Приговорки и заклички чем отличаются
Малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка
Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи.
Как отмечает М. Ю. Новицкая, «Детский фольклор- это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека». Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры- забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторяя его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается вооброжение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому,что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве колыбельной песне. Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребёнку, имели вполне определённую цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребёнка пестушками и потешками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать»— нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворения-приговоры, которыми сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни.
А в ножки-ходунюшки
А в ручки-хватунюшки,
А в головку-разумок».
Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. Игры(«Ладушки,ладушки…», «идёт коза рогатая»);поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого:
С орехами,с орехами!
С калачами,с калачами!
По кочкам, по кочкам-
Детям в первые годы жизни пели песенки и более сложного содержания. Это песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Их затейливый мир так похож на тот,в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овёс, куют в кузнице, пасут скотину и т. д.
Собака на кухне пироги печёт,
Кот в углу сухари толчёт.
Кошка в окошке платье шьёт.
Курочка в сапожках избушку метёт.
Дождик, дождик, пуще!
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к мышке, чтобы дала новый зуб, вместо выпавшего, к улитке, чтобы, выставила рожки.
Частью игры были и считалки. Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры.
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Скороговорки учили чётко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались просто игрой. Играя в скороговорки, дети одновременно развивают органы артикуляции.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызывает радостные эмоции детей. Исользование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы\\ могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения поставленных звуков.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Прилагается следующий материал:
1. Потешки, приговорки для проведения артикуляционной гимнастики.
2. Пестушки и потешки для развития мелкой моторики рук.
3. Потешки, заклички,приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения свистящих звуков.
4. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения шипящих звуков.
5. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
6. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения сонорных звуков.
7. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для дифференциации сонорных звуков.
1. Журнал «Логопед» статья «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи». Гуськова А. А.
2. Журнал «Мама» статья «Фольклорная педагогика. Пестушки и потешки для малышей». Л. Павлова.
3. Реферат на тему «Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения».
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.
Волшебная сила музыки в развитии ребенка Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной,ребенок сосредотачивается, затихает. Но.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.
Консультация для родителей «Польза мозаики в развитии ребенка» Мозаика – это не просто детская игра, а своего рода интересное превращение, в процессе которого из маленьких различных форм единичных кусочков.
Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.
Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.
Подвижные игры в развитии ребенка Для многих родителей и воспитателей в детских садах актуальна проблема проведения подвижных игр с детьми. Это неудивительно, ведь дошкольники.
Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.
Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.
Вей, вей, ветерок: детские приговорки
Что такое приговорка? Так называют многие тексты, знакомые нам с детства: от «Баба сеяла горох» до «Кукушка, кукушка, сколько мне лет жить?»
Жанр приговорки близок другим жанрам устного народного творчества: закличке, потешке, прибаутке. Разбираемся, что в них общего и чем они отличаются.
Что такое приговорка?
Мнения учёных расходятся, и приговоркой могут называть разные тексты:
Мы собрали тексты, которые традиционно относят к приговоркам.
Примеры приговорок
Приговорки – подражания птицам
Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик! (чибис).
Кукушка-кукушка, сколько мне жить?
Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку –
Сколько лет жить на веку.
Приветствуют журавлей, возвращающихся в родные края:
Ики, ики, ики, ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Это журавли! Это журавли!
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!
Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Зуёк, ти-ли-ти,
Гнездо вити.
***
Уд-удод, уд-удод,
Не летай в огород,
Не пугай народ,
Садись на кочку,
Проплачь всю ночку.
***
Скок сорока,
Прыг сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока!
Клест-прост,
Сел на мост,
Кривлен нос,
Зелен хвост!
Дрозд, дрозд,
Кованый нос,
Кованый нос,
Долгий хвост!
Вдогон улетающим на юг гусям кричат:
Летят гуськи,
Плоски носки.
Говорят гуськи:
«То-то-мы-ли, то-то-мы,
Мы вернемся во домы!»
Приговаривают при посадке в огороде овощей:
Уродись, горох,
Отлично хорош —
Множество стручков!
И крупен, и бел —
На потеху всем!
И сам тридесят —
Для всех ребят!
Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
Зелены и густы,
Стручки — с пятачки!
Возле всходов припевают:
Тот-тох-торорох!
Уродись, бел горох,
Ячмень в кустах,
Овес в усах
Да лен в цветах!
Капуста вилáста,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.
Приговорки в лесу
Рву, рву ягодку,
Черную смородинку —
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
А серому волку —
Корья на лопате.
Приговаривали перед тем, как нырнуть в воду:
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
И сказала деду: «Ох!»
Рассыпался горох —
На семьдесят дорог!
Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!
Баба сеяла горох,
Обвалился потолок!
И сказала баба: «Ох»!
Жили-были два енота
И сказали: «Гоп!»
Выливая из уха воду, скакали на одной ножке, наклонив голову, и приговаривали:
Котя, котя, воробей,
Вылей воду из ушей —
Из правого, из левого.
Дам тебе копейку —
Серебряную,
Позолоченную,
Расколоченную!
Высеку талИнку*
На правую спинку,
На левое плечо,
Разгорелось горячо!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.
Мышка, мышка, таракан,
Дай водички мне стакан —
Рукомойничек, судомойничек!
Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!
Оля, Оля, вылей воду
На зеленую колоду —
Поросят помыть,
Боровка напоить!
Когда появляются на руках цыпки, их лечат коровьим маслом и при этом приговаривают:
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!
Выпавший молочный зуб бросают за печку и говорят:
Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми репяной,
А дай мне золотой!
Когда икают, говорят:
Икота, икота,
Перейди на Федота,
А с Федота на Якова,
Ну, а с Якова – на всякого.
Пуская в ручейки кораблики и лодочки, поют:
Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок, —
По волнам гони стружок!
Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружóк
С запада на восток.
Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!
Дед Сысой,
Тряси бородой
Гони ветрило,
Чтобы лодка плыла.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
Раз, два,
За борта!
Три, четыре,
Подхватили
Да поплыли!
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Что идти было в силу.
Консультация для педагогов. Малые жанры детского фольклора: дразнилки, заклички, приговорки
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№88 общеразвивающего вида»
Консультация для педагогов.
Малые жанры детского фольклора: дразнилки, заклички, приговорки.
Малые жанры детского фольклора дразнилки, заклички, приговорки.
Малые фольклорные жанры – средства народной педагогики
Одним из не достаточно изученных – вопросов педагогики является
народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение.
В XX веке отечественные ученые педагоги стали основательно изучать
народную педагогику. Исследования Константинова, Мединского, Струнинского, Шабаевой и других. В исследованиях этих авторов рассматривается роль народной педагогики в развитии человеческой культуры.
В последнее время народная педагогика является предметом подлинного научного исследования.
В настоящие время этно-педагогические проблемы привлекают внимание все больший круг исследователей: этими проблемами занимаются профессора: Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.
Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.
Ведущим компонентом народной культуры является – Фольклор.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репка.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки,
скороговорки и т. д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую
область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный
В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена
комиссия по детскому фольклору, быту и языку.
В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам
В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающийся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.
Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.
Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно
основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Художественная форма детского фольклора специфична: для него
характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к
Игра – элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей
(материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.
И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно
подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе.
«Малые жанры» фольклора традиционно выполняли функцию регуляции игровой и коммуникативной деятельности.
Детские недостатки и проступки высмеивают дразнилки, благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания: тренируется эмоциональная устойчивость, самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (например, ответить дразнилкой-отговоркой, а не ударить обидчика). Дразнилка действует безотказно на жадину, плаксу, ябеду, хвастуна – значительно более действенно, чем нотации взрослого. Свои психологические и воспитательные функции у поддевок, мирилок… Причем, осуществляются эти функции без вмешательства взрослых, готовых наказать нарушителя дисциплины и правил поведения.
Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат для развития речи, внимания, сообразительности.
Поддевка: «Скажи двести. Двести. Голова в тесте»
Закличка: По своему происхождению связана с народным календарем. «Радуга – дуга. Не дай нам дождя. Дай красна солнышка. Колоколнышка!»
В пору существований магических представлений человека о природе были созданы такие жанры, как заклички и приговорки. Это короткие стихотворные произведения – обращения к силам природы с просьбой о чем-либо. Перейдя в детский фольклор, заклички и приговорки потеряли первоначальный смысл магического действия и стали игрой. Их различие не столь важно для детей. Оба жанра продолжают функционировать в детской среде и в настоящее время, внося в детские игры много занимательного и забавного, побуждая детей к движению и речевой активности.
Приговорки. Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?). Эти приговорки выполняют игровую функцию деля группу на 2 команды. Это предельно краткие, часто однострочные, рифмованные произведения, содержащие в себе вопрос. Дети делятся на две группы, выбирая, отвечая на вопрос. Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности. Предмет в жеребьевке украшается эпитетом или рифмой. На Руси традиционно обращались к коровке с вопросом: «Божья коровушка, завтра будет вёдро аль ненастье?» Если она улетала, значит, будет хорошая погода, если нет – дождь. Функция гадания. Но сейчас эта функция утерена, дети просто приговаривают: «Божья коровка, лети на небо, Принеси нам хлеба, Чёрного, белого, Только не горелого
Заклички и приговорки – генетически наиболее древние формы детских
словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и
выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Заклички выкрикивались хором, нараспев.
В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…
Приговорки произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы
избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;
В настоящее время детский фольклор находится на стадии затухания, т. е. он не настолько активен. Под активностью понимается не только использование имеющихся текстов и жанров, но и создание новых произведений. Далеко не все жанры сейчас используются детьми.
Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами. Это страшилки, озорные стишки и песенки (смешные переделки известных песен и стихов), анекдоты. Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. К сожалению, ныне приходится констатировать значительную, почти полную утрату данной фольклорной традиции. Изменившиеся условия жизни, воспитания, даже самих обычаев укачивания ребёнка – причины забвения старых колыбельных песен. В то же время, несмотря на это, определённая потребность в жанре остаётся. Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. При необходимости без обид поделиться на две команды дети предпочитают использовать родственный ему жанр считалки, иногда до бесконечности повторяя один и тот же текст или подбирая новые. Самая популярная считалка последнего десятилетия представляет собой модернизированный вариант старого текста «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…». В современном варианте этого произведения появляются персонажи мультфильмов Диснея: На златом крыльце сидели Микки Маус, Том и Джерри, Дядя Скрудж и три утёнка, А водить-то будет Понка!
Почти неизменным в текстовом отношении остаётся бытование таких жанров календарного фольклора, как заклички и приговорки. По-прежнему самыми популярными являются обращения к дождику («Дождик, дождик, перестань…»), к солнышку («Солнце, солнце, выгляни в оконце…»), к божьей коровке и улитке. Сохраняется традиционное для этих произведений полуверие в сочетании с игровым началом. В то же время уменьшается частотное употребление закличек и приговорок современными детьми, практически не появляется новых текстов, что также позволяет говорить о регрессе жанра. Более жизнеспособными оказались загадки и дразнилки. Оставаясь по-прежнему популярными в детской среде, они существуют как в традиционных формах («Под землёй прошёл, красну шапочку нашёл», «Ленка-пенка»), так и в новых вариантах и разновидностях («Зимой и летом одним цветом» – негр, доллар, солдат, меню в столовой, нос алкоголика и т. п.).
Дразнилки относятся к сатиристическому ДФ. Они тоже берут начало в ВФ.: в обычаях давать прозвища друг другу. Иногда они остроумно и зло высмеивают недостатки человека, а иногда являются созвучием с именем. Они могут быть средством воспитания в детской среде, высмеивая недостойное поведение детей. Но есть такие дразнилки, которые высмеивают физические недостатки. Такие дразнилки небезобидны, они могут травмировать детскую психику. Так же бывают дразнилки-поддевки. Они отличаются от обычных дразнилок лишь тем, что имеют форму диалога. Исследователи считают, что все вышеописанные жанры являются ныне активными и могут использоваться детьми от 3 до 12 лет.
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости.
Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках.
Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление («Дразнило – собачье рыло»). Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы.
Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, выказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизнь ребенка утрачивает вкус, справедливость.
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться – не только профилактика душевного здоровья, способность выразить собственные отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию авторской сатирической поэзии. Литературные, авторские дразнилки – это сатира, откровенное осмеяние и разоблачение порока. Смешные, нелепые, удивительные ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам. Выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек привлекают тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что сам – то он совсем не похож на этих героев. Он играет роль пересмешника.
Таким образом, фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.
И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно
подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.
Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка!
Федорук с вершок,
Голова с горшок,
Шапка колышком,
Ножки бревнышком.
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала.
Вова, Вовка-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
— Это, бабушка, не я!
Это – кошечка твоя.
Алёша-белёша
Стуит три гроша:
Шейка – копейка,
Алтын – голова,
По две денежки нога –
Вот и вся ему цена.
Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.
Ванька-встанька карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!
Володя-Володей –
Полна шапка сухарей.
Сухари горячие,
Три копейки сдачи.
Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется –
Как пузырь надуется.
Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Федот худ,
Голова с пуд,
Нос крючком,
Хохол клочком.
Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.
Сережа оглянулся,
Пузыриком надулся,
А пузырик-то в лесок,
Скачет, скачет по грибок.
Казачок, казачок,
Оловяны пряжки,
Лычаны* подвязки.
Казачок, казачок,
Лубяные глазки –
Сотовы памазки.
_________
Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова – копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком.
Мирон ворона купил,
Три копейки заплатил.
Степанушка-Степан,
Наизнанку кафтан,
Шапка новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.
Вор-воришко
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошко.
Ворон, ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.
Скок, сорока,
Скок, сорока.
Слепб с ока,
Крива с бока.
Дрозд, дрозд,
Прост, прост,
Кованый нос,
Железный хвост.
Вьюр-вьюрок,
Кривлён носок,
Кривлён носок,
Ощипан бок.
Чили, Чили,
Воробей!
Клюй, клюй –
Конопель!
ХРАБРЕЦЫ
Наши-то портные
Храбрые были:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку –
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
ТОМ, СЫН ТРУБАЧА
Том, Том, сын трубача,
Украл свинью и дал стрекоча.
Украл он свинью и за это побит.
И вот он в слезах по дороге бежит.
БАРАБЕК
(как нужно дразнить обжору)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек.
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
Дразнилка про людей с Кейп-кода
Люди тресковые – все бестолковые,
Волосы чешут хребтиной тресковою
И для катания вместо коньков
Пару тресковых берут плавников.
ИСТОЧНИКИ:
Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
- Приговорка что это такое
- Приговоры первые сознательные движения ребенка часто своеобразная зарядка с переговорами что это