Приказ 542 ростехнадзора чем заменен
Новые правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления
В п. 2 общих положений нового приказа, так же, как и в старом варианте, описывается, на какие виды сетей газораспределения и газопотребления распространяются настоящие Правила, но в новом варианте описано оборудование и газопроводы, на которые действие правил НЕ распространяется:
Содержание п.5 общих требований нового приказа полностью изменено. Теперь написано, что в организации осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности. Тогда как раньше в п. 5 Приказа № 542 описывался порядок подготовки и проведения аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
Обратить внимание стоит на два момента:
1. «назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности».
Ранее в Приказе № 542 было написано так:
«15. На ТЭС из числа руководителей (специалистов), прошедших проверку знаний в области промышленной безопасности, должны быть назначены лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, и его заместитель.»
Всегда меня смущала аббревиатура «ТЭС» (тепловая электрическая станция). Вроде бы действие правил распространялось на любые сети газораспределения и сети газопотребления, но в п. 15 делалась конкретная ссылка на сети ТЭС. Конечно же, создавалось впечатление, что назначать ответственных лиц нужно было только на ТЭС, а на остальных не нужно. Но инспектора всегда настойчиво требовали назначать ответственных на всех сетях, не важно ТЭС это или нет. В новых Правилах количество упоминаний аббревиатуры «ТЭС» уменьшилось с 39 до 33. Видимо убрали из тех мест, где это было лишним и сбивающим с толка. Теперь аббревиатура «ТЭС» в пункте о назначении ответственных за безопасную эксплуатацию отсутствует. Наконец возобладал здравый смысл!
Еще следует обратить внимание, что ранее назначался ответственный за безопасную эксплуатацию и его заместитель. Теперь назначается ответственный за безопасную эксплуатацию в целом и за каждый участок (объект) в отдельности. Непонятно только, что подразумевается по «каждый участок (объект) в отдельности». Как определять грань между каждым участком? Как обычно придется догадываться самостоятельно, ну или написать официальный запрос в Ростехнадзор и пусть они дают разъяснение, и таким образом защитить себя от лишних нападок представителей Ростехнадзора.
2. «из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности».
Ростехнадзор никак не может принять достаточно простое решение, и конкретно указать по каким направлениям аттестации должны проходить аттестацию ответственные лица. Я неоднократно видел вопросы в адрес Ростехнадзора такого плана: по каким областям аттестации должны проходить аттестацию ответственные лица за безопасную эксплуатацию сетей? Люди, читая фразу «прошедших аттестацию в области промышленной безопасности», понимают её каждый по-своему. Кто-то думает, что достаточно пройти аттестацию по А.1 (Основы промышленной безопасности), кто-то думает, что достаточно Б.7.1 (Эксплуатация сетей газораспределения и газопотребления). Еще, учитывая, как у нас любят всё упрощать и следовать принципу «и так сойдет», то некоторые могут додумать, что такое наименование области аттестации как «в области промышленной безопасности» (если читать дословно) вообще не существует, то можно не проходить никакую аттестацию.
Тем более удивляет, что для эксплуатации сетей существует только одна область аттестации Б.7.1. В чем проблема написать так: «прошедших аттестацию в области промышленной безопасности по шифрам области аттестации А.1 и Б.7.1»?
Видимо в Ростехнадзоре не придают такому простому вопросу значение, и не считают нужным понятно расписать области аттестации для ответственных лиц. Однако мне достаточно часто приходится слышать вопрос об областях аттестации для ответственных лиц. Кажется, простой вопрос, но Правила так и не дают четкого ответа на него.
В Приказе № 542 был п. 6 «Отступление от требований настоящих Правил при эксплуатации, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В Приказе № 531 такой пункт отсутствует.
Пункты 7 и 8 Приказа № 542 удалены полностью из нового документа. Но их отсутствие не повлияло на содержание документа.
Далее сравним общие требования к деятельности по эксплуатации, техническому перевооружению, реконструкции, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
БЫЛО | СТАЛО |
Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны: | |
1. выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; | 1. выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; |
2. выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; | |
3. обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; | 2. обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; |
4. организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; | |
5. хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации. | 3. хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации; |
6. в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ | 4. в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию. |
Как видно из сравнительной таблицы, в новых Правилах не стало п. 2 и 4.
Особое внимание на себя обращает новая редакция пункта про газовую службу. Ранее организация, в случае отсутствия газовой службы была обязана заключать договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ. В новых Правилах обязанность превратилась в право. По своему опыту знаю, что таким правом наши эксплуатирующие организации очень «грамотно» воспользуются. То есть либо перестанут заключать такие договоры, либо, будут заключать договоры с кем попало, для галочки, ну и обслуживание будет осуществляться соответствующим образом.
Предполагаю, что у организаций занимающихся обслуживанием и ремонтом сетей ближайшие времена будут нелегкими. Наверняка появится огромное количество организаций выполняющих техническое обслуживание и ремонт сетей за копейки и «тяп ляп», и работать там будет 1-2 человека, т.к. убрали требование к обслуживающей организации о наличии опыта выполнении работ по обслуживанию и ремонту сетей. Остался единственный фактор – цена. Я уже слышал жалобы от эксплуатирующих организаций, что в тендерах на право заключить договор на обслуживание сетей идет, как говорится «битва не на жизнь, а на смерть» и лезут организации без опыта и навыков и если проигрывают, то пишут жалобы в ФАС и т.д., что их заявку неправомерно отклонили, и, конечно же ФАС принимает такую жалобу и обязывает заключать договор с непонятно кем.
У меня есть внутреннее переживание на этот счет. И так каждую неделю происходят случаи взрыва газа в домах, и все видят последствия этих взрывов, гибнут люди!
Вместо превращения обязанности в право, нужно было ужесточить необходимость заключать договор на обслуживание сетей, а они наоборот упростили. Очень интересно, что будут писать инспектора в актах проверки и предписаниях в случае отсутствия у организации договора на обслуживание и ремонт.
Остается только наблюдать!
Далее разобран раздел III Приказа № 531, посвященный специальным требованиям к эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления тепловых электрических станций.
В п. 10 уточнен перечень оборудование и газопроводы, на которые распространяется действие раздела.
Пункты 11, 12, 13 старого приказа также полностью исключены из документа.
В 12 пункте (старая редакция – п. 17) добавлено новое требование к разработке инструкций: «Отдельно должны быть разработаны: инструкции по безопасному проведению огневых и газоопасных работ». То есть на объекте среди прочей документации должна быть отдельная инструкция.
Пункты 13, 14, 15, 16, 17 (старая редакция 18, 19, 21, 22, 23) также остались без изменений, а п. 20 старой версии приказа полностью исключен.
В п. 18 (старая редакция – п. 24) дополнительно уточнены сроки проверки параметров эксплуатации оборудования и технического обслуживания:
БЫЛО | СТАЛО | ||||||||||
проверку параметров срабатывания ПЗК и ПСК, установленных в ГРП (ГРУ) | проверку срабатывания ПЗК, включенных в схемы защит и блокировок котлов перед каждым включением котла при его простое более 3 суток, после каждого ремонта, но не реже одного раза в шесть месяцев | ||||||||||
проверку герметичности фланцевых, резьбовых и сварных соединений газопроводов, сальниковых набивок арматуры с помощью приборов или пенообразующего раствора В пункте 19 нового документа (старая редакция – п. 25) дополнено, что результаты проверки уплотнений защитных футляров и зазоров должны быть зафиксированы: «19. При техническом обслуживании газопроводов выполняется проверка состояния уплотнений защитных футляров в местах прокладки газопроводов через наружные строительные конструкции здания и наличия равномерных зазоров между футлярами и газопроводами. Результаты проверки фиксируются в журналах технического обслуживания газопроводов и газоиспользующего оборудования». В п. 25 (старая редакция – 31) появилось дополнение по сбросу избыточного давления: «Сброс избыточного давления газа должен быть за пределы помещения и безопасен для персонала и исключающий его воспламенение от источника огня. Системы сброса газа должны обеспечивать безопасные условия рассеивания газа с учетом местных климатических условий, включая розу ветров». В пункте 30 (старая редакция – п. 37) появилось уточнение по проведению ТО составных частей: «Техническое обслуживание технических устройств проводится по графику. Для составных частей сети газораспределения и сети газопотребления техническое обслуживание проводится совместно с газопроводом, если иное не установлено эксплуатационной документацией организации-изготовителя». В пункте 41 нового приказа появилось следующее уточнение: В пункте 47 (старая редакция п.53) теперь четко определено, что наряды-допуски на проведение работ оформляются в соответствии с законодательством:
В пункте 73 (старая редакция п.79) появилось уточнение: «Допускается ведение указанного журнала в электронном виде. При ведении журнала в электронном виде возможность изменения и/или искажения ранее внесенных записей должна быть исключена». Пункты 83 старой редакции полностью исключен. В разделе IV Приказа № 531, посвященном специальным требованиям к эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления газотурбинных и парогазовых установок есть небольшие корректировки: Пункт 81 (старая редакция п. 88): «Сети газораспределения и газопотребления ТЭС с ГТУ и ПГУ должны обеспечивать бесперебойное, безопасное транспортирование и использование газа» дополнен словами «использование природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации». Далее разобран раздел V Приказа № 531, посвященный газоопасным работам. В пункте 129 (старая редакция 137) расширился список газоопасных работ: «К газоопасным работам относятся: — технологическое присоединение (врезка) вновь построенных наружных и внутренних газопроводов к действующим, отключение (обрезка) газопроводов; Пункт 133 (старая редакция п.141) изменен:
Пункт 135 (старая редакция 143) значительно расширен:
Пункт 144 старого приказа исключен, вместо него появился пункт 136: «По специальному плану, утвержденному техническим руководителем газораспределительной организации, осуществляются следующие газоопасные работы: — пуск газа в сети газораспределения и газопотребления поселений при первичной газификации, в газопроводы высокого давления; В плане указываются: — последовательность проведения операций; Пункт 148 нового приказа дополнен: «Наряды-допуски на газоопасные работы должны выдаваться заблаговременно для необходимой подготовки к работе. В наряде-допуске указываются срок его действия, время начала и окончания работы. Записи в наряде-допуске на проведение газоопасной работы должны быть хорошо читаемыми, не вызывающие сомнений или неоднозначности смысла написанного для недопущения нечеткого их выполнения. Возможность использования электронной подписи при согласовании нарядов-допусков на проведение газоопасных работ устанавливается внутренними документами эксплуатирующей организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Допускается оформление и регистрация наряда-допуска на проведение газоопасных работ в электронном виде. При этом должна быть исключена возможность изменения и/или искажения ранее внесенных записей в наряде-допуске, а также обеспечены условия хранения наряда-допуска в течение одного года со дня его закрытия». Пункт 154 старого документа исключен полностью. В новый документ добавлен пункт 171: «Перед началом проведения газоопасной работы следует провести лабораторный или экспресс-анализ воздушной среды на содержание кислорода и опасных веществ, указанных в перечне газоопасных работ, согласно месту и характеру работы, с записью результатов в наряде-допуске на проведение газоопасных работ и в сменном (оперативном) журнале. Работы внутри колодцев, коллекторов, в тоннелях и других аналогичных устройствах и сооружениях (с наличием замкнутого пространства) без изолирующих средств защиты органов дыхания не допускаются. По части остальных пунктов, изменений нет, либо незначительно поменялись формулировки, что не повлияло на суть документа. Анализируя новый Приказ Ростехнадзора о требованиях к сетям газораспределения и газопотребления, считаю, что он так и не стал более понятным, или по-другому сказать: не повернулся лицом к организациям, эксплуатирующим самый массовый тип опасного производственного объекта в нашей стране – обычные сети газопотребления в составе которых несколько водогрейных котлов, газопроводов и горелок. Восемьдесят процентов написанного в Приказе № 531 относится к ТЭС и турбинам. Понятно, что это очень сложные и важные объекты, но газовые котельные, использующиеся для отопления зданий и сооружений на производстве, в детских садах и школах тоже требуют к себе внимания. Получается так, что небольшая котельная должна эксплуатироваться как атомная станция. В идеале нужно сделать отдельные правила для ТЭС и иже с ними, и отдельно для сетей небольшой мощности и небольшого потребления, и в этих правилах всё четко и понятно расписать. Я всегда сравниваю правила в отношении сетей с правилами на оборудование, работающее под давлением (ОРПД). В правилах на ОРПД всё достаточно подробно расписано и в отношении всех видов оборудования. Как строить, как принимать в эксплуатацию, состав комиссий, порядок вывода из эксплуатации и т.д. Для понимания масштаба разницы между правилами укажу количество страниц правил: сети газопотребления – 41 лист, ОРПД – 252 листа. Разница колоссальная. При этом в правилах на сети всё рассмотрено достаточно сухо, например в п. 6 Приказа № 531 написано так: «Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание». При этом нигде не расписано, как и в какие сроки, организация должна это выполнять. Обо всем приходится догадываться. Почему такое отношение к правилам эксплуатации сетей? У меня нет ответа на этот вопрос. Надеюсь, статья окажется полезна для Вас! Успехов в труде и обороне. С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович
|