музыке последние 250 лет.

Кварта.

Кварта — четыре ступени. Слово созвучно со словом «квадрат», у которого как раз 4 угла. Между нотами кварты всегда есть небольшой «пробел» в написании. Сами ноты располагаются порознь — одна на линейке, другая — между линиями (или наоборот):

Прима секунда терция что это

Весьма популярный в современной прогрессивной музыке интервал.

Квинта.

Квинта — пять ступеней. «Квинта», «Пента», «Пинта»… особенно последнее. Ассоциация с цифрой 5. В нотации квинты так и просят добавить между звуками интервала ещё один — там для него как раз есть место. Ноты располагаются либо на линиях, либо между ними.

Прима секунда терция что это

Квинта — самый устойчивый интервал после октавы. Она является основоположником многих систем звукоряда на протяжении тысячелетий. По ряду параметров важнейший интервал.

Секста.

Секста — шесть ступеней. В нотации между звуками сексты всегда есть одна свободная линия, с которой не соприкасается ни одна из нот. Ноты располагаются «порознь» — одна на линии, другая между линиями (или наоборот).

Прима секунда терция что это

По мелодичности сравним с терцией.

Септима.

Септима — семь ступеней. Без одной ступени октава. В нотации между звуками септимы есть «два свободных пространства» — либо это два промежутка между линиями, либо это две свободные линии. Ноты располагаются либо на линиях, либо в «пробелах».

Прима секунда терция что это

Октава.

Октава — восемь ступеней. Да, «octa» в переводе с латыни означает «восемь». Этот интервал своего рода инвертация примы — названия ступеней совпадают, только расстояние меняется на «противоположное» — вместо «нуля» участвуют «все 12 полутонов». В нотации всегда располагаются «порознь», между нотами всегда есть две полностью свободные линии.

Прима секунда терция что это

Первый интервал, до которого додумалось человечество (но это не точно).

Количественная величина интервала — в первую очередь кол-во ступеней, запоминаем это как следует. Она не зависит от знаков альтерации — они будут влиять на качественную величину.

Качественная величина интервала.

Отвечает на вопрос: «Сколько тонов в интервале?». Вот тут как раз появляется некая абсолютная высота — конкретная величина, выраженная в тонах или полутонах.

Зачем оно так всё сложно, Серёжа?

А вот зачем — количественная величина даёт представление только о кол-ве ступеней. Но одни и те же интервалы (терции, например) могут иметь разное кол-во тонов или полутонов.

Прима секунда терция что это

Если вы внимательно посчитаете все клавиши в терции «До-Ми», то обнаружите, что тонов в интервале ровно два.

А теперь смотрим на эту терцию:

Прима секунда терция что это

Между звуками «Ми» и «Соль» клавиш меньше — да и тонов только на полтора наскреблось.

Так вот, первая терция будет называться «большая», а вторая — «малая».

Рассмотрим остальную типологию интервалов по качественной (тоновой) величине.

По качественной величине простые интервалы градируются:

Большие (мажорные)/Малые (минорные)

Увеличенные/Уменьшенные

Чистые

Существуют также «дважды увеличенные» и «дважды уменьшенные» интервалы — но копаться в них будем как-нибудь в другой раз, и так уже «многа букав».

Чистые интервалы.

Чистые на то и чистые — нет в них никакого наклонения, они не мажорные и не минорные, в массе своей представлены одним единственным видом. Можно сказать, что такие интервалы, по характеру их звучания, «пустые».

Прима секунда терция что это

Мажорные и минорные интервалы.

Они же «большие» и «малые» соответственно. Имеют либо более «светлое» мажорное наклонение, либо более «тёмное» минорное. У этих ребят уже есть характер.

Источник

Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима секунда терция что это

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Прима секунда терция что это

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Прима секунда терция что это

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Прима секунда терция что это

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Прима секунда терция что это

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Прима секунда терция что это

Прима секунда терция что это

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

Прима секунда терция что это

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Прима секунда терция что это

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

Прима секунда терция что это

Интервалы от ноты ДО вниз

Прима секунда терция что это

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Прима секунда терция что это

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Прима секунда терция что это

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Прима секунда терция что это

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Прима секунда терция что это

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Прима секунда терция что это

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Прима секунда терция что это

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Прима секунда терция что это

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

Прима секунда терция что это

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Источник

Теория 5 : Интервалы

Доброго времени суток. Прима секунда терция что этоОпять возвращаюсь к теории музыки. И сегодня речь пойдет об интервалах.

Что же за интервалы такие в музыке? Интервал — латинское слово, первоначально означающее расстояние между насыпными валами военных укреплений! Затем оно перекочевало во многие другие языки для определения расстояния, промежутка, а в музыке — расстояния между двумя звуками.

Измеряют интервалы для простоты в тонах и ступенях. Интервал — это сочетание двух звуков взятых последовательно (мелодический интервал) один за другим, или одновременно (гармонический интервал). Если мы сыграем на гитаре сначала бас МИ (шестая струна), а затем ЛЯ, мы сыграем мелодический интервал!

1. Первый — прима!

Это самый простой интервал — повторение одного и того же звука. Допустим, мы извлекаем звук ЛЯ на пятой струне последовательно два раза — это мелодический интервал — прима. А как же взять гармоническую приму? На гитаре такая возможность — взять один и тот же звук два раза одновременно есть, в отличие от рояля, например. Прима секунда терция что этоНайдем ЛЯ на шестой струне — это пятый лад, а теперь дергаем шестую и пятую струны вместе — вот она гармоническая прима! Я говорил, что интервалы имеют тоновую величину. Прима — это повторение одного и того же звука, поэтому у нее тоновая величина отсутствует — равна нулю. То же и с количеством ступеней входящих в интервал — у примы только одна ступень. Отсюда и название: прима — первая.

Прима секунда терция что это

2. Секунда

Теперь возьмем на пятой струне ноту ДО, а затем РЕ на открытой четвертой струне — это большая секунда. Послушайте, как звучит этот интервал — такие интервалы называются диссонирующими (звучат резко). В музыкальном словаре 1475 года о диссонансе написано: «диссонанс — это смешение разных звуков, по природе оскорбляющие ухо». Прима секунда терция что этоВ то время в музыке отдавали предпочтения консонансам — «благозвучные» интервалы, в которых звуки как бы сливаются, звучат мягко!

Немного истории: европейцы до начала нашего века не проявляли никакого интереса к негритянской музыке, считая, что блюзы и спиричуэлы звучат «грязно»! И лишь после вторжения в классическую музыку импрессионистов, широко использовавших диссонансы, наиболее прогрессивные европейцы открыли для себя удивительный мир негритянской музыки.

А теперь определим величину секунды в ступенях и тонах. Две ступени: ДО, РЕ. И один тон! Поэтому секунда обозначается цифрой 2 (смотрим табличку). Однако тоновая величина может быть другой. Сыграйте теперь СИ на открытой второй струне, а затем ноту ДО на первом ладу пальцем. Это тоже секунда, так как у нас снова две ступени (СИ и ДО), но расстояние в тонах между ними — полтона (один лад). Это есть малая секунда! Чтобы сыграть гармоническую малую секунду от ноты, СИ например, берем на третьей струне ноту ДО (пятый лад) и одновременно дергаем открытую вторую струну СИ.

3. Третий интервал — это терция

Именно терциями строятся аккорды! Про построение аккордов поговорим в следующем посте. Послушаем, как звучит терция: берем открытые вторую и третью струны последовательно (мелодический интервал) и одновременно (гармонический) — это большая терция от ноты СОЛЬ. Звучит красиво. Часто в песнях второй голос поют именно в терцию! Ступени здесь три: СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Тоновая величина — 2 тона!

4. Кварта

Следующий интервал — кварта — четвертая! Мы ее упоминали в начале поста. Давайте я не буду каждый интервал расписывать, иначе пост будет гигантский и не читаемый. В остальных интервалах попробуйте разобраться сами по табличке (ее можно увеличить, нажав на картинку).

В конце выкладываю файлик табулатуры для программы GP6, где я расписал все интервалы от ноты ДО — полезно послушать, как они звучат. Прима секунда терция что этоТакже полезно будет попробовать самим построить интервалы от других нот, а также попытаться на слух различать, что за интервал звучит: малая терция или большая секста? Поэтому если вы хотите играть по нотам, а, услышав песню, самостоятельно записывать ее на бумаге и быстро определять звуки, входящие в тот или иной аккорд, то без знания интервалов не обойтись! Так что изучайте теорию и не забудьте подписаться на новые посты моего блога! В следующий раз будем разбираться, как строить аккорды!

Не пропадайте. Прима секунда терция что это

Источник

Музыкальные интервалы – первое знакомство

Прима секунда терция что это

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Гармонические и мелодические интервалы

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Роль интервалов в музыке

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Прима секунда терция что это

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Свойства интервалов

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Прима секунда терция что это

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Прима секунда терция что это

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

Прима секунда терция что это

Интервалы в музыке – итоги

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

Прима секунда терция что это

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.

Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *